Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
pptx
русская литература
7 кл
07.04.2019
Путь к глубокому серьёзному познанию нашего родного края лежит через изучение творческого наследия поэта-земляка Вячеслава Богданова, а оно формирует истинную любовь к родной природе. Стихи учат любить родные места, знать о них, быть патриотами, интересоваться поэзией.
В посёлках Тамбовской области проводятся мероприятия по увековечиванию памяти и сохранению творчества талантливого и яркого русского поэта В.Богданова.
1.Исследовательская работа Родная природа в поэзии ВА Богданова (МЕНЬШИКОВА АРИНА).pptx
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Исследовательская
работа
«Природа в поэзии
Вячеслава
Алексеевича
Богданова»
• Выполнила: Меньшикова Арина, ученица 7
б класса.
•
• Руководитель: Максимова Людмила
Борисовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
руководитель литературного клуба
«Голубой костёр».
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Введение.
Путь к глубокому серьёзному познанию нашего родного края лежит через изучение
творческого наследия поэтаземляка Вячеслава Богданова, а оно формирует
истинную любовь к родной природе. Стихи учат любить родные места, знать о них,
быть патриотами, интересоваться поэзией.
В посёлках Тамбовской области проводятся мероприятия по увековечиванию
памяти и сохранению творчества талантливого и яркого русского поэта В.Богданова.
Актуальность: на уроках литературы, в районных и школьных мероприятиях,
средствах массовой информации мы знакомимся с поэзией В.Богданова, с
отражением красоты родной природы, приобщаемся к искусству поэтического слова,
в его стихах черпаем последнее вдохновение. Иногда предлагаются такие вопросы и
задания: «Чем именно привлекает современников творчество В.Богданова? Какие
стихи поэтаземляка вы знаете? Чем они дороги для нас?»
Объект исследования: поэтическое творчество В.Богданова
Предмет исследования: жизненный и творческий путь В.Богданова
Гипотеза: образ природы занимает одно из центральных мест в лирике
В.Богданова.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
• изучить специфику лирических произведений поэта о природе, а также
Цель работы:
изображение образов природы в разное время года;
• раскрыть проблему взаимоотношений человека и природы;
• воспитать любовь к родной природе и бережное отношение к
творческому наследию русского поэтаземляка В.Богданова.
Задачи:
• познакомиться с особенностями поэзии;
• собрать и оформить биографические сведения о поэте В.Богданова;
• прочитать произведения о зиме, весне, лете, осени;
• выявить, какие художественные средства поэт использует для
изображения времен года;
• сделать вывод по анализу стихотворных произведений;
• провести самооценку (вывод) исследовательской работы и сделать
презентацию;
• оформить творческий отчет.
• Предмет исследования: Стихи В.Богданова.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Творческое наследие поэтаземляка
Вячеслава Алексеевича Богданова
• Путь к глубокому серьёзному познанию
нашего родного края лежит через
изучение творческого наследия поэта
земляка Вячеслава Алексеевича
Богданова, а оно формирует истинную
любовь к родной природе. Стихи учат
любить родные места, знать о них, быть
патриотами, интересоваться поэзией.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Имя одной из таких
прекраснейших звёзд в бессмертном
поэтическом созвездии России наш
земляк Вячеслав Богданов.
Поэту в 2017 году исполнилось бы
80 лет. Но так распорядилась судьба,
что уже 42 года его нет с нами. Мы
чтим память о нём, изучаем его
биографию и литературное наследие.
Вячеслав Алексеевич Богданов
родился 24 сентября 1937 года в
деревне Васильевка Мордовского
района Тамбовской области, где
прошло его детство. Отец погиб на
фронте под Курском в 1942. Мать одна
растила троих детей.
В 1951 году, закончив 4 класса,
временно прекратил учебу изза
материальной необеспеченности.
Ближайшая семилетняя школа
находилась в десяти километрах от
деревни, где проживал поэт.
• Жизненный и творческий путь
В.Богданова.
Движется, живёт по своим законам мир
поэзииВселенная души человечества.
Беспрерывно вспыхивают в этом чудесном
мире новые поэтические звёзды и
звёздочки. Одни сгорают и навсегда
затухают ещё при жизни «их хозяина», свет
от других доходит к нам на протяжении
десятилетий, и лишь немногие, очень
немногие согревают народную живую душу
в веках, разгораясь со временем всё ярче и
ярче.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в Челябинск. После окончания школы
будущий поэт работал слесареммонтажником на Челябинском металлургическом заводе в
течение 15 лет.
Не от хорошей жизни переехал, а от голодной. Сам бы он не решился, да и не смог бы.
Государство подтолкнуло, подсказало переехать – по набору. А в Челябинске – что?
Училище, тоже казенное. А после училища – что? Лихая, высотная, как будто бы
романтическая и вроде бы даже поэтическая монтажная работа в угарном цехе коксохима.
Вячеслав Богданов был из тех деревенских мальчиков, которых сиротское детство сразу
«загримировало» под старичков. Сомкнутые губы, тоска прищуренных глаз, печать
безысходной озабоченности на лице, обидчивый излом бровей, застенчивость, готовая
обернуться колючестью, – таким мальчик Слава приехал в Челябинск. Город обрушился на
него и почти завалил обломками своей толкотни, грохота, многолюдья, этажей. А завод? Это
какоето железное, пыхтящее дымами чудовище, к которому страшно даже подступиться. В
городе все совершенно другое, нисколько не похожее на то, что было до него. Первое
желание – на вокзал и обратно. Убежать без оглядки, унести ноги, пока жив, бросить его раз и
навсегда. Но какаято неведомая сила останавливала его снова и снова.
Вместе с В. Сорокиным пришел в 1957 в литературное объединение «Металлург», где
встретился с поэтами М.Львовым, Л.Татьяничевой, Б.Ручьевым.
В том, как он рос в своей Васильевке, не было ничего, что толкнуло бы
его к поэзии. Извне не было и намека на стихи. Значит, изнутри? Как бы то ни было, не
поэтом приехал Богданов из Васильевки в Челябинск. Поэтом он стал в Челябинске. Но
парадокс в том, что поэтом его сделал не Челябинск, а Васильевка.
Родился Вячеслав Алексеевич Богданов в семье Алексея и Пелагеи Богдановых. Дом, где
родился Слава, стоял на возвышении, у зелёной бровки большака, откуда открывался
прекрасный вид на реку Чемлык.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Шумели хлеба полновесно,
Дремал мятою терпкою лог…
И к дому торопко,
Белёсо
Дорога ложилась у ног
Река голубеющей тенью
Плелась в заревые края…
И глубь над тихим селеньем
Кружился,
Как память моя…
(«Приеду в село…»)
Сегодня от дома ничего не
осталось, кроме нескольких
садовых деревьев из усадьбы,
однако красота этого места
завораживает, как прежде:
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Его стихи рождались естественно, как песня. Поэт посвятил родной
Тамбовской земле не одно произведение: «Встреча»,
«Возвращение», «Она неповторима Русь»,… На Тамбовщине , в
родном посёлке Мордово проводятся Богдановские чтения.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Именем писателя названа районная
библиотека, установлен бюст, создан музей
поэта
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
В. Богданов был одним из немногих поэтов послевоенного поколения,
который органично соединил в своей душе два начала: любовь к родине и
Образ зимы в поэзии
родной природе, к местам где вырос.
Вячеслав Богданов открывает нам
неповторимую прелесть природы в
разное время года. Он чутко и
внимательно наблюдает за временами
года, например, за зимой:
А снег пришёл и чисто,
И глубоко
Дорогой краткой светового дня.
Между берёз ведёт меня далёко
На поводу искристая лыжня.
(«А снег пришел…»)
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Находясь вдали от Родины, поэт тоскует о
ней, вспоминает о родной деревенской
природе в зимнее время года:
Помню в руках хрустящий Снежный ком
И прислонюсь к стволу сосны я ухом
И по корням услышу – чернозём…
(«А снег пришёл…»)
Зима навевает чувства одиночества,
заброшенности родного дома
К дверям забитым я зимой приеду,
Замочный ключ до боли сжав в горсти…
(«Родимый дом»).
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Большой вес в творчестве В.Богданова занимает весенняя
природа, её тайны и красота. Она помогает понять состояние
Образ весны в поэзии
души героя:
У тропы заросшей третий год
Одиноко яблоня цветёт.
Цвет её пушистый и сквозной
Переполнен солнцем и весной.
Где же твой хозяин? – Расскажи.
Он куда уехал из глуши?
Он разрушил дом свой и забор,
Навострил и на тебя топор
(«Яблоня»)
В стихотворении лирический герой, глядя на пышно цветущую яблоню весной,
брошенную своим хозяином, видимо, уехавшим в город, испытывает горечь,
видя «тропу заросшую» и этот белорозовый яблоневый цвет, который
«переполнен солнцем и весной». Поэт предчувствует разорение русской
деревни с чарующей весенней природой. Стихотворение учит любить и беречь
родной уголок.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
• Стихотворение «Вечером» взволновало меня
неповторимым весенним пейзажем. В нём
поэт создал образ родного посёлка с красотой
весны:
В тихом блеске речка серебрится,
Дышит вечер запахом полей…
Разве может чтонибудь сравниться
С красотой весенней на земле!
(«Вечером»)
•Читая стихотворение, я почувствовала, что
богдановская весенняя природа находится в
постоянном изменении, движении. Пейзаж
поэта глубоко народен. В стихотворении
«Вечером» цветы, даль, луна, поля
очеловечены, всё живет и говорит с героем.
Поэт, проведший детство в деревне , впитал в
себя звуки, запахи родных мест.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Образ лета в поэзии
Летний пейзаж находит отражение в
стихотворении «Засуха»:
Нет от жары покоя и преград
Угрюм народ, И
лишь беспечны дети…
Нет ничего больней
На белом свете,
Чем наблюдать июльский листопад…
(«Засуха»).
Картина природы летом в стихотворении полна большой тревоги, ведь
засуха страшна не только тем, что травы никнут и листва жухнет, но она
означает ещё, тяжёлый недород для деревенского жителя и не
предвещает ничего хорошего. Вячеслав Богданов не противоречит
законам природы, её вековым правилам, напротив, живёт с ней в
унисон.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Очаровывает летний пейзаж в
стихотворении «Корова»:
А корова не пришла из стада,
Мне искать корову срочно надо.
Тьма легла в репейные низины
К берегам речной зеленой тины.
Я кнутом похлопываю вечер,
Он росою на траве рассвечен….
Лирический герой сливается с жизнью деревни, с
природой, избегая созерцательного отношения к
ней. Столь часто присущее многим так
называемым поэтампейзажистам.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Летнюю пору поэт
ассоциирует с трудом:
«хлеба готовились к
покосу», «с полями
быть наедине».
(«Наедине с полями»),
«Шлёт привет мне/
Грядущее лето…»
(«Работа»).
Богдановский летний пейзаж способен наполнить нас
живительной энергией, любовью к труду.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Образ осени в поэзии
Из календарных месяцев любимый у поэта – сентябрь, и потому, что это «добрый
месяц моего рожденья», и потому, что это «весёлая, сквозная, продувная пора»,
время итогов, результатов, урожая – во всех смыслах.
• Это время с «горячим караваем»
и«нарядной красною рябиной».
Кажется, никакие дожди, даже
самые«настырные» не могут
омрачить его радостного
настроя, хотя поэт прекрасно
понимает, что сентябрю недолго
быть таковым – светлым и
тёплым, и его тепло – всётаки
прощальное. «Родной сентябрь! /
До радости, / до пенья /Своим
лучом прощальным обогрей!»
(«Сентябрь»)
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
аа
А на дворе всё ощутимей осень.
Люблю её задумчивый приход.
Она с дождями
Прошлое приносит
И з сердце – щемящая – берёт…
(«Рождение»)
Художественно близок Вячеслав Богданов
Сергею Есенину. Поэты
создали такие метафоры, которые остаются
в памяти надолго:
«Осень рыжая кобыла чешет гриву…»
(«Осень. С.Есенин»),
«Чешут клёны рыжие бока.
Ой ты осень золотая быль…»
(«Выплывают, дали серебря. В.Богданов»)
и другие.
Сентябрь упоминается и в
стихотворении
«Выплывают
дали, серебря…», и появляется
образ
что
называется поэтом «золотая
быль». Осень – время года,
особо любимое им.
осени,
той,
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Заключение
• Любовь к родной природе живёт в
сердцах людей. Но далеко не
каждый может выразить свои
чувства к родному краю так, как это
сделал В.Богданов. Всё его
творчество – признание в вечной
любви к природе и к Родине.
Стихи поэта о родной земле являются
для меня и современников
источником духовности и вдохновения,
близки русскому человеку, который
понастоящему любит родную
природу, а значит, Родину.
•
Несомненно, Богданов будет популярен, и секрет его
популярности в том, что ему удалось воспроизвести
национальное восприятие мира и природы.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Информационные источники:
• 1.В.Богданов «Возвращение», сборник сочинений в
одном томе.
Москва. Современный писатель.1997
• 2.Любовь Рыжкова «Медоносная судьба поэта».
2016г.
• 3.Серия «Знаменитые тамбовцы» Богданов В.А.
Библидосье. Тамбов 2012 г.
• 4.Сошин «Он не жил, а летел» газета «Новая жизнь»
№33 от 16 августа 2007г.
• 5.Без формата.Ru Челябинск «Богданов – Богом
данный и взятый…» от18 января 2018 г. (
http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/bogdanovbo
gomdannijivzyatij/3872142
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Выводы:
Исследовательская работа способствовала:
повышению знаний о творчестве Вячеслава Богданова;
изучена биография;
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала
учащихся.
Исследовательская работа показала:
Литературное творчество Вячеслава Богданова тесно связано
с родной природой.
Гипотеза подтвердилась
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Практическая часть исследовательской работы
Я провела анкетирование среди своих одноклассников.
•
По результатам анкетирования узнала:
20 учеников из 24 слышали имя Вячеслава Богданова.
14 учеников читали стихи поэта.
• По результатам исследования оформила слайдовую презентацию и показала ее
одноклассникам. Всех ребят очень заинтересовала эта тема, и они решили изучить ее
подробнее.
• В опросе участвовали мои одноклассники, 24 человека.
На первый вопрос: Слышали ли Вы имя Вячеслава Богданова?
Ответили «да» 20 человека, «нет» 4 человек.
На второй вопрос: Знаете ли Вы, кем является этот человек? Если знаете, то
назовите. Мы получили следующие ответы:
«Это русский поэт» 20 человека, «музыкант» 1 человек, «не знаем» 3 человек.
• На третий вопрос: Знакомы ли Вы с его творчеством? Мы получили следующие
•
ответы:
«Да» 17 человека, «Нет» 4 человек.
На четвертый вопрос: Хотите ли Вы познакомиться с его биографией и творчеством?
«Да» 18 человек, «Не знаю» 5 человек, «Нет» 1 человека.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
• Исходя этого, большинство учащихся
знакомы с творчеством и биографией
поэта Богданова Вячеслава, я решила
познакомить их с его творчеством.
По результатам исследования оформила
слайдовую презентацию для классного
часа «Родная природа в поэзии
Вячеслава Богданова», и показала ее
одноклассникам. Всех ребят очень
заинтересовала эта тема, и они решили
изучить ее подробнее.
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
да
нет
да
нет
Исследовательская работа «Природа в поэзии Вячеслава Алексеевича Богданова»
Спасибо за внимание !
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.