Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова
Оценка 4.8

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Оценка 4.8
Лекции +1
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
06.09.2019
Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова
Данный конспект послужит подспорьем к подготовке ряда уроков по творчеству А.П. Чехова. Учащиеся принимают самое активное участие в работе на занятии. Целью данного урока является продолжение знакомства с биографией Чехова, его произведениями, тем самым подводя учащихся к чтению и анализу прочитанного.
конспект чехов.doc
Тема занятия: «Жизнь и творчество А.П.Чехова». Цели: : познакомить обучающихся с творчеством и фактами биографии писателя и  драматурга А.П.Чехова. Задачи: – вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить  представление студентов о произведениях писателя; – развивать мышление обучающихся, их творческое воображение и эстетическое  восприятие; – воспитывать в студентах нравственные качества на примере жизни писателя. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг  А.П.Чехова, надписи с именами героев для сценки. Тип занятия: изучение нового материала. Формы занятия: коллективная, индивидуальная, урок – путешествие по страницам жизни  А.П.Чехова. I. Оргмомент. Настрой учащихся на изучение нового материала, объяснение целей занятия, запись в  тетрадях темы, эпиграфа и 1­го вопроса темы (Страницы жизни А.П.Чехова). Страница 1. “Пролог”. Слово учителя: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял  кто­нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как  бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда –  болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не  слышит других», ­ писал Чехов. Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат  так, словно появились только что. Они относятся к нашей жизни. В них – весь Чехов.  Антон Павлович и был тем самым человеком “с молоточком”, который напоминает, что  жить скучно, бесполезно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и  одежда, и душа, и мысли”. Наш урок посвящается замечательному писателю и Человеку Антону Павловичу Чехову.  Мы пролистаем с вами страницы «книги жизни» «Человек с молоточком». Итак, страница  1 – «Пролог». Учащиеся записывают эпиграф: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов. II. 1. Изучение нового материала. Страница 2. «Семья, воспитание, формирование личности». Доклад учащегося (то, что подчёркнуто – записать в тетрадь) (Кудаев Роман): Родился писатель 29 января 1860 года на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту  поругороде Таганроге, в семье купца 3­ей гильдии. Отец ­ Павел Егорович Чехов был  весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, но занимался  торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб,  пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно ­  патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные  наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям  Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям.  По вечерам пели хором. Мать ­ Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила  исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и  посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный  пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей,   отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, любовь к природе и миру.   воспитывая в них  В семье Чеховых было семеро детей. Родители не одарили своих детей капиталом, но они  наделили их подлинным богатством – талантом. Старший брат Александр стал  профессиональным литератором, он поражал всех энциклопедической  образованностью. Брат Николай был ярко одарённым художником. Но из­за своей  бесхарактерности они не развили свои таланты. Отлично рисовала  Мария   Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа ­ со  стороны матери».   Павловна. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, очерки, рассказы. Антон  Торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился и вынужден был  бежать от кредиторов. В 1876г. семья вынуждена уехать в Москву. Антон остался один,  он доучивался в гимназии. Жил в то время с людьми, которым достался семейный дом,  занимался репетиторством, «оплачивая» этим проживание. Будущему писателю пришлось  вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. Так сложилось, что до конца дней своих Антон будет главной опорой и материальной и  духовной поддержкой семьи Чеховых. “Отец и мать,– говорил Чехов,– единственные для меня люди на всём земном шаре, для  которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук». И  это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”. 2. Страница 3. « Начало творчества». Доклад учащегося (то, что подчёркнуто – записать в тетрадь) (Бурухин Никита). Ещё гимназистом, в 1873 году, когда ему довелось побывать на спектакле «Прекрасная  Елена»,Чехов приобщился к таганрогской театральной жизни. С тех пор он стал  завсегдатаем галерки таганрогского театра. Согласно правилам на посещение театра надо было спрашивать разрешение в гимназии.  Однако Антоша и его товарищи частенько пренебрегали этими правилами, а для того,  чтобы их не узнали, гримировались, надевали темные очки, привязывали себе бороды,  надевали отцовские пиджаки. Приходили в театр рано, задолго до начала спектакля, чтобы, когда откроют вход, первыми ворваться на галерку и занять места получше. Театр был для Чехова приобщением к культуре, творчеству, искусству. Здесь впервые  раскрылся перед ним чудесный мир творения Шекспира, Грибоедова, Гоголя, Островского. Конечно же рядом с этими высокими произведениями ставились в Таганроге и глупейшие  комедии, ужасающие драмы, пустейшие водевили, душераздирающие мелодрамы­ все то,  что даст такую обильнейшую пищу для последующих чеховских пародий, фельетонов и  смешных рассказов. В гимназии проявился его юмористический и драматургический талант. Учитель  словесностиФ.П.Покровский наградил его за это шутливым прозвищем «Чехонте», которое стало псевдонимом писателя. Впоследствии Чехов будет публиковать свои юморески под  самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезёнки, Антонсон,  Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и др. В гимназический  журнал Антон писал очерки и «издавал» свой журнал «Заика». В 80­е годы Чехов начинает  печататься в развлекательных журнальчиках «Стрекоза», «Осколки», «Развлечение» и  подобных. Пять лет работы в таких журналах явились для Чехова школой мастерства. 3. Страница 4. «Общественная деятельность, поездка на Сахалин». Слово учителя: Биография Чехова – это прежде всего гигантский труд. Он всю жизнь делал дело. Если  взглянуть на написанное Чеховым за недолгую его жизнь – а это 20 томов, непременно  поразишься и безграничности его таланта, и невероятной его работоспособности. Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни.  На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил  Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая  табличка “Доктор Чехов”. Да, Чехов – доктор. Доклад учащегося (то, что подчёркнуто – записать в тетрадь) (Сумская Юлия). По окончании гимназии в 1879 году он был зачислен на медицинский факультет  Московского университета. Через 5 лет успешно выдержал выпускные государственные  экзамены. И с тех пор и до последних лет, где бы он ни жил, он занимался врачебной  практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие  медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил  бесплатно. В одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу”. Появляются такие  рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно  заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На  вскрытии», «Сирена». В 1886 году Чехов едет в Петербург, где неожиданно получает приглашение на работу от  знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время». «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов  отказывается от псевдонима и подписывается полным именем. 19 ноября 1887г. состоялась премьера пьесы Чехова «Иванов». Реакция публики была  неоднозначной: кто­то громко аплодировал, кто­то шикал, некоторые вскакивали с мест и  топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех,  хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и  интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя. В 1889 г. жизнь омрачается смертью брата писателя ­ Николая. Это событие сильно  подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает из Луки, начинает собираться  за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов  знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его  пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов  впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает  профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово­Кудринекую, Чехов активно  принимается за литературную работу. Вскоре из­под пера Антона Павловича выходит  «Скучная история» и пьеса «Леший». На исходе 80­х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными “малыми (как он  сам их называл) делами” – медицинской практикой в провинции, строительством школ и  библиотек. И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для  всех через всю Россию (Казань, Пермь, Красноярск, где он пробыл несколько дней) едет к  Тихому океану, на остров Сахалин. На Сахалине пробыл 3 месяца и 2 дня. Вставал ежедневно в 5 утра, обошёл и объездил все  поселения, разговаривал с каждым поселенцем (а это десять тысяч человек!), сделал  перепись всего населения Сахалина. Видел всё и вынес горчайшие впечатления: «Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния». Вернулся  и написал свой труд – книгу очерков «Остров Сахалин». Беседует с чиновниками,  общественными деятелями, посылает на остров книги и учебники. Делает реальные дела.  Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые  обеспокоили само правительство. Была назначена специальная комиссия для  расследования положения на Сахалине. Его поступок можно назвать гражданским  подвигом. Но Чехов не любил громких слов. 4. Страница 5. «Мелихово». Слово учителя: Вскоре после возвращения с Сахалина Антон Павлович Чехов писал: «Если я врач, то мне  нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…».  Желание поселиться в деревне осуществилось в 1892 году с покупкой имения «Мелихово»  в Подмосковье. Это было исполнением давней мечты. Доклад учащегося (то, что подчёркнуто – записать в тетрадь) (Жиляков Семён). Чеховы переехали в Мелихово в начале марта 1892 года. В этом же году он едет в  Нижегородскую и Воронежскую губернии по делам помощи голодающим, участвует в  борьбе с эпидемией холеры. Выступает и как организатор врачебных участков, и как врач,  и как поставщик медикаментов и медицинских инструментов, часто за свой счет. В 1894  году избран гласным Серпуховского земского собрания; присяжным заседателем  Московского окружного суда; попечителем Талежского сельского училища. Он хлопочет  об открытии школ, на свои средства покупает для них мебель, книги, наглядности.  Помогает материально врачам, спасает хирургический журнал. Работает по переписи  населения. Был награждён за общественную деятельность медалью. Даже в Ялте, куда  приехал на лечение, занимается строительством санатория для чахоточных больных. Жизнь А.П. Чехова воспитывает на доброте и красоте. В мелиховские годы писатель  выстроил три школы. Антон Павлович не раз бывал не занятиях в Талежской и  Новоселовской школах, построенных им в 1896, 1897 годах, разговаривал с учениками, во  все вникал. Мелиховская школа была открыта в 1899 году. Она красива, уютна, светла.  Сейчас здесь музей – «Земская школа конца прошлого столетия». На стене классной  комнаты висит похвальный лист, выданный ученику Ивану Стопкину, с подписью  попечителя школы А.П. Чехова, платок, подаренный им школьнице Маше Манегиной,  книга стихотворений поэта Дрожжина с автографом Чехова. Мелиховский период биографии Антона Павловича Чехова – жизнь среди народа, и  поэтому так глубоко, с удивительной художественной достоверностью в повестях и  рассказах он поведал миру о народной жизни. Семь лет, прожитых Чеховым в Мелихове,  стали годами расцвета таланта писателя – наследника и продолжателя лучших традиций  русской реалистической литературы, продолжившего новые пути ее развития. Здесь  написаны повести и рассказы «Палата № 6», «Мужики», «Человек в футляре», «Дом с  мезонином», «Учитель словесности», «Черный монах», «По делам службы», «Ионыч»,  «Анна на шее», «О любви», «Крыжовник»; пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня». 5. Страница 6. «События из жизни». Доклад учащегося (то, что подчёркнуто – записать в тетрадь) (Ятчук Дарья). В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в  больницу. В 1898 году на репетициях Московского Художественного театра писатель знакомится с  О.Л. Книппер, с которой проживет остаток своей жизни. 25. В 1898 году К.С.Станиславский и В.И.Немирович­Данченко открыли Московский  Художественно­общедоступный театр. В этом театре пьеса А.П.Чехова «Чайка» обрела  свою сценическую жизнь, и чайка стала эмблемой театра. Чехов много времени проводил с  актёрами театра при репетиции и постановке пьес, их связывала и настоящая дружба. Зиму 1900­1901 г.г. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в  феврале возвращается в Ялту. мая этого же года А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту  и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. 15 июля в 1904 г. во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо.  Приехавшему доктору он сказал: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не  торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре умер. Похоронен  А.П.Чехов на Новодевичьем кладбище в Москве. Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это  прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено  немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра. 6. Страница 7. «Эпилог». Слово учителя: Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в.  Все творчество писателя – призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.  Его пьесы, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового  театрального репертуара. По данным журнала «Огонёк», Чехов входит в десятку самых  «экранизируемых» классиков мировой литературы. III. 1. Закрепление материала. Слово учителя: В Москве проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова. А какой  из Чехова получился драматург мы сейчас попробуем понять, прочитав отрывок из пьесы  «Вишнёвый сад». Чтение по ролям: Учащиеся читают по ролям отрывок из пьесы «Вишнёвый сад». (действие 1­ое до слов  Дуняши: «Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал» (включительно). Тестирование (взаимопроверка). 2. 3. "5"­от 15­14 "4"­от 13­11 "3"­от 10­8 "2"­7 Тест по теме: «Жизнь и творчество А. П. Чехова» 1.А.П.Чехов родился: а) в Москве; б) в Петербурге; в) в Таганроге. 2.В семье Чеховых: а) было двое детей; б) было много детей; в) Антон был единственным ребенком. 3.Отец Чехова был: а) очень богатым человеком; б) крупным коммерсантом; в) мелким торговцем. 4.Когда Павел Егорович разорился, семья уезжает: а) в Петербург; б) в Москву; в) в Киев. 5.Антон Чехов: а) едет с семьей; б) остается в Таганроге; в) отправляется учиться заграницу. 6.Антон Чехов: а) прекрасно обеспечен материально; б) работает, чтобы прокормить себя и закончить гимназию; в) бросает гимназию, чтобы работать. 7.Осенью 1879 года Антон Чехов едет в Москву и поступает: а) в Медицинский институт ; б) в Литературный институт; в) в Московский университет на медицинский факультет. 8.Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы: а) когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении; б) во время учебы ; в) после окончания гимназии. 9.Антон Павлович подписывается: а) своим именем ; б) именем своего брата; в) псевдонимом. 10.Рассказы Чехова: а) очень серьезные и грустные; б) юмористические; в) романтические. 11.Чехов написал следующие рассказы: а) «Смерть чиновника»; б) «Кавказский пленник»; в) «Капитанская дочка»; г) «Хамелеон»; д) «Толстый и тонкий». 12.К началу 90­х годов: а) Чехов был совсем неизвестен как писатель; б) Чехов работал только врачом; в) Чехов был известен всей читающей России. 13.Чехов в это время: а) был очень богат и здоров; б) был беден и болен; в) был вполне обеспечен материально. 14.Весной 1890­го года Чехов решил поехать: а) за границу; б) на Сахалин; в) в Петербург. 15.Во время поездки Чехов: а) много работал; б) лечился в санатории; в) отдыхал и развлекался. Ответы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. IV. V. 1. 2. 1. В – родился в Таганроге Б – было 7 детей В – имел бакалейную лавку Б – в 1876г. уехали в Москву Б – остаётся доучиваться в гимназии Б – занимался репетиторством В – медицинский факультет Московского университета Б – во время учёбы в гимназии В – Антоша Чехонте Б – юмористические А, Г, Д – «Кавказский пленник» и «Капитанская дочка» написал А.С.Пушкин В – к концу 80 – х он был известным писателем и успешным врачом В – занимался благотворительностью, помогал больницам Б – на Сахалин А – занимался переписью населения и литературной деятельностью Домашнее задание. Выучить лекцию. Прочитать пьесу «Вишнёвый сад». Подведение итогов. Игра «Фрукты»: Учащиеся на листочках – яблоках и лимончиках пишут своё отношение к занятию ( на  лимончиках – то, что им не понятно или не понравилось, а на яблочках – то, что им  запомнилось и понравилось). 2. Слово учителя: Современный мир помнит драматурга. Вечен чеховский призыв «Берегите в себе  человека!». 3. Выставление оценок.

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова

Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019