ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
2 кл—4 кл
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»
разработки
Введение.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………….5­13 1.1 Экологическое сознание как компонент бережного отношения  к природе младших школьников………………………………………………5 1.2 Методика формирования осознанно­правильного отношения  к природе у младших школьников…………………………………………..9 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  РАЗВИТИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ  ЭКСКУРСИЯХ…….....14­22 2.1 Описание экспериментальной работы……………………………..…….14 2.2 Констатирующий эксперимент …………………….……………………14 2.3 Формирующий эксперимент ……………..………………………………17 2.4 Контрольный эксперимент……………………………………………….18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...25 ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………….27 Приложение А. Вопросы анкеты Приложение Б. Экскурсия в Зимний сад Приложение В. Экскурсия «Изменения в природе под влиянием человека» Приложение Г. Фотовыставка «Красота природы» Приложение Д. Внеклассное мероприятие «Берегите природу» Приложение Е. Опросник 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.  В   младшем   школьном   возрасте   происходит   формирование   основ   являющихся   важнейшим   условием нравственных   представлений, формирования бережного отношения к природе.  В связи с ухудшением экологической обстановки в мире мы должны дать не только знания об окружающем мире, но и научить детей бережно относится к объектам окружающей природной среды. Осознанно­правильное   отношение   к   природе   является   важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.   Актуальность исследования связана с отсутствием целостной системы становления   бережного   отношения   к   природе   у   младших   школьников, недостаточной   изученностью   организационно­педагогических   условий   её развития в процессе обучения, рассогласование теоретическо­методических подходов,   а   также   произвольностью   в   выборе   методов   и   форм   развития бережного отношения к природе. Цель данной работы: изучить педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1.   изучить   литературу   по   проблеме   формирования   бережного отношения к природе;  2.описать   наиболее   эффективные   формы   и   методы   работы   по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе через формирование экологической культуры; 5.определить   уровень   развития   бережного   отношения   к   природе   у младших школьников; 6. разработать и апробировать различные формы работы, направленные на   формирование   бережного   отношения   к   природе   детей   младшего школьного возраста. Объект исследования ­  процесс формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. 3 Предмет   исследования  –   методическое   обеспечение   становления бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: 1. теоретические:  ­анализ теоретической и методической литературы,  ­обобщение результатов исследования. 2. практические:  ­беседа; ­наблюдение; ­анализ продуктов деятельности учащихся;  ­анкетирование; ­эксперимент. База исследования – ГУО «Средняя школа № 6  г. Могилева», 1 «В» класс. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Экологическое сознание как компонент бережного отношения к природе младших школьников Ряд авторов дают свои определения экологического сознания. Розенталь М.М. стоит на позиции того, что «экологическое сознание — совокупность   психологических   процессов,   активно   участвующих   в осмыслении человеком объективных закономерностей существования живого покрова земли и своего собственного» [2,с.111].  Г.И. Шагун определяет следующим образом: «Экологическое сознание –   аспекты   психики,   связанные   со   знаниями   и   представлениями   об окружающих   ценностях,   соответствующими   поведенческими   и эмоциональными   установками   по   отношению   к   сохранению   окружающей среды» [6,с.63].  По определению В.А. Крутецкого, развитие экологического сознания является результатом экологического воспитания и включает: ­экологические   знания:   факты,   сведения,   выводы;   обобщения   о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений; ­экологические чувства: умение видеть прекрасное, красивое в данном случае не только в жизни, но и в природе; ­экологическую ответственность: она побуждает человека соблюдать осторожность в отношении к природе; ­экологическую этику: экологические нормы поведения в природе и обществе [10, с.10­11]. По мнению Н.С. Дежниковой  формирование экологического сознания происходит   при   наличии   специальных   знаний,   развитии   эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.  Структурные   компоненты   экологического   сознания   наиболее   полно раскрываются   в   работах   Л.П.   Симоновой.   Она   определяет   экологическое сознание как «систему научных и практических знаний и умений, ценностных 5 ориентаций,   поведения   и   деятельности,   обеспечивающая   ответственное отношение к окружающей социально­природной среде» [9, с.5] и выделяет следующие компоненты экологического сознания:  ­интерес к природе и проблемам её охраны; ­знания о природе и способах её защиты; ­нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; ­экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде [9,с.7]. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин экологическое сознание характеризуют тремя главными особенностями: ­психологической включённостью человека в мир природы; ­субъективным характером восприятия природных объектов; ­стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы [11,с.125].  Таким   образом,   из   вышесказанного   мы   видим,   что   понятию экологического сознания даются различные определения, но в каждом из них выделяется 3 важных структурных компонента экологического сознания:  Структура экологического сознания 1.Экологические знания 2.Отношение к природе 3.Экологически  ориентированная  деятельность  (готовность и стремление к  практическому  взаимодействию с  объектами природы). [13,с.50].  Младший   школьный   возраст   –   самоценный   этап   в   развитии экологического  сознания личности. Цветкова  И.В. утверждает, что в этот период   происходит   качественный   скачок,   в   значительной   степени определяющий   процесс   развития   экологического   сознания   личности   в дальнейшем,   выражающийся   в   формировании   у   ребёнка   осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своём мироощущении расстояние от «я – природа»   до   «я   и   природа»,   разворачивается   эмоционально­ценностное отношение   к   окружающему;   интенсивность   накопления   личного   опыта   по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной 6 наглядно­образной   картины   окружающего   мира,   определяющий   процесс развития   экологической   культуры   личности   в   дальнейшем;   завершается процесс формирования основ нравственно­экологической позиции личности до характерных проявлений её во взаимодействии ребёнка с окружающими» [14, с.175]. Ребёнок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно­деятельностной   и   эмоциональной­чувственной   основе. Сформированная в этот период наглядно­образная картина мира является важнейшим   фактором   развития   экологического   сознания   личности   в подростковом   возрасте.   В   связи   с   этим   особую   значимость   имеет непосредственный   контакт   ребёнка   с   представителями   животного   и растительного   мира,   опыт   общения   с   природой,   качественная   сторона взаимодействия с окружающим миром. Важнейшей закономерностью процесса формирования экологического сознания   младших   школьников   И.В.   Цветкова   определяет   постепенное преодоление ребёнком мифологического мироощущения, выделение природы и   самого   себя   как   самостоятельных   объектов   и   переход   к   осознанному взаимодействию   с   окружающей   средой.   При   этом   интенсивность эмоционально­чувственного восприятия не снижается на протяжении всего возрастного периода: от «метода» взаимодействия  с окружающим переходит в мотивационную сферу. Если для первоклассника восхищение красотой – самоцель,   то   в   третьем   классе   –   восхищение   красотой   растения   –   мотив экологических действий (полить, защитить и др.) [15,с.75­76]. Б.Т.Лихачёв говорит о том, что ребёнок младшего школьного возраста «…открыт   для   того,   чтобы   воспринимать   и   присваивать   экологические правила   отношений   с  природой,  превращать   их   в   свои   привычки,  в  часть своей   натуры.   Этот   возраст   наиболее   благоприятен   и   сенситивен   для экологических   воздействий.   Ребёнок   легко   воспринимает   правила   игры   и непосредственно закрепляет их в бессознательной сфере» [17, с.53]. По   утверждению   Ясвина   В.А.,   Дерябо   С.Д.,   в   младшем   школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит существенное изменение характера   модальности   отношения   к   природе.   Разрушается   свойственный дошкольному периоду антропоморфизм. Младший школьник уже перестает считать   природные   объекты   субъектами,   наделенными   собственным внутренним   миром,   последовательно   дифференцирует   сферы «человеческого» и «не­человеческого». 7 Тем   не   менее,   с   разрушением   антропоморфизма   разрушения установочного аспекта субъектного восприятия не происходит, качественно меняется   лишь   его   обусловленность.   Расширение   жизненного   опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними все больше и больше открываются ему как субъекты. В результате чего природные объекты начинают причисляться ими к сфере   равного   в   своей   самоценности,   а   это   приводит   к   формированию субъектной установки, являющейся основой отношения к ним как субъектам [20,с.265­266].  У   младших   школьников   отношение   к   природе,   в   первую   очередь, проявляется в познавательной сфере. Этому способствуют два фактора: ­значимость в их жизни учебной деятельности: большинство учеников еще   увлечены   самим   процессом   познания,   что   задает   определенную стратегию поведения — им интересно узнать вообще что­то новое;  ­приобретенное   умение   читать:   у   младших   школьников   возникает возможность самостоятельно получать ответы на свои «почему» [4,с.84].  Тем   не   менее,   доминирование   когнитивного   компонента   является своего рода «остаточным явлением» от дошкольного периода. Все большее значение начинает приобретать практический компонент. Именно в младшем школьном возрасте дети особенно настойчиво просят родителей завести дома какое­нибудь   животное.   Но   импульсивность   младшего   школьника   не позволяет ему ежедневно, постоянно заботиться о животном или растении, поэтому   реально   это   становится   обязанностью   взрослого.   Согласимся   с высказыванием   Л.С.   Выготского   о   том,   что   «ребёнок   в   процессе деятельности   весь   в   непосредственном   реальном   движении,   он   творит действие, его интересует процесс действия, а не результат» [4, с.72]. Также   растет   значение   и   поступочного   компонента.   Причисление природных объектов в результате субъектификации к сфере равного в своей самоценности   приводит   к   тому,   что   природоохранная   деятельность,   к которой   начинает   проявлять   склонность   младший   школьник,   становится действительно продиктованной его отношением к природе. Итак,   младший   школьный   возраст   является   сензитивным   для формирования   экологического   сознания.   Антропоморфизм,   являющийся механизмом возникновения субъектного восприятия природных объектов в дошкольном возрасте, в младшем школьном сменяется субъектификацией.  8 Ребёнок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно­деятельностной   и   эмоциональной­чувственной   основе. Сформированная в этот период наглядно­образная картина мира является важнейшим фактором развития экологического сознания личности Экологическое   сознание   младших   школьников   характеризуется переструктурированием   компонентов   интенсивности:   хотя   по­прежнему доминирует когнитивный компонент, его роль к концу периода снижается, и все большее значение приобретают практический и поступочный. В целом, для младшего школьного возраста характерен субъектно—непрагматический тип субъективного отношения к природе [3,с.14­15].    1.2 Методика формирования осознанно­правильного отношения к природе у младших школьников      Ознакомление с природой предусматривает соблюдение принципа разнообразности экологической деятельности, который заключается в педа­ гогической целесообразности привлечения ребенка к разнообразной познава­ тельной деятельности, связанной с миром природы. Психологические осо­ бенности   детей   младшего   школьного   возраста   предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются   наиболее   эффективными   в   работе   с   детьми.   Преимущество отдается непосредственным формам: урокам, экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.  М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыты» [1, с. 19­ 20].  Очень хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих­то наблюдений. И наиболее эффективно ис­ пользовать для этого живые уголки, создание проблемных ситуаций для де­ тей, проведение экспериментов и опытов. Во время таких инновационных методов работы задействуются все органы чувств ребенка. Именно они обес­ печивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, со­ поставление, благодаря которым ребенок немного спонтанно овладевает те­ 9 ми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа ­ человек ­ общество ­ приро­ да» [12, с. 63­64].    В овладении естественными  знаниями, как и знаниями  о человеке приоритетной   должна   стать  поисково­исследовательская   деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные   сферы   жизнедеятельности     младшего   школьника.   В   связи   с   этим необходимо оптимизировать деятельность учителя и учеников как фактор формирования экологической культуры личности путем внедрения ее самой рациональной   формы   ­   поисково­исследовательской,   в   основу   которой заложена   целостная   система   взаимодействующих   и   целеустремленных средств влияния на детей.  В   экологическом   воспитании   детей   младшего   школьного   возраста эффективным методом формирования осознанно­правильного отношения к природе   является  создание  проблемной   ситуации,  проведение   различного рода  опытов,   экспериментов.   Эти   методы   обеспечивают   широкое пространство для творческой реализации ребенка. Целью каждого вида такой деятельности   неизменно   выступает   формирование   первооснов экологического   сознания,   экологического   поведения,   а   следовательно   и экологической культуры личности [18, с.53].   развивают   наблюдательность,        Опыты  способствуют   формированию   у   детей   познавательного интереса   к   природе,   мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно­следственных связей  [19, с.32]. Н.   Лысенко   дала   такое   определение:   поисково­исследовательская деятельность ­ это организованная педагогом деятельность детей, в которой они   путем   самостоятельного   открытия   природы,   решения   проблемных заданий,   практически­преобразовательных   действий   одновременно овладевают   новыми   знаниями,   а   также   умениями   и   навыками   их последующего самостоятельного приобретения [6, с.64]. Н.Н.   Поддъяков   говорил:   «...Фундаментальный   факт   заключается   в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской 10 жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возника­ ет значительно позже деятельности экспериментирования...»   [14, с. 10­11]. Исследовательская   работа   помогает   развить   познавательный   интерес ребенка, его мышление, умение обобщать.      В становлении экологического сознания особенное место принадле­ жит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организо­ ванная игровая деятельность позволяет добиться самого полного самовыра­ жения детей, активности их действий, которые соглашаются с общеприня­ тыми   нормами   и   правилами   познания   окружающей   природы. Сейчас,   в   экологическом   воспитании,   целесообразно   использовать   игры нового типа, которые с одной стороны моделируют само творчество ребенка, а со второй ­ обеспечивают условия для совершенствования его интеллекта. Это   ­   игры­ребусы,  игры­исследования,  игры­опыты,  КВНы.   В   этих   играх развивается   интеллект   ребенка,   его   память,   мышление,   внимание,   умение искать   зависимости   и   закономерности,   которые   существуют   в   природе скрыто   и   реально,   умения   классифицировать   и   моделировать   материал, комбинировать и моделировать его, прогнозируя результаты [1, с. 19­20].     Кроме рассмотренных выше, существует еще очень много разных ин­ новационных   форм   экологического   образования,   которые   помогают формировать   экологические   знания   и   которые   являются   обязательным компонентом формирования экологической культуры. Это ­  путешествия, экскурсии   в   природу,   экологические   тропы,   экологические   сказки,   цель которых развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой   опыт,   искать   ответы   на   вопросы,   которые   даются   в   иллюстрациях, картинках,   в   скрытом   виде,   что   способствует   формированию   различных видов мышления, внимания, память и воображения [16,с.42­43].  Экскурсии   —   один   из   основных   видов   занятий   и   особая   форма организации   работы   по   ознакомлению   детей   с   природой,   одна   из   очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии чаще всего вне школьного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.   Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.   На   экскурсиях   дети   знакомятся   с   растениями,   животными   и одновременно   с   условиями   их   обитания,   а   это   способствует   образованию первичных   представлений   о   взаимосвязях   в   природе,   воспитанию   у   детей 11 материалистического   мировоззрения.   Экскурсии   способствуют   развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.   Велика   роль   экскурсий   в   эстетическом   воспитании   детей.  Красота природы,   окружающая   их,   вызывает   глубокие   переживания,   способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей   на   воздухе,   с   движением,   что   содействует   укреплению   здоровья. Находясь в" лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.) [7,с.12­13]. Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок ­ ак­ тивный   субъект.   Через   общение,   наблюдение,   экспериментирование,   игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полез­ ный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно вы­ ражать своё мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности яв­ ляется: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взве­ шенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в есте­ ственной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности [8,с.113].  Среди активных форм выступают: диспуты, дискуссии по проблемам ­ окружающей   среды,   встречи   со   специалистами,   деловые   игры  формируют   опыт   принятия   экологически   целесообразных   решений. Общественно­полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов   на   школьном   учебно­опытном   участке   по   изучению   влияния минеральных   удобрений   на   урожайность   культур,   выполнение   анализов почвы   ­   служит   приобретению   опыта   принятия   экологических   решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей [15, с.75]. Рассматривая   цели   экологического   образования   школьников,   можно определить   различные   его   уровни:   экологическое   просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.  ­   обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он   достигается   включением   экологических   сведений   как   фрагментов учебного   материала   в   уроки   или   внеклассные   занятия   (экологическая Первый   уровень   ­   экологическое   просвещение  12 разминка,   экологические   экспресс­   информации,   доклады   и   рефераты   по отдельным экологическим темам и т.п.).  ­ Второй   уровень   экологическое   сознание  ­   предусматривает формирование   категориального   аппарата   мышления   учащихся. Формирование   экологического   сознания   предполагает   овладение   системой экологических   знаний   и   понятийным   аппаратом   экологии   как   учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).  Третий   уровень   ­   развитие   экологической   культуры  ­   приносит осознание   учащимися   взаимодействия   "природа­человек"   как   ценности [2,с.115].  ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   2.1 Организация эксперимента Экспериментальная   работа   по   исследованию   процесса   развития бережного отношения к природе у младших школьников состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.  Констатирующий   эксперимент  включал   в   себя   диагностики исходного уровня бережного отношения к природе.  Формирующий   эксперимент  заключался   в   проведении   различных мероприятий,   экскурсий,   беседы,   фотовыставки,   написания   сочинения, направленных на формирование бережного отношения к природе. Контрольный     аналогичен   констатирующему эксперименту, включал в себя диагностики, которые проверяли отношение учеников к природе после формирующего эксперимента.   эксперимент, База исследования – ГУО «Средняя школа № 6  г. Могилева». В исследовании участвовало 17 детей 1 «В» класса  в возрасте 7 лет.  2.2 Констатирующий эксперимент  13 Цель констатирующего этапа эксперимента  ­ определить уровень сформированности бережного отношения к природе у младших школьников.  Задачи констатирующего эксперимента:  1. подобрать и апробировать диагностический материал;  2.определить   критерии   уровня   развития   бережного   отношения   к природе у детей; В качестве основных методик были применены методики наблюдений, беседы, анкетирование.  1.Анкетирование учащихся. Цель: выяснить отношение учащихся к природе. Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение А). Результаты анкетирования представлены в таблице 2.2.1 Вопросы анкеты 1.Любишь ли ты  отдыхать на природе? 2.Что ты больше всего  любишь делать на  природе? 3.Ты помогал  животным, растениям? 4.Ты помогал взрослым в охране природы? 5.Любишь книги о  природе? Какие? Таблица 2.2.1 Результаты анкетирования Ответы учащихся Да(17чел.) ­Слушать птиц, любоваться природой, гулять(3 чел.)  ­Загорать, купаться(5 чел.)  ­Разводить костер (4 чел.)  ­ Собирать грибы, ягоды(2 чел.) ­ Рвать цветы(3 чел.) ­ Нет, (6 чел.)  ­ Подобрал бездомную собаку(1 чел.)  ­ Лечил собаку(5 чел.) ­ Подкармливал птиц зимой(5 чел.) ­ Нет(4 чел.)  ­ Делал с папой скворечник(5 чел.)  ­ Помогал на даче(5 чел.) ­ Принимал участие в озеленении школьного двора(3 чел.) Не люблю читать (3 чел.)  ­ В. Бианки, Е. Чарушина(14 чел.) Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сказать, что ученики любуются природой, но все­таки разводят костры, позволяют себе рвать цветы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном   отношении   к   природе   и   ее   богатстве,   о   помощи   животным   и 14 растениям,   об   охране   природы   и   правилах   поведения   в   природе несовершенны и имеются далеко не у всех учащихся. 2.Наблюдение в уголке природы.   Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объ­ ектам природы. Инструкция к проведению:  ­ животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, за­ грязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком   с   сухой   землёй.   Каждому   ребёнку   индивидуально   предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы. Оценка результатов деятельности. Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её. Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение. Уровень ниже среднего (1 балл) ­ ребенок не справился с поставленной задачей.  По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15­13 баллов), средний(12­8 бал­ лов), низкий (7­5 баллов).   Результаты наблюдения представлены в таблице 2.2.2. Таблица 2.2.2 Результаты наблюдения Высокий уровень 3чел. Средний уровень 8 чел. Низкий уровень 6чел. Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.2.2,   можно   сказать,   что   у учащихся   наблюдается   средний   уровень   развития   бережного   отношения   к природе. Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.2.1). 15 Рис.2.2.1 Уровень развития бережного отношения к природе у младших школьников Выявленный   в   ходе   исследования   уровень   развития   является недостаточным,   т.к.   очень   мало   детей   имеют   высокий   уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру,   которая   свидетельствует   о   качестве   осознанного   правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.  На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа   по   формированию   экологической   культуры   у   учащихся осуществлялась   не   систематически,   не   был   достаточно   оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности,   труду   и   другим   видам   деятельности   экологического характера.      Таким образом, перед исследователем стоит задача наметить методику совершенствования   работы   по   воспитанию   осознанного   правильного   отно­ шения   к   природе   в   процессе   формирования   экологической   культуры младших   школьников,   что   и   обусловило   проведение     формирующего эксперимента.            2.3 Формирующий эксперимент  Цель   формирующего   эксперимента  ­   выявить   педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование бережного отношения к природе.  Задачи формирующего эксперимента:  1.  разработать   формы   организации   учебно­воспитательного   процесса по повышению уровня бережного отношения к природе у учащихся. 2.   апробировать   разработанные   формы   организации   на   учащихся младшего школьного возраста.  Формирующий эксперимент длился 1 месяц. В ходе эксперимента были проведены следующие формы работы: 1. «Экскурсия в Зимний сад» (Приложение Б). Цель:  продолжать   знакомить   детей   с   комнатными   ­   растениями, взаимосвязями   растений   с   окружающей   средой   (вода,   свет,   тепло,   земля). 16 Воспитывать   эмоциональное,   положительное,   бережное   отношение   растениям, научить видеть их красоту и неповторимость. 2.Экскурсия «Изменения в природе под влиянием человека».  Цель: укрепить знания детей об изменениях в природе под влиянием человека. Задачи: 1. обобщить знания детей о природе; 2. показать влияние человека на окружающую природу (Приложение  В). 3.Фотовыставка «Красота природы» Цель:   популяризация   уникальных   уголков   природы   Республики Беларусь. 4.Написание сочинения  «Бережное отношение к природе». 5.Внеклассное мероприятие «Береги природу» Цель:   показать   красоту   природы,   воспитывать   любовь   к   природе, бережное   отношение   к   ней,   развивать   артистизм,   художественный   вкус (Приложение Г) Таким образом, шла реализация педагогических условий, необходимых для   эффективного   развития   бережного   отношения   к   природе   у первоклассников в ходе разнообразных форм учебно­воспитательной работы. 2.4 Контрольный эксперимент Цель   контрольного   эксперимента  ­   проверка   эффективности разработанной   программы   по   повышению   уровня   бережного   отношения   к природе   у   младших   школьников.   Для   определения   эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Задание 1. Опросник. Цель. Определить уровень развития личностного отношения к природе. Инструкция   к   проведению.   Учитель   предлагает   ребенку   вопрос, требующий однозначного ответа (Приложение Д). Вопросы   анкеты   были   усложнены   по   сравнению   с   вопросами констатирующего эксперимента. 17 По результатам выполненного задания все ученики были распределены на три группы по уровням развития: высокий (16­18 баллов), средний (13­15 баллов),   низкий   (9­12   баллов).   Результаты   опросника   представлены     в таблице 2.4.1. Таблица 2.4.1 Результаты опросника Вопросы анкеты Ответы учащихся (количество человек) 1.   Тебе   на   день   рождения   подарили   котенка, хомячка   или   другое   домашнее   животное.   Ты обрадуешься? 2. Твой друг наступил на цветок. Ты укажешь на его неправильное действие? 3   Учитель   выбирает   помощника   для   уборки   на пришкольном участке. Ты попросишь взять тебя в помощники? 4. Ты любишь смотреть по телевизору передачи о животных или о природе? 5.   Тебе   нравится   слушать   рассказы   о   природе   и животных? 6.   Учитель   предлагает   тебе   убираться   в   уголке природы или быть дежурным. Ты выберешь уборку в уголке природы? 7. Ты считаешь неправильным бросать мусор там, где хочется? 8. Тебе жалко бездомных собак и кошек? 9. Ты   хотел  бы  взять одного  из  таких  животных себе домой? 17 12 10 15 15 16 17 17 10 Да Нет ­ 5 7 2 2 1 ­ ­ 7 Исходя   из   результатов   опросника,   можно   сказать,   что   уровень отношения   к   природе   у   школьников   повысился   по   сравнению   с констатирующим экспериментом. Представим     уровень  развития  личностного  отношения   к   природе   у младших школьников в таблице 2.4.2. Таблица 2.4.2 Уровень развития личностного отношения к природе у младших Ф.И. ученика Самусева Таня  Елизарова Маша Третьякова Виолетта Евсеева Катя Маховиков Влад Маховиков Павел школьников Оценка в баллах 17 13 14 11 14 15 18 Уровень Высокий Средний Средний Низкий Средний Средний Полякова Настя Алексеенко Егор Пинегов Женя Гурский Олег Божкова Аня Дубровская Таня Танцурина Наташа Божкова Аня Борисов Тимур Роговцова Тамара Бабаев Олег 16 13 16 15 17 14 16 17 16 16 18 Высокий Средний Высокий Средний Высокий Средний Высокий Высокий Высокий Высокий Высокий Сведем полученные данные в общую таблицу 2.4.3. 2.4.3 Общая оценка уровня  развития личностного отношения к природе у Высокий уровень 9 чел. младших школьников Средний уровень 7 чел. Низкий уровень  1чел. Таким образом, можно сказать, большинство учащихся имеют высокий уровень   развития   личностного   отношения   к   природе   (9   чел.).   7   человек находятся на среднем уровне и 1 человек­на низком. 2.Наблюдение в уголке природы.   Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объ­ ектам природы. Инструкция к проведению:  ­ животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, за­ грязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком   с   сухой   землёй.   Каждому   ребёнку   индивидуально   предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы. Оценка результатов деятельности. ­Высокий уровень (3 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её. ­Средний уровень (2 балла). Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение. ­Уровень   ниже   среднего   (1   балл)   ­   ребенок   не   справился   с поставленной задачей.  По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15­13 баллов), средний(12­8 бал­ 19 лов), низкий (7­5 баллов).   Результаты наблюдения представлены в таблице 2.4.4. Таблица 2.4.4 Результаты наблюдения Высокий уровень 14 чел. Средний уровень 2  чел. Низкий уровень 1 чел. Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.4.4,   можно   сказать,   что   у учащихся   наблюдается   достаточно   высокий   уровень   развития   бережного отношения к природе: 14 человек имеют высокий уровень, средний уровень­2 человека, низкий – 1 человек. Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.1). Рис.2.4.1 Уровень развития бережного отношения к природе у младших школьников Сравним   полученные   данные   констатирующего   и   контрольного эксперимента в таблице 2.4.5. Таблица 2.4.5 Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития бережного отношения у младших школьников Этап эксперимента Констатирующий Контрольный Высокий  3чел. 14 чел. Уровни Средний  8 чел. 2 чел. Низкий  6 чел. 1 чел. Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.2). 20 Рис.2.4.2 Сравнительный анализ исходного и итогового уровня развития бережного отношения у младших школьников Анализ результатов диагностики экологического отношения младших школьников к природе показывает:  1. Уровень сформированности экологически правильного отношения к миру природы повысился. 2. Заметно изменилось отношение учеников к природным объектам. В процессе   непосредственных   наблюдений   за   природой   в   сознание   детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления   взаимообусловливают   друг   друга,   что   организм   и   среда   ­ неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.  3.   Особую   заботу   дети   стали   проявлять   за   обитателями   уголка природы.   Все   дети,   которые   испытывают   активный   интерес,   желание, стремление   участвовать   в  работе,  ухаживают   за   животными   не   только   во время своего дежурства в уголке природы, но и помогают другим детям в другие дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают учителю и остальным детям об увиденном.  4. На уроках по природоведению ученики стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных   интересующих   их   вопросов,   на   которые   учитель   с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок.   Закрепленные   в   играх­опытах   знания   о   связях,   свойствах   и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.  21 Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня развития бережного отношения к природе младших школьников достаточно эффективен. ЗАКЛЮЧЕНИЕ    На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие вы­ воды. 22 Актуальность исследования связана с отсутствием целостной системы становления   бережного   отношения   к   природе   у   младших   школьников, недостаточной   изученностью   организационно­педагогических   условий   её развития в процессе обучения, рассогласование теоретическо­методических подходов,   а   также   произвольностью   в   выборе   методов   и   форм   развития бережного отношения к природе. В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрен вопрос   об   экологической   грамотности   и   экологической   культуре.   У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить   ситуацию   можно   за   счёт   экологического   воспитания подрастающего проводиться высококвалифицированными,   экологически   грамотными   педагогами, вооружёнными помимо знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребёнка, развивать все компоненты экологической   культуры   как   качества   личности   в   части   общей   культуры человека. поколения, которое       должно      Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно­экспериментальной работы, проведённой на базе  ГУО  «Средняя  школа    №  6 г. Могилева»  по   воспитанию  бережного отношения к природе младших школьников.  Была   прослежена   динамика   изменения   уровня   сформированности экологических знаний в процессе проведенного исследования. На начальном этапе   формирования   эксперимента   уровень   развития   детей   был   средним, наблюдалось большое количество учащихся с низким уровнем. Это создало необходимость проведения формирующего эксперимента.   об   Анализ   результатов   до   и   после   формирующего   эксперимента свидетельствует эффективности   разработанной   методики совершенствования работы. Учащиеся улучшили свои результаты. Высокий уровень развития возрос с 3 чел. до 14 человек,  низкий уровень стал намного ниже: с 6 человек до 1.  В   процессе   работы   были   замечены   такие   изменения:   дети   заметно расширили  свои   экологические   представления,  своё  умение   устанавливать причинно­следственные   связи;   возрос   интерес   к   объектам   и   явлениям природно­предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать 23 нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохране­ ние ценностей природного мира.  Исходя из анализа опытно­экспериментальной работы, можно прийти к выводу,   что   воспитание   бережного   отношения   детей   к   природе   осу­ ществляется  успешно при определенных правильно созданных педагогиче­ ских  условиях  и  применении  разнообразных форм  работы экологического образования. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Алексеев,   С.   В.,   Симонова,   Л.   В.   Идея   целостности   в   системе экологического образования младших школьников.// НШ. ­ 1999. ­ №1. ­С. 19­22. 2.   Бабанова,   Т.   А.   Эколого­краеведческая   работа   с   младшими школьниками/ Т.А. Бабанова. ­ М.: Просвещение,1993.­210 С. 3.Бахтибенов, А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников/ А.Ш. Бахтибенов. ­ М., 1993.­№6.­С.14­15 4.Боровская,   Л.   А.   Экологическая   направленность   экскурсии   в условиях города/ Л.А. Боровская.­ М.: Просвещение,1991.­180 с. 5.   Варивода,   В.С.   Диагностика   экологической   воспитанности   детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2009. – 122 с. 6.   Воробьева,   А.   Н.   Экологическое   образование   младших школьников. // НШ. ­1998.№6.С.63­64. 7. Гетьман, В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2­4 классах. // Рад. шк. ­ 1999г.­с.12­14. 8. Гришева, Е. А. Задания  экологического содержания/ Е.А. Гришева. ­ М.: Просвещение, 1993г.­190 с. 9. Дерябо, С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы.//НШ.­1998.­№6.  10. Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. ­1989.№10­11. 11. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // НШ. ­ 1998.№6.С.125­127. 12. Кваша, А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // НШ. ­ 1998. №6. С. 84­92. 25 14.   Кириллова,   З.   П.   Экологическое   образование   и   воспитание школьников в процессе образования/ З.П. Кириллова. ­М.: Просвещение. ­ 1983. 15. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе // НШ. ­ 2000. №6. С. 75­76. 16.   Колесникова,   Г.   И.   Экологические   экскурсии   с   младшими школьниками //НШ.­1998.№6. 17.   Нинадрова,   Н.   Н.   Воспитание   у   младших   школьников   чувства прекрасного//НШ.­1998.№6.  18. Павленко, Е. С. Экологические проблемы и начальная школа// НШ. ­ 1998. №5. 19.   Салеева,   Л.   П.   Опыт   экологического   воспитания   младших школьников // НШ.­1991.№4. 20.Сластенин,   В.А.   Педагогика/   В.А.Сластенин.   ­   М:   Просвещение, 1991.­ 421 с. 26

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Педагогические условия эффективного формирования бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017