Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.
Оценка 5

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
биология
11 кл
23.11.2018
Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.
Комнатные растения обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и положительно влияют на учебный процесс: они подавляют шум, создают комфортный уровень влажности, фильтруют воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, снижают стрессовые ситуации. 2. В школе присутствует 508 растений, видов 93. Больше всего видов относится к группе декоративнолистных растений - 49, декоративно цветущих - 15. В группе кактусов и суккулентов мы определили 29 видов. По нашим наблюдениям большинство растений находятся в школе в хорошем состоянии.
Трофимова.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ДАНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  с. БЕРЁЗОВКА СЕКЦИЯ: БОТАНИКА РАСТЕНИЯ  ДАЛЬНИХ  СТРАН НА  НАШИХ  ОКНАХ Трофимова Анастасия Альбертовна МБОУ СОШ с. Берёзовка, 10 класс Научный руководитель: Князева Любовь Петровна учитель биологии МБОУ СОШ  с. Берёзовка, учитель 1 квалифицированной категории. БЕРЁЗОВКА – 2014. 1 Содержание 1. Введение…………………………………………………………………………………  3­4 2. Роль  комнатных  растений  в  учебном  процессе……………………………………  4­6 3.  Многообразие комнатных  цветов  школы, классификация их  по  группам………6­10 3.1 Декоративнолиственные  растения……………………………………….. 6­8 3.2 Декоративноцветущие растения………………………………………….. 8­9 3.3 Кактусы  и  суккуленты……………………………………………………9­10 4. Польза  и  вред  комнатных  растений……………………………………………10­15 4.1 Ядовитые  комнатные  растения  школы………………………………….10­12 4.2 Растения аллергены………………………………………………………   12­14 4.3 Растения,  используемые  в  лечебных  и профилактических  целях….14­15 5. Правила  ухода  за  комнатными  растениями……………………………………..15­17 6.   Социологический   опрос   среди   учащихся   6­11   классов   по   вопросу   о   значении комнатных растений в школе………………………………………………………17­18 7. Выводы…………………………………………………………………………………18­19 8. Заключение…………………………………………………………………………       19 9. Литература………………………………………………………………………………….20 2 Введение В  век   технического  прогресса, растущих ввысь  городов, проблем  окружающей среды   люди не  утрачивают  связь с  природой, поэтому  для меня  самое  интересное  в школе – познавать  природу, окружающий  нас  мир  растений  и животных.  Но  зелёный мир  растений  не  всегда  доступен  для  изучения. В  большей  части  нашей  страны  весна короткая, а  лето  пробегает  быстро.  Дождливая  осень  и  холодная  зима  тянутся  очень долго. И получается, что большую часть года растения  недоступны  для  изучения. А  между  тем  частица  мира растений  во  всём  его  удивительном  многообразии есть в  доме каждого  из  нас и  в нашей  школе. Растения,  живущие в  наших  домах на  окнах, особенные. Они  довольствуются зимой   тусклым   светом, проникающим   через   двойные   стёкла,   влажным   воздухом   с повышенным   количеством   углекислого   газа   и   комнатным   теплом.   Наши   лесные   и садовые     растения     таких     условий     не     выдержали     бы;     кроме     того,     зимой     они сбрасывают  листья  и  держать  их  дома  просто  неинтересно.                    О таком богатстве растений, которое сегодня можно увидеть в нашей школе, в прежние   времена   приходилось   только   мечтать.   И   если   даже   от   специалиста   нельзя требовать, чтобы он помнил наизусть индивидуальные особенности  каждого растения, то уж  начинающему   любителю,   конечно,   не   обойтись   без   помощи   соответствующей литературы.   Каждому   растению   что­то   подходит,   а   что­то   нет.   Некоторым   растениям 3 нужна прохлада зимой, другие прекрасно себя чувствуют на солнцепеке, в то время как третьи в аналогичных условиях наверняка погибнут. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять горшок, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз  в   несколько   дней   поливать   водой   из­под  крана   и   весь   технологический   цикл   этим   Правильный   уход   за   комнатными   растениями   не   требует исчерпывается. профессиональных знаний, этому не надо специально учиться, как, скажем, иностранному языку.   Свет,   соответствующая   температура,   вода   и   состав   подкормки   ­   вот   четыре важнейших   фактора,   от   которых   зависит   жизнь   наших   комнатных   растений.   Однако   и хорошо   знакомые   растения   могут   доставлять   массу   хлопот,   с   которыми   поможет разобраться соответствующая  литература.                   Вот я и решила создать школьный каталог комнатных растений,     в   котором попытаюсь   отразить   необходимые     условия     их   содержания.         Все   желающие   могут обратиться к нему в случае необходимости.  Актуальность   моей   темы  заключается в том, что   именно растениям  обязан живой мир  нашей планеты  своим  существованием. Ценность   растений   заключается   еще   и   в   том,   что   они   являются   источником   красоты, счастья, эстетического наслаждения.    Целью данной   исследовательской   работы стало создание   каталога комнатных растений Задачи работы:        изучить   литературу по  данной теме; провести перепись и фотографирование комнатных растений школы;  выяснить, как  влияют комнатные  растения на  учебный  процесс;  изучить многообразие комнатных   цветов   школы, классифицируя их   по группам; выявить   в   школьной     коллекции   растения,   негативно     и     позитивно влияющие на здоровье  человека выработать рекомендации по уходу за растениями; провести социологический опрос среди учащихся 6­11 классов по вопросу о значении комнатных растений в школе и  дома 2.  Влияние  комнатных  растений  на  учебный  процесс           Данная тема заинтересовала меня, потому что в коридорах и кабинетах нашей школы много различных растений. И мне стало интересно, какую пользу они приносят и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты. На  самом 4 деле   растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы   и   не   подозреваем!   Поселившись   рядом     с     нами   дома       или     в     школе,   «зелёные квартиранты» не только  улучшают самочувствие, но и  повышают работоспособность. Так по   данным   средств массовой   информации Баварский муниципальный союз страховых компаний,   специализирующихся   на   предоставлении   услуг   в   области   страхования   от несчастных   случаев   (Bayerischer   Gemeindeunfallversicherungsverband),   решил   взять   себе этот опыт на вооружение, чтобы в рамках проекта «Anschub.de» проверить, как влияет озеленение   классных   комнат  на  обучение   и  жизнь  школьников.   Школы  в  городах   Бад, Киссинген,   Кобург   и   Мюнхен,   принимающие   участие   в   данном   проекте,   уже   начали ощущать позитивное влияние растений. Оформление школьного здания, классных комнат и школьного двора влияют не только на хорошее самочувствие и работоспособность, но и на отношение между самими школьниками и учителями.                          В окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными. Преобразить интерьер, привлекательно оформить стены и создать приятный свет помогают комнатные растения.  1.     Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной   жизни.   Растения   могут   внести   свой   вклад   в   подавлении   шума   и   создать акустический комфорт внутри помещения. Для   улучшения   самочувствия   большое   значение   имеет   звукопоглощение, оценивающееся по среднему показателю в диапазоне частот 250­4000 Гц. именно растения в этом диапазоне частот эффективно подавляют шумы. 2.             В зимний период низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем,  как у учеников, так и у учителей. Влажность воздуха в классных комнатах с октября по март составляет 15­30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40­65%. При вдыхании сухого воздуха слизистая оболочка носа и горла   пересыхает,   и   перестает   задерживать   вирусы   и   бактерии.   Вследствие   этого, повышается   подверженность   заболеваниям,   а   у   некоторых   проявляются   симптомы аллергии и астмы. Растения   способны   испарять   до   97%   влаги.   Таким   образом,   нецветущие декоративные растения с очень высокой интенсивностью транспирации, как, к примеру, нефролепис,  циперус, фикус, драцена, гибискус, в зимний период создают в помещениях комфортный уровень влажности. 5 3.      Некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качество. Множество летучих органических веществ (формальдегид, ацетон, толуол и др.) из мебели и строительных материалов попадают в воздух помещения, и могут вызвать у человека головные боли, аллергию, кожную сыпь. Растения способны уменьшить количество этих вредных   веществ   в   воздухе.   Кроме   того,   растения   могут   абсорбировать   пыль.   Самые лучшие   растения­фильтры   —   драцена,   финик,     рапис,   хлорофитум,   фикус,   плющ, хамедорея, традесканция. 4.   Дети часто болеют,  плохо успевают в школе, а одна  из  причин этого­ присутствие  в классе, где они учатся,  углекислого газа. Этот газ даже в невысоких концентрациях может пагубно   отразиться   на   здоровье   и   работоспособности   человека.   Во   время   фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.  5.   В окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными и испытывают комфорт и   уравновешенность.   Некоторые   растения   действуют   успокаивающе   и   расслабляюще,   а также снижают стрессовые реакции. Более того, зеленый цвет растений играет при этом немаловажную роль. Не случайно психологи советуют желающим снять стресс, используя зеленый цвет. Ученики     нашей     школы   принимают   активное   участие   как   в   планировании озеленения школы и осуществления посадок, так и в дальнейшем уходе за растениями. Ведь то, что мы создаём своими руками, мы   не испортим, и будем беречь. Кроме того, ухаживая   за     растениями, психологический микроклимат в классе   между   учащимися улучшается.           Следовательно, растения, окружающие человека на протяжении большей части суток, обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать   на   нервную   систему,   улучшать   настроение   и   укреплять   здоровье. Некоторые,   кроме   всего   прочего,   вырабатывают   фитонциды   ­   летучие   бактерицидные вещества, которые положительно  воздействуют на иммунную систему человека.       3.Классификация комнатных  растений.                    Для     создания     школьного     каталога     комнатных     растений,     я     решила воспользоваться     Михайловны   комнатных   растений      классификацией     Анны   Ульянищевой.(4,126­140) Существует   четыре   основных   группы   растений,     у   каждой   из   которых   есть   свои особенности. 6 К К м м ы ы о о а а е е а а е е р р н н н н н н и и я я т т с с т т                                                                 3.1.Декоративнолистные комнатные растения (декоративны круглый год)                   Декоративнолистные растения при правильном уходе могут жить в комнатных условиях очень долго. Листья зелёные круглый год, хотя некоторые виды нуждаются в прохладном   помещении   в   зимнее   время,     а   у   некоторых   других   листья   с   возрастом становятся малопривлекательными. К   этой группе можно   отнести хризантемы (кабинет немецкого  языка). Эти растения выращивают не ради цветов, а ради красоты листьев или стеблей:  у таких растений красивыми могут быть как отдельные листья (монстера деликатная и бегония королевская), так и растение в целом     (например, аспарагус и папоротник нефролепис). Некоторые   растения   из   этой   группы,   такие,   как   зебрина,   сансевиерия   и   пеперомия, образуют мелкие цветы, но все же в основном эти растения выращивают ради листвы и общего зрительного эффекта, который они производят своим обликом.                  Такие растения из этой группы, как кротон, бегония королевская, кордилина верхушечная, драцена и др.,  сами могут похвастаться яркоокрашенной листвой,  которую они демонстрируют круглый год. Декоративнолистные   растения   должны   жить   в   помещениях.   Некоторые   из   них   с удовольствием   проведут   зимний   отпуск  в   прохладной   комнате.   При   правильном  уходе многие   из   них   способны   пережить   своих   хозяев.     Но   каждое   растение   нуждается   в индивидуальном уходе. Об особенностях в содержании того или иного растения можно узнать  из  специализированных  книг  или  из     нашего     каталога.  Я  надеюсь,  что каталог комнатных     растений   станет   хорошим     помощником   в   этом     интересном     полезном процессе – выращивании   растений. В   результате проведённых   исследований в нашей школе  к  этой  группе комнатных  растений  относится 49  видов.(4)    (Приложение  №1­ каталог). Попутно мы  определяли состояние каждого  растения по 3 бальной шкале.  7  Неудовлетворительное  Удовлетворительное  Хорошее Во   время   создания каталога   мы   определили 93   вида комнатных растений (не смогли     определить   11   видов),   большинство     «зелёных     квартирантов»     нашей школы имеют хорошее  состояние.  Информация  о  каждом  представителе  выглядит  следующим  образом. Во всех  кабинетах и коридорах  школы находится  508 растений.  Таблица 1 Список самых распространённых  растений  школы Название  растения 1. Хлорофитум капский 2. Фиалка 3. Эухарис (амазонская  лилия) 4. Сансевиерия 5. Циссус ромболистный 6. Нефролепис  возвышенный 7. Зефирантес  Линдлея 8. Кислица треугольная 9. Плющ  обыкновенный (хедера) 10. Аспидистра высокая 11. Диффенбахия  пятнистая 12. Плющ  обыкновенный (хедера) 13. Сингониум ушковатый Количество 60 27 22 21 14 14 13 11 11 10 10 11 9 3.2. Декоративноцветущие комнатные растения   Декоративноцветущие комнатные растения  (декоративны круглый год)    Цветущие   комнатные   растения   при   правильном   содержании   могут   жить   в   комнатных условиях неопределенно долгое время.   Листва после цветения не отмирает,   но может 8 утратить свою привлекательность.  Некоторые виды нуждаются в прохладном помещении зимой, а другие следует выносить летом на открытый воздух.   Существует две группы декоративноцветущих растений: одни используют для недолговечных композиций, а другие занимают прочное место в нашем доме.          Этих растений очень много,  и они различаются по размерам,  облику и запаху. Для любого   времени   года   можно   подобрать   цветущее   растение:   зимой   классные     комнаты оживляют каланхоэ и кислица,  весной цветут спатифиллум и антуриум,  летом­гибискус. Амазонская     лилия     цветёт   осенью,     а   многие   растения,     например,       сенполии   при некотором умении можно заставить цвести круглый год.    Цветы   этой   группы   более   требовательны   к   освещению,     чем   декоративнолистные растения.        К  сожалению, в нашей  школе  количество  видов  этой  группы  оказалось  меньше, всего 15.(4) Некоторые  представители  этой  группы  встречаются  в  школе  в единичном экземпляре, например:   бальзамин   султановидный (кабинет   начальной   школы 2 класс), колерия   боготская (кабинет   математики). Зато в кабинете   русского   языка   собрана целая  коллекция  фиалок (14 видов),  а  в  кабинете технологии 4 вида  глоксиний.  Все представители  этой  группы  представлены  в  каталоге.         3.3 Кактусы и суккуленты.                 Кактусы и суккуленты   (декоративны круглый год).   Кактусы­растения одного семейства кактусовых,  мясистые стебли которых покрыты группами пушистых волосиков. Почти все кактусы не имеют обычных листьев, у большинства есть колючки. Они способны очень долго жить в комнатных условиях.  Многие кактусы цветут.           Принято считать,   что кактусы отлично себя чувствуют,     если за ними вообще не ухаживать. Вряд ли найдётся другой живой организм,  который можно поместить в доме в такие же плохие условия,  как кактус,  и он всё ­ таки переживёт хозяина.    Кактусовые   ­  крупное   и  разнородное   семейство,    к  которому  в  природе   относятся  и маленькие   жмущиеся   к   земле   карлики,   и   огромные   колонны,     растущие   на   юго­западе Северной Америки.          Кроме  кактусов к  этой  группе растений  относятся растения различных семейств, хорошо произрастающие на сухих почвах и легко переносящие засуху благодаря запасам влаги, накопленной в сочных стеблях и листьях.    Большинство   суккулентов   –   выходцы   из   пустынь   и   полупустынь,   и   поэтому   они светолюбивы, жаро­ и засухоустойчивы.  9 Многие из них довольствуются на протяжении всей своей жизни очень умеренным поливом и   не   терпят   излишней   сырости,   неприхотливы,   поэтому   и   получили   широкое распространение в комнатных условиях, где часто растут лучше, чем в теплицах, так как предпочитают сухой воздух.    Многие суккуленты очень декоративны благодаря своей форме, окраске, опущению, а отдельные виды имеют красивые цветы и яркие плоды.  В группу суккулентов входят не только кактусы – сюда относятся агава, алоэ, гастерии, молочай, толстянка и прочие растения с сочными, богатыми водой стеблями и листьями.  Размножают суккуленты посевом семян, черенкованием и прививкой. Молодые растения пересаживают ежегодно, а старые – через 2­3 года.   При посадке суккулентов нужен хороший дренаж. Питательность земли для этих растений имеет не очень большое значение, так как в природных условиях они произрастают на тощей, песчаной почве. Содержат суккуленты в умеренно теплых помещениях, на хорошо освещенных подоконниках.        В  общей  сложности в этой  группе комнатных  растений  мы  определили 29  видов. (1.58,78,96,122,166)   Больше всего растений  этой  группы находится  в кабинете химии – 11   видов,   в   кабинете     биологии   ­5   видов,   а   также   в     коридорах   нашей     школы.   К сожалению, не  все виды  этой  группы  мы  смогли определить на  данный  момент, есть перспектива?             Так  получилось, что коллекция  школьных  растений создаётся у  нас  в школе бессознательно. Часть видов  комнатных  растений мы  получили 17 лет назад во  время открытия     нового     здания   МБОУ   СОШ     села     Берёзовка.   Часть   растений   подарена родителями   и   учениками,     некоторым     видам     отдают     предпочтения     учителя. Декоративнолиственных   растений   в   нашей   школе   больше всего.   Так   совпало, что исследования  норвежских  и  американских  учёных подтверждают тот факт,   что  всё­ таки растения   этой   группы наиболее   значимы в жизни   человека. По исследованиям норвежских     учёных,   именно   большие   поверхности     листьев   лучше     справляются   с очищением воздуха  от  токсичных  веществ и  пыли. Американские  учёные  проводили эксперименты с     офисными работниками. Двум   группам работников было   предложено решение  задач  на компьютере. Первая группа находилась в  помещении с  растениями, в результате они  показали лучшую  продуктивность, их  реакция была быстрее в  среднем на 12%, также  представители  «зелёной»  группы  были меньше подвержены  стрессу.  Доктор Вирджиния   Лор,   руководившая   исследованием,   попутно   доказала,   что   уровень 10 запыленности   на   рабочих   местах   можно   снизить   на   20%,   если   окружить   сотрудников растениями с декоративными листьями. 4.  Польза  и вред  комнатных растений  4.1 Ядовитые  растения  школы            Так как коллекция  создавалась  хаотично, то никто  не задумывался о том,  как будет реагировать организм (наш, или организм других приходящих сюда людей) на то или иное растение, выбранное для украшения нашей   школы. А   между   тем в   школьной коллекции  оказались растения ядовитые. Полный  список  ядовитых  растений я нашла в интернете (7), выбрала из  него те, которые  встречаются  в нашей  школе. Таблица 2 Список ядовитых комнатных растений школы села Берёзовка.  Название растения Симптомы Аглаонема переменчивая Алоказия Воспаление кожи, нарушение сердечного ритма,   повреждение   ЦНТ   (центральной нервной системы) Раздражение слизистых оболочек Опасные элементы Все растение Все органы Аспарагус Раздражение слизистых оболочек Ягоды Бегония вечноцветущая Диффенбахия Кливия Кротон, кодиеум Молочай Миля Воспаление слизистой, рвота Все растение Воспаление   слизистой,   нарушение сердечного ритма, паралич, повреждение Все   органы, особенно кожи и роговицы Рвота, понос, Рвота, диарея, контактный дерматит Головная боль, повреждение почек семена Листья Млечный сок Млечный сок Пуансеттия Раздражение   желудка,   рвота,   понос, Млечный сок Монстера привлекательная Пахиподиум Пеларгония Плющ восковой контактный дерматит Контактный   дерматит,   желудочно­ Все органы   понос,   судороги, кишечные   расстройства,   раздражение слизистой Рвота, дыхания Контактный дерматит Контактный   дерматит   при   частом   остановка Все органы Все растение Листья 11 Примула Сансевиерия трехполосая Седум,   Моргана Сциндапсус Рео Фикус (виды) Филодендрон соприкосновении Контактный   дерматит   при   частом соприкосновении Рвота Все   органы, особенно железистые волоски Все растение очиток Расстройство затрудненное дыхание   желудка,   рвота, Все растение Контактный дерматит, диарея Контактный дерматит Фотоконтактный дерматит, рвота, боли в Все растение Все растение Все растение желудке, аллергия Воспаление слизистых оболочек, рвота Все органы Рвота, кровавая диарея Рвота, кровавая диарея, судороги Цикас Цикламен персидский              Как мы видим   из   таблицы воздействие на организм человека ядовитых   растений проявляется  по ­ разному.   Чтобы  избежать воспаления  слизистых  оболочек глаз, кожи, Семена, корни Семена, корни расстройств органов  желудочно­кишечного  тракта  нужно  помнить следующие  правила.  Если   млечный   сок   выступил   в   месте   надреза   растения,   нужно   сразу   же тщательно вымыть руки и все  открытые  участки  тела  Когда вы занимаетесь каким­либо растением, не дотрагивайтесь руками до глаз  При  пересадке  этих  растений нужно надевать  резиновые  перчатки и марлевую повязку. 4.2 Растения ­ потенциальные аллергены      Летучие вещества, выделяемые комнатными растениями, способны вызывать у человека какую­либо аллергическую реакцию. Ведь растение ­ это живой организм, который дышит и,   естественно,   выделяет   продукты   обмена   и   дыхания.   Растение   выделяет   вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности (алкалоиды, ферменты, эфирные масла и др). Наличие   этих   компонентов   в   воздухе   даже   в   небольших   количествах   может спровоцировать у человека аллергическую реакцию.    Нельзя   забывать   и   о   том,   что   аллергию   может   вызвать   пыльца   цветущих   растений   и разлетающиеся   зрелые   споры   папоротников.   Аллергична   и   тривиальная   пыль,   которая 12 постепенно скапливается и на листьях живых растений, и на красивых сухих букетах или фитокомпозициях, размещенных на стенах помещения или на столах в вазах. Мелкие и легко отламывающиеся волоски растений, как и шерсть домашних животных, также могут быть сильными аллергенами.         Порой мы бываем очень удивлены тому, что в ритме нашей обыденной жизни нас вдруг начинает   мучить   сухой   раздражающий   кашель,   либо   появляется   беспричинный   частый насморк, либо начинает чесаться кожа, и слезятся глаза. Также могут проявиться и другие симптомы, характерные для аллергической реакции.   Часто мы не обращаем внимания на эти симптомы, не ищем причину их появления. А напрасно!                  Аллергическая   реакция   порой   может   просто   доставлять   неудобство   (быстро проходящее или длительное), в худшем случае ­ может вызывать резкое кратковременное ухудшение нашего общего состояния организма. Но иногда на основе запущенной аллергии могут   развиваться   другие   патологии   (в   частности,   астма).   Зачастую   проявление аллергической   реакции   зависит   только   от   индивидуальной   переносимости   (или непереносимости)   каждого   конкретного   человека   к   выделениям   растения   конкретного вида.  Пеларгония из  семейства Гераниевых, которую часто называют  просто «герань». Пеларгонии   содержат   в   листьях   эфирное   масло.   В   зависимости   от   пристрастия людей   и   индивидуальной   переносимости,   оно   может   восприниматься   и   как “замечательный аромат”, и как “удушающий  запах ”.  Папоротники.   Растения   группы   папоротников   могут   вызывать   аллергию   своими спорами   (органами   размножения   или   «пыльцой»),   которые   разлетаются   после созревания по всему помещению.  Эухарис   из семейства Амариллисовых ­ высокодекоративное растение в период цветения.  Цветки эухариса  у некоторых людей вызывают аллергическую реакцию из­за компонентов эфирных масел, определяющих аромат их цветков.  Алоказия,  Аглаонема, Диффенбахия, Филодендрон и ряд других растений входят в семейство Ароидных.   Контакт с соком этих растений (например, при пересадке) вызывает поражение кожи и слизистых оболочек при попадании на них.   Эуфорбия   или Молочай, Кодиеум или Кротон – популярные растения семейства Молочайных. Эти растения содержат едкий млечный сок, который может вызывать 13 аллергическую   реакцию   у   человека.   Такое   возможно   в   процессе   пересадки растения, при обмывании листьев.    В классах эти растения должны быть размещены на заднем плане, чтобы максимально снизить вероятность контакта учащихся с их листьями.  Каланхоэ или  Живородящее дерево,  Седум или   Очиток относятся к семейству Толстянковых.   Эти   растения   ценятся   как   декоративные   и   лекарственные (используются в народной медицине как ранозаживляющие). Но отношение к видам растений   из   этого   семейства   неоднозначное.   Они   действительно   оказывают лечебный   эффект,   но   и   могут   вызвать   сильнейшую   аллергическую   реакцию   у человека   на   коже;   а   при   закапывании   сока   растений   –   сильнейшие   отеки дыхательных путей.   Это же в равной степени относится и к такому высокодекоративному растению как Дряква или Цикламен, сок которого способен вызвать сильнейший ожог слизистой оболочки. Хотя, сами по себе, эти растения не являются аллергенами.        Как уже говорилось выше, реакции разных людей на одни и те же растения могут быть различны. Поэтому нет четких рекомендаций по поводу выбора растений ­ “ЭТО можно выращивать в школе, а ЭТО – нет!».  Знать   индивидуальные     особенности   каждого   растения   просто   необходимо,   для     того чтобы  себя  обезопасить от влияния  растений­аллергенов.  4.3 Растения, используемые в  лечебных  и  профилактических  целях.                    В наше время многие люди обеспокоены микробиологической чистотой воздуха помещений. Проблема бактериальной и грибковой загрязненности является актуальной, так   как   человек   проводит   в   закрытом   помещении   более   80%   суточного   времени   и постоянно   контактирует   с   микрофлорой   и   микобиотой   воздуха.   В   концентрациях, превышающих   рекомендованные   нормы,   бактерии   и   плесневые   грибы   способствуют развитию   многих   инфекционных   заболеваний,   различных   микозов   (особенно   бронхо­ легочных).  В нашей  школьной  коллекции есть растения с выраженным бактерицидным, фунгицидным, антивирусным   действием.   Многие   виды   растений   поглощают   токсичные   для   человека газообразные соединения, увлажняют воздух.        Фитонцидная активность растений зависит не от концентрации летучих веществ, а от их химического состава. Одна из важнейших особенностей фитонцидов – специфичность их   действия.   Даже   в   микроскопических   количествах   они   могут   задерживать   рост   и 14 размножение одних микроорганизмов, стимулировать рост других и таким образом играть существенную роль в регулировании состава микрофлоры воздуха.   В настоящее   время составлен   ассортимент   растений,   которые   целесообразно   использовать   в –   растения,   летучие   выделения   которых   обладают   выраженной профилактических и лечебных целях в жилых и общественных помещениях: 1   группа  антибактериальной,   антивирусной   активностью   в   отношении   воздушной   микрофлоры, например, плющ обыкновенный, пеперомия туполистная . 2   группа  –   растения,   летучие   выделения   которых   повышают   иммунитет,   обладают успокаивающими и противовоспалительными и другими лечебными действиями, например, лимон, герань душистая. 3   группа  –   растения­фитофильтры,   поглощающие   из   воздуха   вредные   газы,   например, хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, некоторые виды семейства бромелиевых.          Использование комнатных растений для оздоровления внутренней среды помещений принципиально   отличается   от   действия   современных   технических   средств   очистки воздуха.   По   воздействию   на   наиболее   распространенный   в   закрытых   пространствах условно­патогенный микроорганизм ­ стафилококк, летучие выделения некоторых видов растений   оказались   эффективнее,   чем   технические   устройства   и   дезинфицирующие средства.   Помимо   чисто   утилитарных   свойств,   комнатные   растения   оказывают гармонизирующее   действие   на   человека:   позволяют   прикоснуться   к   живой   природе   в условиях «каменных джунглей», радуют ростом и цветением, успокаивают приятным для глаз зеленым цветом  5.  Правила ухода за комнатными растениями. (2, 242­256) Всем известно, что школа  ­ это далеко не идеальное место для выращивания цветов и растений. Но, соблюдая определенные базовые правила, можно обеспечить благоприятные условия роста даже для самых прихотливых видов. Первое правило – это своевременность ухода, то есть полив, удобрение, пересаживание, борьба с вредителями должны проводиться только в определенное время. Поливать цветы и  растения  весной  нужно чаще,  так  как это время  активизации  их  жизнедеятельности. Летом в жаркие дни также необходимо увеличить частоту полива, а при похолодании – снизить. Осенью и зимой следует уменьшить интенсивность полива. Удобрения правильно применять только во время активного роста – весной и летом. Пересадку в новый горшок 15 лучше проводить весной до того, как корни растения начинают активно расти. Борьба с вредителями особенно актуальна летом, когда они особенно активны. Вторая рекомендация:  размещайте  растения  вблизи  источников  естественного  света  – окон.   Растениям   просто   необходим   дневной   свет,   поэтому   их   нужно   располагать   как можно ближе к источникам света, чтобы обеспечить им хороший уровень освещенности. Третья   заповедь  –   обеспечьте   растениям   оптимальную   температуру   и   влажность   в помещении.   Большинство   комнатных   растений   не   переносят   низкой   температуры окружающего   воздуха,   а   также   ее   резких   скачков.   Нужно   стараться   обеспечить температуру зимой не менее 18 градусов по Цельсию. Плохо переносят растения сквозняки и соседство с источниками тепла. Большинство растений любят повышенную влажность, поэтому   можно   порекомендовать   опрыскивать   листву   2­3   раза   в   неделю,   если   листва желтеет или опадает.  Четвертое правило – поливайте правильно. Разные растения требуют разных норм полива, но можно выделить общие рекомендации, которые нужно соблюдать всегда: 1) поливать нужно только убедившись, что почва сухая; 2) вода должна быть комнатной или чуть более высокой температуры, но ни в коем случае не холодной; 3)   поливать   лучше   всего   дождевой   водой,   набранной   за   пределами   города,   которая является оптимальной для цветов; 4) воду  для  полива  из­под  крана  нужно отстаивать, если  она  хлорирована,  а  если  она озонируется, то отстаивание не требуется; 5) желательно пропускать воду для полива через фильтр, но не кипятить, так как при кипячении   она   обедняется   кислородом,   который   очень   важен   для   корневой   системы растений. Пятое правило – подкармливайте растения. Все растения своими корнями поглощают из земли питательные элементы, вещества, тем самым обедняя почву. Поэтому грунт нужно обогащать удобрениями. В продаже имеется огромное число разных удобрений, которые растворяются в воде для полива. Для каждого вида удобрений имеется своя подробная инструкция   по   использованию,   которой   обязательно   нужно   придерживаться.   Можно посоветовать придерживаться минимально рекомендуемых доз, повышая дозы только при сохранении признаков дефицита питательных веществ. Шестое   правило  –   не   меняйте   месторасположение   растений.   Растения   способны приспосабливаться к окружающей их среде, но этот процесс протекает медленно, поэтому 16 частые   перестановки   растения   с   места   на   место   могут   пагубно   отразиться   на   его состоянии. Седьмая рекомендация – пересадите растение в больший горшок. Нужно пересадить его в новый,   большего   размера   горшок,   если   у   растения   наблюдаются   симптомы   нехватки питательных веществ, несмотря на внесение удобрений: остановился рост, уменьшилось цветение, изменилась окраска листвы. После пересадки растение получит больше почвы, обогащенной полезными для него веществами. Восьмой   совет  –   обеспечивайте   гигиену   растениям.   Для   этого   нужно   своевременно удалять   высохшие   листки   и   ветки,   а   также   почистить   листву   путем   аккуратного   ее протирания ваткой или губкой, смоченной в воде или в специальных растворах для очистки растений. Девятое правило  – своевременно боритесь с вредителями и болезнями растений. Если цветок   или   растение   приобретено   здоровым,   то   при   правильном   уходе   оно   не   должно заболеть. Если же признаки заболевания растения все­таки появились, то лучше обратиться за советом к опытному флористу. 6. Анкетирование. С 16 по 21 января 2014 года в рамках подготовки исследовательской работы «Растения дальних     стран     на     наших     окнах»   в   МБОУ     СОШ   села   Берёзовка     я   провела социологический опрос  в 6­11 классах. В опросе приняли  участие 58  человек от 12 до17 лет из  них 30 юношей  и 28 девушек. Ребята  на  переменах отвечали  на    вопросы анкеты, я  обработала их и получила следующие  данные. 1. Как вы считаете, наша школа достаточно «зеленая»? да кол­ во уч­ся 42 частично кол­во уч­ся % нет кол­во уч­ся % 73 % 15 26 % 1 % 1% 2. В каком кабинете вам уютнее всего? Почему?  Кабинет Биология Количество учащихся 20 Русский   язык 11 № 1. 2. Критерии   уюта А­   много   уютно; В­ тихо А­   мой     класс;     цветов;   Б­   Б­ 17 (Н.В.Ефанова) ОБЖ Математика (С.И.Колесник) Все Химия Информатика 3. 4. 5. 6. 7. 6 4 4 3 3 просторно. А­ тепло А­   мой     класс;   Б­   много цветов А­интересно А­интерактивная     доска; 3 2 2 Б­ компьютеры А ­ просторно А­ много  станков А – всегда  тепло Спортзал Технология Немецкий язык 8. 9. 10. Как  видим    из    таблицы,  большинство     кабинетов    школы   уютны  по    самым    разным критериям.  3.   В   каком   кабинете   на   ваш   взгляд   больше   всего   комнатных   растений?  (Каждый учащийся  мог  сделать двойной  выбор) Обработав  анкеты я  пришла  к  выводу,  что,  несомненно, лидером в  этой номинации является  Кабинет  биологии – 53  (1 место) Кабинет  химии    ­   36   (2 место) Кабинет  русского  языка  (Н.В. Ефанова) ­11 (3 место) Кабинет математики (Т.А.Пахомова)­ 7 (4 место) 4. Вы можете  назвать какие­нибудь комнатные   растения? (было  условие называть не  менее  трёх  растений). 7 человек, а это составляет  12% от  числа  принимавших  в  опросе,  не  знают названий цветов. Надо сказать, что, несмотря   на   то, что   видовое разнообразие   цветов у нас   в школе, довольно  обширное ­ ребята знают  не так  много видов. Название К­во выборов Название К­во выборов Кактус 36 Монстера 34 Кислица 16 Фикус 10 Фиалка 20 Пальмы 10 Папоротник 18 Цикас 9 По списку самыми распространёнными  растениями в  нашей  школе  являются фиалка (2), папоротник (6), кислица (8), ребята их  тоже  назвали. (См. таблицу 1) 5. Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения в школе? 36 % ответили, что ­ для красоты!  33% ­ они  очищают  воздух 18 19%   ­ они выделяют кислород  для дыхания.    7%  ­ успокаивают. 5% ­ поддерживают  влажность, создают уют.  Радует, что  никто  из  ребят  не  ответил, что растения вовсе  в  школе  не  нужны.  6. У вас есть комнатные  растения  дома? 92 % опрошенных ответили, что есть и только 8%  от  общего  числа  комнатных  растений не имеют. 7. Кто за  ними ухаживает? Я 15 Бабушка 2 Мама 23 Папа 2 Я и мама 9 Вся семья 7 Ответ К­во уч­ся Ответ К­во уч­ся  Выводы. 1.   Комнатные   растения   обладают   способностью   не   только   дарить   эстетическое наслаждение, но  и   положительно влияют на учебный процесс: они подавляют шум, создают комфортный  уровень  влажности, фильтруют воздух,  поглощают углекислый газ и выделяют  кислород, снижают стрессовые ситуации. 2. В школе присутствует   508    растений, видов 93. Больше всего видов относится к группе     декоративнолистных     растений   ­   49,  декоративноцветущих   ­   15.  В   группе кактусов     и   суккулентов   мы   определили   29   видов.   По   нашим   наблюдениям большинство  растений находятся в  школе в  хорошем  состоянии. 3. Роль комнатных  растений в жизни человека  велика. Среди  «зелёных  квартирантов» встречаются растения   с   ядовитыми свойствами, летучие   выделения других, могут вызывать   аллергические     другие,   которые   обладают   реакции,   но   есть   и   антибактерицидными,   антивирусными   свойствами,   повышают     иммунитет.   Просто нужно знать индивидуальные   особенности каждого растения,   чтобы       обезопасить себя  или, наоборот, воспользоваться его лечебными свойствами.  Растения, как и люди, требуют к себе повышенного внимания и заботы. Все комнатные 4. цветы нуждаются в индивидуальном подходе. Чтобы  цветы нас  радовали,  мало знать индивидуальные  особенности комнатных  растений, нужно обладать информацией по 5. уходу за ними.    Анкетирование   нашей школе  цветов достаточно, радует тот факт, что  у 92 %  учащихся от  общего   показало,   что   73   %   опрошенных   учащихся   считают,   что   в 19 числа, цветы есть дома. Уютными классами большинство учащихся считают те, где много цветов. Огорчает   тот факт, что многие ребята не   знают   научных   названий комнатных   растений.     Для   чего     нужны     растения   в   школе,   ребята   понимают правильно. Заключение. Оформив результаты анкетирования, разработав рекомендации по уходу за растениями, проанализировав   состояние   комнатных   растений       я   создала   электронный     «Каталог комнатных растений МБОУ СОШ села   Берёзовка» (смотри   приложение),   получила колоссальное  удовольствие  от  работы,  узнала  очень  много  интересного  и  полезного  о комнатных растениях.         Считаю  возможным продолжить  свою  работу  по  следующим  направлениям. Во­первых, нужно определить оставшиеся виды  комнатных  растений.   Во­вторых, как показали   исследования, учащиеся   нашей   школы не   знают   научные названия  комнатных растений, нужно сделать этикетки в коридорах школы. В­третьих,   разработать и провести игру с учащимися начальной школы «Знаете ли вы комнатные растения?»  В­четвёртых,   провести   игру   с   учащимися   5   класса   «Откуда   они   пришли?»   (о происхождении и многообразии комнатных растений).         Литература 1. Лэм Э., Лэм Б. Кактусы: Пер. с англ./  Предисл. Н.Н. Капрановой.­М.: Мир,1984.­ 182с.,ил. 2. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных  растений.­М.: АСТ, 2008. –  319, с 3. Гельмут Янтра  Комнатные  растения.­М.: АСТ Астрель, 2001 4. Киреева М.Ф., Ульянищева А.М  Советы цветоводам.­В.: Центрально­Чернозёмное книжное издательство, 1975 5. http:// chalita.ru/ 6. http://plantsplanet.org/about 20 7. http://www.floriculture.ru/rast/razn/yadov_rast_3.shtml 21 22

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.

Исследовательская работа. Растения дальних стран на наших окнах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018