Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
искусство +1
4 кл
18.09.2018
Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"
В Республике Хакасия ежегодно наблюдается рост интереса населения к традиционной культуре. Знание и уважение культуры своего и других народов выступает одним из условий успешного развития человека. Актуальность нашей работы заключается в том, что изученный материал позволил лучше узнать богатство культуры народов Енисейской губернии, их обычаи, передаваемые от поколения к поколению, понимать и с уважением относиться к культурному наследию народов.Таким образом, в данной работе через изучение национального костюма народностей, проживающих на территории республики Хакасия в 19 веке, мы поняли какой образ жизни они вели и во что верили. Это важный аспект изучения истории родного края и поможет нам сохранить традиции наших предков.У всех народов национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии.docx
Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии                                                                                Авторы:                                                                                Жигулина  Виолетта Анатольевна                                                                                                                                                                Кайгородова Елена Леонидовна 2018 Содержание Введение……..………………………………………………………………...2 1.  Историческая справка………….. ………………………….……………..3 2. Эволюция национального костюма (интервью)………………………….3­4 3. Материалы для одежды и цветовая гамма………………….…………….4­6 4. Виды одежды………………………………………………………….…….6­7 5. Головной убор………………………………………………………………7­8 6. Украшения……………………………. ……………………………………8­9 7. Заключения……………………………………………………………….....10 8. Литература…………………………………………………………………..11 Приложение №1  Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 1 Введение У всех народов национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный  и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он   принадлежит.   В     костюме   и   его   отделке   была   заложена   символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. В   данной   работе   мы   стремились   изучить   праздничную   одежду   женщин Енисейской   губернии   19   века.   Нами   была   поставлена   цель:   провести сравнительный   анализ   праздничной   одежды   женщин   коренного   населения   и вольных переселенцев. Для этого мы изучили: виды праздничной одежды,   какие материалы применялисьдля её изготовления, какие украшения  и головные уборы использовали   женщины   Енисейской   губернии,   взяли   интервью   у   Татьяны Кайлочаковой (заслуженный работник культуры республики Хакасия) и Тарасовой Натальи   Леонидовны(младший   научный   сотрудник   отдела   фондов Государственного Историко­этнографического музея заповедника «Шушунское»), посетили выставки в музеях по теме исследования.Для наглядности мы оформили результаты исследования в виде таблицы. Актуальность В   Республике   Хакасия   ежегодно   наблюдается   рост   интереса   населения   к традиционной   культуре.  Знание  и   уважение   культуры  своего   и   других  народов выступает одним из условий успешного развития  человека.  Актуальность   нашей   работы   заключается   в   том,   что  изученный   материал позволил   лучше   узнать   богатство   культуры   народов   Енисейской   губернии,   их обычаи,   передаваемые   от   поколения   к   поколению,   понимать   и   с   уважением относиться   к   культурному   наследию   народов.Таким   образом,   в   данной   работе через изучение национального костюма народностей, проживающих на территории республики Хакасия в 19 веке, мы поняли какой образ жизни они вели и во что верили.   Это   важный   аспект   изучения   истории   родного   края   и   поможет   нам сохранить традиции наших предков. Новизна этой работы в том, что мы впервые сравнили традиции двух народов: хакасов и русских, познакомились с их бытом и праздничной одеждой. 2 провести   сравнительный   анализ   Цель   исследования:     праздничной одеждыженщин 19 века Енисейской губернии, используя доступный материал и информацию. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историюзаселения территорий Енисейской губернии. 2. Познакомиться с видами одежды и украшений, материалами, из которых они изготавливались.  3. Посетить этнографические музеи. 4. Взять   интервью   у   специалистов,   занимающихся   изучением   и   изготовлением национальных костюмов. 5. Сделать выводы и подготовить свой доклад для одноклассников и учителей. Объект исследования:  изучение особенностейпраздничного костюма женщин 19 века Енисейской губернии.Предметисследования:материалы, из которых шилась одежда, цветовая гамма и особенности головных уборов и украшений. Гипотеза:традиционная хакасская одежда значительно отличается от русской, что связано с образом жизни народов разных национальностей. Методы исследования: 1. Изучение специальной литературы по теме исследования. 2. Посещение экскурсии в музее. 3. Беседа с консультантом. 4. Анализ изученного материала. 5. Создание  презентации по теме исследования. 1.Историческая справка С   XIX   века   с.Усть­Абаканское     становится административным центром. В 1823 г. с.Усть­Абаканское стало центром, деревня состояла из 21 двора.  (ныне   г.Абакан) Изучение   истории   населения,   обитавшего   в   Хакасско­Минусинской котловине,   стало   возможным   благодаря   археологическим   источникам.   При раскопках разновременных памятников в Сибири находили предметы искусства: каменные и деревянные скульптуры, рисунки на дереве и бересте, узоры и рисунки, выполненные чеканкой по металлу, а также обрывки вышитых тканей, кожи.  Освоение Сибири с исторической точки зрения имело для России в целом большое   значение.   Первостепенно   на   освоение   территорий   были   отправлены казаки,   а   вслед   за   ними   шли   вольные   переселенцы   из   центральных   регионов Государства: Рязанской, Воронежской, Орловской губерний. И каждый вольный переселенец ехал со своими традициями, обычаями. Потому так разнообразна и 3 одежда людей, проживающих на территории Минусинской волости, Енисейской губернии 19 века, где  жили коренные хакасы. Когда   первые   переселенцы   увидели  народный   костюм   хакасов,   они   были удивлены   многообразием   красок   орнаментов   и   украшений.   Оказывается,   что хакасы   всегда   относились   к   своей   одежде,   как   «жилищу   для   души»,   поэтому каждая деталь одежды, строчка, украшения имели свою символику, связанную с религиозными верованиями. 2. Эволюция национального костюма (интервью) Изготовлением   национальной   одежды   продолжают   заниматься   мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает. Мы взяли интервью  у мастера Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Татьяны   Кайлачаковой,   которая   является   заслуженным   работником     культуры Республики Хакасия.  Вопрос: используют ли современные женщины традиции хакасского платья в нашей  жизни? Ответ:  Хакасская   традиционная   одежда   в   массовом   отношении   была вытеснена европейским костюмом во второй четверти ХХ века. Но в настоящее время   с   образованием   Республики   Хакасия   национальные   традиции,   обычаи, одежда возрождаются. Поэтому, на многих праздниках, таких как “Тун пайрам”, “Чыл пазы”, на свадьбах, на родовых праздниках, в театре, дома можно видеть женщин   в   национальных   платьях.   В   настоящее   время   традиционные   хакасские украшения используются в фольклорных праздниках, украшения можно увидеть в музеях. В повседневной жизни очень редко используются такие украшения. Вопрос:  на   что   обращают   внимание   при   изготовлении   национального праздничного платья? Ответ:  что   современный   национальный   костюм   в   основном   шьется   в стилизованном   виде,   используются   современные   выкройки,   которые   более приталенные. Главным элементом, отличающим национальный хакасский костюм, является орнамент, обязательно ручная вышивка. При изготовлении одежды, как и у   наших   предков,   не   используется   желтый   цвет.   В   повседневной   жизни   у современных   хакасов   наиболее   востребованным   элементом   женского   костюма является сигидек, который женщины одевают в сочетании с современной одеждой. Вопрос:что   из   особенностей   наряда   прошлого   перешло   в   современную национальную одежду? Ответ:современные хакасские женщины и девушки используют украшения свойственные нашему времени. Однако, чтобы не забыть свои истоки, а так же знать национальную культуру, в выполнение хакасских украшений часто вводятся 4 элементы стилизации, что делает их доступными для использования в современной жизни. С   теми   же   вопросами   мы   обратились   к   Тарасовой   Наталье   Леонидовне (младший   научный   сотрудник   отдела   фондов   Государственного   Историко­ этнографического музея заповедника «Шушунское»). Вопрос: используют ли современные женщины традиции русского платья в настоящее время? Ответ:Формируясь   на   обширной   территории   на   протяжении   длительного времени   и   подвергаясь   влиянию   таких   факторов,   как   географическая   среда, соседство славянских и неславянских народов, социально­экономические условия, традиционно русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. На сегодняшний день актуальна одежда ручной работы с традиционным русским орнаментом и цветовой гаммой. Вопрос:  на   что   обращают   внимание   при   изготовлении   национального праздничного платья? Ответ:При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма.В традиционном костюме цвет подчеркивал   будничность   и   праздничность,   выделял   обрядовые   одежды, возрастные группы, воздействовал на чувства человека. В данной работе мы стремились изучить праздничную одежду женщин Енисейской губернии 19 века. Для наглядности мы оформили результаты исследования в виде таблицы. 3.Материалы для одежды и цветовая гамма МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОДЕЖДЫ   Коренное население Хакасы выделывали различные сорта кожи, меха,   валяли   войлок,   ссучивали   нитки, изготавливали   нитки   из   сухожилий.   Из полученных   материалов   шили   одежду   для повседневной носки. Праздничная   одежда   шилась   из   дорогих шелковых   тканей,   которые   завозились   из Китая, Средней Азии и России. Праздничный костюм хакасов достаточно красочен, ярок, самобытен.   Не   в   последнюю   очередь   это связано   с   материалами,   из   которых изготавливалась одежда ­ шелк, парча, плис (черный   меха. Особо   дорогой   считалась   отделка   из меховых   лапок   диких   животных   –   белки, бархат),     ценные Вольные переселенцы Одежда   крестьян   изготавливалась   из домашней ткани: шерстяной, конопляной, частично льняной. Наряду с   известными материалами   были     русские   фабричные ткани:   сукно,   ситец,   которые   особенно распространяются   со   второй   половины XIX   в.   Кроме   тканей,   для   одежды использовались в большей степени, чем в центральных   областях   России,   меха, шкуры, кожа, замша. 5 лисы, выдры и др. Это связано с верой в то, что   душа   животных   находится   именно   в лапках. Чем   больше   лапок,   тем   более   ловким   и хитрым считался  охотник их  добывший.  А человек носивший одежду с такой отделкой считался хозяином душ всех этих животных. Вывод:  Материалы,   использовавшиеся   при   изготовлении   одежды,   в   основном изготавливались   в   домашних   условиях.   В   хакасской   одежде   из   продуктов животноводства,   в   русской   одежде   из   растительного   сырья.   Кроме   того,   во   всех национальных костюмах использовались привозные ткани, например, шелк. (Приложение№. 1) ЦВЕТОВАЯ ГАММА   контраста. Коренное население Ткань   с   крупным   рисунком   шла   на изготовление мужской одежды, а с мелким для женской.  Наплечники   и   обшлага   женского   платья несут   на   себе   основную   декоративную нагрузку, их покрывают вышитым узором. Цвет   фона   наплечников   и   обшлагов подбирают   к   платью,   как   правило,   по принципу   Кумачовый, оранжевый   тон   платья   ­   и   черный   или густой синевы цвет наплечников, обшлагов. Желтый   тон   платья   ­   темно­зеленый, черный цвет наплечников. Голубое платье ­ наплечники   и   обшлага   темно­синие, зеленое ­ снова контрастный цвет черного в наплечниках   и   т.   дНародные   мастерицы через   цвет   передают   конкретные настроения   В   хакасской   вышивке   традиционно применяют цвета. Красный.  С   красным   цветом  связываются представления   о   веселье,   счастье.   Он вызывает   в   нашем   сознании   ассоциации   с солнцем,   источником   всего   живого   на Земле.    Голубой  растений. Зеленый  Для   вышивки   надплечников   и   обшлагов обычно берется ткань черного цвета.  Черный­ земли. Хакасы   не   любили   желтый   цвет,   ибо   он ассоциировался   с   видом   духа   –   хозяйки малярии   и   желтухи.   Пожилым   людям   не рекомендовались яркие ткани.   цвет   воды, ­   переживания. главных   неба. цвет цвет     и 3       ­           утраты. Вольные переселенцы В традиционном костюме цвет подчеркивал будничность   и   праздничность,   выделял обрядовые   одежды,   возрастные   группы, воздействовал   на   чувства   человека.   Белый  цвет у большинства народов связан со светом, ощущением легкости, чистоты. Он   как   бы   олицетворяет   благородство, духовность, девственность, беспорочность. В   то   же   время   белый   ­   древнейший   цвет траура,   а   неокрашенная   одежда   ­   символ   вкупе отказа   от   всех   цветов, олицетворяющих жизнь.   Черный  цвет   ассоциировался   с   тьмой, пеплом, печалью, отрешением. Он вызывал чувство   подавленности,   С середины XVI века в Европе черный цвет утверждается   как   траурный.   И,   вместе   с тем,   это   символ   покоя,   постоянства, преданности.   Надо   заметить,   что   черный цвет ­ цвет земли и покоя ­ один из самых любимых в Воронежской губернии.  Красный  цвет   был   всегда   любимым   и считался   праздничным.   Не   случайно термин   «красный»,   имеющий   значение «красивый»,   «дорогой»,   «почетный»,   со временем   вытеснил   из   русского   языка древнее   обозначение   этого   слова   ­   Красный   цвет   ­   цвет «червленый». плодородия,   долголетия, могущества,   власти,   гнева   ­   всегда   имел особое   эмоциональное   воздействие. Одежда из тканей красного цвета известна как   торжественное   одеяние   знати   и духовенства.   В   крестьянской   среде   он 6 света, преобладал   в   праздничной,   свадебной одежде, в костюме молодых людей.  Вывод:  В   традиционном   костюме   цвет   подчеркивал   будничность   и   праздничность, выделял   обрядовые   одежды,   возрастные   группы,   воздействовал   на   чувства   человека. При изготовлении одежды хакасы предпочитали использовать красный, синий, зелёный, коричневый,   бордовый,   черный   цвета.   Желтый   цвет   в   хакасской   культуре ассоциировался с видом духа­хозяйки  малярии и  желтухи.  Любимым и праздничным цветом одежды в славянской культуре являлся красный цвет, который ассоциировался со светом, плодородием, долголетием, могуществом.  4. Виды одежды Коренное население Традиционная   одежда   разделялась   на повседневную   и   праздничную.   По   одежде можно   было   судить   о   социальной принадлежности,   семейном   положении человека,   принадлежности   к   служителям культов. Основным   видом   нательного   белья   у женщин   ­   платье.   Платье   закрывало женскую   фигуру   полностью,   оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. Полики, обшлага и подол женского платья делались   из   другой   ткани.   На   них вышивался   национальный   растительный орнамент.   К   женскому   костюму   предъявлялось больше   требований   в   зависимости   от семейного   и   возрастного   статуса владелицы.   Характерным   признаком замужних   женщин   являлась   безрукавка «сигедек», носимых поверх халатов и шуб. Молодые   женщины   носили   распашные кафтаны   из   черного   сукна   и   плиса. Таким   образом,   национальный   костюм хакасов   представляет   собой   единый комплекс.   Хакасы   берегли   и   чтили   свою одежду. Одежда в традиционном мировоззрении не просто   согревает   и   украшает   тело человека, но еще и оберегает его. В связи с этим   в   отношении   одежды   было   немало предписаний,   примет   и   запретов.   Так,   на       отличиемпраздничного была костюма Вольные переселенцы Основным русского   многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка   расклешенный   силуэт.   Цвета   в основном   были   яркими,   радостными,   но обязательным   было   наличие   красного цвета­цвета жизни. При   всём   обилии   различной   одежды,   на Руси   выделялись   несколько   основных комплектов   русского   женского   костюма. Это   сарафанный   комплект   (северно­ русский)   и   понёвный   комплект (южнорусский,   более   древний).   При   этом издавна   рубаха   всегда   была   основой женского   наряда.   Как   правило,   рубахи были   изо   льна   или   хлопка. Сарафан   (от   иранского   слова     sеrāрā   — значение этого слова примерно «одетый с головы   до   ног»)   был   основной   одеждой северно­русских областей.      древний, Более южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял   из   длинной   холщовой   рубахи   и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма   замужней   женщины.   Подол понёвы   украшался   узорами   и   вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из   ткани   в   клетку,   полушерстяной. 7 травой. полоски, Понёва   одевалась   на   рубаху,   и оборачивалась   вокруг   бёдер.   Спереди часто   надевали   ещё   передник.   В   разных регионах понёвы декорировали по­разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например,   в   Воронежской   губернии, понёвы   богато   украшались   оранжевой вышивкой   и   атласными   лентами. Таким   образом,   в   русском   народном существовало костюме чёткаямногослойность праздничного наряда. шве рукава под мышками и над обшлагами оставляли называемые "хутсыынчан"   ­   место   притяжения   души человека. Запрещалось ходить в порванной, а   тем   более   в   обгорелой   одежде. Нежелательным   действием   была   продажа личной   одежды,   поскольку   могло   уйти счастье.   Нельзя   было   подавать   одежду, вывернутую наизнанку. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали богородской   Женщинам запрещалось   надевать   мужскую   одежду, садиться   на   нее   или   перешагивать.   В противном   случае   мужчина   мог   заболеть. Надо   отметить   также   особое   отношение хакасов к пуговицам (марха) и воротнику (мойдырых),   считавшимися   хранителями души чел. При продаже одежды полагалось отпороть пуговицы. Вывод:  В   русском   народном   костюме   существовало   чёткая   многослойность праздничного   наряда,   в   котором   передавалась   самобытность   народа   разных   регионов России. Хакасский праздничный костюм достаточно красочен, ярок. Кроме того, в хакасской культуре одежда не просто согревает и украшает тело человека, но еще и оберегает его на духовном уровне.В отношении одежды было немало предписаний, примет и запретов. (Приложение №.2) 5. Головные уборы     кашемировые Коренное население Традиционными   головными     уборами хакасских женщин являлись: тумах, сапха, тагайах,   чапых   и   тюльгупюрик. В   XIX   веке   к   хакасам   пришла   мода   на русские платки. Отличительной   особенностью   ношения этого головного убора у хакасских женщин стала   особая  манера   повязывания  платка. Сложенная   пополам   по   диагонали большого   размера   кашемировый   платок повязывается   плотно   на   лобной   части головы и завязывается высоко на затылке ­ так, что концы платка длинными концами спускаются   по   спине   женщины.   Высокий жесткий   околыш   фиксируется   плотной бумагой. В способе завязывания платка отражалось   семейное •   положение:   Вольные переселенцы Ещё одной отличительной чертой русского народного   костюма   было   разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь   ансамбль,   делая   его   цельным. На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи   головные   уборы   оставляли   часть волос   открытыми,   и   были   довольно простыми.   Это   были   ленты,   повязки,   сложенные обручи,   ажурные   венцы,   жгутом платки. А   замужние   женщины   должны   были полностью   покрывать   свои   волосы   под головным   убором.   Кика   была   женским нарядным   головным   убором   замужних женщин.   По   древнерусскому   обычаю поверх   кики   надевали   платок   (убрус). Кику   носили   преимущественно   в   южных районах   Рязанская, 8 (Воронежская, складка   –     Орловская, Тульская,   Калужская губернии).   Поверх   платка     надевалась нарядная   сорока   из   вышитой   ткани. Кокошник был парадным головным убором замужней   женщины.   Кику   и   кокошник замужние   женщины   одевали,   когда выходили   из   дома,   а   дома   носили,   как правило, повойник (чепец) и платок. высокая   складка   на   лбу   –   замужняя женщина;   • девушка. узкая   • без   складки   –   вдовы   и   умершие. Чем   богаче   и   ярче   платок,   тем почтительнее и богаче считалась женщина. Появляться   с   непокрытой   головой   перед родственниками мужа ­ неприлично. Вывод: Традиционными головными  уборами хакасских женщин являлись: тумах, сапха, тагайах, чапых и тюльгупюрик. Головные уборы   русского народного костюма: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, кика, убрус, кокошник, повойник. По головному убору разных народностей можно было определить замужняя женщина или нет, ее социальный статус.   В   конце   19   века   основным   головным   убором   как   хакасских,   так   и   русских женщин стал платок.(Приложение№ 3) 6. Украшения Коренное население Распространенным украшением на одежде хакасок   являются   узоры,   вышитые крученым   шелком   ярких   тонов.   На наплечниках, рукавицах, обуви. Общим для хакасского   орнамента   является   его растительный   характер.   Узоры   делались чаще   всего   в   виде   звезд,   цветов, напоминающих   по   форме   разноцветные цветочные   растения   и   крестообразные длинные и квадратные фигуры.  Своеобразным   узором­оберегом   по представлению   хакасских   мастериц являлась   схема   священного   дерева.   Богатые хакасские женщины использовали для   украшений   дорогие   коралловые, серебрянные   и   позолоченные   пуговицы. Характерным   женским   украшением   был нагрудник (пого), надевавшийся на свадьбе поверх   шубы   или   сигедека   (безрукавка) замужней   женщиной   (свахой).   Пого вырезался   из   куска   дубленой   кожи   и обшивался   черным   шисом   или   другим плотным материалом. Лицевая поверхность его   сплошь   унизывалась   в   виде симметричного узора крупными и мелкими перламутровыми пуговицами, небольшими кораллами, раковинами, крупным бисером, разноцветными   бусами   и   камнями.   По внешней стороне края пого украшалось Вольные переселенцы Распространенным видом украшений была вышивка,   в   которой   чаще   всего традиционно   сохранялись   многие   древние элементы   и   композиции,   свойственные восточнославянскому орнаменту. Наиболее используемая   фигура   в   воронежской вышивке   и   ткачестве   –   ромб   (символ земли). Чаще всего мотив ромба составлял основу   узорных   композиций,   но   иногда служил   дополнением   к  другим   мотивам.   Для   нашивных   украшений   использовались нитки,   тесьма,   кружево,   шнуры,   ленты, кожа,   мех.   Из   шерстяных   разноцветных нитей   изготовляли   пуговицы,   кружки, кисти   для   украшения   верхней   одежды, платков, поясов. Красочную тесьму, ленты, полосы черного плиса (хлопчатобумажный бархат) широко использовали для отделки поясной   и   нагрудной   одежды.   Кружевом, плетенным   на   коклюшках   или   связанным крючком, отделывали рубахи и передники.  Рисунки   для   украшений   мастерицы придумывали   сами   и   заимствовали   из узоров   тканых,   плетеных   и   вышитых изделий. Украшения   называли   по­разному   — 9 сережки     с вола борода,   жерелок,   подшейник,   подгорлок, ошейник,   зажельник,   раз  метка,   гайтан   (в переводе   древнегреческого   и древнелатинского   —   плетешок,   тесьма, шнурок),   итан,   чопка,   королеска,   сетка, чапочка.   На   гайтане   —   шнурке   носили нательный   крест,   гайтан   —   плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами. бахромой из бисера. Пого одевали только на   свадьбе.   Его   могли   одевать   свахи   и невеста. Замужние   женщины   украшали   себя коралловыми   сережками   ызырга   с   тремя коралловых   бусинами   суру,   между   ними вставлялись маленькие бусинки. Согласно поверьям,   женские   уши   не   должны   быть пустыми,   потому   что   к   кораллам притягивается  душа. Кораллы покупались хакасами у татар, которые привозили их из Средней   Азии.   За   одну   большую   бусину давали лошадь. Молодые   девушки   носили   в   ушах маленькие ахчаызыргазы, состоящие   из   одного   коралла   и   одной монетки. Пожилые женщины украшали уши сережками   котек,   сделанные   из   пуха хвостов гусей или уток.  Пальцы   украшали   серебряными   кольцами пурба и перстнями чистик.   Молодые   девушки   украшали   кисти   рук браслетами   "кумуспiлектис"   из   цельной серебряной   пластины   с   орнаментом   и кораллами.   Люди   победнее   носили браслеты   из   черной   дубленой   кожи, обшитой бисером, стеклярусом.   Браслеты   часто   служили желанным   предметом,   который   девушки давали   парням   в   знак   согласия   выйти   за них замуж. Замужние женщины заплетали волосы в две косы,   связывали   их   и   носили   на   груди. Девушки   заплетали   свои   волосы   в   одну косу   или   в   мелкие   косички,   которые украшались   различными   подвесками   из серебряных монет, жемчуга и кораллов. Вывод:  Национальные  хакасские   украшения  отмечаются   сложностью  и   своеобразием выполнения,  который передавался из  поколения  в поколение. Вышивка в славянской культуре считалась не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой   силы».   В   хакасской   культуре   орнамент   в   вышивке   отражает   религиозные представления,   особенности   быта   и   представления   людей   об   окружающем   мире. (Приложение№ 4) перламутром,         или     10 Заключение Начиная   работу   над   данной   темой,  я   и   не   подозревала,   сколько   нового   и  Изучая   особенности   женского   национального   костюма интересного   узнаю. коренных   народов   и   вольных   переселенцев,   проживающих   на   территории Минусинской   волости,   Енисейской   губернии   19   века,   я   узнала,   насколько необычным, красочным, замысловатым может быть женское платье. Я поняла, что детали национальных женских костюмов складывались веками с зависимости от образа   жизни,   религиозных   верований,   территории   проживания.   Одежда подчёркивала семейные, возрастные и социальные отличия, которые проявлялись в наличии украшений, в составных элементах костюма, в качестве ткани. Хакасский   национальный   костюм   значительно   отличался   от   костюма вольных   переселенок.Одежда   шилась   широкого   покроя,   что   было   удобно   для верховой езды. При изготовлении одежды в большей степени использовались меха и   кожа,   что   связано   с   климатическими   условиями   и   кочевым   образом   жизни. Кроме того, одежда у хакасов не только украшала человека, но и оберегала его, в связи, с чем было множество поверий и запретов, связанных с одеждой. Русский   национальный   костюм   отличался   более   узким   кроем,   наиболее распространенными   видами   одежды   были   сарафанный   и   понёвный   комплекты. Женский   костюм   отличался   многослойностью,   преобладающим   цветом   являлся красный цвет как символ радости и счастья.  11 Через изучение праздничного платья народностей Енисейской губернии, я поняла, какой образ жизни они вели и во что верили. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Литература 1. БутонаевВ.Я.«Сокровища культуры Хакасии»  2. ЛаткинН.В.«Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее», 1892г.  3. Бутанаев   В.Я.   «Традиционная   культура   и   быт   хакасов:   Пособие   для учителей. – Абакан: Хакасское кн. изд­во, 1996 г. 4. Каминская Н.М. «История костюма», 1977 г. 5. Бутанаева В. Я. «Традиционная культура и быт хакасов», 1996г. 6. Шмаков С.А. Феномен культуры. ­ М.: Новая школа. 1994. 240с.  7. Шмаков   С.А.   Уроки     досуга:   в   помощь   педагогу­экспериментатору, классному   руководителю   /   С.А.Шмаков.   –   М.,   1992.   –   56   с.   Педагогу­ организатору ДЮЦ «Калейдоскоп». 8. http://nhkm.ru/index.php?lang=ru 12 Приложение №1  Праздничное платье современной хакасской женщины             Праздничное платье 19 века 13 Богатые   хакасские   женщины Праздничное платье вольных переселенцев Приложение №2 (Виды одежды) 14 Приложение №3 (головные уборы) 15 Приложение № 4(украшения) 16

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"

Исследовательская работа "Праздничная одежда женщин 19 века Енисейской губернии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018