Исследовательская работа "Рождение храма"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Рождение храма"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
история +2
Взрослым
19.04.2018
Исследовательская работа "Рождение храма"
Работа состоит из 6 пунктов. списка литературы и приложения (Статистика венчаний и крещений в храме Святого Равноапостольного князя Владимира Киевского), содержит информацию об истории строительства данного храма, историю возникновения христианского храма в Византийской империи и историю храмового зодчества на Руси после принятия христианства. Информация данной работы может быть использована в воспитательной работе с учащимися, а также в процессе преподавания курсов "Истоки" и ОРКСЭ.
Рождение храма.doc
Рождение храма                                                           Учитель Казакова Н. Ю. 2007 год План 1. Как все начиналось 2. Рождение храма 3. Храм – духовный центр поселка и  синтез искусств 4. Путешествие в историю 5. Храм – образ мира 6. Древнерусские храмы Как все начиналось     2000 год ­  последний год ушедшего 20­го столетия стал знаковым для  поселка с ярким названием Радуга. Здесь произошло радостное и  долгожданное для верующих событие ­ торжественное освещение храма  Святого Владимира Киевского. Присутствовавший на торжестве  представитель Изобильненского епархиального управления отец Петр от  имени митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона дал  высокую оценку работе организаторов этого богоугодного дела и в первую  очередь главе сельской администрации и генеральному директору СХЗАО  «Радуга» Владимиру Сергеевичу Сурову.    Более двух лет радужане, в первую очередь акционеры, строили храм на  заработанные им же средства. Рождение храма                                  4 декабря, в православный праздник  Введение во храм Пресвятой  Богородицы состоялся торжественный молебен по случаю завершения  строительства  храма. Это событие собрало около храма сотни жителей  поселка и многочисленных гостей, прибывших из других мест. После  исполнения обряда проводивший его священник отец Сергий преподнес в дар  генеральному директору СХЗАО «Радуга» икону и орден Благочинного князя  Владимира II степени.    В своем небольшом интервью после торжества Владимир Сергеевич сказал:  «Планируя строительство храма, мы позаботились о том, чтобы  он стал  сердцем всего поселка. Специалисты по градостроительству из Ставрополя  определили место для храма в самом центре, где находятся детский сад, школа и административное здание… Храм мы построили в знак  благодарности высшим силам за то, что  за последние 15 лет «Радугу» обошли стороной природные катаклизмы и катастрофы, и мы благополучно  преодолели трудности реформ. Так пусть на нашей земле всегда будет мир и  достаток!».                           Храм – духовный центр поселка и  синтез искусств    Храм –  это средоточие нескольких видов искусств  (синтез искусств): он  соединяет в себе  изобразительное искусство (фрески, мозаики, иконопись,  скульптуру), вокальное  и хоровое  церковное пение, колокольный звон и  архитектуру. Все, что связано с храмом, подчинено единой цели –  достижению душевного очищения (катарсиса).     Десятки людей посещают храм еженедельно. Здесь венчаются и крестят  детей (смотри Приложение № 1).     Много людей собирается в храме в большие церковные праздники   Особенно много людей в храме и возле него в Престольный праздник великого князя Киевского Владимира, в честь которого и сооружен храм. Это праздник отмечается 28 июля, в разгар лета, когда церковный двор утопает в цветах. В  988 г. князь Владимир окрестил весь киевский народ в водах Днепра. С этого  дня началась тысячелетняя история православной Руси, а потом и России.                                                               Путешествие в историю     Христианский храм, в отличие от античного храма, не считался обителью  Бога, а был местом, где верующие собирались для молитвы и отправления  обрядов. Поэтому главной задачей архитекторов стало создание внутреннего  пространства (интерьера), внешний же вид здания первоначально считался  менее важным. Внутреннее убранство церкви должно было отвечать многим  требованиям: быть вместительным, иметь отдельные места для  священнослужителей и для простых верующих.     Христианский православный храм зародился в Византии. Сначала там  использовали для богослужения базилики – большие прямоугольные здания,  прежде служившие зданиями суда или торговли. В таком здании было три или  пять проходов, разделенных рядами колонн. Их называли нефами (от  латинского  navis – корабль). Считалось, что только корабль церкви может  привести верующих  через опасное море жизни в небесное пристанище.  Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф  обычно был шире и  выше боковых нефов.     С восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом –  апсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма – алтарь. На востоке  по христианской традиции находится рай, и именно в эту сторону следовало  обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения,  ведущий к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться продольным поперечным проходом (трансептом).     Так базилика постепенно приобретала форму креста – главного символа  христианства.     Базилика являла собой образ мира, но для полного совершенства ей не  хватало купола, напоминающего небо. И тогда зодчие попытались соединить  базилику с куполом.     Гениальным решением этой сложной конструкции стал  константинопольский храм Святой Софии, построенный архитекторами  Анфимием из Трал и Исидором из Милета.  Его построили всего за пять лет  (532­737 гг.) Внешне он отличался простотой и массивностью форм и не  казался слишком большим, но его интерьер и грандиозное подкупольное  пространство  казались чем­то непостижимым и нерукотворным. Казалось,  что купол диаметром более 31 м парит в воздухе. Его тяжесть зодчие  распределили на четыре мощных столба посредством грандиозных арок,  перекрывающих промежутки между этими столбами.  Образовавшееся между  арками и нижними краями купола пространство назвали парусами, они были  большим достижением архитектуры того времени. Впечатление легкости  купола усиливалось еще и тем, что в его основании было прорезано 40 окон,  через которые в храм лился свет.     «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на земле или на  небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и  рассказать об этом – знаем  мы только, что пребывает там Бог с людьми», ­  так описывали храм русские послы князю Владимиру.    Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской  архитектуры.    В дальнейшем она отошла от сочетания базилики с куполом, постепенно  восторжествовал другой тип храма ­ крестово­купольный. Купол,  поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал  центральную часть здания и опирался на четыре свободно стоящих столба,  соединенных арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в  плане образовывали подобие креста, что и дало название такому типу  церквей. Они были удобными для богослужения, вместительными и  прочными.                               Храм – образ мира         Храм являл собой образ мира. А поскольку христианство видело в мире  определенную иерархию, то она обязательно должна была проявляться в  устройстве и оформлении интерьера церквей. В Византии сложились строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют каноном. Чем важнее было, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.    Прежде всего, глаза и мысли верующего обращались к куполу,  олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в  окружении ангелов. От купола его взор обычно опускался на алтарь, где  располагали фигуру Богоматери, она напоминала верующим о связи Бога с  человеком. На четырех парусах изображали четырех авторов Евангелий.  Дальше располагались картины с эпизодами земной жизни Богоматери и  Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях: от Благовещения через  Рождество, Крещение и Распятие к Вознесению. Ниже изображали тех, чья  деятельность была связана с Христом: пророки, предсказавшие его  пришествие, апостолы – его ученики, мученики, пострадавшие за веру в него,  цари – его земные наместники…       В западной части храма могли помещаться изображения, связанные с темой Страшного суда. Храм как бы преодолевал разрыв земли и неба, заключал в  себе все пространство и  все время.    Существовали свои правила  изображения святых и мучеников. Широко  раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные черты лица – все  говорило о высоких помыслах, святости. Все фигуры изображались лицом к  зрителю: куда бы он ни обращал взор, всюду смотрели на него строгие лики  святых.     Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской  иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более  крупно, чем  остальные, а лишенные души здания  и деревья – меньшими по размеру, чем  стоящих рядом людей.   От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику  мозаики, когда рисунок складывался из многих тысяч мелких разноцветных  кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Такие  изображения мерцали и переливались, изменяясь в зависимости от освещения  храма и угла зрения смотрящего.   Позже наряду с мозаиками все чаще использовались фрески – рисунки,  сделанные водяными красками по сырой штукатурке. К достоинствам фрески  следует отнести быстроту исполнения и выразительность цвета.        В храмах помещались также иконы – изображения Бога, Богоматери,  святых и различных библейских сцен, выполненные особой живописной  техникой на гладких деревянных досках.  Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду,  отделявшую алтарь от остального пространства храм. Из этого обычая и  появился характерный для русских церквей иконостас. Древнерусские храмы Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси  это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была деревянной. И  если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то  каменная архитектура уже связана с Русью христианской.    Мир Византии, мир христианства дал Руси новый строительный опыт и  традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово­ купольного храма византийцев. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами,  составлял его основу,  ячейки, примыкающие  к подкупольному   пространству, образовывали архитектурный крест. И если первые русские  храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в. в Киеве, были выстроены  греческими мастерами в строгом соответствии с  византийскими традициями,  то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских  традиций. На основу крестово­купольного храма были поставлены 13 глав.  Эта ступенчатая пирамида Софийского воскресила стиль деревянного  русского зодчества. Софийский храм, созданный в пору утверждения и  возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство – это  тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной  святыне,­ константинопольскому Софийскому собору. В XI в. однокупольный храм на Руси преобразовался в многокупольную пирамиду.      В XII  веке по всей Руси ширилось строительство однокупольных храмов­ богатырей. Тогда же было создано еще одно чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из  камня, к которой гармонично сочетаются и скромная красота, и тихая грусть.  Храм был построен  по приказу князя Андрея Боголюбского после смерти его любимого сына Изяслава.    Пропорциональные, гармоничные формы, щедрая отделка каменным  кружевом, широкое применение скульптурных изображений на фасадах  делает древнерусскую архитектуру неповторимой и особенной.     Русь не просто копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их,  она применяла их к своим традициям, преломляла их в абсолютно русском  стиле.    Характерными архитектурными чертами русского храма в XII – XIII стали  следующие элементы: ­ аркатурный пояс­ цепь глухих маленьких арок на колоннах, примыкающих к  стене;  ­ пилястры – встроенные в стену колонны, зрительно отделяющие  центральный неф от боковых; ­  закомары – полукружья, завершающие стену храма; ­ барабан ­ круглая подставка для установки купола; ­ шлемовидный купол.    Всмотритесь в лики святых на русских иконах и фресках в храмах! Уже в  XI  в. строгая аскетичная манера византийских мастеров иконописи  превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие к натуре, лики святых стали более мягкие, округлые, в них просматриваются  человеческое тепло, простота.      Органичное сочетание архитектурных сооружений с природным  ландшафтом – это характерная особенность   русских храмов.      «Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и  красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями точеными,  резными, поднявшиеся над повседневностью – церкви издалека кивают  друг другу… В эти камни, в колоколенки эти наши предки вложили все свое лучшее, свое понимание жизни».                                                      А. И. Солженицын.                           Литература 1. Ведюшкин В.А. История средних веков. – М., Просвещение, 2003. 2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России (конец XVI – XVIII в.) – М.,  Просвещение, 2002.  3. Любимов Л. Культура Древней Руси. ­ М., 1990. 4. Солженицын А. И. Крохотки. ­  М., 1991. 5. Статьи из газет «Знамя труда» и «НК­вести». Фотографии 1. Из архива школы 1. Из фонда музея п. Радуга 2. Из личного архива педагога­психолога МОУ СОШ № 10 Кузнецовой О. А Статистика Приложение №1 Год 2003 2004 2005 2005 2007 (январь­март) Венчания 13 6 8 6 ­ Крещения 42 29 23 46 12

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"

Исследовательская работа "Рождение храма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018