Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»
Оценка 4.9

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
doc
воспитательная работа +2
10 кл—11 кл +1
30.11.2018
Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»
Проекты, о которых говорится в методической разработке, социально-ориентированы, т.е. благополучатели - жители муниципального образования. Они подразумевают конкретные действия, на которые выделяются средства. В их планирование и реализацию вовлекается молодежь возраста 14–30. Разработанные проекты реалистичны, имеют практическую направленность: направлены на реализацию молодежных инициатив в сферах патриотического воспитания, спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды.
Технология социального проектирования.doc
Подгоренский район Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сергеевская средняя общеобразовательная школа         Методическая разработка «Опыт применения технологии  проектной деятельности» Выполнила Дуплякина Л.А., учитель русского языка                                                         396571, село Сергеевка,                                                                  ул. Есенина, 34                                                                  Телефон: (473 94) 56­1­67                                                                  Электронная почта:                                                                    shkola­sergeevskaya.@ yandex.ru  2018 1 Введение Учащиеся  нашей школы в течение ряда лет успешно занимаются созданием  социально значимых проектов ­ системы взаимосвязанных мероприятий, реализующихся в  течение 1­ 4 месяцев. Разработанные ими проекты социально­ориентированы, т.е. благополучатели ­  жители муниципального образования. Проекты  подразумевают конкретные действия, на которые выделяются средства. В  их планирование и реализацию вовлекается молодежь возраста 14–30. Разработанные  проекты реалистичны, имеют  практическую направленность:  направлены на реализацию  молодежных инициатив в сферах патриотического воспитания, спорта,  охраны здоровья,  охраны окружающей среды. Начиная   разговор   о   социальном   проектировании,   попытаемся   разобраться   в терминах, суть которых нам предстоит понять. Проект ­ это предметное представление идеи в виде конкретных идей. Модель ­ это описание, которое отражает реальность на уровне абстракции, когда любой мысленный образ (изображение, описание какого­либо объекта или процесса) используется в качестве “заменителя” реально существующего (объекта или процесса). Проектирование   ­  это   процесс   описания   ограниченных   во   времени   целенаправленных изменений   системы   (или   ее   отдельных   элементов)   с   установленными   требованиями   к качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности. Таким образом,  социальное проектирование  ­  есть способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению,   а   также   описание   необходимых   ресурсов   для   практической   реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи. ТОПОЛОГИЯ  ПРОЕКТОВ: Научно­технические Строительные Оборонные       Экономические Технологические               Космические Образовательные               Экологические                          Социальные Социальный   проект   ­  это   модель   предлагаемых   изменений   в   ближайшем социальном окружении в виде: а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений; б) графического изображения (чертежей, схем, и т.д.) в)   числовых   показателей   и   расчетов,   необходимых   для   осуществления   планируемых действий. Цель социального проектирования: ­   привлечение   внимания   школьников   к   актуальным   проблемам   данного   местного сообщества   и включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по решению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования: а)  повышение   общего  уровня  культуры  школьников   за  счет  получения   дополнительной информации; 2 б) формирование навыков “разумного социального” поведения в сообществе; в) закрепление навыков командной работы; г) совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.д.) Главное ­ реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе. Социальный проект, подготовленный и реализуемый школьниками, по своей природе инициативный. Школьники ­ инициаторы социального проекта сами: 1. Выявляют одну из актуальных социальных проблем местного сообщества. Формулируют цели и задачи работы над решением данной проблемы. 2. Проводят   первичную  подготовку   плана   и   необходимых   материалов     для   реализации проекта. 3. Сами завершают разработку проекта; 4. Обращаются в заинтересованные организации с просьбой провести экспертизу и (или) поддержать проект. Обучающиеся нашей школы изучили технологию  разработки социального проекта   и  смогли успешно разработать ряд социальных проектов, которые были признаны одними из лучших в муниципальном районе и участвовали в региональных этапах конкурсов.  Мы пришли к таким результатам: 1. Повышенная социальная активность старшеклассников, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе. 2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы школьников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации. 3. Реальный   вклад   старшеклассников   в     изменение   социальной   ситуации   в   местном сообществе. 4. Положительные изменения в сознании школьников, повышение уровня общей культуры личности. 5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела. 6. Изменение   общественного   мнения,   увеличение   числа   жителей,   готовых   лично включиться   в   практическую   деятельность   по   улучшению   социальной   ситуации   в местном сообществе. Сценарный план защиты проекта «Наш обновленный школьный двор»              Типичные ошибки. а) Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп старшеклассников. б) Переоценка старшеклассниками своих сил и возможностей проектной группы. в) Провозглашение “красивой” идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны школьников, то есть доведение до практических результатов. г)Отсутствие   реальных   источников   материально­технического   обеспечения   и финансирования предложенного социального проекта Шаг № 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. 3 Шаг № 2.  Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. Шаг № 3. Определение целей и задач социального проекта. Шаг № 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. Шаг № 5. Составление детального плана работы. Шаг № 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. Шаг № 8. Определение необходимых ресурсов и источников их получения. Шаг № 9. Составление бюджета проекта. Шаг № 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. Шаг №11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям. Шаг № 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе. Последовательность шагов № 1 ­ №12 ­ это разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников. Дальнейшие шаги с №13 до № 19 ­ это реализация  разработанного социального проекта. силами самой инициативной группы школьников: Шаг № 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту. Шаг № 14. Поиск делового партнера для реализации проекта. Шаг № 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов. Шаг №  17. Проведение плановых мероприятий. Шаг №  18. Контроль и оценка выполнения плана. Шаг № 19. Корректировка реализации проекта. Два последних шага №20 и № 21 ­ это подведение итогов работы над социальным проектом. Шаг № 20. Анализ результатов работы по проекту. Шаг № 21. Информирование общественности о результатах реализации проекта), 1. Актуальность и важность данной проблемы для села. Нужно отказаться от добрых  слов и заниматься добрыми  делами.                    Гуанъ­цзы, философ. Все началось с того, что летом 2013 года во дворе нашей школы  была открыта  универсальная спортивная площадка.  Мы получили возможность заниматься спортом, укреплять  дух и тело в цивилизованных условиях. Но вместе с тем наш школьный двор стал менее уютным,  так как было выкорчевано большое количество деревьев, украшавших территорию школы и центр  нашего села. Поэтому инициативная группа учащихся 9 ­11 класов решила разработать проект, в  результате реализации которого наш школьный парк стал бы более уютным, привлекательным,  цветущим. Мы создали команду, провели социологический опрос среди учащихся нашей школы и жителей села, встретились с  директором школы Слизкой Л.С., учителями МКОУ Сергеевской СОШ,   увлекающимися созданием малых ландшафтных форм ­ и у всех нашли понимание и поддержку. 4 Кроме того, мы ознакомились с оформлением парков и дворов в школах Краснянского района   Белгородской   области,   школах   Подгоренского   района   и   приняли   решение   своими силами изменить облик нашего школьного парка.  Целью   проекта     стало   создание   условий,   способствующих   пробуждению   любви   и уважения к  родному краю, стремления заботиться о его красоте и своеобразии. Перед нами стояли следующие задачи: 1. Воспитание  бережного отношения  к культурному и природному наследию родного края, патриотизма и нравственных качеств обучающихся. 2. Распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне. 3. Освоение навыков коммуникативной культуры. 4. Формирование умения работать в коллективе. 5. Развитие аналитических навыков и навыков критического мышления. 6. Формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных  проблем местного сообщества. Мы считаем, что наш проект имеет большую социальную значимость:   *  Для   школы:  повышение   рейтинга   среди   учащихся,   родителей,   социума, поднятие престижа ОУ, развитие отношений с социальными партнерами *  Комплексный   подход   к   воспитанию   гражданственности,   патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию; *   Создание   гуманистической   развивающей   среды   жизнедеятельности   учащихся, представление   им   дополнительных   возможностей   для   саморазвития,   самоутверждения, самовыражения; * Партнерское   отношение   с   другими   образовательными   учреждениями   и распространение собственного опыта. * Для родителей: выполнение социального заказа семьи по подготовке их детей к взрослой жизни в условиях села. *Создание   условий   для   возможной   организации   процесса   совместно времяпрепровождения,   способствующего   духовному   сближению   детей   и   взрослых, рождению общих интересов и увлечений; *   Личностное   и   профессиональное   самоопределение,   воспитание   людей, способных созидать, творить. *  Для школьников:  участье в областных и всероссийских конкурсах в области социального проектирования. * Гражданско­патриотическое,   экологическое  воспитание,   поддержка  программ ЗОЖ. * Для молодежи: поддержка талантливой молодежи села. * Создание школьного двора как образца эстетического вкуса. 2. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.     Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью  определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. Поэтому  в начале сентября 2013 года была создана инициативная группа из учащихся 9­11 классов  школы, зам.директора по ВР, учителей рисования и биологии.  Эта группа провела  социологические исследования среди обучающихся школы на тему: “Каким ты хочешь  видеть свой школьный двор?» Социологические исследования включили следующие формы работы: анкетирование, конкурс рисунков, макетов, сочинения.  5 Опрос родителей «Занятость детей в свободное время» дал такие результаты:  независимо от возраста дети предпочитают проводить свободное время, посещая кружки, секции,  заниматься на школьной спортивной площадке, а так же общаться с друзьями в школьном дворе. 3. Программа действий, которую предлагает команда. Мы предложили следующую программу действий: каждый класс разработал свой мини­ проект. Обсудив полученные разработки и предложения, мы наметили общий план действий, распределили   обязанности   инициативных   групп,   обучающихся,   учителей,   родителей.   В короткий   срок   общими   усилиями   мы   сумели   благоустроить   прилегающую   к   школе территорию,   создать   уютные   уголки   для   игр,   отдыха,   украсив   школьный   двор   клумбами, корзиной с цветами, альпийскими горками, миниатюрным прудом. Средства  для высадки  цветов на клумбы  были  собраны учителями  школы,  которые оказывали не только организационную, но и спонсорскую помощь. Камни для альпийской горки собрали учащиеся 10 класса. С этой целью они объездили окрестности   Сергеевского   и   Витебского   поселений   и   собрали   достаточное   количество природного камня.  Родители привезли чернозем, а ученики 5­го класса создали на альпийской горке живописные цветочные композиции. Обучающиеся начальных классов вместе с классными руководителями и родителями установили   у   входа   в   здание   школы   огромную   корзину   с   цветами,   сплетенную   из   ивовых прутьев, вырезали фигурку лебедя из автомобильной шины и покрасили ее алкидной краской. Обучающиеся   6   класса   и   их   родители   под   руководством   классного   руководителя Светличной В.В. установили рядом с корзиной   макет сруба колодца из березовых бревен, украсив его чучелом сидящего на шесте журавля. Семиклассники     с   классным   руководителем   Девицкой   Л.И.   оформили   уголок крестьянского   двора   с   оградой   из   березовых   прутьев,   пчелиными   ульями   и   фигурками крестьян, сделанными из березовых бревен. Обучающиеся   9­го   класса   по   периметру   школьного   двора   высадили   25   елочек, ухаживали за ними, но саженцы по какой­то причине не прижились.  Выпускники школы вместе с классным руководителем Литвиновой Н.В. установили в уютном уголке школьного парка, под величественными  соснами, скамеечки и оборудовали «пруд» с обитающими в нем «животными» и «рыбками», покрасив «морских обитателей» и скамейки краской для наружных работ. Доски и столбики для скамеек изготовил родитель Кравченко Е.А.. Вся проделанная работа приносила как взрослым, так и детям удовлетворение, так как плоды   коллективного   труда   проявляются   быстро.     За   короткое   время   школьный   парк преобразился,  в нем стало интересно проводить время. В нем можно  любоваться  красотой цветочных клумб и фантазировать, сидя на берегу «пруда» или у колодца, гордиться тем, что ты тоже внес свою лепту в преображение родного уголка земли. 4. Реализация плана действий и доказательная база выполненных командой работ. 6 Пресс – центр школы при помощи педагогов – филологов провёл конкурс сочинений «Двор моей мечты». Лучшие работы были представлены в школьной газете «Часики». Это  сочинения Черниковой Дианы (6 класс), Неваленой Оксаны (7 класс) и Гончарова Алексея. На стадии реализации проекта были выполнены следующие виды работ: 1.Участниками проекта измерен школьный двор и вычерчен в масштабе с  нанесением строений и растений. На нём выполнили разметку будущих преобразований. 2.Совместно с родителями организован и проведен субботник по уборке территории и подготовке к благоустройству.        3.Учениками 10­го класса под руководством классного руководителя Михеенко  Г.С. собраны на полях агрофирмы «Апротек» природные камни. Совместно с учителем  биологии, родителями и учениками 5 класса они обустроили альпийскую горку,  высадили на нее цветы. Из автомобильной шины вырезали фигурку лебедя, окрасили ее  и установили под ивой.         7 4. Учащимися 6­7 классов совместно с родителями и  классными руководителями  Светличной В.В., Девицкой Л.И. произведено раскрашивание  пеньков,  оставшихся  после спиливания деревьев, краской для наружных работ. Обустроен уголок  крестьянского дворика.              5.Родителями  и учителями начальных классов Шатиловой Н.Е. и Яковлевой М.Ю.  заготовлена лоза и из нее сплетена корзина для цветов.             6.Учащиеся 9 класса по периметру школьного двора высадили елочки.       8 7.Из тазиков и мисок изготовлены грибки – мухоморы. Из пластиковых бутылок и  пластмассовых крышек от майонезных ведерок изготовлены фигурки насекомых и  животных. Обустроен «пруд», установлены скамьи. 8.На стадии завершения проекта с сентября каждый четверг проводился традиционный  трудовой десант «Чистый двор».        В ходе реализации проекта для нас важна как практическая значимость проекта, так и возможность работать в коллективе, обсуждать и свободно высказывать свои мнения. Чувствовать, что ты являешься частицей коллектива, и с тобой считаются.                              Примечание: в папке содержится 8 приложений – социальных  проектов, разработанных в школе.                                                                  9 10

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»

Методическая разработка «Опыт применения технологии проектной деятельности»

Методическая разработка   «Опыт применения технологии  проектной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2018