Разработка интегрированного урока "Ценность рода и семьи. Семейные традиции" (4 класс)
Оценка 4.7

Разработка интегрированного урока "Ценность рода и семьи. Семейные традиции" (4 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
Междисциплинарный 4
4 кл
19.02.2017
Разработка интегрированного урока "Ценность рода и семьи. Семейные традиции" (4 класс)
Интегрированный урок проведён для учащихся 4 класса в школе полного дня, обучающихся по программе "Школа 2100". Урок включает в себя урок ОРКСЭ: Светская этика по теме: "Ценности рода и семьи" (Учебник "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс"), литературное чтение по теме: "Е. Шварц "Два брата" ( Учебник литературного чтения "В океане света"), занятия дополнительного образования: хор и декоративно-прикладное творчество.Разработка интегрированного урока в 4 классе
Интегрированный урок в 4 классе.doc

Интегрированный урок в 4 классе («Школа 2100»)

Тема: «Ценность рода и семьи. Семейные традиции»

 

Цели урока:

1-я линия развития личности:

       Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

       Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

2-я линия развития личности:

       Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.       

 

Целевая установка урока:

       Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.

 

Предметные планируемые результаты:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;

- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

Метапредметные планируемые результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- готовность работать в группе: распределять обязанности, планировать свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.

Личностные планируемые результаты:

- ценить семейные отношения, традиции своего народа;

-  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;

- развитие личной ответственности за свои поступки;

- формирование гражданской идентичности, чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.

 

 

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

 

II. Создание мотивации.

 Послушайте сказку.

        Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков- братьев и сестёр. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Моя семья погибнет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

         Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

 – Ты кто? – спрашивает Муравей.

 – Я Лепесток. Самый главный в семье. Красивее всех братьев и сестёр. Без меня и Цветок не цветет.

 – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

          Ходил Лепесток, ходил до вечера и засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

 

– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

– Чему учит сказка?

–Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

 

III. Определение темы и целей урока

- Где мы себя чувствуем спокойно, уверенно?

- О чём мы сегодня будем говорить? Цели?

 (Мы будем говорить о семье. Что самое важное в семье?)

- Не случайно мы стали говорить о семье со сказки о ромашке. Ведь этот цветок - символ семьи. Ромашка – на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.

 

IV. Открытие новых знаний.

- Для чего же человеку нужна семья?

- Составьте кластер, в центре «семья» (Кластер «Задачи семьи»)

 

V. Обобщение по произведению Е.Шварца «Два брата».

-  Все ли семьи одинаковые?  А чем они отличаются?

- Семьи бывают разные. Это нашло отражение в литературе. Вспомните, какое произведение мы читаем на уроке литературного чтения? (Е. Шварц «Два брата». «Школа 2100»-Литературное чтение «В океане света», 4 класс)

- Какой показана семья? Чего в ней не было?

- Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?

- Каким показывает автор Старшего в начале сказки?

- А каким он становится в конце?

- Почему с ним произошли такие перемены?

- В чём жизненная мудрость этой сказки? (Это сказка о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему).

 

VI. Ценности семьи.

- Какая у вас семья?

- А   какие  ценности, по вашему,  должны  преобладать  в  семье,  чтобы  она  была  счастливой?

Послушайте китайскую притчу.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

        Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:  «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Как вы думаете,  какие слова были написаны на листочке? Обсудите этот вопрос в группе, запишите три слова, объясните своё мнение.

- Какие слова вы записали? (Учитель вывешивает листы на доске). (Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)

- Кто прав?

- Какие же слова записал старик? Вы узнаете, сложив из букв слово - одно всему ряду. (Получаются слова «Любовь», «Прощение», «Терпение»)

Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

-Почему именно эти три слова назвал старик?

- Эти три ценности встречаются не в каждой семье. На них строится настоящая счастливая семья.

- Вы смогли выполнить задание, только работая вместе. Так и в семье от каждого зависит, какая у вас семья.

- На основании этих качеств составьте правила,  которые должны быть в семье:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

          Уважение семейных традиций.

 

VII. Семейные традиции. Проекты детей

- Традиции передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи.  (О родословном древе рассказывает Маша П.)

- Как ещё можно узнать о своей семье? Что может нам рассказать о прошлом семьи? (фотографии, семейные альбомы, реликвии).- Сообщения Насти С., Славы Т.)

– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. (Ксюша Ш.)

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

 

VIII. Физминутка.

- Одной из традиций вы назвали совместные игры. Какие игры - любимые игры в вашей семье? (Рассказывают и играют с одноклассниками).

Ирина М. рассказывает об исследовательской работе по теме: «Игры в моей семье». Игра «Резиночка».

– Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)

 

- Вернёмся к символу семьи - ромашке. Не случайно то, что символом семьи является цветок. Посмотрите на него, он нежный, добрый, приносит радость, как и семья. Он хрупкий, нуждающийся в защите, как и семья.

- Как защитить семью от невзгод? Что делать?

А как раньше бы ответили на этот вопрос? Как относились к семье у нас на Руси, вам расскажет С.Н. Третьякова. (Передаю слово преподавателю декаративно-прикладного творчества Третьяковой С.Н. Она вместе с детьми делает куклу-оберег)

 

IX. Изготовление оберега семьи.

 

X. Песня «Моя семья».

- Тема семьи отражается не только в литературе, декоративно-прикладном искусстве, но и в музыке. Много песен, музыкальных произведений посвящено мамам, родителям, взаимоотношениям в семье. ( С педагогом дополнительного образования по хору дети исполняют песню «Моя семья»)

 

XI. Рефлексия.

- Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?

- Что такое семейные традиции? Зачем они нужны?

- Перед вами лепесток - часть ромашки. Напишите на лепестке самое важное качество, важную ценность счастливой семьи.

 - Прикрепите лепестки к сердцевине. Можно ли выделить какую-то одну ценность? Чувствуете, какая ромашка красивая и хрупкая? Цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите.

 

Дети читают стихотворение

1. Семья  -  это  счастье,  любовь  и  удача,

2. Семья  -  это  летом  поездки  на  дачу

3. Семья  -  это  праздник,  семейные  даты,

4. Подарки,  покупки,  приятные  траты

5. Рожденье  детей,  первый  шаг,  первый  лепет,

6. Мечты  о  хорошем,  волненье  и  трепет

7. Семья  -  это  труд,  друг  о  друге  забота,

8. Семья  -  это  много   домашней  работы

9. Семья  -  это  важно!

10. Семья  -  это  сложно!

11. Но  счастливо  жить  одному  невозможно!

12. Всегда  будьте  вместе,  любовь  берегите,

13. Обиды  и  ссоры  подальше  гоните,

14. Хочу,  чтоб  про  нас  говорили  друзья:

        Какая  хорошая  Ваша  семья!

Давайте беречь наши семьи.

- Спасибо за работу.


Интегрированный урок в 4 классе («Школа 2100»)

Интегрированный урок в 4 классе («Школа 2100»)

Личностные планируемые результаты: - ценить семейные отношения, традиции своего народа; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной…

Личностные планируемые результаты: - ценить семейные отношения, традиции своего народа; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье; - воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной…

Поэтому образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости

Поэтому образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости

И мира тоже. - Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?

И мира тоже. - Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке?

Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др

Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 13

Всегда будьте вместе, любовь берегите, 13