Исследовательская работа по музыке на тему "Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?" (4 класс, музыка)
Оценка 5

Исследовательская работа по музыке на тему "Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?" (4 класс, музыка)

Оценка 5
Научные работы
doc
музыка
4 кл
24.03.2017
Исследовательская работа по музыке на тему "Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?" (4 класс, музыка)
Ученица поставила себе задачу узнать историю появления музыкального инструмента - бубна, так как она сама является представителем МНС (ненка) и потому, что её бабушка является участницей вокального ансамбля ненецкой песни "Сеетей не" ("Поющие женщины"). Изучая литературу, она узнала, что бубен - старинный музыкальный инструмент, который используется практически у всех народов. Подробно изучая историю появления ненецкого бубна, принцип его изготовления, она пришла к выводу, что изначально ненецкий бубен был как сакральный инструмент шамана. Шаманский бубен необходим был ненецкому народу для проведения определенных обрядов, например, излечить человека, оленей, повлиять на природные явления и др. Во времена советской власти шаманизм был запрещен, поэтому бубен становится музыкальным инструментом, который сопровождает песни и танцы ненецкого народа. Также бубен широко используется в различных оркестрах. Работая над своей темой были проведены анкетирование, интервьюирование.
исслед. работа Рада 4а кл .doc

Описание: G:\Орнамент.png

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»

 

 

 

 

 

 

Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?

 

Исследовательская работа

 

 

 


Автор: Езынги Радмила,                 

ученица 4-а класса                                                                                           Научный руководитель:                                                                    Ильиных Лариса Фёдоровна,

учитель музыки

 

 

 

 

 

с. Новый Порт

2017

 

 

Содержание

 

1.   Введение……………………………………………………………………………………...3

1.1. Анкетирование и результаты………………………………………..............................4

2. История возникновения бубна…………………………………………………………........5

   2.1. Разновидности бубнов………………………………………………………………….8

3.Основная часть………………………………………………………………………………..9

3.1. Роль и место ненецкого бубна в жизни моего народа……………………………….9

   3.2. Музыкальный инструмент - бубен в моем селе и моей семье…………………….12

   3.3. Интервью с учащимися 11 класса «Новопортовской школы-интерната»………..13

4. Заключение……………………………………………………………….............................14

5. Список литературы…………………………………………………………………………15

6. Приложения…………………………………………………………………………………15

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

I.         Введение

 

…В бубен бить рукой незримой,

в тишине ночной камлать,

вновь с небес на край родимый,

призывая благодать.

Я желаю тебе, бубен,

Чтобы в наш нелегкий век,

Голос твой звенел над тундрой

И не угасал вовек!

 

Свою работу я посвящаю роли музыкального инструмента бубна в жизни ненецкого народа.

Гипотеза - Если узнать историю ненецкого бубна, то можно понять, какую роль он занимает в жизни ненецкого народа.

Цель исследовательской  работы -  узнать, какую роль играет бубен в жизни ненцев, это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры.

Задачи исследования:

- изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме

- расширить знания о бубне в области музыкального и сакрального инструмента

- побывать в СДК у вокальной группы ненецкой песни «Сёётэй не», послушать звучание бубна

- рассказать о полученных знаниях своим одноклассникам.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, математическая обработка данных.

Объект исследования: история бубна в жизни ненецкого народа.

Предмет исследования – ненецкий музыкальный инструмент - бубен.

Я считаю, что тема моей работы является актуальной на сегодняшний день, так как в настоящее время исчезает интерес к отдельным видам музыкальных инструментов. Современные дети не очень любят слушать народную этническую музыку, и мало знают об истории появления древнейшего инструмента - бубна.

Часть моей работы посвящена значению музыкального инструмента бубна в моем селе и моей семье.

1.1. Анкетирование и результаты

Учащимся четвертых классов я предложила ответить на вопросы анкеты «Тайна ненецкого бубна». Всего поучаствовало 19 человек.

Анкета на тему "Тайна ненецкого бубна"

1. Как называется ненецкий бубен?

2. Из каких материалов изготавливается бубен?

3. Роль бубна в жизни ненецкого народа?

4. Как вы думаете, как использовался бубен изначально, как музыкальный инструмент или как атрибут шамана?

5. Для чего нужен бубен ненецкому народу?

       В результате, получился такой результат:

№ Вопроса

Ответ

1

Пензер - 11

Не знаю – 8

2

Оленья шкура, дерево – 12

Из шкуры белого оленя – 3

Не знаю - 4

3

Для шамана, чтобы говорить с духами – 12

Для веселья, танцев – 5

Не знаю - 2

4

Атрибут шамана – 12

Музыкальный инструмент – 6

Не знаю - 1

5

Чтобы шаман мог вызывать духов, исцелять, колдовать – 10

Для того, чтобы играть на праздниках - 9

 

Таким образом, выяснилось, что мнения одноклассников разошлись. Однако, большинство учащихся (в основном дети, проживающие в тундре) знают, из чего изготавливают бубен, какую роль играет бубен в жизни народа. Думаю, что затруднения выявлены у ребят, которые недавно приехали в ЯНАО и еще мало знают культуру нашего народа. На вопрос, для чего нужен бубен ненецкому народу, мнения ребят разделились, почти поровну. Поэтому, опираясь на результаты анкетирования, я решила выяснить, чем являлся бубен для предков ненецкого народа изначально – музыкальным инструментом для песен и танцев или атрибутом шамана?

II.        История возникновения бубна

Заглянув в литературные источники, я узнала, что ударные инструменты получили свое название оттого, что звук из них извлекается с помощью удара. В далекие времена, когда люди еще не знали никаких музыкальных инструментов, было замечено, что звук рождается от удара по камню или дереву. Конечно, это был не музыкальный звук, но от этого наблюдения зародилась самая древняя и самая многочисленная группа инструментов – ударная.[1]

Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.[5]

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, распространённого на Ближнем Востоке и в греко-римской античности (см. тимпан). Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Бубен – один из самых древних музыкальных инструментов. История бубна начинается с незапамятных времен тогда, когда самые уважаемые люди в племени – таинственные шаманы исполняли свои ритуальные танцы на любом важном событии, происходящем в жизни человека (это могла быть свадьба, охота или похороны).

Конструкция первых бубнов была достаточно простой – одна сторона широкого (10 см) круглого деревянного обода, диаметр которого мог быть 40-50 см (обечайка) была обтянута кожаной мембраной. А внутри самого обода иногда вставляли колокольчики и бубенчики, звон которых был слышен при каждом ударе. Считается, что появление бубна в Азии стоит отнести к эпохе бронзового века (II — III век).[3]

Популярность инструмента намного возросла после того, как он попал на Ближний Восток, а затем и в Европу, дойдя, таким образом, до Английских островов и достигнув Северной Ирландии. В XVIII веке «конкурентом» бубну становится барабан, имеющий цилиндрическую форму, который и будет в дальнейшем родоначальником всех современных барабанов. Тамбурин был придуман французскими пастухами, любителями использовать его как аккомпанемент во время игры на флейте. Тамбурин отличался от бубна шириной обода и более мягким звучанием, причем, для игры на нем требовались специальные палочки.

В дальнейшем у бубна произошли изменения в его конструкции: не стало кожаной мембраны, остались только железные звенящие вставки и обод. Бубен – это уникальный музыкальный инструмент, его можно встретить у народов всех известных культур, будь то узбеки, или армяне, или индейские североамериканские племена.

История бубна на Руси начинается со времен княжества Святослава Игоревича, назывался он тогда (в X веке) ратным, в качестве военно-музыкального инструмента он был включен во все походы и считался знаком командного достоинства. Выглядел бубен как сосуд, обтянутый мембраной из кожи. А для извлечения звука из него пользовались специальными колотушками. Уже позднее бубен становится неотъемлемым атрибутом при проведении масленичных гуляний. Шуты и скоморохи использовали его, чтобы зазывать гостей в хоровод. Теперь это был уже более привычный для нас музыкальный инструмент, имеющий деревянный обод.

Наиболее часто бубен используют в шаманской практике, где с помощью инструмента удается довести человека до гипнотического состояния. Добиться этого можно было при повторении ударов, которые выполнялись с определенной частотой. При этом совсем необязательно, чтобы ритмический рисунок ударов был постоянным. Он может меняться, то затихать, то увеличиваться, как бы раскачивая сознание шамана, который, исполнив свой танец, способен общаться с духами.

Классический шаманский бубен обязательно обтянут бараньей или коровьей кожей, для ее натягивания применялись кожаные шнурки, которые затем на внутренней стороне инструмента закреплялись металлическим кольцом. Он считался личным инструментом хозяина, и никому не разрешалось к нему прикасаться. Каждый шаман сам изготавливал свой бубен. Перед тем, как начать делать бубен, шаман должен был выдержать своеобразный пост. Требовалось привести в порядок свои мысли (очистить) и на некоторое время отказаться от телесных наслаждений. И только выполнив все эти обязательства, шаман мог приступить к созданию ритуального инструмента.

Бубен Средней Азии носит название «даф», распространен он и в странах Ближнего Востока. Для его обтягивания использовали кожу осетра, а для создания звенящего звука (во время исполнения) к ободу дафа крепили металлические кольца, количество которых достигало до 70 штук. На инструменте, требующем особой техники исполнения, можно было играть пальцами, а иногда шлепками. Для мембраны индийского бубна – канджиры, использовали кожу ящерицы, отчего инструмент имел удивительные музыкальные свойства.

Как ни странно, но историю бубна составляют не только этнические инструменты. В наши дни в симфонических оркестрах широко используются бубны оркестровые. У них железный обод и пластиковая мембрана. Получается, что простой инструмент может быть очень даже универсален.

В древней Греции во время празднеств в честь бога Диониса под звуки тамбуринов, бубнов и кимвалов танцевали вакханки или менады. Во многих культурах - от Африки до Азии, а также в Центральной Америке, - раскатистый звук тамбурина, напоминающий о громе и дожде, сделал этот небольшой барабан символом плодородия. В индийском искусстве бубен связывали с ритмами Космоса, если его держал Шива, и с войной, если он был в руках у Индры.[2]

И все же история бубна уходит корнями еще дальше в прошлое, к одному из самых древних музыкальных инструментов - шаманскому барабану, который использовался шаманами всего мира, чтобы вызывать измененное состояние сознания, позволявшее духу шамана покидать тело и путешествовать за пределы нашего мира, в царства духов, чтобы добыть важные для его племени знания или исцелить больного. Звук бубна, соразмеренный с ритмом дыхания в начале и становящийся хаотичным и резким в конце, уносил сознание шамана в иные сферы реальности.

Бубен обычно имел овальную форму и состоял из деревянного обода (обечайки), обтянутого кожей. С внутренней стороны находилась рукоять, за которую шаман держал бубен, а также поперечины или прутья, к которым крепились всевозможные металлические подвески: погремушки, колокольчики, изображения духов, различных животных, а часто и миниатюрное оружие, такое как стрелы, лук или нож. Поскольку дорога шамана к духам была опасной, и ему часто приходилось иметь дело с враждебно настроенными существами, а порой и вступать с ними в борьбу, то бубен считался еще и боевым снаряжением шамана: луком, броней, щитом. Каждый из магических предметов нес особую символику и выполнял свою роль в подготовке и осуществлении экстатического путешествия шамана.[4]

Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».

Известный цирковой номер, где с бубном пляшет ученый медведь, имеет давнюю историю. Посмотреть на представление сбегались и дети и взрослые. Когда-то в лесах России поймать живым молодого медведя было не так уж сложно. Зверю подпиливали когти, зубы и учили разным штукам: ходить на задних лапах, кланяться зрителям, маршировать по-солдатски, бороться с хозяином и, конечно, танцевать с бубном в лапах. Так что бубен издавна был любимым музыкальным инструментом всех мишек.[1]

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

2.1. Разновидности бубнов

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

— Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в ритуальных целях шаманами коренных народов. Также, к народным, относятся бубны с небольшими бубенчиками, привязанными к проволоке, протянутой под мембраной.

— Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Иногда этот инструмент ошибочно называют тамбурином. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра.

Среди родственных инструментов необходимо отметить тамбурин. В отличие от бубна, на него не натянута кожа, зато в корпусе закреплены 1 или 2 ряда металлических тарелочек. Тамбурин постоянно используется во многих направлениях современной музыки, таких как рок-н-ролл, джаз и поп-музыка.[3]

III.    Основная часть

3.1. Роль и место ненецкого бубна в жизни моего народа

В наши дни бубен, как сувенир, можно свободно приобрести, им уже никого не удивишь. С ним выступают многие фольклорные коллективы нашей планеты, но далеко не все знают об истории этого уникального предмета ненецкой культуры.

На протяжении многих веков бубен занимал почетное место в истории культуры ненецкого народа.

Какую роль играет бубен в жизни моего народа? Чем был изначально бубен для наших предков – музыкальным инструментом или сакральным предметом шамана?

В произведениях устного народного творчества северных народов: мифах, легендах, сказках, шаманских песнях бубен символизировал оленя, на котором шаман, якобы, ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. У разных народов существуют свои названия бубна:

•      ороки – дали

•      энцы – федди

•      якуты – дюргюр

•      ненцы – пензер

Вот как описывает появление ненецкого бубна нарьян-марская поэтесса Инга Артеева в повести-сказке «За голосом Великого Нума»: «…Давно это было, лето в тундре выдалось слишком жаркое, и у людей, и у оленей почти не осталось сил выносить засуху. Шаман признался, что уже давно не говорит с ним Великий Нум. Чтобы спасти людей от погибели, к нему отправился приемный сын шамана. Долгим и длинным был его путь. За его смелость и доброту Великий Нум подарил ему золотой круг из нитей солнца, сказав при этом: «В нем великая сила, ударь по нему ладонью - и я услышу тебя!».

Так у людей появился сакральный предмет – бубен, который помогал шаману путешествовать в иные миры, входить в контакт с духами во время шаманского обряда-камлания.  Обращаясь к духам, шаман - «тадебя» стучал в бубен и пел. Иногда во время камлания он падал на землю и лежал без движения. Это означало, что его душа покинула тело, и духи-помощники перенесли ее на небо».

Исполнение «самбдава» - шаманского обряда  с древнейших времен было заведено проводить в местах, где имелись идолы, общие для всего племени, рода или частные семейные, а в других случаях обряд проводился в жилище (чуме) ненца. Никаких специальных помещений не требовалось. Шаманский обряд совершался в любое время года по личной инициативе язычников – верующих ненцев при участии и под руководством шамана (тадебя).     Самбдава проводился по всем вопросам, касающимся хозяйственной деятельности и быта. Например, желание хозяина приостановить болезни оленей (копытку, сибирскую язву), падеж от гололедицы; сберечь стада от нападения волков или вообще обеспечить хороший год в оленеводстве. Можно было также попросить тадебеев об удаче в пушном, морском и рыбном промыслах. Шаман исполнял специальные обряды по лечению больных членов ненецкой семьи и т.д.[4]

       Если ненец нуждался в помощи шамана, он лично или через родственников приглашал к себе тадебя. Тот приезжал в чум на закате солнца в момент, когда оно вот-вот опустится за горизонт. Шаман колотушкой громко ударял в бубен несколько раз. Таким образом, извещались все проживающие в данном стойбище и соседи из ближайших стойбищ о том, что завтра именно в этом чуме состоится самбдава. Все желающие могли принять участие в обряде.

Шаманскому ремеслу учили с малых лет. Обучением подростков занимались опытные тадебя. Однако не все дети тадебеев могли получить звание жреца культа. Успех доставался не только одаренным, но и зависел, якобы, от благорасположения духов, от того, пожелают ли они признать юношу-шамана.

Пензер, как предмет, считался священным, изготовлялся лично самим тадебя или передавался по наследству от умершего шамана-предка. Никто, кроме хозяина, не имел права его трогать. Ненцы верили, что духи подвергали человека строгому наказанию за нарушение правил обращения с ритуальными атрибутами. После смерти шамана, если у него не было наследников-преемников, бубен повреждали и вешали на могилу владевшего им шамана. При изготовлении пензера в чум не допускали женщин, как существ нечистых.[1]

       Для ненцев были характерны бубны круглой, реже овальной формы. Размеры бубнов варьировались от 50-60 см до 62-80 см в диаметре. Есть мнение, что размеры бубнов зависели от их назначения: для лечения служили бубны меньших размеров, для сезонных камланий – больших. По мнению исследователя Леонида Алексеевича Лара, размер бубна зависел от силы и возраста шамана – чем больше сила, тем больше диаметр. Вероятно, размеры шаманского бубна также зависели и от пола его обладателя.

У бубна довольно-таки сложная конструкция. Основу бубна – ободок-обечайку вырезали из священного дерева ненцев – лиственницы, затем сворачивали в круг, к нему прикрепляли нечетное число столбиков - шпенек. После на получившийся каркас с лицевой стороны натягивали кожу из шкуры дикого оленя. Его специально приносили в жертву у берега реки или озера на священном месте. Рисунков на обтяжке ненецких бубнов, как правило, не было, только иногда растительной краской наносили рисунок в виде круга или человеческой фигуры. На концах перекладин каркаса вырезались семь человекоподобных идолов, оказывающих помощь шаману. Держали бубен с помощью рукояти - двух перекладин, скрепленных накрест, они  поддерживали деревянный или сыромятный обруч окружности.

Рукоять бубна украшалась медными подвесками в том случае, если шаман достигал определенного уровня обучения и имел все необходимые атрибуты шаманства. Все подвески, которые были на бубне, нужны были для того, чтобы отпугивать злых духов во время путешествия шамана по мирам. Чем сильнее звон, тем лучше защищен шаман.

      Извлекали звук из бубна специальной колотушкой (пенгабць). Она имела форму лопатки с рукояткой. Колотушки делали из дерева, срубленного на святилище, и обтягивали кожей со лба жертвенного оленя. За отсутствием колотушки можно было пользоваться лапками зверей. У шаманов Европейских тундр колотушкой к бубнам часто служила заячья, собачья лапка, или просто палка, обшитая кожей росомахи.

Для того, чтобы бубен заговорил с шаманом, его «оживляли» дымом, и он становился сакральным предметом. Таким образом, огонь служил одновременно для очищения и оживления бубна. Нагреваясь, кожа бубна становилась туже и вызывала более гулкий звук, благодаря вибрациям. Ученые установили, что повторяющийся ритм с определенной частотой ударов способен вызвать гипнотическое состояние и оказывать сильное воздействие на тело и эмоции человека. Поэтому ритмы бубна могли возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать.

В годы Советской власти в тундрах Европейского Севера шаманизм с его атрибутикой был под запретом. О религиозных верованиях ненцы предпочитали не говорить. Были репрессированы или доживали свой век, как обычные жители советских поселков, шаманы, знавшие секреты камланий и кудес. К сожалению, ушли из живого бытования все произведения устного народного творчества, связанные с шаманством, потому что исчезла почва, которая их питала.

       Во второй половине XX столетия бубен (пензер) потерял сакральность, стал использоваться в качестве музыкального инструмента для выступления национальных ансамблей народов Севера. Сегодня бубен украшает концертные выступления народных ансамблей «Хаяр», «Северянна», «Илебц», «Маймбава», «Тато» и других коллективов.

В Ненецком автономном округе возродил технологию изготовления этого колоритного, экзотического инструмента из лиственницы и кожи оленя известный путешественник, почетный полярник Ф.Н. Ардеев. Свой первый бубен Филипп Никитич изготовил еще в конце 90-х годов.

Бубны Филиппа Ардеева вручены в качестве подарков депутату Государственной думы, Герою Советского Союза, Герою России Артуру Николаевичу Чилингарову, бывшему мэру г. Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, президенту ОАО «Лукойл» Вагиту Алекперову, хранятся у Сергея Шойгу и других известных людей.[3]

В Ямало-ненецком автономном округе также есть умельцы, которые  в совершенстве владеют искусством изготовления бубна. Один из них, это Вячеслав Озелов, сын оленевода. А заказы мастеру на традиционный музыкальный инструмент северных народов поступают уже со всей России. Два десятка лет он артист знаменитого на весь мир ансамбля танцев "Сыра Сэв" (в переводе означает "снежинка") окружного Центра национальных культур.

- Я сын оленевода, - говорит артист, - вырос в чуме, с детства приходилось выделывать оленьи шкуры, чтобы затем плести тынзяны. Вот и пригодилось в жизни. Первые инструменты были тяжелыми и громоздкими, но со временем нашёл свой способ. Со слов мастера, конструкция бубна проста. Древесина, шкура, нити, мех, а ещё душа - вот все составляющие этого ударного народного инструмента. Традиционно для его изготовления используется шкура северного оленя. Ударная часть колотушки должна быть выполнена из оленьих лап. Время изготовления одного инструмента две-три недели. В работе есть этапы, когда двух своих рук не хватает, тогда помогают супруга и две дочери-подростки. Бубен звучать будет 10-15 лет при надлежащем уходе.[2]

Вячеслава Озелова, оказалось, знают мальчики 11 класса нашей Новопортовской школы - интерната. Они с ним неоднократно встречались на соревнованиях по национальным видам спорта (Вячеслав ещё и спортсмен), а также посещали его концерты в г. Салехарде.

 3.2. Музыкальный инструмент - бубен в моем селе и моей семье

В нашем поселке в сельском доме культуры существует ансамбль «Сёётэй не». В репертуаре этой группы народные ненецкие песни. Одной из участниц этого ансамбля является моя бабушка Езынги Елена Янотовна. В нашем селе вокальная группа пользуется большой популярностью. Очень интересно то, что аккомпанирует пению настоящий ненецкий бубен (пензер). Я поинтересовалась у бабушки, как он появился в группе, кто его изготовил? Вот ответ, который я услышала.

Елена Янотовна: Наш ансамбль называется «Сёётэй не», что означает «поющие женщины», существует с 2011 года. Бубен используем в своих песнях с 2012 года. Свой бубен мы купили у Татьяны Лар, исполнительницы фольклорных и своих авторских песен. Мастера бубна зовут Хадри Окотэтто. Он живет в городе Салехарде и также исполняет ненецкие песни. Игра на бубне во время пения очень оживляет песню, придавая ей особый колорит. На бубне, вернее по бубну надо бить медленными, плавными движениями.

    3.3. Интервью с учащимися 11 класса «Новопортовской школы-интерната»

- Ненецкий бубен всегда имел круглую форму? (ответ - Да, ненецкий бубен всегда имел круглую форму)

- Какова роль ненецкого бубна в жизни народа? (На нем можно играть во время танцев, песен, а так же он является атрибутом шаманских обрядов)

- Кто изготавливает бубен для шамана? (ответ - сам шаман выбирает дерево, оленя и сам мастерит бубен)

- Какую роль играет бубен в руках шамана во время камлания? (ответ - с помошью бубна шаман общается с духами. Духи сообщают шаману определенную информацию, например, узнать причину болезни и как вылечить больного)

- Правда ли, что шаманы соревнуются между собой? (ответ - Да, они выясняют, кто из них сильнее, могущественнее)

- Есть ли особое место, где шаман совершает свои обряды? (ответ - Да. Это священные места, где находятся идолы, а также может быть и в чуме)

- Кто может присутствовать во время шаманского обряда? (могут присутствовать все, но выходить из чума по-одиночке нельзя, т.к. в это время вокруг чума могут находиться злые духи, которые могут вселиться в человека и этот человек не сможет управлять собой, как прежде. Так требует обычай.)

- Знаете ли вы мастеров бубна? (ответ - Да, я знаю Вячеслава Озелова, я несколько раз с ним встречался на соревнованиях в Салехарде по северному многоборью, он является неоднократным победителем среди мужчин. Я присутствовал на концертах, где он танцевал и играл на бубне.).

- Есть ли рисунки на ненецком бубне? (нет рисунков).

- Может ли быть у шамана семья? (Да, может)

- Может ли шаман передать свое умение? (Да, это передается по мужской линии)

 

IV.      Заключение

Изучив различные литературные источники, послушав ненецкие песни в сопровождении бубна, побеседовав с представителями коренного населения, я пришла к выводу, что бубен является  своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое ненецкого народа.

Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологии.

Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал. Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства бубна.

Для ребят 4-х классов на уроке музыки я рассказала об истории ненецкого бубна, о том, как и из чего он изготовлен, какую роль играет в жизни народа. Для того чтобы одноклассники могли ещё раз закрепить полученные знания, я выпустила буклет с названием «Тайна ненецкого бубна» в котором кратко описала историю ненецкого бубна, его виды, форму и роль бубна в жизни народа. Затем провела повторное анкетирование на тему «Тайна ненецкого бубна», в результате выяснилось, что все ребята ответили на вопросы правильно.

 

№ Вопроса

Ответ

1

Пензер - 19

2

Оленья шкура, дерево – 19

3

Для шамана, чтобы говорить с духами – 19

Для веселья, танцев – 19

4

Атрибут шамана – 19

5

Чтобы шаман мог вызывать духов, исцелять, колдовать – 19

Для того чтобы играть на праздниках - 19

 

Хочется надеяться, что ненецкая молодежь, выросшая уже в современных условиях, будет знакомиться с культурным наследием своих предков не только через книги, фильмы, но и через живой голос и ритмы бубна.

Гипотеза доказана. Пензер (ненецкий бубен) способствуют сохранению и развитию национальной культуры.

 

V. Список литературы

1. Лар Л.А. Онлайн-книга (http://detectivebooks.ru) "Шаманы и боги", - 14, (10-11)

2. Журнал «Ямальский меридиан»  декабрь 2014 № 96 , - 132 (стр 94-95)

Интернет-ресурсы

    3. http://www.intu.info/?id=15

4. http://allrefs.net

5. Wikipedia.org

 

 

VI. Приложение

Вопросы участникам фольклорного ансамбля «Сёётей не»

1. Как называется ваш ансамбль? Что означает название в переводе на русский язык?

2. Сколько лет он существует?

3. Давно ли вы используете бубен в своих песнях?

4. Как у вас появился бубен? Кто мастер, который изготовил его?

5. Какими способами можно играть на бубне?

6. Чем ваш бубен отличается от бубна шамана?

Музыкальные термины:

Мембрана – это латинское слово, оно переводится как «перепонка» или «кожица». В ударных инструментах эластичная и подвижная мембрана натянута на жесткий корпус инструмента, она и служит основным источником звука. В прежние времена мембраной служила выделанная кожа, теперь в качестве мембраны применяют синтетическую пленку. Всем известный бубен, барабаны, литавры – это мембранные ударные инструменты.[5]

 

 

 

Стихи о бубне

Прокопий Явтысый  (Перевод с ненецкого Вадима Гордеева)

Бубен с выделанной шкурой

без хозяина замолк…

В этот день – прощальный, хмурый –

догорал закат пурпурный,

тайну пряча под замок…

К тайне ключ – скрыт в смысле зова,

что волнует чью-то грудь!

Молодой Владыка Слова

бубен жить заставит снова,

к прадедам отыщет путь!..

Но пока – бессильно, немо,

вещий бубен замолчал.

Боги грустно смотрят с неба,

как шаман уходит в небыль,

бросив свой земной причал…

 

     Шаманский бубен

Эйли, ойли, эйли, ойли,

Песня льется в чистом поле.

Бум, бум, бум - играет бубен,

Мой лихой шаманский бубен.

Бам, бам, бам – придите, духи,

Вы поведайте мне слухи.

Бум, бум, бум – ты пой мой бубен,

Мой лихой шаманский бубен.

Эй, вы, духи, темные духи,

Куда же ваши глаза глядят?

Эй, вы, духи, темные духи,

Что же они сказать мне хотят?

Упряжка собак за оленем погналась,

Найдут ли охотника собаки тот след?

Эй, вы, духи, темные духи,

Дайте ж скорее на это ответ.

Бам, бам, бам - играет бубен,

Шепчут тихо в ухи духи:

«Твой охотник в тайге бредёт,

И оленя он найдет».

Эй, вы, духи, темные духи,

Вы поведайте мне слухи.

Рыба в речке будет жить?

Или нам без рыбы быть?

Бум, бум, бум – звенит мой бубен,

Мой лихой шаманский бубен.

Шепчут духи – «Рыба будет,

Много-много рыбы будет».

Эйти, уйти, эйти, уйти,

Дети народятся в юрте?

Духи, дайте мне ответ.

Духи шепчут: «Спору нет.

Дети будут, подожди,-

Не один, а целых три».

Ах, ты, бубен, пой быстрее,

Бум, бум, бум, звучи сильнее.

Духи, дайте мне ответ,

Жить мы будем или нет?

«Да, да, да» - кричат мне духи.

Бам, бам, бам – поет мой бубен.

Мой лихой шаманский бубен.

Ах, спасибо вам за это,

Разлетайтесь вы по свету.

Эй, вы, духи, темные духи,

Собирайте для нас слухи.

Если сложен будет год,

Вас мой бубен призовет.

Эйли, ойли, эйли, ойли,

Песня стихла в чистом поле.

Замолчал шаманский бубен –

Повелитель наших судеб.

 

Картины Лар Леонида Алексеевича

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопортовская школа-интернат имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопортовская школа-интернат имени

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………………………

Содержание 1. Введение……………………………………………………………………………………

I. Введение …В бубен бить рукой незримой, в тишине ночной камлать, вновь с небес на край родимый, призывая благодать

I. Введение …В бубен бить рукой незримой, в тишине ночной камлать, вновь с небес на край родимый, призывая благодать

Анкетирование и результаты Учащимся четвертых классов я предложила ответить на вопросы анкеты «Тайна ненецкого бубна»

Анкетирование и результаты Учащимся четвертых классов я предложила ответить на вопросы анкеты «Тайна ненецкого бубна»

I. История возникновения бубна

I. История возникновения бубна

Тамбурин отличался от бубна шириной обода и более мягким звучанием, причем, для игры на нем требовались специальные палочки

Тамбурин отличался от бубна шириной обода и более мягким звучанием, причем, для игры на нем требовались специальные палочки

Бубен Средней Азии носит название «даф», распространен он и в странах

Бубен Средней Азии носит название «даф», распространен он и в странах

Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов

Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе

Так у людей появился сакральный предмет – бубен, который помогал шаману путешествовать в иные миры, входить в контакт с духами во время шаманского обряда-камлания

Так у людей появился сакральный предмет – бубен, который помогал шаману путешествовать в иные миры, входить в контакт с духами во время шаманского обряда-камлания

По мнению исследователя Леонида

По мнению исследователя Леонида

Во второй половине XX столетия бубен (пензер) потерял сакральность, стал использоваться в качестве музыкального инструмента для выступления национальных ансамблей народов

Во второй половине XX столетия бубен (пензер) потерял сакральность, стал использоваться в качестве музыкального инструмента для выступления национальных ансамблей народов

Одной из участниц этого ансамбля является моя бабушка

Одной из участниц этого ансамбля является моя бабушка

Есть ли рисунки на ненецком бубне? (нет рисунков)

Есть ли рисунки на ненецком бубне? (нет рисунков)

Гипотеза доказана. Пензер (ненецкий бубен) способствуют сохранению и развитию национальной культуры

Гипотеза доказана. Пензер (ненецкий бубен) способствуют сохранению и развитию национальной культуры

Стихи о бубне Прокопий Явтысый (Перевод с ненецкого

Стихи о бубне Прокопий Явтысый (Перевод с ненецкого

Шаманский бубен Эйли, ойли, эйли, ойли,

Шаманский бубен Эйли, ойли, эйли, ойли,

Исследовательская работа по музыке на тему "Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?" (4 класс, музыка)

Исследовательская работа по музыке на тему "Бубен - это музыкальный инструмент или сакральный предмет ненецкой культуры?" (4 класс, музыка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017