Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс
Оценка 4.6

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
5 кл
18.02.2017
Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс
Каждый из нас хочет быть сильным, ловким, бодрым, чтобы выполнять любую работу. Для этого нужно быть здоровым. Где лежит невидимая грань, отличающая здорового человека от больного? Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения: “ Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Не правда ли, весьма приблизительно. Так что же может повлиять на здоровье человека? По данным ВОЗ факторы, влияющие на здоровье человека, распределяются следующим образом: • 20% — экология; • 10% — здравоохранение; • 20% — экономика; • 50% — сам человек. Другими словами, экология окружающей среды и экономические проблемы разрушают здоровье человека на 40%, медицинское лечение улучшают его здоровье лишь на 10%, остальные 50% здоровья человека зависят исключительно от него самого! 50 процентов это много или мало, чтобы остаться здоровым? Как оказывается, здоровый человек редко задумывается над этим вопросом, да и задумывается ли? Всем кажется, что он здоровым будет всегда. Следовательно, чтобы быть здоровым надо заботиться о своем здоровье с юных лет. Однако у большинства современного подрастающего поколения в списке ценностей здоровье, наверное, не стоит на первом месте. Почему?
выступление 6.docx
МКОУ Калачеевская  СОШ №1 Любимова Анастасия,  ученица  5  «Б» класса, Руководители:  Шевцова Светлана Тихоновна, Тема работы: ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Шевырева Ольга  Дмитриевна. Каждый из нас  хочет быть сильным, ловким, бодрым, чтобы выполнять любую работу. Для этого нужно быть здоровым. Где лежит невидимая грань, отличающая здорового человека от больного?   Согласно Уставу Всемирной Организации   Здравоохранения:   “   Здоровье   –   это состояние   полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Не правда ли, весьма приблизительно. Так что же может повлиять на здоровье человека? По   данным   ВОЗ факторы, распределяются следующим образом:   влияющие   на здоровье   человека,  20% — экология;  10% — здравоохранение;  20% — экономика;  50% — сам человек. Другими   словами,   экология   окружающей   среды   и экономические проблемы   разрушают   здоровье   человека   на 40%,   медицинское   лечение улучшают   его здоровье   лишь   на 10%,   остальные 50%   здоровья   человека зависят исключительно от него самого!  50 процентов это много или мало, чтобы остаться здоровым?   Как оказывается, здоровый   человек редко задумывается   над   этим   вопросом,   да   и   задумывается   ли?   Всем кажется, что он здоровым  будет   всегда.   Следовательно, чтобы быть здоровым надо  заботиться о своем здоровье с юных лет. Однако у большинства  современного подрастающего поколения в списке ценностей здоровье,  наверное, не стоит на первом месте. Почему?  Доказательств   много   –   неправильное   питание,     употребление 1 газированных   напитков,     малоподвижный   образ   жизни,     курение   табачных изделий и другие. В своей работе мне хотелось бы выяснить   входит ли в этот список вес ранца или портфеля, который ученик  каждый день, шагая в школу, несет.  На   основании   выше   изложенного   считаю  выбранную   тему   работы актуальной. Цель работы: исследование воздействия  массы  школьного портфеля на здоровье ученика. Для выполнения цели были поставлены задачи: 1. Изучить требования к школьным портфелям. 2.   Разработать     методику   определения   соответствия   массы   ученика массе портфеля. 3.   Установить     средний   вес   учащихся,   средний   вес   портфелей   с учебниками и без них. 4. Выяснить причины перегруза школьного портфеля. 5.  По результатам работы дать рекомендации  для правильного выбора школьного портфеля: учащимся, педагогам и родителям. Объект исследования: человек. Участники исследования: группа учащихся 5 «Б» класса. Предмет   исследования:   воздействие   веса   школьного   портфеля   на здоровье  ученика. Гипотеза:  вес  школьного портфеля  не соответствует  гигиеническим нормам.  В своей работе  использовала следующие методы:  библиографический, описательный, сравнительный, экспериментальный, сбор фотоматериалов. Практическая   значимость   работы   заключается   в   том,     что   знания полученные позволят  наглядно  разобраться  в вопросе: влияет или нет вес «груза знаний» на здоровье ученика. 2 Портфель, ранец, рюкзак   ­ один самых важных атрибутов школьника. По мнению учеников,   он должен быть не только удобным, но и   красивым. Свои требования к  портфелю, ранцу, рюкзаку  выдвигают не только дети, но и   их   родители,   медики,   психологи.   Над   этим   вопросом   работают   многие дизайнеры   и   ученые   всего   мира.   Почему?   У   младших   школьников   свои пожелания,   а   у   старших   –   свои,   а     у   министерства   образования     свои,   у медиков – свои. ­ Смешно?  Тогда попытаемся разобраться.   Огромное  значение для сохранения и поддержания здоровья и красоты тела имеет осанка,   которая  оказывает существенное  влияние на работу всего организма.   Процесс формирования осанки начинается с первых лет жизни.  У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый   важный   период   жизни   для   формирования   осанки,   даже   малейшее отклонение   в   развитии   осанки   могут   привести   к   тяжелым   деформациям позвоночника   и   конечностей.   Именно   в   этот   период   «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. Вот теперь нетрудно представить себе какую нагрузку испытывает  не завершивший свое формирование опорно­двигательный аппарат ученика при ношении тяжелого груза знаний в течение длительного времени.   На   современном   российском   рынке   школьных   товаров   широко представлены школьные портфели, ранцы и рюкзаки. Незнающему человеку очень   трудно   осуществить   правильный   выбор.   Как   быть?  Выбирая   между ранцем,   рюкзаком   и   сумкой,   лучше   всего   остановиться   надо   на   ранце. Почему?  Он    отличается твердым корпусом, что, несомненно, является его преимуществом.   Его   прямая   плотная   спинка   помогает   защитить   детский 3 организм   от   сколиоза,   равномерно   распределяя   вес   по   всему   корпусу. Благодаря   плотным   стенкам   учебники   и   другие   учебные   принадлежности максимально   удобно   размещаются       внутри.  Также   все   содержимое   ранца хорошо защищено от внешних воздействий ­ ударов, падений, дождя.   Следовательно,  школьникам и их родителям необходимо ответственно подходить  к   выбору    школьного атрибута ­   учитывать    не только     его красоту, стильность,  прочность,  но и форму,  конструкцию  с целью  заботы о   здоровье.           Если   существуют    санитарно­гигиенические   требования к   школьному атрибуту, то какой вес портфеля считается оптимальным?   не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника;   вес пустого ранца должен составлять для учащихся 5­11 класс − 700 г.  Что касается веса  ранца со школьными принадлежностями, то он  не должен превышать: для 5­6 классов − 3 кг;  вес учебного издания для . 5­6 класс 400           Изучив     санитарно­гигиенические требования к портфелю и учебным изданиям,     решила   провести   эксперимент   с   целью     подтверждения   их выполнения  на практике.  Исследования   проводила   в   своем   классе   на   уроке   сменного   модуля «Я – исследователь». В эксперименте участвовало   12 человек. Вот основные этапы работы: I. Социологический опрос:  «Как и почему купил такой портфель?». Цель: выяснить   критерии   выбора портфеля, ранца, школьной  сумки. Объект исследования: портфель, ранец, школьная сумка. Ребятам предложила  ответить на вопросы анкеты: 1. Какой формы у вас портфель (ранец, школьная сумка, рюкзак)? 2. Страна производитель? 4 3. Кто выбирал для вас портфель?  4. Что вас привлекло в данном портфеле? 5. Как долго им пользуетесь? 6. По какой причине его меняете? 7. Каким вы видите портфель школьника в будущем? Проанализировав ответы на основные вопросы,   получила следующие результаты: 1. Из 12 респондентов: 11 обладает  ранец, 1­  сумку. 2. Из 12: 8­ Китай (рюкзак Tiger Family качественный, несмотря на то, что китайский);     3   –   Россия,   Германия   ­1. Самые известные производители школьных сумок Herlitz, Garfield, Lycsac, Hama, Schneiders, LEGO, Tiger Family, Samsonite, Derby, Busquets. 3. Из 12: 7 – сам; 5 – с мамой. этот рюкзак с жесткой ортопедической спинкой, на лямках можно регулировать длину, и что очень ценно — есть светоотражательные нашивки на ремнях. В ранце есть отделения для учебников и тетрадей. Сбоку тоже есть карманчики. Рюкзак очень легкий и это положительный момент, так как первоклашкам еще тяжело носить портфели от дома до школы и обратно. 4. Цвет – 5; красота – 2; подпись любимой формы «Adidas» ­ 2;  рисунок ­  2; фирма ­1.  Почему выбрали его? Потому, что красивый — это раз, потому что внутри удобные   кармашки   есть   (для   ключей   от   дома,   мобильного)   +   есть светоотражающие элементы  и самое главное ­очень хорошая ортопедическая спинка. 5. каждый год – 5; 2 года – 4; 3 года ­1; 4 года ­1.  6. не быть хуже других ­1; «старый» ­ 1; рвется лямка – 1; не прочный – 1; надоедает – 1. 7. Легкий ­ 5, прочный – 3; маленький и  удобный ­ 3; в форме клатча ­1 (Приложение №2). 5 II  этап.   Встреча   с   медицинским   работником       школы   Ружниковой Таисией Павловной.   В   беседе,   проанализировав   итоги   медицинского   осмотра   по   вопросу   опорно­двигательной   системы   у   ребят,   участвующих   в состояния   эксперименте   узнала,   что   у   всех       12       участников   эксперимента   осанка соответствует норме – без нарушений.   III этап. Исследование № 1 «Определение нормативного веса портфеля в зависимости от массы учащегося». Цель:  установить нормативный вес портфеля. Объект исследования:  портфель. Методика данной работы:  расчет   веса «правильного»  портфеля с его реальным весом   производила по формуле: вес портфеля меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах)   умножила на 10 и разделила на 100.   № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Расчет  нормативного веса портфеля Фамилия ученика Масса учащегося, Нормативный вес портфеля,  Таблица Деккер Алина Карпенко Кирилл Киселев  Дмитрий Ковалева Наталья Новоковская Диана Портяная Ирина Селезнева Ирина Сапельняк Костя Толчев Артем Фролова Елизавета Янова Диана Любимова  Анастасия (кг.) 45 38 37 32 33 35 43 41 39 43 43 45 6 (кг.) 4,5  3,8 3,7 3,2 3,3 3,5 4,3 4,1 3,9 4,3 4,3 4,5 Согласно данным о массе учащихся   был установлен   средний вес учащегося  5 «А» класса. Он  равен     39,5  кг, следовательно, масса портфеля не должна превышать     3, 95  кг. Что не соответствует норме.    IV.  Исследование № 2 «Оценка веса портфеля в течение недели». Цель:     установить   вес   портфеля   и   его   воздействие   на   здоровье пятиклассника. Объект исследования:  портфель, ранец. Методика   данной   работы:   измерение   с   помощью   электронных   весов веса портфеля по дням недели с принадлежностями.  Вес портфеля в разные дни недели Таблица Фамилия ученика Деккер А. Карпенко К. Киселев  Д. Ковалева Н. Новоковская Портяная И. Селезнева И. Сапельняк К. Толчев А. Фролова Е. Янова Д. Любимова Н. Понедельник Вторник Сред 3,8 3,8 3.2 3,4 3,6 4,4 4,8 3,8 2,3 2,8 3,4 3,8 а 4,9 3,7 3,9 2,9 4,3 4,7 3,8 3,5 4,0 3,5 4,6 3,5 4,3 3,7 2,8 2,1 3,3 4,8 2,1 4,0 3,2 3,3 3,6 3,6 Четвер г Пятница Суббота 6,1 5,5 3,0 3,4 5,8 6,0 3,5 6,1 4,3 4,6 3,7 5,1 3,2 4,0 3,5 4,9 3,8 4,5 3,0 4,2 4,2 3,5 4,0 3,5 3,0 3,2 2.9 2,8 3,3 3,7 1,5 3,5 3,1 2,2 3,1 3,3 В течение недели   наблюдала за изменением веса портфеля   в связи с учебными нагрузками и сравнила с гигиеническими нормами. Вес ранца со школьными принадлежностями для учащихся 5 класса не должен превышать 3 кг.   Показатели моего наблюдения печальны, как оказалось,   вес портфеля соответствует   санитарным     правилам   и   нормам     (СанПиН   2.4.2.2821­10), введенных   с 2010 года только у   одного учащегося в течение трех дней, у трех – в течение двух, у двух ­ в течение двух. 7 Таким   образом,  подавляющее   большинство   школьников   носят   ранцы, которые наносят  вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела. Ежедневные перевесы «груза знаний» в бедующем  приведут обязательно к патологии опорно­двигательной системы. Необходимо строго контролировать вес портфеля Средний вес портфеля в разные дни недели Понедельник 3,3 Вторник 3,4 Среда 4,2 Четверг 4,5 Пятница 3,8 Суббота 3,0  Таблица Таким   образом,     учебный   день   портфель   перегружен.   из­за   сменной обуви, а так же спортивной одежды в дни, когда в расписании стоит урок физкультуры.  Почему?   Во­первых,   из­за   количества   уроков:   в   субботу   в школьном  расписании  5 «Б» класса всего пять уроков, а в четверг 6 уроков. Во­вторых, в четверг   портфель перегружен не только  из­за сменной обуви, но и  спортивной одежды для урока физкультуры,  учебных принадлежностей для урока     географии, русского языка, литературы   и английского языка. «Перегруз знаний»  в среду незначительно отличается от четверга. Причина – превышение веса ученических принадлежностей   по истории,   английскому языку, обществоведению, математике, русскому языку. Средний вес портфеля в течение  учебной недели Фамилия ученика Средний № п/п Нормативный вес портфеля,  Соответствие норме (кг.) 4,5  3,8 3,7 3,2 3,3 соответствует соответствует соответствует соответствует  не соответствует недельный вес портфеля с принадлежностя ми, (кг.) 4,2 4,0 3,2 3,2 4,0 8 1 Деккер Алина 2 Карпенко Кирилл 3 Киселев  Дмитрий Ковалева Наталья 4 5 Новоковская Диа 6 7 8 9 10 11 Портяная Ирина Селезнева Ирина Сапельняк Костя Толчев Артем Фролова Елизавета Янова Диана Любимова Настя 4,7 3,1 4.2 3,5 3,3 3,7 3,8 3,5 4,3 4,1 3,9 4,3 4,3 4,5 не соответствует соответствует не соответствует соответствует соответствует соответствует соответствует Четыре   ученика   из     двенадцати,  что   составляет   33   %,   носят   ранцы, которые причиняют вред их здоровью. С учащимися, у которых вес портфеля не соответствует   нормативному   весу   по массе школьника,   организована беседа   о необходимости  строгого  контроля  веса портфеля.            IV. Исследование № 3 «От чего зависит вес портфеля?». Цель: установить причины перевеса портфеля. 1. Проверка  веса  пустого портфеля.  Объект исследования: портфель, ранец. Методика данного исследования: взвешивание   на электронных весах портфелей всех участников  без учебных принадлежностей и сравнивание  его с гигиеническими нормами.  Вес пустого портфеля Фамилия ученика Вес пустого портфеля, Нормативный показатель, Соответствие норме   Таблица № п/п Деккер Алина 1 Карпенко Кирилл 2 Киселев  Дмитрий 3 4 Ковалева Наталья 5 Новоковская Диана 6 7 8 9 Портяная Ирина Селезнева Ирина Сапельняк Костя Толчев Артем (гр.) 900 750 650 630 750 900 600 750 650 9 (гр.) 700 700 700 700 700 700 700 700 700 не соответствует не соответствует соответствует соответствует не соответствует не соответствует соответствует не соответствует соответствует 10 Фролова Елизавета 11 12 Любимова Настя Янова Диана 350 900 550 700 700 700 соответствует не соответствует соответствует Отметила,   что   у   6   учеников   вес   пустого   портфеля     соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса ­   0,7 кг.  У   3 человек вес ранца превысил гигиеническую норму на 50 грамм,  у 3 человек на 200 грамм.   В  данном списке учащихся находятся и  те  3 человека у кого средний вес портфеля в течение   учебной недели перегружен. Если бы   при покупке своего  школьного атрибута  один учащийся из респондентов обратил внимание не на его красоту, а на  вес, то мог бы предостеречь себя от этого, потому что средний недельный перевес портфеля с принадлежностями  у него составляет всего 100 грамм. Анализ   анкетирования   подтвердил   верный     выбор   родителей:   у пятиклассников,   чьи     с   родителями, соответствуют гигиеническим  требованиям. Следовательно,  родители ребят,   были   приобретены     портфели   обладающих правильными ранцами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки, что нельзя сказать о других родителях. В будущем,     чтобы   их   детям   избежать       патологий   в     опорно­двигательной системе,  необходимо контролировать покупку школьных принадлежностей и вести разъяснительную беседу о негативном влиянии тяжелого портфеля на здоровье молодого организма.  2. Проверка  веса  учебных принадлежностей.  Объект исследования: учебные принадлежности. Методика   данной   работы:   проверила   вес   учебных   принадлежностей, необходимых по программе, и сравнила их с гигиеническими нормами.  Вес учебных принадлежностей для учащихся 5 класса 10  Таблица Учебные принадлежности Вес учебников, в (гр.) Нормативный показатель, (гр.) Вес рабочей тетрадей, в (гр.). Нормативный показатель,  в (гр). 400 400 400 400 400 400 400 400 425 435 455 400 315 280 435 465 Русский язык Литература Математика История Рабочая тетрадь по истории Обществоведение Рабочая тетрадь по обществоведению Биология Рабочая тетрадь по биологии Иностранный язык Рабочая тетрадь по иностранному языку География Рабочая тетрадь по географии Альбом для рисования Дневник 100 100 100 100 100 100 110 110 75 220 185 150 250 Согласно гигиеническим нормам вес каждого учебного издания для 5­6 класса   должен   быть   не   более   400   г.,     как   оказалось,     не   все   учебники соответствуют     этим   нормам.   Нашлись   и   «нарушители»   −   учебники   по русскому   языку,     литературе,   математике,   истории,   иностранному   языку, географии. Самым тяжелым оказался учебник по географии – 465гр. Что   касается   рабочих   тетрадей,   то   здесь   все,   то   же     не   в   порядке: самыми «грузными» оказались  по  иностранному языку, географии. Отрадно отметить, что и учебник, и тетрадь по биологии  соответствуют нормативным показателям. 11 Таким   образом,   издатели   не   всегда   придерживаются   гигиенических рекомендаций   в   отношении   веса   изданий,   превышая   его   из   коммерческих соображений.  Министерству образования необходимо строго контролировать вес учебных изданий.               Изучая историю портфеля, мнения и советы медицинских работников поняла,   что     школьный   портфель   может   стать   не   «другом»,   а     «врагом», потому   что   ношение   портфеля   с   избыточным   весом   может   привести   к изменению   анатомического   строения     позвоночника,   заболевания   суставов рук, хроническому напряжению мышц спины, развитию плоскостопия.  Почему   происходит   перегруз   портфеля?   Как   оказалось,   помимо школьных   принадлежностей   в   портфелях   пятиклассников   часто   находятся вещи   и   предметы,   не   имеющие   отношение   к   школе   ­     влажные   салфетки, расчески,   еда для перекуса, планшет, мобильные телефоны, клячи от дома, питьевая вода, конфеты, шоколадки, записные  блокноты,  а иногда  учебные принадлежности, оставленные с предыдущего учебного дня. Считаю   необходимым   познакомить     моих     одноклассников,   их родителей   и   учителей     с   результатами   данного   исследования   с   целью сохранения здоровья.            На   основании   выше   сказанного   рекомендую   при   покупке   портфеля обращать   внимание не только на его   красоту,   яркость, моду но, прежде всего на:  вес   –  вес   пустого   портфеля     должен   соответствовать гигиеническим нормам;  функциональные   качества  ­   у   ранца   должна   быть   твердая спинка с ортопедическими элементами на  прочных  широких лямочках;  материал,   из   которого   сделан     ранец   –  он     должны   быть легкими,   прочными,   с   водоотталкивающей   пропиткой   или   покрытием, удобным для очистки; 12  светоотражающие элементы ­   школьник  с таким ранцем будет весьма приметным на дорогах. На основании выше изложенного с целью уменьшения отрицательного влияния  тяжелого портфеля на здоровье школьника  рекомендую: 1. Ученикам.  При выборе портфеля помнить   о гигиенических требованиях: из  предложенного ассортимента школьных атрибутов надо приобретать   ранец с ортопедической спинкой,  вес  пустого  не должен превышать  700гр,  с  широкими (до 4см) и эластичными  лямками.  Не забывать, что вес его самого   играет роль: его вес вместе с  принадлежностями  не должен быть больше 10% от веса самого ученика.   Не носить ранец или портфель в одной руке. Ежедневно проверять  его содержимое и не оставлять в нем   ненужные предметы и вещи.   Оставлять сменную обувь в раздевалке, а спортивную одежду в  классном кабинете.   Иметь второй комплект  учебников. Пользоваться  электронными книгами или ксерокопиями страниц  с нужными уроками.  Помнить, что осанка – залог здоровья  организма, поэтому обязан  заниматься физкультурой,  с целью укрепления  мышц и скелета. 2. Родителям.   Контролировать покупку  школьных атрибутов. Разъяснять     ребенку   о   последствиях  перегруза   школьного портфеля.  Не   покупать   ранцы,   не   соответствующие   гигиеническим требованиям портфели.  Контролировать  содержимое портфелей. 13 3.  Учителям и  администрации  школы. Использовать только предметные  учебники. Найдите возможность использовать два комплекта учебников:    один ­ в школе и один – дома. Организовать хранение сменной обуви, спортивной одежды,    принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства  в классной  комнате. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические  требования к весу ежедневных учебных комплектов. В заключение  хотелось бы   отметить, для того чтобы быть здоровым, школьнику нужно не лениться,  не ждать помощи от  взрослых, а следить за собой самостоятельно и выполнять правила, многие из которых уже давно известны, потому что красота и здоровье  каждого человека в его собственных руках. 14

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс

Исследовательская работа по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» , 5 класс

Исследовательская работа  по биологии "ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ» ,  5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017