Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
6 кл
10.04.2019
Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"
Исследовательская работа включает в себя технологию ведения проблемного диалога на уроках русского языка. Проблемный диалог состоит из нескольких этапов, на каждом из которых подробно рассматривается решение проблемной ситуации. Детей нужно заинтересовать проблемным вопросом по изучаемой теме, помочь им решить его.
НПК МУКАМАЕВА Е.В..docx
Управление образования Администрации муниципального района  Туймазинский район Республики Башкортостан Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов «От знаний к опыту, от опыта ­  к мастерству» Технология проблемно­диалогического обучения  на уроках русского языка  как средство формирования личностного развития учащихся и повышения качества их обученности                                                                                   Автор работы: Мукамаева Евгения Валериевна                                                                                    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г.Туймазы                                                                                    Стаж работы: 7 лет 2018 г. Содержание Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Технология проблемно­диалогического обучения как одна из наиболее   универсальных   технологий   преподавания   на   уроках   русского языка 1.1 Особенности построения проблемного диалога…………………….4 1.2 Виды диалога: побуждающий и подводящий……………………….5 Выводы по главе 1…………………………………………………………6 Глава   2.   Применение   проблемно­диалогической   технологии   на уроках русского языка 2.1 Этапы «открытия знаний» на уроках русского языка……………….7 2.2 Побуждающий и подводящий диалоги как наиболее эффективные из диалогических методов……………………………………………………………...8 2.3   Проблемный   диалог   как   показатель   эффективности   обучения   и повышения мотивации учащихся к обучению на уроках русского языка…….11 Выводы по главе 2………………………………………………………..12 Заключение…………………………………………………………………13 Список литературы………………………………………………………14 Приложение………………………………………………………………...15 2 Введение Современный   учитель   должен   создавать   условия   для   правильного построения учениками своей деятельности, то есть быть компетентными, уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования,   принятия   решений,   иметь   установку   на   непрерывное самообразование.  Потому   задача   педагога   –  не   преподавать   свой   предмет,   а развивать   личность   ученика   посредством   предмета.   В   связи   с   переходом   на новые   ФГОС   современный   урок   русского   языка   направлен   на   формирование метапредметных   и   личностных   результатов,   на   необходимость   использовать современные   образовательные   технологии,   которые   помогут   обеспечить развитие   школьников.   Одной   из   таких   технологий   является   проблемно­ диалогическое обучение.  Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего личностно­ориентированного обучения, она позволяет заменить   урок   объяснения   нового   материала   уроком   «открытия»   знаний. Уникальность данной технологии состоит в том, что она позволяет увидеть и одаренного   ребенка,   обеспечить   необходимые   условия   для   его   развития,   и слабого ученика, которого нужно направить и помочь в достижении целей. Цель нашего исследования: обосновать педагогическую целесообразность использования   технологии   проблемно   –   диалогического   обучения   на   уроках русского языка как средства формирования личностного развития учащихся и повышения качества их обученности. Для достижения поставленной цели были выдвинуты  задачи:  1) изучить особенности   построения   проблемного   диалога;   2)   изучить   разновидности проблемного   диалога;   3)   проанализировать   этапы   создания   проблемной ситуации   на   уроках   и   решение   проблемной   задачи;   4)   активизировать познавательную   деятельность   каждого   ребенка   на   примере   побуждающего   и подводящего   диалогов;   5)   показать   повышение   мотивации   и   эффективность обучения при применении проблемного диалога на уроках русского языка. Гипотеза:  использование   проблемных   заданий   и   вопросов   оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся и повышает мотивацию детей к обучению на уроках русского языка. Объект исследования: технология проблемно­диалогического обучения. 3 Предмет   исследования:  использование   разных   видов   проблемного диалога на уроках русского языка. Методы исследования:  изучение  и  анализ  литературы, систематизация изученного материала, наблюдение, тестирование, метод поиска информации. Теоретическая   значимость  заключается   в   систематизации   изученных материалов по технологии проблемно­диалогического обучения. Практическая   значимость  заключается   в  использовании   полученного материала на уроках русского языка. Базу исследования  составили   учащиеся   параллели  6­х   классов   МБОУ СОШ №7.   Глава 1. Технология проблемно­диалогического обучения 1.1 Особенности построения проблемного диалога Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде       всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий   приёмами   учения,   готовый   к   самообразованию,   готовый   к сотрудничеству для достижения совместного результата. Возникла   необходимость   использовать   новую   организацию   совместной деятельности,   использовать   новые   образовательные   технологии.   Одной   из наиболее   универсальных   технологий,   применяемых   на   разных   ступенях образовательной   системы   и   на   любом   предметном   содержании,   является технология проблемно­диалогического обучения. Проблемно­диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое   усвоения   знаний   учащимися   посредством   специально организованного учителем диалога. [2] Технология проблемно­диалогического обучения способствует развитию учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания   не   даются   в   готовом   виде.   Дети   открывают   их   сами   в   процессе самостоятельной   исследовательской   деятельности:   дети   усваивают   лучше   то, что   открыли   сами   и   выразили   по­своему.   Учитель   лишь   направляет   эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают,   чаще   говорят,   активнее   формируют   мышление   и   речь.   Они   учатся отстаивать   собственную   позицию,   рискуют,   проявляют   инициативу   и   в результате вырабатывают характер. (Приложение 1) Технология проблемного диалога дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Центральную часть данной технологии   составляет   характеристика   проблемно­диалогических   методов обучения.   Особое   внимание   уделяется   побуждающему   диалогу   как   наиболее сложному   методу.   В   частности,   разработаны   шесть   приемов   создания проблемной ситуации и для каждого – текст диалога, побуждающего учеников к осознанию   противоречия   и   формулированию   проблемы;   описаны   способы 4 реагирования   учителя   на   предлагаемые   учениками   формулировки   учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации. Для уроков русского языка более типична проблемная ситуация с предъявлением   практического   задания,   основанного   на   новом   материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по­разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений, и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» [5] Технология проблемно­диалогического обучения предполагает разработку системы   уроков,   на   которых   учитель   становится   организатором   всего происходящего   в   классе,   умело     ставит   перед     детьми   проблемы   и   учит самостоятельно   находить   решения   путём   совместного   обсуждения,   поиска нужной информации в разных источниках (в справочниках, энциклопедиях, в Интернете,   путём   эксперимента   и   т.д.)   Учитель   вместе   с   детьми   действует, учится, исследует, читает, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планирует дальнейшие действия. 1.2 Виды диалога: побуждающий и подводящий В   словосочетании  «проблемный   диалог»  первое   слово   означает,  что   на уроке   изучения   нового   материала   должны   быть   проработаны   два   звена: постановка   учебной   проблемы   как   этап   формулирования   темы   урока   или вопроса для исследования и поиск ее решения как этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.  Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.  Подводящий диалог  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее. [3]  Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но   должны   быть   посильными   для   учеников.   (репродуктивные   (вспомнить, выполнить   по   образцу);   мыслительные   (на   анализ,   сравнение,   обобщение), вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал) Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По   ходу   диалога   необходимо   принимать   даже   ошибочные   ответы   учащихся. (Задавая следующие вопросы: «Ребята, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др.) 5 Подводящий диалог на уроках открытия новых знаний помогает ученикам сформулировать   тему   или   вопрос   для   исследования,   тем   самым   вызывая интерес, а затем в диалоге происходит «открытие» школьниками новых знаний и добивается тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.  Побуждающий диалог  состоит  из  отдельных   стимулирующих  реплик, которые   помогают   ученику   работать   по­настоящему   творчески,   и   поэтому развивает   творческие   способности   учащихся.  На   этапе   постановки   проблемы этот   метод   выглядит   следующим   образом.   Сначала   учителем   создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия   и   формулирования   проблемы   учениками.   На   этапе   поиска решения   учитель   побуждает   учеников   выдвинуть   и   проверить   гипотезы,   т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. В   формировании   проблемы   помогают   такие   приёмы,   как   открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ловушки. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется   вопрос   –   начинает   работать   мышление.   Нет   удивления   –   нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Побуждающий   от   проблемной   ситуации   диалог   представляет   собой сочетание   приёма   создания   проблемной   ситуации   и   специальных   вопросов, стимулирующих   учеников   к   осознанию   противоречия   и   формулированию учебной   проблемы.     Наиболее   сложный   для   учителя,   поскольку   требует последовательного осуществления 4­х педагогических действий: 1) Создание проблемной ситуации; 2) Побуждение к созданию противоречия проблемной ситуации; 3) Побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. [4] Формы   организации   работы     также   могут   быть   различными: индивидуальными,   парными,   групповыми. Работая   в   группах,   дети   учатся участвовать в процессе принятия решений, приобретать навыки сотрудничества, умение руководить и направлять. Учащиеся должны получать удовлетворение от сделанной работы, ощущение самостоятельности и свободы.  Тем самым мы реализуем личностные универсальные учебные действия, т. е. умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.  Выводы по главе 1 Проблемный   диалог   является   мощным   источником   мотивации познавательной   деятельности   учащихся.   Проблемный   диалог   реализуется   на любой ступени обучения и дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. 6 В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового   материала   большинством   учеников.   Диалог   обеспечивает   более качественное   усвоение   знаний,   приучает   учащихся   мыслить,   развивает   их интеллектуальные способности и активность.  Глава 2. Применение проблемно­диалогической технологии на уроках русского языка 2.1 Этапы «открытия знаний» на уроках русского языка Существует   несколько   этапов   последовательного   «открытия   знаний» учениками. На первом этапе проходит постановка проблемы. Второй этап связан с поиском решения. На третьем этапе нужно выразить решение в виде схемы, таблицы, алгоритма и др. Приведём примеры возможных подходов.  На  уроке русского языка в 6 классе на тему:  «Правописание ­ Н ­ и ­ НН ­ в причастиях и отглагольных прилагательных»  методом   побуждающего   диалога  можно   поставить проблему следующим образом: выкраше..ый – выкраше..а                         краше..ый мною – краше..ый пол Даны   пары   слов   с   пропущенными   буквами.   Вопросы,   которые   можно задать:  У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?  Почему слова записаны парами? Какова тема урока? (ответы учащихся) Таким   образом,   учащиеся,   столкнувшись   с   возникшей   проблемой, самостоятельно формулируют тему, опираясь на известные им знания. При   изучении   темы  «Дефисное   написание   наречий»  методом подводящего диалога, можно предложить слова для внимательного изучения: еле­еле                    по­медвежьи               во­первых        когда­то, где­либо мало­помалу          по­плохому                 во­вторых         кое­где, кое­как 7 Вопросы, которые можно предложить:  Что объединяет слова?  Почему они записаны группами?  Какая   проблема   возникла?   Сформулируйте   тему   урока   (ответы учащихся). На  II  этапе  учащиеся  выдвигают  гипотезы и  проводят, соответственно, проверку.   Ученики   могут   ошибаться   при   предложении   своей   гипотезы,   но учитель   должен   принимать   все,   конечно   же,   с   последующей   проверкой. Например, в 5 классе при  изучении суффиксов имен существительных  –чик, ­щик можно предложить следующие слова (по методу побуждающего диалога): Извоз…ик, перебеж…ик, развед…ик, разнос…ик, лёт…ик. Обой…ик, фонар…ик, съём…ик, формов…ик, гон…ик. 1) Внимательно посмотрите на слова, попробуйте вставить пропущенные буквы.   Какие   буквы   вставили?   (проверка   работ).   В   какой   части   слова пропущены все буквы? Почему не у всех совпали ответы? С какой проблемой мы столкнулись? Сформулируйте тему урока.  2)   Посмотрите   на   правильный   вариант   записи   слов   (на   слайде предлагаются   слова   с   правильным   написанием).   В   первом   ряду   слова   с суффиксом ­чик­, во втором с ­щик­. Это неслучайно, это поможет вам решить проблему. Итак, какие есть идеи? (принимаются ошибочные гипотезы) 2) Все так думают? Кто не согласен? (учитель побуждает к проверке) 3) Есть ещё новые идеи? (можно выдвинуть новые гипотезы, а затем дать подсказку к решающей гипотезе) 4)   Как   эту   мысль   проверить?   (проверяем   выдвинутую   гипотезу,   затем формулируем правило написания суффиксов существительных) Третий   этап   посвящен   составлению   алгоритма,   вспомогательной   схемы или   таблицы,   по   которым   можно   применить   правило   и   не   ошибиться   в правильном написании слов с суффиксами –чик, ­щик.  8 Следует отметить, что ученики должны самостоятельно высказывать свою точку   зрения,   не   боясь   при   этом   допустить   ошибку.   Любой   ответ,   который имеет смысл, должен приниматься, а затем подвергаться проверке. Во время обсуждения   учитель   должен   показать,   какой   результат   следует   из   данного суждения,   к   чему   он   приводит,   выудить   только   полезную   информацию   из предложенного   ответа   и   постараться   направить   весь   класс   к   правильному ответу.  Ученик   должен   высказываться   своими   словами,   пусть   и   не   применяя нужных терминов, главное, высказать свою мысль. Если учитель будет требовать грамотного полного ответа, то ученик просто замолчит и потеряет интерес ко всяким размышлениям. Учитель всегда сможет поправить и подкорректировать мысли учеников.  Одной   из   основных   задач,   поставленных   перед   современной   школой   в проекте ФГОС второго поколения, является подготовка выпускника школы с активной   жизненной   позицией,   т.е.   формирование   личности,   способной   к критическому анализу, к непредвзятой оценке фактов и мнений. На наш взгляд, решение данной задачи следует искать в применении  технологии проблемно­ диалогического   обучения   на   уроках.   Обучая   школьника   логике,   построению доказательств, выявлению причинно­следственных связей, необходимо дать ему «точку   опоры»,   обозначить   «краеугольный   камень»   в   научном   споре. А.В.Хуторский   пишет:   «Путь   ребенка   похож   на   путь   цветка,   питающегося живительными соками родной земли и распускающийся навстречу светоносным солнечным   лучам».   Мы   считаем,   что   педагогу   необходимо   предугадать   и обеспечивать   те   условия,   в   которых   наиболее   полно   реализуется   потенциал ребенка. Таким образом, систематическое использование на уроках русского языка проблемно­диалогической   технологии   позволяет   развивать   универсальные учебные действия, способствует всестороннему развитию и общему воспитанию личности. 2.2 Побуждающий и подводящий диалоги как наиболее эффективные из диалогических методов Технология   проблемно­диалогического   подхода   предполагает   три основных метода работы на уроках: подводящий к теме диалог, побуждающий диалог   и   сообщение   темы   с   мотивирующим   приемом.   Побуждающий   и подводящий диалоги – наиболее эффективные из диалогических методов. Рассмотрим   конкретные   примеры   данных   методов   на   уроках   русского языка  в 6 классе. Метод побуждающего диалога  на примере  урока русского языка в 6 классе по теме «Морфологические признаки и разряды местоимений­ прилагательных и местоимений­числительных». Учитель Учащиеся 1этап 2 этап 3 этап Прочитайте   предложения,   обратите   внимание   на выделенные слова: 1) «Хотел очень я Сам посудить, твоё услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» 2) «Тут Соловей являть свое искусство стал…» 3) « … А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом…» 4) «Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей» ­ На какие вопросы они отвечают? ­ На что указывают эти слова? Какую часть речи эти слова вам напоминают? Чем они похожи? ­ Как можно назвать такие слова? Сформулируйте тему урока.   Прочитайте ­   Продолжим   свои   наблюдения. следующие предложения: 1) Было трудно понять её. В её глазах стояли слезы. 2)   Ёж   колючий,   не   трогай   его.   Его   иголки   очень острые. 3) Приехали гости, их нужно встретить. Их радости не было предела. ­   Что   общего   в   этих   предложениях?   Все   ли местоимения   можно   отнести   к   личным?   С   какой проблемной   ситуацией   мы   столкнулись?   С местоимениями   каких   разрядов   мы   столкнулись   в этих предложениях? (Выдвигаются   различные   гипотезы,   проверяется   их решение) Можно предложить следующий алгоритм работы: 1) Задать вопросы к местоимениям. 2) Графически обозначить связь. 3) Сделать вывод о том, к каким разрядам можно отнести   эти   местоимения,   как   называются разные местоимения с одинаковыми формами. 4) Попробовать изменить   по  падежам, числам  и родам данные местоимения и сделать вывод об их особенностях. Изученные   местоимения   можно   вписать   в   таблицу, начатую еще на предыдущих при изучении разрядов местоимений. Все местоимения можно разделить на местоимения­существительные, местоимения­ прилагательные   и   местоимения­числительные. Притяжательные местоимения, с которыми учащиеся познакомились   на   данном   уроке   можно   отнести только к разрядам местоимений­прилагательных. Таким   образом,   метод   побуждающего   диалога   применяется   для   того, чтобы   ученики   поняли   противоречивость   проблемной   ситуации   и   пришли   к формулировке проблемы. Диалог должен сочетать в себе создание проблемной ситуации   и   вопросы   ­   реплики,   которые   стимулируют   учеников   решению сложившейся проблемной ситуации. Метод подводящего диалога по сравнению с побуждающим диалогом не представляет собой создание сложной проблемной ситуации.  Учитель 1 этап 2 этап 3 этап Ученик ­ Перечислите все времена года. К какой части речи мы их отнесем? Образуйте от них имена прилагательные. ­ Посмотрите на прилагательные и распределите их в две   группы.   Кто   догадался?   Почему   именно   так?   (в первой – одна Н, во второй ­ НН) ­   Почему   в   одних   случаях   мы   записали   одну   Н,   в других – НН? Сформулируйте тему нашего урока. Затем   можно   предложить   типовой   вариант   ЕГЭ   с заданием   на   правописание   Н   и   НН   в   именах прилагательных.   Исходя   из   предложенных   заданий выйти к теме, а затем – к учебной проблеме. ­ Внимательно ознакомьтесь с таблицей с примерами. ­ Изучите морфемный состав прилагательных. ­ Что вы заметили? Какой вывод можно сделать?  ­Н­ Государство – государственный Лебедь – лебединый Станция ­ станционный  Кожа – кожаный Телефон – телефонный Лед ­ ледяной     Лимон ­ лимонный Можно   составить   опорную   таблицу,   с   помощью которой   ученик   может   ориентироваться   в правописании суффиксов прилагательных: ­Н­ ­НН­ 1. суффиксы –ОНН­ и –ЕНН 1. суффикс –ИН­, –АН­, ­ЯН­ 2. ­основа на –Н­ + суффикс –Н­  исключения: ветреный,         исключения: оловянный,      стеклянный, деревянный Можно   составить   алгоритм,   по   которому   можно последовательно определить свою работу со словом:    1. Записать слово 2. Выделить основу 3. Образовать прилагательное  4. Применить правило 1) Записываем слово «туман» 2) Выделяем основу – «туман» 3) Образуем прилагательное – туманный с помощью суффикса Н 4)   Применяем   правило:   «так   как   на   конце   основы уже есть Н, то в этом слове пишется НН, одна в корне, другая в суффиксе». 5) Записываем полученное слово. Различие между двумя видами диалогов заключается в характере учебной деятельности учащихся, в развивающем эффекте. Посредством побуждающего диалога обеспечивается истинная творческая деятельность учеников, которая позволяет   развивать   их   речь   и   творческие   способности.  Подводящий   к   теме диалог   слегка   создает   творческий   процесс,   при   этом   успешно   формируется логическое мышление и речь учащихся. 2.3 Проблемный диалог как показатель эффективности обучения и повышения мотивации учащихся  к обучению на уроках русского языка Современные мультимедийные технологии, которыми учитель пользуется на   уроках,   в   частности   на   уроках   русского   языка,   позволяют   сделать   их интересными   и запоминающимися.   Слова, отдельные словосочетания, схемы, таблицы   позволяют   детям       легче   удерживать   логическую   цепочку   знаний, которые   необходимы   для   обозначения   проблемы,   решения   создавшейся проблемы,   открытия   новых   знаний.   На   каждом   слайде   можно   показывать информацию, с помощью которой можно активизировать внимание и мышление учащихся,   побуждать   к   выполнению   заданий,   подтверждать       правильные ответы   и   выводы, проводить самостоятельную работу и проверять решение. Использование   презентаций   при   организации   проблемных   диалогов   оживляет работу учащихся, позволяет включить практически каждого ребенка в процесс открытия новых знаний. Современный   урок   должен, в первую очередь, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Ученик на уроке должен почувствовать себя полноправным действующим лицом. Современный урок – это урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем   и   друг   с   другом.   Это   урок,   насыщенный   многообразием   учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление.  Все приёмы, формы и методы, используемые в работе, дают достаточно устойчивый   и   высокий   результат.   За   последние   годы   наблюдается положительная динамика обучения, что способствует эффективности обучения (Приложение 2). Ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, ежегодно являются призёрами муниципальных предметных олимпиад.  На  уроках русского  языка дети умеют  определять  задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку. Они стараются решать различные проблемы, результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней, оценивать свои и чужие поступки, отстаивать свою точку зрения. Ученики проявляют творческую инициативу, умеют использовать свои знания и умения в реальных ситуациях. Выводы по главе 2 Так к каким же образовательным результатам приводит нас применение проблемно­диалогическая технология? Во­первых, эта технология учит детей решать   проблемы   (составлять   план   действий,   контролировать   свою деятельность, оценивать ее и самого себя). Во­вторых, дети учатся вести диалог, развивают умение слушать других, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать   нужные   решения.   В­третьих,   ученики   извлекают   нужную информацию,   делают   выводы,   исследуют,   занимаются   поиском   и   отбором необходимой информации.  Получается,   что   технология   проблемного   диалога   действительно обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал». Заключение Итак, проблемно­диалогическое обучение – это тип обучения, который обеспечивает      творческое      усвоение      знаний       учащимися      посредством специально     организованного     учителем     диалога.     У учащихся возникает интерес к «открытию» новых знаний, повышается познавательная мотивация.   Данная технология действительно уникальна, ведь она позволяет увидеть каждого  ребенка, оценить и  развить  его творческие способности,  сильного – направить,   а   слабому   –   помочь.   Цель   нашего   исследования   достигнута. Использование   технологии   проблемно­диалогического   обучения   позволяет повышать   качество   обучения   и   повышает   мотивацию   детей   к   обучению   на уроках русского языка. Задачи, поставленные в начале исследования, решены. Изучены особенности построения диалога и его разновидности, проведен анализ этапов   создания   проблемной   ситуации   на   уроках,   показаны   примеры побуждающего и подводящего диалогов как наиболее эффективных из методов.  Таким   образом,   гипотеза   подтверждена,   использование   проблемных заданий и вопросов оказывает влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся, повышает мотивацию детей к обучению на уроках русского языка. Подводя       итог,   можно   сказать,   что       использование       технологии проблемно­диалогического     обучения     позволяет учащимся самостоятельно открывать       знания,   поэтому       проблемно­диалогическое   обучение       можно назвать       универсальной       педагогической       технологией.   Она   обеспечивает развитие     каждого   ученика,   позволяет   учителю   каждый   урок   сделать   интересным. Будем   помнить,   что   мы,   взрослые,   должны   быть   для   ребенка   и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок   детской   души.   Именно   тогда   раскроются   уникальные   способности, данные каждому ребенку от рождения. Список использованной литературы:   учебной     компонентов   развития 1.   Клименко   М.Е.       Технология   проблемно­диалогического   обучения   как средство деятельности (http://www.методкабинет.рф/index.php/publications/himiya/2986­klimenko.html) 2. Мельникова ЕЛ. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пос. для учителя. ­ М., 2012. 3. Мельникова     Е.Л.     Проблемно­диалогическое     обучение     как     средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013 г. 4. Мельникова ЕЛ. От теории мышления ­ к технологии обучения // Психология и школа. ­ 2008. ­ № 1. 5. Чернышева Н.М. Практика применения проблемно­диалогового обучения на уроках русского языка (https://multiurok.ru/yanvareva/files/praktika­primienieniia­ probliemno­dialoghichieskogho­obuchieniia­na­urokakh­russkogho­iazyka.html) 6. (https://multiurok.ru/?utm_source=kopilka)   Технология   проблемно­диалогического   обучения   Юранова   Н.Г. Приложение 1 Технология проблемного диалога Цель: обучить самостоятельному решению проблем. Средство: открытие знаний вместе с детьми.   Традиционный урок   Проблемно­диалогический  урок 1. Проверка  домашнего задания учеников учителем 1. Создание проблемной  ситуации учителем и  формулирование проблемы  учениками. 2. учителем. 3. учителем. 4. учениками. Объявление темы  2.Актуализация учениками своих знаний. Объяснение темы   3.Поиск решения проблемы  учениками. Закрепление знаний  4.Выражение решения.  5.Применение знаний  учениками. Приложение 2 Положительная динамика качества обучения 120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% 2013-2014 2014-2015 Успеваемост ь 2015-2016 2016-2017 Качест во Приложение 3 Дети активно включаются в творческий процесс, стараются высказывать свою точку зрения

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"

Исследовательская работа "Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2019