Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
10 кл
22.11.2017
Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"
Цель работы – изучить традиции словопроизводства в пословицах и поговорках, определить влияние выбора способа образования слов на семантику данных жанров устного народного творчества. Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, я поставила перед собой следующие задачи: 1. Выделить основные способы словопроизводства в пословицах и поговорках. 2. Рассмотреть значение выбора того или иного способа образования слов в связи с основными требованиями народной эстетики. Объектом исследования является устное народное творчество России. Предмет исследования - способы образования слов в пословицах и поговорках.
спосбы образования слов в пословицах и поговорках.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 п.Гигант Тема: «Способы образования слов в пословицах и поговорках» Языкознание Автор работы:  Галадина Анастасия, 11кл.,  МБОУ СОШ № 2 п. Гигант,  Сальский район, Ростовская область  Руководитель:  Самсонова Лариса Павловна,  учитель русского языка и литературы,  МБОУ СОШ № 2 п.Гигант,  Сальский район, Ростовская область  г. Сальск 2017 Оглавление                                                                                                                                    стр.                 Введение__________________________________________________         3 Основная часть_____________________________________________         4 Глава 1. Морфологические способы образования в пословицах                 и поговорках__________________________________________4 1.1 Морфологические образования с использованием  внутрисловных морфем_____________________________________4 1.2 Безаффиксные образования__________________________________6 1.3 Пословицы и поговорки со сложносоставными словами__________6 1.4 Образования посредством аффиксированной частицы –то________6 Г л а в а 2 .   М о р ф о л о г о ­ с и н т а к с и ч е с к о е словопроизводство  в пословицах и поговорках ___________________________7 2.1Субстантивные прилагательные_______________________________7 2.2Партикуляция сочинительного союза и_________________________9 2.3Препозиционализация наречий________________________________10 Заключение_____________________________________________________10 Литература______________________________________________________11 2 Введение.        Величайшее богатство народа – его язык!        Многие исследователи обращались к устному народному творчеству, но как  происходит словопроизводство в пословицах и поговорках в рамках школы ниша  мало изученная. Исходя из этого, я решила обратиться к данной теме. Проследить,  как значение выбора того или иного способа образования слов отразилось на  семантике в данных жанрах фольклора. Русская пословица и поговорка – важная  часть русского языка, это самые активные и выразительные номинативные языковые единицы лексического плана? это душа русского национального языка, в которой  неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.  Известно, что для современного русского словообразования характерны разные способы   и   разновидности   словопроизводства.   Пословичное   словопроизводство органически связано с основными требованиями народной эстетики, куда входят: 1. Выражение объективизации через конкретные и знакомые образы. Не случайно пословица воспринимается как глубокое и обобщенное и в то же время как естественное, эмоциональное и доходчивое афористическое изречение. 2. Слаженность звучания; ср.: Что не складно, то и не ладно; Хороша пословица в лад да в масть. 3. Лаконичность и компактность речи. Народная мудрость гласит: Слова хороши, если они коротки; Хорошее вполне хорошо, когда оно коротко; Коротко да ясно, оттого и прекрасно. 4. Доброжелательность и гуманность высказывания: Добрые слова лучше мягкого пирога; Мягкое слово кости ломает; Жесткое  слово строптивит, мягкое смиряет. 5. Конкретизация и олицетворение отвлеченных понятий. 6. Антонимичность   высказывания   (сопоставление,   противопоставление, уступительность и т. п.). Актуальность темы заключается в том, что работа с пословицами не только  прививает любовь к народному творчеству, не только учит внимательно относиться  к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью, но  ивоспитывает чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость  за него. Новизна проекта отразилась в том, что исследованиеспособов образования слов в  пословицах и поговорках является недостаточно изученным направлением в  лингвистике. Проблема исследования: изучение и классификация способов образования слов в  пословицах и поговорках. Цель данной работы  ­изучить традиции словопроизводства в пословицах и поговорках, определить влияние выбора способа образования слов на семантику данных  жанров устного народного творчества. Не претендуя на исчерпывающий анализ проблемы, я поставилпередсобой  следующие задачи: 1. Выделить основные способы словопроизводства в пословицах и поговорках. 2. Рассмотреть  значение выбора того или иного способа образования слов в  связи с основными требованиями народной эстетики.  3 Объект исследования – устное народное творчество России. Предмет исследования ­  способы образования слов в пословицах и поговорках. Гипотеза:  Я предположила, чтопословичное словопроизводство утилитарно: оно отражает различныепроявления народного быта, трудовойдеятельности человека, его   морали   и   нравственности,   т.   е.   оно   порождается   наиболее   острыми потребностями самого существенного в житейской повседневности.                Методы исследования: анализ научных и литературных источников, различных  сайтов сети Интернет, классификация, сравнение словопроизводства в  разных  пословицах и поговорках. Материалом  исследования послужили сборники пословиц и поговорок,  научная литература по языкознанию, словари,различные сайты  Интернета. Основная часть. Глава 1.  Морфологические способы образования в пословицах и поговорках К  м о р ф о л о г и ч е с к о м у   способу   словообразования   в   пословицах   и поговорках можно отнести: 1) образования с помощью внутрисловных морфем; 2) безаффиксное   словообразование;   3)   сложносоставные   слова   и   4)   образования посредством аффиксированной частицы ­то. 1.1  Морфологические   образования   с   использованием   внутрисловных морфем 1. Среди   морфологических   образований   с   использованием   внутрисловных морфем выделяются своим массовым характером употребления различные формы субъективной   оценки   имен   существительных.   Эти   формы,   в   зависимости   от суффикса,   выражают   разнообразные   эмоции   —   положительность, уменьшительность,   ласковость,   любование,   мягкость,   доброжелательность, сниженность оценки и т. д.  (Филатка, Ивашка, окошко, стаканчик, рюмочка, солнышко, дитятко, дитяти, детки, собачка, бычок, личико, лисичка, ручки, ножки,   птичка,   пташка,   пташечка,   птенец,   рыльце,   свекровина  и   т.   д.). Например: У всякого Филатки свои ухватки; За ушко, да на солнышко; Мимо яблоньки яблочко не падает; И пчелки без матки пропащие детки; На то у селезня зеркальце, чтобы утки гляделись; Ни тряпички, ни черепички; Детки деткам рознь; Шапочка с ушами, молодчик с кудрями; Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища.[1] Среди суффиксов субъективной оценки наиболее частотным является суффикс ­к­; далее — по степени убывания — ­ок­, ­ышк­   (­ишк­),­ушк­   (­юшк­),   ­ек­, ­очк­, ­ц­, ­ик­, ­инк­, ­ечк­.  Остальные суффиксы субъективной оценки  (­яшк­, ­енек­, ­чик­, ­иц­, ­ят­, ­ищ­, ­иньк­, ­оньк­, ­ком­, ­ец­) встречаются достаточно редко. Немногочисленны   пословицы   и   поговорки   с   формами   субъективнойоценки прилагательных и наречий; например: _________________________________________ 1. Пословицы, поговорки, загадки. М.,Современник. 1986. 4 Личиком беленек, да душой черненек; Полюби­ко нас черненькими, а краснень­ кими всякий полюбит; Аленький цветок бросается в глазок; Просо реденько, так и кашица жиденька; Карман толстенек, а все говорит: нет денег; Без денег  человек  худенек;  Серенькое  утро  —  красненький  денек.У  него  в  голове реденько засеяно; Которая птичка раненько запела, той во весь день молчать; Хорошенького   понемножку;   Сядем   рядком   да   поговорим   ладком;   Где прыжком, где бочком, где ползком, а где и на карачках. Нередко   формы   субъективной   оценки   употребляются   в   рифму   с   другими словами. Это актуализирует их и повышает благозвучие пословиц и поговорок: Любовь   не   картошка   —   не   выкинешь   в   окошко;   Любишь   медок,   люби   и холодок; Был бы снежок, так скатаем комок; У Левки все ловко; У всякой пташки   свои   замашки;   Хороший   кусок   найдет   себе   усок;   Обещал   бычка,   а даеттычка;   Куда   ветерок,   туда   и   умок;   Частые   пирушки   оставят   без полушки; Потчуют куму блинками, а Фому пинками. Встречаются слова, образованные от глагольных и именных основ с помощью суффиксов ­х­, ­их­, ­ух­, ­б­, ­к­ и нек. др.; такие образования не имеют значения субъективности и уменьшительности: Взяха   любит   даху;   Сулиханеряхе   родная   сестра;   Лето   собериха,   зима подбериха; Семь перемен, а все одна редька: редька   триха,   редька   ломтиха, редька с квасом, редька с маслом, редька в кусочках, редька в брусочках да редька целиком; Ближняя хаянка лучше дальней хваленки.Держался авоська за небоську, да оба в воду упали; Потемщики света не ищут; Завидлив бывает обидлив; Понедельничай, да не бездельничай. Не   дорога   гостьба,   дорога   дружба;   Барышник   и   сам   себе   без   божбы   не верит; Гульба очищает карманы. Так думай, чтобы после не было передумки; Берут завидки на чужие пожитки; Детям не порча — игрушка, а порча — худая прислужка; У всякого жеребенка своя попрыжка; И на доброго коня бывает спотычка; И на большие умы живет промашка. Весьма своеобразны глагольные суффиксальные образования с субстантивной  основой по аналогии с существующими в языке моделями типа синеть — синеют,  лысеть — лысеют и т. п.; например: В лесу людилесеют, а в людях людеют; Лисой лисит: в одно ухо влезет, в другое вылезет; Земля на могиле задернеет, а худой славы не покроет. Особую   по   употребительности   группу   составляют   пословицы   и   поговорки   с деепричастиями разговорно­просторечной окраски на ­вши: Не съест собака не потаскавши, а кошка — не поворчавши; Рано вставши, больше   наработаешь;   Не   радуйся,   нашедши,   не   плачь,   потерявши;   Не ужинавши   легче,   а   поужинавши   —   крепче;   Не   разбивши   яиц,   не   сделаешь яичницы; Что имеем — не храним, потерявши — плачем; И птичка летает подумавши; Снявши голову, по волосам не плачут; Плакавши, не заплатишь долгов;   Хорошо   песни   петь   пообедавши;   Вкусивши   сладкого,   не   захочешь горького; Не начавши — думай, а начавши — делай. Обращают на себя внимание немногочисленные глагольные приставочные образования с общим значением усиления действия, интенсивного его осуществления:Ночная кукушка денную перекукует; Долакомился до нездоровья;  5 Посердишься — перестанешь, а любить начнешь — и конца не найдешь; Алчного  гостя   не   употчевать;   Юлил,   юлил   и   выюлил;   Был   конь   да   изъездился; Старого друга не перемолаживать. Очень   выразительны,   хотя   и   немногочисленны,   приставочно­постфиксальные образования на базе глагольной словоформы: Пляши,   да   не   заплясывайся;   Раздружится   друг   —   хуже   врага; Ленивогодошлешься,   сонливого   добудишься,   а   мертвого   не   докличешься; Рапортовал, да не дорапортовался, стал дорапортовывать — зарапортовался; Ложка красна с нова, а охлебается — под лавкой валяется.[2] 1.2. Безаффиксные образования Пословицы   и   поговорки   могут   включать   безаффиксные   образования:   имена существительные   от   глагольной   и   адъективной   основ,   образованные   без внутрисловных морфем, но нередко с использованием морфологических средств (мены   места   ударения,   чередования   конечных   согласных   звуков   основ производного и исходного слов). Безаффиксное словообразование в пословицах и поговорках обычно связано со сниженным оттенком употребления; например: Моту   деньги   подарить,   что   в   воду   пустить;   За   душой   мота   копейка   не держится; Находчивый маха не даст; Исподволь и ольху согнешь, а вкруть и вяз переломишь; Барская хворь — мужицкое здоровье; От шаты да баты не будем богаты. 1.3. Пословицы и поговорки со сложносоставными словами Выделяются пословицы и поговорки со сложносоставными словами, состоящими из двух частей, соотносительных с целыми словами, каждое из которых может употребляться   и   отдельно.   Такие   сложные   образования   функционируют   как сложное единое понятие и пишутся через дефис: отец­мать (т. е. родители), хлеб­ соль  (угощение,   кушанье,   еда)   и   т.   д.   Архаичные   по   стилистике,   они   как   бы овевают пословицы и поговорки духом былинности и русскости. Например: Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца­матери и в сказке не найдешь; С кем хлеб­соль водишь, на того и походишь; Пустой голове все трын­ трава; Запас пить­есть не просит; Все идут путем­дорогой, а дурак стороной; От искры сыр­бор загорается; Словами туды­сюды, а делами никуды. 1.4. Образования посредством аффиксированной частицы ­то. Среди   пословиц   и   поговорок   достаточно   частотны   образования   с аффиксированной   частицей  ­то.  Эта   частица   присоединяется   к   готовой словоформе той или иной части речи, напоминая собой постфиксальный аффикс. Этот   своеобразный   аффикс   придает   словоформе   оттенок   разговорности, смягченности и некоторого ограничения. Например: Обещать­то   легко,   да   думай   исполнить;   Обидеть­то   каждый   может,   а пожалеть­то   некому;Проглотить­то   хочется,   да   прожевать­то   лень; Жениться­то не напасть, дакак бы, женившись, не пропасть; _______________________________________________ 2. Ю.Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение. 1990. 6 Обидеть­то легко, да душе­то каково; Улица­ то прямая, да хата­то кривая; Люди в баню торопятся, а баня­то и не топится; Сапог­то скрипит, да в горшке не кипит; Языком­то берет, а к делу не льнет; Пошел черт по тучу, а из нее­то и стрельнуло. Глава 2. Морфолого­синтаксическоесловопроизводство в пословицах и  поговорках  М о р ф о л о г о ­ с и н т а к с и ч е с к о е   словопроизводство в пословицахи  поговорках объединяет такие разновидности словообразования: 1) субстантивация прилагательных, 2) партикуляция сочинительного союза и,  3) препозиционализация наречий. 2.1. Субстантивные прилагательные Многочисленную   группу   представляют   собой   так   называемые   субстантивные прилагательные (в том числе некоторые местоимения и числительные). Чем объяснить этот факт? Субстантивация прилагательных — излюбленный и наиболее   простой   прием   в   пословицах   и   поговорках,   отвечающий   требованиям лаконичности   и   компактности.   В   рассматриваемых   выражениях   представлена главным образом полная, т. е. лексикализованная, субстантивация. Присутствует в ограниченных случаях и неполная, т. е. контекстуальная, нелексикализованная. В первом   случае   субстантивированное   прилагательное   имеет   определенную   и самостоятельную форму и значение рода и связанную с этим систему изменения и синтаксическую функцию существительного — подлежащего или дополнения Во втором случае формы и значение рода, падежа и числа у субстантивирован­ ного   прилагательного   зависят   от   эллиптического   существительного, присутствующего в предшествующей части контекста. Ср.: Слепому   и   свет   тошнота;   Холостого   сватать   не   посылают.—   Умный ребенок слова боится, глупому и побои не впрок; В одно окно влезет, в другое вылезет; Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая. Самыми употребительными, по нашим данным, являются субстантивированные прилагательные мужского рода. Чем объяснить этот феномен? Очевидно, тем, что «в народном самосознании мужчина — социально значимый труженик в семьеи в обществе». [3] Пословицы и поговорки с субстантивированными прилагательными мужского рода представляют собой богатую палитру личностных характеристик, своеобразной   народной   персонификации   по   интеллектуальному,   нравственному, духовному,   трудовому,   физическому,   возрастному,   национальному,   семейному, родственному, психологическому, коммуникативному, этическому, внешностному, эстетическому и т. д. признакам  (умный, ученый, смышленый, глупый, удалой, злой,   ленивый,   храбрый,   хвастливый,   упрямый,   спесивый,   старый,   молодой, богатый, бедный, стыдливый, красивый, милый, робкий, стойкий, лукавый и т. д.). Например: Умному   свистни,   а   он   уже   смыслит;   Ученый   водит,   а   неученый   следом ходит;   Крепкий   духом   не   унывает;   Русский   до   конца   стоек;   Скупому   душа дешевле гроша; На старого и немощи валятся; Ленивому и в будни праздник; Виноватый обличается своим делом; Не бывать плешивому кудрявым;  3. Т.И. Жаркова , О.В. Синицин. Отражение национального характера в пословицах и  поговорках. М., 1987.7 Несолено   хлебать,   что   немилого   целовать;   Стоячего   не   мудрено догнать;Спесивому   хвала   лучше   дара;   Стыдливый   из­за   стола   голодный встает; Не всякого бьют, кто кричит. С   субстантивированными   прилагательными   среднего   рода   связывается   нечто вещественное, этически и эстетически важное, нечто оценочное  (новое, пресное, доброе, заветное, чужое, старое, великое, смешное, соленое, горькое, сладкое, дареное, скоромное, нужное, свое и т. д.). Например: Лишнее   говорить   —   только   себе   вредить;   Решетом   воду   меряет   — бесполезное делает; Сладкого до сыта не скоро наешься; При сухом и сырое горит; Переливать из пустого в порожнее; Кто старое помянет, тому глаз вон;   Чистое   к   поганому   не   пристанет;   Чужим   богат   не   будешь;   Ехал наживать, а пришлось свое проживать. Субстантивированные   прилагательные   женского   рода   различают   лица   по нравственному, этическому и эстетическому признакам. Ср.: Хороших   не   отдают,   а   плохую   взять   не   хочется;   На   красивую   глядеть хорошо, а с умной жить легко; Одна врала, другая не разобрала, третья по­ своему переврала; Всякая ссора красна мировою. Заслуживает   внимания   различие   субстантивированных   прилагательных   по употреблению их в формах числа: по нашим данным, доминируют субстантивы единственного   числа.   Такие   прилагательные   утверждают   личностный   характер, личностный образ по специфическому для него признаку. Субстантивированные же прилагательные множественного числа подчеркивают большой охват явлений, выражают более высокую степень типизации и обобщения. Например: О других судишь, на себя погляди; Дары и мудрых ослепляют; Женатые на посиделки не ходят; На редкий товар больше желающих; Стойким и счастье помогает; Счастье всегда на стороне отважных; Скупые — ровно пчелы: мед собирают, а сами умирают; У молчаливых дорога длиннее. Обратим внимание на различные, важные в стилистическом отношении, условия употребления субстантивированных прилагательных. 1) Употребление   определительных   слов   (прилагательных,   местоимений, числительных) при субстантивированном прилагательном: Злой ученый не стоит доброго глупца; Сто малодушных не заменят одного отважного и т. д. 2) Употребление субстантивированного прилагательного в оппозиции к суще­ ствительному: Храброму города брать, а трусу и от родного дома бежать; Дурак не рассу­ дит, а умный не осудит; Всякому по толику, а зевакам по два. В этих случаях очень четко осознается субстантивированность прилагательного, так   как   традиционное   существительное   обладает   способностью   определяться именно прилагательным и выступать в одном лексическом ряду с другим сущест­ вительным. 3) Употребление одиночного субстантивированного прилагательного в контексте изречения (см. примеры выше). В этой ситуации подчеркивается индивидуальность личностной   характеристики   по   какому­либо   специфическому   признаку. 8 4) Употребление   нескольких   субстантивированных   прилагательных   в   составе одной предикативной единицы (простого предложения). Здесь, в зависимости от структурных   особенностей   предикативной   единицы,   возможно   подчеркивание различия между семантически близкими субстантивами и выражение сравнения, сопоставления,   противопоставления   и   т.   д.,   словом,   различные   оппозиции субстантивов. Например: Глупый  да   малый   всегда   говорят   правду;   Трусливый   и  ленивый   в   дружбе живут;   Гордым   быть   —   глупым   слыть;   Нужен   не   только   ученый,   но   и смышленый.   Сытый   голодного   не   разумеет;   Старое   под   новое   не подкрасишь;   От   великого   до   смешного   один   шаг;   Из   большого   можно сделать маленькое; За битого двух небитых дают, да не берут.Свое потеряв, чужого не ищут; Не вкусив горького, не увидишь и сладкого; Искав чужое, свое потерял. 5) Употребление   субстантивированного   прилагательного   в   каждой   из предикативных   частей   сложного   предложения   (сложного   бессоюзного, сложносочиненного,   сложноподчиненного).   Здесь   в   выражении   различных семантических   типов   субстантивов   и   их   стилистических   оттенков   участвуют наряду   с   содержательнымимежпредложенческие   факторы   (интонация,   союзы). Например: Пешего провожают до ворот, конного — до коня; Лишнее пожалеешь — последнее   потеряешь;   За   чужим   погонишься   —   свое   потеряешь;   Иного   все заботит, другому все нипочем.  Глупый ищет большого места, а умному и в углу видать; Богатый мыслит о золоте,   а   нищий   о   милостыне;   Сонливого   не   добудишься,   а   ленивого   не дошлешься; Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками; Чужое и хорошее постыло, а свое и худое, да мило; Юный с игрушками, а старый с подушками.лечить; Всяк хлопочет, кто лучшего хочет; Лучше свое отдать, нежели чужое взять. Возможны пословицы и поговорки с субстантивацией и других частей речи (наре­ чий, частиц, глаголов, кратких форм прилагательных и причастий). И хотя эти примеры немногочисленны, но они по­своему выразительны и образны: Одно «ныне» лучше двух «завтра»; У завтра нет конца; Вчера не догонишь, а от завтра не уйдешь; Авось да как­нибудь до добра не доведут; У нета ничего не возьмешь. Авось с небосем водились, да оба битыми и очутились; Аминем квашни не замесишь; Из спасиба шубы не сошьешь. Встань кормит, а лень портит; Молодо — не созрело, старо — переспело; Хорошо дешево не бывает; На незвано не ходи, а на нестлано не ложись. 2.2.Партикуляция сочинительного союза и 1.Партикуляция   сочинительного   союза  и,  т.   е.   употребление   его   в   значении частицы (particules). Частица  и  —   самое   короткое,   далее   не   членимое   слово.   При   этом   она синкретичная:   наряду   с   усилительно­выделительным   значением   выражает присоединительный   оттенок.   Поэтому   в   ряде   случаев   она   соответствует   по общему значению словам тоже, также, даже. Но, в отличие от них, частица и незаметно,   мягко   и   с   меньшей   прямолинейностью   усиливает,   выделяет, подчеркивает   значение   следующего   за   ней   слова,   не   теряя   при   этом присоединительного оттенка.                                                                                      9 Эта особенность частицы  и  обеспечила ей частое употребление в пословицах и поговорках. Например: Сперва — аз да буки, а там — и науки; Артелью хорошо и недруга бить; Чем хвалишься, на том и провалишься; За твоим языком не поспеешь и босиком; Без запевалы и песня не поется; Вывод простой: где прогул — там и простой; Какова Устинья, такова у нее и ботвинья; Не рад больной и золотой кровати. 2.3 Препозиционализация наречий (употребление их в значении предло­ гов).   Эта   разновидность   морфолого­синтаксического   словопроизводства,   по сравнению с субстантивацией и партикуляцией, в пословицах и поговорках менее распространена. Какие наречия переходят в предлоги? По частоте употребления в роли предлога их можно расположить в такой последовательности:  после,   против,   около,   мимо,   прежде,   поперек,   позади, промеж, подле, возле, близ, впереди, вперед, поверх, сверх, вместо, супротив. Это   наречия,  главным   образом,   места   и   времени.   Соответственно   в   значении предлога   —   служебного   слова   перед   существительным   —   они   выражают локальные (пространственные) и временные отношения. Например: Мельница   не   по   ветру,   а   против   ветра   мелет;   Около   огня   обожжешься, около   воды   обмоешься;   Учи   дитя,   пока   поперек   лавочки   лежит;   Промеж друзей   нитки   не   продернешь;   Коли   нет   ума   за   кожей   —   поверх   кожи   не пришьешь;   Сижу   возле   печи   да   грею   плечи;   Возле   леса   жить   —   голоду   не видать;   Близ   норы   лиса   на   промысел   не   ходит;   Язык   впереди   ног   бежит; Вперед невода рыбы не ловят. После грозы вёдро, после горя радость; После драки кулаками не машут; Прежде веку не помрешь; Не суйся, пятница, прежде четверга. Лишь в немногих случаях наречные  предлоги могут использоваться в других значениях:сравнительном,объектном, замещения: Нет легче дня против субботы; За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать; Супротив свахи не соврешь; Он еще сверх плута на два фута; Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи. Заключение Исследовательская   работа   «Способы   образования   слов   в   пословицах   и поговорках»   может   представлять     практический   интерес   не   только   для филологов, но и для широкого круга людей. Данное исследование способствует расширению   знаний   о   языке,   пополнению   лексического   запаса,   является дополнительным источником знаний о грамматике русского языка. Выводы             Проведя данное исследование, я пришла к выводу о том, что 1. Наиболее продуктивный способ образования в пословицах и поговорках — морфологический,   связанный   с   использованием   богатейших   внутрисловных морфем   (приставок,   суффиксов,   интерфиксов,   постфиксов,   флексий)   и морфологических   средств   (мены   места   ударения,   фонетических   и исторических чередований звуков и т. п.). 2. Субстантивация   как   разновидность   морфолого­синтаксического словопроизводства находит в пословицах и поговорках широкое применение, представляя   собой   семантическое   переосмысление   и   олицетворение, сопровождающееся   грамматическим   переоформлением   ряда   слов,   отражая лаконичность   употребления   их   в   речи. 10   и   компактность 3. Менее   продуктивен   морфолого­синтаксический   способ   словопроизводства, представляющий собой переход слов одной части речи в другую. 4. Лексико­синтаксический способ словообразования, лексико­семантический, а также   комбинированный   (или   смешанный)   представляются   недостаточно продуктивными.  Литература 1. Вячеслав Пьецух.  Сравнительные комментарии к пословицам русского  народа// Октябрь., 2002.  №8.  2. М.И. Дубровин. Русские пословицы и поговорки. М.,  Просвещение, 1993.   3. Т.И. Жаркова, О.В. Синицин. Отражение национального характера в  пословицах и поговорках. М., 1987. 4. Ю.Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.,  Просвещение. 1990. 5. Пословицы русского народа. Сборник Даля. М., Государственное  издательство художественной литературы. 1957.  6. Пословицы, поговорки, загадки. М.,Современник. 1986. 7. В. Порудоминский. Собирал человек слова.  М.,  Детская литература. 1966. 8. Интернет ресурсы:       ­ http://vseposlovici.ru/  ­ http://www.english­easy.info/proverbs/#axzz3SJ3Gwzvq  ­ http://www.english­easy.info/proverbs/#ixzz3SJ3az8lC       ­ http://Subscribe.ru 11 [Введите текст]

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"

Исследовательская работа "Способы образования слов в пословицах и поговорках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017