ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»
Оценка 4.9

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
3 кл
06.03.2018
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»
Актуальность данной работы заключается в том, что важно знать, какие комнатные растения являются опасными, какое отрицательное воздействие они оказывают на здоровье человека, поэтому мы решили найти как можно больше информации, какие, же комнатные растения ядовиты. Каждому человеку необходимо знать ядовитые растения в “лицо”, особенно нужно уберечь младших школьников и домашних животных от их влияния.
исследовательская работа Комнатные растения Тебенькова Вика.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя Афанасьевского района Кировской области общеобразовательная школа п. Бор   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы.  Тема:  Полезная активность некоторых комнатных растений » Работу выполнила:  ученица 3 класса  Тебенькова Виктория,                                                                        МБОУ СОШ п.Бор Научный руководитель: Сапегина Светлана Пименовна,                                            учитель начальных классов,                                  высшей квалификационной  категории,                                   МБОУ СОШ п.Бор п.Бор,  2018г Страница 1 из 34 Содержание  Введение Основная часть Глава I. Свойства растений Вывод по Главе I Глава II. Первая помощь при отравлениях Вывод по Главе II Глава III. Фитонцидные свойства комнатных растений Вывод по Главе III Глава IV. Мои исследования Вывод по Главе IV Заключение               Литература  Приложение стр. 3 5 10 10 11 11 12 12 16 16 17 18 Страница 2 из 34 ВВЕДЕНИЕ ….Посреди зимы, частичка лета – Комнатные, нежные цветы! И душа моя сейчас согрета Этим ореолом доброты! Ефремов Игорь С уроков окружающего мира я узнала, что Великие географические открытия внесли в наш язык понятие «комнатные растения».     Первоначально в домашних условиях выращивались только лекарственные  культуры, однако позже растения стали разводить и для украшения помещений. Сначала эти растения содержались только   в   ботанических   садах,   но   некоторые   из   них   стали   выращивать   в   домах богатые люди.  Растения,   окружающие   человека   на   протяжении   большей   части   суток, обладают   способностью   не   только   дарить   эстетическое   наслаждение,   но благоприятно   воздействовать   на   нервную   систему,   улучшать   настроение   и укреплять   здоровье.  Сегодня   растения,   выращиваемые   в   горшках   и   оранжереях, являются   украшением   не   только   домашних   подоконников.   Комнатные   цветы   в школе – это не только обязательный элемент озеленения, но важная составляющая эстетического воспитания детей, их физической и умственной активности. И опять же, с уроков окружающего мира, я узнала, что комнатные  цветы помогают очищать загрязненный воздух. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды,   уничтожающие   микробы,   а   некоторые   растения   даже   поглощают вредные   излучения   и   испарения,   которыми   заполнены   современные квартиры. Фитонциды   растений —   экологический   фактор   жизни   человека, животных   и   растений,   являются   одним   из   лучших   естественных   регуляторов загрязнения воздуха, противодействуют размножению микробов и вредителей. Но только ли этими свойствами обладают комнатные цветы, и только ли из­за этого человек разводит, выращивает их в своих квартирах?  Но и при этом необходимо помнить, что некоторые комнатные   растения, которыми мы себя окружаем, очень ядовиты. Вернее, ядовит сок этих растений. В нашей школе, в кабинетах, очень много комнатных растений и  мне стало интересно, а нет ли среди них ядовитых растений. Какой вред они могут нанести нам,   школьникам?   Опасно   ли   жить   рядом   с   ними?   Как   правильно   за   ними ухаживать?   Пользу   или   вред   несут   комнатные   цветы?   Эти   вопросы   очень заинтересовали     меня,   поэтому   мне   захотелось   собрать   информацию   о   влиянии цветов   в   жизни   человека,   выяснить   для   красоты   или   для   здоровья   человек выращивает, разводит комнатные цветы.   Выяснить какие комнатные цветы лучше выращивать дома, а к каким цветам необходимо относиться с предостережением. И Страница 3 из 34 обо   всем   этом,   рассказать   учащимся   нашей   школы.   Мне   захотелось   провести исследование  комнатных растений. Поэтому  тема моего исследования  «Зелёные домашние питомцы: что это? Ядовитые   комнатные   растения,   их   влияние   на   живые   организмы.   Полезная активность некоторых комнатных растений» Актуальность  моей   работы   заключается   в   том,   что   важно   знать,  какие комнатные   растения   являются   опасными,   какое   отрицательное   воздействие   они оказывают   на   здоровье   человека,   поэтому   я   решила   найти   как   можно   больше информации,   какие,   же   комнатные   растения   ядовиты.   Каждому   человеку необходимо знать ядовитые растения в “лицо”, особенно нужно уберечь младших школьников и домашних животных от их влияния.  Кроме того, воздух классных комнат содержит множество микроорганизмов, в   том   числе   опасных   для   здоровья.   В   закрытых   помещениях   общее   содержание микроорганизмов в воздухе непрерывно возрастает. Зелёные  растения выделяют в воздух   летучие   вещества,   которые   способны   не   только   очищать   воздух,   но   и улучшать   самочувствие   людей.   Моё   исследование   заключается   в   определении воздействия   фитонцидов   различных   комнатных   растений   на   полученные микроорганизмы и наблюдение за скоростью гибели микроорганизмов. В школах и детских садах используют разнообразные растения для озеленения. А являются ли они полезными для улучшения состояния воздуха помещений? Обозначив тему, я задумалась над вопросами:     Насколько опасны комнатные растения для живых организмов? Как правильно ухаживать за ядовитыми комнатными растениями? Первая помощь при отравлении Какие   виды   растений   можно   использовать   для   снижения жизнедеятельности микробов, используя их фитонцидность. Чтобы найти ответы на эти вопросы, я решила провести исследование, выбрав для этого: Объект исследования: комнатные растения нашей квартиры и школы. Предмет исследования:роль комнатных растений, в том числе ядовитых, в жизни человека; фитонцидная активность комнатных растений. Цель настоящей работы: выявление ядовитых и с наибольшей фитонцидной активностью комнатных растений, используемых в озеленении школ Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1 2 Ознакомиться с литературой по данной проблеме. Изучить биологическое разнообразие вредных комнатных растений в классе.   Подтвердить   теоретический   материал   своими   наблюдениями.Провести эксперименты. 3 4 5 Выбрать комнатные растения, обладающие фитонцидными свойствами. Исследовать фитонцидную активность некоторых комнатных растений. Выступить   перед  ребятами   с   целью   их   информирования   по   данной теме. как: Согласно поставленным задачам в данной работе использовались такие методы,  Изучение и анализ литературы по данной теме. Страница 4 из 34 Эксперименты. Визуальное наблюдение и описание комнатных растений. Социологический опрос. Опыт определения фитонцидной активности растений. Опыт определения антимикробных свойств листьев разных растений.      Актуальность  исследования  заключается   в  том,   чтобы  экспериментально подтвердить,   что   многие   растения   обладают   фитонцидной   активностью   и антимикробными свойствами, которые губительно действуют на микроорганизмы. В   основу   проекта   положена  гипотеза  ­   если   изучить   роль   ядовитых   и фитонцидных   комнатных   растений   в   нашей   жизни,   то   результаты   исследования можно использовать для успешного озеленения нашей квартиры и школы. Основным результатом  своей работы считаю распространение сведений о ядовитых и обладающих высокой фитонцидной активностью комнатных растениях среди учащихся и людей, интересующихся комнатным цветоводством. Практическая   значимость  моей   работы   определяется   возможностью использования   полученных   результатов   для   улучшения   качества   воздуха   в образовательных учреждениях и в домашних условиях. По структуре исследовательская работа включает введение, основную часть, заключение. Время и база исследования:  работа проводилась в январе – феврале 2018 года в обычных домашних условиях и в классном кабинете МБОУ СОШ п. Бор ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  Глава I. Свойства растений. Комнатные   растения   вносят   в   нашу   жизнь   разнообразие   и   гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от жизненной суеты, проблем. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем, вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.  Татьяна Клевенская в книге «Цветы в интерьере» (Приложение 1) пишет, что для школ в озеленении можно применить легко размножающиеся растения. Особую группу   составляют   растения,   которые   могут   служить   живыми   учебными пособиямипо окружающему миру. Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определённый комфорт. Но нужно учесть, что среди множества видов комнатных растений, есть и ядовитые, которые пагубно влияют на здоровье человека.  Чем опасны ядовитые комнатные растения? В   интернете   мною   была   найдена   информация   о   ядовитости   комнатных растений. Что означает термин "ядовитое растение". Ядовитые растения ­ это растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе   жизнедеятельности   яды.   Вызывают   раздражение   кожи   или   даже отравления животных и человека. К ядовитым комнатным растениям относятся те, которые при отрыве листа или повреждении стебля выделяют белое молочко.    Страница 5 из 34 Многие растения ядовиты. Одни ядовитые растения могут вызвать жжение во рту, расстройство желудка и рвоту без каких­либо негативных последствий, другие ­ даже летальный исход. К счастью, листья многих токсичных растений настолько горьки, что дети чаще выплевывают их, а не глотают. Около 10 тыс. видов растений в мире относятся к ядовитым, некоторые из них пробрались на наши российские подоконники. У одних горшечных ядовиты  все органы, у других опасны  только листья   или   плоды,   а   третьи   вырабатывают   млечный   сок,   который   является сильнейшим аллергеном. Я собрала перечень ядовитых комнатных растений, которые наиболее часто встречаются у нас дома на подоконниках.Используя санитарные нормы, внесла в этот перечень запрещённые для детских учреждений комнатные растения. Данный материал оформила в виде картотеки. (Приложение 2). Кроме этого, в классном кабинете, для информирования ребят на горшки с цветами поместила указатели. (Приложение 3).   Не   допускается   размещать   в   детских   учреждениях   растения,   содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами. Если   сказать   кратко,   то   под   запретом все   молочайные растения, луковичные амариллисовые, все растения с колючками (кактусы). Агава  (опасен   сок,   вызывает   контактные   дерматиты   при   частом соприкосновении). Аглаонема  (опасна   ядовитым   клеточным   соком   и   ягодами,   сок   может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами — конъюнктивит   и   изменения   роговицы),  близкая   родственница   диффенбахии, отличающаяся от нее чаще всего более узкими, с белыми пятнами, окрашенными в серо­зеленый цвет или с серебристым рисунком листьями. Вещества, содержащиеся в растении, могут вызвать раздражение кожи.  Опасны все части растения. Азалия  (листья и стебли содержат алкалоилы, симптомы интоксикации при разжёвывании — обильное слюнотечение, выделения из носа, слезотечение, тошнота и   рвота,   угнетение   центральной   нервной   системы,   спутанное   сознание,   кома   и судороги).  Семейство   вересковых.   Свежие   листья   ядовиты   из­за   содержания гликозида андромедотоксина. Алоэ,   некоторые   виды   (алоэ   полосатое   и   алоэ   устрашающее   вызывают кишечное и маточное кровотечения, выкидыш). Алоказия    раздражение   слизистых оболочек),известна   еще   под   названием   «арма»   ­   широко   распространенное комнатное растение. Растение очень ядовито.   (опасны   все   части   растения, Антуриум (сок содержит вредные кристаллы оксалата кальция, которые при контакте с кожей вызывают раздражение, и сильный яд, вызывающий воспаление слизистых оболочек с разрушением тканей, приём внутрь может спровоцировать аритмию, а попадание в глаза — конъюнктивит). Амариллис,   Гиппеаструм  (луковицы   амариллиса   богаты   алкалоидом ликорином,   стимулирующим   рвотный   центр,   при   этом   луковицу   растения   дети легко   могут   принять   за   репчатый   лук;   симптомы   отравления:   рвота,   депрессия, диарея,   боли   в   животе,   судороги,   слюноотделение,   потеря   аппетита,   тремор Страница 6 из 34 конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника). Время цветения гаппеаструма ­ зима­весна. Ядовиты луковицы, а так же опасен и сок листьев. Аспарагус (опасны ягоды, раздражение слизистых оболочек). Бегония – семейство бегониевые, среди бегоний встречаются однолетние и многолетние травы, кустарники (изредка лазающие) или полукустарники с ползучим или клубневидно утолщённым корневищем, иногда с клубнем. Листья, как правило, асимметричные, часто красивой окраски (особенно у культурных видов). Цветки неправильные,  однополые,  однодомные.  Листочки   околоцветника   неравные,  ярко окрашенные; плод — коробочка. Опасны все части растения.  Бересклет японский (опасны все части растения: тошнота, кровавый понос, судороги, паралич). Герань  (пеларгония) (может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла). Гортензия  (все   части   растения   содержат   колхицин   и   сходные   ядовитые алкалоиды,   вызывает   раздражение   кожи;   отравление   возможно,   если   съесть луковицу, но её сложно спутать с репчатым луком). Диффенбахия  (в   соке   стеблей   содержатся   острые   кристаллы   оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5­8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри,  как  при  ожоге,  при  попадании   в  глаза  —  сильный  конъюнктивит,  при проглатывании   возможны   ожоги   гортани   и   пищевода).   Если   в   рот   попадет достаточное   количество   ядовитой   кислоты,   может   заблокироваться   дыхание,   и наступить смерть. Опасны все части растения. Зантедеския, или Каллаили Ришардия. Родом из Южной Африки, ценится за   оригинальное   покрывало,   окружающее   собранные   в   початок   невзрачные цветки. Все части растения опасны.   Кротон или Кодиеум (ядовит сок). Кливия киноварная ­ листья содержат клеточный сок, который может стать причиной тошноты, рвоты и поноса. Опасны все части растения, особенно плоды.  Молочай   кипарисовый  (содержит   очень   ядовитый   млечный   сок,   при попадании   внутрь   возникают   тошнота,   рвота,   диарея,   боли   в   животе,   может развиться сердечная недостаточность, сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза — временную слепоту). Некоторые виды молочаев ошибочно принимают   за   кактусы,   в   отличие   от   кактусов   молочайные   выделяют   на   срезе млечный ядовитый сок. Колючки сока не содержат, поэтому царапины от них не опасны. Опасен млечный сок. Монстера (опасны все части растения). Монстера ядовита именно листьями. Умонстеры   нет   млечников,   но   зато   в   межклетниках   есть   тонкие   игольчатые образования, которые, попадая на слизистые, вызывают сильное жжение.   Олеандр  (аромат может вызывать головную боль).  Широко спользуют как комнатное   растение.   Ядовит,   содержит   сердечные   гликозидыприменяемые   в медицине.   Олеандр   ­   вечнозеленый   кустарник   высотой   2­5   метров,   при Страница 7 из 34 благоприятных условиях сильно разрастается в ширину. По внешнему виду куст напоминает иву. Паслён  (опасны   все   части   растения,   особенно   ягоды).  Все   виды   и разновидности паслена цветут летом, затем появляются зеленые ягоды, которые к зиме становятся оранжевыми или красными. Так же ягоды ядовиты. Пахиподиум  (содержит вещества, оказывающие  воздействие  на сердечную деятельность при проглатывании частей растения внутрь: возникает рвота, диарея, в тяжёлых   случаях   —   судороги,   остановка   дыхания).  У   пахопидиума   толстый мясистый   и   очень   колючий   ствол,   «pachys»   в   переводе   с   греческого   означает толстый, а «podos»­ нога. Ядовит – млечный сок растения. Плющ   или   Хедера.   Это   одревесневающая   лиана   с   присасывающимися воздушными корнями. Плющ особенно опасен для грызунов.  Опасны ягоды и листья растения. Спатифиллюм (ядовит сок). Сциндапсус     ­ многолетняя   травянистая   лиана,   широко   применяется   для озеленения   квартир,   офисов   и   т.д.   Листья   содержат   ядовитое   вещество   ­   при серьезном отравлении может начаться диарея.  Фатсия     – небольшое   деревце   или   кустарник,   с   блестящими   пальчато­ лопасными   ярко­зелеными   листьями,   до   35см   шириной.   Токсичные   вещества вызывают нарушения нервной системы.  Все части растения ядовиты, сок вызывает раздражение при попадании на кожу.  Фикус (ядовит млечный сок). Семейство тутовые, род деревьев, кустарников и деревянистых лиан. Более 2000 видов родом из тропических и субтропических областей различных континентов.  Опасен млечный сок. Филодендрон  (опасны   все   части   растения;   сок   является   сильным   ядом, вызывающим   воспаление   всех   слизистых   оболочек   с   разрушением   ткани, образованием   кровянистых   выделений,   приводит   к   сильному   расстройству желудка).  Лианы   лазящие при помощи воздушных корней, иногда стелющиеся по земле и лесному валежнику, часто эпифиты; немногие виды имеют укороченный стебель. Все части растения опасны. К тому же в листьях содержится вещество, в основе которого лежат протеины и которые могут сильно повредить почкам. Цикламен  (он же альпийская  фиалка; содержащиеся  в листьях и цветках токсичные вещества могут вызывать тошноту, головную боль и диарею). Семейство первоцветных, вещество, содержашееся в клубнях цикламена персидского, может вызвать раздражение или воспаление кожи. Опасны клубни растения. Эухариус,   Амазонская   лилии  (аромат   может   вызывать   головную   боль). Вечнозеленое  луковичное многолетнее растение. Луковица буроватая, шаровидная, около 5 см в диаметре. Особенно ядовиты луковицы. Юкка Растения с «пушком» на поверхности листьев (например,  фиалка) обычно собирают много пыли, и если среди детей есть аллергики, то от таких растений лучше отказаться. Страница 8 из 34 Проводя   исследование,   у   меня   возник   вопрос: зачем   люди   веками выращивали на подоконниках ядовитые растения?Но, собрав информацию, я смогла ответить и на него. Ядовитые комнатные растения улучшают микроклимат в доме, в огромном количестве поглощают из воздуха токсины, идущие от дорог и промышленных предприятий: аммиак, ацетон, угарный газ, хлороформ, пары едких щелочей   и   кислот,   синтетических   моющих   средств,   клеев,   лакокрасочных растворителей, свинцовую пыль. Собственно, эти растения и ядовиты потому, что питаются,   активно   перерабатывают   химические   яды   из   воздуха   и   почвы.   И   по степени ядовитости самого растения судят о его эффективности обеззараживать окружающую среду.Но, все же будьте осторожны! Необходимо держать подальше ядовитые домашние растения от маленьких детей, щенков и котят. Любознательные карапузы   могут   затащить   в   рот,   попробовать   на   язык   ядовитые   листочки.   А взрослые   домашние   попугаи,   кошки   и   собаки   с   удовольствием «лечатся» этими растениями, безжалостно их обгрызая. Следует   помнить,   что   некоторые   растения,   совершенно   безвредные   для большинства   людей,   могут   вызвать   у   лиц   с   повышенной   чувствительностью разнообразные   аллергические   реакции:   бронхиальная   астма,   отек   слизистых оболочек, рвота, понос. Аллергенов среди комнатных растений немного. Однако, аллергикам стоит обращать   внимание   на   сильно   пахнущие   и   выделяющие   пыльцу   цветы.   Для аллергиков  опасность представляет и земля, в которой произрастают комнатные растения.   В   ней   живут   микроскопические   грибы,   являющиеся   сильными аллергенами. Польза опасных комнатных растений. Очень   важное   для   здоровья   растение   ­  герань   (пеларгония).   Она   самый настоящий   домашний   врач   для   больных   онкологическими     заболеваниями,   всем остальным помогает предупредить их появление. Как и папоротники ионизирует воздух,   снижая   воздействие   на   организм   свободных   радикалов,   обладает антимикробными   свойствами.   Стимулируя   работу   надпочечников,   способствует заданному природой гормональному равновесию. Герань (душистая) ­  помогает при заболевании носоглотки. Когда мучает насморк   можно   взять   листочек   герани,   помять   его   и   положить   на   ночь   в   ухо. Насморк Вас больше не побеспокоит. Сделать воздух более влажным может – цисус и фикус. Монстера ­ растение­барометр. Если на кончиках листьев копятся водяные капли   ­   ждите   осадков.   Также   монстера   хорошо   впитывает   в   себя   ядовитые вещества, находящиеся в воздухе, особенно те, которые выделяются от линолиума, мебели и стен, покрытых краской и лаком. Зантедеския   (Калла)  оберегает   от   незаслуженной   критики,   насмешек,   от преждевременных   разочарований.   Сохраняет   нежность,   доброжелательность.   Для неуверенных   в   себе   творческих   людей.   Развивает   красноречие,   душевность разговора. Страница 9 из 34 Озеленение в школе: топ популярных цветов. Разрешены для детских учреждений комнатные растения (Приложение 4) Безопасные комнатные растения, которые можно (и нужно) ставить в детские сады и больницы: Бегония  (ярко   выражены   и   очень   декоративны   цветы,   стебель   и   листья, можно изучать мир растений), кроме бегонии вечноцветущей, у которой все части растения опасны Гибискус Алоэ без колючек Каланхоэ,   толстянка   (крассула)  (крупные   листья,   подходят   для протирания) Традесканция Узамбарская фиалка (сенполия) Хлорофитум (поглощает углекислый газ, идеален для помещений с большим количеством людей) Глоксинии Нефролепис (папоротник) Щучий хвост (сансевьерия) Помните, что по СанПиНу растения (любые) запретили в школах ставить на подоконники (чтобы не загораживать свет) и на мебель (чтобы горшки не упали). Можно ставить растения на специальных подставках. Девять   самых   полезных   домашних   растений:  (из   них   2   ядовитых) (Приложение 4) Драцена,   Плющ,   Фикус,Филодендрон,Хлорофитум,Спатифиллум, Папоротник, Хризантемы, Пальмы. Вывод по главе I Как правильно ухаживать за  ядовитыми комнатными растениями? Иногда осторожного обращения требуют лишь отдельные виды, но зачастую и целые семейства. Есть растения, у которых ядовиты все органы. А у других ядовиты только листья или плоды, третьи же вырабатывают ядовитый млечный сок.  Опасность   возрастает,   когда   в   доме   есть   маленькие   дети   или   домашние животные.   Ядовитые   растения   не   должны   быть   доступны   ребенку,   ведь   малыш может запросто отломить листик растения, да еще и попробовать его на вкус. Ухаживая   за   ядовитыми   растениями,   выполняйте   необходимые предосторожности, которые  уберегут вас от опасности:  При обработке молочая  и других растений,  выделяющих белый сок на срезе нужно пользоваться перчатками из полиэтилена.  Не дотрагивайтесь до лица и глаз руками.  При работе с кактусами можно защитить   себя перчатками из волокна.   В этом случае колючки кактусов не поранят кожу, а   колючки останутся в перчатках. Страница 10 из 34  При наличии ядовитых растений в помещении, это помещение должно быть оборудовано   форточкой   для   проветривания   и   проветривание   должно осуществляться не реже двух раз в день. Принося в дом очередное красивое растение, постарайтесь узнать о нем как можно больше. И тогда комнатные растения будут радовать вас своим видом и не доставят неприятностей.  Глава II. Первая помощь при отравлениях Для сбора данного материала я обратилась за помощью к фельдшеру ФАПа п. Бор Семуковой Ольге Алексеевне.(Приложение 5) Наша беседа прошла в форме интервью.   На   все   свои  вопросы  я   получила   разъясняющие  ответы.   В   результате составила данную ПАМЯТКУ. 1.   При соприкосновении ядовитых органов растений с кожей необходимо промыть пораженное место теплой водой с мылом.  2.   При   попадании   ядовитого   растения   в   рот,   необходимо   выпить   воду   с растолченным   медицинским   углем.   Уголь   связывает   ядовитые   вещества.   Если активированного угля не окажется под рукой, нужно вызвать рвоту, перед этим выпив большое количество воды. Эту процедуру проделать несколько раз, пока все части ядовитого растения не будут удалены.  3. Категорически нельзя пить молоко, т.к. оно усиливает всасывание ядов, растворимых в жирах.  4.   При   сильном   отравлении   (потеря   сознания,   учащенное   сердцебиение, судороги) необходимо срочно вызвать врача.  5.   При   попадании   сока   ядовитого   растения   на   слизистую   оболочку   глаз, необходимо промывание при открытых веках под струей воды в течении 20 мин. При сильном поражении обратиться к окулисту. Особенно осторожными надо быть в период обильного цветения растений. Нередки отравления летучими веществами некоторых растений, когда они обильно цветут   и   их   держат   в   закрытом   непроветренном   помещении.   У   пострадавших отмечается   головная   боль,   головокружение.   Важно   помнить,   что   некоторые растения совершенно безвредные для большинства людей, могут вызвать у лиц с повышенной   чувствительностью,   и,   конечно,   у   младенцев,   разнообразные аллергические   реакции:   бронхиальную   астму,   отек   слизистых   оболочек,   рвоту, понос. Вывод по главе II Главное, сказала Ольга Алексеевна, – понимать, что гораздо проще заранее позаботиться о безопасности вашей семьи и прежде чем принести в дом растение необходимо узнать о нём как можно больше информации. Глава III. Фитонцидные свойства комнатных растений Работая   с   литературными   источниками,   мы   выяснили,   что   большинство растений,   в   том   числе   и   комнатные,   обладают   бактерициднымисвойствами,   т.е. Страница 11 из 34 способны     вызывать   гибель   бактерий   и   одноклеточных   организмов.    Растения вырабатывают фитонциды для того, чтобы обеспечить себе защиту от бактерий, грибков и др. микроорганизмов, которые могут вызвать различные заболевания.  Употребление растений с высоким содержанием фитонцидов  способствует освобождению   от   микробов   полости   рта   и   желудочно­кишечного   тракта. Бактерицидные   свойства   растений   используются   при   профилактике   и   лечении многих заболеваний, в частности, верхних дыхательных путей. Ученые подсчитали: растения Земли ежегодно выделяют в атмосферу около 490  миллионов  тонн фитонцидов, летучих веществ, убивающих или подавляющих рост и развитие микроорганизмов.  Учеными   был   составлен   ассортимент   комнатных   растений,   которые   можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления   людей:   в   детских   садах,   школах,   лечебно­профилактических   и   других учреждениях,  которые можно объединить в 3 группы:    антивирусной   активностью. 1­я   группа   ­   растения,   летучие   выделения   которых   обладают   выраженной   (Сансевьера   трехполосная, антибактериальной, диффенбахия   пятнистая,     цииссус   антарктический, тетрастигмаВуанье,   пеларгония   (герань)   душистейшая,   колеус   Блюма,   кипарис вечнозеленый пирамидальный, олеандр обыкновенный, самшит вечнозеленый, фикус Бенджамина).   сциндапсус   пестрый,     2­я   группа   ­   растения,   летучие   выделения   которых   улучшают   сердечную успокаивающим, деятельность, противовоспалительным   и   другими   лечебными   действиями.   (Монстера привлекательная,   пеларгония   (герань)   душистейшая,   жасмин   Самбак,   мирт обыкновенный, лимон). иммунитет, повышают обладают       3­я группа ­ растения­фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы. Например,   комнатное   растение   спатифиллюм   способно   поглощать   ацетон, нефролепис   и   фикусы   поглощают   формальдегид.   К   этой   же   группе   растений относятся: хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, цииссус антарктический. Чемпионом   среди   цветов   является  хлорофитум.   Одного   этого   растения достаточно, чтобы ослабить  воздействие  микробов, где несколько часов работала газосварка.   Причем,   очистительные   свойства   цветов   заметно   усиливаются,   если положить уголь. Хлорофитум   обладает   и   значительным   бактерицидным   эффектом.   Специалисты Всероссийского   института   лекарственных   и   ароматических   растений   (ВИЛАР) выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов. активированный цветочные горшки в           Растение это неприхотливое, оно хорошо растет как в прохладных комнатах, при температуре 10­12 градусов, так и в помещениях с центральным отоплением. Оно достаточно светолюбиво, но нормально переносит и затемнение. Летом хлорофитум требует обильного полива и в большом горшке может дать столько  побегов, что кажется, будто растение раскинуло вокруг зеленыйзанавес. себя   Вывод по главе III                Создать здоровый микроклимат и очистить воздух в классных комнатах можно   с   помощью   комнатных   растений.    Обычно   в   закрытых   помещениях Страница 12 из 34 ощущается нехватка кислорода, что приводит к плохому кровоснабжению мозга, а значит ­ к быстрой утомляемости. Возможные последствия загрязненного воздуха хорошо   известны:   воспаление   слизистой   оболочки   глаз,   головные   боли,   кожные раздражения, сухость в носу и во рту. Это не только доставляет  определенный дискомфорт, но и оказывает  негативное  действие  на  общее состояние  человека. Зимой,   когда   отопительная   система   работает   на   полную   мощность,   воздух   в закрытом     помещении   становится   очень   сухим,   а   это   вызывает   определенные проблемы.   Многие   люди   чувствуют   себя   комфортно,   если   влажность   воздуха   в рабочем   помещении   составляет   30—60 %.   Однако   в   зимний   период   во   многих закрытых   помещениях   влажность   не   достигает   даже   низшей   отметки   30. Что делать? Можете достаточно легко исправить качество микроклимата в помещении. Приобретайте   комнатные   растения!   Растения   помогут   установить   здоровый микроклимат в рабочих помещениях и улучшить атмосферу на рабочих местах. И не только потому, что домашние растения увлажняют воздух, а потому, что они также поглощают тепло и очищают воздух от находящихся в нем вредных частиц. Глава IV. Мои исследования  Исследование №1 Я решила проверить, на самом ли деле у ядовитых растений есть маточное молочко. Отломив листочек у молочая беложильчатого, очень удивилась. Сока было столько,   что   он   даже   стал   капать   на   стол,   на   котором   стоял   цветок.   А   вот   у зантедескии и эпипремнума сока в таком количестве я не наблюдала. (Приложение 6) Исследование №2 Я   много   узнала   об   опасных   комнатных   растениях,   и   меня   заинтересовал вопрос: «А кроме меня, кому ещё в классе известно об ядовитых растениях?    При помощи учителя я  провёла анкету – опрос учащихся, учителей, жителей поселка. (Приложение 7)  Из результатов анкетирования (Приложение 8) я узнала, что одноклассникам об опасных растениях известно мало. Тогда я рассказал о них ребятам, показал, как определить ядовито растение или нет. Исследование № 3 Наличие опасных комнатных растений в нашей классной комнате На этом моё исследование не закончилось. Я решила узнать, есть ли в нашем кабинете и школе опасные растения. Оказалось, что в нашем кабинете такие растения есть. (Приложение 9) Есть опасные комнатные растения и в других школьных помещениях. Чтобы ученики и их родители знали, что эти растения опасны, я установил таблички с названием растения и надписью «Осторожно! Опасное растение!» Страница 13 из 34 Исследование № 4 «Взаимодействие простейших с соком исследуемых растений». Ход эксперимента: 1. В керамической ступке растереть листья   исследуемого растения,  действие фитонцидов которого необходимо проверить.  Отжать через марлю несколько капель сока исследуемого растения. 2. Взять пипеткой каплю воды из аквариумаили сенного раствора, нанести ее на предметное стекло инакрыть покровным стеклом. 3. Просмотреть   препарат   сначала   под   малым,   а   затем   под   большим увеличением микроскопа. Можно увидеть простейших – инфузорию­туфельку. 4. Добавить под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений. 5. Наблюдать   за   движением   простейших   в   течение   1   минуты.   Записать результаты наблюдений.(Приложение 10) Постановка эксперимента 1. Получили   сок   из   листьев   герани   зональной,   бегонии,   хлорофитума, каланхоеразместили в разные ступки.  Установили активность простейших до соприкосновения с фитонцидами (под микроскопом). 2. Внесли каплю сока растения в каплю на предметном стекле. Очень  интересно   было   наблюдать   за   поведением   инфузорий.   Активно движущиеся   инфузории­туфельки   неожиданно   теряли   способность   к движению,   останавливались,   их,   словно  удерживала   огромная   сила   ­ губительный для них растительный яд. 3. По  истечении   одной   минуты   подсчитывалось   число   обездвиженных микроорганизмов. Результаты   эксперимента а)  экстракты растений, обладающих фитонцидными свойствами,   обездвиживают и, по­видимому, губят микроорганизмы; б)  наибольшее   воздействие   отмечено   при применениибегониигеранизональной. в)  результаты занесла в таблицу 1.  Вывод:   разные   виды   комнатных   растений   проявляют   различную   фитонцидную активность клеточного сока. Наибольшую активность фитонцидов тканевого сока можно отметить у  бегонии, герани зональной, хлорофитума хохлатого,  каланхое. Многие   выявленные   нами   виды   фитонцидно   ­   активных     растений   совпадают   с литературными данными. Получение   культуры   сенной   палочки,   которая   является   пищей   для инфузорий. Для этого в чистую посуду я положила немного лугового сена (без цветов) из расчета 100 г на 1 л воды и кипятить его в течение 15—20 минут до получения крепкого настоя. Когда он остынет, его надо профильтровать с помощью воронки и ватки. Затем банку с профильтрованным настоем укрыть марлей. Через пару дней на Страница 14 из 34 поверхности   появится   бактериальная   пленка,   за   счет   которой   будут   кормиться инфузории.  Для получения культуры инфузорий в полученный ранее настой с  бактериями сенной   палочки     нужно   внести   культуру   инфузорий,   которую   можно   взять   из аквариума. Верх банки надо укрыть куском марли, сложенным вдвое. Через пять ­ семь дней инфузории начнут обильно размножаться, и их можно будет рассматривать под микроскопом при увеличении в 30­40 раз. Вначале в сенном настое развиваются различные инфузории, но постепенно начинают преобладать инфузории туфельки. Через   1­2   дня   после   закладки   культуры,   вода   в   банке   сильно   мутнеет   и начинает издавать гнилостный запах. Постепенно запах исчезает, а спустя 5—6 дней в верхних   слоях   воды,   наиболее   богатых   кислородом,   появляются     скопления инфузорий. (Приложение 11) Таблица №1.  Влияние тканевого сока некоторых видов  растений на культуру инфузорий. № п/п Виды растений: Время   гибели   инфузорий (мин.)(среднее значение) Фитонцидная активность растений (%) Бегония  Герань зональная Хлорофитум хохлатый Каланхое 1 2 3 5 Фитонцидность растений  рассчитывается по формуле: А=100:Т,  1 мин 15с 1 мин 25  2 мин 00 с. 2 мин 10с 85,4 30,7 33,3 50 где А – фитонцидная  активность (%);  Т ­ время гибели микроорганизмов (в минутах).  Исследование № 5 «Изучение антимикробных свойств листьев разных растений» Ход эксперимента: Для   определения   антимикробных   свойств   растений   в   одни   стаканчики наливали   одинаковое   количество   100   мл   дистиллированной   воды,   в   другие стаканчики наливали также дистиллированную воду, но разбавленную на 1/3 водой, содержащую   почвенную   культуру   простейших.   Целые   неповрежденные   зеленые листья растений, сорванные непосредственно перед опытом, поместили в   равных количествах (по размеру) в стаканчики с испытуемой водой (Приложение 12). В опыте   были   использованы   комнатные   растения:   бегония,   пеларгония   зональная, сансевьера, сенполия, хлорофитум. Прикрывали стаканчики фольгой и помещали в темноту при температуре 22 ­ 25о С. Постоянно следили за состоянием листьев в течении   14   дней.   Разложение   тканей   листьев   (а   следовательно   и   снижение   их фитонцидной активности) видно по разрушению, побурению, непрочности листовой ткани.   Результаты исследований При   изучении   антимикробных   свойств   листьев   комнатных   растений   по результатам наблюдений за процессом разложения листьев были получены данные, занесенные в таблицу 2.   Таблица 2.Интенсивность  разложения листьев комнатных растений Страница 15 из 34 Названия растений бегония   пеларгония  сансевьера спатифиллюм хлорофитум проба 1 Проба 2 Проба 3 Начало   разложения   тканей (дни) 2  3  2  3  13 10 3  5  11 11 4  3  13 12 6  Признаки  Разрушениехлорофилла,  непрочность пластинки Побурение, непрочность  пластинки Пожелтение по месту среза около  1 мм Незначительное разрушение  хлорофилла Разрушение хлорофилла По   скорости   и   степени   разложения   тканей   листьев   опытные   растения   на основании   результатов   эксперимента   можно   разделить   на   три   группы.   Наиболее интенсивно во всех пробах происходит разложение листьев бегонии, пеларгонии, сенполии: от 2 до 5 дней, максимальные поражения  (1 группа). На втором месте по степени разложения листьев: хлорофитум ­ от 3 до 7 дней, очаговые поражения (2 группа). И наиболее устойчивы к разложению листьясансевьеры и спатифиллюма от 10 до 14 дней, незначительные поражения по месту среза (3 группа). Разложение тканей листьев свидетельствует о снижении фитонцидной активности.  Таким   образом,были   выявлены   комнатные   растения,   имеющие   ценность   в санитарно­гигиеническом отношении. На   основании   полученных   данных   был   составлен   рейтинг   антимикробной активности. Изученные растения размещены в таблице 3 в порядке уменьшения их антимикробной активности: низкая – 2 – 5  дней (1 ­ 4 балла); средняя ­ 3 – 7  дней (5 ­ 7 баллов);  высокая ­  10 ­14 дней  (8 ­ 10 баллов).  Такая шкала удобна для практических целей – эффективного использования комнатных растений для борьбы с микробами при озеленении помещений. Таблица 3. Рейтинг В баллах Растения 10 а р е ь в е с н а с 8 м ю л л и ф и т а п С 6 м у т и ф о р о л Х 4 я и н о г р а л е П 3 я и л о п н е С 2 я и н о г е Б Страница 16 из 34 Исследование № 6 Квартиры цветоводов­любителей В   ходе   исследования   мы   посетили   квартиры   цветоводов­любителей   нашего поселка – Сидоровой Надежды Константиновны и Хариной Надежды Дмитриевны. Обе женщины активно разводят, приобретают комнатные цветы. Но, как и следовало ожидать,   у   обеих   в   наличие   встречаются   и   ядовитые   и   фитонцидные   растения. Цветоводы с любовью рассказывали нам о своих «домашних питомцах», поделились с нами отростками для разведения в классном кабинете.  (Приложение 13) Вывод по главе IV Исследуя цветы  в нашей школе, я выяснила, что из 95 комнатных цветов не ядовитыми оказались 74.  Ядовитые   комнатные   растения   представляют   опасность   живому,   если происходит   непосредственное   соприкосновение   с   ним   при   близком продолжительном  нюхании. Все же легче расстаться с растениями, чем подвергать опасности жизнь маленьких детей и любимых животных.      Исследование, проведённое   в школе п. Бор   показало, что фитонцидные растения находится равномерно во всех кабинетах  школы. Это свидетельствует о том,   что   дети   1­11   классовзащищены   от   острых   респираторных   и   других инфекционных  заболеваний.        На основании полученных результатов можно дать следующие рекомендации: при   озеленении   помещений,   особенно   учебных   кабинетов   и   квартир,   необходимо учитывать   не   только   декоративность   комнатных   растений,   но   и   их   фитонцидную активность, а также способность поглощать из воздуха помещений вредные вещества и увлажнять воздух. Кроме того, при подборе видов комнатных растений необходимо учитывать,  например,   ядовитость   некоторых   растений   и   способность  вызывать аллергию. Используя   полученные   результаты,     использовать   для озеленения кабинетов растения, выделяющие фитонциды (хлорофитум, пеларгония, диффенбахия, лимон, драцена, монстера и т.д.);рекомендовать в цветочные горшки с хлорофитумом  положить активированный уголь.   рекомендуем:   ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате ознакомления  с литературой по данному вопросу, выяснено, что фитонциды   –   биологически   активные   вещества,   основным   свойством   которых является подавление жизнедеятельности или даже гибель многих болезнетворных микроорганизмов. Все растения, в том числе комнатные, в разной степени обладают фитонцидными свойствами. Используя   полученные   результаты,     использовать   для озеленения кабинетов  растения, выделяющие фитонциды (хлорофитум, пеларгония, диффенбахия, лимон, драцена, монстера и т.д.);рекомендовать в цветочные горшки с хлорофитумом  положить активированный уголь.   рекомендуем:   Страница 17 из 34 В   данной   работе   были   исследованы   антимикробные   свойства   комнатных растений.   Выявлены   лидеры   –   это   сансевьера,   о   свойствах   этого   растения   есть сведения в научно­популярной литературе.  Полученные   в   результате   исследований   данные   использованы   для рекомендаций   в   озеленении   помещений   для   антимикробной   профилактики   в помещениях.  Материалы работы пригодились для проведения занятия внеурочной деятельности. Приобретая   растение,   следует   обязательно   получить   информацию   о   его токсичности. Доверять продавцам цветочных магазинов нельзя, поскольку они сами в основном не знают о ядовитых свойствах растений.  Растения   –   санитары   жилых   помещений,   они   улучшают   климат, отфильтровывают частички пыли в воздухе, понижают содержание углекислого газа в воздухе, действуют   успокаивающе, способствуют   снятию стрессов   и улучшают самочувствие, делают   помещение уютным, радуют людей. А главное – растения помогают учиться. Мы  решили, что нужно распространять знания о комнатном цветоводстве.     хорошо    Все   растения   –   живые   существа,   способны   воздействовать   на   человека. Давайте не будем забывать  о  своих друзьях, ведь они заботятся о нас  бескорыстно.   Хотелось бы отметить, что поставленная гипотеза  о наших зеленых друзьях   подтвердилась. Мы доказали, что цветы   ­   наши помощники и спасители. Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Для учеников и учителей других кабинетов я составила рекомендательный список растений, необходимых для улучшения экологии комнаты и здоровья. Литература 1. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. – Издание 4­е. – Москва : Просвещение, 1983. – 384 с. 2. Клинковская Н. И., Пасечник, В. В. Комнатные растения в школе: книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 1986г. – 143 с. 3. Клевенская, Т. М. Цветы в интерьере: альбом / Т. М. Клевенская ­ М.: ВО Агропромиздат, 1990г. – 64 c. 4. Коровкин,   О.   А.   Загадочные   растения   /   О.   А.   Коровкин   –   М.:   ООО «Издательство «РОСМЭМ­ПРЕСС», 2004. 5. Пугал Н. А., Трайтак, Д. И.. Кабинет биологии : книга для учителя / Н. А. Пугал, Д. И. Трайтак ­ Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 г. – 192 с. 6. Происшествия //Байкал, газета, ООО «Байкал­Премьер» – 2005г. ­ № 25. 7. Журнал Издательского дома «Бурда» «Лиза. Цветы в доме». ­ 2004 г. ­ №5, 7. – 2007г. ­ № 8. 8. Сайты сети Интернет: 9. Удивительные     фитонцидных     10. Фитонцидные       свойства       свойства       комнатных       растенийиbio.1september.ru›article.php…     растений... Страница 18 из 34 ­  svoystva    …   rasteniy.       свойствами. Полезные...     | Натуральная медицина.  ru­dachniki.ru›?p=2097   Растения   Фитонциды       с     фитонцидными     описание.     растений   11. nsportal.ru›…drugoe…  fitontsidnye   12. 13. Фитонциды     растений     14. Фитонциды     комнатных     15.     и     фитонцидные     растения     16. Фитонцидные     в интерьере.     растения     17. Удивительные     фитонцидных     свойства       18. Фитонцидные     |         растения      ­  rasteniya   fitontsidnyie  /. 19. 20. Что такое   21. 22. Растения       Фитонциды       фитонциды?       свойств ...фитонцидных      Фитонциды  ) Форум       и "запах" (         свойствами       комнатных       растений.     растений.   КРАСИВЫЕ   ИДЕИ   ДЛЯ   САДА  nyurochka    .  ru›tsvetniki  ­  i  …   Какими       обладает       фитонциды?    otvet.mail.ru›question/58848816     растений...  real­unreality.ru›showthread.php?p=51.                                                                                                   Приложение №1 АГАВА (опасен сок, вызывает  контактные дерматиты при  частом соприкосновении) АЗАЛИЯ   (листья и стебли  содержат алкалоилы,  симптомы  интоксикации при  разжёвывании —  обильное  слюнотечение, выделения из носа, слезотечение, тошнота и рвота, угнетение центральной  нервной системы, спутанное сознание, кома и  судороги) Приложение 2 АГЛАОНЕМА (опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами — конъюнктивит и изменения роговицы) АЛОЭ  (алоэ полосатое и  алоэ устрашающее  вызывают кишечное и  маточное  кровотечения,  выкидыш) Страница 19 из 34 АЛОКАЗИЯ (опасны все части растения,  раздражение слизистых  оболочек) ГИППЕАСТРУМ (АМАРИЛЛИС) С очень красивыми крупными цветками. Обладает  фитонцидной активностью  (некоторые бактерии гибнут  быстрее, чем от чеснока).Луковицыамариллиса  богаты алкалоидом ликорином,  стимулирующим рвотный центр, при этом  луковицу растения дети легко могут принять за  репчатый лук. БЕГОНИЯ вечноцветущая Опасны все части растения.  ГОРТЕНЗИЯ  (все части растения содержат колхицин и сходные ядовитые алкалоиды, вызывает раздражение кожи; отравление возможно, если съесть луковицу, но её сложно спутать с репчатым луком) ДИФФЕНБАХИЯ (в соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5­8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза — сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и АНТУРИУМ (Мужское счастье) (сок содержит вредные  кристаллы оксалата кальция,  которые при контакте с кожей  вызывают раздражение, и  сильный яд, вызывающий  воспаление слизистых оболочек с разрушением  тканей, приём внутрь может спровоцировать  аритмию, а попадание в глаза — конъюнктивит) АСПАРАГУС (опасны ягоды,  раздражение слизистых  оболочек) БЕРЕСКЛЕТ ЯПОНСКИЙ (опасны все части  растения: тошнота,  кровавый понос,  судороги, паралич) ПЕЛАРГОНИЯ (Герань) (может вызвать приступ  астмы или аллергию, так как выделяет душистые  эфирные масла) ЗАНТЕДЕСКИЯ или  КАЛЛА   (ЗФИОПСКАЯ) Все части растения опасны.  Страница 20 из 34 пищевода) КРОТОН или Кодиеум (ядовит сок) МОЛОЧАЙ КИПАРИСОВЫЙ (содержит очень ядовитый млечный сок, при попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность, сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза — временную слепоту) МОНСТЕРА  (опасны все части растения) КЛИВИЯ листья содержат  клеточный сок, который  может стать причиной  тошноты, рвоты и поноса.  Опасны все части растения,  особенно плоды.  МОЛОЧАЙ У молочая ядовиты семена и млечный сок.  Необходимо соблюдать  особую осторожность при  пересадке растения и  другой работе с ним. ПЛЮЩ  ОЛЕАНДР (аромат может  вызывать головную  боль) КОМНАТНЫЙ ПАСЛЁН (опасны все части растения, особенно ягоды) ПАХИПОДИУМ (содержит вещества, оказывающие воздействие  на сердечную деятельность при проглатывании  частей растения внутрь: возникает рвота,  диарея, в тяжёлых случаях — судороги,  остановка дыхания) СПАТИФИЛЛЮМ (Женское счастье)  (ядовит сок) ФИКУС  ФИЛОДЕНДРОН \ (ядовит млечный сок) (опасны все части растения;  сок является сильным ядом,  вызывающим воспаление всех  слизистых оболочек с  разрушением ткани,  образованием кровянистых  выделений, приводит к  сильному расстройству желудка) Страница 21 из 34 ЦИКЛАМЕН (он же альпийская фиалка; содержащиеся в листьях и цветках токсичные вещества могут вызывать тошноту, головную боль и диарею) ЭПИПРЕМНУМ (СЦИНДАПСУС) Является одним из сильнейших очистителей воздуха. Может быть опасен для здоровья человека. Сок может плохо повлиять на слизистую оболочку и просто на кожу. При уходе за растением, нужно обязательно надеть перчатки, чтобы сок не попадал на открытые участки кожи. Люди, живущие в доме, где растет эта лиана, становятся менее раздражительными и реже впадают в депрессию.  ЮККА ЭУХАРИС АМАЗОНСКАЯ ЛИЛИЯ (аромат может вызывать головную боль)                                                                                                           Приложение 3 БЕГОНИЯ                                                   Приложение 4 ГИБИСКУС АЛОЭ без колючек КАЛАНХОЭ ТОЛСТЯНКА, крассула ТРАДЕСКАНЦИЯ Страница 22 из 34 УЗАМБАРСКАЯ ФИАЛКА ХЛОРОФИТУМ Считается одним из  наиболее  эффективных  очистителей воздуха в комнате. Обладает фитонцидной  активностью. ГЛОКСИНИЯ НЕФРОЛЕПИС папоротник САНСЕВИЕРИЯ Она способна очищать воздух от вредных веществ, выделяемых пластмассовыми предметами и пластиком. Ее стоит ставить в комнаты, где занимаются ученики или студенты. Это поможет им достичь успехов в учебе, ведь она создает атмосферу, располагающую к мыслительной деятельности и творчеству. Человек, живущий в комнате с этим цветком, меньше болеет простудными заболеваниями и мучается  головными болями, а также перестает страдать от скачков давления ДРАЦЕНА ФИКУС ХРИЗАНТЕМЫ ПЕПЕРОМИЯ ТУПОЛИСТНАЯ Обладает  фитонцидной  активностью,  выделяет большое  количество  кислорода. Страница 23 из 34 ПАЛЬМЫ ПАЛЬМЫ КАЛАТЕЯ («Молитвенный цветок») Считается символом домашнего счастья, поглощает агрессивную энергию. Она способна согревать человеческий организм и защищать его от простуды и переохлаждения. ДЕКАБРИСТ СИНГОНИУМ (НОГОЛИСТНЫЙ) ПЕЛАРГОНИЯ королевская (без запаха) Это комнатное растение обладает мощнейшей энергетикой. В природе насчитывается более 250 видов пеларгонии, большинство которых обладают роскошными,  очень декоративными белыми, красными или  розовыми цветками. МАРАНТА Улучшает водно­газовый обмен в помещении. При грамотном расположении цветка в доме (например, у изголовья кровати) спустя некоторый промежуток времени у человека восстанавливается нормальный сон, на протяжении дня он прекрасно себя чувствует и у него отличное настроение. АГЛАОНЕМА ЗАМИОКУЛЬКАС КАЛАДИУМ Страница 24 из 34 ШЕФФЛЕРА БАЛЬЗАМИН (Ванька мокрый)                                                                                                           Приложение 5 Приложение 6 Страница 25 из 34 пр и                                                                                                        Приложение 7 Анкета     Часть 1.    Вопрос Да Нет Иногда, сомневаюсь, не знаю 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете, в доме, магазине, офисе?     Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист Стебель Корень Цветок Плод  2. Какие растения должны быть в доме: Лечебные  Декоративные Красивоцветущие Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие Фитонцидные       Страница 26 из 34 Не имеет значения  3. Как в вашем доме появились комнатные растения:     вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых  вырастили из семян, которые приобрели  купили растение в цветочном магазине  подарили Приложение 8 Результат анкетирования среди 1­4 классов, в опросе участвовало 5 человек.    Вопрос Да Нет 1 3 2 5 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете, в доме, магазине, офисе?     2 1 3 5 5 5 1 1 2 2 Иногда, сомневаюсь, не знаю 2 1 4 4 3 3 Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист – 5  Стебель – 4  Корень – 4  Цветок – 3  Плод – 5  2. Какие растения должны быть в доме: Лечебные – 5   Декоративные – 5  Красивоцветущие – 4  Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие Фитонцидные – 4  Не имеет значения        3. Как в вашем доме появились комнатные растения:     вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых – 1  вырастили из семян, которые приобрели – 2   купили растение в цветочном магазине – 3   подарили – 2  Результат анкетирования среди 5­6 классов, в опросе участвовало 9 человек.    Вопрос Да Нет Иногда, сомневаюсь, не знаю Страница 27 из 34 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете, в доме, магазине, офисе?     4 6 6 8 2 2 5 2 2 1 2 7 9 9 1 7 4 1 2 1 1 6 4 5 Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист – 5  Стебель – 5 Корень – 5 Цветок – 9 Плод – 7 Лечебные – 6 4. Какие растения должны быть в доме:  Декоративные – 5 Красивоцветущие – 4 Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие – 1  Фитонцидные – 5 Не имеет значения        5. Как в вашем доме появились комнатные растения:     вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых – 3 вырастили из семян, которые приобрели – 3  купили растение в цветочном магазине – 4  подарили – 5 Результат анкетирования среди 9­11 классов, в опросе участвовало 12 человек.    Вопрос Да Нет Иногда, сомневаюсь, не знаю 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете,  4 8 5 11 5 1 6 4 7 2 1 4 7 5 2 1 2 6 1 3 4            1 6 Страница 28 из 34    в доме, магазине, офисе? 9 1 1 7 7 2 2 2 Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист – 5  Стебель – 3 Корень – 2 Цветок – 5 Плод – 8 Лечебные – 9 6. Какие растения должны быть в доме:  Декоративные –9 Красивоцветущие – 3 Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие – 2 Фитонцидные – 2 Не имеет значения – 1         7. Как в вашем доме появились комнатные растения:     вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых – 7 вырастили из семян, которые приобрели – 4 купили растение в цветочном магазине – 4  подарили – 7 Результат анкетирования среди учителей, в опросе участвовало 8 человек.    Вопрос Да Нет Иногда, сомневаюсь, не знаю 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете, в доме, магазине, офисе?     5 4 7 7 7 3 7 6 6 4 2 3 4 1 5 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 4 Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист – 8 Стебель – 7  Корень – 7  Цветок – 7 Плод – 8 8. Какие растения должны быть в доме: Страница 29 из 34 Лечебные – 7   Декоративные –7  Красивоцветущие – 8  Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие – 3  Фитонцидные – 6  Не имеет значения – 1         9. Как в вашем доме появились комнатные растения:     вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых – 6  вырастили из семян, которые приобрели – 4 купили растение в цветочном магазине – 6  подарили – 8 Результат   анкетирования   среди   взрослого   населения   поселка   Бор,   в   опросе участвовало 7 человек.    Вопрос Да Нет Иногда, сомневаюсь, не знаю 1.Интересуетесь ли вы комнатными растениями? 2.Знаете ли вы названия комнатных растений? 3.Вы ухаживаете за комнатными растениями? 4.Нужны ли комнатные растения в доме? 5.Вам известны ядовитые комнатные растения? 6.Вам знакомы случаи отравления комнатными растениями? 7.Вам   известны   случаи   аллергии   вызванной   комнатными растениями? 8.Вы знаете, какие растения должны быть  в учебном кабинете, в доме, магазине, офисе?     6 5 7 7 4 1 6 2 4 2 6 1 1 2 1 5 2 5 4 1 2 3 Часть   2.В   следующих   вопросах   может   быть   один   или   несколько   ответов. 1.Какие части комнатного растения могут быть ядовиты:      Лист – 7 Стебель – 7  Корень – 5  Цветок – 5 Плод – 7 10. Какие растения должны быть в доме: Лечебные – 6   Декоративные –5  Красивоцветущие – 5  Только с огромными листьями Только вьющиеся Шумоулавливающие Фитонцидные – 5  Не имеет значения – 2         11. Как в вашем доме появились комнатные растения:   вырастили сами из отростков, которые взяли у друзей, знакомых – 7  вырастили из семян, которые приобрели – 4 Страница 30 из 34   купили растение в цветочном магазине – 5   подарили – 5 Из данного анализа можно сделать вывод, что комнатные растения надо разводить, больше читать   и   узнавать   о   них,   и   разводить   те   растения,   которые   положительно   влияют   на здоровье человека.                                                                                                         Приложение 9 Приложение 10 Страница 31 из 34 Приложение 11                                                                                                                 Приложение 12 Страница 32 из 34 Признаки разложения тканей исследуемых растений (на примере первой пробы) 3 день эксперимента 12 день эксперимента Приложение 13 Страница 33 из 34 Страница 34 из 34

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  Тема:  «Ядовитые комнатные растения, их влияние на живые организмы. Полезная активность некоторых комнатных растений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018