Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Оценка 4.6

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
физическая культура
3 кл—4 кл
01.04.2017
Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Данная исследовательская работа направлена на выявление основных причин нарушения осанки. В процессе исследования знакомились с литературой, проводили тестирование и анкетирование, составляли рекомендации соблюдения правильной осанки, раздавали брошюры с комплексом упражнений для детей с нарушением осанки и сколиозом. В заключении говорится о том, что помогло понять при выполнении исследования.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Итоговая работа Дей Т.И. г.Белово.doc
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» 1 Факультет повышения квалификации Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников (исследовательская работа) Итоговая работа Исполнитель:  Дей Тамара Ивановна,   учитель физической культуры МБОУ СОШ №  37 г. Белово  (89521700320, 25Tamara­[email protected])  Консультант:  Фролова Ольга Анатольевна,  методист кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий 2 Кемерово 2016 Содержание 1. Введение…………………………………………………………..      3 2. Основная часть…………………………………………………….     6 3. Заключение…………………………………………………………    9 4. Литература……………………………………………….................. 10 5. Приложение………………………………………………………… 11 3 Введение Ты, человек, можешь сделать для  своего здоровья и благополучия  больше, чем любой врач,  любая  больница, любое лекарство,  любое медицинское средство. Дж. Калифана Здоровье – главное богатство человека. И только сам человек может сделать для своего здоровья больше, чем любой врач, любое лекарство. Нормой жизни и  поведения  каждого  человека   должно   быть   сознательное   и  ответственное отношение к здоровью как общественной ценности. Бесспорно, что уровень продолжительность   жизни   человека,   а   также   состояние   его   здоровья   во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как   части   общей   культуры   человека   –   осознание   здоровья   как   жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. В современных условиях школьники ведут малоподвижный образ жизни: не соблюдают режим дня, не занимаются в спортивных секциях, больше времени проводят у телевизора и за компьютером, что приводит к деформации осанки. Поэтому   дети   часто   болеют,   пропускают   уроки   и,   соответственно, недополучают необходимые знания. 4 По   данным   статистики,   наблюдается   следующий   уровень   заболеваемости среди школьников 1 – 4 классов:  Нарушение осанки – 65%  Болезни крови и кроветворных органов ­ 30%  Болезни эндокринной системы ­30%  Болезни органов кровообращения ­24%  Таки образом, абсолютно здоровыми могут быть признаны только 20 – 25% учащихся начальной школы, вследствие этого 45% школьников имеют те или иные ограничения в выборе профессии и возможности службы в армии.  Эти   данные   взволновали   меня,   как   учителя   физической   культуры,   и   я задумалась,   действительно   ли   правильная   осанка   нужна   для   здоровья   и почему это так важно.  Чтобы ответить на этот вопрос, я наметила следующие этапы работы: 1. Побеседовать с классными руководителями, медработником школы и родителями обучающихся. 2. Выяснить   у   обучающихся   и   их   родителей,   все   ли   дети   выполняют утреннюю зарядку, занимаются ли в спортивных кружках и секциях, правильно   ли   сидят   за   партой,   отвечает   ли   гигиеническим   нормам школьная обувь и портфель. 3. Познакомить   обучающихся   начальной   школы   с   результатами   своего исследования. Поэтому я ставлю следующую цель своей работы: Определить значение правильной осанки для здоровья школьников. Задачи:  Ознакомиться с литературой по теме исследования «Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников» .  Провести анкетирование.  Исследовать полученные материалы. 5  Опираясь   на   результаты   исследования,   составить   рекомендации   о важности правильной осанки и ознакомить с ними обучающихся и их родителей.  Провести беседу для начальных классов о значении правильной осанки.   В  основу   моего   исследования   была   положена   гипотеза,   согласно   которой ученик будет хорошо учиться, будет обладать крепким здоровьем, если будет соблюдать   все   гигиенические   требования   ученика,   если   будет   активно заниматься физической культурой и спорта. Методы исследования: 1. Изучение литературы по данной теме, материалов печати. 2. Анализ полученной информации. 3. Анкетирование, оценка школьных сумок и обуви. 4. Беседы со школьным врачом. 5. Структурирование полученных материалов. 6 Основная часть Что   же   такое   правильная   осанка?   Правильная   осанка   характеризуется свободным, без мышечного напряжения удерживанием головы и туловища в прямом положении. Голова при этом немного приподнята, грудь выдаётся вперёд,   живот   подтянут,   ноги   прямые,   плечи   слегка   отведены   сзади   и находятся   на   одном   уровне;   голова   и   позвоночник,   если   смотреть   сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления, соответствующие возрасту и полу, в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифозы).   Недостаточная   либо   чрезмерная   выраженность   любого   из физиологических   изгибов     позвоночника,   возникающая   под   действием различных   факторов,   приводит   к   формированию   неправильной   осанки, образованию  сколиоза, впоследствии   способствующего  развитию  различных болезней позвоночника и внутренних органов (Приложение №1) Изучив   литературу   по   данной   проблеме,   я   определила   для   себя   основные причины формирования неправильной осанки у младших школьников:   Неправильная посадка за партой;  неправильное положение при ходьбе;  обувь, не отвечающая гигиеническим требованиям;  неправильное ношение портфелей; 7  малоподвижный образ жизни. Проведённые мною исследования и беседы со школьным врачом показали, что если в 1 класс поступают   95% детей с правильной осанкой, то ко 2 классу наблюдается снижение процентов правильной осанки до 70%. Это связано с тем, что обучающиеся 1­2 классов не придают значения своему здоровью. К окончанию 3­4 классов наблюдается положительная динамика.   (Приложение № 2) Анализ   школьных   сумок   показал,   что   дети   1­3   классов   правильно   носят школьные портфели, располагая его за плечами, где вес сумки равномерно распределяется   по   спине,   что   не   приводит   к   деформации   осанки.   А   к   4 классу­ 1% начинают носить школьные сумки неправильно.  Результаты   школьной   обуви   показал,   что   в   большинстве   школьная   обувь соответствует   гигиеническим   требованиям   и     нормам.   Но   у   некоторых   4   классов   школьная   обувь   не   соответствует   гигиеническим девочек   требованиям   и   вместе   с   ношением   тяжёлых   сумок   на   одном   плече   может являться одним из условий развития неправильной осанки. По результатам анкетирования выяснила, что:  Уровень информированности младших школьников об осанке 1 класс – 15%            2 класс – 60 % 3 класс – 85%            4 класс – 100%  Выполняют утреннюю зарядку  1 класс – 25%              2 класс – 40% 3 класс – 60%              4 класс – 85%  Посещают   спортивные   секции,   кружки,   внеурочную   деятельность   со спортивной направленностью 1 класс – 10%              2 класс – 25% 3 класс – 35%              4 класс – 45% 8 Во время посещения уроков в начальных классах я увидела, что в первых классах обучающиеся, сидя за партой, держат голову прямо всего 25%, голова наклонена   вперёд   60%,   «клюют   носом»   в   тетрадь   50%,   что   приводит   к деформации   осанки.   А   в   3­4   классах   уже   наблюдается   положительная динамика, где дети более осознанно следят за осанкой при посадке за партой. Держат голову прямо 68%, голова наклонена вперёд 23%, «клюют носом» 9%. Участие в различных спортивных соревнованиях, подвижных играх,   беседы про   осанку,   посещение   кружка   «Красота   и   Грация»,   спортивных   секций, проведение   физкультминуток   и   подвижных   перемен   у   обучающихся   2­4 классов показывает положительную динамику, хотя у 1­х классов в начале года было выявлено нарушение осанки (Приложение № 3) Но как бы мы ни старались соблюдать вышеизложенные требования, в силу жизненных   обстоятельств,   мы   всё   равно   их   нарушаем.   Но   в   младшем школьном возрасте, пока ещё скелет не окреп, эти негативные последствия можно   исправить   путём   выполнения   специальных   упражнений   для профилактики   осанки.   Эти   основные   упражнения   я   собрала   в   буклет,   с которым   вы   можете   ознакомиться   (Приложение   №   4).   Кроме   этих упражнений,   в   буклете   представлены   упражнения,   придуманные   детьми, которые занимаются в кружке «Красота и Грация» (Приложение № 5). 9 Вывод Выполнение данного исследования помогло мне понять, что  неправильная   посадка   за   партой   приводит   к   нарушению   осанки,   что немаловажно влияет на здоровье школьника;  школьная   обувь   должна   соответствовать   гигиеническим   нормам   и требованиям;  вес школьной сумки велик, но он равномерно распределён по спине, не влияя на осанку;  уровень информированности школьников об осанке достаточно высок и практически   может   оказывать   влияние   на   формирование   правильной осанки. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Наблюдение   за   своей   осанкой,   занятие   спортом   и   спортивными   играми, использование свежего воздуха, солнечных лучей и воды помогут вам стать стройными, красивыми и здоровыми. 10    Список используемых источников и литературы: 1. В.В. Орехова «Здоровая спина» М.: ТЕРРА, 1997. ­ 144с. 2. Е.А. Резанова «Биология человека» ООО «Издат – школа 2000». – 120с. 3. Учебное пособие для инструкторов физкультуры, воспитателей и  родителей М.: Издательство «Просвещение», 2003. – 112с. 4. http://www.zavuch.info/metodichka/advanced­search­results/26965                  Завуч.инфо. Физическая культура и здоровье человека. 11 Приложение 1 12 Результаты исследования осанки Приложение 2 13 Соревнования по лыжным гонкам                      Подвижные игры Приложение 3 14       Беседы со школьным фельдшером Гуровой Т.В. и с учителем физической культуры   Дей   Т.И.   о   значении   правильной   осанки   для   здоровья   младших школьников.                                                                                                                                  Приложение 4 Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки и сколиозом 1. И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, подбородок на тыльной поверхности кистей. Поднять голову и плечи, руки на пояс (лопатки соединить), держать 3 счёта. 2. И. п. – лёжа на спине, руки, на полу вдоль туловища. Поднять правую ногу вперёд, затем левую, согнуть их в коленях, выпрямить вперёд и опустить. 3. Дыхательное упражнение, руки на поясе (2­3 раза). 15 4. И.п. – то же, что и 1. Поднять туловище и голову, руки в стороны, сгибать и разгибать пальцы (6­8 раз), возвратиться в И.п. 5. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами, как при езде на велосипеде. 6. Дыхательные упражнения: руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох (2­3 раза). 7. И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища. Руки в стороны, вверх, тянуться до отказа («самовытяжение»). Приложение 5                                                      «Лягушка»                                                              «Рыбка» 16       «Паучок»                                                                                «Ружьё»     «Стульчик»                                                                            «Бантик»

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"

Исследовательская работа по физической культуре "Основные причины нарушения правильной осанки у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017