Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Оценка 4.7

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
22.01.2018
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Цель: -продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи на конкретных примерах. -развивать интеллектуальные способности, познавательную деятельность учащихся. -воспитывать бережное и заботливое отношение учащихся к природе и «братьям нашим меньшим». Материал изложен в игровой форме с наглядным материалом и полностью соответствует ФГОС.В конспекте представлен материал по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс окружающий мир
конспект.docx
МАОУ «СОШ № 3 с. Дьячук Л.Д. учитель начальных классов Алакуртти» Тема итоговой работы: «Проектирование урока в начальной школе на основе системно – деятельностного подхода» Конспект урока по окружающему миру, ориентированного на обучение приемам исследовательской деятельности установления причинно­следственных связей Тема: Невидимые нити в живой природе. Цель:  ­продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи  на конкретных примерах.  ­развивать интеллектуальные способности, познавательную деятельность учащихся. ­воспитывать бережное и заботливое отношение учащихся к природе и «братьям нашим меньшим». Класс : 3, возраст детей  8­9 лет Оборудование: учебник,  рабочая тетрадь,  карточки для групповой работы,  картинки растений и животных, кроссворд. Этапы урока Ход урока 1. Организа- ционный момент Приветствие. Подарили друг другу улыбку и тихо сели. Формирование УУД (личностные, регулятивные, познавательны е, коммуникативн ые) и технология оценивания учебных успехов 2. Актуализац ия знаний учащихся ­ Вы любите отгадывать загадки, кроссворды? Попробуем вместе  разгадать кроссворд.  Ученик заполняет кроссворд, учитель прикрепляет картинки с  изображением животных. знаково­ символическое  моделирование 1. У кого колючий плащик?     Кто на спинке завтрак тащит?     У кого не видно ножек?     Ну конечно, это…(Ёжик) 2. В чёрную полоску    рыженькие киски,    Не рекомендую подходить    К ним близко.    Мягоньких лапок неслышны шаги,    Острые когти, большие клыки. (Тигр.) 3. Будто бы кольчугу,     И в мороз, и в зной,     Носят кожу с жёсткой чешуёй.     А когда наступит срок,     Шкура слезет как чулок,     И она с обновой –     Нежной кожей новой. (Змея.) 4. Всегда готов к прыжку     Зелёный чуткий конь!     Поймать его попробуй     В открытую ладонь! (Кузнечик) 5.В воде купался,     А сух остался. (Гусь.) ­ Что объединяет все слова, обозначенные в кроссворде?  (животные) ­ От какого основы слова образовалось слово животные? ­ Найдите это слово в кроссворде. ­ Кто сможет предположить, о чём мы с вами будем говорить на  уроке? ( О жизни животных). ­ Назовите к каким группам относятся животные, которых мы  мотивация учебной  деятельности развитие  логического  мышления,  внимания мотивация учебной  деятельности знаково­ символическое  моделирование –  применение  кроссвордов для  структурирования  информации исследование  полученной  информации подведение к 3. Изучение нового материала. Совместное открытие знаний Проблема отгадали, и перечислите главные отличительные черты этих групп. (Тигр, ёж –звери(имеют 4 конечности, тело покрыто шерстью);  змея – пресмыкающиеся( имеют 4 конечности, кроме змей, тело  покрыто чешуёй); гусь – птица(имеют 2 конечности, тело  покрыто перьями; кузнечик – насекомое(имеют 6 конечностей, на  теле имеются насечки.) ­ Каких групп животных здесь не хватает? (земноводные, рыбы) Картинки: лягушка, карась. под формулированию  познавательной  цели, темы урока - (Запись на доске.) Дышат, заводятся, двигаются, ломаются, питаются,  рождаются, умирают, растут. ­ Прочитайте слова. Перечислите существенные признаки живых  организмов. ( Лишние слова убирают). ­ Так что же необходимо для роста, развития животных, продолжения жизни животных? (питание) Что произойдёт, если растение, животное или человек несколько  дней не будут питаться? (Они погибнут.) Так, о чём же мы сегодня  будем говорить на уроке? ( Сегодня мы будем говорить о питании  живых организмов) Я предлагаю вам работать по следующему плану: 1. Познакомится с группами животных по способу питания. 2. Узнать, что такое цепи питания  3. Исследовать гипотезу о том, что произойдёт, если исчезнет   один компонент  из цепи питания.  4. Определить с чего начинается цепь питания.  5. Работа с учебником.  6.Самостоятельная работа  7. Сделаем вывод.  Работа в группах. ­Мир животных разнообразен. Перед вами лежат карточки с  названиями животных. Определите по какому признаку  сформированы группы животных. Обсуждение в группах, выделение  признаков) ( У детей возникла проблема, выдвигают разные  предположения) ­Вы можете сказать по какому признаку я их распределила? (Нет) ­ Почему? ( Не знаем, чем похожи эти животные друг на друга) 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Суслик мышь­полевка жаворонок синица дятел  еж тигр стрекоза акула медведь енот  ворона. исследование и  дополнение  полученной  информации по  степени  классификации исследование и  исключение  лишнего подведение под  понятие, подготовка к формулированию  темы урока исследование  предложенной  информации исследование  ­наблюдение над  классификация  объектов,  выделение общих  признаков,  характеристика  различий  знаково­ символическое  моделирование –  применение схемы  для  структурирования  информации,  обучение работать  со схемой мотивация учебной  деятельности исследование,  построение  причинно­ следственных  связей экологические  нормы воспитания  (моральные нормы) обучение умению  строить речевое  высказывание,  доказательности построение гипотез,  логической цепи  рассуждений,  доказательности,  обучение умению  делать выводы  оценка работы  учащихся самими  детьми ­Всех животных перечислить и сказать, чем они питаются,  невозможно. Учёные разделили их на группы в зависимости от того,  чем они питаются. Сегодня мы рассмотрим группы животных по  особенностям питания. ­ Охарактеризуйте способ питания каждой группы животных. 1группа­ это животные, которые питаются растениями. ­Как мы назовём таких животных? (растительноядными) 2группа­ это животные, которые питаются насекомыми.  ­Как мы назовём таких животных? (насекомоядные) 3 группа­ это животные, которые питаются  другими животными. ­Как мы назовём таких животных? (хищниками) 4 группа­ это животные, которые питаются насекомыми, растениями,  другими животными. Как мы назовём таких животных? (всеядными) ­ Обозначим в таблице вывод, сделанный вами. Все животные делятся на группы по способу питания.                                               ЖИВОТНЫЕ             растительноядные   насекомоядные    хищники      всеядные ­ А теперь вы определите, по какому основному признаку эти  животные сформированы в группы? (по  способу питания) ­ Отгадайте загадки. 1. Рыжий клубок за мелким серым в лесу скок! (лиса) 2. Лиса устроилась у норки И не пьёт, ни ест ни корки. ­Что ты, Лиска, здесь сидишь? ­ Тише! Тише! Слышишь? … (мышь) ­ О чем в них говорится? (лиса охотится на мышь) ­ А мышь­полевка чем питается? ­ Из­за особенностей питания разных животных в живой природе складываются невидимые цепочки. Учёные называют их цепями  питания. Давайте договоримся: при составлении схем цепей питания мы будем проводить стрелки от первого звена к последующим. ­ Что произойдет, если убрать из данной цепи питания один  компонент – мышь? (лисе нечем будет питаться) ­ Если убрать поле, на котором росли зерновые культуры, что  произойдет? Сформулируйте высказывание, начиная со слов «если..,  то..», и докажите гипотезу (мыши­полевки и все животные,  живущие на поле и питающиеся зерном погибнут). ­ А повлияет ли исчезновение поля на лис? Сформулируйте и  докажите гипотезу (если исчезнут мыши, то лисы останутся без  пищи и погибнут). ­ Если убрать из цепи питания лисиц, повлияет ли это на другие  компоненты в цепи? (станет много мышей). ­ Повлияет ли исчезновение лисиц на поле? Докажите гипотезу  (мыши будут в большом количестве и уничтожат посевы  зерновых и останутся без пищи). ­Какой вывод можно сделать по результатам нашей беседы? ­ Чье рассуждение и доказательство было самым грамотным и  убедительным? Вывод: все в природе взаимосвязано и уравновешено. Вмешательство в  законы природы нарушает равновесие и приводит к тяжелым  последствиям. Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается  вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если  поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. ­ А сейчас ( имена детей) приготовили нам такое  стихотворение (дети заранее подготовили выразительное чтение). Хулиганы воробьишки –  Превосходные воришки.   Им зерно лишь подавай – Поуменьшат урожай. Вот китайцы подсчитали,   Сколько зерен потеряли,  И издали свой декрет –   Воробьев свести на нет. Перебили всех подряд,   Ждут – каков же результат?   Поначалу, в самом деле   Закрома их пополнели, А потом пришла беда – экологические  нормы воспитания  (моральные нормы) установление  причинно­ следственных  связей  любовь и  правильное  отношения к  природе работать по  предложенному  материалу слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке исследование статьи учебника, поиск  информации,  смысловое чтение,  формирование  умения строить  словесное  высказывание оценка работы  учащихся самими  детьми  Отворяйте ворота!   Все посевы, урожаи   Насекомые сожрали. Их в таком большом числе   Прежде не было нигде.  Оказалось, воробьята   Не едят совсем зерна–то: Им родители с полей   Тащат мошек и червей.  Стало тут властям понятно –  Надо птиц вернуть обратно.  И пришлось им воробьев   Из чужих возить краев.  Если все сплеча рубить,   Можно дело загубить. ­Какая цепь питания в Китае была нарушена? (пшеница ­ насекомые­ воробьи). ­ Вот ещё один пример: В России много лет назад в северных районах стали уничтожать  волков, которые, как предполагалось, нападали на домашний скот.  ­ Как считаете, почему после истребления волков,  через несколько  лет в лесах стало очень много больных животных? (волки – санитары  леса, они охотятся на больных животных, а в связи с тем, что волки  почти полностью исчезли с данной территории, больные животные  распространились и стали давать слабое потомство, которое тоже не  могло выжить).   ­ На «Страничках Умного Совёнка» прочитаем рассказ «Доброе  слово о хищниках» и обсудим его. ­ Надо ли уничтожать хищников?  ­ Прочитайте в учебнике статью «Доброе слово о хищниках» стр. 137 ­ Почему необходимо беречь и охранять хищников? ­ Что подтверждают приведенные примеры? (вмешательство человека в природное равновесие сказывается негативно). Физкультминутка. Руки подняли и помахали –  Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем –  Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем –  Крылья мы сложим назад. Работа  с учебником. Откройте статью учебника.  Прочитайте текст на стр. 94­96 Найдите сведения, которые мы не затрагивали в нашей беседе. Дополните нашу беседу найденными  сведениями. ­ Кто из вас оказался самым внимательным и нашел весь необходимы  материал, чей ответ бы самым полным? 4. Применение новых знаний. Рассмотрите цепи питания,  предложенные в учебнике.  Охарактеризуйте их. Составьте цепь питания из предложенных картинок на рабочих  столах. Расскажите, какие цепи питания у вас получились. ­ Одну из цепей питания, которая у вас есть на столах, я предлагаю  рассмотреть на доске ­ Если бы у нас были волшебные весы и мы смогли бы взвесить все  желуди, диких кабанов, волков, то оказалось бы, что вес желудей  гораздо больше, чем вес кабанов, а вес волков был бы самым  маленьким. Почему?  ­ Почему любая цепь питания начинается с растений? (растения  служат основой питания для самых мелких обитателей планеты –  червей, насекомых, мелких грызунов, которые в свою очередь  являются основой питания для более крупных животных). ­ Если выстроить по способу питания группы животных и растения,  то получится пирамида. Что будет в основании пирамиды? Докажите  свою точку зрения (растения). сотрудничество,  согласование  усилий,  формирование  умения  договариваться,  находить общее  решение,  взаимопомощь,  взаимоконтроль, формирование  способности к  организации  самостоятельной деятельности построение гипотез,  логической цепи  рассуждений,  доказательности,  обучение умению  делать выводы  ­ Что будет в центре пирамиды? На вершине?  Докажите. Хищники Насекомоядные Растительноядные Н а с е к о м ы е Р а с т е н и я ­ Такую пирамиду называют экологической или  пирамидой питания. Цепи питания – важная часть разнообразных невидимых нитей в  живой природе.  ­На доске прикреплены картинки в хаотичном порядке: орёл, дуб,  змея, лесная мышь, составьте правильную цепь питания. знаково­ символическое  моделирование –  применение схемы  для  структурирования  информации исследование,  построение  причинно­ следственных  связей 5. Самостояте льная работа. 6. Контроль и самоконтро ль 7. Домашнее задание. Следующая работа в парах. В конвертах на столах собраны картинки  живой природы. Составьте 2­3 цепи питания из предложенных  картинок. Друг другу назвать получившуюся цепь питания и  объяснить,  почему выбрали такое построение. Дети должны сделать вывод: По особенностям питания животных  делят на несколько групп: растительноядные, насекомоядные,  хищные, всеядные. Важная часть невидимых нитей в живой природе  являются цепи питания. ­ Какие новые знания получили на уроке? ­Где эти знания можно использовать? ­Зачем нужны эти знания? ­Какой закон природы нельзя нарушать? ­ Какие трудности встретились? ­Чего удалось достигнуть? ­Что удалось лучше всего? Спасибо всем, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! - Каждому ряду составить и зарисовать цепи питания: 1 ряд – обитателей водных глубин; 2 ряд – жителей степи; 3 ряд – жителей болот. В атласе – определителе найдите информацию об одном  растительноядном или хищном животном.  формирование  умения совместно  договариваться о  правилах общения формирования  умения определять успешность  выполнения задания формирование  умения строить  словесное  высказывание формирование  способности к  организации  самостоятельной деятельности

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)

Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018