Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
8 кл
16.12.2018
Исследовательская работа по теме: "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ".
Целью исследовательской работы является доказательство необходимости изучения динамики физического развития учащихся 8 класса методами математической статистики.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярные наблюдения и анализ физических качеств и двигательных способностей учеников, позволит корректировать процесс физического развития школьников. Таким образом, повысится интерес учащихся к уроку физической культуры, укрепится здоровье, а всё это является конечной целью физического воспитания.
Работа Гаподченко Никиты.docx
МБОУ " Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1"
Исследовательская работа
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УЧАЩИХСЯ
Автор: Гаподченко Никита
ученик 8а класса
Руководитель: учитель математики
Юдакова Ольга Витальевна Завьялово 2018
Содержание
Введение.
Основная часть.
§1. Общие физические особенности организма учеников среднего
школьного возраста.
§2. Изучение школьных нормативов по физической культуре.
§3. Методы математической статистики
§4. Практическая часть.
п.1. Оценка образа жизни.
Приложение №1. Проверьте свой образ жизни.
п.2. Организация эксперимента.
Приложение №2. Измерение роста с помощью
ростомера.
Приложение №3. Измерение массы тела с помощью
медицинских весов.
Приложение №4. Весоростовой индекс (ВРИ)
Приложение №5. Результаты анкетирования.
п.3. Выводы.
§5. Разработка «Личной книжки здоровья учащегося»
Заключение.
Список литературы. Введение.
Ухудшение здоровья учащихся является одной из актуальных проблем современной
школы. В России по данным статистики лишь 14% детей сейчас рождается без патологий.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 2530% детей,
приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период
обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей
увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервнопсихическими расстройствами
– с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Среди выпускников школ не более
10% могут считаться относительно здоровыми. Кроме того, среди молодежи возрастает
распространенность табакокурения, наркомании, алкоголизации, что усугубляет ситуацию со
здоровьем учащихся. Ещё в начале ХХ века знаменитый врач, педагог, ученый П.Ф. Лесгафт
писал: "Школьный период есть тот единственный период в жизни, когда развивается и
формируется человек».
Сегодня особое значение приобретает формирование здорового образа жизни молодого
поколения. Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от
его собственного отношения к здоровью. Я считаю, что выработка такого отношения –
важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к
своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его
запросы, которые всегда объективны.
Я предположил, что качество жизни человека зависит, прежде всего, от того, как
будет сформирован активный интерес к физической культуре у школьников. К сожалению,
подавляющее большинство современных школьников не имеют устойчивого интереса к
занятиям физической культурой и не осуществляют систематический контроль уровня своего
физического развития. Именно это является одной из основных причин ухудшения здоровья
учащихся. Поэтому актуальность данной проблемы очевидна.
Целью моей работы является доказательство необходимости изучения динамики
физического развития учащихся 8 класса методами математической статистики.
Гипотеза исследования заключается в том, что регулярные наблюдения и анализ
физических качеств и двигательных способностей учеников, позволит корректировать
процесс физического развития школьников. Таким образом, повысится интерес учащихся к
уроку физической культуры, укрепится здоровье, а всё это является конечной целью
физического воспитания.
Проводя свою исследовательскую работу, я ставил перед собой следующие задачи:
провести анализ уровня физического развития учащихся;
научить учащихся самодиагностике своего организма;
повысить у учащихся интерес к своему здоровью;
вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;
дать некоторые рекомендации по укреплению состояния организма;
познакомить с результатами исследований самих учащихся, их родителей и учителей.
Для решения задач, поставленных в работе, были использованы следующие методы:
анализ научнометодической литературы.
метод антропометрических измерений. анкетный опрос.
тестирование.
методы математической статистики.
§1. Общие физические особенности организма учеников среднего
школьного возраста.
В последние годы большое значение уделяется сохранению и укреплению здоровья
учащихся, приоритетное значение в котором имеет физическая культура. При оценке
здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, важно учитывать их возраст,
пол и телосложение.
Организм школьника по своим анатомофизиологическим и функциональным
возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к
факторам внешней среды и хуже переносят физические перегрузки.
В связи с этим, практическая реализация педагогического принципа доступности
немыслима без умения более или менее точно определять, посильны ли для учащихся
предлагаемые им задания. Естественно, что основным критерием всегда служил возраст
детей. Однако ясно, что ориентация только на хронологический (паспортный) возраст
недостаточна, поскольку быстрота созревания детей, особенно в пубертатный период, весьма
различна. Среди четырнадцатилетних подростков можно встретить и маленького мальчика, и
вполне сформировавшегося юношу. Поэтому при занятиях физическими упражнениями
естественно стремление ориентироваться не на действительный, а на так называемый
физиологический возраст, определяемый какимлибо косвенным путем.
В четырнадцатилетнем возрасте дети имеют почти оформленную костную систему.
Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость
переносятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы.
Этот возраст связан также с половым созреванием, которое сопровождается
повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно
сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам восстановления.
Поэтому при проведении занятий желателен индивидуальный подход к занимающимся.
Дети одного возраста неодинаковы по показателям роста, веса, функциональным и
двигательным возможностям. Биологический возраст ребенка в большей степени, чем
паспортный, связан с работоспособностью, уровнем проявления основных двигательных
качеств, характером приспособительных реакций на различные тренировочной нагрузки.
Биологический возраст предопределен генетической программой развития.
Есть дети акселераты (ребенок с ускоренными темпами развития), ретарданты
(ребенок с замедленными темпами развития) и гармонически развитые дети (ребенок у
которого соответствует хронологический возраст биологическому). Отсюда следует, что едва
ли можно считать оправданным деление детей при сдаче различных норм только по возрасту,
особенно если при этом иметь в виду, что в четырех случаях их пяти рост или вес больше
сказывается на результате, чем возраст. Однако, все учебные программы ориентированы
только на паспортный возраст ребенка без учета биологического («физиологического»).
В связи с этим, при организации учебного процесса по физическому воспитанию учащихся
14 лет, на мой взгляд необходимо учитывать их антропометрические данные. Я считаю, это
наиболее целесообразно при оценке развития физических качеств ребенка. Такой подход
позволит корректировать программу с учетом индивидуальных особенностей организма: увеличивать нагрузку для «отстающих» физических качеств, дозировать – для
совершенствования «опережающих».
§2. Изучение школьных нормативов по физической культуре.
VIII класс
Основа знаний.
Значение физической культура для всестороннего развития личности. Правила
самостоятельного выполнения скоростносиловых упражнений, страховки товарищей во
время выполнения упражнений. Вред курения и алкоголя.
Навыки, умения, развитие двигательных качеств.
Гимнастика
Строевые упражнения
Лазание
Висы и упоры
Упражнения в равновесии
Акробатика
Опорные прыжки
Ритмическая гимнастика
Элементы единоборства (мальчики)
Развитие двигательных качеств координация, силы, гибкости, скоростносиловых.
Легкая атлетика
Старт из положения лежа. Преодоление 23 вертикальных и горизонтальных
препятствий с опорой и без опоры, с приземлением на 1 и 2 ноги. Бег до 3,8 км. Прыжки в
высоту с разбега способом «перешагивание», в длину способом «согнув ноги» разбег и
отталкивание. Метание малого меча по движущейся цели.
Развитие двигательных качеств – быстроты, скоростносиловых, выносливости.
Подвижные игры и элементы спортивных игр
Подвижные игры:
Баскетбол
Футбол
Ручной мяч
Волейбол
Развитие двигательных качеств в спортивных играх ловкости, скоростносиловых,
выносливости.
Лыжная подготовка
Одновременный одношажный ход
стартовый вариант. Конькобежный ход.
Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции до 3,8км.
Развитие двигательных качеств выносливости.
Кроссовая подготовка Бег по слабо пересеченной местности. Бег по пересеченной местности с изменением
направления. Кросс до 3.8км.
Развитие двигательных качеств выносливости.
Уметь использовать при выполнении домашнего задания и в самостоятельных занятиях
по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроках. Выполнять учебные
нормативы.
Требования к учащимся
Учебные нормативы по освоению навыков, умений,
развитию двигательных качеств.
8 КЛАСС
Примерные показатели двигательной подготовленности
№
Контрольные упражнения
Бег 20м с высокого старта (с)
Бег 60м (с)
Челночный бег 6 х 10м (с)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Показатели
Мальчики
Девочки
5
3,7
8,6
16,2
4
3,9
9,3
17,2
3
4,1
10,0
18,2
5
3,9
9,7
17,7
4
4,1
10,1
18,9
Прыжки в длину с места (см)
205
190 175
175
165
Подтягивание на высокой
перекладине из виса (раз)
Поднимание ног до угла в 90 из
виса на гимнастической стенке
(раз)
Угол в упоре на брусьях (с)
Становая сила (кг)
Метание гранаты 500/300 г (м)
11
6
110
31
8
2
95
27
5
1
85
24
13
10
—
85
19
—
75
17
3
4,3
10,5
20,1
155
7
—
65
15 10.
11.
Кросс 2000 м (мин, с)
8.10
9.10
10.10
10.15
11.00
11.55
Бег на лыжах 3 км (мин, с)
15.30
16.00 | 17.00
19.30
20.00
21.30
§3. Методы математической статистики
Математическая статистика — наука о математических методах систематизации и
использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих
разделах математическая статистика опирается на теорию вероятностей, позволяющую
оценить надежность и точность выводов, которые делаются на основании ограниченного
статистического материала. Она помогает оценить необходимый объем выборки для
получения результатов требуемой точности при выборочном обследовании.
Математическая статистика — наука о математических методах анализа данных,
полученных при проведении массовых наблюдений измерений, опытов. В зависимости от
математической природы конкретных результатов наблюдений статистика математическая
делится на статистику чисел, многомерный статистический анализ, анализ функций
(процессов) и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы. Существенная
часть статистики математической основана на вероятностных моделях. Выделяют общие
задачи описания данных, оценивания и проверки гипотез. Рассматривают и более частные
задачи, связанные с проведением выборочных обследований, восстановлением зависимостей,
построением и использованием классификаций.
Для описания данных строят таблицы, диаграммы и иные наглядные представления.
Вероятностные модели обычно не применяются. Некоторые методы описания данных
опираются на возможности современных компьютеров.
Методы оценивания и проверки гипотез опираются на вероятностные модели данных.
Эти модели делятся на: параметрические и непараметрические. В параметрических моделях
предполагается, что изучаемые объекты описываются функциями распределения, зависящими
от небольшого числа (14) числовых параметров. В непараметрических моделях функции
распределения предполагаются произвольными непрерывными. В статистике математической
оценивают параметры и характеристики распределения, плотности и функции распределения,
зависимости между переменными. Используют точечные и интервальные (дающие границы
для истинных значений) оценки.
В математической статистике есть общая теория проверки гипотез и большое число
методов, посвященных проверке конкретных гипотез. Рассматривают гипотезы о значениях
параметров и характеристик, о проверке однородности (т.е. о совпадении характеристик в
двух выборках) и др.
Большое значение имеет раздел математической статистики, связанный с проведением
выборочных обследований, со свойствами различных схем организации выборок и
построением адекватных методов оценивания и проверки гипотез. Задачи восстановления зависимостей активно изучаются более 200 лет, с момента
разработки К. Гауссом в 1794г. метода наименьших квадратов. В настоящее время наиболее
актуальны методы поиска подмножества переменных и непараметрические методы.
§4. Практическая часть.
п. 1. Оценка образа жизни.
Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают
образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты
говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа
жизни.
Я провел тестирование учащихся, проверив их образ жизни: отношение к курению,
алкоголю, к еде, физическим упражнениям, стрессу, безопасности образа жизни. Набранные
суммы я оценивал по шкале оценки результатов. Оказалось, что курят почти 10% из 21
испытуемого школьника. Только 30% учащихся задумываются о том, что они едят,
разнообразен ли их рацион питания, избегают употреблять излишнее количество жиров,
холестерина, сахара. К физическим упражнениям учащиеся также относятся негативно. Только
33% регулярно занимаются спортом, следят за своим весом, развивают мускулатуру, участвуют
в соревнованиях.
Лучше оказались результаты в отношении к стрессу и безопасности жизнедеятельности.
Школьники сознают важность правильного отношения к безопасному образу жизни, используют
свои знания для избегания стрессовых ситуаций в своей жизни.
Приложение №1
Тест: Проверьте свой образ жизни.
Оценочная шкала:
Всегда – 2 очка; иногда – 1 очко; никогда – 0 очков.
Если вы вообще не курите, запишите себе 10 очков и переходите к следующему
Курение.
разделу.
1. Я избегаю курения
2. Я курю сигареты только с низким содержанием смол и никотина
Сумма:……………… Алкоголь и наркотики.
1. Я избегаю пить алкогольные напитки.
2. Я не использую алкоголь или наркотики как средство разрешения жизненных проблем
или для выхода из стрессовых ситуаций.
3. Я не употребляю алкоголь после приема определенных лекарств (например,
снотворного, лекарств от аллергии, болеутоляющих препаратов.)
4. Я читаю соответствующие инструкции и следую предписаниям при употреблении
лекарств.
Сумма:…………………
Привычки в еде.
1. Я ежедневно разнообразно питаюсь, употребляю фрукты, овощи, хлеб из муки грубого
помола, каши из цельных зерен, постное мясо, молочные продукты, бобовые(горох или
фасоль), орехи.
2. Я ограничиваю количество жиров и холестерина в своей пище(в том числе жирного
мяса, яиц, масла, кремов, субпродуктов, таких, как печень).
3. Я ограничиваю количество соли, слабо солю пищу.
4. Я избегаю много есть продуктов, содержащих много сахара, кондитерские изделия,
лимонады и др.
Сумма:…………………….
Физические упражнения.
1. Я поддерживаю оптимальный вес, избегая его увеличения или уменьшения.
2. Я совершаю энергичные упражнения по 15 – 30 мин по крайней мере три раза в неделю
(в том числе бег, плавание, быстрая ходьба).
3. Я делаю упражнения для развития мускулатуры по 15 – 30 мин по крайней мере три
раза в неделю (например, йога или аэробика).
4. Я использую часть личного времени для участия в индивидуальных, семейных или
командных физических занятий, укрепляющих здоровье.
Сумма:……………..
Стрессовый контроль.
1. Моя работа или занятия мне нравятся.
2. Я легко отдыхаю и свободно выражаю свои чувства.
3. У меня есть близкие друзья, родственники или другие люди, с которыми я могу
говорить о личных проблемах и которых я могу при необходимости просить о помощи.
4. Я легко преодолеваю стрессовые ситуации.
5. Я участвую в общественной деятельности (например, в школьных или внешкольных
организациях) или у меня есть любимое занятие6 (хобби).
Сумма:…………………..
Безопасность.
1. При езде в автомобиле я пристёгиваю ремни безопасности.
2. Я не нарушаю правил дорожного движения.
3. Я аккуратен в общении с потенциально опасными веществами (очистителями, ядрами,
электрическими устройствами).
4. Я избегаю водить автомобиль после принятия любого количества спиртных напитков.
5. Я не курю в постели.
Сумма:…………………. Что означает набранная вами сумма.
От 10 до 15 очков. Блестяще! Ваши ответы показывают, что вы сознаете важность
правильного образа жизни для здоровья, но что гораздо важнее, вы ещё и используете ваши
знания в жизни. Если вы будете и дальше так поступать, то ваше здоровье не подвергнется
серьёзному риску. Похоже, что вы – пример для подражания знакомых и друзей. Теперь
обратите внимание на те результаты, в которых вам следует совершенствоваться.
От 6 до 9 очков. Ваши привычки приемлемы, но их можно и улучшить. Посмотрите
ещё раз на те вопросы, где у вас стоят ответы «иногда» или «никогда». Что нужно сделать,
чтобы улучшить ваши показатели? Даже небольшие изменения часто могут помочь улучшить
самочувствие.
От 3 до 5 очков. Ваше здоровье в опасности! Наверное, вам необходимо больше знать
об опасности, с которой вы сталкиваетесь, и о необходимости изменения своего поведения.
Вероятно, вам нужна помощь, чтобы достигнуть желательных изменений образа жизни и
состояния здоровья.
От 0 до 2 очков. Конечно, вы достаточно знаете о своём здоровье и без этого теста, но
ваши ответы показывают, что вы подвергаете своё здоровье серьёзной и ненужной опасности.
Возможно, вы знаете о риске, о том, что с ним связано. Вы можете легко получить
необходимые вам сведения и помощь, если хотите. Следующий шаг за вами.
Результаты тестирования
10%
5%
16%
от 0 до 2
от 3 до 5
от 6 до 9
от 10 до 15
69%
После обработки данных тестирования я составил рекомендации по правильному
образу жизни для учащихся:
Избегайте сигарет.
Курение – наиболее частая причина многих заболеваний и преждевременной смерти.
Особенно рискуют беременные женщины и их не рожденные дети. Люди, бросающие курить,
уменьшают вероятность заболевания раком легких и болезнями сердца. Поэтому, если вы
курите, дважды подумайте, прежде чем зажечь следующую сигарету. Если вы решите
продолжать купить, попытайтесь хотя бы уменьшить число сигарет или перейти на сигареты с
низким содержанием никотина и смол. Соблюдайте благоразумие при употреблении алкоголя.
Алкоголь изменяет привычки и поведение. Большинство людей способны ограничивать
потребление алкоголя и избегать нежелательных последствий. Но все равно регулярное
потребление алкоголя ведет к развитию опасных заболеваний, таких, как цирроз печени, и
представляет опасность для здоровья. Статистика также ясно показывает, что вождение
автомобиля после приема содержащих алкоголь напитков – частая причина несчастных
случаев и аварий.
Будьте осторожны при употреблении лекарств.
Сейчас потребление лекарств – как разрешенных, так и запрещенных – один из
основных источников опасности для здоровья. Даже некоторые прописанные врачом
лекарства могут быть опасны при употреблении в сочетании с алкоголем или перед
вождением автомобиля. Избыточное или продолжительное употребление транквилизаторов
может вызвать психические и физиологические изменения. А эксперименты с наркотиками
могут вызвать многочисленные опасные эффекты или даже привести к гибели.
Будьте разборчивы в еде.
Переедание и избыточный вес создают опасность диабета, высокого кровяного
давления, различных воспалительных заболеваний. Но правильно питаться – это значит также
потреблять поменьше жиров (особенно животных), холестерина, сахара и соли. Попробуйте
использовать как можно больше свежих овощей и фруктов. Вы почувствуете себя лучше.
Регулярные физические нагрузки.
Почти каждый может улучшить состояние здоровья путем физических упражнений:
есть упражнения, которые может выполнять практически любой человек. (Если у вас
возникают какие – либо сомнения, обратитесь к врачу.) обычно энергичные упражнения по 15
30 мин три раза в неделю уже помогут оздоровить сердце, сбросить лишний вес,
натренировать мускулы и улучшить сон. Подумайте, какие изменения в этом плане нужны
лично вам, чтобы чувствовать себя лучше.
Учитесь держать себя в руках.
Стресс – нормальная часть жизни: все сталкиваются с ним в определенной степени.
Причины стресса могут быть и плохими, и хорошими, желательными и нежелательными. Если
держать себя в руках, стресс не создает особых проблем. Но болезненная реакция на
стрессовую ситуацию, такая, как длительное раздражение, курение или употребление
алкоголя, может вызвать разнообразные физиологические или психологические проблемы.
Даже в самый тяжелый день найдите несколько минут, чтобы успокоиться и отдохнуть.
Обсуждение проблем с кемнибудь, кому вы доверяете, часто помогает найти
удовлетворительное решение. Поймите разницу между вещами, «за которые стоит драться», и
менее важными.
Главное внимание – безопасности.
В первую очередь в каждой ситуации проверьте безопасность: дома, в школе, в играх,
в дороге и т. д. Соблюдайте правила уличного движения. Держите опасные предметы
подальше от маленьких детей. Держите рядом с телефоном номера, по которым следует
звонить в случае опасности. Если чтонибудь случиться вы наготове. Полезно также
ознакомиться со справочниками типа «Карманная энциклопедия экстремальных ситуаций». п. 2. Организация эксперимента.
В эксперименте приняли участие учащиеся 8 «А» класса. По состоянию здоровья 74%
учащиеся относились к основной медицинской группе; 67% занимались физическими
упражнениями лишь по школьной программе (обязательные занятия по расписанию) и 33%
занимаются в секциях ДЮСШ,
1) Перед началом эксперимента было проведено анкетирование. Анкетный опрос
учащихся проводился с целью выявления степени интереса к предмету «физическая
культура», отношению к отметке по данному предмету. В анкете предлагались вопросы по
активизации учебного процесса по предмету «физическая культура».
Анкетный опрос проводился анонимно, что позволило надеяться на искренность ответов.
№ Вопрос
1.
Какое место
занимает предмет
«физическая культура» в школьном
образовательном процессе?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сколько уроков физической культуры
должно быть в неделю?
Интересно ли вам на уроках физической
культуры?
Занимаетесь ли вы физической культурой
вне школы?
Важна ли для вас отметка по физической
культуре?
Влияет ли на качество занятий
полученная вами отметка?
Соответствует ли требования на уроке
вашему физическому развитию?
Необходимо ли учитывать физическое
развитие учеников при выполнении
нормативов?
9. Хотели бы вы, чтобы на уроках
физической культуры вам давали
индивидуальные задания?
Ответ
1. Необходимый предмет.
2. Не самый нужный
3. Он мне не нужен
4. свой вариант
1. 2 урока
2. 3 урока
3. каждый день
4. свой вариант
1. да
2. нет
3. не всегда
4. свой вариант
1. да
2. нет
3. иногда
4. свой вариант
1. важна
2. не очень важна
3. она меня не интересует
4. свой вариант
1. да, стимулирует
2. да, «выбивает из колеи»
3. нет, не влияет
4. свой вариант
1. Соответствуют
2. Требования завышены
3. Требования занижены
4. Свой вариант
1. да
2. нет, должны быть общие требования
3. в особых случаях
4. свой вариант
1. да, более сложные
2. да, более легкие
3. нет
4. свой вариант
10. Какие изменения вы внесли бы в 1. больше игровых видов программу по физической культуре?
2. больше уроков по ОФП
3. меня устраивает данная программа
4. свой вариант
2) В начале экспериментального исследования был определен возраст, вес, рост.
Приложение №2.
Измерение роста с помощью ростомера.
Для определения роста надо встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки
пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
Для девочек от 3 до 14 лет: рост = 6 * возраст + 76
Для мальчиков от 3 до 16 лет: рост = 6 * возраст + 77
Оценка результатов: отклонение от средних величин не должно превышать 3 — 3,5см
для девочек и 2,5см для мальчиков. Если результаты измерений отличаются от расчетных
более чем на 20%, то это может указывать на эндокринные нарушения.
6
5
4
3
2
1
0
норма
выше нормы
ниже нормы
6
5
4
3
2
1
0
норма
выше нормы
ниже нормы
девочки 14 лет
мальчики 14 лет
Приложение №3.
Измерение массы тела с помощью медицинских весов.
Среднюю массу тела подростков рассчитайте по формуле: М = 10 + 3В, где М — масса тела (в
кг), В — возраст подростка (в годах).
Расчет можно произвести подругому, А= рост (см) х окружность грудной клетки (см) / 240
Средний вес: для девочек 14 лет – 50кг, 13 лет – 49кг; для мальчиков 14 лет 51 , 13 лет – 50.
Девочки 14 лет Мальчики 14 лет
46%
27%
34%
8%
средний
выше среднего
27%
ниже среднего
средний
выше среднего
58%
ниже среднего Приложение №5.
Весоростовой индекс (ВРИ) — это соотношение между ростом человека (Р) и его
весом (М). Он рассчитывается по формуле:
ВРИ=
)(
rМ
rP
)(
Норма упитанности составляет 280 350 г/см.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Нормальная упитанность
Выше нормы
ниже нормы
9%
39%
52%
Приложение №6.
Правильность осанки.
1. Для вычисления показателя измеряют расстояние между крайними костными точками,
выступающими над правым и левым плечевым суставами. Измерение спереди характеризует
ширину плеч, а сзади — величину дуги спины.
А=
Ширинаплеч
Величинаду
гиспины
*100%
где А — показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется в пределах
100—110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение
осанки.
Соотношение между окружностью талии и ростом в норме составляет 45%. 61%
28%
Нарушение осанки
Выраженное нарушение осанки
11%
70%
60%
50%
Нормальная осанка
40%
30%
20%
10%
0%
Практические измерения
показали, что нарушение осанки имеют 61% учащихся.
2. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измеряют расстояние
между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая на 35 см вниз от
плечевого сустава, со стороны груди (А) и со стороны спины (В). Первый результат делят на
второй: А/В. Если получается число близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет.
Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
Практические измерения показали, что сутулость наблюдается у 34% учащихся.
3. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены.
Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение
осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Сутулость
Нарушений нет
34%
66% 3) Проведенные с сентября по декабрь исследования были предназначены для
определения уровня физической подготовки учащихся различного пола и возраста 14 лет.
Полученные данные можно использовать для следующих целей:
1. Наблюдение за индивидуальной динамикой уровня физической подготовленности
учащихся на протяжении всего времени обучения в общеобразовательной школе.
2. Сопоставление уровня физической подготовленности учащихся различного пола и
возраста.
3. Выработка рекомендаций для повышения и коррекции уровня физической
подготовленности учащихся на основании результатов сдачи нормативов.
4. Изучения физической подготовленности различного контингента учащихся.
Эксперимент заключался в анализе результатов развития физических качеств учащихся
в течение трех месяцев. Контрольные испытания проводились ежемесячно, и фиксировались
результаты в 10 функциональных испытаниях.
Перечень тестовых упражнений
1. Бег 30м (сек)
2. Прыжок в длину с места (см)
3. Метание набивного мяча 1кг (см)
4. 6минутный бег (м)
5. Сила кисти (кг)
6. Челночный бег 4*9м (с)
7. Поднятие туловища за 1 мин (колво раз)
8. Подтягивание из виса (колво раз)
9. Наклон вперед из положения сидя (см)
10. Прыжки через скакалку за 1 мин (колво раз)
Система оценивания
Для оценки уровня физической подготовленности учащихся вычисляется среднее
арифметическое оценок за все 10 тестовых упражнений. Найденным средним арифметическим
определяется уровень двигательной подготовки учащихся:
от 22,5 – низкий уровень;
от 2,63,3 средний уровень;
от 3,44,4 высокий уровень
от 4,55,0супер высокий
4) Заключительный этап эксперимента состоял в сравнительном анализе результатов за
весь рассматриваемый период, их математической обработке, обсуждении и обобщении. Учащимся рекомендовались упражнения для развития и совершенствования
физических качеств при самостоятельных занятиях и во время уроков физической культуры.
5) На заключительном этапе эксперимента проводилось повторное анкетирование
учащихся. Вопросы анкеты были прежние.
Приложение №7. Результаты анкетирования:
Динамика изменения мнения учащихся
Вопросы и предлагаемые варианты ответов
Какое место занимает предмет
«физическая культура» в школьном
образовательном процессе?
1. Необходимый предмет 6
2. Не самый нужный 10
3. Он мне не нужен 3
4. свой вариант 2
Сколько уроков физической культуры должно быть в
неделю?
1. 2 урока 3
2. 3 урока 13
3. каждый день 3
4. свой вариант 2
Интересно ли вам на уроках физической культуры?
1. Да 9
2. Нет 1
3. не всегда 11
4. свой вариант –нет
Занимаетесь ли вы физической культурой вне школы?
1. Да – 11
2. Нет 5
3. не всегда 4
4. свой вариант 1
Важна ли для вас отметка по физической культуре?
1. Важна 11
2. не очень важна 7
№
п/п
1
2
3
4
5 3. она меня не интересует 3
4. свой вариант нет
Влияет ли на качество занятий полученная вами
отметка?
1. да, стимулирует – 4
2. да, «выбивает из колеи» 1
3. нет, не влияет 14
4. свой вариант 2
Соответствует ли требования на уроке вашему
физическому развитию?
1. Соответствуют 20
2. Требования завышены нет
3. Требования занижены нет
4. Свой вариант 1
Необходимо ли учитывать физическое развитие
учеников при выполнении нормативов?
1. Да 10
2. нет, должны быть общие требования 6
3. в особых случаях 5
4. свой вариант нет
Хотели бы вы, чтобы на уроках физической
культуры вам давали индивидуальные задания?
6
7
8
9
1. да, более сложные 3
2. да, более легкие 3
3. нет – 13
4. свой вариант 2
10
Какие изменения вы внесли бы в программу по
физической культуре?
1. больше игровых видов 8
2. больше уроков по ОФП 2
3. меня устраивает данная программа 9
4. свой вариант 2
п.3. Выводы
Отличительные характеристики предлагаемого исследования
Прост в использовании
Позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся
Позволяет дифференцированно оценивать уровень физической подготовки
учащихся.
Обеспечивает высокую точность измерения результатов в тестовых упражнениях. Система оценивания направлена на поощрение.
Гармоничность физического развития учащихся.
В основе системы оценивания уровня физической подготовленности учащихся
различного пола и возраста лежат единые принципы.
§5. Разработка «Личной книжки здоровья учащегося»
Для регулярности наблюдений и анализа физических качеств и двигательных способностей
учеников я разработала «Личную книжку здоровья учащегося». Считаю, что систематическое
её ведение позволит корректировать процесс физического развития школьников, повысит их
интерес к своему здоровью, поможет вести правильный образ жизни. Эта книжка может
выглядеть так:
1 полугодие
2 полугодие
Результат
Оценка
Результат
Оценка
Рост
Вес
Объем грудной
клетки
Бег 30м
Бег 60м
Прыжки в длину
Кросс
Метание мяча
Сила кисти
Подтягивание из
виса
Прыжки через
скакалку
Класс
Рост
(см)
Вес тела
(см)
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
2я страница
Показатели физического развития
Пульс (уд/мин)
До
После
нагрузки
нагрузки
Артериальное
Медицин.
Подпись
давление
(мм.рт.ст)
группа
мед.
работника X
XI
Показатели физической подготовки
Класс
Р1
Р2
Р3
Р4
Р5
Р6
Р7
Р8
Р9
Р10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Р1 – Бег 30м (сек) Р6 – Челночный бег 4*9м (с)
Р2 – Прыжок в длину с места (см) Р7 – Поднятие туловища за 1 мин (колво раз)
Р3 – Метание набивного мяча 1кг (см) Р8 – Подтягивание из виса (колво раз)
Р4 – 6минутный бег (м) Р9 – Наклон вперед из положения сидя (см)
Р5 – Сила кисти (кг) Р10 – Прыжки через скакалку за 1 мин (колво раз)
Заключение
Подростковый период развития – это важный этап подготовки человека к
полноценной здоровой жизни. Школьные годы – это время становления взглядов на свой
образ жизни, формирование отношения к вредным привычкам, к правильному питанию и
др. Поэтому очень важно обратить внимание подростков на свое здоровье, на то, что его
можно не только сохранять, но и улучшать. Но те исследования, которые мы провели,
говорят о том, что большинство учащихся не понимают важности сохранения своего
здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных
занятиях спортом, в ежедневных тренировках. Школьники не обращают внимания на то,
чем они питаются (лишь бы им нравилось). Не делают этого и большинство родителей.
Из исследований можно сделать вывод, что здоровье подростков напрямую зависит
от их образа жизни. Те дети, которые регулярно занимаются спортом, ведут активный
образ жизни, избегают вредных привычек, показывают лучшие результаты.
У большинства же детей здоровье ослаблено. Особенную тревогу вызывает
состояние осанки учащихся. Поэтому в школе необходимо, по возможности, правильно
подбирать мебель, следить за посадкой учащихся на уроках.
Многие учащиеся имеют избыточную массу тела. В основном, это результат
неправильного питания и ведение малоподвижного образа жизни. Большинство школьников
проводят очень много времени на компьютере, мало бывают на свежем воздухе. Все учащиеся с удовольствием участвовали в экспериментах и с нетерпением
ждали, когда я проведу обработку результатов. Я вижу, что смогла заинтересовать своих
одноклассников. Они сравнивали свои результаты с результатами своих одноклассников,
радовались, когда их показатели были лучше. И если в этой работе я отразила результаты в
% от испытуемых, то ребятам я рассказала об их конкретных показателях, дала
рекомендации, как улучшить свое здоровье.
Проведенная работа показала, что систематическое отслеживание показателей
физического развития учащихся, фиксирование той или иной динамики положительно
влияет на отношении самих ребят к своему образу жизни, повышает заинтересованность в
развитии их физических качеств. Выбранные нами математические методы контроля
понятны учащимся и просты в применении на практике.
Я готовлюсь выпустить газету «Школа здоровья», где отражу результаты своих
исследований и рекомендации для укрепления здоровья, опубликую заметки о вреде
курения, алкоголя, о правильном питании и многое другое.
Список используемой литературы
1. Ковалько В.И., Здоровьесберегающие технологии – М,: «Вако», 2004.
2. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии – М., «Просвещение», 1974.
3. Заикина Е.А. Самодиагностика состояния здоровья // Биология.
Издательский дом «Первое сентября». – 2006. – №19.
4. Додонова Л.П. «Теория и практика физической культуры», 1994, №7.
5. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт. «ФиС», М., 1969. 6. Мамычкин Ф.В., Зайцев Е.А., Варнахин В.М. «Теория и практика физической культуры»,
1996, № 1.
7. Никитюк Б.А. «Теория и практика физической культуры», 1994, №7.
8. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М., Медицина,
1991.
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Исследовательская работа по теме "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.