В исследовательской работе "Волшебный мир Зазеркалья"объектом исследования являлось зеркало.В ходе практической работы мой ученик определил свойства зеркал,узнал,где применяются зеркала в современном мире ,самостоятельно изготовил игрушку на основе зеркала и доказал свою гипотезу,что свойства зеркал -разнообразны и поэтому использование зеркал не знает предела.В исследовательской работе "Волшебный мир Зазеркалья"объектом исследования являлось зеркало.В ходе практической работы мой ученик определил свойства зеркал,узнал,где применяются зеркала в современном мире ,самостоятельно изготовил игрушку на основе зеркала и доказал свою гипотезу,что свойства зеркал -разнообразны и поэтому использование зеркал не знает предела.
Министерство образования и науки Республики
Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских
проектов младших школьников «Первоцвет»
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА “Волшебный мир зазеркалья”
“Наука и жизнь” секция
Выполнил: Анисимов Серей,
ученик3 класса МКОУ “Краснооктябрьская СОШ
им.Р.амзатова”
Руководитель
:
Абдуразакова
ИринаЮрьевна,
учитель начальных
классов,МКОУ“Краснооктябрьска
я СОШ
им.Р.амзатова”
Введение.
Объект исследования: зеркало
Предмет исследования: свойства зеркала
Гипотеза: Я предположил, что зеркала обладают разными
свойствами и поэтому их очень широко применяют в
современном мире.
Вид проекта: Индивидуальный, Долгосрочный, Опытно-
экспериментальный.
Методы исследования: Сбор и анализ информации из
печатных и интернет - источников, беседа, практические опыты
и экспериментирование, наблюдение, обобщение .
ЦЕЛЬ: Узнать, что такое зеркало и может ли современный
человек обойтись без зеркал.
Задачи: Узнать об истории возникновения зеркал;
В ходе практических опытов определить свойства зеркал;
Выяснить, где применяются зеркала в современном мире;
Самостоятельно изготовить игрушку на основе зеркала.1.Я решил начать работу над проектом с изучения истории
возникновения зеркал. ( Чтение познавательной литературы,
2. Составить «ленту времени» (какие зеркала были в разное
интернет.)
время)
3.Прочитать книги о зеркалах – сказки и рассказы. ( Какие
волшебные и загадочные свойства приписывали зеркалам)
4. Провести опыты и эксперименты с зеркалами.
5.Выяснить, где еще применяются зеркала.
6. Изготовить игрушку с использованием зеркал.
7. Оформить лэпбук «Зеркальная книга».
Однажды утром, собираясь в школу, я, как обычно, подошел к
зеркалу, чтобы проверить свой внешний вид. Поправив
воротник рубашки, я вдруг подумал: а что было- бы, если бы
зеркала не было? Как тогда я узнал бы, как я выгляжу? А ведь
зеркала есть везде - и дома, и в школе, и в больнице- везде.
Такой простой, обычный предмет, но без него не обходится ни
один дом, ни одно заведение. Откуда взялись зеркала? Кто их
придумал и изготовил, и как давно это произошло? Как раньше
люди обходились без зеркал? Для чего еще нужны зеркала, где
их применяют, и какие свойства есть у зеркала? Все эти
вопросы не давали мне покоя целый день. И тогда я решил, что
необходимо узнать о зеркалах как можно больше. В школе я
рассказал об этом своей учительнице, Ирине Юрьевне, и она
предложила мне сделать проект на тему
« Волшебный мир зазеркалья». Это и стало темой моей
исследовательской работы.
Основная часть.
1.Сначала я решил узнать, как и когда появились зеркала. Для
этого я сходил в библиотеку и взял несколько познавательныхкниг о зеркалах. Кроме этого мы просмотрели статьи в
интернете. Оказывается, впервые человек увидел свое
отражение в луже. Это и было первое «зеркало».
Но его нельзя было носить с собой, поэтому человек
задумался, как же сделать переносное зеркало? Чего он только
не пробовал- полировал камни, монеты, золотые и серебряные
пластины. Позже стеклодувы покрывали стекло различными
покрытиями. И когда они нашли секрет изготовления
настоящего зеркала, очень долго хранили его в секрете. В
России зеркальные стекла появились при Петре I и делали их
такой громадной величины, что это вызывало удивление во
многих странах.
2.После того, как мы собрали материал о возникновении
зеркал, Ирина Юрьевна помогла мне составить «Ленту
времени», в которой хорошо видно, как появлялись зеркала,
как они постепенно изменялись и какими становились.Эту
ленту я вместил в «Зеркальную книгу»-лэпбук.
3. Кроме познавательных книг, о зеркалах часто писали в
сказках и рассказах. Я решил узнать, в каких художественных
книгах упоминаются зеркала, какие волшебные и загадочные
свойства им приписывали. Оказалось, что таких книг не мало.
Например, с помощью волшебного зеркала в сказках
«Королевство кривых зеркал» и «Алиса в Зазеркалье» можно
было попасть в волшебную страну . В другой сказке- «Гарри
Поттер и философский камень»,- зеркало показывало
сокровенные мечты человека. В сказке Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» зеркало могло разговаривать . А
вот в сказке «Снежная королева» зеркало искажало все, что в
нем отражалось и показывало только плохое.
Зеркало всегда казалось людям немного волшебным
предметом, в нем есть какая-то загадка. Поэтому во всех этих
сказках зеркалам приписываются загадочные и волшебные
свойства. Кроме сказок, зеркала встречаются в стихах ,
рассказах и баснях.
Для того, чтобы узнать свойства зеркал, я провёл опыты и
эксперименты. Не всегда в новый год идет снег. Попробуем
получить снежную метель при помощи зеркал.
Опыт 1 «Зеркальная метель»Мне понадобился воздушный шарик, старые газеты и
бумажный клей .Сначала необходимо надуть воздушный шар и
хорошо его завязать. Последний слой
делаю белым ,выравниваю этим слоем мой шар и оставляю его
хорошо просохнуть. Теперь рву старые газеты на мелкие
кусочки и обклеиваю ими шар. Чем больше слоев-тем лучше.
Движущиеся зеркальца, на которые падает луч света от
фонарика с разных сторон и отражают его в разные стороны.
Чем больше зеркал, чем меньше они размером, тем сильнее
«зеркальная снежная метель».
Я сделал для себя
Вывод:
зеркала отражают луч света.
Пока шар сохнет, готовлю «зеркала»-беру старые, не нужные
диски и режу их не мелкие кусочки .(требуется помощь
взрослых) Прокалываю воздушный шар и вынимаю его
,начинаю обклеивать нашу форму зеркальными кусочками Наш
зеркальные шар готов! Включаем фонарик, направляем луч
света на шар и слегка его раскручиваем-началась Зеркальная
метель!
Опыт 2 «Зеркальное письмо»
В книге В.Губарева «Королевство кривых зеркал» у главных
героев очень странные имена- Гурд, Абаж, Анидаг. Что они
означают?
Загадку помогло раскрыть зеркало. Если прочитать эти слова ,
глядя в зеркало, получается Друг, Жаба. Гадина.
Вывод: зеркало отражает все то, что находится перед ним.
Но только не совсем точно, а меняя право на лево и
наоборот.
Опыт 3
Для проведения этого опыта мы взяли 2 зеркала и склеили их
сзади скотчем. Поставили зеркала прямо, перед ними
поместили свечу. Свеча отразилась один раз. Потом мы
постепенно разворачивали зеркала друг к другу. Чем ближе
становились зеркала , тем большее количество раз отражалась
свеча.
Вывод: зеркало имеет свойство многократно отражать
предметы.
Опыт 4Вывод: вода в термосе с зеркальной колбой осталась
такой-же горячей
.
Значит, зеркало отражает тепло. Для этого опыта мы взяли
2 термоса: один с зеркальной колбой, а второй- с
металлической. Скипятили воду в чайнике , залили в оба
термоса плотно закрыли крышки и оставили на несколько
часов. Когда через несколько часов мы открыли термосы, в
одном из них вода была такая-же горячая, а в другом-чуть
теплая.
Свойства зеркала:
1. Зеркало отражает луч света.
2.Зеркало отражает все то, что находится перед ним. Но только
не совсем точно, а меняя право на лево и наоборот.
3.Зеркало имеет свойство многократно отражать предметы.
4.Зеркало отражает тепло.
Для того, чтобы выяснить, где применяются зеркала в
современном мире, необходимо понаблюдать вокруг и
побеседовать со взрослыми.
В медицине: Стоматолог,
Лор-врач,
Водители,
Велосипедисты,
Автомобилисты
Парикмахеры,
Ателье,
Магазины
Для приготовления и хранения продуктов
Для развлечений (игры, игрушки).
В цирке ( комната кривых зеркал, фокусы
Военные и космонавты
Зеркало будущего:
Американские ученые придумали, как еще можно будет
использовать зеркало в будущем. Они предложили уложить
зеркальные элементы в дорожное покрытие. Такая дорогапригодится для электромобилей, которые будут заряжаться
прямо во время пути по н
Выводы, заключение :
В ходе работы над проектом я узнал для себя много
нового. Во-первых, узнал все об истории возникновения зеркал-
как и когда они появились, как изменялись и как производятся
сейчас. Во-вторых, ходе практических опытов определил
свойства зеркал. Главное свойство зеркала -отражение. В-
третьих, выяснил, где применяются зеркала в современном
мире. И ,наконец, самостоятельно изготовил зеркальный шар.
Кроме этого мы сделали «Зеркальную книгу», в которой
собрали интересные факты про зеркала.
И, самое главное, я доказал свою гипотезу:
Свойства зеркала очень разнообразны. И поэтому
использование зеркал не знает предела!Список литературы:
Самоглядное зеркало. Укр.нар.сказка.
Легенда Снежная королева. Г.Х. Андерсен
«Бобик в гостях у Барбоса»
«Алиса в стране чудес « и «Алиса в зазеркалье» Льюис Кэролл
«Аленький цветочек» обр.Афанасьева
«Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев
«Гарри Поттер и философский камень» Дж.К. Роулинг
«Зеркало и обезьяна» Басня. И.А. Крылов
Мифы и легенды Древней Греции( Миф о Персее и медузе
Горгоне; об Архимеде, спасшем Сиракузы)
«Секреты знакомых предметов. Зеркало» А.И. ШапироПриложение.