Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл +1
16.11.2018
В исследовательской работе сделана попытка исследовать образ лирического героя стихотворений Н.Н.Бурминского, уроженца села Сергеевка Подгоренского района Воронежской области и обрисовать галерею женских образов, пленивших сердце и самого автора, и героя его стихов.
Цель работы: анализ творческого метода поэта Н.Н.Бурминского в изображении лирического героя.
Дуплякина Л.А. Конкурс Моя Россия.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя
общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района
Воронежской области
Районная краеведческая конференция обучающихся
«Край родной»
Номинация: «Культурное наследие родного края»
Образ лирического героя
в творчестве члена литературного объединения
«Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Выполнила ученица 10 класса
Черникова Диана.
Руководитель:
Дуплякина Людмила Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Сергеевской СОШ,
396947, Воронежская обл., Подгоренский рн,
с. Сергеевка, ул.Победы, д. 118;
Конт. телефон: 8.920.466.5897;
Email:[email protected]
с. Сергеевка 2017
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Истоки творчества поэта ……………………………………………5
Глава 2. Образ лирического героя в стихотворениях Н.Н.Бурминского ….7
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература.
…………………………………………………………………….14
Приложение………………………………………………………………..........15 Как зарница, в памяти вспышка
Просто так, без всякой причины:
Каким романтичным мальчишкой
Был очень взрослый мужчина.
Н.Бурминский «Невозможность»
Введение
В самом начале 21го века в культурной жизни Подгоренского района
произошло яркое событие: любители поэзии узнали новое имя – Николай
Николаевич Бурминский. (Рис.1) Став членом литературного объединения
поэтов Подгоренского района «Эдельвейс», (в настоящее время – «Зеркало»)
Николай Николаевич, в те годы глава Сергеевского сельского поселения,
заявил о себе как о ярком, искреннем, талантливом художнике слова,
которому подвластна красота русской речи, ее образность, которому верой и
правдой служат колоритные изобразительновыразительные средства языка.
В 2005 году жители Подгоренского района познакомились с
творчеством поэта, получив возможность побывать на бенефисе в честь
Н.Н.Бурминского, услышать его стихи в авторском исполнении и в
исполнении артистов районного Дворца культуры. Многие любители поэзии
приобрели первый сборник стихов Н.Н. Бурминского – «Твои пальчики как
ноты…». В дальнейшем он печатался в районной газете «Подгоренец», цикл
стихов поэта вошел в сборники «Качели времени», «Там, где живет мечта».
Основная тема творчества поэта – любовь к женщине, восхищение ее
красотой, желание быть любимым тою, что пленила воображение лирического
героя. В своей работе мы с руководителем сделали попытку исследовать образ
лирического героя стихотворений Н.Н.Бурминского и обрисовать галерею
женских образов, пленивших сердце и самого автора, и героя его стихов.
Цель работы: анализ творческого метода поэта Н.Н.Бурминского в
изображении лирического героя.
Задачи:
* изучить биографию Н.Н.Бурминского;
* попытаться понять истоки вдохновения поэта;
* изучить творчество поэта;
* попытаться проникнуть в творческую лабораторию художника слова;
* познакомить любителей поэзии с лирикой Н.Н.Бурминского.
Актуальность нашей работы заключается в том, что специальных
исследований творчества Н.Н. Бурминского не существует. Есть прекрасные
отзывы о его стихах старейшей поэтессы Подгоренского района, одной из
основательниц ЛИТО «Эдельвейс» Веры Бод, членов ЛИТО Татьяны
Карягиной, Любови Тобратовой. Наша работа – это первая, надеемся, удачная
попытка раскрыть секреты мастерства человека, влюбленного в литературу,
рискнувшего показать читателю жизнь своей души. С нашим исследованием
будет полезно познакомиться старшеклассникам, изучающим любовную
лирику, так как оно поможет понять красоту и глубину чувств поэта
современника.
Предметом исследования являются сборник стихов Н.Н.Бурминского
«Ваши пальчики как ноты…», сборники стихов подгоренских поэтов «Качели
времени» и «Там, где живет мечта». Глава 1. Истоки творчества поэта
А.Блок говорил: «Только влюбленный имеет право на звание человека».
Если с этой точки зрения смотреть на творчество Н.Н.Бурминского, то его
можно с уверенностью назвать продолжателем, обновителем традиций
русской лирики. Ведь русская поэзия всегда умела творить неземной,
пленительный, нежный и обворожительный в своей простоте и святости
женский образ, иногда воздушный силуэт из предмета поклонения, восторга
лирического героя.
Анализируя стихи Н.Н.Бурминского, можно сделать вывод, что поэт
следует в своем творчестве пушкинским, блоковским традициям, это заметно
во многих его стихах. Воспевая женскую красоту, он находит нежные, мягкие,
теплые, страстные и смелые в своей прямоте и откровенности слова. Женщина
для него – объект обожания, но в большей степени – объект обладания. Это
сближает его стихи с творчеством С.Есенина.
Изучив биографию поэта, мы сделали вывод, что Н.Н.Бурминский
сформировался как лирик благодаря тому, что в его семье детям с раннего
возраста прививалась любовь к чтению, особенно к произведениям
классической литературы. Когда Николай Николаевич пошел в школу, для
него открылись новые горизонты, так как он стал познавать мир с разных
точек зрения. Николай учился увлеченно, ему легко давались математика,
физика, химия. Но с особым упорством он занимался изучением русского
языка, литературы, тайн художественного творчества. Прозаические
произведения, стихи любимых писателей и поэтов будоражили воображение, заставляли видеть красоту человеческих взаимоотношений, учили понимать
людей, бережно относиться к их чувствам. Литература обогатила мир
сельского паренька, который жил вдали от крупных населенных пунктов, в
хуторе Должик Подгоренского района, где рядом был таинственный лес, где
зимою снег заметал дома под самые крыши, где весной холмы и овраги
покрывались ярким ковром из разнотравья, а летом спели в полях хлеба…
Родная природа помогала юноше находить яркие, точные образы для
первых стихов, помогает и сейчас, когда Николай Николаевич стал
признанным поэтом, мастером пера. Поэтому героиня его стихов
«зеленоокая», фата невесты – «снежнобелая». Девушка «как березка,
разневестилась», у нее «струиволосы, как дожди», ее руки – «пара белых
птиц», она «спокойная, как зимой закаты», «в платьице березовом», губы ее –
«набухшие почки». Осень у поэта «брызжет желтизной», «листьями
каруселится». Зимою у него «белые дали безбрежные». Летом героиня
стихотворения «…взяла…радуги нежный огонь». Весною «зеленые руки
машут /Светлых и гибких берез»…
Мы считаем также, что на формирование поэталирика оказала большое
влияние и учительница русского языка и литературы Белик (Холковская)
Раиса Александровна, которая преподавала в Сергеевской восьмилетней
школе, куда Николай Николаевич пришел из Должанской начальной школы в
5 класс. Раиса Александровна только начинала свою педагогическую
деятельность, была обаятельна и очень нравилась всем без исключения
ученикам. Ее уроки были самыми любимыми для многих мальчишек и
девчонок. Многие ученики начинали писать стихи именно благодаря ее любви
к поэзии, к русскому языку и литературе. Она сумела увлечь поэзией и
Николая Николаевича. Глава 2. Образ лирического героя в стихотворениях
Н.Н.Бурминского
Лирический герой в стихотворениях Н.Н.Бурминского многогранен и
романтичен. Это взрослый, зрелый мужчина с душой мальчишки, юноши. Он –
восторженный певец женской красоты, решительный и робкий, ликующий и
страдающий, пытающийся понять сокровенные тайны очаровавшей его
женщины, согреть ее своим теплом, заботиться о ней страстно и нежно.
Встречи с женщинами в его стихах часто случайны, мимолетны, но они
оставляют яркие впечатления в душе лирического героя, незабываемые
воспоминания. Стихи поэта – часто лирический разговор героя с женщиной,
его исповедь, признание, грусть, иногда – ирония, раскаяние, но чаще –
надежда на взаимность, желание служить возлюбленной, быть рядом,
любоваться ее красотой. Он очарованный мужлюбовник с душой ребенка.
Тема стихотворения «Летние качели» (Рис.3) – описание случайной
встречи лирического героя с босоногой, мокнущей под дождем незнакомкой:
«Смеешься взяла в ладонь
Ливня линейку косую
И радуги нежный огонь». Лирический герой предлагает спрятаться под его зонтик. И, когда она
оказалась рядом, он чувствует: «чтото случилось с нами». У него возникает
желание нарисовать девушку, но «не кистью … стихами».
Плечи незнакомки «нежнее инея», глаза «чуть озорные /Сильнее, чем
море синее,/Теплее, чем берег Крыма». Их пребывание под зонтиком
«сладкий плен». Лирический герой забывает обо всем, увлекшись
незнакомкой, любуясь ею, рисуя её образ, он как бы расширяет рамки своей
картины:
«Рисую солнце и лето,
Птиц, что над нами поют».
Дождь закончился, пора бы сложить зонтик, но лирический герой прячет
от посторонних глаз красу, которую «в ливне нашел». Он хочет продлить
очарование встречи и предлагает незнакомке: «Постой, я тебя дорисую».
Стихотворение своеобразный рассказвоспоминание лирического героя,
адресованный героине, которую автор не может забыть, помнит встречу с ней
ярко, до мелочей, подробных деталей. Оно наполнено летним теплом,
нежным огнем радуги, косыми струйками дождя, на фоне которых возникает
образ босоногой девушки.
В коротеньком, немногословном стихотворении «Почему?»(Рис.4)
лирический герой пытается понять, почему ушедшая к другому невеста
грустна. Он знает: «Песни нам венчальные /Никогда не петь».
Потеря любимой – «ледяная, знойная, горькая утрата...».
Девушка не выдает своих чувств. Это удивляет героя:
«Почему
спокойная,
Как зимой закаты?
Ты, зеленоокая , Молода, свежа.
Отчего жестокая,
Как удар ножа?»
Он пытается понять, почему его возлюбленная льнет к другому, но не
радуется этому: «Почему ж ты грустная?» Ответа на свой вопрос он,
чувствует, не получит, хотя о причине грусти догадывается…
В стихотворении «Девушка из прошлого» (Рис.5) с лирическим героем
происходит фантастическая история: он встречается с девушкой из прошлого:
«И двести лет упали в вечность,
А девушка из жизни той...»
Ее образ полон поэзии, волшебства и очарования:
«Струящаяся, как мираж,
Как музыка и вольный ветер».
У появившейся перед героем девушки «глаза искрятся под вуалью»,
«на дуэльных пистолетах» её «перчатки с шалью».
Здесь и знак риска, опасности, смерти – дуэльные пистолеты . И знаки
интимной близости – «перчатки с шалью».
Автор скупо описывает последнюю встречу с девушкой из прошлого:
«Последний раз в ночи карета,
Шуршащих юбок облака
И непослушного корсета
Застежки. «Вот и все. Пока».
Лирический герой чувствует себя уверенно, уходит на заре, но пуля
соперника достигает героя любовника: «на васильковом пустыре» в его
грудь влетает свинцовая пуля. В этот же миг герой возвращается в двадцатый век, а девушка остается в «жизни той». Совершая путешествие в прошлое,
автор передает дух времени, рисуя карету, дуэльные пистолеты, перчатки с
шалью, вуаль, облака шуршащих юбок, застёжки корсета. Всё изысканно,
утонченно, древнесовременно.
В стихотворении «Далекая невеста» (Рис.6) автор опять оказывается в
прошлом, но уже в 19 веке, в осеннем Петербурге, на берегу Невы. Строки
овеяно легкой грустью, мечтой о недостижимом: прекрасной невесте далекого
века. Автор рисует детали: «Хрупкий овал плеча», свеча с «желтыми каплями
воска», «вуаль, прическа изящная"/ На гордой головке в поклоне». Здесь
близость, перекличка с блоковской Незнакомкой: «... розовые и
прозрачные /Узкие ваши ладони».
Девушка улыбается сквозь дымчатое стекло, за окном экипажа дождь,
и лирический герой хочет согреть её, озябшую, своим плащом.
Но этот образ опять не реальность, а мечта:
«Такая неповторимая...
В жизни вам нету места
Придуманная и любимая
Далекого века невеста».
Лирический герой Н.Бурминского совершает путешествие не только во
времени, но и в пространстве. Так, в стихотворении «Парижанка» автор
рисует прекрасный образ француженки, мадмуазели «из Елисейских полей».
Лирический герой любуется озорной девушкой «в кринолине и светлых
шелках» пытается понять, «Показалось иль улыбнулась /Изза веера в легких
руках?». Он любуется ею, её «летящими ножками / В туфельках
французских». Герой не торопится познакомиться с парижанкой, но знает, что
встреча их неизбежна: «Не может быть даже речи,
Что выхода не найду,
На обнаженные плечи
Светом луны упаду».
Причудливо переплетаются реальность и сон.
Мечта или
действительность парижская ночь? Если встречи не было, откуда тогда
«розовые хризантемы / У утреннего крыльца?»
В стихотворении «Параллельные миры» (Рис.7) поэт «подбросил до
самых небес душу свою заснеженную» и из зимнего метельного леса попал в
май «с яркою листвою с фантастического клише». Лирический герой
рассказывает женщине, которую он встретил в параллельном мире, о том, что
она согрела его душу:
«И ты горячей рукою
Прикоснулась к моей душе.
Зашла ты в мою пургу.
Все таяло, где ступала.
И синий огонь на снегу,
Где твоя перчатка упала».
Но плакали березы среди «весеннего пира...», у женщины из Зазеркалья
тоже «влажнели...глаза».
В подарок из Безвременья герою остаются «перчатка и горький смех»,
потому что в параллельные миры
«не протиснуться, не пройти
ни легким туманом, не сталью.
Нету сюда пути». Что происходит с лирическим героем, когда от него уходит любовь?
Его мир рушится,
стихотворении «Безнадежность»:
наступает катастрофа. Об этом поэт пишет в
«Мысль, как рапира, остра,
Сверкающая и бесстрашная
А в сердце и глянуть страшно,
Там пепел седой костра».
Герой не понимает, убит он или жив. Его крылья «отрублены напрочь»,
ему хочется исчезнуть, «рассыпаться пылью / Прорасти зеленой травой...»
Сумерки души, безнадежность результат потери любви.
Сюжеты стихотворений Н.Бурминского – это сюжеты страстного
ожидания и волнующей встречи с единственной возлюбленной, и множества
иных «встреч», иных «ожиданий». В стихах поэта много мотивов встреч,
разлук, сожалений о невероятной хрупкости, призрачности Красоты.
Женщина в его стихах всегда немного «…придуманная и любимая». Он готов
согреть ее теплом, подарить ей свою нежность.
«В холодном таком феврале,
Твою зная к теплу привычку,
Хочу быть цветком на столе
И на пальчиках – рукавичкой».
Для лирического героя поэта в большей степени важно слияние не душ,
а тел, гармония мужского и женского начала, пусть кратковременная,
мимолетная, но яркая, и – поэт надеется – взаимно незабываемая. Часто
описываемая близость – явление не реальное, а воображаемое, это прекрасный
вымысел, полет фантазии, безгрешные, очаровательные грезы. Сам поэт в
предисловии к сборнику «Ваши пальчики как ноты…» писал: «…Она, героиня моих стихов, всегда будет таинственной, всегда останется
выше любых эпитетов, прекраснее любых сравнений, потому что это мечта.
Женские образы в моих стихах срисованы с вас, милые дамы –
знакомых, малознакомых и совсем незнакомых. И если ктото из вас узнает в
них себя это случайность. А может быть, и нет.
В самых дерзких строках, самых рискованных рифмах я очень старался
быть предельно деликатным, чтобы не перешагнуть грань между красотой и
пошлостью. Как это получилось – судить вам».
Считаем, что это ему вполне удалось. Заключение
Познакомившись с биографией и лирикой Н.Н.Бурминского, мы смогли
проникнуть в его творческую мастерскую, показать особенности создания
образа лирического героя. Мы считаем, что цель, которую мы ставили перед
собой, достигнута, задачи решены, так как каждый познакомившийся с нашим
исследованием сможет глубже понять истоки творчества поэта, самобытность
его стихов, многоликость героинь и почувствовать рыцарское, романтическое
отношение к ним лирического героя, который ценит в женщине прежде всего
красоту и нежность, изысканность и элегантность, утонченность и страсть. Литература:
1. Н.Н.Бурминский «Ваши пальчики как ноты…», Воронеж, ООО «Ромоль»,
2005 г., с.108.
2. «Качели времени».Стихи, ГУП ВО «Воронежская областная типография –
издательство им. Е.А.Болховитинова», Воронеж, 2007 г., с.164.
3. «Там, где живет мечта». Стихи подгоренских поэтов, Воронеж, 2013 г.,
с.320. Приложения
Биография Бурминского Николая Николаевича
Бурминский Николай Николаевич родился 09.01.1954 года в х. Должик
Подгоренского района Воронежской области. Учился в начальной школе в х.
Должик, закончил восьмилетнюю Сергеевскую школу и 910 класс
Белогорьевской средней школы.
После окончания школы в 1971 году поступил в Воронежской
технологический институт и окончил его с отличием в 1979 году. С 1973 по
1975 год проходил военную службу в армии.
Трудовую деятельность начал в 1979 году, работал старшим инженером в
УралВНИИАШ, техникомэлектриком в межхозяйственном предприятии,
старшим инженером диспетчером в райсельхозтехнике, заведующим
орготделом райкома КПСС, секретарем парткома. С марта 1990 года по март
2014 год главой администрации Сергеевского сельского поселения, а с июня
2014 года по настоящее время заместитель редактора районной газеты
«Подгоренец»
Женат, имеет двух сыновей 1980 и 1984 года рождения.
Отзывы о творчестве Н.Н.Бурминского
«Стихи Бурминского привлекают свежестью и искренностью, образы
поражают новизной…
Стихи Николая Николаевича – это песня о красоте, гимн женщине и
возвышенной любви…Автор воспевает любовь чистую и самоотверженную:
«запутаюсь лентой яркой
В водопаде твоих волос»
И – «лягу легкой дорогой,
По ней ты тихо пройдешь». Даже драматические моменты в стихах у Н.Н.Бурминского трогательно
светлы: когда «…был конец без начала», то лирическому герою снится метель и
«…бабочка на снегу».
Член литературного объединения «Эдельвейс» В.М.Бод
«Стихи поэта Н.Бурминского – это тонкое, изящное кружево, легкий
флер, обволакивающий и кружащий голову, это музыка и фантазия,
необъяснимый магнетизм и шарм. Его стихи неповторимы и неподражаемы,
волшебны и непредсказуемы».
Член литературного объединения «Эдельвейс» Т.А.Карягина
«…Любое из прочитанных стихотворений захватывает полностью и без
остатка. Женские образы пленительны и очаровательны. Женщина – первая
скрипка в оркестре его чувств и переживаний. Лирика настолько яркая, сочная
и насыщенная, что кажется, будто автор пишет аккордами. У него даже грусть
не черная, а «цветная»…Так любить и ценить женщину дано не всем».
Член литературного объединения «Эдельвейс» Л.С.Тобратова Рис.1 Н.Н. Бурминский Рис.2. Обложка сборника
Рис. 3. Иллюстрация к стихотворению Рис.4. Иллюстрация к стихотворению
«Летние акварели» «Почему?» Рис.5. Иллюстрация к стихотворению Рис. 6. Иллюстрация к стихотворению
«Девушка из прошлого» «Далекая невеста»
Рис. 7. Иллюстрация к стихотворению
«Параллельные миры»
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Исследовательская работа Образ лирического героя в творчестве члена литературного объединения «Зеркало» Подгоренского района Н.Н.Бурминского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.