Исследовательская работа учащегося 2 класса на школьной научно практической конференции затронула очень актуальную тему для современного общества. Тема работа "Влияние темпа чтения на успешность обучения"Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 10-20 слов;
Задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие школьника;
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;
4. Сделать анализ.
5.Сформировать выводы и рекомендации.
6. Изготовление сборника упражнений улучшающих скорость чтения.
Исследовательская работа ученика 2 класса Бритова Владимира (Автосохраненный).docx
МОАУ Новопетровская СОШ
1 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
1.1Актуальность темы………………………………………2
1.2 Цели и задачи……………………………………………. 2
1.3 Гипотеза………………………………………………….. 2
1.4 Предмет исследования………………………………….. 2
1.5 Объект исследования………………………………….... 2
1.6 Методы исследования……………………………...…… 3
1.7 Результаты опроса учителей…………………………….. 3
Глава 2
2.1 Основное содержание…………………………………… 4
2.2 Практическая часть…………………………………… 58
2.3 Экспериментальная часть……..……………………….. 910
Выводы………………………………………………………………..1112
Заключение…………………………………………………………….13
Практическая значимость работы…………………………………….14
Литература……………………………………………………………..15
Приложение…………………………………………………………….16
2 ВВЕДЕНИЕ
Мы заканчиваем 2 класс. С каждым годом объѐм информации увеличивается.
По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов.
Фактор номер один скорость и осознанность чтения [5]. Но многие
современные дети мало читают. Как помочь самим себе правильно и быстро
читать.
Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.
Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток
времени на 1020 слов;
Задачи исследования:
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения
на развитие школьника;
2. Провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и
конечной скорости чтения;
3. Подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному
развитию скорости чтения;
4. Сделать анализ.
5.Сформировать выводы и рекомендации.
6. Изготовление сборника упражнений улучшающих скорость чтения.
Объект исследования: чтение.
Предмет исследования: скорость чтения.
Гипотеза: систематически выполняя комплекс специальных упражнений, нам
удастся повысить скорость чтения за 4 недели примерно на 1020 слов.
3 Методы исследования:
сбор информации,
наблюдение,
интервьюирование,
сравнительный анализ первоначальной и конечной скорости чтения,
обобщение,
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Пословица гласит: «Чтение – вот лучшее учение». С помощью словаря мы
узнали, что чтение – это процесс преобразования буквенных символов в
4 словесные, процесс получения информации из еѐ источника [2]. Читая, человек
узнает мир, учится понимать других людей, расширяет свой словарный запас [4].
Мы начали свою работу с того, что попытались разобраться, что же такое
техническая сторона чтения? Навык чтения – это и то, чему учат, и
одновременно то, посредством чего ученик сам учится, складывается из двух
сторон (смысловой и технической).
Техническая сторона чтения (техника чтения) – это способ чтения,
правильность, скорость, выразительность. Скорость чтения – один из
показателей техники чтения, характеризуется количеством слов, произносимых
в минуту, и зависит от способа чтения [3]. Школьнику необходимо оптимальное
чтение. Оптимальная скорость – это чтение со скоростью разговорной речи (120
150 слов в минуту) [5]. Беседуя с учителями нашей школы, мы задавали им
вопрос о необходимой, по их мнению, скорости чтения в старших классах.
Христофорова Наталья Алексеевна сказала о скорости чтения не менее 130 слов
минуту. Она уверена, что скорость чтения напрямую связана с успешностью
учащихся при обучении. Геда Наталья Валентиновна сказала о темпе чтения не
менее 200 слов. По её мнению, темп чтения должен быть приближен к темпу
понятной разговорной речи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Мы решили изучить эту тему и провести эксперимент.
В нашем эксперименте приняли участие 3 человека Гордеев Саша, Кириллова
Аня и Луцык Настя. Эксперимент длился 4 недели с 5 февраля по 3 марта.
Всю экспериментальную часть мы разделили на три этапа:
5
стартовая диагностика
собственно экспериментальная
итоговая диагностика
На этапе стартовой диагностики перед нами стояло 2 задачи:
1) выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью;
2) определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.
Для решения первой задачи мы сравнили количество слов в одном из
параграфов учебников 2 и 5 классов и проверили, сколько времени необходимо
на выполнение домашнего задания. Во 2 классе предмет «Окружающий мир»,
тема «Зима в мире растений». Параграф учебника составил 385 слов. Скорость
чтения Саши 65 слов в минуту. Он прочитал этот текст за 6 минут. Ответы на
четыре вопроса заняли 2 минуты; пересказ 5 минут. Итого, для приготовления
домашнего задания по окружающему миру ему понадобилось 13 минут. Если же
скорость чтения ниже, например, около 50 слов в минуту, то на эту же работу
ученику потребуется уже около получаса.
Фамилия,
имя
ученика
Гордеев
Саша
с
с
а
л
К
2
ь
с
т
е
с
ч
о
и
р
л
о
о
к
К
С
в
я
385
65
о
и
л
н
с
е
т
ч
о
в
т
,
я
м
е
р
В
н
е
ч
а
р
т
а
з
6
а
н
е
о
н
,
я
м
е
р
В
н
е
ч
а
р
т
а
з
5
,
я
м
е
р
В
н
е
ч
а
р
т
а
з
2
а
н
е
о
н
я
м
е
р
в
с
ы
т
о
б
а
р
м
о
т
с
к
е
т
е
е
щ
б
О
)
13
н
и
м
(
В учебнике истории 5 класса по теме «Древнейшие люди» содержится 571
слово, больше на 186, чем в учебнике 2 класса. Выполнение домашнего задания
по истории состоит из
Чтения параграфа
Пересказ прочитанного
Работа с терминами
Ответы на вопросы
6
Работа с картой
Описание рисунка
Всего на эту работу потратил 44минуты. А с низкой скоростью чтения ученик
просидит только с одной историей более часа. Объѐм и количество учебных
предметов у пятиклассников намного больше нашего. Проанализировав данные,
мы составили таблицу
Фамилия,
имя
ученика
Гордеев
Саша
с
с
а
л
К
5
ь
с
т
е
с
ч
о
и
р
л
о
о
к
К
С
в
я
571
65
о
и
л
н
с
е
т
ч
о
в
т
,
я
м
е
р
В
н
е
ч
а
р
т
а
з
12
,
я
м
е
р
В
н
е
ч
а
р
т
а
з
8
с
,
я
а
м
т
е
о
р
б
В
а
н Р
е
й
8
ч
о
а
т
р
р
т
а
а
к
з
5
и
с
н
а
а
т
с
о
и
б
п
а
О
Р
а
е
6
5
н
и
м
р
е
т
е
е
щ
б
О
я
м
44
е
р
в
Для решения второй задачи 5 февраля мы традиционным способом проверили
скорость чтения трех учеников. Был предложен текст Л.Н Толстого
« Котёнок».Давалось три минуты для чтения текста, количество прочитанных
слов поделили на 3 и мы узнали среднюю скорость чтения в минуту. После
прочтения ребята ответили на 4 вопроса не только по содержанию, но и на
понимание прочитанного. Данные о первом срезе мы оформили в диаграмме
«Стартовая диагностика».
7 70
60
50
40
30
20
10
0
кол-во слов в минуту
ответы на вопросы
Гордеев Саша Кириллова Аня
Луцык Настя
Фамилия имя
колво слов в минуту ответы на вопросы
Гордеев Саша
65слова
Кириллова Аня 45 слов
Луцык Настя
58 слов
по содержанию
1мин.
1 мин 30 сек
1мин 45сек
Выводы:
скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
скорость чтения учеников одного класса может быть различной.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Чтобы добиться результата, нужна система занятий.Ежедневно, мы выполняли
комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составляла 3035
минут. За 4 недели провели 16 занятий (с 5 февраля по 3 марта). Задачей этого
этапа было, используя разные упражнения, улучшить навык чтения. Каждое
занятие включает в себя упражнения разной направленности:
8 1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
2. Работа со скороговорками.
3. Чтение «марсианских» стихов.
4. Работа с «Таблицами Шульте».
5. Работа с текстом на время.
6. Упражнения на развитие угла зрения.
Кроме предложенного комплекса упражнений мы выполняли ещѐ некоторые
упражнений на развитие техники чтения.
1. «Чтениеперевѐрнутого текста». Страница обычного текста переворачивалась
вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Наша задача была, двигая глазами, справа
налево прочитать 2 страницы текста.
2. «Корректировка деформированных предложений». Необходимо было найти в
предложении смысл, расставив верно слова в нужной форме, например:
«стоящего мимо осторожно автомобиля проходи».
3. «Поиск в тексте заданных слов». Задаются 13 слова, которые надо как можно
быстрее найти в тексте.
4. «Игра в прятки». Ведущий начинает читать не сначала, а где захочет, называя
только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Каждый из нас был очень рад, когда первым успевал найти абзац, который читал
ведущий [5].
5.«Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени читать
несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с
каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого
поддерживается желание дальнейшего чтения.
6.Игра «Партизан». Школьник читает текст вслух. Ведущий говорит:
«Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш, зажимает его
между губами и зубами и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан
сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.
9 Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про
себя.
7.Игра «Пол арбуза». Нужна книжка и непрозрачная линейка. Нужно прикрыть
линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть
слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 2 страниц печатного
текста.
На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость
чтения текста каждого из участников после выполнения всех тренировочных
упражнений. Всем был предложен один и тот же текст – «Утренние лучи»
К.Д.Ушинского. Результаты представлены на диаграмме
"Итоговая диагностика"
80
70
60
50
40
30
20
10
0
кол-во слов до
эксперимента
кол-во слов после
эксперимента
Гордеев Саша
Кириллова Аня
Луцык Настя
Колво
Фамилия
слов до
имя
Гордеев Саша
65слова
Кириллова Аня 45 слов
Колво
слов до
75 слов
51 слово
ответы на вопросы
по содержанию
45сек.
1 мин
Увеличение
на
10 слов
6 слов
10 Луцык Настя
58 слов
64 слов
1мин 15сек
6 слов
Скорость чтения каждого из учеников увеличилась, но если заниматься
подобными упражнениями без системы, пропуская занятия, то результаты могут
снизиться, особенно в начале работы.
ВЫВОДЫ
11 1. Наиболее эффективными оказались упражнения, имеющие творческий
занимательный характер поиск в тексте заданных слов, игра в прятки, таблицы
Шульте. Ещѐ нам очень нравилось контрольное чтение текстов, т.к. не терпелось
узнать, на сколько слов повысилась наша скорость чтения;
2. Сложными для нас были упражнения: «Титры», «Скороговорки», т.к.
необходимо было прилагать усилия для качественного их выполнения;
3. На эффективность работы повлияли личные психофизические,
логопедические особенности, но положительные изменения есть у всех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень
важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время
выполнения домашнего задания. Работа над техникой быстрого чтения – процесс
достаточно длительный и требующий больших усилий. Успешность развития
12 скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором
упражнений для еѐ тренировки. На уроках мы стали замечать, что задания,
направленные на поиск информации в тексте мы выполняем теперь быстрее
прежнего. Проведенные контрольные срезы чтения позволили сделать
следующие выводы:
скорость чтения нужно повышать, т.к. объем материала увеличивается;
на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические
особенности;
скорость чтения при использовании упражнений увеличилась примерно на 6
слов у двух и у одного из участников на 10 слов;
Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.
Рекомендуемосвоить технику беглого чтения детям до 12 лет. Регулярные
упражнения по тренировке техники чтения необходимы для всех учащихся [5].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Материал нашей работы можно будет использовать в классе на уроках
литературного чтения, на классном часе рассказать о необходимости улучшать
навык чтения для успешного обучения в дальнейшем. Я планирую выступить на
родительском собрании и познакомить родителей с упражнениями,
улучшающими скорость чтения и порекомендовать заниматься с детьми дома.
13 Мы изготовили сборник упражненийулучшающих скорость чтения, планируем
его распечатать и подарить учителям начальных классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание шестое.
Феникс. 2015г.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 е издание,
дополненное. Москва. 2010 г.
3. http
:// www
. nsportal
. ru
4. http
:// www
. pedsovet
. su
5. http://www.skorochtenie.info
14 15 ПРИЛОЖЕНИЕ
16
Упражнения для развития техники чтения 17
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Исследовательская работа учащегося 2 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.