Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство +1
Взрослым
21.02.2018
Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"
В работе дается характеристика народным инструментам коренных малочисленных народов севера проживающих на Ямале. Исследуется музыкальная культура северных народов. Эта работа рассчитана на студентов колледжа, в частности для студентов обучающихся по специальности "Инструментальное исполнительство". В работе присутствуют иллюстрации к описываемым народным инструментам.документ
исследовательская работа(2).docx
Володина И.Ю. – преподаватель музыкальных дисциплин ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» О ЧЕМ ПОЕШЬ, РОДНОЙ ЯМАЛ?             Свою   исследовательскую   работу   я   посвятила   культуре   коренных малочисленных народов севера ­ ханты, манси ­   их музыкальной культуре, в частности   музыкальным инструментам.     Почему   же меня привлекла именно культура  северного народа?  Во­первых,  я живу в Ямало­Ненецком автономном округе, на земле коренных малочисленных народов севера, во­вторых я имею прямое отношение к музыке, музыкальным инструментам и в­третьих открыть для себя самобытную культуру этого удивительного народа.       Ямало­Ненецкий автономный округ, по названию полуострова неофициально именуемый   словом   Ямал,   один   из   самобытных   регионов   России.  Поверх   его богатейших недр всегда существовал культурный пласт со своим неповторимым набором ценностей.      Основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов, населяющих автономный округ. Суровая среда обитания на протяжении веков сформировала   традиции   быта   и   культуры   коренных   народов   Севера, существующие и поныне.           В   современных   небольших   поселках   и   городах   округа   нередко   можно встретить людей, придерживающихся канонов родной культуры. Данный факт находит подтверждение в использовании в повседневной жизни национального костюма, соблюдении традиционных норм и правил, в том числе религиозных. Глубинка   по­прежнему   знакомит   с   традиционным   укладом   жизни   коренных ямальцев, в основе которой лежат привычные для региона виды хозяйственной деятельности:   рыболовство   и   оленеводство.   Здесь   можно   по   достоинству оценить поделки из меха, бисера, дерева, кожи и кости, которые являются не только произведениями народного искусства, но и необходимым атрибутом в бытовой культуре коренных жителей: ненцев, ханты, селькупов. Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру.         Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.          Суровые   природные   условия   Севера   сформировали   совершенно   особое мировоззрение,   быт,   уклад   жизни,   которые   легли   в   основу   самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое.   У   народов,   связанных   единым   происхождением,   общими   природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни…. А древние традиции ­ это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа… Ханты   и   манси   ­   два   близкородственных   народа,   живущие   в   Северо­ Западной   Сибири.  Этнонимы  "ханты"  и  "манси"  образованы   от   самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. В качестве официальных названий они были приняты   после   Октябрьской   революции   1917   года,   а   в   старой   научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси ­ вогулами. Эти названия использовались в течение нескольких веков и стали привычными не только для окружающего русского населения, но и для самих хантов и манси. Этнонимы "остяки" и "вогулы" нередко можно встретить и в современной зарубежной литературе. Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился   ещё   один   термин   ­   обские   угры.   Первая   его   часть   указывает   на основное место проживания, а вторая происходит от слова "Югра, Югория". Так называлась в русских летописях XI­XV вв. территория на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители.         Не скрою, что работая над данной темой,  я узнал очень много нового об этих народах, их культура многогранна, не изведана до конца и манит своей таинственностью…. В антропологическом отношении ханты являются наиболее характерными представителями уральского антропологического типа, к которому относятся также   манси,   селькупы   и   ненцы.   Самые   близкие   родственники   хантов   по происхождению,   языку   и   культуре   –   манси.   Не   случайно   многие путешественники и ученые с давних пор говорили о них вместе,  а  созданный  на их  территории округ получил двухчастное название.           Музыкальная культура хантов и манси богата, но исследована она слабо. Больше   всего   известно   о   музыкальных   инструментах.   Они   были   нескольких типов.       У обских угров (ханты и манси) есть свой варган, он носит название тумран (томран,   варган,   конколь­лонколь) ­   самый древний,   у   народов   ханты   и   манси, самозвучащий   язычковый   простонародный музыкальный   инструмент   Тумран   обычно делается из ребра оленя (сууп­тумран) или дерева.  Представляет   из   себя   плоскую   реже металлическую   пластинку,   сужающуюся   на   конце,   с   вырезанным   посередине костяную   или   деревянную, язычком,   к   основанию   которого   привязана   нитка.   Форма   этого   инструмента напоминает лиру (древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент).          Играют на тумране так: слегка прижимая тумран к губам, указательным пальцем   правой   руки   дёргают   за   сухожильную   нить,   закреплённую   около основания язычка, последний приходит в движение, колеблется, и инструмент издаёт негромкие звуки, в подражание голосам животных или топоту копыт, сила и высота которых регулируется струёй выдыхаемого воздуха. Рот служит подвижным резонатором; изменяя форму и объём ротовой полости, выделяют необходимые для исполнения мелодии тоны обертонового ряда.       Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси   считают,   что   он   отгоняет   злых   духов   и   излечивает   больных.   Слабый тихий, почти не слышный звук и небольшой квартовый или квинтовый диапазон тумрана   ограничивают   его   репертуар   короткими   танцевальными   мелодиями, традиционными наигрышами и напевами.       Играют на тумране, и взрослые и дети, а вот у человека пришлого, чужого, не знающего секретов тумрана, игра не получится, как бы он ни старался! Тут важна сноровка и навыки игры на этом инструменте. В настоящее время существуют ансамбли тумранистов, в которых одновременно может звучать несколько тумранов.             Существовали две разновидности струнных смычковых инструментов с деревянным корпусом: у нин­юх и хум­юх корпус был овальный, а у    кугель­юх  с   выемкой,   наподобие   скрипки.   Две­три   струны делались из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.    Нин­юх (нинг­юх) – мужской струнный смычковый   музыкальный   инструмент,   разновидность   нерыпи только   меньшего   размера.   Распространён   у   народов   ханты   и   манси.  Нин­юх (нинг­юх)  имеет   деревянный   овальный   корпус   с   двумя   или   тремя   струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса.  По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как   и   на   скрипке   с   помощью   смычка,   отличающегося   по   форме   от   смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на   котором   играли   в   небольшом   обществе   по   вечерам,   поэтому   широко применяется на домашних праздниках. А Нерыпь (нэрнэ­ив) – это мансийская скрипка овальной или грушевидной формы,   выдолбленная   из   цельного   куска   дерева.   Нерыпь   более   сложный   в отличие   от   шумовых   и   ударных   инструментов,   что   говорит   о   высоком культурном уровне развития северных народов. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука (канифоль ­ сосновая смола – для смычка находится рядом ­ на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда   раскачивая инструмент навстречу смычку. Нерыпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения.      Более звучны два широко известных мужских инструмента:  нарс­ юх, панан­юх  типа цитры и тор,  тороп­юх  типа арфы. У первого инструмента корпус   выдолблен   из   цельной   плахи   и   напоминает   плоскодонную   лодку   с выступающей   нижней   частью.   Верхняя   часть   раздвоена   и   соединяется перемычкой. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок, проволоки.Под этот инструмент исполнялись героические песни, танцы на медвежьем празднике. Им пользовались также шаманы и певцы­музыканты­ лекари арэхта­ку.      Второй инструмент Арфа семиструнная («лебедь», «журавль» или «гусь») – многострунный, музыкальный щипковый инструмент древнего происхождения, простейшие типы которого были известны ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Распространена   у   селькупов,   обских   угров,   манси   и   хантов.   Это   один   из любимейших   музыкальных   инструментов   этих   народов.   У   манси   этот музыкальный   инструмент   называется  тоорсапт­юх,  буквально   в   переводе   с мансийского языка «с журавлиной шеей дерево» («журавлиная шея из дерева»), а у  северных  ханты  этот  инструмент,  очень  похожий  на  своего  мансийского собрата,   называется  тор­сапль­юх.    Семиструнная   арфа   ­   «лебедь» представляет   из   себя   большую   треугольную   (угловую)   раму,   на   которую   натягиваются   струны.   Корпус   и   шейка   арфы   сделаны   из   цельного   дерева. Существуют   даже,   передающиеся   из   поколения   в   поколение   секреты   выбора дерева для изготовления данного инструмента. Обычно музыкальность дерева (в основном   это   кедр   или   сосна)   определяется   зимой   с   помощью   деревянного молотка,   затем   подходящее   для   этой   цели   «музыкальное»  дерево   срубается, весной или летом сплавляется по реке, тщательно сушат и только потом из него делают   арфу.   Корпус   инструмента   по   форме   напоминает   лодку:   снизу округлённый,  сверху   покрыт   крышкой,   в   которой   просверлены   резонаторные отверстия разной формы. Конец шейки вырезан в виде птичьей, иногда­   конской   головы.   В   угловом   пространстве   между корпусом и шейкой натянуты от 7 до 13 струн, сделанных из меди   или   бронзы.   Тембро­звуковые   возможности   арфы позволяют   использовать   её   в   сочетании   с   другими музыкальными инструментами.          Играют на  торсапль­юхе  («лебеде») двумя руками: левой ­ мелодию, а правой ­ защипывают одну из нижних струн, издавая монотонные низкие звуки, придающие мелодии особую значимость и торжественность. Инструмент звучит негромко   и   весьма   мелодично,   его   голос   удивительно   сочетается   с   голосом исполнителя, без песен и сказок которого не обходится ни один праздник. Ну и конечно же бубен!  Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана. Он имеет вид плоского барабана, имеющего 11/2 фунта в диаметре и около 9 дюймов длины; одно основание его обтянуто кожей, а   другое   открыто   и   снабжено   двумя   крест   на   крест положенными деревянными палочками, служащими ручкой. Для   обтяжки   бубна   требуется   кожа   только   что   заколотого   оленя,   которого пожертвовал   сам   шаман   или   его   пациент.  Это   обычно   дикий   олень­самец.  С помощью   тупого   ножа   она   очищается   от   волос   и   жира   и   натягивается   на инструмент ещё мягкой и сырою. Покрышка бубна выкраивается из передней части спины оленя (без шеи).      Другой способ изготовления бубна такой: вырезанный кусок шкуры мочили в воде, затем свёртывали и держали некоторое время на солнце, чтобы выпала шерсть. После этого в центр шкуры вкладывали и затягивали ремешком какой­ нибудь предмет, например, серебряный рубль. Через некоторое время шкуру натягивали   на  обод  и  прикрепляли  к  нему, а затем  этот  предмет  вынимали. Образовавшаяся слабина исчезала при последней сушке на солнце. Досушивали бубен  над  огнём  костра  на  перекладинах.  Рукоятку  бубна  делали  из  любого дерева.   Для   бубна   ещё   необходима   палочка­колотушка,   также   обтянутая оленьей кожей (со лба осеннего телёнка) с короткими волосами. Этой палочкой шаман   бьёт   в   бубен.   Палочке­колотушке   ножом   придавали   лопаткообразный вид.          Бубен шаману делался не сразу, а спустя несколько лет после начала его шаманской деятельности. При этом шаман­учитель указывал новичку, где нужно срубить лиственницу для остова бубна. После нескольких лет использования шаман  указывал,  где   нужно   подвесить   подвески (колокольчик,  железные   или медные подвески).           Для   ямальских   ненцев   характерными   являлись   бубны   овальной   или яйцевидной формы, размерами, примерно, 60 х 50 см. Обечайка из лиственницы, шириной от 8 до 10 см представляет собой обруч, соединённый в одном месте путём прошивки ремешков.       В Малоземельской тундре встречается бубен несколько иной конструкции, так   как   он   меньших   размеров   (около   40   см   в   диаметре),   круглой   формы. Рукоятка   его   представляет   собой   две   деревянные   палки,   одна   из   которых длиной   в  26   см   образует   как   бы   хорду   и   прикреплена   к   обечайке  (с  одной стороны она вставлена в отверстие обечайки, с другой­ привязана к обечайке ремешком).   На   расстоянии   15,5   см   от   одного   конца   рукоятка   имеет четырёхугольное сквозное отверстие, в которое вставлена под прямым углом к первой вторая деревянная палочка длиной 6 см. Этот тип бубна не встречается   Ямала.  больше Колотушки  к  таким  бубнам  имеют  обычно  длину 40  см  и форму  лопатки  с районах других   каких ни   в       рукояткой. Конец рукоятки часто  изображает лицо. Широкую  часть лопатки обёртывали  мехом  или  кожей  и  обвязывали   тонкой  верёвочной  или  жильной ниткой.         Бубны используются шаманами при совершении религиозных обрядов, так как считается, что их звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Под громкие звуки бубна шаман общался с духами и через него духи передавали свою волю людям. Бубен передавался по наследству от отца к сыну, потому   что   считалось,   что   он   приносит   удачу   семье   и   человеку,   которому завещан.           В   настоящее   время   бубны   как   музыкальный   инструмент   используются танцевальными   коллективами   Ямала   при   исполнении   национальных   ненецких танцев, танцев ханты и манси.          Музыкальная культура малочисленных коренных народов Ямала (хантов, манси, селькупов  и  ненцев)  изучена  плохо,  поэтому  сведений,  в частности  о национальных музыкальных инструментах имеется очень мало, но и эти данные позволяют   судить   о   достаточно   широком   наборе   национальных   музыкальных инструментов ямальских аборигенов, а также об обширных исторических связях жителей   Ямала   с   другими   народами. У   народов   ханты   и   манси,   сумевших сохранить свои традиции, а вместе с ними и музыкальные инструменты, которых было   почти  27  видов,   музыкальные   инструменты   просто   музыкальными   и  не были. Каждый инструмент был связан с определённым ритуалом, с тотемом и говорил   предков, которые  после  смерти  превращались  в священных  зверей  ­ горностая, росомаху, соболя, бобра, медведя, чтобы потом по истечении какого­ то  времени  снова  стать  людьми. У ханты и манси  широкое  распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс­юх, кугель­юх, нерыпь, нин­юх, лютня и многие   другие. Наличие   в   народном   инструментарии   струнных   щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным ­ струнным и многострунным. У северных селькупов и ненцев, в отличие от ханты и   манси,   был   всего   один   единственный   музыкальный   инструмент   ­   это шаманский   бубен   (пензер). Музыкальные   инструменты   северных   народов изготавливаются   обычно   вручную   из   природного   материала   ­   прекрасно высушенного   дерева,   кости,   жил,   волоса,   травы,   листьев. На   музыкальных инструментах играли в обычной обстановке и во время религиозных церемоний, где они выполняли ту же функцию, что и шаманский бубен. Само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с   духами,   а   также   считалось   сверху   посланным   даром   и   давалось   только избранникам духов.        Ямал – уникальный поликультурный регион, хранящий колоссальный опыт бытия, традиций, обычаев разных народов.           Коренное население Ямало­Ненецкого автономного округа представляет большой   интерес   для   этнографов,   специалистов   иных   смежных   дисциплин. Несмотря   на   все   социальные   потрясения   двадцатого   века,   аборигенное население сохранило основные традиции своей жизни и культуры Политические, экономические,   социальные   новации   уходящего   столетия,   видимо,   слабо затронули глубинные слои этносов Обского Севера Они сохранили, в первую очередь, свое традиционное хозяйство оленеводство, рыбодобычу и, безусловно, крайне важное для них отношение к природе. Со всем этим очень тесно связана духовная   культура.   Во   многих   отношениях   аборигены   Ямала   существенно отличаются от малочисленных народов других континентов. Там значительное число коренных этносов, по различным причинам, не выдержало пресса западной цивилизации   и   культуры,  фактически   утратив   свои   этнокультурные   отличия. Сегодня ученые Старого и Нового Света по крупицам собирают и воссоздают этнографию   населения   регионов   мира,   возрождают   утерянные   этнические традиции. На Ямале же, в среде коренного населения, они по­прежнему широко бытуют, переживая определенный Ренессанс. К свободному изучению традиций аборигенов   Ямала   обратились   не   только   профессиональные   ученые,   но   и специалисты гуманитарных отраслей из среды собственно коренного населения. Они начали изучение своих народов первоначально на любительском уровне, но быстро перешли  на профессиональный, завоевав  авторитет и уважение среди корифеев   этнографии.   Историки,   этнографы,   антропологи,   вышедшие   из сообщества аборигенов, привнесли в науку о народах важный элемент — взгляд из глубины. Это позволило переоценить часть существующих концепций, дать им новый   стимул   и   новое   понимание   процессов,   идущих   в   среде   коренного населения,   объяснить   этнокультурные   явления,   бытующие   у   народов Ямальского   Заполярья.   Этнология   последних   лет   выявила   наиболее специфичные   особенности   типов   хозяйств   коренного   населения   Севера,   что позволило сохранить традиционный уклад жизни и мировоззрения аборигенов. Этнические   исследования   продвинули   вперед   и   виды   культурной   жизни, существовавшие   у   традиционалов.   Многие   элементы   традиционной   культуры получили   новое   выражение   языком   современной   хореографии,   живописи, музыки,   декоративно­прикладного   искусства,   литературы,   фольклористики   и поэзии...   В   последние   десятилетия   уходящего   века   к   изучению   аборигенных этносов   Ямало­Ненецкого   округа   подключились   антропологи,   лингвисты, палеогеографы, археологи, специалисты иных дисциплин. Однако исследования пока ставят больше вопросов, чем дают ответов. В науке нет единой теории, раскрывающей тайну появления ненцев, селькупов, ханты в высоких широтах, тайну формирования их культуры, сохранившей себя на протяжении столетий. На   эту   тему   существует   несколько   гипотез,   каждая   из   них   интересна   и любопытна, но ни одна не отвечает полностью на задаваемые учеными вопросы.       Список  литературы: 1.   Кулемзин   В.М.,   Лукина   Н.В.   «Знакомьтесь:   ханты»,   ­   Новосибирск:   ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992, ­ 136 с. 2.   Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология. Тобольск,1991, вып.1 3. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998 4. Пелих Г.И.Происхождение селькупов. Томск, 1972 5. Перевалова Е.В. Этническая история северных хантов (обдорско­куноватская группа) в 17­начале 20 вв.Канд.дис.Екатеринбург. 6. Хомич Л.В. Ненцы.­М.­Л.1966. 7. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев. 8.   Ямал:   Энциклопедия   Ямало­Ненецкого   автономного   округа,   Т.1.Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С.

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"

Исследовательская работа "О чем поешь, родной Ямал?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018