Исследовательская работа "Родник"
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Родник"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
естествознание
7 кл—8 кл
02.04.2018
Исследовательская работа "Родник"
На склоне оврага в д. Ташенка Касимовского района Рязанской области находится заброшенный родник. Ребята решили изучить родник, качества родниковой воды и заняться его благоустройством. Они опросили местных жителей об этом источнике. Разработали методику исследования качества родниковой воды, занялись очисткой прилегающей к роднику территории и его благоустройством. Провели внеклассное мероприятие «Живи, родник».
Родник.doc
Оглавление Введение                                                                                               стр. 3 1. Историческая справка. Легенда о роднике.                                 стр. 4 2. Физико­географическая характеристика родника.                      стр.5 3. Методика исследования качества родниковой воды.                  стр.6 4. Результаты исследования.                                                              стр. 9 5. Внеклассное мероприятие на тему: « Живи, родник!»              стр. 11 Заключение                                                                                          стр.15 Литература                                                                                            стр.16 1 Введение. На склоне оврага в д. Ташенка Касимовского района Рязанской области находится   заброшенный   родник.   Ребята     решили   изучить   родник,   качества родниковой   воды   и   заняться   его   благоустройством.   Они   опросили   местных жителей   об   этом   источнике.   Разработали   методику   исследования   качества родниковой воды, занялись очисткой прилегающей к роднику территории и его благоустройством. Провели внеклассное мероприятие «Живи, родник». 2 1. Историческая справка. Легенда о роднике. Жители   д.Ташенка   рассказали   легенду   о   возникновении   родника. Рассказывают, что около 150 лет тому назад один путник заблудился в лесной чаще. Блуждая, он оказался на склоне оврага. Ему очень хотелось пить: и вдруг на   склоне   оврага   что­то   заблестело.   Он   подошел   к   этому   месту   и   увидел большой   родник   с   чистой,   прохладной   водой.   Напившись   воды,   он   пошел дальше. Пройдя  лесную  чащу  путник   вышел  к  деревне. Он  поведал   о  этом роднике   жителям   деревни.   Так   узнали   селяне   о   том,   что   в   лесной   чаще находится   родник   с   чистой,   прохладной   водой.   Позже   жители   обустроили родник:   огородили   его,   очистили.   Во   время   свадебных   торжеств,   жених   и невеста ходили к этому роднику, чтобы напиться чистой родниковой воды и загадать желание о счастливой семейной жизни.  Когда   в   деревне   появился   водопровод,   люди   реже   стали   посещать родник, пользуясь водой из водопровода.  В 70­90 годы хх в. местные жители все реже стали посещать ташенский родник: повседневные дела и заботы, нехватка времени привели к тому, что родник стал зарастать, становился узким. 3 2. Физико­географическая характеристика родника.            Родник расположен в 800 м. на юго­запад от д. Ближняя Ташенка, на склоне оврага. Родник (источник) – это естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше. Родник   образовался   в   связи   с   пересечением   водоносных   горизонтов оврагом. По направлению движения подземных вод к их выходу на поверхность источник является нисходящим. По характеру режима – постоянно действующий. По составу – пресный. По температуре – холодный. 4 3. Методика исследования качества родниковой воды .    Методы исследования: • химический анализ; • физическое изучение. 1. Цвет воды. Оборудование: мерный цилиндр. Цвет   воды   определяется   содержащимся   в   ней   общим   количеством минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет влияют соли   железа   и   гуминовые   кислоты,   которые   образуются   при   перегнивании растительности и окрашивают воду в жёлтый, желтовато­бурый, коричневый цвета.   Зеленоватая   окраска   воды   бывает,   когда   бурно   размножаются микроскопические   водоросли   и   животные.   Это   свидетельствует   о перенасыщении   воды   питательными   веществами.   При   отсутствии   видимой окраски   вода   считается   бесцветной.  Это   не   значит,   что   там   нет   примесей, просто они не влияют на цвет. Единицей цветности служат особые градусы. Цвет родниковой воды не должен превышать 30° по данной шкале. Вид сверху Не отмечен Не отмечен Вид сбоку Не отмечен Очень слабый,  желтоватый Очень слабый Желтоватый Бледно­жёлтый Слабо­жёлтый Цветность в  градусах 0° 2° 30° 60°   5 150 Бледно­жёлтый Жёлтый Бледно­жёлтый Интенсивно­жёлтый 300 2. Прозрачность воды. Оборудование: мерный цилиндр, газета с текстом, исследуемая вода. Мерный   цилиндр   со   стеклянным   дном   наполняют   водой   до   верхней отметки,   ставят   на   печатный   текст   газеты,   смотрят   на   текст   газеты   сквозь толщу  воды.  В  зависимости   от  видимости  текста  газеты прозрачность  воды можно оценить как: ­ прозрачная; ­ слегка замутнённая; ­ мутная; ­ очень мутная. 3. Мутность воды, то есть определение в ней взвешенных частиц. Оборудование:  воронка,   фильтровальная   бумага,   стеклянная   палочка, колба, исследуемая вода. Собирается   установка   для   фильтрования,   вода   размешивается   в цилиндре   стеклянной   палочкой   и   выливается   на   небольшую   часть   фильтра. После полного прохождения воды через фильтр, отмечаем, что осталось на фильтре: песок, мелкие механические частицы и др. 4. Запах воды. Он, как правило, связан с деятельностью водных организмов (как живых, так и мёртвых), с влиянием почвы и донною грунта. Оборудование: пробирка с пробкой. Воду наливают в пробирку чуть больше половины, закрывают пробкой, энергично взбалтывают, сразу нюхают. Запаха может не быть, или он слабо ощутим,   может   быть   также   болотный,   землистый,   рыбный,   огуречный, аммиачный и др. По интенсивности может быть сильным отчётливым, слабым, очень   слабым.   Для   питьевой   воды   допустим   слабый   и   очень   слабый   запах, лучше, если запах не ощутим. 5. Приближенное определение аммиака и ионов аммония Оборудование: химическая пробирка, мерный цилиндр, пипетка Реактивы: 50% раствор сегнетовой соли, реактив Несслера.         В   пробирку   налить   10   мл.   исследуемой   воды,   0,3   мл.50%   р­ра сегнетовой соли и затем 0,2 мл.реактива Несслера. Через 10 мин. Определить 6 приближенное содержание аммиака и ионов аммония по таблице Окрашивание   наблюдении сверху Нет Черезвычайно слабое слабо желтоватое при Окрашивание   наблюдении сбоку Нет Нет Черезвычайно   слабое, желтоватое Очень слабо желтоватое желтоватое Светло­желтоватое Желтое Мутноватое, желтое Интенсивно   бурое,   р­р мутный резко   Желтое Буровато­желтое Бурое Бурое, р­р мутный при Содержание   аммиака   и ионов аммония, (мг/л) Менее 0,05 0,1 0,2 0,4 2,0 4,0 8,0 20,0 Предельно допустимая концентрация ( ПДК) – 2,0 мг/л 6. Приближенное определение азота нитритов Оборудование: химическая пробирка, мерный цилиндр, пипетка Реактивы:  реактив Грисса.        В пробирку налить 10 мл. исследуемой воды и     0,5 мл.реактива Грисса. Через 20 мин. определить приближенное содержание азота нитритов по таблице при Окрашивание   наблюдении сбоку Нет Нет нет Очень слабое розовое Слабо розовое Светло­розовое Сильно розовое малиновое при Окрашивание   наблюдении сверху Нет Едва уловимое розовое Едва заметное розовое Слабо розовое Светло­розовое розовое малиновое Ярко малиновое Содержание   аммиака   и ионов аммония, (мг/л) 0,01 0,02 0,04 0,2 0,4 0,7 2,0 4,0 Предельно допустимая концентрация ( ПДК) – 3,0 мг/л 7. Приближенное определение азота нитратов 7 Оборудование: химическая пробирка,   пипетка Реактивы: сульфосалициловая кислота         В   пробирку   налить   1   мл.   исследуемой   воды     и       1,0   мл. сульфосалициловой   кислоты,   спуская   ее   так,   чтобы   капли   падали   на поверхность   воды   Содержимое   пробирки   перемешать   и     через   20   мин. определить степень окраски   по таблице Окрашивание при наблюдении сбоку Едва заметное, желтоватое Очень слабое желтоватое слабое желтоватое   слабое желтое Светло­желтое Желтое сильное желтое Содержание   азота   нитратов, (мг/л) 1,0 3,0 5,0 10,0 25,0 50,0 100,0 Предельно допустимая концентрация ( ПДК) – 45,0 мг/л Показателями   4. Результаты исследования. загрязненности   родниковой   воды   являются органолептические   показатели   (цветность,   прозрачность,   мутность,   запах, привкус) и азотосодержащие вещества. Если   обнаруживается   превышение   аммиака   и   ионов   аммония­   это говорит   о   свежем   или   случайном   загрязнении.   Превышение   азота   нитритов, говорит о давности загрязнения, а азота нитратов – еще о более давних сроках загрязнения. Превышение   аммиака   и   азота   нитритов­   появился   постоянно действующий источник загрязнения. Превышение аммиака и азота нитратов­ загрязнение периодическое. Проводились   исследования   родниковой   воды   два   раза   в   год   (   весна, осень) до проведения очистки и благоустройства и после. Дата отбора проб цвет­ ность Май 2006г До проведения очистки После 40 2 прозрачность мутность запах Аммиак   и ионы аммония, мг/л Азот нитрито в, мг/л Азот нитрато в, мг/л слегка замутненная песок слабый 4,0 прозрачная не не 0,4 2,0 0,7 50 25 8 проведения очистки Сентябрь 2006г обнаружена ощутим 2 прозрачная не обнаружена не ощутим 0,2 04 25  Вода в роднике соответствует величине предельно  допустимого уровня.  Вода пригодна для употребления человеком. Дата   отбора проб цвет­ ность прозрачность мутность запах Аммиак и ионы аммония, мг/л Азот нитритов, мг/л Азот нитратов, мг/л 30 прозрачная не ощутим 2,0 не обнаружена Май 2007г До проведения очистки После проведения очистки Сентябрь 2007г  Вода в роднике соответствует величине предельно  допустимого уровня. не обнаружена не обнаружена не ощутим 0,4 не ощутим 0,2 прозрачная 2,0 0,4 0,2 прозрачная 2 2 50,0 25 25  Вода пригодна для употребления человеком. Дата   отбора проб цвет­ ность прозрачность мутность запах   Аммиак и ионы аммония, мг/л Азот нитритов , мг/л Азот нитратов, мг/л Май 2008г До проведения очистки После проведения очистки Сентябрь 2008г 2 2 2   уровня. прозрачная не обнаружена не ощутим прозрачная не обнаружена не ощутим прозрачная не обнаружена не ощутим 0,4 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 25 25 25   Вода   в   роднике   соответствует   величине   предельно     допустимого   Вода пригодна для употребления человеком. 9 5.Внеклассное мероприятие на тему: «Живи, родник!» 22 марта – всемирный день водных ресурсов. Праздник посвящен воде. « ЖИВИ,  РОДНИК» ВЕДУЩИЙ (1): Вода — одно из самых ярких чудес природы. В стакане чая у вас вода, в арбузе — вода, огурец — сплошная вода. Тело человека на три четверти состоит из воды. Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, и потому не считаем чудом. ВЕДУЩИЙ  (2): И где мы только не встречаем воду! Из крана течет вода, родничок на краю оврага — вода. Река, впадающая в море, озеро, облака над землей, туман, дождик, град, снег, льды Антарктиды, похожий на папоротник зимний рисунок на оконном стекле, золотая тучка на вершине утеса в горах — 10 все это вода. ЧТЕЦ (1): Вода лилась, Шумел родник, Пленял игрою молодою, Чтоб человек пришел, приник И жажду утолил водою. Она была чиста, ясна, Прозрачная — Вес звезды разом В ней отражались И со дна ручья Сверкали, как алмазы.   ЧТЕЦ (2): Как радостно бежал родник  С горы в знакомое ущелье!  И был не нужен проводник,  И горы горбились в смущенье. ЧТЕЦ (1): Вода! В журчании своем Вылетала, Звезд переговоры Перенимала, Как цветет подснежник, Заселяя горы. ЧТЕЦ (2): Она бессонницей была И материнской добротою,  Потоки майского тепла Она стремглав несла с собою.  Несла цветочный аромат,  Свет грез и радуги сверканье... , И каждый был напиться рад  И шел счастливым со свиданья. ВЕДУЩИЙ (1): Ребята, а что вызнаете о воде? Давайте проверим ваши  знания. (В течение игры за каждый правильный ответ ребята получают жетоны в 11 форме капельки воды. Набравшие большее число жетонов получат в конце игры приз.) Загадки * До неба достанет, а от земли не видать.                                                                                                    (Дождь.) * Увидел мать — умер опять.                                                                                                  (Снег.)    *  Заря зарница,  Красная девица,    Врата запирала,   По полю гуляла,    Ключи потеряла, месяц видел,   А солнце скрыло.                                                                                             (Роса.) *  Выросло, провисло,     Из бороды повылезло.     Солнышко стало —      Ничего не стало.                                                                                                       (Сосулька.) * Горя не знает, а слезы проливает.                                                                                         (Туча грозовая.) * Сивые кабаны все поле облегли.                                                   (Туман.) * С неба пришел — В землю ушел.                                                                                                         (Дождик.) * Кругом вода, а с питьем беда.                                                        (Море.)   * Я вода, да по воде же и плаваю.                                                    (Лед.)  * Беленька собачка в подворотню глядит.                                     (Сугроб.) (Ребята по очереди отгадывают загадки.)   ВЕДУЩИЙ  (1):   Посмотрим   на   карту   нашей   планеты.   Большая   часть   ее окрашена   голубым   цветом.   Это   Мировой   океан.   Все   чаще   утверждают,   что нашу   планету   следовало   бы   назвать   не   планета   Земля,   а   планета   Океан. Голубые артерии рек, озер, прудов несут нам, людям, живительную влагу — пресную   воду.   С   давних   пор   человек   селился   вдоль   водоемов.   Вода обеспечивала людям пропитание и удобные пути сообщения. Но не только практические цели руководили людьми при выборе места для поселений. Человеку всегда присуще чувство красоты. Именно эстетическое 12 чувство   определяло   выбор   территории.   Ведь   приятно   жить   возле   реки   или моря. ВЕДУЩИЙ  (2):   А   сколько   радости   доставляют   человеку   чистые   воды бегущих   горных   ручьев   и   речек,   зеркальная   вода   озер!   Человек,   выросший возле   воды,   запоминает   из   детства   самые   радостные   впечатления:   рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдения за таинственной жизнью подводных обитателей. (Фоной   звучит   аудиозапись   песни   «Дождик»   (муз.   Р.   Чубатого,   ел.   В. Кузнецова).) ВЕДУЩИЙ  (1):  На  территории   нашей  Родины  находятся  сотни  рек,  озер, прудов.   Россию   омывают   несколько   морей,   океанов.   Давайте   вспомним некоторые из них. Для этого нужно угадать, какие названия зашифрованы в клеточках. «РЕКИ И ОЗЕРА РОССИИ» Задание 1.Самая длинная река нашей страны. Ее протяженность 6380 км. (Обь.)   2.Самая многоводная и мощная река нашей страны. Ее годовой сток свыше 600 км в год. (Енисей.)   3.В европейской части России есть река, которая вытекает из одного озера и  впадает в другое. Назовите реку и озера. (Волхов.) 4.Эта река носит имя домашней утвари, протекает в Северо­Западной Сибири.  (Таз.) 5.Это   озеро   чудес,   самое   древнее   из   земных   озер,   самое   глубокое   из пресноводных бассейнов мира. В его водах проживает более 1,5 тыс. видов растений и животных. (Байкал.) (Ребята по очереди отвечают.) ЧТЕЦ (1): Воздух чистый, свежий, Дышится легко и свободно. Но... Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода. 13 ВВДУЩИЙ   (2):  Вода   ­   одно   из   главных   природных   богатств   че­ ловечества. От нее зависит не просто благополучие, но и само существование целых народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых   рек,   озер   и   морей.   Академик   А.   П.   Карпинский   назвал   воду   живой кровью,   которая   создает   жизнь   там,   где   ее   не   было.   Гимном   этому необыкновенному веществу звучат строки французского писателя А. де Сент­ Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима   для   жизни:   ты   —   сама   жизнь.   Ты   наполняешь   нас   радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». Чтец (2):  Человек , запомни                                                   навсегда!                   Символ жизни на                                                  Земле – вода!                   Экономь ее и береги –                     Мы ведь на планете                                                     не одни! ( Подсчет жетонов, которые набрали ребята. Звучит аудиозапись песни «Живи, родник». Награждения победителей).    Заключение. В заключение нашей работы можно сказать, что родник является  природным объектом.  В ходе проведения познавательно­исследовательской  деятельности, была организована работа по улучшению состояния этого  объекта, а также по воспитанию бережного отношения к природе у учащихся. 14 Учащиеся в ходе работы выполнили поставленные задачи: ­ изучили родник; ­ собрали исторический материал об источнике; ­ разработали методику исследования качества родниковой воды;  ­ и   благоустроили   родник   и   прилегающую   к   нему   территорию изучили качество родниковой воды; ­ очистили;  ­ провели внеклассное мероприятие «Живи, родник».   Объект   нуждается  в  постоянной   заботе (благоустройстве,  соблюдении чистоты,  порядка), поэтому мы будем продолжать работу в этом направлении. Использованная литература 1. Зацепина Г. Н. Свойства и структура воды. – М.:  Издательство Московского университета, 1984. 2. Меркулов А. А. Самая удивительная на свете жидкость. – М.: 15 Знание, 1989. 3.  Шестакова Л.Г., Коробейникова Л.А. Мониторинг родников  на межпредметной основе// Химия в школе. – 2000. №5. –  С.52. 4. Новиков Ю. В. Воде быть чистой. ­ М.: Просвещение, 1992. 5. Новиков Ю. В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991. 6. Кутырин И. М. Беличенко Ю. П. Охрана природных ресурсов – проблема современности. – Л.: Гидрометеоиздат, 1994. 7. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных  источников// Химия в школе. – 1997. ­ №3. – С.61. 8. Савченко П.Е. Методы химического анализа воды. – Л.:  Гидрометеоиздат, 1997. 9. СанПиН 2.1.4.1175 – 02 Нецентрализованное водоснабжение. 10. Фадеева Г.А. Безбрежная ширь океана и тихая заводь  пруда//Читаем, учимся, играем – 2006. №1. 16 17

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"

Исследовательская работа "Родник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018