Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
22.01.2018
Цель:
-продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи на конкретных примерах.
-развивать интеллектуальные способности, познавательную деятельность
учащихся.
-воспитывать бережное и заботливое отношение учащихся к природе и
«братьям нашим меньшим».
Материал изложен в игровой форме с наглядным материалом и полностью соответствует ФГОС.В конспекте представлен материал по теме "Невидимые нити в живой природе" 3 класс окружающий мир
конспект.docx
МАОУ «СОШ № 3 с.
Дьячук Л.Д. учитель начальных классов
Алакуртти»
Тема итоговой работы: «Проектирование урока в начальной школе
на основе системно – деятельностного подхода»
Конспект урока по окружающему миру, ориентированного на обучение приемам
исследовательской деятельности установления причинноследственных связей
Тема: Невидимые нити в живой природе.
Цель:
продолжить формирование знаний о связях в природе, научить выявлять эти связи
на конкретных примерах.
развивать интеллектуальные способности, познавательную деятельность
учащихся.
воспитывать бережное и заботливое отношение учащихся к природе и
«братьям нашим меньшим».
Класс : 3, возраст детей 89 лет
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки для групповой работы,
картинки растений и животных, кроссворд.
Этапы урока
Ход урока
1.
Организа-
ционный
момент
Приветствие.
Подарили друг другу улыбку и тихо сели.
Формирование
УУД
(личностные,
регулятивные,
познавательны
е,
коммуникативн
ые)
и технология
оценивания
учебных
успехов 2.
Актуализац
ия знаний
учащихся
Вы любите отгадывать загадки, кроссворды? Попробуем вместе
разгадать кроссворд.
Ученик заполняет кроссворд, учитель прикрепляет картинки с
изображением животных.
знаково
символическое
моделирование
1. У кого колючий плащик?
Кто на спинке завтрак тащит?
У кого не видно ножек?
Ну конечно, это…(Ёжик)
2. В чёрную полоску
рыженькие киски,
Не рекомендую подходить
К ним близко.
Мягоньких лапок неслышны шаги,
Острые когти, большие клыки. (Тигр.)
3. Будто бы кольчугу,
И в мороз, и в зной,
Носят кожу с жёсткой чешуёй.
А когда наступит срок,
Шкура слезет как чулок,
И она с обновой –
Нежной кожей новой. (Змея.)
4. Всегда готов к прыжку
Зелёный чуткий конь!
Поймать его попробуй
В открытую ладонь! (Кузнечик)
5.В воде купался,
А сух остался. (Гусь.)
Что объединяет все слова, обозначенные в кроссворде?
(животные)
От какого основы слова образовалось слово животные?
Найдите это слово в кроссворде.
Кто сможет предположить, о чём мы с вами будем говорить на
уроке? ( О жизни животных).
Назовите к каким группам относятся животные, которых мы
мотивация учебной
деятельности
развитие
логического
мышления,
внимания
мотивация учебной
деятельности
знаково
символическое
моделирование –
применение
кроссвордов для
структурирования
информации
исследование
полученной
информации
подведение к 3.
Изучение
нового
материала.
Совместное
открытие
знаний
Проблема
отгадали, и перечислите главные отличительные черты этих групп.
(Тигр, ёж –звери(имеют 4 конечности, тело покрыто шерстью);
змея – пресмыкающиеся( имеют 4 конечности, кроме змей, тело
покрыто чешуёй); гусь – птица(имеют 2 конечности, тело
покрыто перьями; кузнечик – насекомое(имеют 6 конечностей, на
теле имеются насечки.)
Каких групп животных здесь не хватает? (земноводные, рыбы)
Картинки: лягушка, карась.
под
формулированию
познавательной
цели, темы урока
- (Запись на доске.)
Дышат, заводятся, двигаются, ломаются, питаются,
рождаются, умирают, растут.
Прочитайте слова. Перечислите существенные признаки живых
организмов.
( Лишние слова убирают).
Так что же необходимо для роста, развития животных, продолжения
жизни животных? (питание)
Что произойдёт, если растение, животное или человек несколько
дней не будут питаться? (Они погибнут.) Так, о чём же мы сегодня
будем говорить на уроке? ( Сегодня мы будем говорить о питании
живых организмов)
Я предлагаю вам работать по следующему плану:
1. Познакомится с группами животных по способу питания.
2. Узнать, что такое цепи питания
3. Исследовать гипотезу о том, что произойдёт, если исчезнет
один компонент из цепи питания.
4. Определить с чего начинается цепь питания.
5. Работа с учебником.
6.Самостоятельная работа
7. Сделаем вывод.
Работа в группах.
Мир животных разнообразен. Перед вами лежат карточки с
названиями животных. Определите по какому признаку
сформированы группы животных. Обсуждение в группах, выделение
признаков) ( У детей возникла проблема, выдвигают разные
предположения)
Вы можете сказать по какому признаку я их распределила? (Нет)
Почему? ( Не знаем, чем похожи эти животные друг на друга)
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Суслик
мышьполевка
жаворонок
синица
дятел
еж
тигр
стрекоза
акула
медведь
енот
ворона.
исследование и
дополнение
полученной
информации по
степени
классификации
исследование и
исключение
лишнего
подведение под
понятие, подготовка
к формулированию
темы урока
исследование
предложенной
информации
исследование
наблюдение над
классификация
объектов,
выделение общих
признаков,
характеристика
различий
знаково
символическое
моделирование –
применение схемы
для
структурирования
информации,
обучение работать
со схемой мотивация учебной
деятельности
исследование,
построение
причинно
следственных
связей
экологические
нормы воспитания
(моральные нормы)
обучение умению
строить речевое
высказывание,
доказательности
построение гипотез,
логической цепи
рассуждений,
доказательности,
обучение умению
делать выводы
оценка работы
учащихся самими
детьми
Всех животных перечислить и сказать, чем они питаются,
невозможно. Учёные разделили их на группы в зависимости от того,
чем они питаются. Сегодня мы рассмотрим группы животных по
особенностям питания.
Охарактеризуйте способ питания каждой группы животных.
1группа это животные, которые питаются растениями.
Как мы назовём таких животных? (растительноядными)
2группа это животные, которые питаются насекомыми.
Как мы назовём таких животных? (насекомоядные)
3 группа это животные, которые питаются другими животными.
Как мы назовём таких животных? (хищниками)
4 группа это животные, которые питаются насекомыми, растениями,
другими животными.
Как мы назовём таких животных? (всеядными)
Обозначим в таблице вывод, сделанный вами.
Все животные делятся на группы по способу питания.
ЖИВОТНЫЕ
растительноядные насекомоядные хищники всеядные
А теперь вы определите, по какому основному признаку эти
животные сформированы в группы? (по способу питания)
Отгадайте загадки.
1. Рыжий клубок за мелким серым в лесу скок! (лиса)
2. Лиса устроилась у норки
И не пьёт, ни ест ни корки.
Что ты, Лиска, здесь сидишь?
Тише! Тише! Слышишь? … (мышь)
О чем в них говорится? (лиса охотится на мышь)
А мышьполевка чем питается?
Изза особенностей питания разных животных в живой природе складываются невидимые цепочки. Учёные называют их цепями
питания.
Давайте договоримся: при составлении схем цепей питания мы будем
проводить стрелки от первого звена к последующим.
Что произойдет, если убрать из данной цепи питания один
компонент – мышь? (лисе нечем будет питаться)
Если убрать поле, на котором росли зерновые культуры, что
произойдет? Сформулируйте высказывание, начиная со слов «если..,
то..», и докажите гипотезу (мышиполевки и все животные,
живущие на поле и питающиеся зерном погибнут).
А повлияет ли исчезновение поля на лис? Сформулируйте и
докажите гипотезу (если исчезнут мыши, то лисы останутся без
пищи и погибнут).
Если убрать из цепи питания лисиц, повлияет ли это на другие
компоненты в цепи? (станет много мышей).
Повлияет ли исчезновение лисиц на поле? Докажите гипотезу
(мыши будут в большом количестве и уничтожат посевы
зерновых и останутся без пищи).
Какой вывод можно сделать по результатам нашей беседы?
Чье рассуждение и доказательство было самым грамотным и
убедительным?
Вывод: все в природе взаимосвязано и уравновешено. Вмешательство
в законы природы нарушает равновесие и приводит к тяжелым
последствиям. Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается
вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если
поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
А сейчас ( имена детей) приготовили нам такое
стихотворение (дети заранее подготовили выразительное чтение).
Хулиганы воробьишки –
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай –
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали,
Сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
Воробьев свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут – каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели,
А потом пришла беда –
экологические
нормы воспитания
(моральные нормы)
установление
причинно
следственных
связей
любовь и
правильное
отношения к
природе
работать по
предложенному
материалу
слушать и понимать
речь других,
вступать в беседу на
уроке
исследование статьи
учебника, поиск
информации,
смысловое чтение,
формирование
умения строить
словесное
высказывание оценка работы
учащихся самими
детьми
Отворяйте ворота!
Все посевы, урожаи
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна–то:
Им родители с полей
Тащат мошек и червей.
Стало тут властям понятно –
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев
Из чужих возить краев.
Если все сплеча рубить,
Можно дело загубить.
Какая цепь питания в Китае была нарушена?
(пшеница насекомые воробьи).
Вот ещё один пример:
В России много лет назад в северных районах стали уничтожать
волков, которые, как предполагалось, нападали на домашний скот.
Как считаете, почему после истребления волков, через несколько
лет в лесах стало очень много больных животных? (волки – санитары
леса, они охотятся на больных животных, а в связи с тем, что волки
почти полностью исчезли с данной территории, больные животные
распространились и стали давать слабое потомство, которое тоже не
могло выжить).
На «Страничках Умного Совёнка» прочитаем рассказ «Доброе
слово о хищниках» и обсудим его.
Надо ли уничтожать хищников?
Прочитайте в учебнике статью «Доброе слово о хищниках» стр. 137
Почему необходимо беречь и охранять хищников?
Что подтверждают приведенные примеры? (вмешательство человека
в природное равновесие сказывается негативно).
Физкультминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Работа с учебником.
Откройте статью учебника.
Прочитайте текст на стр. 9496
Найдите сведения, которые мы не затрагивали в нашей беседе.
Дополните нашу беседу найденными сведениями.
Кто из вас оказался самым внимательным и нашел весь необходимы
материал, чей ответ бы самым полным?
4.
Применение
новых
знаний.
Рассмотрите цепи питания, предложенные в учебнике.
Охарактеризуйте их.
Составьте цепь питания из предложенных картинок на рабочих
столах. Расскажите, какие цепи питания у вас получились.
Одну из цепей питания, которая у вас есть на столах, я предлагаю
рассмотреть на доске
Если бы у нас были волшебные весы и мы смогли бы взвесить все
желуди, диких кабанов, волков, то оказалось бы, что вес желудей
гораздо больше, чем вес кабанов, а вес волков был бы самым
маленьким. Почему?
Почему любая цепь питания начинается с растений? (растения
служат основой питания для самых мелких обитателей планеты –
червей, насекомых, мелких грызунов, которые в свою очередь
являются основой питания для более крупных животных).
Если выстроить по способу питания группы животных и растения,
то получится пирамида. Что будет в основании пирамиды? Докажите
свою точку зрения (растения).
сотрудничество,
согласование
усилий,
формирование
умения
договариваться,
находить общее
решение,
взаимопомощь,
взаимоконтроль,
формирование
способности к
организации
самостоятельной
деятельности
построение гипотез,
логической цепи
рассуждений,
доказательности,
обучение умению
делать выводы
Что будет в центре пирамиды? На вершине? Докажите.
Хищники
Насекомоядные
Растительноядные
Н а с е к о м ы е
Р а с т е н и я
Такую пирамиду называют экологической или пирамидой питания. Цепи питания – важная часть разнообразных невидимых нитей в
живой природе.
На доске прикреплены картинки в хаотичном порядке: орёл, дуб,
змея, лесная мышь, составьте правильную цепь питания.
знаково
символическое
моделирование –
применение схемы
для
структурирования
информации
исследование,
построение
причинно
следственных
связей
5.
Самостояте
льная
работа.
6.
Контроль и
самоконтро
ль
7.
Домашнее
задание.
Следующая работа в парах. В конвертах на столах собраны картинки
живой природы. Составьте 23 цепи питания из предложенных
картинок. Друг другу назвать получившуюся цепь питания и
объяснить, почему выбрали такое построение.
Дети должны сделать вывод: По особенностям питания животных
делят на несколько групп: растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные. Важная часть невидимых нитей в живой природе
являются цепи питания.
Какие новые знания получили на уроке?
Где эти знания можно использовать?
Зачем нужны эти знания?
Какой закон природы нельзя нарушать?
Какие трудности встретились?
Чего удалось достигнуть?
Что удалось лучше всего?
Спасибо всем, вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Каждому ряду составить и зарисовать цепи питания:
1 ряд – обитателей водных глубин;
2 ряд – жителей степи;
3 ряд – жителей болот.
В атласе – определителе найдите информацию об одном
растительноядном или хищном животном.
формирование
умения совместно
договариваться о
правилах общения
формирования
умения определять
успешность
выполнения задания
формирование
умения строить
словесное
высказывание
формирование
способности к
организации
самостоятельной
деятельности
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Конспект по окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.