Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
9 кл—10 кл
06.10.2019
Бузулук. Конец 50-х – начало 60-х годов прошлого века. В городе действует семь техникумом и три училища. Бузулук по праву можно назвать самым студенческим, самым молодёжным городом в нашей области. Как раз в то время молодёжь больше всего интересуется литературой. В Бузулуке в это время литобъединение, работавшее при газете «Под знаменем Ленина» не может принять всех желающих. От лито в то время откололся блок молодых поэтов, которых из объединения выжили их старшие товарищи. Этот блок – самые активные участники лито, молодые поэты.
19 МАРТА МЫ НЕ ОТ СТАРОСТИ УМРЁМ.docx
Исследовательская работа по литературному краеведению
Тема: «Мы не от старости умрём…»
(о творческом объединении молодых бузулукских поэтов 60х
годов, возглавляемом Е.В. Курдаковым)
АВТОР: УЧЕНИК 10 КЛАССА
МОАУ г. Бузулука «СОШ №3» Битёв Глеб
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы,
руководитель литературного объединения «Прессцентр»
Погодина Л.И.
1 Бузулук 2019
Содержание.
I. Введение – 3стр.
II. Основная часть 419стр.
1. Вступление. 36стр.
2. Евгений Курдаков, лидер БОМПа– 68стр.
3. Евгений Воронков – 810стр.
4. Вениамин Побежимов – 1112 стр.
5. Юрий Матасов – 1214стр.
6. Вадим Нестеров – 1416стр.
7. Людмила Горская – 1619стр.
8. Николай Долганов – 1920стр.
III. Выводы. Заключение – 2021стр.
IV. Список использованной литературы – 2223стр.
V. Приложения 2428стр.
2 Цель работы:
Изучить деятельность и творчество литературной группы БОМП
(Бузулукское объединение молодых поэтов, возглавляемой Е.
Курдаковым)
Задачи исследования:
1. Познакомиться с произведениями, написанными участниками
БОМПа.
2. Найти информацию об объединении в литературных источниках,
в сети Интернет.
3. Найти стихотворения участников объединения на страницах
районной газеты «Под знаменем Ленина».
4. Обратиться за помощью в исследовании в библиотеки города
Бузулука.
5. Обратиться в городской архив с целью поиска информации об
объединении и его участниках.
6. Обозначить вклад участников БОМПа в развитие литературы
Бузулука и Оренбуржья.
Этапы исследования:
1.
Посещение центральной библиотеки Бузулука, городского
краеведческого музея.
2. Изучение и анализ произведений поэтов.
3. Обращение в городской архив.
4. Составление исследовательской работы и опорного конспекта
для уроков литературного краеведения.
5. Проведение уроков краеведения, посвящённых творчеству
участников литературной группы БОМП в своей школе.
6. Организация заседания литературного объединения школы,
посвящённого нашим землякам писателям и поэтам Бузулука и
Оренбуржья.
3 Вступление.
Бузулук. Конец 50х – начало 60х годов прошлого века. В городе
действует семь техникумом и три училища. Бузулук по праву можно
назвать самым студенческим, самым молодёжным городом в нашей
области. Как раз в то время молодёжь больше всего интересуется
литературой. Школьники и студенты читают стихи и прозу классиков,
набирают популярность писатели и поэты ХХ века. Многие молодые
ребята, сами берутся за перо, выступают в печати в городских и
областных газетах. Именно в это время СССР является самой
читающей страной в мире. Библиотеки, литобъединения, редакции
газет востребованы как никогда раньше. В Бузулуке в это время
литобъединение, работавшее при газете «Под знаменем Ленина» не
может принять всех желающих. От лито
в то время откололся блок молодых поэтов, которых из объединения
выжили их старшие товарищи. Этот блок – самые активные участники
лито, молодые поэты: Евгений Курдаков, Юрий Матасов, Вениамин
Побежимов, Евгений Воронков, Николай Долганов, Вадим Нестеров,
Людмила Горская. Под началом Евгения Курдакова поэты создали
свою собственную литературную группу, назвали её БОМП –
Бузулукское объединение молодых поэтов. Об этой группе и пойдёт
речь в исследовательской работе. Постараемся понять причины
создания БОМПа, деятельность литературной группы и его
участников.
В одном из своих ЭССЕ Евгений Васильевич Курдаков так говорил о
нашем родном городе:«Да, Бузулук это и Неверов, и некая, когдато
довольно известная писательница Чертова, которую благословил
Горький, это, если говорить о конкретных, так называемых местных
писателях. Но сами эти места – это, прежде всего Аксаков, Державин,
Карамзин, Даль, Плещеев… Освящены они и Пушкиным, привезшим
отсюда «Капитанскую дочку» и , если верить легенде, сюжет для
гоголевских «Мёртвых душ»… Кстати, и Толстой фабулу «Отца
4 Сергия» нашёл гдето под Бузулуком… В общем, места не дикие, а
литературно даже очень обжитые…»
На Александре Неверове и Надежде Чертовой список писателей
Оренбуржья и Бузулука в частности, конечно, не заканчивается, ещё
десятки поэтов и писателей примкнут к своим товарищам по перу. В
том числе и автор этих строк со своими товарищами, которые когдато
объединились вместе, не желая писать под диктовку своих старших
товарищей, и создали своё собственное, вольное, независимое лито –
Бузулукское объединение молодых поэтов.
60е годы стали самым драматичным временем для бузулукского
литобъединения имени Д. Фурманова. Именно тогда из него вышли, а
позже были изгнаны молодые поэты: Евгений Курдаков, Юрий
Матасов, Вениамин Побежимов, Евгений Воронков, Николай
Долганов, Вадим Нестеров, Людмила Горская. Юные художники слова
имели огромную популярность среди молодёжи: выступали перед
студентами училищ, их приглашали на творческие вечера, таким же
молодым ребятам нравилось слушать живые стихи – аудитории были
забиты полностью. Излишняя популярность молодых и полных идей
поэтов не нравилась их более опытным товарищам по лито.
Постепенно стихи поэтов на страницах ежемесячной газеты стали
заменять работами других авторов, редакция сочла такой подход
более надёжным. В это время в нашем городе, как и по всему
Советскому Союзу шла борьба с инакомыслием и верхушка лито
решила избавиться от вольнодумцевпоэтов. Самим же бомповцам не
нравилось писать под копирку на темы скучные и для общества
бесполезные, их тянуло к настоящей поэзии, поэтому занятия в лито
заменялись самообучением, в том числе групповым.
В то время литература обслуживала идеологию, творчеству
придавался декоративный характер. Каждый знал, о чём писать
можно, а о чём писать не стоит, с несогласными разговор был
недолгий. Кому же как не нашим героям бороться за свободу
творчества? Онито и были против всего навязываемого их старшими
товарищами, поэтому решение о выходе из объединения имени
Фурманова было единодушным.
Начинающие поэты стали собираться в доме Евгения Курдакова,
который и стал лидером творческой группы. Совместно обсудили и
приняли устав , наметили и утвердили программу самообучения,
очерёдность обсуждаемых авторов. В течение двух лет бомповцы
собирались каждую субботу в доме Курдаковых на 22 линии. Название
5 для группы придумывали тоже вместе, из всех аббревиатур эта
показалась самой исчерпывающей по содержанию, да и созвучие с
бомбой пугало корифеев лито. Но название группы ещё сыграет злую
шутку над участниками товарищества. Произошло это так: бомповцы
хоть и вышли из лито и никакого отношения к нему больше не имели,
их решили официально изгнать из объединения. Журналист Лев
Бураков написал, вероятно, заказанный верхушкой литобъединения
фельетон «Бузулукские евтушенки», в котором обвинил молодых
поэтов в чуждой идеологии, так называемой антисоветчине. Название
«БОМП» автор трактовал как «Боевой отряд молодых поэтов», что
привлекло внимание различных органов. Путём общего голосования
молодых поэтов исключили из лито. Речь зашла и об исключении из
партии, но в городском комитете КПСС не нашли никакого «состава
преступления», понравилась молодым горкомовцам и программа
самообучения, которую разработали сами поэты. Надо сказать, что
бомповцы были настоящими патриотами, энтузиастами. Тематика
стихов – самая злободневная, гражданская. Названия говорят сами за
себя: «ХХII съезду», «Замполит», «Созидатели», «Нет, не для
обывателя», «Мы – мирные люди», «Тунеядцу», «Ты входишь в цех»,
«Миру нужен мир», «Матерям», «Мы с Кубой!», «Одна Москва». Все
поэты трудились и старательно учились. Курдаков и Воронков
работали на заводе тяжёлого машиностроения имени Куйбышева,
выпускали настенную газету. Матасов трудился на мельзаводе,
Побежимов учился в гидромелиоративном техникуме, а Долганов – в
лесном. Это были романтики, настоящая золотая молодёжь страны
Советов.
Евгений Курдаков
Возглавял БОМП Евгений Васильевич Курдаков. В бузулукское
литобъединение он попал сразу после службы в Туркмении. Под
палящим солнцем родились первые стихи:
Красива Азия, прекрасен город южный,
Здесь – виноград, льёт аромат урюк
Но мне дороже милый, в снег завьюжен,
Далёкий городишко Бузулук.
У вас там снег, Самарка льдом одета,
Февраль шумит ветрами снежных вьюг.
А здесь в пустыне, солнцем перегретой,
Тебя я охраняю, Бузулук…
6 19 февраля 1961 года это стихотворение было опубликовано в газете
«Под знаменем Ленина. С этой самой даты отсчитывается
литературный стаж поэта. Курдаков занимался в армейском
литобъединении, выпускал настенную газету. В армии он всерьёз
занялся изучением строения стиха, реминисценцировал, то есть писал
стихи схожее с уже существующими, известными произведениями. Как
писал Евгений Курдаков в своём эссе, в Бузулук он вернулся
армейским поэтом с привычкой постоянно писать, публиковаться,
читать написанное вслух, общаться с пищущими. Первое, что он
сделал, после того как устроился на завод фрезеровщиком, отыскал
литобъединения, познакомился с его участниками, а потом и сам стал
его членом. Очень быстро у Курдакова появились друзья
единомышленники, Евгений был настоящим лидером и пользовался
большим авторитетом у товарищей. Вместе с друзьями Курадков
выступал перед молодёжными аудиториями, его дом на 22 линии стал
любимым местом молодых поэтов. Иногда в комнате было тесно:
Матасов, Воронков, Нестеров, Долганов, Абсалямов, Горская, и ещё 3
4 новеньких, которых приводил ктонибудь из ребят с собой. Читали
стихи, спорили, новеньких старались не обижать, но всегда говорили
правду, вплоть то того чтобы занялись другим полезным делом.
Прошло какоето время, и из таких вот дружеских собраний появился
БОМП, и произошло это задолго до фельетона Льва Буракова. БОМП
стал второй семьёй для поэтов, где все близки по духу и все друг
другу равны.
После событий с БОМПом Евгений Курдаков не оставил литературу,
стал известным эссеистом, поэтом, стал членом Всероссийского союза
писателей.
Что значил для БОМП для его создателя? Ответ на этот вопрос был
дан в позднем произведении Курдакова.
«Всё это, и БОМП, и наши литературные занятия именно в нашем
доме, и постоянный круговорот инициируемых мною событий рядом и
вокруг, всё это было ещё и тем, о чём и не догадывались мои друзья,
нашим семейным способом самоспасения от одиночества, от ощущения
вечного горя изза находящегося в доме больного , но бесконечно
любимого существа, от обречённости, не выдуманной, а реальной,
наших живых судеб, которые, после бегства отца и тяжелейшей
многолетней болезни матери, остались словно бы загерметизированы в
замкнутом пространстве семьи и дома»
7 Печальная правда жизни содержится в этих строках. Последние
месяцы в Бузулуке были особо тяжки для Евгения Курдакова:
«Постепенно опустынилась и обессмыслилась жизнь в этом городе».
Таким же настроением пропитаны и строки стихов, написанных поэтом
своей сестре:
Сестре Людмиле
Наверное, можно быть гдето счастливее,
Но стал нам судьбой или роком, бог весть,
Тот город, та Двадцать вторая линия,
Дом двадцать шесть.
Он плыл, словно странный Ковчег неприкаянный,
Дом юности нашей, сквозь годы, туда,
Где тлела во тьме неудач и отчаяний
Наша звезда…
Евгений Воронков
Из всех бомповцев самым близким к Курдакову был его тёска –
Евгений Александрович Воронков. Он сам нашёл БОМП, узнав адрес в
редакции газеты, и сразу был принят в группу. Два Евгения были
хорошими друзьями: они вместе работали на заводе, Воронков даже
какоето время жил у Курдаковых, так что их дружба была почти
братской. На заводе два друга иногда проводили нечто вроде
поэтических двадцатимимнуток во время обеденных перерывов,
редактировали стенгазету цеха, и вообще пользовались той хорошей
популярностью, зарабатываемой ещё и просто тем, что на заводе
особенно ценится – самой работой.
На заводе был случай, который отлично отразит романтизм молодых
поэтов. Както вечером Евгений Курдаков и Евгений Воронков читали
книгу Роберта Рождественского, тогда ещё только входившего в моду.
Из плохо сделанных строк выпирала нескрываемая конъюнктура, что
товарищам было отвратительно. У друзей родилась мысль –
отфрезеровать сборник и отправить его автору, что и было исполнено
на следующий же день. При большом скоплении цеховиков поэты
прочли несколько самых одиозных строк Рождественского, объяснили,
что к чему и под аплодисменты закрепили сборник в тисы и на
максимальных оборотах прошлись по книге.
В пакет собрали остатки отфрезерованного сборника, и написал
письмо, в котором сообщили, что это ответ рабочего класса на
фальшивую поэзию, послав всё это на адрес Московского союза
8 писателей. Поступок этот, как потом написал Евгений Курдаков, был
следствием наивноромантического восприятия поэзии и литературы,
весьма характерный для молодёжи того времени.
Сам Евгений Воронков писал о любви и о природе. Всего два его
стихотворения было опубликовано на страницах районной газеты «Под
знаменем Ленина». Вот одно из них:
Хочешь о море? Я выдумал гул.
Ритмы волновые слушай.
Много в морях осторожных акул,
Много медуз и ракушек.
Парус пошёл, заплескал, заплескал,
Звонким руном океана…
Крупные хлопья на белый асфальт
Падают тихо и странно.
Рыбы летают, рабы плывут,
Крабы царапают скалы;
Море – рокочет, а люди живут
Возле снегов и закатов.
В нашей шаланде дыра на дыре,
Много пробоин и вмятин, и вмятин.
Холодно очень у нас в январе,
Холодно также и в марте.
Ходим по берегу, слушаем птиц,
Мучим друг друга и раним.
Слушай, нельзя ль какнибудь обойтись
Без пресловутых аварий?
Любишь ли, ждёшь ли прилёта скворца,
В радости, в грусти и в горе –
Будем счастливыми! Пьём до конца
Наше нелёгкое море!
Недавно, в доме поэта, на дне старого дивана нашли тетрадь со
стихами. На листах, написанных от руки лишь имя и фамилия –
Евгений Воронков. Вот несколько произведений, которые поэт никогда
не публиковал, предположительно написаны они были именно в период
БОМПа.
Апрель! О, эта тихая капель!
Упрямо пробивается трава
Во тьме земной продалбливая трещину
9 Вот ктото на скамье целует женщину.
Забыв про все приличья и права!
Неяркий час. Над Волгой тишина.
Звучит волна фальцетом, чуть рыдающим.
А над закатом, город обнимающим,
Качается волшебная луна!
Как хорошо, сидя вблизи воды,
Глотать вино, балдеть в беседе долгой,
Грустя о том, что вот захочет Волга –
И смоет наши глупые следы!
И взглядом, убегая по волнам,
Расположась на сваях, как патриции
Мечтать о том, что не было б милиции,
То можно б не смотреть по сторонам.
Потом идти раскованно смеясь,
Слоняться бесшабашными бродягами,
И не махать забралами и флагами –
А просто так вот, честно, без прикрас.
О том, о сем… что многие параграфы
Не так уж глупы, если в корень зрить.
МАЙ ИЗ ОКНА ВАГОНА
Меж темных деревьев, железной стрелой,
Летел, громыхая, стремительный поезд.
Ромашки от нас убегали толпою,
И таял вдали одуванчиков рой.
Сквозь май мы неслись, сквозь высокие сосны.
Деревья шумливы. Трава зелена.
И ктото сказал, на горячее солнце
Кивнув головой: «Смотрите – весна!»
И все посмотрели туда, где бежал
Веселый ручей, грохоча и сверкая:
Где к небу тянулась трава молодая,
И грач на сосне обалдело кричал.
10 И были весенние грезы легки.
И прыгало солнце по красным вагонам,
И в лицах мальчишек цвели васильки,
Когда подъезжали мы к тихим перронам.
И вновь меж деревьев, железной тропой,
Летел, громыхая, стремительный поезд.
…Ромашки от нас убегали толпою
И таял вдали одуванчиков рой.
Вот такие романтические стихотворения писал наш земляк Евгений
Воронков, человек с открытой душой, который умел видеть
прекрасное в простоте. В Бузулуке он окончил Куйбышевский
пединститут, трудился в газете «Крылья Родины», в конце 90х погиб
при невыясненных обстоятельствах. Покинул земной мир, оставив
после себя тетрадь, исписанную стихами и добрую память своим
землякам.
Вениамин Побежимов
К ядру БОМПа относился Побежимов Вениамин Дмитриевич,
студент Гидромелиоративного техникума, способный молодой поэт.
Писал он простые, лёгкие стихи, которые его соратникам показались
слишком обычными, традиционными. Потом только стало ясно, что эта
простота и была природным даром Вениамина Побежимова.
В Бузулуке Вениамин Побежимов с семьёй жил с 1959, когда
переехал из Старой Александровки. Занимался в литературном
объединении Фурманова с 15 лет, в объединении он был принят
радушно, в первый же день его присутствия на занятиях его
стихотворение рекомендовали в печать. В городском лито юный поэт
познакомился с будущими бомповцами.
«Както сразу мы подружились с Ю. Матасовым – высоким,
красивым молодым человеком, чемто напоминавшим Евгения
Евтушенко: левая рука в кармане, правая при чтении устремлена
вперёд. Кстати, он никогда не читал стихи сидя… Несомненно, он был
одним из самых ярких поэтов литобъединения. Как и когда появился
Евгений Курдаков впервые, уже не помню, но хорошо запомнил почти
минутное молчание после прочтения им стихотворения (по–моему,
«Фреза»), все поняли – этот пришёл не учиться навыкам поэзии, этот
уже настоящий сложившийся поэт! Евгений Воронков угловатый,
11 тихий парень – посещал занятия лито нечасто, объясняя просто – не
интересно. Но когда он всё же появлялся на занятиях, всегда потрясал
новым стихотворением, думаю, по силе таланта ему не было равных…
Дом Курдаковых остаётся в памяти как бы вторым родным
домом для меня. С 1962 по 1964 гг., по 6, а то и по 8 часов в сутки
пропадал там…»
В 1964 году, получив диплом, по распределению, Вениамин
Побежимов уехал в НовоОрск строить оросительные системы. Позже
работал в газетах «За Родину!», «Рыбалка – круглый год», «Вечерний
Оренбург». Публиковался в альманахе «Незабвенный, прославленный
город», журнале «Берега Тавриды». Сейчас Вениамин Дмитриевич
Побежимов живёт в Оренбурге. Бузулук стал для поэта отправной
точкой в мир литературы, по его словам, самым ярким пятном в его
судьбе был период юности, проведённые в Бузулуке. Ранние стихи
Побежимова рассказывают читателю о природе, о восприятии поэтом
его времени, остались также стихи посвящённые друзьямбомповцам.
Е. Курдакову Е. Воронкову
Ложится лист реликтовый Долгожители поэты
На землю в дикий сад… Написали и живут…
Мы к осени привыкли бы, Их поэмы и сонеты
Когда б не листопад. Даже время перетрут.
Он каждый раз поновому А поэт теперь лишь
пепел,
О нас с тобой грустит… Гнусным тленом
побеждён…
И тихо плачут голуби Но живёт, и чист, и
светел,
В реликтовый гранит… Стих, который им
рождён.
Юрий Матасов
Ещё одним поэтом составлявшим ядро БОМПа является Юрий
Александрович Матасов. В год появления в городе Евгения Курдакова
Матасов заканчивал вечернюю десятилетку и работал на
мелькомбинате. С Курдаковым они сразу сделались приятелями, и
Матасов примкнул к группе молодых поэтов. Юрий Матасов был
увлечён на тот момент современной поэзией Евтушенко,
Вознесенского, Рождественского, поэтому в его стихотворениях были
12 черты этих авторов. Друзья по лито с опаской приглядывались к
опытам Матасова. Для того времени это был весьма характерный
момент: обучение и самовоспитание через опыты товарищей.
пользовался большим успехом в своих публичных выступлениях.
Юрий Матасов, как и все его товарищи настоящие патриоты своей
родины.
О, Родина, ты для высоких слов
Или молчания…молчания, что выше
Всего, что я сказать тебе готов
Словами, что в себе ещё услышу.
Но более всего – ты для труда
Дежурного, безвестного, досыта
И неизменно вечного, когда
Он – с нежностью единственного сына…
Юрий Александрович Матасов был истинным рыцарем, отважным
романтиком в свою молодость. И не только в стихах, но и в жизни.
Евгений Курдаков в своём эссе рассказывал, как в февральскую
вьюжную ночь с башни мельзавода, самой высокой точки в городе,
ветром снесло флаг, вывешенный ко дню Советской армии. Матасов в
сильнейший ветер по обледеневшим скобам поднялся на башню,
всерьёз рискуя жизнью, и водрузил флаг на место. Об этом случае
писали тогда все местные газеты, но сам Матасов избегал разговоров
на эту тему, даже досадовал на избыточное внимание к этому.
По стихотворениям поэта легко догадаться, что его любимое время
года – зима:
Мельницаметелица,
Вьюжная душа,
Ах, как вечно верится
В каждый новый шаг!
Век тебе не сгладиться,
Век тебе мести.
Ах, как в жизни сладостны
Вьюжные пути!..
Всё вокруг колеблется,
Колко и бело,
Тропкигололедицы
13 Белым обвело.
И без тропок тянется,
Остаётся след…
Что со мною станется
За метелью лет?
Что же сталось с поэтом за «метелью лет»? После разгрома БОМПа
Юрий Матасов отошёл от поэзии, в 1966 уехал на Северный Урал.
Вернулся к своей литературной деятельности, печатался в альманахе
«День поэзии» (Москва). В настоящее время живёт в Екатеринбурге.
Вадим Нестеров
Ещё одним поэтом, с которым познакомился Евгений Курдаков по
приезде в Бузулук, был Вадим Петрович Нестеров. Хороший
лирический поэт, он уже активно публикуется в районной газете, и
лишь одна деталь удивила Курдакова: Вадим Нестеров – инвалид с
детства, лишённый возможности передвигаться. Несмотря на это он
старался ни в чём, хотя бы духовно, не отставать от ровесников. Он
много читал, занимался самообразованием, обладал редким умением
не замыкаться в своих бедах.
Судьба не мною выбиралась…
Влача берёзовый костыль,
Давно судьбу свою простил,
Но не прощаю ложь и жалость
Такие стихи написал человек, глубоко продумавший и
прочувствовавший и собственную судьбу, и единственно правильное
отношение к людям. Кроме стихов Вадим Нестеров занимается прозой,
краеведением и историей Оренбургского казачества, работает над
воспоминаниями о литературной жизни родного города, пишет
фенологические и природоохранные заметки, повесть о матери.
Главные литературные привязанности Владимира Нестерова –
Есенин, Пушкин, Лермонтов, т.е. золотой фонд русской национальной
поэзии. И это весьма характерно, что именно русская национальная
традиция стала основой и опорой творчества бузулукского поэта:
именно благодаря ей он обрел и лиризм души, и стойкий дух
справедливости, правды, и честного, духовного отношения к
14 окружающему миру, бывающему порой жестоким и неблагодарным.
Любимым поэтам посвятил он свои произведения: «Есенинский край»,
«Мой город Пушкин посетил» и др.
Писал Вадим Нестеров в основном лирику, много его стихов
посвящено родному городу, который он любил всей душой.
У крутояра тополь золотится,
Песчаный берег – в дымке ковыля.
Осенним пламенем ещё лесок клубится
И угасает на закате дня…
Здесь две реки сливают воды –
Как двух друзей пожатье рук:
Степная вольница – Самара! –
И брат Урала – Бузулук!
Песня о Бузулуке
Город тополиный и берёзовый,
Манишь огоньками, словно друг.
Ты красив весною в дымке розовой,
Город мой чудесный, Бузулук.
Орден иностранный носишь с гордостью,
В космос провожаешь земляка.
Утро ты начнёшь с рабочей гордостью
Под напев гудящего станка.
Бор стоит зелёными хоромами,
Слышен сосен величавый сказ.
За красу и радость свою скромную
В песнях и стихах воспет не раз.
Город тополиный и берёзовый,
Манишь огоньками, словно друг.
Ты красив весною в дымке розовой,
Город мой любимый, Бузулук.
Сколько любви к своей отчизне можно прочесть в этих строках!
Упоминается здесь и трудовой характер нашего города, и наш
прославленный космонавт Юрий Викторович Романенко и
«иностранный орден» Красной звезды, которым был награждён
Бузулук самим Людвигом Свободой. Даже Бузулукский бор,
15 жемчужина нашего края встречается нам в этом стихотворении. Это ли
не подтверждение большой компетенции в краеведческом вопросе и
простой любви к родному городу?
Поэзия Вадима Нестерова – не забава провинциального интеллигента,
это поступок мужественного и талантливого человека, который,
наперекор судьбе, не сдался обстоятельствам, обретя в поэтическом
творчестве смысл и цель жизни. Наша святая обязанность не забывать о
нашем земляке и его стихах, которые уверенно войдут в поэтическую
антологию Оренбуржья как ещё одно подтверждение духовного
богатства края, родины Вадима Нестерова.
Людмила Горская
В октябре 1962 года Бузулук всколыхнула новость: мало кому
известная учительница музыкальной школы Людмила Васильевна
Горская за участие в международном поэтическом конкурсе
«Варшавская осень» удостоена премии имени Фредерика Шопена.
Именно этому выдающемуся композитору Горска, сама наполовину
полька, посвятила стихотворение, ещё раз подтвердившее мысль о
бессмертии гения истинного искусства:
Ноктюрн ли звучит вдохновенный,
Пленительный вальс ли звучит,
Мы слышим, как сердце Шопена –
Поныне живое – стучит.
Успеху Горской, благодаря которой о маленьком Бузулуке узнали в
далёкой Польше, порадовались тогда многие любители поэзии, в том
числе некоторые её собратья по перу. Но те, кто определял политику в
местном литобъединении и решал, кого печатать в городской газете, а
кого нет, сделали вид, что ничего особенного не произошло.
Порадовались за неё её товарищи, в том числе Евгений Васильевич
Курдаков. Она нередко присутствовала на заседаниях БОМПа, и в
такие дни строе немецкое пианино не смолкало в доме Курдаковых.
Обычно, она разучивала Бетховена или Чайковского, но чаще всего
Шопена, который был для неё больше, чем музыка.
Людмила Горская – инвалид с детства, в городском архиве
сохранилась автобиографическая справка: «Л. Горская родилась в
1935 году в одном из сёл Оренбургской области в семье офицера
16 пограничника. Родители с детских лет старались развить в своей
дочери художественные наклонности. Людмила изза тяжёлой болезни
мозга не смогла получить специального образования, но очень
внимательно и кропотливо работает над стихами, рисунками,
исполнением на фортепьяно небольших музыкальных пьес.
У Людмилы Горской сложилась тяжёлая жизненная ситуация: она
страдала от тяжёлого недуга, от одиночества, скудности и
неустроенности быта, равнодушия и злоязычия. В лито вместо того,
чтобы помочь устроить её быт, поддержать материально (она жила на
нищенскую инвалидную пенсию и на скудные подработки в музшколе),
её откровенно третировали, а иногда попросту травили. Сохранилось
её письмо П. С. Филатову, где она пишет: «По милости местного
начальства у меня связаны руки, коснеет ум, мутится рассудок, и,
следовательно, к их радости, я ничего не могу делать… Вы взяли на
себя роль летописца нашего лито. Пишите правдиво, как мне ставят
подножки…»
В БОМПе её ценили и понимали, для участников группы Горская
порой устраивала целые фортепьянные концерты. Её литературная
деятельность в основном была иллюстраций музыкальных пристрастий.
Писала она стихи о природе, есть стихотворение адресованные
дорогим людям, в том числе Е. В. Курдакову.
«Дорогому названному брату с пожеланием успехов в искренней
поэтической исповеди о нашем общем Учителе! Целую. Люда 67г»
Александр Пушкин
С безмерной любовью и нежностью девичьей
Признательна я Александру Сергеевичу:
Он учит меня терпеливо секретам
Труда, вдохновенья, таланта поэта…
Мне с Пушкиным радостней праздников будни!
В работе над словом и чуткой и трудной,
И в форме стиха, схожей с рамкою узкой,
Звучит дорогой нам с младенчества – русский.
Так, в счастье и горести полно, красиво,
Что вправе завидуют вечно России,
В эпоху засилья Свободы и Света
Такого, как Пушкин, родившей поэта!
17 В исканье нелёгкой и долгой дороги,
В поэзии стал он моим Педагогом.
Насколько ж взыскательно надо трудиться
Над каждой строкой его ученице.
В ещё одном стихотворении прослеживается основополагающая часть
творчества всех поэтов БОМПа – огромный патриотизм.
Две матери.
Из Мужества, Совести, Чести литые,
Надёжней искусной кольчуги стальной,
С рожденья два имени: Мать и Россия
Во мне гармонично сливались в одно.
Великое счастье служить беззаветно,
Безмерно полезное делать другим
Отрадным и трудным талантом поэта,
Всей жизнью, которой обязана им.
Хоть чувствую силы и смелось в себе я
Достойный отпор дать любому врагу,
Но знаю отлично – без них, без обеих
Я даже мгновенья прожить не смогу!
6 сентября 1967 года на заседании Бузулукского литобъединения
обсуждался вопрос о помощи Горской. После долгих дебатов решили
обратиться в горком партии за содействием в организации её
медицинского обследования и лечения, договорились взять её под
писательскую опеку, помочь её материально.
Поговорили и разошлись, продолжая обвинять Горскую во всех грехах,
вплоть до притворства. А она примерно в это же время пишет такие
горестные провидческие строки: «Век мой кончается, к счастью, и я
дорожу каждой минутой, чтобы сделать доброго побольше».
30 октября 1968 года Людмила Горская погибла на пожаре в своей
квартире. О ней в Бузулуке постарались поскорее забыть, как о каком
то досадном недоразумении. У Анны Ахматовой есть строки, которые
с полной уверенностью можно отнести к судьбе бузулукской поэтессы:
А Муза и глохла, и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб снова, как Феникс из пепла,
18 В эфире восстать голубом.
Людмила Горская отстаивала право на творчество без указки, на ту
самую самостоятельность и независимость художника, которую
Пушкин называл тайной свободой.
Николай Долганов.
В 1962 году на заседание литобъединения им. Фурманова пришёл
студент второго курса лесного техникума Николай Долганов. Юноша
прочитал свои стихи и предоставил их на суд членам лито. Его
товарищ Лев Бураков взял слово, и мягко, чтобы не обидеть новичка
провёл анализ произведения. После него слово взяли молодые поэты
бомповцы и критиковали стих уже по полной программе. После
заседания лито расстроенный Долганов собирался уходить, как вдруг
наткнулся на ребят, которые его стихи забраковали. Стали задавать
вопросы: «Откуда ты?», «Что читаешь?», «Давно пишешь?». Старший
из группы, что бы больше не доставать с вопросами, сказал:
Тут вот что, приходи к нам в БОМП… 22 Линия, дом 26…
Остановка автобуса – Тургенева… Послушаешь нас, послушаешь стихи
других хороших поэтов… Тебе это пойдёт на пользу.
Через неделю Николай Долганов приехал по адресу, настолько ему
понравилось в доме Курдаковых, настолько проникся он атмосферой
свободного творчества, что теперь каждый раз, когда появлялось
время он приезжал в БОМП и проводил время с такими же активными
ребятами, как и он сам. Вот как он сам вспоминал об этом:
«Тот дух, который витал на 22 Линии, постепенно делал меня другим.
Вчерашнему девятикласснику из волжского села изпод Самары с
лихвой хватило его на всю оставшуюся жизнь. И хотя поэтом я так и не
стал, интерес к поэзии обогатил мою жизнь, безусловно, пустил её по
другой тропе, научил сносно писать стихи и довёл до филфака».
В 1964 Долганова и Вениамина Побежимова проводили на срочную
службу в армию, когда они вернулись, БОМПа уже не было. Но никуда
не делась дружба между его участниками! С Евгением Воронковым
Долганов встречался не один раз, когда последний работал старшим
агрономом плодосовхоза в Екатериновке. С Евгением Курдаковым
сложилось гораздно интереснее. Когда Курдаков с женой уехали в
Восточный Казахстан, вскоре Долганову посчастливилось также
переехать в УстьКаменогорск. С тех пор два давних друга очень часто
общались и с глазу на глаз, и через письма. Одно время Долганов был
женат на сестре Курдакова Людмиле, и у них родилась дочка. В начале
19 90х Курдаков переехал в Новгород Великий, звал за собой и
товарища. Но Николай Долганов предложение не принял и в 1994 году
переехал на Алтай, где работал штатным охотником.
Выводы.
Несомненно, поэзия – бессмертное ответвление творчества, меняется
лишь форма стиха, движение мысли современности, но поэзия жила
всегда, живёт сейчас, и будет жить ещё долгое время. Не даром
сочинение поэта называют стихотворением,
ведь каждое
четверостишье – творение человека, в котором заложен огромный
смысл, душевные переживания автора и посыл читателю.
Иногда одним лишь стихотворением можно сказать больше, чем
огромными предложениями текста, подводя итог этой работы, хочется
обратиться к одному из стихотворений участника Бузулукского
объединения молодых поэтов Николаю Ивановичу Долганову:
Это старая сказка. Это самоесамое древнее,
Что я помнил, что помню, что в сердце до смерти носить…
Это вишни цветы. Это клёны и эти растения.
Эта пыль, что из памяти просто немыслимо смыть.
Это старая сказка. Вам такое бы даже не чудилось.
Это старыйпрестарый , украденный греками миф.
Не рождался я здесь, но дороги сбежались и сузились
В этот сад, в этот дом, где и ложка одна на двоих.
Это старая сказка. Мне жаль, что её не я выдумал.
Этот самый последний и раннийпреранний петух.
Я не знаю, кем выйду. И в общем, не знаю я, выйду ли,
Лишь уверен в одном, что мне дом этот больше, чем друг.
Это старая сказка. В ней герои, вино, откровения,
Да вино обновлений, да простое сухое вино,
Да стихи, да грехи, что соседи зовут вдохновением,
Да отправленное старым немцем на рынок фоно.
Это старая сказка. В этой сказке вторична материя,
Здесь привычен лишь дух, всем истматам и матам назло.
Это старая сказка. Это миф. И сонет. И мистерия…
Это правда о тех, кому в жизни ужасно везло…
20 Это старая сказка.
Старая сказка эта рассказывает нам об отважных поэтах, которые
сражаются за свободу своего творчества, о быте интеллигенции 60х
годов прошлого века, о судьбах наших земляков, не всегда лёгких, а
зачастую, трудных и запутанных. Никто не знает, что бы стало, если бы
БОМП не распался 55 лет назад, сколько бы ещё произведений увидел
бы свет, сколько бы ещё юных сердец привлекла поэзия? Случилось,
как случилось, и теперь вся эта «Старая сказка» стала нашей историей,
которую мы, благодарные бузулучане должны помнить и передавать
будущим поколениям.
Каждый из поэтов БОМПа заслуживает того, чтобы о нём помнили,
ценили его творчество, изучали его произведения. В подтверждение
написанного, данную работу хотелось бы закончить словами поэта и
эссеиста, переводчика, флориста, художника, нашего земляка Евгения
Васильевича Курдакова. Написано это было им на закате его
творчества, в конце прошлого столетия: «Вот кончается век, даже и
тысячелетие, проходит жизнь, начинается то полупрозрение, которое
определяет и новое отношение к прошлому, не как к перечню забот и
обид, а как к пространству общего и невозвратимого проживания,
которого, конечно же, уже не изменить, ни переделать, но можно, в
лучшем случае, лишь попытаться сохранить черты его, уходящие прочь
и навсегда , типы и характеры нашего общего века».
Заключение
Работа над исследованием была интересной и увлекательной. В ходе
сбора материала я узнал много важного о поэтах Бузулука 20 века,
моих соотечественниках. Они вдохновлялись природой Оренбуржья,
гуляли по улочкам города, размышляли… Сейчас здесь же, по тем же
местам, проходим мы. Они чувствовали ту же холодную зиму, ту же
дождливую осень со слякотью, весёлое лето, лелеяли долгожданную
весну. И, возможно, воспринимали всё так же, как мы, их потомки.
Приятное ощущение того, что есть не только литературные гиганты,
творчество которых мы изучаем в школе, но существуют и менее
известные, но не менее замечательные литераторы, которые не
приобрели всемирной известности. Вот это ощущение и даёт мне повод
для гордости за своих земляков. Немаловажно, что все поэты и
прозаики начинали своё знакомство с литературой и свою
«писательскую» учёбу всё с тех же великих классиков русской
литературы. Вне сомнений, любить и изучать литературу нужно. И в
приоритете всегда находились и будут находиться известные авторы,
21 но для изучения истории родного края и для понимания своей малой
родины в целом, стоит изучать, а главное ценить творчество местных
авторов.
22 Список использованной литературы.
Произведения Е. В. Курдакова
1. На розовом коне... : стихи и проза членов Бузулукского
объединения молодых поэтов / авт.сост.: Г. Ф. Хомутов, О. В.
Поконова. Калуга : Золотая аллея, 2008. 159 с. : портр. В книгу
вошли стихи, рассказы и воспоминания членов Бузулукского
литературного
объединения имени Д. А. Фурманова конца 50х начала 60х годов
XX века (группа БОМП).
2.Помнит мир спасенный / сост. Г. Ф. Хомутов ; ред. Л. П.
Петрова, Л. Р. Муратшина ; дизайнер Г. Н. Алпатов. Оренбург :
Оренбургская книга, 2005. 639 с
3. Курдаков, Евгений Васильевич. (19402002).
Ангел, бабочка, цветок... : дневники 19972002 годов / Е. В.
Курдаков // Гостиный двор /
гл. ред. И. А. Бехтерев. Оренбург, 2005. № 18. С. 277298 :
фото. Продолжение. Начало см. №№ 1517
4. Курдаков, Евгений Васильевич. (19402002).
Ангел, бабочка, цветок... : дневники 19972002 годов / Е. В.
Курдаков // Гостиный двор /
гл. ред. И. А. Бехтерев. Оренбург, 2006. № 19. С. 344359 :
фото. Продолжение. Начало см. №№ 1518
Оренбург ; Пермь : ИПК "Звезда". 1995
5. Гостиный двор : лит.худож. и обществ.полит. альманах / авт.
проект И. А. Бехтерев ;
гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. Оренбург : ИПК "Южный Урал".
1995
№ 22
6.
Гостиный двор : лит.худож. и обществ.полит. альманах /
гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. Оренбург : редакция газеты
"Оренбуржье". 1995
№ 26 : Оренбургской губернии 265. Исповедь обреченного на жизнь.
Казачья одиссея /
7.
Гостиный двор : лит.худож. и обществ.полит. альманах /
авт. проекта И. А. Бехтерев ;
23 гл. ред. Н. Ю. Кожевникова. Оренбург : редакция газеты
"Оренбуржье". 1995
8.
Курдаков Е.
Эля / Е. Курдаков // Оренбуржье. 2002. 18 декабря. С. 3
О новой книге бузулучанина Вадима Нестерова "Эля".
9.
Курдаков, Евгений.
Баллада перевода : стихи / Евгений Курдаков. (Поэзия) : Перевожу
поэта... Полыхая... :
Я растворен... Я гдето без возврата... : Перевожу поэта... Догорает... :
Когда с далеких гор заснеженного края...
// Дружба народов. 2007. N 11. С. 5658. 1; Перевожу поэта...
Полыхая.. 1;
Я растворен... Я гдето без возврата.. 1; Перевожу поэта... Догорает..
1; Когда с далеких гор заснеженного края...
24 1.Студенческий город Бузулук
Приложения
Бузулук – город студентов, на фото средние учебные заведения
нашего города, многие поэты БОМПа были их выпускниками
25 Приложение №3.
Члены бузулукского объединения имени Фурманова. В нижнем
ряду крайний слева – Юрий Матасов, предпоследний справа –
Вениамин Побежимов.
Приложение №4.
Евгений Васильевич Курдаков - основатель БОМП,
известный российский поэт и прозаик.
26 Приложение №5.
Приложение №6.
Фото Курдакова 60х годов Памятная доска на
входе в школу № 9.
Приложение №6.
Дом Евгения Курдакова на 22 линии, ставший штабом для
БОМПовцев.
27 Приложение №8.
Приложение №7.
Евгений Александрович Воронков
Вениамин
Дмитриевич Побежимов
Приложение №9. Приложение
№10
Юрий Александрович Матасов. Бузулукский
мелькомбинат.
28 Приложение№11
Приложение №12.
Вадим Петрович Нестеров Людмила
Васильевна Горская с
бузулукскими
литераторами
Не так много поэтов, от чтения стихов которых невозможно
оторваться. К сожалению, время идет, и уходят лучшие
представители своей эпохи. Евгений Курдаков возрождает
традиционновысокое, Пушкинское представление о назначении
поэта. Масштаб его личности виден в широте интересов: он и
художникреставратор, и график, и скульпторфлорист, и
лингвист, и историк, не говоря уже о нескольких его ремесленных
профессиях. Но прежде всего, и это главное, Евгений Курдаков —
большой русский поэт.
……………………………………….
Ты думаешь мир не собрать, не вернуть?
Отнюдь, он таит и обратную суть.
Смотри, как покорно отвергнутый прах,
Становится черной землей на полях.
Как жизнь, по сусекам метя и скребя,
Из этого праха слагает себя…
29 30
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Исследовательская работа по литературному краеведению Тема: «Мы не от старости умрём…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.