Исследовательская работа
тема: «Школы бывают разные»
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Основная часть…………………………………………………………………. 4-20
1. История образования в России…………………………………………….4-6
2. Виды образования в Российской Федерации и их деление ……………... 7-10
2.1. Формы обучения ………………………………………………………… 7
2.2. Образовательные учреждения в России .………………………………. 8
3. Образовательные учреждения – школа, гимназия, лицей ………………. 11-14
3.1 Школа ……………………………………………………………………... 11
3.2. Гимназия …………………………………………………………………. 13
3.3. Лицей …………………………………………………………………… . 14
4. Современная школа в различных странах ……………………………… 15-16
5. Школы бывают разные …………………………………………………….17-20
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Приложение 1…………………………………………………………………. 22
Приложение 2…………………………………………………………………. 23
Приложение 3…………………………………………………………………. 24
Приложение 4…………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………………………………... 26
Введение
Образование в Российской Федерации - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В настоящее время образовательные учреждения, дающие общее среднее образование, включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии.
Цель исследования: выяснить, какие бывают образовательные учреждения, где дети могут учиться и получать знания.
Задачи исследования:
1. Сбор материала по теме исследование и обработка данного материала.
2. Обобщение и анализ собранного материала.
Методы исследования: сбор и обработка информации из различных источников.
1. История образования в России
Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин.. О распространенности образования и грамотности населения в Древней Руси говорят берестяные грамоты и граффити на стенах.
Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты - Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.
Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.
В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.
В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства.
Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет.
При Николае I после восстания декабристов образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетам и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения.
В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы - организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года.
В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технических, сельскохозяйственные и другие).
В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы).
После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР. Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным.
Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.
В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан - военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взимается в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.
Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения.
С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.
2. Виды образования в Российской Федерации и их деление
Российское образование подразделяется: на общее образование, на профессиональное образование, на дополнительное образование, на профессиональное обучение. Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней образования. Дошкольное образование теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования. Таким образом, сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:
· общее образование:
· дошкольное образование;
· начальное общее образование;
· основное общее образование;
· среднее общее образование;
· профессиональное образование:
· среднее профессиональное образование;
· высшее образование - бакалавриат;
· высшее образование - специалитет, магистратура;
· высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;
· дополнительное образование:
· дополнительное образование детей и взрослых;
· дополнительное профессиональное образование;
· профессиональное обучение.
2.1. Формы обучения
В России существует три основные формы получения образования: очная (дневная); очно-заочная (вечерняя); заочная.
Ограничения на получение образования по той или иной форме обучения может устанавливаться законодательством об образовании и (или) образовательным стандартом. Также возможно получение образования в форме экстерната (самообразования) и семейного образования с правом прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
В новом законе об образовании появились новые формы организации образования:
· сетевое обучение. Сетевая форма реализации образовательных программ — реализация образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций;
· электронное и дистанционное обучение.
2.2. Образовательные учреждения в России
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а также некоторыми другими организациями и индивидуальными предпринимателями.
Образовательные организации в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, подразделяются на типы. Образовательные организации также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности.
Тип образовательной организации |
Основная образовательная деятельность |
Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность |
Возможные виды образовательных организаций |
Дошкольная образовательная организация |
образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми |
дополнительные общеразвивающие программы |
ясли, детский сад |
Общеобразо-вательная организация |
образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования |
образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения |
начальная школа - детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия,лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат |
Профессио-нальная образовательная организация |
образовательные программы среднего профессионального образования |
основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы |
ПТУ, профессиональный лицей, колледж, техникум |
Образователь-ные организации высшего образования |
образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность |
основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы |
институт, академия, университет |
Организация дополнитель-ного образования |
дополнительные общеобразовательные программы |
образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения |
учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых |
Организация дополнитель-ного профессионального образования |
дополнительные профессиональные программы |
программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения |
институт повышения квалификации |
Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Образовательные учреждения – школа, гимназия, лицей
3.1. Школа
В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа - ДЮСШ, школа боевых искусств и т.д.)
Происхождение термина. Первоначально греческое σχολή означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном, он собирал людей в свободное время и передавал им свои опыт и знания), затем - «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у Плутарха). В русский язык слово пришло не напрямую, а через польск. szkoła от лат. schola.
Типы школ
Служат для получения
· начального образования (начальная школа) (в России с 1 по 4 классы)
· основного общего образования (средняя школа) (в России с 5 по 9 классы)
· среднего общего образования (средняя школа) (в России с 10 по 11 классы)
· профессионального образования (ПТУ, техникумы, училища и т. д.)
· специального образования (религиозного и т. п.)
Какие бывают школы:
§ Государственная общеобразовательная школа:
Плюсы:
- проверенные временем программа, учебный план, требования к учащимся;
- ученик получает фундаментальные знания по всем основным предметам;
Минусы:
- большие классы, не всегда есть возможность уделить внимание каждому ученику.
§ Частная общеобразовательная школа:
Плюсы:
- индивидуальный подход к ученикам;
- обязательно есть штатный психолог, который поможет решить возникающие
- проблемы;
- возможность включения в различные образовательные проекты, использование интернет-технологий и т.д.;
- хорошая материальная база, поэтому охрана, питание, досуг учеников организованы на достойном уровне;
Минусы:
- чаще всего высокая стоимость обучения.
§ Школа-пансион:
Плюсы:
- работающие родители могут не беспокоиться о ребенке: он постоянно находится в школе под присмотром, а домой приезжает лишь в каникулы;
- ребенок живет насыщенной жизнью: днем — уроки, вечером — отдых, экскурсии, кружки, спортивные секции;
Минусы:
- часто основное внимание направлено на обучение профильным предметам, а общеобразовательным уделяется меньше времени;
- высокая стоимость обучения;
- живя вдали от дома, ребенок может потерять эмоциональный контакт с родными.
§ Школа-экстернат:
Плюсы:
- обучение происходит в спокойной обстановке — дома, а в школу надо ходить лишь на экзамены;
- легче получить хороший аттестат, поскольку экзамены можно пересдавать;
Минусы:
- сложности в сдаче ЕГЭ, подготовиться к нему самостоятельно трудно;
- ребенок не получает опыта общения с коллективом, работы в команде;
- чтобы успешно учиться, ребенку нужен высокий уровень самодисциплины.
3.2. Гимназия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium - помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω) - государственное, учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимназия встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых распространилась Греческая, Римская империя. Гимназии изучали фехтование, кулачный бой, верховую охоту, гигиену, танцы, музыку, риторику, математику.
В древнегреческой, а потом в древнеримской империи характер обучения в гимназиях постоянно менялся. Культура тех времён превозносила физическое образование над общим. Аристотель писал о необходимом бесплатном физическом образовании, обязательном физическом образовании девушек, издал множество общеобразовательных учебников по которым обучали до середины XVIII в. Его учитель Платон обращал внимание правительства на гармоничное развитие в котором большая часть образования должна состоять из общих наук, оставляя физической культуре менее половины времени. Гимназии существовали двух типов Александрийская и Спартанская, в первой преобладало общеобразовательное обучение граждан и в гимназиях второго типа преобладало физическое воспитание и военное дело даже для девушек.
В гимназиях вели свои беседы философы, риторы, учёные и др. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте; афинские гимназии: Академия, Ликейон (где учили Платон, Аристотель и Киносарг); Кранейон в Коринфе.
Гимназия, как среднеучебное заведение, ведет свое начало с XVI века. В Средние века название гимназии было также известно, особенно с XII в., со времени образования университетов, но оно, в воспоминание о греческих философских гимназиях, присваивалось университетам, которые назывались также academia и Archigymnasium (в Риме). Среднеобразовательными заведениями до XVI века, из которых образовались гимназии, были школы (scholae) - монастырские, орденские и домовые, устроенные по образцу древнеримских школ. Предметами преподавания в них были artes liberales: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, и три собственно философских (в древнем смысле этого слова) предмета - логика, физика и этика. Из них грамматика, логика (диалектика) и риторика составляли trivium - школу, которую необходимо было пройти всякому образованному, по тогдашнему времени, человеку. Остальные предметы составляли quadrivium, вторую ступень школьного образования, после которой следовало обыкновенно специально-богословское.. Метод обучения был формальный, механический. Наряду с этими школами с начала XIII века стали возникать городские школы (преимущественно в Германии и Италии), из которых некоторые впоследствии также преобразовались в гимназии. Всю сумму преподаваемых в них наук составлял, в большинстве случаев, trivium и главным предметом был латинский язык.
3.3. Лицей (через нем. Lyzeum ← лат. lусеum ← др.-греч. Λύκειον) - учебное заведение.
· Среднее общеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Латинской Америки, Африки.
· В России до революции 1917 года - привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников.
· Наименование некоторых средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, работающих (с 1988/89 учебного года) по своим учебным программам.
Слово «лицей» пришло в русский язык через немецкий, в немецкий из латыни, а в латинский из древнегреческого. В др.-греч. Λύκειον - Ликей это название одного из гимнасий за восточной окраиной Афин (в нем был учителями Сократ и Аристотель), который стал называться так по имени соседнего храма Аполлона Ликейского.
В Российской Империи лицеями назывались привилегированные учебные заведения со сроком обучения от 6 до 11 лет, охватывавшие программу обучения средней и высшей школы. Они предназначались главным образом для подготовки государственных чиновников.
Понимание лицея в дореволюционной России хорошо отражает его определение в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля: «высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультативы; общее высшее училище».
В настоящее время в странах СНГ некоторые школы получают звание «лицей», в результате существует множество «лицеев», с дореволюционными имеющих мало общего.
Кроме того, лицеями иногда называются учреждения среднего профессионального образования (бывшие профессионально-технические училища). Многие школы узкой специализации (юридические, медико-биологические, художественно-эстетические, информационно-технологические) также носят название «лицей». Лицеями именуется большая часть образовательных учреждений при университетах и академиях. Значительное число лицеев имеет физико-математическую специализацию.
4. Современная школа в различных странах
Частных школ в Швейцарии более 250, в них в основном учатся иностранцы. Частные школы Швейцарии известны во всём мире: согласно данным Forbes они преобладают в списке самых престижных и дорогих учебных заведений мира. Эти школы создавались под влиянием идей знаменитых педагогов и психологов Иоганна Песталоцци, Жана Пиаже, отца Жирара, Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера. Сильной стороной швейцарских школ считается направленность их программ на гармоничное развитие личности (духовное, интеллектуальное и физическое), на развитие самомотивации к учёбе.
Частные школы рассчитаны на иностранцев, а потому работают они фактически по всем международно признанным национальным стандартам школьного образования. А есть и ноу-хау: изобретенные именно в Швейцарии специальные школьные программы:
· Международная программа IB (International Baccalaureate), призванная за 3-4 года подготовить ученика к поступлению в лучшие университеты мира.
· Finishing School - школа для девушек, где помимо качественного образования научат и дипломатическому этикету, и хорошим манерам.
Аттестаты о полном среднем образовании всех швейцарских школ, вне зависимости от программы обучения, признаются во всей Европе, а также Америке, Австралии и других странах. Для зачисления в любой вуз необходимо наличие проходного балла и подтверждение знания языка преподавания.
Первым указом новый президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял закон о продлении учёбы в школах с 9 до 10 лет, а в 2013 году было введено 12-летнее обучение. Также были введены новые дисциплины - основы экономики, экология, культурное наследие Туркменистана, мировая культура, этика, информационно-коммуникационные и инновационные технологии, моделирование и графика. Таким образом, в общеобразовательное учреждение поступают в 6 лет; оканчивают в 18 лет. Обучение является обязательным для всех детей.
5. Школы бывают разные…
Познание начинается с удивления.
Аристотель
В представлении большинства из нас школа - это здание, с классными комнатами, длинными коридорами, спортзалом и столовой. При этом в мире есть школы, которые можно представить себе только в самых смелых фантазиях. Итак, самые необычные школы мира:
Террасет - школа под землей (США). Несмотря на всю фантастичность данного проекта, школа Террасет действительно находится под землей, в городе Рестон, штат Вирджиния. Этому учебному заведению уже более 40 лет и построено оно было в середине 70-х годов. Это период, когда Америку постиг энергетический кризис, и городские власти не придумали ни чего более экономичного, чем построить школу, которая сама бы себя согревала. С этой целью сняли земляной холм, построили здание и снова засыпали его землей, предусмотрев не только то, что школа сама себя будет согревать, но и систему охлаждения здания. Учеников данной школы, по праву можно назвать «дети подземелья». По всем остальным параметрам – это самая обычная школа, в которой происходит классическое, по американским меркам, обучение, не считая того, что данное учебное заведение является еще и туристической Меккой города.
Плавучая школа в Камбоджи. Следующее, не менее экзотическое, учебное заведение располагается на воде. Впрочем, в этом регионе данное явление никого не удивляет, так как и дома, и магазины, и другие здания тут, в прямом смысле, плавают.Речь идет о плавучей деревне Кампонг Луонг, которая находится на озере Тонлесап, в Камбоджи. В школе насчитывается около 60 учеников, 40 из которых - дети-сироты, родители которых погибли во время рыбной ловли. В учебном заведении находится всего один большой класс, где ребята учатся и проводят свободное время. В школу дети плавают в специальных тазиках, слабо напоминающих лодку. Туристы, посещающих данный регион, часто наведываются в это необычное учебное заведение, поэтому школьники не знают недостатка в сладостях и учебных принадлежностях и выглядят, абсолютно счастливыми и радостными детьми.
Альтернативная школа Альфа. Это одно из старейших учебных заведений Канады, существует с 1972 года и является поистине уникальным. Особенным его делает отношение к ученику, а также использование в обучении прогрессивных педагогических идей. В основе философии школы Альфа лежит признание того, что каждый ребенок индивидуален, у каждого своя скорость обучения и сфера интересов, поэтому в школе отсутствует распорядок дня и расписание уроков, а правила поведения диктуют сами ученики. В этом учебном заведении учащиеся не получают оценок и у них отсутствует домашнее задание. Деление на классы происходит не по возрастному критерию, а по сфере интересов детей. Основные вопросы управления учебным заведением решаются на ежемесячных собраниях учеников, учителей и родителей. При этом родители, на волонтерских началах, являются активными участниками образовательного процесса и помощниками учителя в течение учебного дня. Девиз Альфа – Совместное образование.
Открытая школа Орестад в Копенгагене. Данную школу поистине можно отнести к произведению современного архитектурного искусства. И не только здание, но и характер обучения тут отличается от классической школы. В помещении этого учебного заведения практически отсутствуют внутренние перегородки, и нет классов, в их привычном представлении. Сердце школы – огромная винтовая лестница, которая соединяет 4 этажа здания. По всей школе стоят мягкие диваны и пуфы, на которых ученики отдыхают и делают домашние задания. «В нашей школе практически нет стен, которые бы нас разъединяли, зато мы имеем высокие потолки» - говорят граждане этого необычного детского государства. И в этих словах заключается не столько архитектурная особенность здания, сколько философия этой уникальной страны Знаний. Школьники учатся работать в пространстве без границ, используя свои умения и навыки для решения поставленных задач. В школе отсутствуют классические учебные пособия, ребята учатся по электронным книгам и используют информацию, полученную в интернете.
«Кенэлэкэн» - кочевая школа (Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия, Россия). А вот ребятам, которые учатся в этой школе, несказанно повезло. И это не потому, что у них современное учебное заведение, а вследствие того, что они имеют возможность жить с родителями и получать классическое школьное образование. До недавнего времени дети из кочевых племен Северных регионов России вынуждены были либо учиться и жить в школах-интернатах, месяцами не видя родных, либо вовсе не получали образования. Кочевую школу по праву можно назвать самой маленькой школой по численности учеников и персонала. Подобное учебное заведение насчитывает от 6 до 8 учеников, где работают 2-3 педагога. Однако это не мешает ребятам получать такие же знания, умения и навыки, как и их оседлым сверстникам. Кочевая школа оборудована спутниковым Интернетом, что дает возможность общаться с внешним миром. В планах у правительства оптимизировать учебный процесс, создав адаптированные учебные электронные пособия, на смену классическим школьным учебникам.
Приключенческая школа Watershed (США). Школа приключений - не это ли мечта любого мальчишки и девчонки школьного возраста. И эти мечты сбываются в американской школе Watershed. Образовательный процесс здесь построен как одно большое путешествие по просторам страны Знаний. Если это география, то изучение ее происходит на местности, биология – в заповеднике, в непосредственном контакте с живой природой, архитектура – на улицах города. Обучающие экспедиции – вот самые продуктивные методы получения крепких знаний, по мнению педагогов этой школы. Не смотря на то, что ребятам приходится изучать и математику, и языки, ожидание долгожданного похода и ярких впечатлений дает стимул отлично учиться. А, кроме того, - занятия спортом, йога, участие в рок-группе делают школьные годы незабываемыми. И поистине прав был немецкий писатель Эрнст Хайне, когда сказал: «Вы найдете больше знаний в буках и дубах, чем в книгах. Звери, деревья и камни хранят такие знания, которые не передаст вам никакой ученый».
Пещерные школы Китая. Китай не перестает удивлять нас экономическими чудесами и одной из предпосылок данного явления по праву можно считать тягу этих людей к знаниям. Подтверждением тому служит уникальная школа в провинции Гуйчжоу (Guizhou). Народность мяо (Miao), коренное население этого региона, живет достаточно скромно. Низкий уровень жизни не позволял этим людям долгое время получать образование. И только в 1984 году была открыта первая школа. Так как средств на строительство школы не было, учебное заведение было решено разместить в ближайшей пещере. Здесь были оборудованы классы, спортивная площадка и зона отдыха. Поначалу школа была рассчитана на один класс, однако сегодня ее воспитанниками являются 186 детей. И это несмотря на то, что до школы ученикам приходится добираться по шесть часов каждый день. Как тут не вспомнить армянскую пословицу: «Не тот больше знает, кто больше жил, а тот, кто дальше ходил».
«Невестушки» - налево, «богатыри» - направо! В Москве, Красноярске и во многих других регионах страны существуют оригинальные школы, работающие по методике профессора Владимира Базарного. Официально метод называется «Система сенсорной свободы и раскрепощения». Это значит - никакого сидения за партами. 15 минут сидим - 15 минут стоим за специальной конторкой. Классная доска - пережиток прошлого и худший враг, наглядные пособия и другие материалы располагаются в самых разных точках класса. Чтоб зрение работало и шея не затекала. В младших классах пишут чернилами и пером. Много физкультуры, танцев, движения. В школах «свободы и раскрепощения» принято гендерное разделение классов. То есть девочки налево, мальчики направо. Вместе дети собираются только на уроках музыки, танцев и на факультативах и кружках. А основные предметы изучают отдельно друг от друга по разным программам. Всему этому придается красивая форма: мальчиков посвящают в «богатыри», а девочек - в «невестушки». С этой игрой связана воспитательная программа. Мальчикам прививают патриотизм и учат защищать Родину, девочек готовят к материнству. Да, прямо с первого класса.
У кадетства - женское лицо. Быть кадетом с некоторых пор стало очень круто. И девушки не хотят оставаться в стороне от модного тренда. Несколько лет назад в столице открылась кадетская школа, в которую принимают только девчонок. Конкурс бешеный. Программа отличается от общеобразовательной наличием специфических предметов вроде истории казачества, а также большим количеством физической и военной подготовки. Нежных созданий превращают в безупречные боевые машины при помощи занятий по конному спорту, стрельбе из разных видов оружия, строевой подготовки. Кроме того, преподаются бальные танцы, этикет и игра на музыкальных инструментах. Похоже на Смольный институт благородных девиц! Родители видятся с дочерьми только в выходные, все остальное время дети живут в интернате.
И гордый сын славян, и финн, и армянин... Столичная школа № 1650 - единственная в своем роде. Официально она называется «Первая московская поликультурная». Это значит, что учиться в ней могут дети любых национальностей, вероисповеданий и говорящие на любом языке. Каждый получит «русский язык как иностранный» и основы национальной культуры. А также «россиеведение», «этнология» и «этикет народов мира». И, хотя в народе школа именуется «армянской», посещают ее дети 35 национальностей. Некоторые из новоиспеченных учеников по-русски не знают ни слова. Но дружить детям между собой это обстоятельство совершенно не мешает.
Кстати… В России есть свой Хогвартс. В одной очень дорогой и очень престижной московской частной гимназии преподается предмет под названием... зельеварение. В процессе варки различных волшебных зелий дети изучают вовсе не черную магию, а основы химии. Прямо натуральный Хогвартс какой-то! Неудивительно, что в эту школу просто ломятся желающие там учиться.
Заключение
Все российское общество в целом переживает сегодня глубокие, в том числе и социокультурные изменения, это не может не отражаться и на сфере образования и воспитания. Сложность, как и определенная непоследовательность реформы обусловлена, с одной стороны, тем, что процесс реформирования самого общества еще до конца не завершен, с другой же стороны, успех любой реформы зависит от всей образовательной политики страны, ее системности, последовательности, а главное, эффективности. В современном обществе школа определяет будущее страны и является одним из условий ее возрождения. Немаловажно, чтобы это понимание стало приоритетом политики государства в области образования.
И поэтому, в каком бы образовательном учреждении не обучался ребенок, он должен получить качественное образование и гордиться тем образовательным учреждением, которое он закончил.
Приложение 1
Оценка качества образования в стране по данным социологических опросов населения
Согласно данным социологических опросов населения, 84% жителей крупных и средних российских городов считают, что в их городе можно получить хорошее, современное образование.
Согласны ли вы с тем, что в вашем городе можно получить хорошее, современное образование? |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Да, полностью согласны |
51% |
45% |
44% |
46% |
Да, скорее согласны |
33% |
36% |
35% |
38% |
Скорее не согласны |
10% |
13% |
14% |
12% |
Полностью не согласны |
5% |
6% |
7% |
5% |
Доля тех, кто полностью или в основном уверен, что может получить хорошее образование |
84% |
81% |
79% |
84% |
Приложение 2
Как выбрать школу для своего ребенка
· Выбирайте школу в соответствии с потребностями своего ребенка. Если он активный, присмотритесь к школе, в которой много внимания уделяется физическому развитию учеников: есть секции, летний спортивный лагерь. Для ребенка с творческими способностями подойдет школа с театральным, художественным уклоном.
· Школьный класс не должен быть переполнен (оптимальное количество учеников - около 20). Если вы отдаете чадо в частную школу, старайтесь не активизировать в нем чувство избранности, ведь его и так ожидает особенное внимание со стороны учителей, поскольку в классе обычно бывает несколько человек.
· Не стоит с первого же класса записывать ребенка в профильную школу, например, при вузе. В этом возрасте его способности и наклонности могут еще не проявиться. Часто родители считают, что если они не достигли каких-то высот, то этого должны достичь их дети. Дайте возможность ребенку выбрать свой путь!
· В школы с повышенной интеллектуальной и физической нагрузкой (спецшколы, профильные лицеи) не стоит записывать детей, у которых проблемы с речью, поведенческие особенности, ослабленное здоровье, нарушение внимания, восприятия, памяти. Что касается обучения в школе-экстернате и школе-пансионе, решение отдать туда ребенка лучше принимать совместно с детским психологом.
· Дорога в школу должна занимать не более 15-20 минут пешком и не более 30 минут на транспорте.
Приложение 3
7 признаков хорошей школы
· Увлечения учеников поощряются: есть спортивные секции, кружки, выставки детских рисунков, поделок. Проводятся творческие конкурсы и спортивные соревнования.
· В классах много оригинальных наглядных пособий. Многие сделаны руками учителя и учеников.
· После урока дети не бегут из класса, а подходят к учителю, задают ему вопросы.
· В коридоре вывешены фотографии, рассказывающие о школьных мероприятиях, где ученики и учителя активно общаются между собой (совместные спектакли, диспуты, экскурсии и т. д).
· На каникулах организуются походы в музеи, театры, поездки в другие города.
· На перемене в школьных коридорах нет драк и выяснения отношений.
· Имеются современный компьютерный класс, богатая библиотека.
Приложение 4
Какие документы должна иметь школа
· Лицензия. Без этого документа вести образовательную деятельность школа просто не имеет права.
· Свидетельство об аттестации. Лишь по прошествии - трех лет после выдачи лицензии школа может получить свидетельство об аттестации. Комиссия оценивает уровень подготовки учеников всех ступеней образования: начального, основного и среднего. Причем переаттестация должна проводиться раз в пять лет.
· Свидетельство об аккредитации. На основании аттестации получается и аккредитация, подтверждающая государственный статус школы и соответствие знаний выпускников требованиям Госстандарта. Кстати, без нее школа может благополучно работать, но вот выдавать аттестаты не имеет права.
Список использованной литературы
1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии
2. http://womanadvice.ru/samye-neobychnye-shkoly-mira#ixzz3MYirCebi
3. материал сайта http://www.kp.ru
4. Толковый словарь русского языка. Д. Н. Ушаков. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр.
5. Важные знания в школьные времена для успешного саморазвития Henrik Edberg / BigIdeas — интересные переведенные статьи из англоязычного Интернета
6. Российская школа - по-прежнему лучшая в мире?. tass-ural.ru. Проверено 10 марта 2011. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.
7. Vidya Ram. Наиболее привилегированные школы Европы ( Europe’s Most Expensive Boarding Schools). forbes.com. Проверено 10 марта 2011. Архивировано из первоисточника 21 августа 2011.
8. Этимологический словарь Фасмера «лицей»
9. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого «Λύκαιος»Рудаков В. Е., Лицеи в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
10. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. СПб., 1907—1909.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.