В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. Поэтому отсутствие правовой культуры родителей порождает бесправие детей.
Авторы работы через анализ правовых документов и сказочные произведения пытаются решить один из сложнейших вопросов правовой культуры – знание прав и обязанностей. Авторы сравнивают поведения сказочных героев с нормативно-правовыми актами и делают выводы о том, как нужно себя вести в подобной ситуации и что необходимо знать.В работе раскрыты основные статьи о правах человека через сказки. Можно использовать для урока и внеурочной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
им. С.А. Красовского
п. Монино Щелковского района
Московской области
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
141171, Московская область , п. Монино
ул.Комсомольская,10. Тел. 8 (496) 2534576
Еmail: Moninoschool3@yandex.ru
директор: Ефимова Ольга Геннадьевна
Проектная работа
«Старая сказка о главном»
Выполнили: группа обучающихся 5х классов
Лепихова Анастасия, 5А
Костюхин Сергей, 5Б
Руководитель: Потапова Ольга Александровна
89166592957
olga.potapova@myrambler.ru201
8 год.
Содержание работы.
Аннотация.
1. Введение. 23
2. Исследование.
основные документы о правах 46
сказки о нарушениях прав человека
обязанности
3. Создание фильмапрезентации 79
4. Заключение . 10
5. Тестирование и диагностика . 11
6. Список используемой литературы 122
Аннотация.
В исследовательской работе обозначена одна из самых актуальных проблем
сегодняшнего дня – проблема правовой безграмотности. Поэтому отсутствие
правовой культуры родителей порождает бесправие детей.
Авторы работы через анализ правовых документов и сказочные
произведения пытаются решить один из сложнейших вопросов правовой
культуры – знание прав и обязанностей. Авторы сравнивают поведения
сказочных героев с нормативноправовыми актами и делают выводы о том, как
нужно себя вести в подобной ситуации и что необходимо знать.
Введение.
Каждый человек в этом мире уникален, интересен по своему. В нем есть то, что
отделяет его от остальных, составляет его личность. Но существует одно, что
объединяет всех людей, живущих на Земле, их права. Права это то, что нельзя
потрогать, увидеть, но мы их ощущаем. Особенно в трудный момент. Права это
собственность человека, принадлежащая ему с рождения. Права нельзя
подарить, нельзя купить, отобрать. Этим человек владеет с момента появления
на свет, а потом всю жизнь.
Понятия «права» и «обязанности» человека единое целое, так как оба понятия
представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения
субъектов. Человек, осознающий свои права, но не знающий обязанностей, не
является полноценной личностью.
Первым чтением для всех на земле становятся сказки. Так в нашу жизнь входит
мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы
становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир гдето в глубине нашего
сердца.
Мы подражаем окружающим ловким, умным взрослым, но нам не всегда это
удается. В сказке же все возможно. Сказка создает прекрасную основу для
изучения прав и обязанностей. Сказка не оставляет нас равнодушным
наблюдателем, а делает активным участником происходящего, переживающимвместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает нас к
мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Сегодня потребность в
сказке представляется особенно большой. Детей буквально захлестывает
непрерывно увеличивающийся поток информации.
Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими
оперировать в нужной для него ситуации.
Цель проектной работы: формирование правовой культуры учащихся и
ознакомление с Конвенцией о правах ребенка через доступные детям средства
(сказки).
Задачи исследования:
3
изучить нормативноправовые документы,
ознакомиться с произведениями, выявить особенности содержания
произведений с точки зрения отражения прав и обязанностей
ребёнка;
провести анализ юридической осведомлённости обучающихся 56х
классов;
создать творческое внеклассное занятие по теме.
Объект исследования: права и обязанности ребёнка.
Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры через
знакомство с произведениями художественной литературы.
Методы исследования:
анализ;
сопоставление нормативноправовой базы и содержания сказок;
анкетирование;
обобщение.
2. Исследование.
Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и
защите прав и свобод человека. В 1948 году Генеральная ассамблея ООН
приняла документ международного значения Всеобщую Декларацию прав
человека.
Всеобщая Декларация является главным международным документом,
провозглашающим неотъемлемость и неприкосновенность прав всех членов
человеческого сообщества. В 30ти статьях Декларации в определенном порядке
перечисляются основные права гражданские, политические, экономические,социальные, культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире.
В первых двух статьях Декларации подчеркивается, что все люди, без какого
либо различия, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах,
и излагаются основные принципы равенства в пользовании правами человека и
основными свободами.
Следующие 19 статей освещают гражданские и политические права, которыми
обладает каждый человек. Последующие семь статей (с 22 по 28) об
экономических, социальных и культурных правах.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать
детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный
характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их
обеспечение обязательным для государств.
4
Таким документом стала «Конвенция о правах
ребёнка». Она была принята на генеральной Ассамблее
ООН 20 ноября 1989 года.
В том же году ее подписала наша страна.
Этот документ должны знать все дети мира.
Документ, в котором определены права и обязанности детей,
называется «Конвенция о правах ребенка» 20 ноября 1989
года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день
открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.
Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые
права.
Конвенция прав ребенка – это большой документ, содержащий около 50
статей. Мы остановимся на основных его положениях.
Право на жизнь;
Право на свободу личности и неприкосновенности;
Право на честь и достоинство;
Право на образование.
Самое первое право «ПРАВО НА ЖИЗНЬ».
Об этом праве говорится в ст.6 Конвенции: Каждый ребенок имеетнеотъемлемое право на жизнь.
Каким образом и в каких сказках было нарушено право на жизнь?
(Сказки «Колобок», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»)
Второе право «ПРАВО НА СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ И
НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ». Что подразумевает это право?
Это право оговорено в статьях 16 и 37 Конвенции. Оно гласит Право на
неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от
незаконного посягательства на честь и репутацию, право на недопущение
лишения свободы незаконным или произвольным образом.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и
свободу? ( «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гусилебеди»,
«Заюшкина избушка», «Три поросенка»).
5
Следующее право «ПРАВО НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»
Это право оговорено в ст. 19, 33 и 34 Конвенции. Гласит оно следующее:
Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического
насилия, грубого обращения и эксплуатации, от пыток и жестокости,
унижающих достоинство.
Что мы понимаем под нарушением этого права?
Плохое, грубое обращение с человеком. Унижение и оскорбление – сплетни,
оговоры. В каких сказках это происходит с героями? ( «Золушка», «Волк и
лиса»).
Мы растём и обретаем бесплатное право «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»
В статьях 28, 29 Конвенции говорится о праве ребенка на образование. И
обязывает Государство сделать всё необходимое, чтобы это право
реализовалось, чтобы развитие личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка было доступным.
В каких сказках мы встречаем пример нарушения этого права? («Приключения
Буратино», «Вовка в тридевятом царстве», «Дюймовочка – сын жабы»)
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский,
русский и французский тексты находятся на хранении у Генерального секретаря
Организации Объединенных Наций. А кто сейчас является главой ООН? Пан
Ги МУН.
Наше государство провозглашает равенство всех людей перед законом. Человек
может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей.Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех
конфликтов.
Обязанности.
Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который
государства возложили на себя для защиты данных прав. Конвенция признает
ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст
совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту
Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем
детям без исключения.
Главной обязанностью подростка является учёба
– т.е. посильный труд. Мы учимся в
общеобразовательном учреждении, где обязаны
соблюдать правила и выполнять обязанности. Все
эти права и обязанности прописаны в Уставе
школы.
Главными обязанностями являются:
6
следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не
опаздывать;
выполнять указания работников общеобразовательного учреждения;
учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически,
расширять знания, улучшать умения и навыки;
бережливо относиться к имуществу общеобразовательного учреждения,
соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
с уважением относиться к другим учащимся, младшим школьникам, а
также к сотрудникам школы;
заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о
здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники
безопасности.
Мы даже сочинили стишок об этом и создали памятку.
Быть послушным, аккуратным,
Исполнительным, опрятным.
Быть прилежным и активным,
Честным, добрым и спортивным.
Младшим нужно помогать,
Старших нужно уважать.Не сорить, не драться в школе
Помнить, ты не воин в поле,
Дружбой нужно дорожить,
По закону нужно жить!
А закон у нас один
Он для каждого един.
3. Создание фильмапрезентации.
Текстсопровождение.
Муниципальное учреждение средняя школа №3 имени Степана Акимовича
Красовского и школьный музей представляют проектную работу «Старая
сказка о главном», её выполнили Костюхин Сергей и Кузнецова Арина, 5Б
класс.
Идея проекта была выработана нами на занятии «Мозговой штурм».
Основная цель проекта: знакомство с правами человека и осознание своей
ответственности за них через доступные средства — сказки.
Для достижения цели поставлены задачи: узнать самим и познакомить других с
основными документами о правах человека, изучить права и обязанности
ребёнка.
7
В 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного
значения Всеобщую Декларацию прав человека.
«Конвенция о правах ребёнка». Она была принята на генеральной Ассамблее
ООН 20 ноября 1989 года.
Чтобы наше занятие было интересным, а ребята смогли стать не только
слушателями, но и участниками, мы предлагаем раздаточный материал.
На протяжении занятия вы сможете сами заполнять бланк с основными статьями
о правах человека.
Век высоких технологий, компьютерной техники, нас захлестывает непрерывно
увеличивающийся поток информации.
Что спасёт и одновременно научит нас?
Ну, конечно же, всеми любимая сказка.
(Звучит музыка, девочки одевают платки). Испекла бабка Колобка, а он взял да
и убежал. Катится Колобок по тропинке, а навстречу ему звери лесные, и
каждый съесть грозиться. Лиса обхитрила Колобка, да и съела его. Здесь
нарушены права человека.
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и об этом записано встатье №6 Конвенции о правах ребёнка. (Звучит музыка). Слышите, помоему
ктото поёт. АА, эта отважная девочка отправилась через лес к своей бабушке.
Вотвот, а волк воспользовался её доверчивостью и пришёл к бабушке раньше, и
лишил её право на жизнь.
В статьях 16 и 37 Конвенции идёт речь о личной неприкосновенности и свободе.
Используя материал в конвертах, отберите картинки или названия сказок, где
будут нарушены подобные права и заполните бланк. Что у вас получилось?
Правильно, это сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Лиса и заяц».
Когда ребята подрастают, они начинают реализовывать важнейшее право, то,
которое не удалось реализовать следующему герою.
Он с детства любопытен был
Вопросы задавать любил.
Совал свой нос и там, и тут
Скажите, как его зовут?
Мальчишка не слушался отца, продал азбуку, был обманут Лисой Алисой и
Котом Базилио, но самое главное, не пошёл в школу.
В статьях 28, 29 Конвенции говорится о праве ребенка на образование. И
обязывает Государство, чтобы развитие личности, талантов и умственных и
физических способностей ребенка было доступным.
8
Интересно, кто ещё упускает возможность реализовать право на образование и
развитие. Правильно, это Вовка из тридевятого царства, это принцесса из 12
месяцев, это сын жабы из Дюймовочки.
(Звучит песня Золушки). Слишком много обязанностей имела эта героиня,
непосильный и многочасовой труд — это злодеяния Мачехи. Право на честь и
достоинство было нарушено в сказке «Золушка». Кто ещё нарушал подобные
права? «Волк и лиса», по отношению к Падчерице из 12 месяцев.
Это право оговорено в ст. 19, 33 и 34 Конвенции. Ребенок имеет право на защиту
от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения и
эксплуатации, от пыток и жестокости, унижающих достоинство.
А вот, Дюймовочку хотели насильно выдать замуж. А Дядя Фёдор из
Простоквашино не был услышан своими родителями.
В статье 12 и 13 сказано о свободе мнения и самовыражения.
В статье 9 сказано об общении с родителями, чуть было не лишил себя этогоправа Дядя Фёдор.
Помимо этих прав и свобод ребята имеют множество других, например, право
на отдых, на медицинскую помощь, на защиту прав и интересов.
Давайте посмотрим на бланки, какие основные права мы сегодня изучили?
«Конвенция о правах ребёнка»:
Право на жизнь – статья 6
Право на свободу и личную неприкосновенность – статьи 16 и 37
Право на честь и достоинство – статья 19, 33, 34
Право на образование – статьи 28, 29
Много прав даже у самого маленького ребёнка, но нельзя забывать и об
обязанностях, самыми важными из которых являются обязанности школьника:
следовать Уставу школы, посещать занятия согласно расписанию и не
опаздывать;
выполнять указания работников общеобразовательного учреждения;
учиться добросовестно, выполнять домашние задания систематически,
расширять знания, улучшать умения и навыки;
9
бережливо относится к имуществу общеобразовательного учреждения,
соблюдать чистоту в здании и прилегающей территории;
с уважением относится к другим учащимся, младшим школьникам, а
также к сотрудникам школы;
заботиться о своей собственной безопасности и здоровье, а также о
здоровье окружающих, соблюдать установленные правила техники
безопасности.
4. Заключение.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была
счастливой и прекрасной, было больше радости в их жизни, потому что дети –
это будущее города, страны, мира.
Дети имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно
здоровым, нормальным путём. Ни один ребёнок не может быть объектом
произвола и должен постоять за себя. Дети имеют на это ПРАВА.Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но человек должен не только
пользоваться правами, но и с достоинством нести обязанности. Конвенция – не
волшебная палочка, а посох, на который в трудную минуту можно опереться в
пути. Этот посох тяжел. И держать его надо крепко и мужественно и не роптать
на тяжесть.
Мы поставили перед собой цель ознакомить детей с их правами, правовыми
нормами общения, защитой прав на основе анализа сказочных персонажей,
сформировать ценностное отношение к нормам жизни, правилам поведения, а
также вызвать интерес у учащихся к изучению законов по правам
несовершеннолетних.
Посредством изучения истории создания основного закона о правах ребенка,
основных положений Концепции через призму сказок и ее героев, ролевых игр,
викторин, правовых уроков, наглядных пособий эта цель была достигнута.
Каждый класс получает памятку о правах и обязанностях для классного уголка.
Наш проект познакомил с правами и обязанностями всех ребят начальной
школы, победил на школьном конкурсе проектов, способствовал реализации
программы по правовому воспитанию обучающихся школы.
10
5. Тестирование и диагностика.
Знакомы ли вам понятия
"права и свободы человека"?
да
частично
нет
Вывод: ребята знают название прав и свобод, но не знают, где они прописаны.График юридической осведомлённости обучающихся 24х классов
после презентации.
Выводы: после занятия ребята уверенно в своём большинстве отвечают, что
теперь не только знают права, но и получили представление о законах
государства и документах, защищающих эти права.
11
Список литературы
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Всеобщая декларация прав человека.
4. Основы правовых знаний уч. в 2х частях, М.: Витапресс, 2003.
5. Защита прав ребенка, М.: «Эксмо», 2005.
6. Защита прав ребенка в современной России., Москва, 2005.
7. А.Ф.Никитин. Правоведение. М.: Просвещение, 2006.Интернетисточники
http://yuristonline.com/uslugi/yuristam/literatura/deont/33.php
http://mobile.studme.org/1640011627545/meditsina/pravovoe_regulirovanie_ohrany_materi
nstva_detstva
http://loveread.ws/view_global.php?id=15438
http://www.resobr.ru/materials/49/40195/
12
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
БЛАНК ОТВЕТОВ.
СТАТЬЯ
КОНВЕНЦИИ
ПРИМЕР ИЗ СКАЗКИСАТЬЯ 6.
Право на жизнь
СТАТЬИ 16, 37.
Право на свободу и
личную
неприкосновенность
СТАТЬИ 19, 33, 34,
35, 36.
Право на честь и
достоинство
СТАТЬИ 28, 29.
Право на образование
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.ПАМЯТКА
САТЬЯ 6 Право на жизнь
СТАТЬИ 16, 37 Право на свободу и личную
неприкосновенность
СТАТЬИ 19, 33, 34, 35, 36 Право на честь и
достоинство
СТАТЬИ 28, 29 Право на образование
ОБЯЗАННОСТ
И
следовать Уставу школы, посещать занятия
согласно расписанию и не опаздывать;
выполнять указания работников
общеобразовательного учреждения;
учиться добросовестно, выполнять
домашние задания систематически, расширять
знания, улучшать умения и навыки;
бережливо относится к имуществу
общеобразовательного учреждения, соблюдать
чистоту в здании и прилегающей территории;
с уважением относится к другим учащимся,
младшим школьникам, а также к сотрудникам
школы;
заботиться о своей собственной