ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»
Оценка 4.6

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
1 кл
24.09.2018
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»
Выполнила Миндрина Виктория,ученица 1-б класса/Руководитель: Панковец Наталья Вениаминовна/ учитель начальных классов. Актуальность исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время остро стоит вопрос в том, как не превратить нашу планету в свалку гигантских размеров. Все говорят, что хотят жить в красоте и чистоте. И первоклассники – не исключение. На уроке по окружающему миру мы говорили о проблемах загрязнения нашей планеты, о том, как люди, загрязняя природу, приносят вред не только окружающему миру, но и себе.
исследов. работа 1б.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ» Выполнила  Миндрина Виктория,                                   ученица 1­­б класса                            Руководитель Панковец Н.В.                                                               учитель начальных классов Стерлитамак 2018 Содержание Введение                                                                                                                     3  Глава І                                                                                                                         4 І.1                                                                                                                                 4 І.2                                                                                                                                 4   І.3                                                                                                                                 5  Выводы по главе І                                                                                                      6 Глава ІІ                                                                                                                        6   ІІ.1                                                                                                                                6 ІІ.2                                                                                                                                6 ІІ.3                                                                                                                                7 Выводы по главе ІІ                                                                                                     8 Заключение                                                                                                                 8 Список литературы                                                                                                    9   Понятийный аппарат                                                                                                 10 Приложение І.Введение  Актуальность темы:     На уроке по окружающему миру мы говорили о проблемах загрязнения нашей планеты,  о том, как люди, загрязняя природу, приносят вред не только окружающему миру, но и   себе. Меня настолько затронула тема урока, что я захотела   побольше   узнать,   откуда   берётся   и   куда   девается   мусор   в   нашем городе. Человек   за   свою   жизнь   использует   большое   количество   вещей;   став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. Как сохранить красоту планеты? Могу ли я что­то для этого сделать? Актуальность исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время остро стоит вопрос в том, как не превратить   нашу планету в свалку гигантских размеров. Все говорят, что хотят жить в красоте и чистоте. И мы, первоклассники, – не   исключение.   Но   что   мы   делаем   для   того,   чтобы   «чистота   и   красота» сопутствовали нашей жизни? Цель работы Откуда берётся и куда девается мусор? Задачи работы  Узнать, что такое мусор и откуда он берётся. Показать   разнообразие   бытового   мусора,   встречающегося   на свалках; его влияние на окружающую среду.  Познакомиться с тем, как решают проблему мусора в нашем городе. Привлечь одноклассников к активному участию в акции «Помоги зимующим птицам». Объект исследования:   загрязнения бытовым  мусором Предмет исследования:   мусорные свалки города       Гипотеза:  увеличение количества мусора в окрестностях города может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу. Теоретическая значимость:  систематизация материала по данной теме, использование его на уроках как дополнительный материал, на классных часах, на внеклассных мероприятиях. Методы исследования: • изучение литературы по теме • получение и  исследование информации из сети Интернет • опрос детей и родителей • проведение эксперимента • анализ полученной информации •создание презентации. Защита презентации. Глава І. І.1.Что такое мусор и откуда он берётся? Мусор ­ что это? Бытовой мусор – это то, что мы с вами выбрасываем ежедневно. До недавнего времени отходы перерабатывала сама природа: земля и вода. Крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходились без упаковки,   рекламы   и   привносили   мало   отходов.   Овощные   очистки   и   тому подобное скармливались  животным  или использовались  в виде перегноя, как удобрение почвы  для урожая будущего года. В настоящее время продукцию стали обменивать или продавать, а значит, упаковывать для большего удобства. Количество   накапливающегося   мусора   постоянно   растет.   Сейчас   на   каждого человека приходится от 150 до 600 кг в год.   І.2. Разнообразие бытового мусора и его влияние на окружающую среду После   использования   продуктов   питания   и   других   нужных   предметов остаётся   много   мусора.  Вот     я   и   решила   выяснить,  каков   состав   мусорных отходов одной средней городской семьи.  Для   ответа   на   этот   вопрос   была   проведена   практическая   работа (Приложение № 1). В течение недели я наблюдала за тем, сколько ненужных предметов появляется у нас в квартире. Полученные данные фиксировали на определённом бланке. Подведя итоги этого задания, можно сделать вывод, что больше всего  в мусорной   корзине  пластиковых   отходов   (баночки   из–под   йогурта,   сметаны, творога,  старые   игрушки,   емкости   для   жидкости,   полиэтиленовые   мешки), наблюдается   рост   бумажных   (старые   газеты,   ученические   тетради,   журналы, обои, коробки и т.д.) и металлических отходов. Меньшим спросом пользуются стеклянные   отходы.   Все   эти   отходы   представляют   угрозу   для   окружающей среды,   многие   из   них   опасны   для   здоровья   человека,   так   как   содержат красители, растворители, моющие средства, лекарства и др. Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем —   в   ближайшую   лесополосу   или   в   овраг,   что   приведёт   к   экологической катастрофе. Приложение № 2) Поэтому необходимо уже в домашних условиях сортировать   мусор   в   разную   тару   и   только   потом   отправлять   в   мусорные контейнеры, также предназначенные для разного вида мусора. В нашей семье мы так и делаем и советуем делать соседям. А нерадивые жители могут выбросить пакет с мусором под ближайший куст, за ближайший угол дома. Вдоль дорог, в лесу   можно   увидеть   не   только   пакеты   с   мусором,   но   и   сломанную   мебель, ржавые автомобили. Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Они делают это для того, чтобы облегчить его переработку на заводе.   Макулатура   пойдет   на   дальнейшую   переработку   и   из   нее   изготовят полезные   вещи.   Металл   переплавят,   пластик   и   ветошь   также   можно переработать, только нужно этим всерьез заняться людям, отвечающим за этот фронт   работы.   И   тогда   горы   мусора   не   будут   засорять   наши   дворы,   парки, скверы и реки.  Пока что люди придумали три разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Однако ни один из них нельзя считать абсолютно безопасным. Вторичное   использование   отходов   ­   наиболее   бережный   путь,   но   он   не всегда   возможен.   Вывоз   мусора   на   свалку   ­   самый   дешевый   способ   его утилизации.              Используя   теоретический   материал,   я   узнал,   что   для   разложения различных материалов требуется разное количество времени: ­ изделия из ткани: 2­3 года; ­ пластик: 500 лет.  ­ стеклянные бутылки­ 1000 лет и более; ­ изделия из пластмасс ­100лет; ­ консервные банки ­50­80 лет (если закопаете под сливой ­2­3 года); ­ резиновые подошвы ботинок­40­50 лет; ­ кожа ­50 лет; ­ изделия из нейлона­ 30­40 лет; ­ полиэтиленовый пакет ­10­20 лет; ­ батарейка ­10 лет; ­ окурки от сигарет – 1­5 лет; ­ шерстяной носок ­1­5 лет; ­ бумага – 2 года; ­ апельсиновая или банановая кожура ­2­5 недель І.3. Как решается проблема мусора в нашем городе?    Самый   хороший   вариант   ­   это   завод   по   переработке   мусора.   Но,   к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки. Наш город – не исключение.  Где организуются свалки?   Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков,   в   таком   месте,   чтобы   ветер   не   приносил   к   жилью   человека неприятный   запах.   Это   место   не   должно   располагаться   вблизи   водоемов   и заповедников. В   Стерлитамаке   городской   полигон   ТБО   (твёрдых   бытовых   отходов), попросту   говоря,   свалка   находится  по   ул.Технической.   Остаточная вместимость объекта – 170 тысяч тонн. По мнению экспертов, это позволит эксплуатировать его еще не более двух лет. Ситуацией обеспокоены жители Стерлитамака ­ полигон фактически находится в черте города.   Я поинтересовалась, как же мусор попадает на свалку?   Вот что я узнала: рано утром спецмашина­мусоровоз выезжает с базы и следует   по   графику   уборки   контейнерных   площадок.   Возле   каждой контейнерной   площадки   автомашина   останавливается   и   загружает   в   себя ёмкости   с   отходами.   Затем   продолжает   движение   по   заданному   маршруту. После   полного   наполнения   машина   отправляется   на   полигон   ТБО,   где выгружает   отходы   для   дальнейшего   размещения.  По   мнению   экологов, компании, осуществляющих сбор, переработку и хранение отходов в городе в большинстве своем применяют устаревшие технологии «контейнер – мусор – свалка», что негативно сказывается на экологии.  На свалке во время дождей и таяния снега вредные стоки заражают землю, подземные   воды,  ручьи   и   реки.  Здесь   кружатся   тысячи   ворон,  расплодилось большое количество крыс – разносчиков инфекционных заболеваний. Свалка   горит.   Сжигание   отходов   приводит   к   другой   проблеме   – загрязнению   воздуха.   При   сжигании   мусора   на   свалках   частицы   сгорания поражают   большое   количество   людей,   особенно   детей,   так   как   дым распространяется на небольшой высоте. (Приложение 3).   Особую тревогу вызывает скопление мусора около жилых домов и в зоне массового   отдыха   людей.   Преобладают   крайне   медленно   разлагающиеся пластмассы, стекло, картон. При сильном ветре разносится запах от скоплений мусора, разлетается бумага, полиэтиленовые пакеты.  Большую часть населения волнует экологическая обстановка города и они занимаются благоустройством территории.  Вывод   по   главе   І:   в  городе   нет   заводов   по   переработке   мусора,   а утилизируется он на свалках, что представляет опасность для здоровья людей. Глава ІІ.  ІІ.1. Экологический опрос  Я провела экологический опрос среди учащихся 1 «Б» класса   и жителей микрорайона. (Приложение № 4). Вывод: многие жители города обеспокоены проблемой мусора .  ІІ.2. Практическая работа Я   провела   практическую   работу   по   определению   времени   разложения некоторых видов отходов . Во   все   банки   мы   насыпали   землю   и   перемешали.   Баночки   закрыли крышками. 1 неделя. 1 банка –   огрызок груши потемнел, кожура от апельсина осталась без изменений 2 банка ­ бумага намокла и легко разорвалась на кусочки. 3 банка – стаканчик никак не изменился. 2 неделя. 1   банка   –   появился   неприятный   запах.     Кожура   и   огрызок   стали мягкими и тёмными, на кожуре стала появляться плесень. 2   банка   –   бумага   почти   вся   смешалась   с   землёй,   нашли   только небольшие части. 3 банка – ничего не изменилось. 3 неделя. 1 банка – очень плохой запах из баночки. Огрызок груши стал чёрным и мягким, кожура апельсина вся заплесневела 2 банка – бумага уже вся смешалась с землёй. 3 банка– стаканчик остался без изменений. 4 неделя. 1 банка – запах из банки с продуктами стал ещё хуже. Огрызок груши и кожура  раскисли 2 банка ­ бумаги совсем не видно. 3 банка ­ стаканчик остался без изменений  Вывод.   Пищевые   отходы   и   бумага   быстро   разлагаются   с   почвой. Полиэтиленовый пакет, стекло и железные предметы разлагаются очень долго или не разлагаются вообще. (Приложение № 5). ІІ.3. Практическая работа   Мы,   первоклассники,       тоже   можем   включиться   в   борьбу   с   мусором. Научимся   быть   экономными.   Часто   мы,   ученики,   не   дописываем   в   тетради, оставляя чистые листочки. Не выбрасывать же их! Можно сделать игрушки – сувениры в стиле оригами.  На улицах, в парках и скверах, в подъездах, около контейнеров прикрепить знаки, запрещающие мусорить. (Приложение №5) Поделки из бросового материала Как же мы, школьники, можем бороться с проблемой «мусора" в нашем городе. Мы можем из бросового материала делать поделки. Посмотрите, что можно сделать вместе с родителями (Приложение № 6). Вести наглядную пропаганду о вторичном использовании сырья. Развесить запрещающие знаки в местах, где бывает много мусора: парки, скверы, берега рек, леса, подъезды, придомовая территория и т.д.   Акция «Помогите птицам зимой!» Ученики нашего класса приняли активное участие в  акции «Помоги птицам зимой»   (Приложение   №   7),     кормушки   делали   из   бросового   материала (пластиковых бутылок, картонных коробок). Выводы   по   главе   ІІ.  Многие   жители   города   обеспокоены   проблемой мусора. Я узнала, что для разложения различных материалов требуется разное количество времени. Мы, первоклассники,   тоже можем включиться в борьбу с мусором. Заключение  В   результате   исследования   я   выяснила,   что   в   окрестностях   города имеется наличие несанкционированных свалок мусора.  Хочется   отметить,   что   в   городе   нет   заводов   по   переработке   мусора,   а утилизируется он на свалках, что представляет опасность для здоровья людей. Цель исследования была достигнута. Гипотеза о том, что увеличение количества мусора в окрестностях города может привести к ухудшению здоровья и жизни населения и отрицательному влиянию на окружающую природу, была подтверждена.   Осмыслив   результаты   исследования,  я   пришла   к   выводу,  что   подлинная причина   ухудшения   экологической   обстановки   города   кроется   в   сознании человека.   Только   воспитав   экологическую   культуру   горожан,   мы   сможем изменить облик Стерлитамака в лучшую сторону. В связи с этим предлагаю некоторые пути решения проблемы: 1) повысить экологическую культуру населения; 2) упаковывать мусор в бумажные или полиэтиленовые пакеты; 3) организовать пункты приема вторичного сырья; 4) запретить сжигание мусора в населённых пунктах; 5) необходимо проводить субботники. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях, чтобы показать в простой и доступной форме, как скопления мусора влияют на окружающую среду и здоровье человека. Учащимся младших классов рассказать об охране окружающей среды, о вторичном использовании сырья.  Ведь,  когда   мы   сами   поймём  эту   проблему,  то  никогда   не  выбросим фантик,   бумажку   на   тротуар.   А   в   дальнейшем   обязательно   построим мусороперерабатывающие заводы. Сделаем нашу планету чище! Список использованной литературы 1. Журнал «Древо познания», 2005­2011 гг. 2. Всё   обо   всём.   Популярная   энциклопедия   для   детей   –   М.:   Ключ­С, Филологическое общество «Слово»,  1993г. 3. Экология   для   младших   школьников:   факультативный   курс   –   М., «Просвещение», 2005г. 4. Экологические проблемы современности.    http://votedeath.ru  5. Лапин В.Л., Подгорных Е.А «Экология и безопасность жизнедеятельности» Высшая школа, 1999г 6. Э.А. Арустамов «Природопользование», 2001г 7. Книга « Об охране окружающей среды», 1917­1978г Понятийный аппарат (Тезариус) Инфекционные   заболевания   ­  группа заболеваний,   вызываемых проникновением в организм  болезнетворных  микроорганизмов, вирусов. Макулатура ­ отходы производства, все виды бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. Перегной ­ это   органическое   удобрение,  останки  растений  и животных, улучшает состав почвы и способствует быстрому развитию растений. Полигон ­ специально отведённый и оборудованный участок суши.  Тара­ ёмкость для хранения и транспортирования продукции. ТБО ­ твёрдые бытовые отходы. Утилизация   ­  вторичная переработка,   повторное   использование   или возвращение в оборот отходов производства или мусора. Экология­  наука о   взаимодействиях   живых   организмов   и   их   сообществ между собой и с окружающей средой. Экологическая   катастрофа   ­  необратимое   изменение   природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов. Экологическая   культура   ­  часть общечеловеческой   культуры,   система социальных отношений, общественных  и индивидуальных  морально­этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Результат практической работы: Мусор сортировали на бумажный, пластиковый, стеклянный и металлический. Данные представлены на графике:  Приложение № 1 80 70 60 50 40 30 20 10 0 15 11 31 23 бумажный пластиковый стеклянный металлический Приложение № 2 Проблема мусорных свалок. Приложение № 3 (Приложение № 4). Экологический опрос          Количество опрошенных  ­ 32 человека 1 вопрос. Вы когда­нибудь бросали мусор на улице? Да – 3 чел. Нет­ 29 чел. 2вопрос. Что нужно сделать, чтобы в нашем городе было чисто? ­ Убирать мусор­ 27 чел. ­Чаще вывозить мусор­ 16 чел. ­Не мусорить ­29 чел. Устраивать субботник­ 8 чел. ­Поставить контейнеры для групп мусора – 19 чел. ­Поставить таблички «Не мусорить!»­ 22чел. (Приложение № 5). Приложение № 6 Приложение № 7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Откуда берётся и куда девается мусор?» НОМИНАЦИЯ «ЭКОЛОГИЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018