В данном исследовании рассказывается о подвижнице народного образования А.П.Лавроской, которая всю свою жизнь отдала делу обучения мордовских детей и тем самым сыскала всеобщую любовь и уважение жителей Кочкуровского района, села Сабаево. В данном проекте рассматривается и жизнь, и общественные дела Лавровской.
Исследовательская работа
«Сердце, отданное детям»
Содержание
I. Введение. Учительглавная профессия на свете.
II. Основная часть. «Подвижница народного образования – А.П. Лавровская»
1. Жизнь и судьба
2. (воспоминания А.П.Лавровской)
3. Уважение и почет.
III. Заключение. Роль учителя в жизни человека
IV. Список литературы
V. Приложения Тема: «Подвижница народного образования – А.П. Лавровская».
Актуальность: история страны – история личности, а история школы – её учителя.
Гипотеза: изучение родного края, отдельной личности – это и есть знание истории своей
малой Родины.
Проблема: недостаточная изученность истории народа, живущего в глубинках,
биографий заслуженных людей ветеранов, посвятивших свою жизнь на благо Родины. Не
только в мегаполисах есть свои герои, прославившие свой родной край, Родину, но и в
селах и деревнях исстари восхищаются ими, помнят о них.
Цель работы: изучить жизнь и деятельность первой школьной учительницы, чтобы о ней
знало и помнило молодое поколение
Задачи:
1. Узнать подробности биографии.
2. Выяснить, как Александра Петровна стала учителем.
3. Узнать подробности биографии.
4. Обработать информацию и написать проект.
5. Создать мультимедийную презентацию и выступить с ней на конференции.
Методы исследования:
1. Изучение материалов школьного архива;
2. Беседа со старожилами, помнящими Лавровскую;
3. Воспоминания А.П. Лавровской
4. Осмысление.
Практическая ценность:
1. Работа выполнена с целью, чтобы рассказать об учителе, посвятившем всю свою жизнь
воспитанию детей;
2. Исследование будет интересно для одноклассников, жителей района, села. 3. Собранный материал может представлять интерес для людей, интересующихся историей
родного края.
Тема моего исследования: «Подвижница народного образования – А.П. Лавровская».
Введение
Твою любовь, твои святые муки, твою борьбу, подвижница, пою.
( Некрасов)
Учитель — это уникальная профессия. Являясь одной из древнейших, она остаётся
востребованной по сегодняшний день. Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо,
которое коголибо чемулибо обучает. В толковом словаре Ушакова сказано, что учитель –
это лицо, занимающееся преподаванием какогонибудь предмета в низшей и средней
школе, преподаватель, школьный работник.
История образования, история учительства началась вместе с историей
человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который
учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру,
традиции. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно
сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они
несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и
сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной
неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма смогли
воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался
во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом
повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе русской
интеллигенции.
Жизнь и судьба
Каждый, кто бывает в селе Сабаево Кочкуровского района, не может пройти мимо
небольшого домика рядом со средней школой, где по решению правления колхоза имени В. И. Ленина был открыт музей учительницы Сабаевской школы Александры Петровны
Лавровской. Здесь собрано все, что воскрешает в памяти людей образ народного
просветителя. В нем воссоздана та атмосфера, уют, где она жила, готовилась к урокам,
отсюда шла каждое утро в школу, чтобы сеять в душах людей разумное, доброе, вечное.
Педагог это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба
вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с сознанием
того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. Именно таким
Человеком с большой буквы и была А. П. Лавровская. Она родилась 2 апреля 1870 года
в селе Симкино Ардатовского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковский
район) в семье православного священника. Отец умер от паралича, поэтому матери
пришлось кормить семью самой. Мать занималась рукоделием, нанималась на разные
работы, но получала гроши за свою работу, и поэтому семья нуждалась в средствах. Но
семье улыбнулась удача, их приютил один старик из села Косогор. Александра с детских
лет была смышленым ребенком. Поэтому смогла привлечь внимание учителя Косогорской
школы Дмитрия Алексеевича Покровского, именно он открыл эту школу, и Александра
вместе с другими детьми в возрасте семи лет стала учиться. После окончания школы, в
1882 году Александре удалось поступить в Симбирское женское епархиальное училище.
Именно здесь она встретила самого Илью Николаевича Ульянова и его сына Владимира.
Семья Ульяновых очень помогла А.Лавровской. И. Н. Ульянов являлся директором
народных училищ Симбирской губернии. Благодаря Илье Николаевичу, была назначена
стипендия для молодой студентки.
Из воспоминаний А.П. Лавровской: «Зимним днём я шла из училища к себе на
квартиру. Мороз был такой сильный, что я в своей легкой одежонке чуть не окоченела. И
вот на одной из улиц мне повстречалась группа гимназистов. Один из них подошел ко мне и
сказал:
Девушка, вы щёки обморозили.
А сам взял снег и принялся оттирать мои щёки, а потом говорит:
Придете домой, скажите отцу, скажите, чтобы купил вам теплое пальто. И с меховым
воротником.
Я ответила, что у меня нет отца, и мать живёт далеко и слишком бедна, чтобы покупать
мне пальто. Гимназист расспросил меня, как и где я учусь, а потом записал мою фамилию и
ушёл. Кто он этот гимназист, я так и не спросила. Недели через две после этого меня
внезапно вызвала начальница училища и говорит: Лавровская, почему ты ходила жаловаться к Илье Николаевичу Ульянову?
Я оторопела, сказала ей, что никуда и никому не жаловалась.
Ладно, оправдываться! – серьезно посмотрела на меня начальница. Вот Илья
Николаевич распорядился назначить тебе стипендию.
Мы, учащиеся, хорошо знали Илью Николаевича. Был он тогда директором
народных училищ Симбирской губернии. Часто заходил он в наше училище, беседовал с
учащимися.
Шли годы. И однажды, после смерти Владимира Ильича Ленина, один из моих
бывших учеников приехал в отпуск из Красной Армии, привёз в подарок этот альбом.
Взяла я его и стала рассматривать семейную фотографию Ульяновых и обомлела: на ней я
узнала того гимназиста, который помог мне. Это был Владимир Ильич Ленин».
Сердце, отданное детям
После окончания Симбирского женского епархиального училища, Александру
Петровну Лавровскую назначают учительницей и заведующей начальной школой села
Сабаево Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Кочкуровского района). В то
время детей учил полуграмотный дьячок. Школа помещалась в убогой церковной
сторожке, и учились в ней только дети священника, ставного пристава и нескольких
местных кулаков. Местное население села Сабаево встретило учительницу очень
неприветливо, с большим недоверием. Нищета и невежество царили здесь так же, как и во
все России. Народ вымирал от систематического недоедания и социальных болезней. 15
треть хозяйств – простейшего
процентов хозяйств не имело лошадей,
сельскохозяйственного инвентаря. Десятая часть крестьянства была безземельна,
батрачила у кулаков. Чтобы прокормиться, некоторые родители вынуждены были отдавать
в батраки и своих детей. Грамотных мужчин всего было 5 процентов, а женщин 0,4
процента. Грамотными считались люди, умевшие коекак расписаться и по складам
прочесть печатный текст. Интеллигенцию села составляли священник, дьячок, сельский
писарь и ставной пристав.
Приняв школу, молодая Лавровская начала учить без учебников, как подскажет
сердце, и на языке, которого не понимали её ученики. Первое время Лавровской А.П.
было очень трудно работать с ребятами, ведь большинство населения в то время было
неграмотное. Много трудностей встречалось у неё на пути: голод, бедность, не знание
мордовского языка. И она смогла справиться с такими трудностями. Александра Петровна
старалась, чтобы в школе получали образование не только мальчики, но и девочки. Особое внимание требовалось нравственному воспитанию. Учила
вежливости, честности,
правдивости, почтительному отношению к страшим, дружбе; прививала любовь к труду,
родному краю, природе.
Молодая Лавровская упорно начала изучать мордовский язык, и скоро настолько
овладела им, что могла свободно работать с детьми по русским учебникам. В итоге она
смогла добиться успеха, на её уроке оба языка стали равноправны. В те времена в селе
большинство людей были неграмотные, а те, кто знал буквы, с трудом могли читать.
В первый же год работы в Сабаеве А.П. Лавровская стала собирать вокруг себя
молодежь, решилась серьезно взяться за образование всего села, для этого организовала
вечернюю школу для взрослых. После занятий Александра Петровна ходила по домам
крестьян и знакомила с произведениями великих русских писателей: М.Ю. Лермонтова,
А.С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Слушая произведения этих классиков, мордовский народ
не понимал значение услышанного, тогда Александра Петровна переводила на мордовский
язык.
Обучение велось на русском языке, так как учебников на мордовском языке не
было, и поэтому объяснение материала велось то на русском, то на мордовском. Конечно,
первое время люди ей не доверяли, не верили в то, что эта молоденькая «учителка»
может чемунибудь обучить. Прошло время, и люди к ней потянулись, начали уважать её
и доверять ей, за ее усердие и труд, благодаря чему ей удалось добиться успехов.
Жители села видели, что Александра Петровна учит детей труду, вниманию, уважению к
старшим, поэтому еще больше полюбили учительницу. Также благодаря тесному контакту
родителями, она добивалась
с
школьников.
результатов в духовнонравственном воспитании
Условия, где учились дети, были ужасными. Не было ни книг, ни газет, на всё село
была одна книга Евангелия. А.П. Лавровская добилась постройки школы на пожертвования
крестьян, так как от желающих учиться не было отбоя. Из своей маленькой зарплаты она
покупала книги, журналы, книги и отдавала жителям села. Среди учеников А.П.
Лавровской было много талантливых людей
В 1917 году Александра Петровна стала хлопотать перед уездным отделом
народного образования об открытии в селе библиотеки и о присылке второго учителя, но,
к сожалению, был получен отказ. После Великого Октября всё изменилось в лучшую
сторону. В село возвращались ученики А.П. Лавровской, многие из которых стали
большевиками. Именно с их помощью учительнице удалось добиться желаемых результатов: в селе открыли библиотеку, приняты на работу две учительницы. Лавровская
всегда приходила на помощь молодым и неопытным учителям, передавала им свой опыт
работы, делилась советами по вопросам обучения и воспитания детей.
Из воспоминаний А.П. Лавровской: «Так, не совсем давно приходит ко мне
учительница третьего класса и говорит, что ученик Шура Л. невозможно себя ведет,
озорует. Я посоветовала ей, прежде всего, внимательнее обращаться с такими учениками,
а если некоторые шалят, то прежде чем их наказывать, узнать причину. Оказывается, Шура
Л. был очень способным мальчиком, успевал раньше всех выполнять работу и озоровал «от
нечего делать». Надо было не давать ему бездельничать, а давать дополнительное задание.
Тогда бы ему некогда было шалить на уроке. Я с этим учеником после беседовала, и он дал
мне слово вести себя отлично. И это слово сдержал. А учительница исправила свою
ошибку, последовала моему совету. Но это только один пример. Могут быть и другие
случаи, к которым надо подходить всегда с должным педагогическим вниманием».
Уважение и почет
Хроника конца семидесятых. Летит время, годы идут. Сабаево преобразилось. В
центре села высится двухэтажное здание средней школы, построенное в годы Советской
власти, в которой когдато обучались более шестисот пятидесяти детей. В селе было
два завода – пеньковый и бондарный, клуб и радиоузел, была открыта больница.
Интеллигенцию села представляли
учителя, врачи, агрономы, работники почты,
библиотеки, правления колхоза. Конечно же, в настоящее время многое изменилось в
Сабаеве. Нет ни заводов, ни участковой больницы, ни пятисот учеников, а всего лишь
пятьдесят! Но память о замечательном педагоге А.П.Лавровской в сердцах жителей
Сабаева, района, Мордовии. О ней знает вся Россия, ведь главная героиня произведения
П. С. Кириллова «Учительница» и есть А.П.Лавровская. Она выучила более пяти тысяч
человек. Среди всех окончивших начальную школу было 70 офицеров, 60 педагогов, 28
инженеров, 12 агрономов, 11 врачей и фельдшеров, более полутораста трактористов,
комбайнёров и шофёров.
Заслуги А.П. Лавровской высоко оценены: ей присвоено звание заслуженного
учителя школы Мордовской АССР, награждена двумя орденами Ленина и орденом
Трудового Красного Знамени. А. П. Лавровская одна из последовательниц педагогических идей И. Н. Ульянова.
На протяжении шестидесяти одного года Александра Петровна работала учительницей, из
которых сорок один год была заведующей. И на заслуженном отдыхе не сидела без дела,
её всегда можно было встретить на съездах, конференциях и совещаниях учителей, на
общих собраниях колхозников, на исполкоме сельского Совета, в педагогическом
коллективе Сабаевской школы. К её голосу прислушивались и старые и малые.
Заключение
В наше время труд простого учителя труден и полон ответственности. Меняется
взгляд на многие жизненные вопросы, и это отражается на жизни школы и на судьбе
самого учителя. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое
поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без
творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Это люди, чья жизнь – подвиг. Их судьба неотделима от судьбы своей страны. Они шли в
ногу со временем, «время выбрало их зажигать души свечи», и они делали это с честью.
Таким образом, я считаю, что наше поколение должно знать и помнить своих
учителей, кто отдал частичку своего сердца для обучения и воспитания гражданина
России.
Как свечка горит у учителя сердце,
А рядом, как птица, трепещет душа,
И каждый здесь может учиться и греться,
И каждому хватит любви и тепла!
Гори, огонек!
Несмотря на ненастье,
Комуто укажешь ты праведный путь,
Комуто подаришь ты искорку счастья,
Гори! Свет любви
Невозможно задуть! Использованная литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIVXVII вв. /
Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. М., 1985. С. 167.
2. См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1995. С. 248284.
Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии.
3. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1958. Т. V. С. 178.
4. С. И. Ожегов. Словарь Русского языка М., 1970. С. 900.
5. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1956. С. 362.
6. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., 1951. Т. 2. С. 32.
7. Под ред. Д. И. Фельдштейна.—М.: Междунарародная педагогическая академия, 1994.
— С. 112—121.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.