Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс
Оценка 4.9

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
биология +1
10 кл
25.05.2019
Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс
Анализ запылённости школьного пространств.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ  «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»  Кизлярского района республики Дагестан Секция «Экология человека и его здоровье» Научное общество учащихся «Эрудит»  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Анализ запылённости школьного пространства       Выполнила:  Попова Татьяна Борисовна,          учащаяся 11 класса МКОУ  «Красновосходская СОШ»  Кизлярского района РД Руководитель:  Базаева Асият Юсуповна, учитель биологии  МКОУ «Красновосходская СОШ» Кизлярского района РД Телефон: 8928 869 02 31                                                            Кизлярский район с. Красный Восход 2015 год СОДЕРЖАНИЕ Введение.........................................................................................................3 Глава 1.Теоретическая часть.............................................................................5 1.1.Что такое пыль?..............................................................................................5 1.2.Значение комнатных растений……………………………………………..6 Глава 2.Практическая часть...............................................................................6 2.1.Описание места проведения исследования..................................................6 2.2.Условия расположения школы и исследование состава воздуха пришкольной  территории............................................................................................7 2.3.Изучение запыленности школьных помещений …………………………10 2.4.Результаты исследования……………………………………………………10 2.5.Выводы ………………………………………………………………………11 Заключение.......................................................................................................12 Список литературы...........................................................................................16 Приложения.....................................................................................................17 2 Выбор темы. Нас заинтересовал вопрос: насколько чист воздух, которым мы дышим            Введение  в школе, что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище?   Учитывая то, что большую часть времени мы, наши сверстники, и другие ребята, проводят в   школьных   помещениях,     мы   задумались   о   том,   как   с   помощью     растений   улучшить психологический климат и гигиенические условия в нашей школе.  Эта   тема   интересна   ещё   и   тем,   что   здесь   может   иметь   место   творческий   подход, возможности её безграничны. Актуальность   темы.   Проблема   насколько   чист   воздух,   которым   мы   дышим   в   школе сегодня затрагивает и все жилые объекты. То, чем воздух засорён, на ладони не ощутить, глазом   не   увидеть.   Большой   проблемой   для   всех   жителей   становится   запылённость   – насыщенность воздуха твердыми частицами. Пылью считаются любые твёрдые частицы, взвешенные   в   воздухе.   Безвредной   пыли   не   существует.   Экологическая   опасность   для человека определяется природой и концентрацией её в воздухе не только на улице, но и дома. Состояние воздушной  среды  обитания  человека  оказывает  существенное влияние на его работоспособность, самочувствие, настроение. Здоровье человека будет зависеть от ее физического состояния, наличия в ней  тех  или иных механических или биологических примесей. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан»  отмечается, что «Охрана  здоровья  граждан  –  это  совокупность   мер   политического, экономического, правового, социального, культурного, научного,   медицинского санитарно­гигиенического и   противоэпидемического   характера,   направленных     на   сохранение   и   укрепление 3 физического   психического   здоровья   каждого     человека,   поддержание   его   долголетней активной жизни»1    Классная  комната  или  учебный  кабинет   являются   основным   местом проведения учебно­воспитательной   работы   в   школе.   В   них   школьники   проводят   большую   часть времени,   поэтому   к   гигиеническому   состоянию   этих   помещений   предъявляются   особо высокие требования.   Каждый  год  в  осенне­зимний  и   весенний   период  возрастает   число  людей,   заболевших вирусными инфекциями. Эти инфекции передаются воздушно­капельным путём, т.е. через воздух, которым мы дышим. В связи с частой заболеваемостью учащихся и в нашем классе мы решили исследовать запылённость разных школьных помещений и предложить меры по её   снижению.   Таким   образом,   внести   свой   небольшой   вклад   по   сохранению   здоровья учащихся   нашего   класса.     Оказалось   весьма   перспективным   не   только   надеяться   на технические приборы­очистители, но и использовать также в качестве «живых фильтров» живые растения.    Гипотеза:   наличие   растений   приводит   к   уменьшению   запыленности   школьного пространства, к снижению уровня болезнетворной микрофлоры в воздухе, что благотворно влияет на здоровье учеников.  Цель работы: определить запылённость школьных помещений  и пришкольной территории по степени загрязнённости листьев растений.  Задачи:  1) Ознакомиться с литературными источниками на тему запылённости воздуха  2) Определить запылённость воздуха в различных местах пришкольной территории 1от 21.11.2011 N 323­ФЗ 4 2)   Определить   запылённость   воздуха   в   школьных   помещениях,   учитывая пылеулавливающие свойства комнатных растений  3) Предложить меры по снижению степени запылённости воздуха в школьных помещениях  Объект исследования: листья растений  Предмет   исследования:   степень   запылённости   растений   в   школьных   помещениях   и пришкольной территории. Практическая   ценность   работы:   благодаря   данной   работе   мы   исследовали   основные места   пребывания   школьников   и   предложили   свои   меры   по   улучшению   условий пребывания в школе. Методы исследования:  • • • Теоретический (изучение и анализ литературы, постановка целей и задач) Экспериментальный (постановка опытов, проведение эксперимента) Эмпирический  (наблюдения, описания и объяснения результатов исследований) Время и место  выполнения исследования: МКОУ «Красновосходская СОШ» Сентябрь 2015г.  Результат   исследования:   на   основе   анализа   исследовательской   работы   и   полученных данных   разработать   рекомендации   по   очищению   воздуха   в   школьных   помещениях   и пришкольной территории.  Проект формирует более ответственное отношение к своему здоровью. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  5 1.1.  Что такое пыль?  Запылённость воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пыль   —   мелкие   твёрдые   тела   органического   или   минерального   происхождения.   Пыль можно подразделить на две большие группы:  1.Мелкодисперсная пыль состоит из лёгких частиц.  2.Крупнодисперсная пыль состоит из тяжёлых и малоподвижных частиц. Твердые частицы оседают   на   поверхности   зданий,   на   почве   и   растениях,   не   только   загрязняя   их,   но   и затрудняя процессы дыхания растительных объектов. Наиболее важный источник пыли ­ почва. На втором месте ­ океаны, выбрасывающие в воздух маленькие кристаллы солей. Воздушные выбросы промышленных предприятий, эрозия почв и другие естественные и искусственные процессы, происходящие в природе, приводят к тому, что пыль практически всегда содержится в атмосферном воздухе и воздухе помещений зданий. Именно таким загрязненным воздухом мы и дышим. Возможно, что ученики в школах заболевают из­за сочетания различных факторов: сырая, холодная погода, слабый иммунитет, отсутствие физических   нагрузок,   а   ещё   сильно   запылённые   помещения.   Количество   пыли   в атмосферном   воздухе   может   быть   весьма   различным.   По   санитарным   нормам среднесуточная предельно  допустимая концентрация  нетоксичной  пыли в атмосферном воздухе   населенных   мест   должна   составлять   0,15   мг/м3,   однако   в   действительности концентрация пыли чаще бывает значительно больше.  1.2. Значение комнатных растений  Многие   люди   недооценивают   значение   комнатных   цветов,   думая   о   них   лишь   как   об украшении   дома   или   лекарстве.   Цветы   помогают   развить   творческие   способности, благотворно   воздействуют   на   сердечно­сосудистую   систему   и   на   физическое, 6 психологическое   состояние   человека.   Комнатные   цветы   минимизируют   вредоносное воздействие   бытовой   техники   и   синтетических   материалов   в   помещении.     Растения   – санитары   жилых   помещений.   Они   повышают   влажность   воздуха   в   помещениях,   что особенно   важно   зимой;   они   защищают   от   пыли   и   микроскопических   вредных   частиц, ионизируют воздух и обогащают его кислородом. Некоторые (хвойные, пеларгония и пр.) вырабатывают   фитонциды   ­   летучие   бактерицидные   вещества,   которые   положительно воздействуют   на   иммунную   систему   человека.   Самым   лучшим   комнатным   растением является хлорофитум. Всего несколько растений в доме достаточно для того, чтобы он очищал от ядовитых веществ, выделяемых теплоизоляцией. Ученые выяснили, что за сутки хлорофитум   полностью   очищает   жилое   помещение.   Вторым   в   списке   стоит   комнатная герань.   Она   очень   хорошо   обеззараживает   воздух   во   время   болезней.   Прекрасное комнатное растение лавр хорошо убивает вирусы и бактерии. Очень полезен и кактус. Это растение   убивает   микробов   и   снижает   вредную   ионизацию   воздуха,   защищая   нас   от электромагнитного   излучения.   Вот   почему   это   растение   рекомендуют   помещать   в комнатах, где есть компьютер и телевизор. Комнатные цветы хорошо очищают воздух, из­ за этого человек меньше вдыхает опасные для его здоровья вещества. Когда зимой сухо помогает   сансевьера   ­   это   настоящая   фабрика   по   производству   кислорода.   Еще   она защитит от вредных веществ, выделяемых линолеумом или мебелью.  Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  2.1.Описание места проведения исследования.  «Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан.            Типовое двухэтажное  здание. 7 Школа имеет автономное отопление, электрическое освещение, холодное водоснабжение. Общая площадь помещений – 1500,5 м2  Учебных кабинетов – 932, 4 м2 Вместимость учащихся – 140, обучается в школе 509 учащихся. Юридический, фактический   адреса: 368830, Республика Дагестан, Кизлярский район, с. Кр. Восход, ул. Петра Стаценко, 41. Год основания:  1970 г. 2.2.Условия   расположения   школы   и   исследование   состава   воздуха   пришкольной территории.    Школа расположена на Центральной улице села Красный Восход,  в 100 метрах от центра села. Расположение школы достаточно удачное, вблизи нет шоссе, которое проходит вдоль всего села по его западной части, нет по близости жилых домов и других производственных и промышленных организаций.       По всему периметру школы посажена аллея. Площадь аллеи  ­ 0,7 га. Видовой состав аллеи: тополь, клён, акация, белолистка. Преобладает белолистка и акация. Аллея имеет эстетическое и экологическое значение. Вся дорожная пыль оседает на листьях деревьев. Таким образом, аллея защищает территорию школы от загрязнения пылью. ( Приложение, таблица 1) Школьная территория занимает площадь 2 га. На пришкольном участке можно выделить следующие зоны:  А­  учебно­ опытная зона (клумбы, газоны, пришкольный участок); Б – военно­спортивная зона; 8 В­ зона отдыха;       Спортивная   площадка   располагается   южнее   школы,   и   отделена   от   окон   учебных помещений полосой зелёных насаждений.        В   100   метрах   от   территории   школы   расположена   автомобильная   дорога,   что соответствует   санитарно­   гигиеническим   нормам   (по   санитарно­гигиеническим   нормам должно быть не менее 25 метров). Расстояние до жилых домов около 100 метров, что соответствует санитарно гигиеническим нормам (Приложение, таблица 2) Вывод:  Школьная   территория   ограничивается   и   защищается   зелёной   полосой,   хотя   в некоторых   местах   она   отсутствует,   по   причине   санитарной   вырубки   деревьев.   По результатам изучения защитной полосы пришкольного участка можно сделать вывод, что она не в полной мере соответствует санитарно­ гигиеническим нормам.      В состав зелёной защитной полосы входят следующие породы деревьев: тополь, клён, белолистка, акация. На листовой поверхности взрослого растения клёна за летний период осаждается   до   33   килограммов   пыли.   Акация   и   белолистка   являются   хорошими поглотителями свинца. Акация устойчива к загрязнению воздуха газами. Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий  вывод:  для создания зелёной полосы был сделан правильный видовой подбор древесных пород.      На газонах пришкольной территории насчитывается около десяти видов однолетних и многолетних растений. Преобладающими являются: календула, цинния, астра, пионы, розы, нарциссы , лен посевной и т.д. Было   проведено  изучение   запылённости   воздуха  в   различных   местах   пришкольной территории. Методика изучения следующая: 1. Собирались листья с разных участков пришкольной территории на разной высоте. 9 2. К поверхности листьев прикладывалась прозрачная клеящаяся плёнка. 3.   Снималась   плёнка   с   листьев   вместе   со   слоем   пыли   и   приклеивалась   на   лист   белой бумаги. В   результате   получилось   следующее:   из   всех   взятых   проб   листьев   (на     пришкольном участке,   на   спортивной   площадке,   в   глубине   школьной   территории   и   т.д.)   наиболее запылёнными оказались листья, взятые с деревьев возле пришкольного участка в нижней части кроны. Так как вдоль изгороди там проходит грунтовая дорога. Причём, с высотой запылённость   уменьшалась.   Наименее   запылёнными   были   листья,   взятые   с   деревьев,   в глубине школьной территории со стороны школы.  Вывод:  проведённые   исследования   подтвердили,   что   листья   деревьев   способны задерживать на своей поверхности частички пыли и чем больше листовая поверхность, тем лучше. 2.3. Изучение запыленности школьных помещений  В нашей работе мы проводим анализ запылённости по листьям растений. Потому что они хорошо улавливают пыль и могут нам рассказать о степени загрязнённости помещений. Растения   выбираются   с   разными   листовыми   пластинками:   крупными,   средними   и опушёнными Ход исследования.  Для проведения работы были выбраны 4 места исследования: 1 – кабинет биологии, в котором мы проводим большую часть нашего времени,   2 – коридор первого этажа, 3 – столовая, 4 – фойе. Во всех этих местах есть комнатные растения. 10 1. На кусочке фильтровальной бумаги, смоченной водой, сделать пылевые отпечатки с листьев растений (по 3 растения), взятых с разных мест исследования. 2.   Сравнить   и   оценить   степень   запыленности   листьев   растений.     Смоченными   в   воде фильтровальными   бумагами   протереть   листовые   пластины   растений,   а   затем   визуально сравнить количество пыли в разных школьных помещениях (в приложениях представлены все отобранные пробы). 3. Количество пыли оценить по 5­ти бальной шкале:         0 – нет; 1 – очень мало;  2 – мало;  3 – заметно ; 4 –  много;  5 – очень много  3. Провести следующий эксперимент, взять пылевые отпечатки с разных видов растений: с крупными,   средними   и   опушёнными   листовыми   пластинами.     Определить     на     каких растениях  оседает  больше  всего  пыли. 2.4.Результаты исследования 1) Исходя из данных таблицы (приложение, таблица 3), мы можем сделать вывод о том, что наиболее   загрязненным   школьным   помещением   является   коридор   ­   место   постоянного скопления детей, место отдыха, поэтому здесь запыление листьев очень сильное.         На втором месте по запылённости стоит фойе ­ это еще одно из самых загрязненных мест. Потому что это  вход в школу, где обычно дети переодеваются, ждут своих уроков, а также родители младших школьников ожидают детей именно там. Цветы находятся на некотором удалении от гардеробной, поэтому степень запылённости в фойе ниже.        На третьем месте стоит столовая – место питания школьников и учителей. Цветов в столовой очень мало. К сожалению, столовая не оказалась самым чистым помещением в школе. 11 На четвёртом месте, т.е. самым чистым оказался кабинет биологии, в котором мы проводим большое количество времени. Наш учитель назначает дежурных, ответственных за чистоту в классе, не разрешает бегать, прыгать в классе и главное здесь находится наибольшее количество цветов.          2) Среди исследованных листьев самыми запылёнными оказались опушённые листья, т.к. имеют волоски, хорошо задерживающие пыль. На втором месте – крупные листья, т.к. имеют   большую   площадь   осаждения   пыли   по   сравнению   с   растениями   со   средними листьями.    2.5.Выводы: 1.   Изучив литературу, мы узнали, что   пыль оказывает вредное воздействие на здоровье человека. 3.  Проведённые   исследования   запылённости   воздуха   в   различных   местах   пришкольной территории подтвердили, что листья деревьев способны задерживать на своей поверхности частички пыли.  4.  Проведённые исследования  запыленности воздуха в школьных помещениях, учитывая пылеулавливающие свойства комнатных растений,  подтвердили,  что на первом месте по степени   запыленности   стоит   коридор,   на   втором   ­   фойе,   на   третьем   –   столовая,   и наименьшая степень запыленности наблюдается в  кабинете биологии. 5. Обнаружили: ­ пылеулавливающие свойства растений с опушенными листьями выше, чем у растений с гладкими листьями; ­ на крупных листьях оседает больше пыли, чем на средних листьях;  12 ­ среди исследованных листьев самыми запылёнными оказались опушённые листья, т.к. имеют волоски, хорошо задерживающие пыль; ­ на втором месте – крупные листья, т.к. имеют большую площадь осаждения пыли по сравнению с растениями со средними листьями.    6. Разработали рекомендации по борьбе с пылью в школе 7. Разработали  рекомендации по разведению растений в классных кабинетах 8.  Наметили дальнейшую работу:        Заключение Школа   –   это   место,   где   мы   проводим   большую   часть   времени.   Поэтому   мы   будем продолжать исследовать, делать выводы и предлагать свои меры по улучшению условий во время пребывания в школе.     Для снижения  степени запыленности  воздуха в школьных  помещениях  мы предлагаем следующие меры:  1. Во всех школьных помещениях посадить как можно больше комнатных растений, которые   будут   очищать   воздух.   Особое   внимание   нужно   уделить   столовой   и коридору.  Назначить человека, который будет ухаживать и отвечать за растениями. Если не знает как ухаживать, провести беседу, научить. При посадке комнатных растений учитывать их свойства мы выдвинули следующие  рекомендации:   Растения ­ увлажнители Они помогут добиться повышения влажности в кабинете ( растения возвращают её через листья): Фиалка, традесканция,  пальма.  Растения ­ пылесборники 13 Растения могут абсорбировать пыль. Самые лучшие растения­фильтры — драцена, финик, хризалидокарпус, шеффлера, рапис, хлорофитум, фикус, плющ, хамедорея, традесканция.  Растения­фильтры Комнатные   растения   способны   отфильтровать   или   преобразовать   ядовитые   вещества   и улучшить   воздух   в   помещении.   Такими   являются   растения   с   крупными   листьями   и большим количеством устьиц на листьях. Это такие растения, как алоэ (90%), хлорофитум (86%), филодендрон(76%), драцена (79%),фикус.  Растения ­ борцы Некоторые   комнатные   растения   выделяют   вещества,   которые   убивают   болезнетворные микробы,   насыщают   воздух   фитонцидами   и   оказывают   целительное   воздействие   на дыхательные   пути.   Это   такие   растения,   как : мирт,   пеларгония,   бегония,   (до   80%), сансивьера,   толстянка,   традесканция   (до   70%),   циссус   (до   60%),   плющ   (30%). В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз!     2.Необходимо улучшить санитарно­гигиенические нормы. Для этого мы предлагаем следующие рекомендации:  При входе в школу — вытирайте обувь, очищайте ее от пыли, грязи и снега;  Пользуйтесь сменной обувью;  Не сорите и не плюйте на пол – это некрасиво и вредно для здоровья;  Не бегайте по школе, так как  при этом поднимаются частички грязи и пыли.  Вещи   держите   в   порядке,   не   разбрасывайте   их   (тогда   будет  меньше   собираться пыли, убирать помещение будет легче).  Большую   роль   в   поддержании   чистоты   воздуха   играют   зеленые   цветы:   они поглощают   углекислый   газ   и   выделяют   кислород,   листья   задерживают   частицы пыли.  Обязательное   проветривание   классных   помещений   за   15   –   20   мин   до   учебных занятий.  14  Обязательное   проветривание   классных   помещений   после   каждого   проведённого урока.   Ежедневная влажная уборка в кабинетах не только полов, но и классной мебели (шкафов, подоконников).   Во   время   влажной   уборки   пользоваться   моющими   средствами   без   вредных   для здоровья химических веществ.  Заменить тканевые занавески на окнах на жалюзи.   Систематически   использовать   в   классных   кабинетах   очистители   и   ионизаторы воздуха.  Данные рекомендации по борьбе с пылью, можно использовать в школе и дома. С ними и самой работой считаю нужным познакомить учащихся школы, как начальных классов, так и среднего   и   даже   старшего   звена.   Материал   работы   также   можно   использовать   при проведении классных и родительских собраний. 3. Наметили дальнейшую работу:           продолжить   работу   по   дальнейшему   отделению   спортивной   площадки   от   окон учебных помещений полосой зеленых насаждений, за счет новых посадок, взамен вырубленных. расширить   защитную   полосу   на   границе   территории,   а   также   со   стороны автомобильной дороги, за счет посадки деревьев. во   дворе   школы   высадить   больше   деревьев   хвойных   пород,   обладающих бактерицидными и фитонцидными свойствами.  со стороны автомобильной дороги желательно посадить акацию белую или желтую и березу, так как именно эти породы деревьев являются лучшими поглотителями свинца и наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами. при озеленении учебных кабинетов учитывать разработанные нами рекомендации.         В проведенном  исследовании нам  удалось достигнуть поставленной цели.     Гипотеза нашего   исследования   подтвердилась:   действительно,   наличие   правильно   подобранных растений   приводит   к   уменьшению   запыленности   школьного   пространства,   к   снижению 15 уровня   болезнетворной   микрофлоры   в   воздухе,  так   как   они   выделяют   кислород; улавливают   пыль,   газы,   дым;   многие   виды   выделяют   вещества   (фитонциды),   которые убивают микробы, что благотворно влияет на здоровье учеников.               Значит необходимо не только проводить исследования по данному вопросу, но и использовать   его   в   практическом   значении   –   выращивать   растения   с   фитонцидными свойствами, создавать на их основе фитомодули   в кабинетах нашей школы и рекреациях, которые   смогли   бы   улучшить   микроклимат   в   школе.   Такова   наша   перспектива   на ближайшее   время.   В   дальнейшую   работу   по   этой   проблеме   мы   планируем   вовлечь родителей   учащихся   с   целью   оказания   помощи   в   приобретении   различных   растений ­кипарис, сосна, ель,  лимон  и др.               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   1. 2. 3. 4. 5. 6. Крамская И.Г., Рубан Э.Д. Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие. – Ростов­на­Дону: Торговый дом "Феникс", 2007 – 351 с. Биология   и   экология.   10­11   класс:   проектная   деятельность   учащихся.   М.В. Высоцкая – Волгоград: Учитель, 2008 год . Чуб В. В., Лезина К. Д. Полная энциклопедия комнатных растений. М.: Эксмо, 2002. Ниссен Д. Комнатные растения. Энциклопедия. – М., 2008. Попова   Т.А.   Экология   в   школе.   Мониторинг   природной   среды.   /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005. Влияние   пыли   на   здоровье.­   2012   г.   [Электронный   ресурс]   Режим  доступа.­ URL: http   ://   www   /  domashnjaja    ­  pyl    .  html    .  tribuna    .  ru   /  publications   16 Приложения Таблица 1. Измерения Полученные Санитарно­ результаты гигиенические нормы, м Ширина   защитной   полосы   из 3 деревьев и кустарников:  на   границе   территории   со   стороны 7 автомагистрали Площадь деревьев и кустарников по 67 периметру   крон,   приходящаяся   на одного   учащегося   (включая близлежащие парки), м2 1,5 6 50 17 Расстояние от школы до деревьев 7 Расстояние от школы до кустарников 12 Расстояние   между   деревьями 5 (узколистными) 10 5 5­6 Расстояние   между   деревьями 6­8 8­10 широколистными Количество деревьев на 1 га (100х100 130 90­150 м) Таблица 2 Производимые измерения Полученные   результаты, Санитарно­гигиенические метры нормы (не менее), метры Расстояние от границ школы 100 до   промышленных предприятий, магазинов Расстояние   от   школы   до 48 жилых домов 50 10 18 Расстояние   от   школы   до 10 25 (оптимальное 100) автострады Таблица 3 Пробы Крупные листья Средние листья Опушённые листья Кабинет биологии Коридор 1 1 2 5 4 3 Столовая 2 1 3 Фойе 3 2 4 19 20

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс

Исследовательская работа по теме : "Анализ запылённости школьного пространства" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019