ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
Оценка 4.7

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир +1
1 кл
20.01.2017
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
диагностики и занятия
ВВЕДЕНИЕ.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………6­13 1.1 Сущность экологического образования……………………………………6 1.2 Формы и методы экологического воспитания учащихся…………………8 1.3 Особенности экологического воспитания младших школьников ………10 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13 ГЛАВА 2 ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО…14­20 2.1 Выявление уровня сформированности экологической культуры  у младших школьников (констатирующий эксперимент)……………………14 2.2 Формирующий эксперимент………………………………………………..15 2.3 Динамика уровня сформированности экологической культуры у  младших школьников (контрольный эксперимент)…………………………..15 Выводы по 2 главе………………………………………………………………20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….25 Приложение А.Методика «Альтернатива» Приложение Б.Викторина «Знатоки природы» Приложение В.Внеклассное мероприятие "Берегите природу" Приложение Г.Экскурсии Приложение   Д.   Опросник   по   оппределию   уровня   развития   личностного отношения к природе 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность.  Сегодня   как   никогда   перед   человечеством   стоит   вопрос   о необходимости   изменения   своего   отношения   к   природе   и   обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В   современном   сложном,   многообразном,   динамичном,   полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество   человека   и   природы.   Каждый   должен   понять,   что   только   в гармоничном   сосуществовании   с   природой   возможно   дальнейшее   развитие нашего общества.  Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все. Задача   школы   состоит   не   только   в   том,   чтобы   сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков   научного   анализа   явлений   природы,   осмыслению   взаимодействия общества   и   природы,   осознанию   значимости   своей   практической   помощи природе. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. Охрана природных ресурсов и их национальное использование являются важнейшей   государственной   задачей   и   делом   всего   белорусского   народа. Высокая личная ответственность за бережное отношение к природе должна воспитываться с раннего возраста. Чем раньше будет начата эта работа, тем больше будет её педагогический эффект. 3 В   младшем   школьном   возрасте   происходит   формирование   основ   являющихся   важнейшим   условием нравственных   представлений, формирования бережного отношения к природе.  Таким   образом,   актуальность   настоящего   исследования   обусловлено наличием следующих противоречий: ­   на  социально­педагогическом   уровне:  с   одной   стороны,   между необходимостью становления бережного отношения к природе у детей уже на начальном   этапе   воспитании,   а   с   другой   стороны,   недостаточной теоретической   и   практической   разработанностью   данной   проблемы   в экологическом образовании; ­  научно­теоретическом   уровне:  между   необходимостью   создания научно­обоснованных   педагогических   условий   становления   бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста  как одной из задач образовательного процесса в учреждениях образования и недостаточной ее теоретической разработанностью; ­ на научно­методическом уровне: между объективной потребностью в методике   становления   бережного   отношения   к   природе   у   детей   младшего школьного   возраста   и   недостаточной   разработанностью   содержательно­ методического обеспечения данной области. Цель данной  работы: изучить педагогические условия эффективного формирования   нравственно­экологической   культуры   у   детей   младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: 1. изучить теоретические аспекты экологического воспитания младших школьников; 2.   обосновать   и   экспериментально   проверить   уровень   развития нравственно­экологической культуры у младших школьников; 4 6.   разработать   и   апробировать   мероприятия   для   детей   младшего   направленных   на   формирование   нравственно­ школьного   возраста, экологической культуры. Объект исследования ­  нравственно­экологическое воспитание. Предмет   исследования  –   методическое   обеспечение   становления нравственно­экологического воспитания детей младшего школьного возраста. Методы исследования: 1.   теоретические:   анализ   теоретической   и   методической   литературы, обобщение результатов исследования. 2. эмпирические: опрос, эксперимент. 3.математические: подсчёт результатов диагностики детей, построение таблиц и диаграмм. 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность экологического образования Содержание   экологического   образования   представляет   собой совокупность межпредметно­экологических идей, научных экологических и нравственно­экологических   знаний   (понятий,   представлений,   фактов),   социально интеллектуальных   и   практических   умений   и   навыков, выработанного   опыта   творческой   деятельности,   подлежащих   усвоению учащимися   в   процессе   формирования   у   них   ответственного   отношения   к природе  [20, с.75­76]. Содержание экологического образования учащихся представляет собой   основными определенным   образом   структурированную   систему, компонентами   которой   являются   мировоззренческие   (межпредметно­ экологические)   идеи,  экологические   и  нравственно­экологические   понятия, законы   и   закономерности,   представления,   умения   и   навыки,   и   опыт творческой   деятельности.   Эти   компоненты   выделены   в   соответствии   с основными   положениями   современной   дидактики   и   общей   концепцией образования в современной общеобразовательной школе  [1, с.32]. Для   школьной   педагогики   экологическое   воспитание   ­   направление, призванное   формировать   основы   экологической   направленности   личности, осознанно­правильному   отношению   к   природным   явлениям   и   объектам,   к человеку как живому существу, к своему здоровью и окружающей средой. 6 Формирование начал экологической культуры ­ это становление осознанно­ правильного отношения:   ­ непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;   ­ к людям, охраняющим и созидающим ее;  ­ к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или ду­ ховные ценности;  ­ к себе, как части природы;  ­ понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;  ­ осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой [14, с.32].    Задачи экологического воспитания ­ это задачи создания и реализации воспитательно­образовательной   модели,   при   которой   очевидны   проявления начал экологической культуры у детей  [5, с.75].     Экологическое воспитание ­ это один из основных аспектов нравст­ венного   воспитания.  Ведь   воспитание   бережного   и   заботливого   отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем   станут   мотивом,   побудителем   его   активной   деятельности,   его поведения [10, с.27].           Экологическое   воспитание   детей   младших   школьников предполагает: ­ воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие);  ­   формирование   системы   экологических   знаний   (интеллектуальное развитие); ­   развитие   эстетических   чувств   (умение   увидеть   и   прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её); ­   участие   в   посильной   деятельности   по   уходу   за   растениями, животными, по охране и защите природы [13, с.62]. 7 Реализация экологического образования и воспитания возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов:   ­ естественно ­ научного (знание о природных объектах региона, об экологических проблемах в области и во всем мире, путях их решения); ­   ценностно­нормативного   (знания,   раскрывающие   универсальную ценность природы, законы природоиспользования и охраны природы);      ­   принципа   преемственности   (психолого­педагогические   особенности   отбор   содержания,   обучения   и   развития   ребенка, воспитания, обеспечивающего   целостное, закономерностей, проблем; взаимосвязь всех видов детской деятельности);   системное   восприятие   экологических ­ деятельностного (знания, умения, которые используются в реальной деятельности с объектами природы, пропаганда экологических знаний) [19, с.52].    1.2 Формы и методы экологического воспитания учащихся На   первых   этапах   наиболее   целесообразны  методы,   которые анализируют   и   корректируют  сложившиеся   у   школьников   экологические ценностные   ориентации,   интересы   и   потребности.   Используя   их   опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью   фактов,   цифр,   суждений   вызывает   эмоциональные   реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме  [2, с.83]. На   этапе   формирования   экологической   проблемы   особую   роль приобретают  методы,   стимулирующие   самостоятельную   деятельность учащихся.  Задания   и   задачи   направлены   на   выявление   противоречий   во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей   о   пути   ее   решения   с   учетом   концепции   изучаемого   предмета. 8 Стимулируют   учебную   деятельность  дискуссии,   способствуя   проявлению личного   отношения   учащихся   к   проблемам,   знакомству   с   реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения  [4, с.90]. На   этапе   теоретического   обоснования   способов   гармонического воздействия  общества и природы учитель обращается к  рассказу, который позволяет   представить   научные   основы   охраны   природы   в   широких   и разносторонних   связях   с   учетом   факторов   глобального,   регионального, локального   уровней.   Познавательная   деятельность   стимулирует моделирование   экологических   ситуаций   нравственного   выбора,   которые обобщают   опыт   принятия   решений,   формируют   ценностные   ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в   выражении   эстетических   чувств   и   переживаний   творческими   средствами (рисунок,   рассказ,   стихи   и   т.п.).   Искусство   позволяет   компенсировать преобладающее   число   логических   элементов   познания.   Свойственный искусству   синтетический   подход   к   действительности,   эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы  [11, с.75]. Как   средство   психологической   подготовки   школьников   к   реальным экологическим   ситуациям   учителя   часто   используют  ролевые   игры.   Они строятся   с   учетом   специфических   целей   предмета.   Игра   как   творческая деятельность   формирует   воображение,   развивает   фантазию   и   интеллект учащихся,   повышает   интерес   к   изучаемой   теме.   Эффективность   урока повышается   при   использовании   мультимедийных   презентаций,   которые сопровождают, иллюстрируют объяснение учителя или сообщение учащихся. При использовании метода проектов  учащимся предоставляется возможность самим   решать   географические   задачи     экономического   и   экологического содержания  [3, с.52]. 9 Использование  групповых   форм   работы  позволяет   развивать коммуникативные способности учащихся,   умение работать в команде   [15, с.93]. Среди   нетрадиционных   форм   организации   работы   на   уроке,  которые придают   экологическую   ориентацию,   следует   выделить  уроки­праздники  и тематические   уроки  («Праздник   леса»,   «Лесной   карнавал»,   «Береги природу» и др.). Содержание натуралистических праздников направлено на всестороннее   развитие   школьников,   формирование   их   активной   жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы. Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав   традиционных   викторин,   различных   соревнований,   выступлений. Удачным   сочетанием   игровой   и   познавательной   деятельности   школьников являются экскурсии, туристические слёты и походы. Посещая экологический кружок, младшие школьники учатся ухаживать за комнатными растениями, изучают возможности ландшафтного дизайна  [6, с.53]. 1.3 Особенности экологического воспитания младших школьников  Основу   для   становления   и   развития   ответственного   отношения   к природе,   формирование   экологической   культуры   младших   школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую   информацию   о   жизни   природы,   о   взаимодействии   человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов   гуманитарно­эстетического   цикла   (язык,   литературное   чтение, музыка,   изобразительное   искусство)   позволяет   обогащать   запас   сенсорно­ гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных   суждений,   полноценному   общению   с   природой,   грамотному 10 поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная   природа   в   ее   многообразных   проявлениях   красок,   форм,   звуков, ароматов   служит   важным   средством   познания   окружающего   мира, источником   знаний   о   природном   окружении   и   нравственно­эстетических чувств  [7, с.52­53]. Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о   практическом   значении   природных   материалов   в   жизни   человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов   [16, с.73]. Содержание   природоведения   обеспечивает   естественную   основу понимания   младшими   школьниками   необходимости   охраны   природы, поскольку   в   этом   курсе   уделяется   особое   внимание   формированию конкретных знаний о живой природе  [8, с.75­76]. В   курсе   изучения   предмета   «Человек   и   мир»   можно   выделить   три уровня изучения природы:  1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться. 2   уровень:   объекты   природы   рассматриваются   в   их   взаимосвязи. Внимание   акцентируется   на   том,   например,   чем   питаются   те   или   иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п. 3   уровень:   это   уровень,   когда   рассматриваются   не   только   предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень ­ это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям   [9, с.23]. Целевые   установки   учебных   предметов   начальной   школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания 11 младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия,   составляющие   ядро   экологического   образования   и   воспитания   в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа ­ среда   и   необходимое   условие   жизни   человека:   в   природе   он   отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д. [12, с.35]. Не   менее   важна   раскрываемая   перед   учащимися   начальной   школы посредством   конкретных   фактов   и   выводов   идея   о   том,   труд   человека   ­ условие использования и охраны природных богатств родного края. Воспитание   трудолюбия   школьников,   ответственного   отношения   к использованию   и   приумножению   природных   богатств   может   выразиться   в следующих   делах   учащихся   начальной   школы:   соблюдении   культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых   элементах   планирования   по   благоустройству   ближайшего природного   окружения   (озеленение),   выполнении   посильных   трудовых операций по уходу за растениями, их защите. Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе ­ идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания   ответственного   отношения   к   сохранению   объектов   природы, находящихся   в   сложных   взаимосвязях   друг   с   другом.  Раскрытие   пищевых связей   в   живой   природе,   приспособленности   живых   организмов   к   среде обитания,   к   сезонным   изменениям   в   природе,   влияния   человека   на   жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является   побудительным   средством   для   того,   чтобы   младшие   школьники 12 осознали   необходимость   учета   и   сохранения   природных   взаимосвязей   при организации любой деятельности в природе  [18, с.84]. Чрезвычайно   важна   для   реализации   патриотического   аспекта экологического   воспитания   идея,   заложенная   в   программе   уроков   чтения: охранять природу ­ значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля   и   березовые   рощи   ­   все   это   с   детства   знакомые   картины   природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою   страну   отождествляется   с   чувством   ответственности   за   ее   природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость ­ значит беречь свой дом, свой край, свою Родину  [19, с.63­64]. Выводы по 1 главе Таким образом, можно сказать: 1.   Экологическое воспитание ­ это один из основных аспектов нравст­ венного   воспитания.  Ведь   воспитание   бережного   и   заботливого   отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем   станут   мотивом,   побудителем   его   активной   деятельности,   его поведения.          2.   Экологическое   воспитание   детей   младших   школьников предполагает:   воспитание   гуманного   отношения   к   природе   (нравственное развитие); формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие); развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её);участие в посильной 13 деятельности   по   уходу   за   растениями,   животными,   по   охране   и   защите природы  3. Методы экологического воспитания учащихся беседы , дискуссии, рассказы,   игры,   праздники   и   др.   Использование   групповых   форм   работы позволяет   развивать   коммуникативные   способности   учащихся,   работать в команде.   умение 4.Основу   для   становления   и   развития   ответственного   отношения   к природе,   формирование   экологической   культуры   младших   школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую   информацию   о   жизни   природы,   о   взаимодействии   человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.  ГЛАВА 2 ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Выявление уровня сформированности экологической культуры у младших школьников (констатирующий эксперимент) База исследования – ГУО «Средняя школа № 6  г.Могилева». Экспериментальная работа по исследованию осознанного отношения к природе у младших школьников включает констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.  В исследовании участвовало 10 детей 1 класса  в возрасте 6­7 лет.  14 На   констатирующем   этапе   с   целью   выявления   исходного   уровня экологических знаний учащихся была использована методика «Альтернатива» (Приложение А). Результаты данной методик представлены в таблице 2.1.1 Таблица 2.1. Результаты по определению типа мотивации взаимодействия с Ф.И. ученика природными объектами  Оценка в баллах Уровень Евсеева М. Кудряшова Э. Самойлова Н. Трушкин С. Гончаренок Г. Аникеева Д. Козловский К. Малишевский Р. Дубинина В. Сиваев Ж. 9 6 9 8 8 10 7 7 10 6 Высокий Низкий Высокий Средний Средний Высокий Средний Средний Высокий Низкий Исходя из таблицы 2.1. можно сказать, что мотивация взаимодействия с природными объектами у школьников достаточно развита. 4 человека имеют высокий   уровень,  низкий   уровень   наблюдался   у   2   человек,   у   4  учащихся­ средний   уровень.   Т.о,   для   группы   характерен   средний   уровень   мотивации взаимодействия с природными объектами. Результаты   исследования   по   выявлению   исходного   уровня экологических знаний учащихся представлены на Рис.2.1. Рис. 2.1 Результаты исследования по выявлению исходного уровня экологических знаний учащихся Обобщив   результаты   исследования,   можно   констатировать,   что   у учащихся преобладает средний уровень экологических знаний. 15 2.2 Формирующий эксперимент Цель формирующего этапа эксперимента  ­ выявить педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование экологической культуры у младших школьников.  Программа состоит из З блоков: 1.викторина   «Знатоки   природы»,   цель:   формирование   бережного   и целостного отношения к природе (Приложение Б). 2.внеклассное мероприятие «Берегите природу» (Приложение В). 3.экскурсии в лес и на водоем (Приложение Г). Формирующий эксперимент длился 3 месяца. 2.3 Динамика уровня сформированности экологической культуры у младших школьников (контрольный эксперимент) На   контрольном   этапе   эксперимента   перед   нами   стояла   задача   — определить   эффективность   реализации   экологической   деятельности, направленной на формирование экологического сознания учащихся.  Для этого мы использовалась та же методика, что и на констатирующем этапе: «Альтернатива». Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.1. Таблица 2.3.1 Результаты по определению типа мотивации взаимодействия с природными объектами  Ф.И. ученика Евсеева М. Кудряшова Э. Самойлова Н. Трушкин С. Гончаренок Г. Аникеева Д. Оценка в баллах 10 7 9 9 8 10 16 Уровень Высокий Средний Высокий Высокий Средний Высокий Козловский К. Малишевский Р. Дубинина В. Сиваев Ж. 8 8 10 7 Средний Средний Высокий Низкий Исходя из таблицы 2.3.1 можно сказать, что мотивация взаимодействия с природными объектами у школьников развита. 5 человек имеют высокий уровень,   у   4   учащихся   ­средний   уровень,   низкий   уровень   наблюдался   у   2 человек   Т.о,   для   группы   характерен   средний   уровень   мотивации взаимодействия с природными объектами. Результаты   исследования   по   выявлению   исходного   уровня экологических знаний учащихся представлены на рис.2.3.1. Рис. 2.3.1 Результаты исследования по выявлению уровня экологических знаний учащихся после формирующего эксперимента Обобщив   результаты   исследования,   можно   констатировать,   что   у учащихся преобладает средний уровень экологических знаний. Но количество учащихся с высоким уровнем увеличилось по сравнению с констатирующим экспериментом   (5чел.),   а   количество   учащихся   с   низким   уровнем уменьшилось (1 чел.).  Представим   сравнительную   характеристику   констатирующего   и контрольного эксперимента по определению типа мотивации взаимодействия с природными объектами на рис. 2.3.2. 17 Рис. 2.3.2. Сравнительная характеристика констатирующего и контрольного эксперимента по определению типа мотивации взаимодействия с природными объектами Был   также   предложенен   опросник,   согласно   которому   можно определить уровень развития личностного отношения к природе (Приложение Д). Результаты данного опроса представлены в таблице 2.3.2. Таблица 2.3.2. Уровень развития личностного отношения к природе у Ф.И. ученика Асесарова Маргарита Кушленков Вадим Шнарова Виолетта Поденков Дмитрий Тарасова Ксения Матвеева Елизавета Баранов Михаил Аканов Сергей Гончаренко Владислав Пархоменко Амина 17 15 16 14 16 16 15 15 18 15 первоклассников Оценка в баллах Уровень Высокий Средний Высокий Средний Высокий Высокий Средний Средний Высокий Средний Исходя   из   таблицы   2.3.2   можно   сказать,   что   уровень   развития личностного отношения к природе у первоклассников достаточно высок (50 % учащихся   имеют   высокий   и   50   %   имеют   средний   уровень).   Представим результаты в виде рисунка (рис.2.3.3). 18 Рис.2.3.3 Уровень развития личностного отношения к природе Анализ  результатов   диагностики  экологического  отношения  младших школьников к природе показывает:  1. Уровень сформированности экологически правильного отношения к миру природы повысился. 2. Заметно изменилось отношение учеников к природным объектам. В процессе   непосредственных   наблюдений   за   природой   в   сознание   детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообусловливают друг друга, что организм и среда ­ неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена   определенным   законам,   что   человек,   как   часть   природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.  3. Особую заботу дети стали проявлять за обитателями уголка природы. Все   дети,   которые   испытывают   активный   интерес,   желание,   стремление участвовать в работе, ухаживают за животными не только во время своего дежурства   в  уголке   природы,  но   и  помогают   другим   детям   в  другие   дни. После наблюдения дети с интересом и восторгом рассказывают учителю и остальным детям об увиденном.  4. На уроках по природоведению ученики стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных   интересующих   их   вопросов,   на   которые   учитель   с удовольствием отвечает. Знания, полученные на занятиях дети "проверяют" в 19 самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Закрепленные в играх­опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.  Вывод:   разработанный   комплекс   мероприятий   по   повышению   уровня экологической культуры у младших школьников на уроках и в повседневной жизни достаточно эффективен. Таким образом, формирующий эксперимент оказался эффективным и результативным. Выводы по 2 главе 20 1.База исследования по исследованию процесса развития нравственно­ экологической культуры у младших школьников – ГУО «Средняя школа № 6 г. Могилева». 2. На исходном уровне в ходе констатирующего эксперимента младшие школьники   показали   средний   уровень   сформированности   экологически правильного   отношения   к   миру   природы.  У  2  школьников   низкий   уровень сформированности бережного отношения к природе. 3.В ходе формирующего эксперимента шла реализация педагогических   необходимых   для   нравственно­экологической   культуры, условий, эффективного развития к природе у первоклассников в ходе разнообразных форм работы (экскурсий, внеклассных мероприятий и др.). 4. На итоговом уровне была определена эффективность разработанной программы   по   повышению   уровня   нравственно­экологической   культуры   у первоклассников.   Уровень   сформированности   экологически   правильного отношения   к   миру   природы   у   первоклассников   повысился   (5   человек   с высоким уровнем, 4 –со средним, 1­с низким). 4.Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня развития нравственно­экологической культуры у младших школьников на уроках и в повседневной жизни достаточно эффективен. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 Таким образом, в ходе проделанной работы, можно сделать выводы: Актуальность исследования связана с отсутствием целостной системы становления   бережного   отношения   к   природе   у   младших   школьников, недостаточной   изученностью   организационно­педагогических   условий   её развития в процессе обучения, рассогласование теоретическо­методических подходов,   а   также   произвольностью   в   выборе   методов   и   форм   развития бережного отношения к природе. Методика   становления   бережного   отношения   к   природе   у   учащихся имеет   структурную   организацию   и   определяется   взаимосвязью   целевого, содержательного, компонентов.   организационного   и   оценочно­результативного Разработанная методика может быть успешно реализована при наличии определенного комплекса педагогических условий, включающего в себя:  ­актуализацию   потребности   учеников   в   чувственно­целостном отношении к природе посредством расширения витагенного опыта; ­   педагогическое   стимулирование   познавательной   и   практической деятельности у детей;  ­ экологизация предметной среды.  Проведенная опытно­поисковая работа подтверждает, что реализация намеченных   путей   и   средств   становления   нравственно­экологической культуры   у   учащихся   младшего   школьного   возраста   способствует достижению более высоких качественных результатов. На исходном уровне в ходе констатирующего эксперимента младшие школьники показали средний уровень   сформированности   экологически   правильного   отношения   к   миру природы (4 ученика с высоким, 4­ с со средним, 2 –с низким в низкий уровнем сформированности нравственно­ экологической культуры). 22 В  ходе  формирующего  эксперимента  шла  реализация  педагогических   необходимых   для   нравственно­экологической   культуры, условий, эффективного развития к природе у первоклассников в ходе разнообразных форм работы (экскурсий, внеклассных мероприятий и др.). Уровень   сформированности   экологически   правильного   отношения   к миру   природы   на   контрольном   этапе   эксперимента     у   первоклассников повысился: 5 человек с высоким уровнем, 4 –со средним, 1­с низким. Итоги   курсовой   работы   позволяют   сформулировать   следующее: возможности школьного образования для становления бережного отношения к природе у учащихся далеко не исчерпаны. Не все аспекты данной проблемы изучены   с   достаточной   степенью   полноты,   однако   общий   подход   к построению модели методики становления бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста апробирован, и он дал положительные результаты.   Считается,   что   существует   ряд   вопросов,   требующий   более углубленного и серьезного изучения. Таковыми являются выявление новых факторов и условий успешного становления бережного отношения к природе у   детей   младшего   школьного   возраста;   разработка   теоретических   основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; детальная разработка   методико­технологического   обеспечения   процесса   становления бережного отношения к природе у учащихся.  Таким образом, нравственно­экологическое воспитание школьников является приоритетным направлением в работе школы и осуществляющееся с учетом возраста   учащихся,   носит   целенаправленный   систематический   характер. Конечная   цель   –   формирование   нравственно­экологической   культуры школьников,   сочетающей   в   себе   нравственно­экологические   знания   и убеждения,   устойчивую   линию   поведения   и   действий,   мотивируемых нравственно­экологическими ценностями. 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Алексеев,   С.   В.,   Симонова,   Л.   В.   Идея   целостности   в   системе экологического образования младших школьников.// НШ. ­ 1999. ­ №1. ­С. 19­ 22. 2.   Бабанова,   Т.   А.   Эколого­краеведческая   работа   с   младшими школьниками/ Т.А. Бабанова. ­ М.: Просвещение,1993. 3.Бабанский,   Ю.А. Просвещение,1988.­С.78­80.    Педагогика/   Ю.А.Бабанский.­   М.: 4.Бахтибенов, А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников/ А.Ш. Бахтибенов. ­ М., 1993.­№6. 5.Боровская,   Л.   А.   Экологическая   направленность   экскурсии   в условиях города/ Л.А. Боровская.­ М.: Просвещение, 1991. 6.Вершинин, Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. ­ 1998. ­ №10. С. 9­11. 7. Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. ­1998.№6.С.63­64. 8. Гетьман, В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2­4 классах. // Рад. шк. ­ 1999г. 9. Глазачев, С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. ­ 1998.№6.С.13­14. 10.   Горощенко,   В.   П.   Природа   и   люди   /В.П.   Горощенко.   ­   М., Просвещение, 1986. 11. Гришева, Е. А. Задания  экологического содержания/ Е.А. Гришева. ­ М.: Просвещение, 1993г. 12. Дерябо, С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы.//НШ.­1998.­№6.  13. Дмитриев, Ю. Д. Земля у нас одна/ Ю.Д. Дмитриев. ­М.: Детская литература. ­ 1997г. 24 14. Жестнова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. ­1989.№10­11. 15. Жукова, И. В помощь экологическому воспитанию учащихся // НШ. ­ 1998.№6.С.125­127. 16. Кваша, А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками // НШ. ­ 1998. №6. С. 84­92. 17.   Кириллова,   З.   П.   Экологическое   образование   и   воспитание школьников   в  процессе   образования/   З.П.  Кириллова.  ­М.:   Просвещение.  ­ 1983. 18.   Нинадрова,   Н.   Н.   Воспитание   у   младших   школьников   чувства прекрасного//НШ.­1998.№6.  19. Павленко, Е. С. Экологические проблемы и начальная школа// НШ. ­ 1998. №5. 20.   Пахомов,   А.   П.   Методические   рекомендации   к   овладению экологическими знаниями // НШ. ­ 1998. №6. С. 26­28. 25

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "Педагогические условия эффективного формирования нравственно-экологической культуры у детей младшего школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017