Интегрированный урок в 4 классе («Школа 2100»)
Тема: «Ценность рода и семьи. Семейные традиции»
Цели урока:
1-я линия развития личности:
Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.
Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
2-я линия развития личности:
Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.
Целевая установка урока:
Познакомить обучающихся с понятием семьи, с правилами семейной этики; выработать у обучающихся представление о роли семьи в обществе; сформировать понимание себя как члена семьи; сформировать мотивацию на создание в будущем хорошей, крепкой семьи; развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела; воспитывать ответственность за благополучие близких и семьи в целом.
Предметные планируемые результаты:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей семьи и её традиций;
- формирование первоначальных представлений о семье, её роли в обществе;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные планируемые результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать её;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- готовность работать в группе: распределять обязанности, планировать свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель.
Личностные планируемые результаты:
- ценить семейные отношения, традиции своего народа;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения в семье;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам членов семьи;
- развитие личной ответственности за свои поступки;
- формирование гражданской идентичности, чувства сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность.
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
II. Создание мотивации.
Послушайте сказку.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков- братьев и сестёр. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Моя семья погибнет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный в семье. Красивее всех братьев и сестёр. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил до вечера и засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– Чему учит сказка?
–Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.
III. Определение темы и целей урока
- Где мы себя чувствуем спокойно, уверенно?
- О чём мы сегодня будем говорить? Цели?
(Мы будем говорить о семье. Что самое важное в семье?)
- Не случайно мы стали говорить о семье со сказки о ромашке. Ведь этот цветок - символ семьи. Ромашка – на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
IV. Открытие новых знаний.
- Для чего же человеку нужна семья?
- Составьте кластер, в центре «семья» (Кластер «Задачи семьи»)
V. Обобщение по произведению Е.Шварца «Два брата».
- Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются?
- Семьи бывают разные. Это нашло отражение в литературе. Вспомните, какое произведение мы читаем на уроке литературного чтения? (Е. Шварц «Два брата». «Школа 2100»-Литературное чтение «В океане света», 4 класс)
- Какой показана семья? Чего в ней не было?
- Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?
- Каким показывает автор Старшего в начале сказки?
- А каким он становится в конце?
- Почему с ним произошли такие перемены?
- В чём жизненная мудрость этой сказки? (Это сказка о ценности дружбы, о необходимости ценить семейное счастье, о чуткости и внимании к ближнему).
VI. Ценности семьи.
- Какая у вас семья?
- А какие ценности, по вашему, должны преобладать в семье, чтобы она была счастливой?
Послушайте китайскую притчу.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
- Как вы думаете, какие слова были написаны на листочке? Обсудите этот вопрос в группе, запишите три слова, объясните своё мнение.
- Какие слова вы записали? (Учитель вывешивает листы на доске). (Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба)
- Кто прав?
- Какие же слова записал старик? Вы узнаете, сложив из букв слово - одно всему ряду. (Получаются слова «Любовь», «Прощение», «Терпение»)
Любовь, прощение, терпение… И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
-Почему именно эти три слова назвал старик?
- Эти три ценности встречаются не в каждой семье. На них строится настоящая счастливая семья.
- Вы смогли выполнить задание, только работая вместе. Так и в семье от каждого зависит, какая у вас семья.
- На основании этих качеств составьте правила, которые должны быть в семье:
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и если надо простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
Уважение семейных традиций.
VII. Семейные традиции. Проекты детей
- Традиции передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Эта традиция возвращается в современные семьи. (О родословном древе рассказывает Маша П.)
- Как ещё можно узнать о своей семье? Что может нам рассказать о прошлом семьи? (фотографии, семейные альбомы, реликвии).- Сообщения Насти С., Славы Т.)
– Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. (Ксюша Ш.)
– А какими из них вы особенно дорожите?
– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?
– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?
VIII. Физминутка.
- Одной из традиций вы назвали совместные игры. Какие игры - любимые игры в вашей семье? (Рассказывают и играют с одноклассниками).
Ирина М. рассказывает об исследовательской работе по теме: «Игры в моей семье». Игра «Резиночка».
– Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)
- Вернёмся к символу семьи - ромашке. Не случайно то, что символом семьи является цветок. Посмотрите на него, он нежный, добрый, приносит радость, как и семья. Он хрупкий, нуждающийся в защите, как и семья.
- Как защитить семью от невзгод? Что делать?
А как раньше бы ответили на этот вопрос? Как относились к семье у нас на Руси, вам расскажет С.Н. Третьякова. (Передаю слово преподавателю декаративно-прикладного творчества Третьяковой С.Н. Она вместе с детьми делает куклу-оберег)
IX. Изготовление оберега семьи.
X. Песня «Моя семья».
- Тема семьи отражается не только в литературе, декоративно-прикладном искусстве, но и в музыке. Много песен, музыкальных произведений посвящено мамам, родителям, взаимоотношениям в семье. ( С педагогом дополнительного образования по хору дети исполняют песню «Моя семья»)
XI. Рефлексия.
- Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока?
- Что такое семейные традиции? Зачем они нужны?
- Перед вами лепесток - часть ромашки. Напишите на лепестке самое важное качество, важную ценность счастливой семьи.
- Прикрепите лепестки к сердцевине. Можно ли выделить какую-то одну ценность? Чувствуете, какая ромашка красивая и хрупкая? Цветок тянется к солнышку, купаясь в его лучах. Вот так и семья, как дар Божий, нуждается в любви и защите.
Дети читают стихотворение
1. Семья - это счастье, любовь и удача,
2. Семья - это летом поездки на дачу
3. Семья - это праздник, семейные даты,
4. Подарки, покупки, приятные траты
5. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
6. Мечты о хорошем, волненье и трепет
7. Семья - это труд, друг о друге забота,
8. Семья - это много домашней работы
9. Семья - это важно!
10. Семья - это сложно!
11. Но счастливо жить одному невозможно!
12. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
13. Обиды и ссоры подальше гоните,
14. Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Давайте беречь наши семьи.
- Спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.