Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
7 кл
08.03.2017
Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"
интегрированный проект, посвященный году литературы. Создан проект учащимися 7-го класса, которые в своей работе пытались доказать, что художественная литература существует не только для литераторов, как и математика не только для математиков. За основу были взяты математические задачи в художественной литературе. Задачи были решены и объяснены. Проведено доказательство связи математики с литературой.исследовательская работа.
исследовательская работа от Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого .docx
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОТ «АЗБУКИ» ДО «АРИФМЕТИКИ» Л.Н. ТОЛСТОГО»» ТЕМА АВТОРЫ: КИРИЯКИДИ СОФЬЯ, КОВАЛЁВ НИКИТА, ЕЖОВА ОЛЕСЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»  Г. КРАСНОСЛОБОДСКА 7 КЛАСС. РУКОВОДИТЕЛИ: УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЛАБУТОВА Л.В.,  ДЬЯЧЕНКО Л.Б., УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАЙЦЕВА С.А. 1 Содержание 1.Введение_____________________________________________________3 2. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого_____________________6 3. «Арифметика» Л.Н.Толстого __________________________________7 4. Исследовательская часть 4.1 Задача про догадливую ворону________________________________8 4.2. Задача про косцов 4.3. Задача про фальшивые деньги 5. Заключение_________________________________________________12 6. Литература__________________________________________________14 2 1. Введение  "У меня есть целый мир знаний  математических,естественных, языка и поэзии,  передать которые у меня недостаёт времени".  Л.Н.Толстой. "Уж сколько раз твердили миру"... о межпредметных связях на уроках  математики. Да, в школьном курсе математики явно прослеживается связь с  такими науками, как физика, химия, география. А как быть с гуманитарными  науками?         Многим может показаться странным такое сочетание ­ математика и  литература. Но ещё в прошлом веке выдающийся математик и писатель Софья Ковалевская на вопрос, как она совмещает две профессии, ответила: "Я  понимаю, что вас удивляет, что я могу одновременно заниматься литературой  и математикой. Многие, которым не представляется случай более узнать  математику, смешивают её с арифметикой и считают её наукой сухой и  бесплодной. В сущности, это наука, требующая фантазии, и один из первых  математиков нашего столетия говорил совершенно верно, что нельзя быть  математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе. Только, разумеется,  чтобы понять верность этого определения надо отказаться от старого  предрассудка, что поэт должен что­то сочинять несуществующее, что  фантазия и вымысел одно и тоже. Нам  кажется, что поэт должен видеть, что  не видят другие, видеть "глубже" других. И это же должен математик". Эти  слова подтверждение того, что многие поэты и писатели любили математику. 3 Представляем вашему вниманию наш первый литературный опыт, связанный с литературой, и, перефразируя слова известного сказочного персонажа, можно  сказать: «Мы не поэты, мы только учимся, но математика позволяет делать  настоящие чудеса».  Литература с математикой с давнишних пор Ведут между собой древнейший спор.  «Я ­ Математика! Я ­ Королева средь наук.  И без меня все, как без рук.  Не смогут вычесть и сложить,  И даже точно день прожить.  Моих фигур прелестный ряд Везде, куда не кинешь взгляд.  Я Человечеству служу,  Я ум в порядок привожу».  Литература ей в ответ:  «Да, ты прекрасна спору нет.  Но всех важнее я на свете.  Нужна и взрослым я и детям,  И интересней нет меня наук.  Я для людей ­духовный друг!  Я тоже Человечеству служу И в людях чувства добрые бужу».  Так множество веков тянулись разногласья О том, что между разумом и чувством нет согласья.  Друзья! Решили мы окончить этот спор:  И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.  А на прямой, образовавшейся от их пересеченья Остались чувства умные и добрый ум.  4 И если добрый ум в науке будет балом править.  То чувства умные несовершенный мир исправят.  Как верно заметил А. Блок, сама истинная поэзия, сами «настоящие стихи ­  это математика слова». Актуальность выбранной темы ­ увидеть за словом число, за сюжетом ­  формулу и доказать, что художественная литература существует не только  для литераторов, как и математика не только для математиков.  Цель исследования. Поиск математических задач в художественной литературе. По возможности их решение и объяснение. Доказательство связи математики с  литературой. Объект исследования. Произведения русского писателя Л.Н. Толстого. З  адачи исследования:  вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих  гуманитарный склад ума;   изучение научно­популярной, занимательной русской литературы;   подбор художественной литературы для исследования;   решение задач и оценка полученных результатов;  Методы исследования. Анализ научно­популярной и художественной литературы, анализ и решение,  сравнение результатов с реальной действительностью. Первичная целевая группа: учащиеся 1-11 –х классов Вторичная целевая группа: учащиеся 7 «А», 7 «Б» и 6 «А» классов Оформители: учащиеся 6-х классов Методический Совет Проекта: Лабутова Л.В. – классный руководитель 7А класса, учитель математики; Дьяченко Л.Б. – классный руководитель 6 А класса, учитель математики; 5 Зайцева С.А. – классный руководитель 7Б класса, учитель русского языка и литературы. Глава 1. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого Наша исследовательская работа лишний раз подтверждает знаменитую  истину, что математика не признаёт упрощенного подхода, основанного на  фантазии и неправдоподобности, и является «царицей всех наук».  В своём исследовании мы хотим подтвердить наше предположение о том, что  многие поэты и писатели всё­таки являются математиками в душе и многим  математикам свойственны поэтические таланты. В 1848 году Л.Н. Толстой  начал свою педагогическую деятельность в Ясной Поляне "только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе". Но вскоре Толстой вынужден был прекратить эти занятия из­за поступления на военную службу. Возобновил он педагогическую работу в 1859 году, уже будучи известным писателем и участником знаменитой обороны Севастополя. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а также активно содействовал открытию еще нескольких школ в ближайших селах. По собственным словам писателя, он тогда испытывал трехлетнее страстное увлечение этим делом.в 1872 году была напечатана составленная им книга «Азбука». Еще через три года Лев 6 Николаевич издал «Новую азбуку» и четыре «Книги для чтения». Большое внимание общества привлекла статья Толстого «О народном образовании», в которой писатель подверг резкой критике деятельность земских управ по вопросам просвещения крестьян. Впоследствии Толстой был избран в состав одного из земств и внес большой вклад в создание новых школ. Кроме того, он разработал проект крестьянской учительской семинарии. Сам Толстой шутливо называл такую семинарию «университетом в лаптях». Лев Николаевич представил проект этой семинарии в министерство народного просвещения и в 1876 году смог добиться его одобрения. Глава 2. «Арифметика» Л.Н.Толстого Проанализировав преподавание математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для  учителя. «Арифметика» Толстого резко отличалась по своему содержанию не  только от учебников арифметики своего времени, но и от учебников  арифметики  последующих десятилетий. «Арифметика» содержит две части: «Целые числа» и «Дроби». Часть I имеет  разделы: «Счисление», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление».  Часть II содержит разделы: «Десятичные дроби. Разные счисления»,  «Переименование дробей», «Четыре действия над простыми дробями» Л.Толстой составил таблицу четырех счислений, в которой содержится  название чисел, их запись в славянском, римском, арабском счислении, а  также, как откладывается каждое из чисел на русских счетах. В своём уезде  он занялся школьным делом. Предметом особого увлечения  7 Л.Н.Толстогобыли занимательные задачи или задачи с неожиданными,  нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал  такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их  членам семьи, знакомым, гостям.  Глава 3. Исследовательская часть. 3.1 .Задача о догадливой вороне Первое знакомство с задачами Л.Н. Толстого мы начали с забавного рассказа о   догадливой   вороне,   основанный   на   старинной   легенде.     Эта   старинная легенда повествует о вороне, страдавшей от жажды и нашедшей кувшин с водой.  Воды в кувшине было мало, клювом ее не достать, но ворона будто бы сообразила, как пособить горю: она стала кидать в кувшин камешки. В результате этой уловки уровень воды поднялся до краев кувшина, и ворона могла напиться. Теоретический способ решения задачи Мы решили рассмотреть эту задачу с геометрической стороны. Легенда  дает повод рассмотреть следующую  задачу:  Сколько воды должно было быть в кувшине первоначально, чтобы ворона могла напиться? 8 Рассмотрим три случая: Удалось ли бы вороне напиться, если вода в кувшине налита была меньше половины, до половины,  больше половины? Решение    Разбор задачи убеждает, что способ, примененный вороной, приводит к цели не при всяком первоначальном уровне воды в кувшине.     Ради   упрощения   примем,   что   кувшин   имеет   форму   прямоугольного   параллелепипеда,   а   камешки   представляют   собой   шарики   одинаковой величины. Легко сообразить, что вода поднимается над уровнем камешков лишь в том случае, если первоначальный запас воды имеет больший объем, чем все промежутки между камешками: тогда вода заполнит промежутки и выступит поверх камешков.   Можно вычислить, какой объем занимают эти промежутки.   Проще   всего   выполнить   расчет   при   таком   расположении каменных шариков, когда центр каждого лежит на одной отвесной прямой с центрами   верхнего   и   нижнего   шариков.       Пусть   диаметр   шарика  d  и, следовательно, объем его  1 6 πd3 ,  V1=  а объем описанного около него кубика V2=  d3   Разность их объемов:               V1­V2 =  d3−1 6 .  πd3 есть объем незаполненной части кубика, а отношение πd3 d3−1 6 d3 d3(1−π 6) d3  = =1−π 6 ≈  0,48      ( π≈3.14 ) 9 означает,   что   незаполненная   часть   каждого   кубика   составляет   0,48   его объема. Такую же долю составляет и сумма всех объемов пустот от объема кувшина. Таким образом, объемы пустот и  шариков равны    (  0,48=0,48)  и вода не выступает на поверхности.      Мало что изменяется, если кувшин имеет не форму параллелепипеда, а камешки нешарообразны.      Во всех случаях можно утверждать, что если первоначально вода в кувшине налита была, ниже половины, вороне не удалось бы набрасыванием камешков поднять воду до краев. Экспериментальная часть Я провел эксперимент: взял мерный цилиндр и камешки гравия.     Наливал в цилиндр воду, рассматривая все  три случая.       Результаты измерений были занесены в таблицу. Первоначальный уровень воды Объем   воды   до наполнения   кувшина камнями, см3 Уровень   наполнения камнями,  ниже половины половина выше половины 40 50 80 1.3Выводы по эксперименту: Ниже камней Выше на 2см Выше на 5см воды   после кувшина   если   вода   стояла     ниже   половины   высоты   кувшинаиливода   занимала половину  высоты кувшина, ­ вороне не удалось бы напиться;     если вода стояла выше половины высоты кувшина, ­ ворона бы напилась.   Результаты эксперимента подтверждают теоретическое решение задачи.     Будь ворона посильнее, ­ настолько, чтобы утрясти камешки в кувшине и добиться их плотного сложения, ­ ей удалось бы поднять воду более чем  в два раза  выше первоначального уровня. Но ей это не под силу сделать.   10 Я  проверил, если брать очень мелкие  камни,  то вода  поднимается  выше. В реальных условиях рыхлое расположение камешков допустимо.  К  тому же кувшины   обычно   раздуты   в   средней   части;   это   должно   так   же   уменьшить высоту подъема воды, и подкрепляет правильность вывода(от формы сосуда и высоты   воды   в   кувшине   зависит   решение   проблемы:   смогла   ли   ворона напиться воды?). Задача   "Фальшивые деньги".(«Арифметика» Л.Н.Толстой) Покупатель выбрал в магазине шапку стоимостью в 10 рублей и дал продавцу 25­рублёвку. У него не оказалось сдачи и он послал полученную 25­рублёвку для размена в соседнюю лавку. Покупатель получил шапку и 15 рублей сдачи. Когда покупатель ушёл, пришёл сосед купца, который сказал, что 25­рублёвка фальшивая. Первый купец вернул соседу 25 рублей. Сколько хозяин магазина понёс в этом деле убытку? Решение На самом деле, решений существует множество. “Классический” ответ звучит  так: Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он  взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25  рублей. Если этот ответ ввел вас в недоумение, попробуем объяснить решение на  примере  следующей таблицы: Покупатель передал продавцу  25 фальшивых рублей Мальчик разменял у соседки  на настоящие рубли Продавец отдал покупателю  шапку и 15 настоящих рублей Соседка забрала у продавца 25 настоящих рублей Что имеем Получил 25 фальшивых Отдал 25 настоящих 25 фальшивых Шапка за 10 рублей и 15  настоящих рублей 25 настоящих рублей 25 фальшивых; 15 + 25 настоящих рублей 11 Всего 0 10 рублей ­ шапка 15 настоящих 10 рублей ­ шапка На самом деле, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:   без шапки; без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была  изначально). Вот такая мудрая задачка от Льва Толстого, которая по сей день вызывает  множество споров!  Мы рассмотрели и решили ещё несколько задач из «Арифметики» Л.Н.  Толстого, которые оформили в виде книжки. В неё вошли такие задачи, как  «Артель косцов», «Окрестьянине Пахоме, покупавшем землю у башкирцев»,  «О наследстве», «На движение».  5. Заключение Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту. Читая   художественные   произведения,   мы   часто     встречаем   в     них элементы математики.  Математика  и  литература, не  так далеки   друг от  друга.  Искусство  и наука   требуют   фантазии,   творческой   смелости,   зоркости   и   наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир. 12 Через   поиск   и   решение   математических   задач   в   литературных произведениях и сравнение полученных решений с авторскими, мы, повторяя сказанное выше, хотели вызвать интерес к изучению математики.   Для этого: ­  была изучена научная и научно­популярная литература, исследующая связь   литературы   и   математики,   представляющая   решение   задач   в литературных произведениях; ­   были   подобраны   для   исследования   отрывки   из   художественных произведений, в которых рассматривались или были представлены различные математические задачи или ситуации, связанные с этой наукой; ­ выполнено решение подобранных задач; ­  проведено сопоставление полученных в данном исследовании решений задач с решениями, представленными авторами литературных произведений; ­решение   некоторых   задач   оформлено   в   книжке,   с   которой познакомились наши одноклассники. Мы   считаем,   что   поставленные   цели   и   задачи   выполнены.   Работа заставила нас самих видеть в повседневной жизни многие задачи, которые нам приходится решать практически ежедневно. Вывод Подводя   итог,   можно   с   уверенностью   сказать,   что   математика  и литература   –это   вечные   науки.   С   древнейших   времен   известно,   что математика   учит   правильно   и   последовательно   мыслить,   логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает   волю   и   настойчивость.   А   эти   качества   нужны   всем   без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. 13 Только   в   тесной   взаимосвязи   этих   наук   человек   будет   чувствовать   себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок. Список литературы 1. Л.Н.Толстой «Сказ о догадливой вороне». 2. Л.Н.Толстой «Арифметика» (учебник скачан через сеть Интернет) 3. Материалы сети Интернет 14

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"

Исследовательская работа "От Азбуки до Арифметики Л.Н.Толстого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017