Научно-исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Актуальность заключается в том, что афоризмы и крылатые выражения из басен используются в русском языке и в наше время.
Научная новизна работы заключается в том, что мы определили, басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам.
ПАСПОРТ
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
НА ТЕМУ:
«УМЕР ЛИ ЖАНР БАСНИ? К 250ЛЕТИЮ И. А. КРЫЛОВА»
Ф.И.О. автора
Муниципальное образование, ОУ
Ф.И.О. научного руководителя, его
должность
Название доклада
К какой номинации относится
(«Русский язык» или «Литература»)
Краткое обоснование актуальности и
научной новизны
Основные результаты или выводы:
Пучков Дмитрий Александрович
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
гимназия №24 муниципального
образования городской округ
Люберцы
Московской области
Холодкова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и
литературы
«Умер ли жанр басни? К 250летию
И.А. Крылова»
Литература
Актуальность заключается в том,
что афоризмы и крылатые
выражения из басен используются в
русском языке и в наше время.
Научная новизна работы
заключается в том, что мы
определили, басня не умерла как
жанр.
Басня не умерла как жанр, но
передала свои функции другим
жанрам.Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №24 муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Научноисследовательская работа
«Умер ли жанр басни?
К 250летию со дня рождения
И.А. Крылова».
Автор: Пучков Дмитрий Александрович
ученик 8А класса МОУ гимназия № 24
Научный руководитель: Холодкова С.В.г. Люберцы 2019
Цель исследования:
определить положение басни в современной литературе.
Задача исследования:
1) изучить литературу о жанровых особенностях басни,
2) доказать, что жанр басни не умер в 21 веке.Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные,
наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования
сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме
высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное
поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может
привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.
По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб
Эзоп с острова Самос. Его басни в их первоначальном виде не сохранились.
Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в
дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и
греческом языках.С начала 17 века басня получила свое бурное развитие в Европе и перешла в
разряд литературного жанра. Известными европейскими баснописцами
являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж.
Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и
стилем подражали Эзопу.
Главным же мастером русской басни в стихотворной форме является
Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы;
высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой
личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в
целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их
понятными и актуальными для любых времен и народов.В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу
в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный.
Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного
менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и
присущие ему ценности.
В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра
стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженныйсатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия,
подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то
время в обществе.
Сегодня же количество людских пороков растёт, а количество
современных басен стремится к нулю. Поэтому возникает вопрос: существует
ли жанр басни в литературе 21 века?
Перемена ценностей в обществе отразилась и на восприятии морали.
Главным условием существования жанра басни является социальный заказ,
т.е. потребность общества в литературе, содержащей басенные функции:
сатирическую, дидактическую, философскую. Басни отличались не только
острой сатирой, но и прямым выражением идеи. Дидактическая функция их
усиливалась, так как поучение и обличение «неправильных» пороков было
особенно востребовано.
После распада СССР исчезла советская идеология. В масштабах басенного
жанра это вызвало исчезновение социального заказа, т.е. государственной
идеологии. Однако главнейшая цель – человеческие пороки, их обличие и
предмет басни как жанра никуда не делись.
В наши дни можно наблюдать другие жанры, которые превосходят своей
востребованностью басенный жанр,
когдато
принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую
функцию.
короткая смешная история,
передающаяся по обыкновению «из уст в уста».
«Урок русского языка. Учитель задает вопрос:
Сидоров, какие ты знаешь приставки?
Playstation, Xbox...»
Этот фольклорный жанр,
дублируют функции,Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы и
побасенки, представляющие собой, как правило, четверостишья, последняя
строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются,
например, стихи Риммы Алдониной
Жигулёнок
Идёт автобус важный,
Большой уже с пелёнок,
А вслед за ним отважный,
Но мелкий Жигулёнок.
Автобус презирает
Того, кто рядом в ним,
И часто выпускает
Противный серый дым.
А бедный Жигулёнок
И злится, и чихает,
Но обогнать не может —
Здесь путь не позволяет.
На этом я кончаю
Печальный свой рассказ.
Друзья! Не обижайте
Того, кто меньше вас!
Философскую функцию басни переняли афоризмы – это закрепившиеся в
речи краткие выражения, взятые из литературного источника. Например,Вывод: на сегодняшний день басня не умерла как жанр, но передала свои
функции другим жанрам. Смысл басни живёт и по сей день в её «потомках».
Возрождение басни возможно,
однако для этого потребуется
соответствующий социальный заказ, который на сегодняшний день наше
общество не готово предоставить.Список используемой литературы:
1) Басня // Энциклопедический словарь (интернетресурс)
2) Белинский В.Г. о баснях И.А. Крылова (интернетресурс)3) Википедия – свободная энциклопедия (интернетресурс)
4) Главный образовательный портал «Образование ГУРУ» (интернетресурс)
5) С. В. Михалков "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы"
«Художественная литература» Москва 1981
6) Стихи Риммы Алдониной (интернетресурс)
7) Хрестоматия по детской литературе. «Просвещение» Москва 1989
8) Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника (интернетресурс)
9) Яндекс.Картинки (интернетресурс)