Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"
Оценка 4.8

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
труд +1
6 кл—11 кл +1
23.01.2018
Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"
Работа "Кукла рукотворная моя" выполнена на основе исследований по истории создания тряпичной куклы и ее разновидностей. детально представлена последовательность изготовления куклы в чулочно-текстильной технике, не требующей материальных затрат (то есть выполненная из вторичного сырья). В ходе выполнения исследовательской работы проведено экономическое и экологическое обоснование изготовления игрушки.
Кукла рукотворная моя.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО РАЙОНА РАЙОННОЕ НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ  ОБЩЕСТВО «МЕРИДИАНЫ НАУК» Технология  КУКЛА  РУКОТВОРНАЯ  МОЯ                       Работу выполнила:                      Талиманчук Юлия Андреевна,                      ученица 6 А класса                      ГОУ ЛНР  «Артёмовская     специализированная школа №8»                     Научный руководитель:                                    Иванова  Елена  Николаевна                     учитель технологии                     ГОУ ЛНР  «Артёмовская                                  специализированная школа№8» 1 Перевальск – 2016 Аннотация            При   выполнении   работы   проведены   исследования   по   истории   создания тряпичной куклы, ее разновидностям. Также представлена последовательность изготовления   куклы   в   чулочно­текстильной   технике,   не   требующей материальных   затрат   (из   вторичного   сырья).   Проведено   экономическое   и экологическое обоснование изготовления игрушки. 2 Содержание Аннотация  Введение …………………………………………………………………………….4 Глава 1. История возникновения кукол………………………………………...7 1.1. Что же такое кукла?.......................................................................................8 1.2. История тряпичной куклы……………………………………………..….9 1.3. Авторская кукла…………………………………………………………...10 Глава 2. Виды кукол…………………………………………………………......12 2.1.  Кукла Тильда…………………………………………………………….….16 2.2.  Кукла в чулочно­текстильной технике…………………………………..17 2.3.  Чердачная кукла…………………………………………………….............17 Глава 3. Музеи кукол………………………………………………………….….17 Глава 4. Практическая часть работы……………………………………….…21 4.1.  Анкетирование……………………………………………………………....21 4.2.  Изготовление куклы……………………………………………………...…23 Заключение …………………………………………………………………..……27 Список  использованных  источников………………………………….……...28  Приложение ………………………………………………………………………30                                                                             3 Введение                                                     «В рукоделии главное не научиться  делать                                                     что­то лучше всех, а научиться делать так,                                                      чтобы твой стиль и почерк узнавали  по                                                                          твоим работам!»                                                                                             4 Кукла   –   воплощение   сокровенного   мира   детства,   когда   все   вокруг представляется живым и обещающим чудо.        История текстильной или тряпичной игрушки насчитывает уже не один век, но как и в древние времена, она остается актуальной и востребованной.         В   настоящее   время   мастерицы   изготавливают   кукол   в   национальных костюмах,   кукол   «весна­лето»,   ярмарочных,   пальчиковых,   чердачных, авторских,   кукол   "ангелов"   и   многих   других.   Также   трогательны   образы животных, сделанные из разнообразных материалов и многое другое.         Актуальность. Большинство современных подростков занятия рукоделием не привлекают.   Лучшая организация досуга ­ это посещение развлекательных страниц   интернета,   прогулки   с   друзьями.   Но   среди   них   есть   и   те,   кто   с удовольствием   окунается   в   мир   творчества,   удивляет   родных   и   знакомых своими изделиями.         На уроках технологии мы изучаем разные темы, связанные с декоративно­ прикладным   творчеством.   И   на   одном   из   таких   уроков   мы   изучали всевозможные   варианты создания кукол из разных материалов. Больше всего меня заинтересовали куклы в чулочно­текстильной технике, которые смотрят как живые, и напоминают мне мое детство.  У меня есть младшая сестра Анютка. Она, как и все дети, любит играть игрушками. Но больше всего ее интересуют куклы. Я считаю, что моя сестренка должна   иметь   не   только   различные   пластмассовые   куклы,   но   и   игрушки, изготовленные   вручную.   Поэтому   я   решила   сделать   ей   подарок   –   куклу­ сплюшку, милое существо, оберегающее детский сон.  Самое   главное,   что   я   приобрету   умения   и   навыки   в   новой   для   меня технике изготовления игрушки. Поэтому   для   исследовательской   работы   я   выбрала   тему,   связанную   с изготовлением   куклы   нового   вида.   Так   как   ранее   я   занималась   некоторыми 5     видами   декоративно­прикладного   искусства,   то   с   поставленной   задачей справлюсь.  В ходе работы над темой исследования было изучено большое количество интересных   материалов  про   кукол,  которые   я   нашла   в   сети  Internet, энциклопедиях, книгах. Из  них я узнала:  о куклах прошлого и современных,  народных и авторских,  какие материалы нужны, чтобы сделать текстильную куклу,  что существуют  музеи кукол. Проанализировав весь имеющийся материал, я выделила для себя много нужной мне для работы  информации.  Таким   образом,  цель   моей   работы  такая:   научиться   делать   куклу   в технике скульптурный текстиль. Гипотеза.  Чтобы   сохранить   наш   дом   и   окружающую   среду   чистыми   и красивыми,   необходимо   правильно   распоряжаться   теми   вещами,   которые ненужными. становятся          В последнее время стало очень популярно дарить на праздники различные подарки ручной работы. И это не случайно, ведь подобные вещи значительно отличаются от стандартных штамповок, в каждой из них обязательно живет твоя душа, хранится тепло, любовь и ласка создающих их человеческих рук, и к тому же   зачастую   они   изготавливаются   специально   для   какой   –   то   конкретной личности.           Подобные   подарки   изготавливаются   при   помощи     различных   техник рукодельного мастерства из совершенно разных и порой достаточно доступных бросовых материалов. Я предполагаю, что смогу   сделать подарочную текстильную куклу для своей сестры совершенно бесплатно, используя вторичное сырье. Для   решения   поставленной   проблемы   была   разработана  система 6 мероприятий, предусматривающая  следующие действия: 1. Изучить     информацию   о   текстильных   куклах,     о   конструировании, технологии обработки тряпичных кукол. 2. Познакомиться   с   текстильными   материалами,   используемыми   для создания кукол. 3. Исследовать   на   практике   особенности     изготовления   кукол   в   технике скульптурный текстиль. 4. Анкетирование  учащихся школы. 5. Практическая работа. Изготовление куклы. 6. Распространить   опыт   по   изготовлению   тряпичных   кукол   среди   ребят моего класса, создать буклет «Наши куколки». 7. Анализ и обобщение результатов исследования. Методы работы: 1.   Информационно­поисковый. информационных ресурсов сети Интернет.  Изучение     литературы   и 2. Исследовательский.    Анкетирование, анализ, сравнение и обработка информации; 3. Практический. Изготовление текстильной  куклы. Область исследования:  технология. Объект исследования: рукотворная кукла. Предмет  исследования:  изготовление   тряпичной     куклы   в   технике скульптурный текстиль. Сроки исследования:  сентябрь ­ ноябрь 2016 года.      Результатом моей работы стали куклы, сделанные своими руками. Формой  представления   результата   моей   исследовательской   работы являются  куклы и компьютерная презентация. 7 Глава1. История возникновения кукол       Работая над проектом, я узнала, что кукла всегда была первой среди  игрушек.  Ее история  началась несколько тысячелетий назад. Самой древней  находкой на данный момент считается кукла из кости мамонта, найденная в  Чехии. Её возраст примерно 30­35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к  туловищу так, что могут двигаться. Естественно, это не могла быть первая в  истории кукла, но историки начинают отсчет именно с неё, ведь её  существование официально задокументировано. Первые куклы носили  ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души,  представляли человека в его разговорах с богами. Древние египтяне клали кукол в захоронения, чтобы умершим было не одиноко, древние славяне приносили  кукол в жертву богине плодородия вместо живых женщин.      У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или  присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы  она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу  означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл  вспоминают редко.      История куклы в качестве игрушки не менее длинная. Уже в Древнем Египте  были куклы, которыми играми дети, правда, очень богатые дети. Это были  куклы, сделанные лучшими придворными мастерами, с вылепленными из воска  лицами, с подвижными ручками и ножками, с настоящими волосами. Девочки же бедных родителей заворачивали и качали на руках маленькие деревянные  чурбанчики, со слегка обозначенными лицами.      В Древней Греции кукол делали на заказ для состоятельных вельмож. Для  кукол шили роскошные, богато украшенные платья, делали домики, кухонную  утварь. Вряд ли даже богатые люди позволяли играть этими куклами своим  8 дочерям. Возможно, иногда…  Эти куклы были очень хрупкими и служили  скорее для украшения помещения, чем для игры. А перед свадьбой невеста  должна была посвятить куклу вместе со всеми принадлежностями какой­либо  влиятельной богине.  История кукол, дает представление об истории развития  моды, о меняющемся идеале красоты и происходивших социальных процессах. В столице и законодательнице моды со средних веков, Франции, изготавливались  более изящные и человечные куклы из тонкой глины или фарфора. Лучшие  придворные портные одевали кукол по последней моде и куклы расходились по  всему свету.      Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях  чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из  искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить  «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и  «Золот й кл чик, или Приключ ния Бурат но» А.Толстого. Также можно  юо оо ео ио вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем  сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих  писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов  ещё двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и  австрийского одноактного балета «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года. 1.1.Что же такое кукла? Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.  Первое –   детская   игрушка   в   виде   фигурки   человека.   Второе   –   в   театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку). Механические, верховые куклы (перчаточные   и  тростевые,  играющие   над   ширмой),  теневые   куклы   и  другие. Третье   –   фигура,   воспроизводящая   человека   в   полный   рост.   Русское   слово 9 «кукла» (словарь С.И. Ожегова) родственно греческому «киклос» («круг») и означает   нечто   свернутое,   например,   деревяшку   или   пучок   соломы,   которые девочки издавна пеленали, подчиняясь инстинкту материнства. В словаре Владимира Ивановича Даля кукла означает сделанное  из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего подобие человека,  а иногда и животного. По мнению учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка  человека, даже если она не является детской игрушкой.  Когда я начинала собирать весь этот материал, то даже не предполагала,  что существует  такое огромное количество разных кукол и у каждой  своя история появления. 1.2. История тряпичной куклы Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времен была тряпичная   кукла.  В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только  девичьей  забавой. Играли до 7­8 лет все дети, пока они ходили в  рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их  игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были  маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет  такую потешку могла делать любая девочка. Становясь старше, девочки  шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице ­ бабе, у  которой эти куклы получались «больно хороши», и она делала их на заказ.  Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало –  «их берегли» в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой,  хранили в лубяных коробах ( чтобы не валялись где попало),  а некоторых даже под иконами. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть  в куклы. Дарить куклы было распространенным обычаем ­ подарок приносил  10 здоровье и благополучие. Тряпичные куклы, выполненные в народных традициях,  делали  с использованием старинных техник и технологий.  Мир народной куклы  чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все  богатство народной кукольной традиции, ведь она почти полностью  исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала  предметом коллекционирования, одним из средств самовыражения. Другими  словами, в куклы принялись играть взрослые. 1.3. Авторская кукла Особым   направлением   современного   прикладного   творчества   является создание   так   называемой   единственном экземпляре или ограниченным тиражом.   авторской   куклы,   которая  изготавливается   в Она   может   представлять   собой   монолитное   произведение   либо   совокупность различных   материалов   (бисквит,   дерево,   папье­маше,   ливингдолл,   паперклей, фимо).         При   изготовлении   авторских   кукол   используются   различные   техники   — лепка,   резьба,   роспись,   пошив,   литьё   и   др.   Нередко   она   имеет   шарнирные суставы,   благодаря   которым   способна   принимать   практически   любые   позы. Кукла   также   может   иметь   набор   модной   одежды   и   аксессуаров   (пандора)   и подставку.             Искусство   авторской   куклы   подразделяются   на   множество   жанров   — характерная   реалистичная   кукла,   фантазийная   кукла,   «кукла   без   куклы», портретная кукла (имеющая портретное сходство с конкретным человеком).      Авторские куклы также могут различаться по назначению — коллекционные, интерьерные и так далее. 11 Первые   куклы,   сделанные   людьми,   относятся   к   эпохе   верхнего   палеолита (например,   куклы   со   стоянки   Костёнки).   Куклы   близкие   по   назначению   к современным были обнаружены в гробницах девочек в Древней Греции и Риме.           До   эпохи   фабричного   производства   они   изготавливались   вручную   и   в единственном   экземпляре   –   что   в   целом   соответствует   понятию   авторская кукла. Однако имена авторов этих произведений нам неизвестны.           С  началом  фабричного   производства   кукол  традиция  авторской   куклы, однако, не была утеряна. Так в 1672 году в Англии была выпущена партия кукол из   папье­маше   (автор   неизвестен),  тираж   которой   составил   всего   двенадцать экземпляров.   Российская   императрица   Екатерина   II   лично   смастерила оригинальных кукол для своих внуков. Другой русский император – Павел I был большим любителем оловянных солдатиков и отливал их для себя сам.       В начале XVII века Францию захлестнула мода на куклы, которые дамы из высшего общества использовали в качестве моделей для одежды. Таким образом они   получали   весьма   подробную   информацию   о   новинках   моды.   Эти своеобразные   «журналы   мод»   изготавливались   кукольными   мастерами   для каждой заказчицы индивидуально. Но с появлением «Журналов мод» эти куклы потеряли свое значение. Однако ими стало модно украшать салоны и гостиные. Так возникла традиция изготовления «салонных кукол».     В Россию такие «салонные куклы» попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайших   плетений.   В   XVII   —   XIX   веках   российские   мастера   не   только освоили   изготовление   «салонной   куклы»   но   и   заслужили   признание   во   всём мире.    Салонных кукол хранили в специальных шкафах – кукольных домах, расходы, на   создание   которых   зачастую   могли   превышать   стоимость   обычного   дома, 12 поскольку   все   предметы   быта   и   интерьера   в   них   создавались   из   настоящих материалов: посуда – из фарфора, мебель – из ценных пород дерева.        А первая художественная авторская кукла была создана в единственном экземпляре во Франции в 1881 году. Она была представленная широкой публике на выставке импрессионистов в Париже. Ее автором был художник Эдгар Дега. Это   была   восковая   статуэтка   «Petite   Danseuse»   («Маленькая   танцовщица»), одетая в настоящее платье из ткани. Для   изготовления   авторской   куклы   существует   огромное   количество специализированных   материалов,   разработаны   технологии   и   популярные методики. Такая вещь требует много затрат на изготовление, но практически всегда окупится хорошей продажей.  Авторские   куклы   подразделяются   на   множество   жанров   (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, "кукла без куклы" и т.д.), техник   исполнения   (например,   горячий   и   холодный   пластик,   фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.). В Росси существует «Музей уникальной куклы», в экспонаты которого, в принципе,   попадают   только   авторские   работы.  Всегда   приятно   иметь   дело   с куклой, у которой помимо интересного вида необычная, красивая душа. Современная   авторская   кукла   может   стать   прекрасным   пополнением   а   также   великолепным   украшением   интерьера, частной   коллекции, оригинальным подарком! Изучив материалы, выяснила, что авторские куклы ­ это актуальная тема сегодня. Но подробнее остановлюсь на текстильных (тряпичных) куклах. Глава 2. Виды кукол 13 Попытки классифицировать куклы предпринимались  не раз, но каждый раз создатели шли от функции куклы, а знаменитый философ   и      культуролог   Ю. Лотман  предложил  идти  от  ее «мобильности». Он  разделил  кукол  на 2 большие группы:                       14 Функции куклы Куклы ­  игрушки Кукла ­ модель  куклы­ игрушки интерьерно­ экстерьерные театральные  куклы обрядовые  куклы куклы для  шествий утилитарные  куклы витринные сувенирные коллекционные музейные                В других источниках встречается такая классификация: 15 Функции куклыКуклы ­ игрушки куклы­игрушкитеатральные куклыобрядовые куклыкуклы для шествийутилитарные куклыКукла ­ модельинтерьерно­экстерьерныевитринныесувенирныеколлекционныемузейные игровая вальдорфская Ритуальная или обрядовая Тильда  утилитарная Снежка  тряпиенс интерьерная тыквоголовка а л к у к я  а н ь л и т с к е Т чердачные  (примитивы) Кофейно­коричные попики 16 Текстильная куклаигроваявальдорфскаяРитуальная илиобрядоваяутилитарнаяинтерьернаяТильда Снежка тряпиенстыквоголовкачердачные (примитивы)Кофейно­коричныепопики Тем   не   менее,   какая   бы   классификация   не   была,   я   считаю,   что   все текстильные куклы можно разделить на народные и авторские.  текстильных  Виды  кукол народная авторская обереговая интерьерная обрядовая тильда игровая чердачная  (примитивы) вальдорфская обнимашка заплетушка Куклы­бабочки тряпиенс тыквоголовка куклы ­ попики Снежка  17 Виды текстильных куколнароднаяобереговаяобрядоваяигроваяавторскаяинтерьернаятильдачердачная (примитивы)вальдорфскаяобнимашказаплетушкаКуклы­бабочкитряпиенстыквоголовкакуклы ­ попикиСнежка В моей коллекции несколько кукол.  Все они принадлежат к какому ­либо виду. Мои  куклы Куклы, выполненные  в чулочно­ текстильной технике  Чердачная кукла  (примитивы) Кукла Тильда             2.1.  Кукла  Тильда       Примитивизм,  домотканность и обаяние – именно этими тремя словами  можно описать игрушку тильду. Тряпичную куколку придумала в конце  девяностых шведская художница и дизайнер Тони Финнангер, и таким образом  навсегда вписала свое имя в историю мирового hand­made. История получила продолжение, и сегодня тильда – это зарегистрированный  бренд, товарная марка, которая, безусловно, приносит прибыль талантливой  женщине и при этом радует рукодельниц всего мира.      Вдохновение создательница черпала в тех временах, когда скандинавские  женщины своими руками создавали грубоватые, примитивные обереги для дома,  по образу и подобию сказочных существ и животных, слушая старинные истории и легенды.      Название «тильда» – тоже желание самой Тони. В ее семье было принято  называть всех звучными, короткими именами на букву «Т», и именно это имя  показалось художнице самым подходящим для куколки. 18 Мои куклыКукла ТильдаКуклы, выполненные в чулочно­текстильной технике Чердачная кукла (примитивы) Обычно тильда обладает длинными ногами, довольно пухлым туловищем, на   мордочке   у   нее   глазки­бусинки,   румянец   и   довольно   внушительный   нос. Тильда может быть девушкой, кошкой, почтальоном, дояркой и даже Санта­ Клаусом. При   всем   многообразии   ликов   она   сохраняет   неповторимость   стиля, узнаваемую технологию пошива и непередаваемое обаяние. 2.2. Кукла в чулочно – текстильной технике          Куклы, выполненные в чулочно – текстильной технике или скульптурный текстиль   ­   очень   интересный   вид   кукол,   изготовленных   из   капроновых колготок.   Скульптурный     текстиль   позволяет   путем   применения   утяжек   и каркаса   добиться   морщин,   щечек,   складочек,   пухлых   губок   и   носика "картошкой". Чаще всего лица получаются смешными, неповторимыми. 2.3. Чердачная кукла            Чердачной куклой, или куклой с чердака называется сшитая игрушка, которая   состаривается   вручную,   искусственным   путем. Эффект,   которого необходимо достичь при создании такой куклы своими руками – это получить «старую   игрушку»,   слегка   потертую   и   немного   помятую,   впитавшую   запахи дома. То есть, фактически новые игрушки выглядят так, как словно их активно использовали много лет. Конечно, шьются чердачные куклы вовсе не для игр – ими украшают дом или используют их в качестве приятного и оригинального подарка. Сшить такую игрушку своими руками вовсе не сложно, мастер класс будет схож с шитьем куклы­Тильды. Впрочем, следует иметь в виду, что это может быть не только кукла, но и любая другая игрушка в виде животного или любого персонажа. Глава 3. Музеи кукол 19 А вот самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская   царица   использовала   свои   игрушки   в качестве   манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций… Так в наше современное время в России и за рубежом основаны музеи кукол. Это:  1. Петербургский музей кукол. 2. Музей театральных кукол при ГАЦТК им. С.В. Образцова. Музей   представляет   собой   одно   из   крупнейших   в   мире   собраний театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней. Более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира. 3. Музей кукол в Париже.                         Неподалеку от здания Мэрии Парижа расположился Музей Кукол. Уникальная коллекция музея насчитывает более 500 экземпляров французских кукол, созданных из фарфора, папье­маше, ткани.    Реже встречаются куклы из резины и пластика – их можно отнести к более  поздней части коллекции. 20 В Музее кукол представлены не только сами куклы, заботливо собранные в период с 1800 по 1919 год, но и предметы кукольной одежды, интерьеров, домиков и даже кукольных домашних питомцев! 4. Музей уникальных кукол в Москве. Талантливая   театральная   художница   Юлия   Вишневская   обнаружила однажды   среди   старых,   забытых   вещей   антикварную   куклу.   Это   послужило началом   интереснейшего   увлечения,   которое   вскоре   превратилось   в   главное дело   жизни   Юлии   Вишневской.   Она   стала   собирательницей   раритетов, антикварных кукол, изготовленных не позже начала ХХ века. Так более 15 лет назад сложилась коллекция, ставшая сегодня одной из самых значимых в мире. Именно   Юлия   Вишневская   стояла   у   истоков   профессионального коллекционирования в России кукольного антиквариата. 21 В   1996   году   Юлия   открыла   первый   и   единственный   в   стране   Музей Уникальных Кукол. Он сразу стал достопримечательностью и одним из центров культурной   жизни   столицы,   подарив   людям   возможность   увидеть   и   оценить кукол, являющихся подлинными произведениями искусства.                      С этой красавицы начиналась история Музея уникальных кукол.                        "Будуарная   кукла —   это   текстильная   кукла,   которая   украшала будуарные   комнаты   дам, —  рассказывает   директор   Музея   уникальных   кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ —  начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".              Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому   наследник   Тутти   из сказки   Юрия   Олеши   "Три   толстяка"   и дружил с куклой Суок. Кукла наследника Тутти из сказки Юрия Олеши теперь хранится в Музее уникальных кукол  Сегодня   кукла,   которую   изготовили   для экранизации   знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат. 22 Как   и для   наследника   Тутти,   у которого   не было   друзей,   аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги.  Такие   куклы   изготавливались   вручную   и на   заказ.   Лица   у них   были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы­автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка 5. Музей кукол «Кукольный дом»  в Москве. Основан в 1992г. Появиться музею помогли вошедшие в Попечительский Совет   видные   деятели   нашей   культуры   Дмитрий   Сергеевич   Лихачев,   Юрий Владимирович Никулин, Зиновий Герд, Булат Окуджава и другие. В   музее   гости   знакомятся   с   уникальной   экспозицией,   содержащей авторские, театральные, сувенирные, антикварные и даже античные куклы. А уникальной часто бывает не их цена в рублях,   а история их жизни с людьми. Для детей и взрослых это становится открытием. Я познакомилась только с некоторыми знаменитыми музеями кукол. Глава 4. Практическая часть работы 4.1. Анкетирование Так и я решила провести в школе выставку своих работ, анкетирование учащихся   и выяснить отношение детей к необычным куклам. Им  было предложено ответить на следующие вопросы: 1.Вам нравятся эти куклы? 2.Если да, то чем? 3.Вы бы играли такими куклами в детстве? 4.Купили бы вы такую куклу в магазине? 5.Как бы вы её использовали? 23 Не знаю 16 Старшие классы 12 человек Да Нет Не 9 0 знаю 3 Не знаю 19 а) Игра     б) Как украшение      в) Подарок 6.Вы бы хотели научиться  делать кукол своими руками? Табл.1. Результаты опроса по теме «Куклы». Начальные классы 58 человек Да Нет Среднее звено 43 человека Да Нет 1 Вам 31 11 18 6 Красивые,   смешные,   мягкие,   похожи   на   кукол   из   мультиков, необычные, таких не видели,  в магазинах таких нет.  31 24 28 15 0 3 9 2 1 нравятся эти куклы? 2 Если   да   то чем? 3 Вы бы   играли такими куклами   в детстве? 40 18 0 29 14 0 7 5 0 4 Купили   бы вы   такую куклу в   магазине? 5 Как бы вы её использовали? 52 2 4 53 Игрушка Украшение Подарок  бы 6 Вы   хотели научиться делать кукол своими руками? Результат опроса: 14 19 10 43 0 0 2 6 4 11 1 0 5 0 24 Опрошено:   113   человек,   из   них    58     учащихся   начальной   школы,   43 учащихся 5­9 классов, 12 учащихся 10­11 классов.  Опрошено 113 учащихся школы 1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы Анализируя ответы, выяснила, что 58 ученикам   нашей школы   игрушки понравились. ­ хотели бы с ними играть ­ 55, ­ купили бы в магазине ­ 76, ­ использовали как украшение ­ 27, ­ подарок ­ 18, ­ хотели бы научиться их делать ­ 107 .           В беседе выяснилось, что дети имеют ограниченные знания по истории и технике изготовления куклы. С удовольствием хотели бы научиться создавать такие игрушки учащиеся разных возрастных групп.        Был проведен  мастер – класс для учащихся начальных классов, где каждый ребёнок изготовил первую свою текстильную куклу – пеленашку.        Я посетила в нашем городе  магазины детских игрушек, изучила ассортимент кукол.   Обратила   внимание,   что   на   прилавках     много   кукол   из   Китая. Покупателей этих кукол привлекает низкая цена и яркая раскраска. Есть куклы из пластмассы, резины, что небезопасно.   Но текстильных кукол практически нет. Выяснила, что больше всего покупают куклы Барби,  пупсов.  25 Пытаясь   показать   красоту   тряпичных   кукол,   я   приступила   к   созданию своего изделия.                            4.2. Изготовление куклы  Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабоче место,  приготовить все инструменты и материалы. Выбор инструментов Для   изготовления   куклы   потребуются   следующие   материалы   и инструменты:  ножницы,   игла,   нитки,   клей «Дракон»,   булавки,  кисть, румяна, тени. Выбор материалов  синтепон,   капроновые чулки,   хлопчатобумажные нитки,  в тон капроновых чулок,  ткань хлопчатобумажная,   атласная лента,   искусственные волосы,   проволока. Правила  безопасной работы Во   время   работы   нужно   соблюдать   правила   безопасной     работы     с ножницами,   иглой,   при   работе   на   швейной   машине,   а   также   санитарно­ гигиенические требования при работе с клеем. Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике  26 Технология изготовления куклы в чулочно – текстильной технике состоит из следующих этапов: 1. Изготовление головы. Синтепон скатываю в шарик,  помещаю в чулок. Скатываю из синтепона 3 шарика   –   для   носа,   щёчек.   Придаю   голове   форму.   Фиксирую   иглой   и ниткой. 2. Изготовление носика.     С помощью иглы и ниток выполняю проколы вперёд­назад, проверяя и поправляя   наполняемость   носика.   Делаю   перетяжки   для   оформления размера носа и ноздрей. 3. Изготовление   лица.   Формирую   щёчки   и   губы,   подбородок   иглой   с ниткой. 4. Глазки делаю закрытыми, так как кукла у меня «сплюшка».  5. Беру необходимое количество волос. Пришиваю их. 6. Туловище сшиваю из холщевой ткани, набиваю его синтепоном. 7. Изготовление   рук.   Из   проволоки   делаю   кисти   рук.   Оборачиваю синтепоном   каждый   палец.  Обтягиваю   капроном.  Фиксирую   иглой   с ниткой каждый палец. Придаю форму руке, сгибая пальцы. 8. Изготовление ступней.  Ступни изготавливаются так же, как и руки без проволоки. Фиксирую иглой с ниткой каждый палец. 9. Изготовление одежды. Пошила чепчик, рубашку и штанишки, выполнив отделку из косой бейки и тесьмы. 10. Пошила две подушечки. 11. Собрала куклу. 12. Зафиксировала ручки в нужном положении. 13. Завязала бантики. 27 Подарок для Анютки готов! Экономический расчёт № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование Капроновые чулки Синтепон Ткань хлопчатобумажная Лента, тесьма Хлопчатобумажные нитки Проволока  Итого: Стоимость материала Использовала старые Из старой куртки Использовала обрезки Использовала обрезки, а также отделку от изношенных вещей Позаимствовала у бабушки Попросила у папы Бесплатно  Экологическое обоснование  Работа   выполнена   из   материалов,  которые   не  наносят   вреда     здоровью человека.   При   естественной   (уличной)   температуре   и   среде   материалы   не разрушаются,     Капрон   при   температуре   185—260°С   переходит   в   расплав. Температура   разложения   капрона   300—310°С.   Капрон   стоек   к   истиранию, старению.             28 С этими материалами было легко, приятно и интересно работать. Изделие получилось ярким и аккуратным, к тому же без материальных затрат.  Реклама изделия Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток, Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых. Я лицо ей разошью нитками цветными И волшебное сама выдумаю имя. Самооценка и впечатления о выполненной работе Декоративным   искусством   занимаюсь   с   детского   садика.   Моими увлечениями были такие, как оригами, плетение из бисера, рисование, лепка. Как   и   все   девочки   играла   в   куклы   и   шила   им   одежду.   А   сейчас   возникло желание сделать несколько неповторимых игрушек, доставив удовольствие себе и своим близким.  Работы получились яркими, хорошего качества,  думаю, что отражают мой характер. Каждая кукла имеет свое  назначение, внешний вид.  Заключение             В ходе работы я  овладела различными способами поиска информации: работа   с   научной   и   познавательной   литературой,   в   сети   Интернет.     Из перечисленных источников я узнала:    историю возникновения кукол,   пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются большой популярностью у детей   и   взрослых.    В   куклы   дети   и   взрослые   играли   раньше,   играют сегодня и будут играть всегда;   о существовании  куклотерапии ( метод лечения с помощью кукол);  29  кукла  оберегает,    передаёт   опыт,    развивает   самостоятельность,   несёт любовь;    какие бывают виды  поделочных материалов.   пришла   к   выводу,   что   сделать   куклу   самой   выгоднее,   так   как материальные затраты сведены к минимуму;  эти куклы стали любимыми игрушками для меня и моей сестренки;  устроила   выставку   своих   работ   и   провела     анкетирование   о   моих необычных куклах. Также в ходе работы я научилась:  выполнять несложные расчеты;  анализировать экономическую эффективность своего труда;  экономить бюджет семьи. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась.  Я сделала прекрасный подарок   своей   маленькой   сестре   –   куклу­сплюшку     в   чулочно­текстильной технике. В своей работе я использовала вторичное сырье, поэтому на игрушку не потребовались   материальные затраты, при этом не нанесен вред экологии. Таким образом, считаю, что достигла поставленной мною цели: научилась делать куклу в технике скульптурный текстиль. В своих кукол я вложила   труд, усердие, терпение и тепло. Поэтому мои куклы  получились "живыми"  и  они  послужат   мне и моей сестре  ещё  долгое время. Список использованных источников 1. Авторская кукла. http://arttower.ru 30 2. Горичева В. С. Куклы/Художник В. Н. Куров. — Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999. — (Серия: «Бабушкин сундучок»). 3. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла, Детство­пресс, 2011 г. 4. Юкина Л.Ж.  Куклы: Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями,   рисунками   и   выкройками.   –   М.:   АСТ­ПРЕСС,   2001. (Энциклопедия). 5. Блог Алёны Василь. http://teryele.livejournal.com 6. Будуарная кукла. http://ria.ru/ocherki/ 7. Галерея кукол. http://www.galdolls.aaanet.ru/story.html 8. Для любителей куклы. http://www.liveinternet.ru/ 9. Идеальная кукла – самодельная. http://adalin.mospsy.ru 10.Культура русского народа. http://kulturanarod.blogspot.ru 11.Мастер класс по изготовлению куклы в скульптурно – текстильной  технике. http://www.liveinternet.ru 12.Музей уникальной куклы. http://dollmuseum.ru/ 13.Народная текстильная кукла. www.krupenichka.ru  .  ru 14.Народные куклы. Народные игрушки: www  15.Рукодельные фантазии. http://handfantasies.blogspot.dk  .  rukukla    ­  ca   .  ru 16.Русские обрядовые куклы: www  17.Сайт «Куклы» http://s30752966576.mirtesen.ru  .  karusel   18.Сайт «Школа игрушки». http://www.shkola­igrushki.ru/ 19.Скульптурно­текстильные куклы. http://mamas.ru 31 Приложение  Мои куколки 32 33

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"

Исследовательская работа по технологии "Кукла рукотворная моя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018