Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"
Оценка 4.9

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
география +1
10 кл
13.06.2017
Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"
Работа знакомит с деятельностью М.К.Тенишевой на Брянской земле. Современники называли М.К.Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские основания. Вся ее жизнь ,неутолимая творческая деятельность была посвящена служению русскому искусству, отечественной культуре. Брянщина стала тем местом, где начиналась разнообразная по содержанию деятельность М.К.Тенишевой. Работа способствует пропаганде благотворительности и меценатства,расширить познания о людях, прославивших Россию и Брянщину.
По Тенишевской Бежице).doc
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов” 241050, Брянская обл.,  г. Брянск,  ул.  Горького, 50                              ИНН   3234036110 Тел: (4832) 74 ­10 – 02                                                                    БИК   041501001                 Факс: (4832) 66­47­70                                                                                    e­mail: sch4_direct@mail.ru                                                           Конкурс исследовательских работ «Историко­культурное наследие земли Брянской» Тема работы «По тенишевской Бежице » Автор: ФИО Ученик   класса МБОУ СОШ № 4 г. Брянска Домашний адрес: 241050 г. Брянск,  т.  Руководитель: Купцова Ольга Александровна, учитель географии МБОУ СОШ № 4 г. Брянска Т.89102962576 Брянск 2017 I. Введение. II.Основная часть. 1. Начало 2. Замужество 3. Первая поездка в Париж 4. Подруга 5. Князь В.Н. Тенишев 6. Брянский период 2 3­17 3 3 3 3 4 5 6 ­ Строительство жилья для рабочих 7 ­ Благотворительное общество ­ Школы 8 ­ Бежицкая школа ремесленных учеников         10 ­ Народные чтения 14       7.   Смоленск  (Талашкино)       III.    Заключение.       Литература      IV.Приложение (презентация)            17 18 20 2 Методика исследований При написании работы использовались различные материалы. Была изучена литература о  жизни и деятельности М. К. Тенишевой, использовался материал из Интернета. Кроме этого была посещена выставка в Областном краеведческом музее, посвящённая жизни и  деятельности княгини М. К. Тенишевой. Беседа с работниками музея расширила мои  познания об  этой женщине. Чтобы больше узнать о духовном наследии Тенишевой была  совершена экскурсия в Бежицкий район, где жили Тенишевы, где находились заводы мужа.  I. Введение. Благотворительность в области культуры, науки, искусства, носящую длительный, а  не разовый характер, принято называть меценатством. Меценат ­ от. лат. Maecenas (упоминается в VIII в. до н.э), богатый римский всадник,  выходец из знатного  русского рода; не занимал государственных должностей, но как  приближенный императора Августа, которому оказал поддержку в борьбе за единовластие,  время от времени выполнял официальные поручения. Покровительствовал молодым поэтам (Вергилию, Горацио, Проперцию) и поддерживал их материально. Это и сделало имя  Мецената нарицательным; так стали называть богатого покровителя наук и искусств. Вложение денег «не славы ради, а пользы для» народа родной страны, для развития  культуры нации – само меценатство. Благотворительность – это не профессия, не род занятий, это веление души и сердца. Каковы судьбы русских меценатов конца XIX – начала XXв.? Блестящи и трагичны.  Все отдано России и – забвение в конце жизни. Далеко не безумные богатства,  расчетливость, много просящих помощи и получающих ее. Жертвования и жертвы, и все во  имя России. Такова и судьба крупнейшей русской меценатки Марии Клавдиевны  3 Тенешевой, которую при жизни знала вся Россия и Европа, докатились слухи о ее  сокровищах Америки. А затем почти столетие забвения. Отрадно, что имена людей так много и бескорыстно сделавших для процветания  России, сегодня возвращаются из забвения. И мы со словами огромной благодарности  вспоминаем об удивительной женщине, смысл жизни которой был в неустанном жизненном  творчестве и вечном пути совершенствования. Современники называли М.К.Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были  веские основания. Вся ее жизнь неутолимая творческая деятельность была посвящена  служению русскому искусству, отечественной культуре. Брянщина стала тем местом, где начиналась разнообразная по содержанию деятельность  Тенишевой.  Цель работы:  Изучить жизненный путь княгини М. К. Тенишевой. След её деятельности на Брянщине. Задачи:    Способствовать пропаганде благотворительности и меценатства.  Прививать интерес к творчеству и искусству.  Расширить познания о людях, прославивших Россию и Брянщину.                              II .Основная часть. 1. Начало   Мария Тенишева (до замужества – Пятковская) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге в  дворянской семье. Точная дата рождения была определена только в 2002 году  исследователем русской эмиграции в Чехии Юлией Янчарковской. О родителях сведений практически нет. Только один раз она упоминала имя отца –  Георгий. О матер лишь известно, что она была замужем за Клавдием Пятковским, а затем за Морицом Петровичем фон Дезен. 4 Мать и отчим имели дом в Петербурге и в Москве в Калошином переулке, но  общения с родителями никогда не были теплыми и нежными. Первые уроки девочка получила дома, это было типично для дворянских семей.  Учительница пения предсказала ей хороший голос. В 1869 году девочку отдают в только что открывшуюся гимназию, куда поступали  девочки исключительно из семей интеллигенции. Русская история и естественные науки  были любимыми предметами. 2.Замужество  После окончания гимназии Марию выдали замуж. Однажды на даче в Любани  соседка, генеральша Серебрякова, пригласила к себе в гости и познакомила с правоведом  Рафаилом Николаевым. Ему 23 года, Маше 16.После нескольких встреч он сделал ей  предложение.  Брак оказался неудачным. Она вскоре разочаровалась и в муже, и во всей его родне. 3.Первая поездка в Париж  В 1881 году вместе с маленькой дочерью Мария уехала в Париж, где получила  музыкальное образование, став профессиональной певицей, в студии немецкой певицы и  вокального педагога Маркези де Кастроне Матильды. Эта студия была очень популярна и  признана. 4. Подруга  Весной она возвращается в Россию, в Москву. Здесь она встретилась с подругой детства  Екатериной Константиновной Святополк ­Четвертинской. Родилась она в Смоленской  губернии в селе Талашкино, которое в начале XIX века принадлежало её деду,  представителю уездного дворянства, гвардии­капитану Николаю Шупинскому. С Марией Клавдиевной Екатерину Четвертинскую объединяло родство устремлений,  общность взглядов на жизнь, «не представляющую ничего интересного без стремления к  высшим достижениям, к служению родному народу, искусству». 5 После развода с мужем Святополк­Четвертинская поселилась в Талашкине. Сюда и  пригласила Марию Клавдиевну.   Дружба этих двух женщин уникальна. Четвертинская «растворилась» в судьбе  Тенешевой и оставалась с нею до конца жизни. Мария Клавдиевна продолжила занятия в Париже у Маркези. В Москве приходилось  бывать по разным делам.  А между тем материальное положение и неопределенность волновали Николаеву,  неустроенность тяготила, уже много лет она не имела своего дома: пансион, гостиницы, дом Четвертинской. 5. Князь Тенишев  Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году брак с князем Вячеславом  Николаевичем Тенишевым – крупнейшим российским промышленником. Когда Тенишев  сделал предложение Николаевой, она согласилась, хотя их разделяли  немалые года в  возрасте.  Вячеславу Николаевичу было 48 лет, Марии Клавдиевне – 34 года. У него  взрослый сын Вячеслав (1878­1959г.), который с золотой медалью окончил в Петербурге  гимназию Гуревича и поступил на юридический факультет университета. 20 апреля 1892 года после регистрации брака Тенишевы отправились в свадебное  путешествие по Днепру и Десне на пароходе «Благодать». 6.Брянский период    Вскоре Тенишевы приехали в Бежицу, где Марии Клавдиевне предстояло жить. С 1892 года по 1896 г. ­ прожила в Бежице. "Четыре года кипучей деятельности,  полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень  жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Но только я уже не боялась завода и  его обитателей, но он стал дорог мне, как место моего крещения, как поле брани, где я  отличилась и мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты. А  главное, что удовлетворяло моё самолюбие, ­ это сознание, что придя туда последнею,  6 после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что давно уже  должно было быть сделано. Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня  именно для этого. Я относилась к своему назначению с каким­то набожным чувством  избранницы, до глубины души благодарная судьбе за выпавшее на мою долю счастье".(4) Среда, в которую она попала на Брянском рельсопрокатном заводе, во всем была  далека от её запросов: занятий музыкой, живописью. Шум работающих в две смены цехов,  тяжелые удары молота, пронзительный свист паровозного гудка, казались нескончаемыми.  Проезжая по рабочему поселку она видела неуютность быта и бедность рабочих, детей,  игравших в пыли. Все это особенно контрастировало с обликом старинного имения  Хотылёво, купленным в 1892 году. Три столетия это была вотчина рода Тютчевых. Роскошные залы, галереи, каменная  лестница, спускающаяся к реке, прекрасные виды на природу давали успокоение сердцу, но  не совести. Её поразило тяжелое положение рабочих, их беспросветная нужда, полное бесправие  и безграмотность. Её возмущало поведение горстки инженеров и мастеров с непомерно  большими окладами и мизерными интересами. Перед нами редкий случай, когда человек выступил с резкой критикой того класса, к  которому сам принадлежал. Строительство жилья рабочим Она добивается, чтобы во временное пользование рабочим отдали пустующие земли, и  началось их расселение из тесных бараков. Её убедительным доводом было: "Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками".(4) Так началась  плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих. Княгине  в голову пришла гениальная идея, ее она и отстояла перед правлением завода: рабочим  стали выдавать землю под строительство жилья по найму и некоторую сумму денег на  возведение дома. Вскоре появились домики рабочих с садами и огородами. На окнах — занавески, цветы в  горшках, в садах— георгины и подсолнечники. Рабочие семьи стали жить в своих домах с  7 огородом и палисадником, вести хозяйство. Общее количество рабочих в 1895 году  превысило 7000 человек.  Общее население ­  завода достигло 15000. Кроме казарм,  которые в последние годы начали возводиться каменные (с 1892 года было поставлено 23  казармы на 154 семейства и казарм для холостых на 1240 человек), с 1892 года была начата  сдача в аренду участков земли под постройки рабочих. Участки эти размером 20 саж. (1 сажень =2,16 м.) на 30 саж., т. е. 1/4 десятины ( 1 десятина  = 109,25 соток, 1,09 га), отдавались в аренду на 12 лет с платой по 5 рублей в год, при чем  рабочим давалась ссуда до 400 рублей на каждый участок с платежём в 3—4 года, а иногда  и вовсе договаривались: мол, работаешь на заводе 15 лет, тебе дают землю и деньги на  жилье  Постройки эти поощрялись. Таким образом в короткое время с весны 1892 г., включая 1895 год, было занято 288 участков, на которых возведены приличные домики, снабженные  огородами и т. п. В этих арендаторских домиках в 1895 году помещалось до 1000 человек  рабочих завода. При семейных квартирах имеются хозяйственные постройки: сараи,  ледники, коровники, погреба. Благотворительное Общество Для помощи больным, вдовам и сиротам устроено также по инициативе княгини М.К.  Тенишевой благотворительное Общество. Благотворительное общество, открытое в 1894  году, по инициативе княгини М. К. Тенишевой; членами состоят рабочие и служащие  завода. Действительные члены вносят 5 руб. в год, члены­благотворители 2 р. в год.  Пособия выдаются вдовам и сиротам, равно больным и потерявшим способность к труду.  На 1­е января 1896 года имелось наличного капитала 11287 руб. 98 коп., в течение 1895 г.  выдано пособий 6009 руб.    В ведении  благотворительного Общества находится:  а) Народная столовая—большой дом на 500 человек, устроенный на личные средства  княгини М. К. Тенишевой, с целью дать возможность не имеющим хозяйства мастеровым, а  также временно приходящим в завод  пользоваться здоровым обедом и чаем за недорогую  8 плату; в среднем ежедневно обедают до 150 человек, кроме  пьющих чай. Ее построили в  сквере, где сейчас стоит бюст знаменитого танкостроителя А.А. Морозова. Тенишева  пригласила некоторых знакомых дам, жен заводских работников, чтобы те следили за  качеством провизии и правильностью отпускаемых порций. В столовой в праздничные дни происходят народные религиозно­православные чтения с  туманными картинами. В течение зимы 1895­96 г. дано 26 чтений, на которых было 10285  посетителей. На устроенной там же сцене даются спектакли любителями из местных  жителей и приезжими артистами, несколько ежегодно спектаклей от завода для мастеровых бесплатно.  Для продовольствия жителей имеются:  а) заводской продовольственный магазин, располагающий паровой мельницей и бойней;  б) Общество потребителей, открытое в 1896 г., и базар для мелких покупок.  При заводе  имеются почтово­телеграфная контора и сберегательная при ней касса.  ШКОЛЫ: мужская, женская и платная.  Вскоре после основания Брянского завода, вследствие естественного сознания  необходимости дать детям мастеровых и рабочих средства для обучения грамоте (1877 г.  15 сент.), было открыто начальное училище для обучения детей обоего пола.  В училище  принимались дети лишь заводского населения в возрасте от 8 до 13 лет, и на  первый год обучения состояло 130 человек учащихся. Число детей, желающих поступить в  школу, с каждым годом увеличивалось, так что в 1889 году всех учащихся в училище  было  437. Поэтому в 1890 году была основана вторая школа для обучения одних только девочек,  а в первой школе остались мальчики. Вследствие быстрого возрастания населения завода, и  эти две школы не могли удовлетворить потребностям первоначального образования.  Поэтому в 1892—93 учебном году была открыта третья школа, так называемая платная,  для обучения детей обоего пола. В платную школу поступают дети более обеспеченных в  материальном отношении рабочих и мастеровых. С каждого учащегося в платной школе  взимается плата в размере 6 руб. в год. 9 С 1880 года до 1893 существовал детский сад, дневной приют для детей рабочих, на 60  человек. В детском саду находились дети от 3 до 5­летнего возраста и занимались играми и  соответсвенными их возрасту работами. В 1893 году детский сад был закрыт, как не  представляющий необходимости в виду того, что женщины не работают на заводе и не  оставляют своих детей, как это бывает всегда на фабриках. Вместо него по инициативе  попечительницы школы княгини М. К. Тенишевой была учреждена школа ремесленных  учеников.  И так, кpoме школы ремесленных учеников, в данное время при заводе три школы,  содержимых на средства завода: мужская, женская и платная. Кроме того, при церкви  имеется школа церковно­приходская на 125 человек, содержимая на средства церкви и  небольшой платы по 2 руб. с ученика в год. Ежегодный расход на школы завод делает до  8000 рублей. Школы в достаточном количествe снабжены от завода учебниками, учебными  пособиями и принадлежностями, и учащиеся вcем пользуются бесплатно. Учеников в 1895 —96 учебном году состоит в мужском училище—396, в женском 170 и в платном 112. Курс обучения в школах четырехлетний и соответствует курсу одноклассных начальных училищ.  В женской школе, кроме того, девочки обучаются рукоделию, кройке и шитью. Школы  находятся в ведении училищного совета, директора и инспектора  народных училищ.  Мужское училище помещается в отдельном деревянном с мезонином здании. Состоит из 4­  х классных комнат, теплого коридора, комнаты для учителей, двух учительских квартир,  помещения для сторожей  и  двух передних.     Женское и платное училище помещаются в одном деревянном одноэтажном здании.  Состоят: женская школа—из трех классных комнат, двух учительских квартир, помещения  для сторожа и одной передней.  Платное училище из двух классных комнат, теплого коридора, одной квартиры учителя и  помещения для сторожа. При училище сад . В мужском  училище состоит четыре  преподавателя и один законоучитель (он же состоит законоучителем и в женской школе). В  женском училище—три учительницы. В платном училище два учителя (они же преподают и  Закон Божий). Попечительницей училищ состоит княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.  10 Учебный год в школах  начинается с первого сентября и до половины мая. На каждое  отделение полагается ежедневно пять уроков в 50 минут каждый. В приготовительном  отделении по три урока на каждую смену.  ВЕЧЕРНИЕ ЗАНЯТИЯ. Вечерние классы грамотности для рабочих и подростков,  работающих на заводе, открыты с 1878­79 учебн. года, под руководством преподавателей  мужского училища. Они служат и повторительными классами для окончивших курс.  Занятия ведут четверо преподавателей и один законоучитель. Предметами преподавания  служат:  Закон Божий,  чтение,  письмо с началами грамматики,  арифметика,  общие сведения из русской иcтории и географии.  Определенной программы нет; таковую преподаватели ежегодно намечают, сообразуясь со  степенью подготовки учащихся.  Поступающие делятся на три группы: 1) неграмотных, 2) малограмотных и 3) грамотных.  Среднее число посещающих вечерние занятия от 150 до 200 человек, которые  распределяются почти поровну между этими тремя группами.  Занятия происходят 4 раза в неделю, от 7 до 8 час. вечера.  Учебный год продолжается с половины сентября до апреля.  Принимаются лица мужского пола от 13 лет без ограничения возраста. Прием  продолжается в течение всего года; подготовка и  возраст учащихся весьма различны.  Бежицкая школа ремесленных учеников Бежицкая школа ремесленных учеников открыта княгинею М. К. Тенишевой 23 января 1893 года на собственные средства под названием начального училища с ремесленными классами и находилась временно в помещении бывшего  детскаго сада. Заведовать училищем назначен был Алексей Михайлович Смирнов,  приглашенный из Смоленского технического училища. 11 Первоначально было принято 40 человек из окончивших в разное время начальную школу  детей рабочих, которые и составили 1­й класс. 14 ноля 1894 г. училище было преобразовано в школу ремесленных учеников с уставом, утвержденным г. Министром Народного  Просвещения на основании Высочайше утвержденного Mнения Государственного Совета 20 декабря 1893 года. По ходатайству учредительницы и попечительницы школы княгини М.  К. Тенишевой правление Общества ассигновало около 60 тысяч рублей па постройку нового каменного здания и 17 мая 1894 г. была произведена закладка его.  7 сентября 1895 г. школа была переведена в новое здание. В 1895­96 учебном году  составился З­й класс с 28 учениками, и в мае 1896 г. последует первый выпуск окончивших  учеников. Школа учреждена с целью бесплатно сообщать учащимся в ней преимущественно детям рабочих Брянского завода знания и умения, необходимые для осмысленной работы в  мастерских.  Курс обязательного обучения в школе продолжается 3 года и распределяется на три класса; для большего же усовершенствования в изучаемом ремесле желающим, на ocновании § 4  устава, не воспрещается оставаться при школе и по окончании курса.  Школа состоит в ведении Министерства Народного Просвещения и  расходует около 8000  руб. в год. Предметы, входящего в состав учебного курса, определяются следующей  таблицей:  Предметы Часов в неделю 1 класс Закон Божий 1 Pyccкий и церковно­славянский. яз 3 2 класс 1 3 История  География  Арифметика  ­ 2 3 2 ­ 3 3 класс 1 3 ­ ­ 2 12 Геометрия  Счетоводство  Физика  Технология  Итого : Черчение  Pисование  2 ­ ­ ­ 11 4 3 2 ­ 2 ­ 13 3 2 1 1 2 3 13 3 2 Итого: Ремесло Всего часов:   Обучение в школе носит преимущественно практический характер и преподавание в ней  5 30 48 7 29 47 5 30 48 общеобразовательных предметов не превышает курса 2­х классных сельских училищ.  Kpoме общеобразовательных предметов преподаются:  технология дерева и металла,  физика с некоторыми дополнениями по механике,  черчение геометрическое и техническое и pисование, преимущественно техническое с  натуры.  Классные занятия начинаются с 9 ч. утра и продолжаются до 12 ч. дня, с 12 ч. до половины  2­го дается время на обед и отдых, а с половины 2­го до 6 ч. вечера ученики работают в  мастерской.  Таким образом, ученики ежедневно занимаются в классе по 3 часа и в мастерской по 4,5 ч.,  что составляетъ 7,5  час. в день. Учение продолжается в течение целого года, за  исключением воскресных и праздничных дней, а также рождественских, пасхальных и  летних каникул, из которых первые бывают с 23 декабря по 7­е января, а последние с 15  июля по 15­с августа.  13 Классные занятия начинаются с 1­го сентября и продолжаются до 1­го мая.  С 1­го мая по 1­е сентября производятся практические занятия и распределяются  следующим образом:  с 1­го мая по 1­е июня ученики занимаются в мастерских школы,  с 1­го июня по 15 июля в мастерских завода и с 15­го августа по 1­е сентября—опять в  мастерских школы.  По окончании учебного года в школе выставляются в течении трех дней для обозрения  публики рисунки, чертежи и другие работы и изделия учеников, и затем происходит акт, на  котором читается отчет о состоянии  деятельности школы, объявляются имена учеников,  удостоенных перевода в высший класс и раздаются награды отличным ученикам.  К обучению в школе допускаются лица всех состояний, без различия звания и  вероисповедания.  Для поступления в школу требуется представление свидетельство об окончании  курса в  начальном или церковно ­ приходском, или одноклассном сельском, или же городском  приходском училищах.  Лица, не обучавшиеся или не окончившие полного курса учения в поименованных  заведениях, принимаются в 1­й класс по экзамену, те и другие лица, по уставу школы, не  должны быть моложе 11 лет  но и  старше 14 лет.  Преподавание в школе ведется четырьмя лицами: инспектором, законоучителем, учителем  ­техником и учителем общеобразовательных предметов, которые числятся находящимися  на государственной службе.  Ученики обучаются следующим ремеслам: столярно­модельному и  отчасти резному,  токарному по металлу и дереву, слесарному и кузнечному.  Обучение ведется по особой краткой программе, после которой ученики переходят к  предметам, имеющим практическое применение.  В течение 3­летнего существования школой исполнялись приблизительно следующие  предметы: 14 а) по столярному ремеслу: табуреты простые и полированные, вешалки полированные,  парты классные, столярные верстаки, разный столярный инструмент, столы кухонные,  ломберные, садовые и письменные, шкафы, комоды, буфеты фанерованные и др.  б) по модельному сделано: подставка к разметной плите, поверочная плита, колонна к  сверлильному станку, передняя и задняя бабки ножного токарного станка, параллельные  тиски, шкив, подвеска, подшипники, станина болторезного станка и др.;  с) по слесарному—разный слесарный инструмент, как­то: линейки, угольники, циркули,  крумциркули, штативы, молотки, зубила, клуппы с метчиками, плашками и воротками и т.  п., кухонные ножи, сахароколки, замки разных систем, ключи французские, тисочки ручные, тиски параллельные, ножные токарные станки, долбежный станок по дереву, долбежный  станок по металлу, сверлильные станки, поперечный строгальный станок и др.  Мастерские занимают следуюшую площадь: слесарная 33x14 арш. (1 аршин = 0,71 м.) ,  столярная 22x12 арш., кузница 8x6,5  арш., паровая (котельная) 8x 5 арш.  Классные  комнаты имеют следующие размеры: 1 и 2 классы 14x13 арш., 3 й класс 12x10 арш.  Классы Кол­во учеников с  открытия школы 189 3­94 1894 ­95 1895 ­96 1 2 3 итого 40 ­ ­ 40 42 35 ­ 77 38 29 30 97 Выбы ло за  3  года 10 4 2 16 Возраст уч­ся оста лось Сословие Обучаются ремеслу 13 14 15 16 17 1 2 35 28 28 91 1 4 ­ 2 ­ ­ 1 6 14 6 ­ 20 11 8 3 22 5 7 8 20 ­ 5 12 17 1 8 ­ ­ 5 5 дворян е 1 3 1 5 мещан е и  купцы 11 8 4 23 крестья не слесарному столярном у 23 17 23 67 33 25 19 77 2 3 9 14 Оборудование мастерских.  В мастерских школы находятся пapoвoй вертикальный котел сист. Шухова с поверхностью  нагрева 180 фут.( 1 фут = 30,48 см.),  горизонтальная паровая машина„Колонталь'' завода  Танге, рабочее давление пара до 100 фун.  1. Самоточка с суппортами и перебором завода Танге;  2. Самоточка малая Брянского завода;  3. Строгальный станок,  15 4. Болторезный станок для болтов для ручного и приводного действия,  5. Универсальный американский фрезерный станок завода Броун и Шарп с висячим  плечом; стол его имеет автоматическое передвижение  6. Сверлильный станок завода „Union" в Хемнице, 7. Долбежный станок завода „Union" в Хемнице с ходом резца .  8. Токарный станок по дереву Брянского завода,  9 и 10. Ножные токарные станки работы учеников Бежицкой ремесленной школы,  11. Приводное точило,  12. Вентилятор „Шиле" № 3 на 4—8 горнов.  13. Тисков слесарных 80 шт.  14. Верстаков столярных 20 шт.  По этому перечислению видно, что мастерские школы хорошо оборудованы, при чем котел и паровая машина дают возможность практически усвоить необходимые приемы по уходу  за ними, а станки, одного из лучших заводов Англии ­ Танги и Америки ­ Броун и Шарп,  дают возможность обучиться работе в условиях, соответствующих современной постановке механического дела наилучших заводов. Мастерские при значительной высоте, освещены  электричеством при посредстве дуговых фонарей отраженным от потолка и стен светом  что дает наименьшее количество тени и ровно освещает всю площадь мастерской. Такое же  ocвещение, но фонарями несколько другой формы пpименeнo и в классах, где оно  представляет вследствие тех  же преимуществ еще большую важность. М.К. Тенишева открыла еще несколько школ в окрестных селах, в том числе и в Хотылёво.  Под влиянием М.К. Тенешевой на Бежицком заводе перестали принимать на работу  мальчиков моложе 17 лет. Просвещение народа было очень важно для М.К. Тенишевой, ведь именно в  просвещении она видела залог процветания России. В 1896 году Николай II выразил  благодарность Тенишевым за деятельность на пользу отечественного образования – за  создание ремесленного училища в Бежице. 16 Народные чтения.  Устройство народных чтений при заводе последовало вследствие ходатайства о том  директора завода пред  г. орловским губернатором. Разрешение получено в январе 1895  года с тем, чтобы чтения велись под наблюдением местного священника. Чтения начались  22 января 1895 года в бесплатно предоставленной народной столовой княгини М. К.  Тенишевой. Помещение это как нельзя более соответствует целям народной аудитории.  Интерес рабочих к народным чтениям с каждым разом возрастает.  Несмотря на довольно обширное noмещение столовой (в ней может поместиться более 400  человек), приходилось нередко многим отказывать за неимением места. Чтениями заведуют преподаватели мужского училища. Каждое чтение сопровождается туманными картинами и пением хора певчих. Плата за вход на чтения 2 коп., и 10 коп. первые два ряда, при чем  многие допускаются бесплатно. Всех чтений в народной столовой дано с 22 января 1895  года и до весны 1896 г. – 26.  Чтения эти посетили 10285 человек, не считая слушателей,  допущенных бесплатно. Средним числом на каждое чтение приходится 360 посетителей.  Картины для чтения выписываются напрокат за плату из Московской художественной  мастерской, 200 картин приобретено в собственность, большая часть из них, вместе с  волшебным фонарем, пожертвованы попечительницей школы, княгиней М. К. Тенишевой, а  остальные приобретены на средства завода.  Она организовала театр, где проводились вечера и концерты. Рабочие горячо любили княгиню, знали, что у нее всегда можно найти защиту и  покровительство. Тенишева ничего из сделанного не ставила себе в заслугу. По ее словам, она просто  стремилась возвратить долг «немым, безымянным, труженикам взамен пролитого пота,  утраченных сил, преждевременной старости».(4) 7.Смоленск ( в Талашкино)   После отъезда из Бежицы ее благотворительная деятельность переносится в Смоленск. В 1893   году   Тенишевы   приобрели   Талашкино   (ныне   Смоленская   область).   Благодаря 17 неутомимой деятельности, природной даровитости и таланту, прекрасным организаторским способностям М.К. Тенишевой здесь на рубеже XIX­XX веков возник своеобразный центр художественной   жизни   России.   В   Талашкино   бывали,   плодотворно   работали   известные деятели культуры И.Е. Репин, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.А. Врубель, С.Б. Малютин, Н.К. Рерих, П.П. Трубецкой, И.Ф. Стравинский, С.П. Дягилев и др. М.К. Тенишева открыла в Талашкино художественные мастерские, школу с шестилетним сроком обучения (во Фленове), школу в Сож, училище в дер. Бобыри, рисовальную школу в Смоленске  (раньше   это   было   сделано   ею  в  Петербурге),  выстроила   театр,  в  1900  году заложила   церковь   во   Фленове,   в   оформлении   которой   принимал   участие   Н.   К.   Рерих. Постоянно   занималась   коллекционированием   предметов   русской   старины,   народного   и декоративно­прикладного   искусства,   икон,   крестов,   вышивок,   деревянной   скульптуры, разнообразных   изделий   народного   быта.   Они   составили   основу   музея   в   Талашкине.   В Смоленске княгиней на собственные деньги было построено здание для музея "Русская старина", в котором разместились экспонаты, собранные за многие годы. Будучи человеком состоятельным, меценаткой М.К. Тенишева оказывала материальную и моральную поддержку молодым талантам, поощряла их творческие искания, приобретала для своей коллекции произведения их искусства. Благодаря ее пожертвованиям в России выходил один из лучших русских журналов начала двадцатого века "Мир искусства". Она умело пропагандировала русское искусство в России и Европе, устраивала выставки картин народного и декоративного искусства, предметов народного быта. Ее деятельность на этом благородном поприще была прервана Октябрьской  революцией. В 1917 княгиня М.К. Тенишева эмигрирует во Францию. На ее долю выпала  тяжелая судьба — видеть, как все, созданное с такой любовью, рушится и гибнет. Она  прожила еще 11 лет и умерла в 1928 году на чужбине, так и не увидев любимой, но уже  чужой ей России.  Умерла 1 апреля 1928 года в Париже.  Похоронена на кладбище Сэн­Клу. Заключение. 18 В книге "Впечатления моей жизни", впервые изданной в нашей стране только в 1991 году,  она писала: "Я люблю свой народ и верю, что в нем вся будущность России, нужно только  честно направлять его силы и способности". Ему, народу, она посвятила всю свою жизнь,  творческую деятельность, оставила добрый след в художественной культуре России. Приехав в Бежицу, она написала «Я открыла для себя, что здесь живут люди маленькие,  пришибленные, опаленные огнем печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота,  по праву, может быть, озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие  хоть немного внимания и заботы об их нуждах... Кто позаботится о них? Кто прислушается  к их голосу, их жалобам? Никто...» В ее душе вновь возникали прежние вопросы: чего ждет  от нее судьба? Почему жизнь складывается так, а не иначе? На что потратить свои силы,  как распорядиться открывшимися возможностями? И наконец нашла ответ. Толком не зная, что делать, руководясь лишь советами собственного сердца, она искала все  новые и новые идеи, как изменить жизнь рабочего городка. Благодаря её деятельности   Бежица преображалась! ...Как много может сделать всего один человек, чтобы жизнь многих людей наполнилась  светом и смыслом. Не увенчанные славой и не обладатели выдающихся талантов, а щедрые  и жертвенные — только они могут изменить чью­то жизнь. Такой была М.К. Тенишева. 19 Литература 1.       А.В. Городков, А.М. Дубровский, И.А.Кеня  «Мария Тенишева: духовное наследие в  Брянском крае». Брянск  2008. 2.   Л.С. Журавлева “Талашкино”. Москва. Изобразительное искусство. 1989г. 3.   Л.С. Журавлева “Княгиня Мария Тенишева”. Смоленск. Полиграмма. 1994г. 4.    М.К. Тенишева “Впечатление моей жизни” Л.:Искусство,1991. 5. Акционерное общество Брянских заводов  (краткий исторический очерк) Правление общества: С.­Петербург. Невский проспект, № 5 , 1896 г.       20 21

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"

Исследовательская работа по краеведению "По Тенишевской Бежице"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017