Введение
История математики полна неожиданных и интересных софизмов и парадоксов. И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых в свою очередь произрастали новые софизмы и парадоксы. В истории развития математики софизмы играли существенную роль.
Зачем я выбрал эту тему?
Я выбрал тему «софизмы», эта тема заинтересовала меня тем, что она не рассматривается в школьном курсе математики, но на самом деле это интересное, логическое построение задач.
Понятие «Софизм»
Софизм – (от греческого sophisma , «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка») - умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
ВОЗМОЖНА ЛИ КОШКА С ДЕВЯТЬЮ ХВОСТАМИ?
Не существует кошка без хвоста. Однако кошка с одним хвостом очень даже существует! Значит, если к несуществующей кошке «добавить» хвост, то она будет существовать.
Не существует кошка с восемью хвостами. Но если к несуществующей кошке «добавить» хвост, она станет существующей.
Значит кошка с девятью хвостами существует!
АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА
Самое быстрое существо не способно догнать самое медленное!
Быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху. Чтобы догнать черепаху, Ахиллесу нужно время. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед.
И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди.
НЕВОЗМОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ КАКОЕ-ЛИБО РАССТОЯНИЕ!
Предмет должен дойти до половины своего пути прежде, чем он достигнет его конца. Затем он должен пройти половину оставшейся половины, затем половину этой четвертой части и т.д. до бесконечности. Предмет будет постоянно приближаться к конечной точке, но так никогда ее не достигнет.
ЗАДАЧА
Некто взялся доказать , что 3 раза по 2 будет не 6, а 4. Выполняя странную затею , он взял в руки обыкновенную спичку и попросил присутствующих внимательно следить за ходом его мысли.
-Переломив спичку пополам,- заявил странный математик,- будем иметь один раз 2. Проделав то же самое над одной из половинок, будем иметь второй раз 2 . Наконец , проделав эту же операцию над второй из половинок, получим третий раз 2. Итак , беря три раза по два, мы получили четыре, а не шесть, как принято обычно думать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.