Исследовательская работа по литературе "Басни И.А.Крылова"

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 16.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научно-исследовательская работа по творчеству И.А.Крылова. Актуальность заключается в том, что афоризмы и крылатые выражения из басен используются в русском языке и в наше время. Научная новизна работы заключается в том, что мы определили, басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам.
Иконка файла материала Научно-исследовательская работа. Умер ли жанр басни.docx
ПАСПОРТ НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «УМЕР ЛИ ЖАНР БАСНИ? К 250­ЛЕТИЮ И. А. КРЫЛОВА» Ф.И.О. автора Муниципальное образование, ОУ Ф.И.О. научного руководителя, его  должность Название доклада К какой номинации относится  («Русский язык» или «Литература») Краткое обоснование актуальности и научной новизны Основные результаты или выводы: Пучков Дмитрий Александрович Муниципальное  общеобразовательное учреждение  гимназия №24 муниципального  образования городской округ  Люберцы  Московской области Холодкова Светлана Владимировна,  учитель русского языка и  литературы «Умер ли жанр басни? К 250­летию  И.А. Крылова» Литература Актуальность заключается в том,  что афоризмы и крылатые  выражения из басен используются в  русском языке и в наше время. Научная новизна работы  заключается в том, что мы  определили, басня не умерла как  жанр. Басня не умерла как жанр, но  передала свои функции другим  жанрам.Муниципальное общеобразовательное учреждение  гимназия №24 муниципального образования городской округ Люберцы  Московской области Научно­исследовательская работа «Умер ли жанр басни?  К 250­летию со дня рождения  И.А. Крылова». Автор: Пучков Дмитрий Александрович ученик 8А класса МОУ гимназия № 24                                                                  Научный руководитель: Холодкова С.В.г. Люберцы 2019 Цель исследования:  определить положение басни в современной литературе. Задача исследования: 1) изучить литературу о жанровых особенностях басни, 2) доказать, что жанр басни не умер в 21 веке.Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные   чертами   характера,   присущими   людям.   Манера   повествования сюжета   носит   характер   сатирический,   где   в   аллегорической   форме высмеиваются   и   прямо   указываются   пороки   героев,   их   неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.      По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. Его басни в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках.С начала 17 века басня получила свое бурное развитие в Европе и перешла в разряд   литературного   жанра.   Известными   европейскими   баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.            Главным же мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов   Иван   Андреевич.   Его   персонажи   реалистичны,   живы   и   узнаваемы; высмеиваемые   пороки   и   недостатки   присущи   не   только   отдельно   взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его   тематика   была   революционная,   он   высмеивал   остатки   буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.           В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал   Сергей   Михалков.   Его   персонажи   носили   остро   выраженныйсатирический   характер,   направленный   на   разоблачение   подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.            Сегодня   же   количество   людских   пороков   растёт,   а   количество современных басен стремится к нулю. Поэтому возникает вопрос: существует ли жанр басни в литературе 21 века?           Перемена  ценностей  в  обществе  отразилась  и  на  восприятии  морали. Главным условием существования жанра басни является социальный заказ, т.е.   потребность   общества   в   литературе,   содержащей   басенные   функции: сатирическую,   дидактическую,   философскую.   Басни   отличались   не   только острой сатирой, но и прямым выражением идеи. Дидактическая функция их усиливалась, так как поучение и обличение «неправильных» пороков было особенно востребовано.       После  распада СССР исчезла советская идеология. В масштабах басенного жанра   это   вызвало   исчезновение   социального   заказа,   т.е.   государственной идеологии.  Однако   главнейшая   цель –  человеческие   пороки,  их   обличие   и предмет басни как жанра никуда не делись.        В наши дни можно наблюдать другие жанры, которые превосходят своей востребованностью   басенный   жанр,   когда­то принадлежавшие жанру басни. Например, анекдоты забирают сатирическую функцию.   короткая   смешная   история, передающаяся по обыкновению «из уст в уста».  «Урок русского языка. Учитель задает вопрос: ­ Сидоров, какие ты знаешь приставки?  ­ Playstation, Xbox...»   Этот   фольклорный   жанр,   дублируют   функции,Что же до дидактической функции, то её забирают детские рассказы и побасенки, представляющие собой, как правило, четверостишья, последняя строка которых – сокращённая мораль. Широкой известностью пользуются, например, стихи Риммы Алдониной  Жигулёнок Идёт автобус важный, Большой уже с пелёнок, А вслед за ним отважный, Но мелкий Жигулёнок. Автобус презирает Того, кто рядом в ним, И часто выпускает Противный серый дым. А бедный Жигулёнок И злится, и чихает, Но обогнать не может — Здесь путь не позволяет. На этом я кончаю Печальный свой рассказ. Друзья! Не обижайте Того, кто меньше вас!      Философскую функцию басни переняли афоризмы –  это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника. Например,Вывод: на сегодняшний день басня не умерла как жанр, но передала свои функции другим жанрам. Смысл басни живёт и по сей день в её «потомках». Возрождение   басни   возможно,   однако   для   этого   потребуется соответствующий   социальный   заказ,   который   на   сегодняшний   день   наше общество не готово предоставить.Список используемой литературы: 1) Басня // Энциклопедический словарь (интернет­ресурс) 2) Белинский В.Г. о баснях И.А. Крылова (интернет­ресурс)3) Википедия – свободная энциклопедия (интернет­ресурс) 4) Главный образовательный портал «Образование ГУРУ» (интернет­ресурс) 5) С. В. Михалков "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы" «Художественная литература» Москва 1981 6) Стихи Риммы Алдониной (интернет­ресурс) 7) Хрестоматия по детской литературе. «Просвещение» Москва 1989 8) Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника (интернет­ресурс) 9) Яндекс.Картинки (интернет­ресурс)