Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
3 кл—4 кл
01.04.2017
Данная исследовательская работа направлена на выявление основных причин нарушения осанки. В процессе исследования знакомились с литературой, проводили тестирование и анкетирование, составляли рекомендации соблюдения правильной осанки, раздавали брошюры с комплексом упражнений для детей с нарушением осанки и сколиозом.
В заключении говорится о том, что помогло понять при выполнении исследования.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Итоговая работа Дей Т.И. г.Белово.doc
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный
институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
1
Факультет повышения квалификации
Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий
Основные причины нарушения правильной осанки
у младших школьников
(исследовательская работа)
Итоговая работа
Исполнитель:
Дей Тамара Ивановна,
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 37 г.
Белово
(89521700320, 25Tamara1953@mail.ru)
Консультант:
Фролова Ольга Анатольевна,
методист кафедры педагогических и
здоровьесберегающих технологий 2
Кемерово 2016
Содержание
1. Введение………………………………………………………….. 3
2. Основная часть……………………………………………………. 6
3. Заключение………………………………………………………… 9
4. Литература……………………………………………….................. 10
5. Приложение………………………………………………………… 11 3
Введение
Ты, человек, можешь сделать для
своего здоровья и благополучия
больше, чем любой врач, любая
больница, любое лекарство,
любое медицинское средство.
Дж. Калифана
Здоровье – главное богатство человека. И только сам человек может сделать
для своего здоровья больше, чем любой врач, любое лекарство. Нормой жизни
и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное
отношение к здоровью как общественной ценности. Бесспорно, что уровень
продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во
многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной
из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья
как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно
важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью,
здоровью окружающих людей и природной среды.
В современных условиях школьники ведут малоподвижный образ жизни: не
соблюдают режим дня, не занимаются в спортивных секциях, больше времени
проводят у телевизора и за компьютером, что приводит к деформации осанки.
Поэтому дети часто болеют, пропускают уроки и, соответственно,
недополучают необходимые знания. 4
По данным статистики, наблюдается следующий уровень заболеваемости
среди школьников 1 – 4 классов:
Нарушение осанки – 65%
Болезни крови и кроветворных органов 30%
Болезни эндокринной системы 30%
Болезни органов кровообращения 24%
Таки образом, абсолютно здоровыми могут быть признаны только 20 – 25%
учащихся начальной школы, вследствие этого 45% школьников имеют те или
иные ограничения в выборе профессии и возможности службы в армии.
Эти данные взволновали меня, как учителя физической культуры, и я
задумалась, действительно ли правильная осанка нужна для здоровья и
почему это так важно.
Чтобы ответить на этот вопрос, я наметила следующие этапы работы:
1. Побеседовать с классными руководителями, медработником школы и
родителями обучающихся.
2. Выяснить у обучающихся и их родителей, все ли дети выполняют
утреннюю зарядку, занимаются ли в спортивных кружках и секциях,
правильно ли сидят за партой, отвечает ли гигиеническим нормам
школьная обувь и портфель.
3. Познакомить обучающихся начальной школы с результатами своего
исследования.
Поэтому я ставлю следующую цель своей работы:
Определить значение правильной осанки для здоровья школьников.
Задачи:
Ознакомиться с литературой по теме исследования «Основные причины
нарушения правильной осанки у младших школьников» .
Провести анкетирование.
Исследовать полученные материалы. 5
Опираясь на результаты исследования, составить рекомендации о
важности правильной осанки и ознакомить с ними обучающихся и их
родителей.
Провести беседу для начальных классов о значении правильной осанки.
В основу моего исследования была положена гипотеза, согласно которой
ученик будет хорошо учиться, будет обладать крепким здоровьем, если будет
соблюдать все гигиенические требования ученика, если будет активно
заниматься физической культурой и спорта.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по данной теме, материалов печати.
2. Анализ полученной информации.
3. Анкетирование, оценка школьных сумок и обуви.
4. Беседы со школьным врачом.
5. Структурирование полученных материалов. 6
Основная часть
Что же такое правильная осанка? Правильная осанка характеризуется
свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в
прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдаётся
вперёд, живот подтянут, ноги прямые, плечи слегка отведены сзади и
находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади,
составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник
имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и
поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе
(кифозы). Недостаточная либо чрезмерная выраженность любого из
физиологических изгибов
позвоночника, возникающая под действием
различных факторов, приводит к формированию неправильной осанки,
образованию сколиоза, впоследствии способствующего развитию различных
болезней позвоночника и внутренних органов (Приложение №1)
Изучив литературу по данной проблеме, я определила для себя основные
причины формирования неправильной осанки у младших школьников:
Неправильная посадка за партой;
неправильное положение при ходьбе;
обувь, не отвечающая гигиеническим требованиям;
неправильное ношение портфелей; 7
малоподвижный образ жизни.
Проведённые мною исследования и беседы со школьным врачом показали, что
если в 1 класс поступают 95% детей с правильной осанкой, то ко 2 классу
наблюдается снижение процентов правильной осанки до 70%. Это связано с
тем, что обучающиеся 12 классов не придают значения своему здоровью. К
окончанию 34 классов наблюдается положительная динамика. (Приложение
№ 2)
Анализ школьных сумок показал, что дети 13 классов правильно носят
школьные портфели, располагая его за плечами, где вес сумки равномерно
распределяется по спине, что не приводит к деформации осанки. А к 4
классу 1% начинают носить школьные сумки неправильно.
Результаты школьной обуви показал, что в большинстве школьная обувь
соответствует гигиеническим требованиям и нормам. Но у некоторых
4 классов школьная обувь не соответствует гигиеническим
девочек
требованиям и вместе с ношением тяжёлых сумок на одном плече может
являться одним из условий развития неправильной осанки.
По результатам анкетирования выяснила, что:
Уровень информированности младших школьников об осанке
1 класс – 15% 2 класс – 60 %
3 класс – 85% 4 класс – 100%
Выполняют утреннюю зарядку
1 класс – 25% 2 класс – 40%
3 класс – 60% 4 класс – 85%
Посещают спортивные секции, кружки, внеурочную деятельность со
спортивной направленностью
1 класс – 10% 2 класс – 25%
3 класс – 35% 4 класс – 45% 8
Во время посещения уроков в начальных классах я увидела, что в первых
классах обучающиеся, сидя за партой, держат голову прямо всего 25%, голова
наклонена вперёд 60%, «клюют носом» в тетрадь 50%, что приводит к
деформации осанки. А в 34 классах уже наблюдается положительная
динамика, где дети более осознанно следят за осанкой при посадке за партой.
Держат голову прямо 68%, голова наклонена вперёд 23%, «клюют носом» 9%.
Участие в различных спортивных соревнованиях, подвижных играх, беседы
про осанку, посещение кружка «Красота и Грация», спортивных секций,
проведение физкультминуток и подвижных перемен у обучающихся 24
классов показывает положительную динамику, хотя у 1х классов в начале
года было выявлено нарушение осанки (Приложение № 3)
Но как бы мы ни старались соблюдать вышеизложенные требования, в силу
жизненных обстоятельств, мы всё равно их нарушаем. Но в младшем
школьном возрасте, пока ещё скелет не окреп, эти негативные последствия
можно исправить путём выполнения специальных упражнений для
профилактики осанки. Эти основные упражнения я собрала в буклет, с
которым вы можете ознакомиться (Приложение № 4). Кроме этих
упражнений, в буклете представлены упражнения, придуманные детьми,
которые занимаются в кружке «Красота и Грация» (Приложение № 5). 9
Вывод
Выполнение данного исследования помогло мне понять, что
неправильная посадка за партой приводит к нарушению осанки, что
немаловажно влияет на здоровье школьника;
школьная обувь должна соответствовать гигиеническим нормам и
требованиям;
вес школьной сумки велик, но он равномерно распределён по спине, не
влияя на осанку;
уровень информированности школьников об осанке достаточно высок и
практически может оказывать влияние на формирование правильной
осанки.
Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась.
Наблюдение за своей осанкой, занятие спортом и спортивными играми,
использование свежего воздуха, солнечных лучей и воды помогут вам стать
стройными, красивыми и здоровыми. 10
Список используемых источников и литературы:
1. В.В. Орехова «Здоровая спина» М.: ТЕРРА, 1997. 144с.
2. Е.А. Резанова «Биология человека» ООО «Издат – школа 2000». – 120с.
3. Учебное пособие для инструкторов физкультуры, воспитателей и
родителей М.: Издательство «Просвещение», 2003. – 112с.
4. http://www.zavuch.info/metodichka/advancedsearchresults/26965
Завуч.инфо. Физическая культура и здоровье человека. 11
Приложение 1 12
Результаты исследования осанки
Приложение 2 13
Соревнования по лыжным гонкам Подвижные игры
Приложение 3 14
Беседы со школьным фельдшером Гуровой Т.В. и с учителем физической
культуры Дей Т.И. о значении правильной осанки для здоровья младших
школьников.
Приложение 4
Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки и сколиозом
1. И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на
тыльной поверхности кистей. Поднять голову и плечи, руки на пояс (лопатки
соединить), держать 3 счёта.
2. И. п. – лёжа на спине, руки, на полу вдоль туловища. Поднять правую ногу
вперёд, затем левую, согнуть их в коленях, выпрямить вперёд и опустить.
3. Дыхательное упражнение, руки на поясе (23 раза). 15
4. И.п. – то же, что и 1. Поднять туловище и голову, руки в стороны, сгибать и
разгибать пальцы (68 раз), возвратиться в И.п.
5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами, как при езде
на велосипеде.
6. Дыхательные упражнения: руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох (23
раза).
7. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки в стороны, вверх, тянуться
до отказа («самовытяжение»).
Приложение 5
«Лягушка»
«Рыбка» 16
«Паучок» «Ружьё»
«Стульчик» «Бантик»
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.