Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
8 кл
16.04.2019
Научно-исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Актуальность заключается в том, что афоризмы и крылатые выражения из басен используются в русском языке и в наше время.
Научная новизна работы заключается в том, что мы определили, басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам.
Научно-исследовательская работа. Умер ли жанр басни.docx
ПАСПОРТ
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
НА ТЕМУ:
«УМЕР ЛИ ЖАНР БАСНИ? К 250ЛЕТИЮ И. А. КРЫЛОВА»
Ф.И.О. автора
Муниципальное образование, ОУ
Ф.И.О. научного руководителя, его
должность
Название доклада
К какой номинации относится
(«Русский язык» или «Литература»)
Краткое обоснование актуальности и
научной новизны
Основные результаты или выводы:
Пучков Дмитрий Александрович
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
гимназия №24 муниципального
образования городской округ
Люберцы
Московской области
Холодкова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и
литературы
«Умер ли жанр басни? К 250летию
И.А. Крылова»
Литература
Актуальность заключается в том,
что афоризмы и крылатые
выражения из басен используются в
русском языке и в наше время.
Научная новизна работы
заключается в том, что мы
определили, басня не умерла как
жанр.
Басня не умерла как жанр, но
передала свои функции другим
жанрам. Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №24 муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Научноисследовательская работа
«Умер ли жанр басни?
К 250летию со дня рождения
И.А. Крылова».
Автор: Пучков Дмитрий Александрович
ученик 8А класса МОУ гимназия № 24
Научный руководитель: Холодкова С.В. г. Люберцы 2019
Цель исследования:
определить положение басни в современной литературе.
Задача исследования:
1) изучить литературу о жанровых особенностях басни,
2) доказать, что жанр басни не умер в 21 веке. Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные,
наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования
сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме
высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное
поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может
привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.
По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб
Эзоп с острова Самос. Его басни в их первоначальном виде не сохранились.
Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в
дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и
греческом языках. С начала 17 века басня получила свое бурное развитие в Европе и перешла в
разряд литературного жанра. Известными европейскими баснописцами
являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж.
Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и
стилем подражали Эзопу.
Главным же мастером русской басни в стихотворной форме является
Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы;
высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой
личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в
целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их
понятными и актуальными для любых времен и народов. В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу
в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный.
Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного
менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и
присущие ему ценности.
В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра
стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия,
подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то
время в обществе.
Сегодня же количество людских пороков растёт, а количество
современных басен стремится к нулю. Поэтому возникает вопрос: существует
ли жанр басни в литературе 21 века?
Перемена ценностей в обществе отразилась и на восприятии морали.
Главным условием существования жанра басни является социальный заказ,
т.е. потребность общества в литературе, содержащей басенные функции:
сатирическую, дидактическую, философскую. Басни отличались не только
острой сатирой, но и прямым выражением идеи. Дидактическая функция их
усиливалась, так как поучение и обличение «неправильных» пороков было
особенно востребовано.
После распада СССР исчезла советская идеология. В масштабах басенного
жанра это вызвало исчезновение социального заказа, т.е. государственной
идеологии. Однако главнейшая цель – человеческие пороки, их обличие и
предмет басни как жанра никуда не делись.
В наши дни можно наблюдать другие жанры, которые превосходят своей
востребованностью басенный жанр,
когдато
принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую
функцию.
короткая смешная история,
передающаяся по обыкновению «из уст в уста».
«Урок русского языка. Учитель задает вопрос:
Сидоров, какие ты знаешь приставки?
Playstation, Xbox...»
Этот фольклорный жанр,
дублируют функции, Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы и
побасенки, представляющие собой, как правило, четверостишья, последняя
строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются,
например, стихи Риммы Алдониной
Жигулёнок
Идёт автобус важный,
Большой уже с пелёнок,
А вслед за ним отважный,
Но мелкий Жигулёнок.
Автобус презирает
Того, кто рядом в ним,
И часто выпускает
Противный серый дым.
А бедный Жигулёнок
И злится, и чихает,
Но обогнать не может —
Здесь путь не позволяет.
На этом я кончаю
Печальный свой рассказ.
Друзья! Не обижайте
Того, кто меньше вас!
Философскую функцию басни переняли афоризмы – это закрепившиеся в
речи краткие выражения, взятые из литературного источника. Например, Вывод: на сегодняшний день басня не умерла как жанр, но передала свои
функции другим жанрам. Смысл басни живёт и по сей день в её «потомках».
Возрождение басни возможно,
однако для этого потребуется
соответствующий социальный заказ, который на сегодняшний день наше
общество не готово предоставить. Список используемой литературы:
1) Басня // Энциклопедический словарь (интернетресурс)
2) Белинский В.Г. о баснях И.А. Крылова (интернетресурс) 3) Википедия – свободная энциклопедия (интернетресурс)
4) Главный образовательный портал «Образование ГУРУ» (интернетресурс)
5) С. В. Михалков "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы"
«Художественная литература» Москва 1981
6) Стихи Риммы Алдониной (интернетресурс)
7) Хрестоматия по детской литературе. «Просвещение» Москва 1989
8) Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника (интернетресурс)
9) Яндекс.Картинки (интернетресурс)
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.