Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
10 кл
27.11.2017
Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"
Работа представляет собой исследование по изучению степени понимания обучающимися значений устаревших слов, встречающихся им в художественных текстах. Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной школе существует проблема непонимания текста художественного произведения – одна из центральных проблем современного мира вообще. В художественных текстах, в упражнениях из учебников русского языка встречаются слова, которые могут быть не поняты или неправильно поняты учениками. Это имена собственные; давно заимствованные, но редко употребляемые слова; специальная лексика; фразеологизмы, а также устаревшие слова. Материалы данной работы могут оказать помощь ученикам при чтении художественных произведений о прошлом, в частности при изучении стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». Для пояснения устаревших слов на уроках русского языка и литературы могут быть использованы лингвистические комментарии, помещённые в приложении № 2. Изучение выписок из толкового словаря не только обогатит словарный запас, но и раздвинет культурно-исторический горизонт школьников. А главное, поможет понять смысл прочитанного художественного произведения.
Знакомьтесь-устаревшие слова!.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Невельска Сахалинской области Мы сохраним тебя, русская речь! ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «ЗНАКОМЬТЕСЬ ­ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА!»                                                                                                      Составители: Кузьмина Е., 10 «б» класс                                                                                        Леснова Я., 10 «б» класс                                                                                 Пак А., 10 «б» класс                                                                                             Научный руководитель:              Сусенко В.А.,                учитель русского языка                                                                              и литературы г.Невельск, 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение………………………………………………………………  стр. 3­4 2. Теоретическая часть…………………………………………………  стр. 4­7 3. Лингвистический эксперимент ...…………………………………    стр. 8 ­9 4.Заключение…………………………………………………………… стр. 9 ­10 5.Список литературы……………………………………………………стр.10 6. Приложения…………………………………………………………..стр.11 ­ 14 2 ВВЕДЕНИЕ Изучая на уроках литературы  произведения XVIII­XIX веков, мы  столкнулись с проблемой: нам трудно понять смысл текста или его отрывка.  Мы задались вопросом: почему это происходит, ведь мы изучаем  произведения русской литературы на своем родном языке? После некоторых  размышлений мы пришли к выводу, что не знаем значения устаревших слов, и  это затрудняет понимание текстов, в которых эти слова используются. Нам  стало интересно – только ли нам непонятны эти слова и почему они нам  непонятны. Так возникла идея нашей исследовательской работы «Знакомьтесь –  устаревшие слова». Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что практически каждый школьник во время знакомства с произведениями  художественной литературы сталкивался с проблемой понимания текста, в  котором встречаются слова, вышедшие из активного употребления. И эта  проблема требует решения. Цель проекта: изучение материала об устаревших словах, их  разновидностях; выявление степени понимания их значения современными  школьниками; поиск способов привлечения интереса обучающихся к  изучению устаревших слов. Задачи: 1. Изучить материал о пассивной лексике русского языка. 2. Провести лингвистический эксперимент с целью выявления актуальности  проблемы (анкетирование среди обучающихся 7­х классов с целью  3 определения, насколько хорошо знакомы подростки со значениями  устаревших слов). 3. Провести анализ полученных результатов. 4. Предложить варианты работы с обучающимися по изучению устаревших  слов. Объект исследования: обучающиеся 7 класса. Предмет исследования: устаревшие слова. Гипотеза: В результате проведения исследования мы выясним,  насколько наши сверстники знают значение устаревших слов, и, встречая  в  тексте, понимают их, знают, почему слова выходят из употребления. Методы исследования: изучение теоретического материала (Леснова  Я.), работа с текстом, работа со словарями (Пак А.), сбор информации,  лингвистический эксперимент, анализ и обобщение результатов (Кузьмина Е.). ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  «Словарь русского языка в процессе своего исторического развития  непрерывно изменяется и совершенствуется. Изменения словарного состава  непосредственно связаны с производственной деятельностью человека, с  экономическим, социальным, политическим развитием жизни общества. В  лексике отражаются все процессы исторического развития общества.  С  появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с  ними – и слова для наименования этих понятий. С отмиранием тех или иных  явлений уходят из употребления или меняют свое значение слова, называющие их. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно  разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые  слова, значение которых понятно всем людям, говорящим на данном языке.  Слова этой группы лишены каких бы то ни было признаков устарелости. 4 К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо имеют ярко  выраженную окраску устарелости, либо, наоборот, в силу своей новизны еще  не получили широкой известности и также не являются повседневно  употребительными». Слова, которые вышли или выходят из активного запаса в силу их       редкого употребления, называются устаревшими словами.  Архаизмы и историзмы – это устаревшие слова. Вот примеры  устаревших слов: алебарда, пищаль, секира (названия старинных видов  оружия); сей, зело, отрок, мысливый.  Названия предметов, которые были известны лишь нашими предкам и  вышли из употребления,­ это историзмы (алебарда, пищаль, секира).  Может  быть и так: вещь или понятие остались, а название их ушли из  языка, заменились другими. Такие ушедшие слова – архаизмы. Сей – этот,  зело – очень, отрок – подросток, юноша, мысливый – разумный.  Архаизмы могут отличаться от современных слов не целиком, а лишь  некоторыми звуками (или даже одним): пиит – поэт, огнь – огонь, вран –  ворон. Это – фонетические архаизмы.  Если же в прошлом слово имело другое ударение, то говорят об  акцентных, или акцентологических,  архаизмах: симвОл, судАрь, призрАк.  Например, в стихах М .Ю. Лермонтова:                              Ее насмешливый призрАк                              И днем и ночью дух тревожит.  Еще одна разновидность архаизмов – морфологические; они архаичны  по своей структуре: свирепство – вместо современного свирепость,  нервический – вместо нервный, рухнуться – вместо рухнуть. Например, у Ф.  М. Достоевского: «Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в  обмороке». 5 Грамматические архаизмы (морфологические и синтаксические) ­ слова с устаревшими грамматическими формами фильма – фильм, черная рояль – черный   рояль,   белая   лебедь   –   белый   лебедь,   кольцы   –   кольца,   старче, господине,   княже   (звательная   форма   добрый   молодец,   отец   честной,   мать иногда скучала ими. Бывает, что внешность у слова вполне современна – архаично же его  значение. Это – семантические архаизмы. Так, слово позор, которое мы сейчас употребляем в значении «бесчестие», в старину означало «зрелище».  Обыденный  150 лет  назад значило «сделанный за один день» (говорили:  обыденный путь, обыденный дом), а вовсе не «обычный, заурядный», как  теперь. Читая у Пушкина в «Капитанской дочке»: «Схвачен был башкирец с  возмутительными листами», ­ надо иметь в виду, что здесь слово  возмутительный означает «призывающий к возмущению, к восстанию»  (сравните современное: возмутительный поступок, возмутительное  поведение). Причина появления историзмов – в изменении быта, обычаев, в развитии техники, науки, культуры. На смену одним вещам и отношениям приходят  другие. Например, с исчезновением таких видов одежды, как армяк, камзол,  кафтан, из русского языка ушли названия этих видов одежды и их теперь  можно встретить лишь в исторических описаниях. Навсегда ушли в прошлое,  вместе с соответствующими понятиями, слова крепостной, подать, оброк,  барщина и другие, связанные с крепостным правом в России. Причина появления архаизмов – в развитии языка, в обновлении его словаря:  на смену одним словам приходят другие. Вытесняемые из употребления слова не исчезают бесследно: они  сохраняются в литературе прошлого, они необходимы в исторических  романах и очерках – для воссоздания быта и языкового колорита эпохи. Вот,  например, два отрывка из романа А. Н. Толстого «Петр Первый»: «Вдали, у  6 Никольских ворот, виднелась высокая – трубой – соболья шапка боярина,  меховые колпаки дьяков, темные кафтаны выборных лучших людей»  (историзмы); «когда подлинно уведомится о пришествии короля Каролуса, и  если оный нарочито силен, ­ оного накрепко стеречь» (архаизмы).  Поэты нередко прибегают к устаревшим словам, чтобы придать стихам  высокую, торжественную окраску. Например:                        В голубой далекой спаленке                         Твой ребенок опочил.                                                                     (А. Блок)                        Легким взмахом белого перста                         Тайны лет я разрезаю воду.                                                                     (С. Есенин)                      Единственный человечий                                                                  средь воя,                                                                средь визга                     Голос                                 подъемлю                                                днесь.                                                                       (В. Маяковский) Иногда устаревшие слова начинают употреблять в новом значении. Так,  в современный русский язык вернулось слово династия. Раньше оно могло  сочетаться только с такими определениями, как царская, монархическая.  Теперь же говорят и пишут о рабочих династиях, династиях шахтеров,  лесорубов, имея в виду семьи с «наследуемой» профессией. Архаизмы используют  также и ради шутки, в ироническом контексте,  например: «Обыватель  любопытен, все узнать бы о пиите!» (В. Маяковский);  «И вот отворяются магазинные врата: Стульев нет. Столов нет». (Л.  Лиходеев)   7 Функции  устаревших   слов   разнообразны.   Во­первых,   они   могут   обозначения употребляться   непосредственно   для   называния, соответствующих предметов, явлений.  Таким образом, устаревшие слова употребляются, например, в научно­ исторических   трудах.   В   художественных   произведениях   на   исторические темы   эта   лексика   используется   не   только   для   обозначения   вышедших   из употребления реалий, устаревших понятий, но и для создания определенного колорита эпохи.  Устаревшие слова могут использоваться в художественном тексте для указания   на   время,   в   которое   происходит   действие.   Устаревшие   слова (преимущественно архаизмы) могут выполнять и собственно стилистические функции – использоваться для создания торжественности текста. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Исследование  проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Невельска. В  нем приняли участие 24 учащихся 7 «б» и 7 «в» классов в возрасте 12­13 лет. Порядок  исследования: Разработка анкеты по устаревшим словам Подготовка бланков для фиксации результатов. Реализация исследования. Количественный  и качественный анализ данных. Выводы по проведенному исследованию. 1 2 3 4 5 Для проведения эксперимента мы решили взять стихотворение  А.С.Пушкина «Пророк» (приложение №1). В ходе исследования мы нашли в тексте  слова, которые не  употребляются в современном языке и вызывают затруднение в понимании  учащимися (шестикрылый серафим, отверзлись, дольней (лозы), прозябанье,  празднословный, десница, в отверстую), и слова, незнакомые нам по  8 произношению, но понятные по смыслу (влачился, перепутье, перстами, зениц, внял, горний, мудрыя, гад морских, лукавый, глас, виждь, внемли, глагол). Мы определили значение этих слов (приложение №2). Следующим этапом нашей работы стал сбор языкового материала. С  этой целью мы предложили нашим одноклассникам подчеркнуть в тексте  стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» незнакомые (непонятные) слова.  Результаты анкетирования приведены в приложении №3. Далее для проведения исследования нами была разработана анкета, в  которой были представлены  устаревшие слова. Учащимся было предложено  объяснить их значение. После проведения анкетирования была осуществлена его обработка.  Результаты данного этапа работы приведены в приложении №4. На основании результатов проведенного эксперимента мы сделали  вывод, что 50 % наших сверстников не понятны (не знакомы) значения  устаревших слов. Изучив теоретический материал, мы пришли к выводу, что в  стихотворении А.С.Пушкина «Пророк» используются следующие виды  устаревших слов: Старославянизмы Лексические архаизмы Фонетические архаизмы Влачился Празднословный Перстами Отверзлись Зеница Уста Десница Дольняя Отверстая Лозы Горней Виждь Внемли Гад (морских) Библейские и мифологические понятия Шестикрылый  серафим Обучающиеся 7­х классов почти не затрудняются в объяснении  лексического значения старославянизмов, фонетических архаизмов,  9 библейских и мифологических понятий, но не могут объяснить значение  лексических архаизмов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать  неутешительный вывод – гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования,  подтвердилась. Наши сверстники практически не знают значений устаревших  слов, не интересуются ими, видимо, считая их уже ненужными. Даже встречая такие «незнакомые» забытые слова в художественной литературе,  дети не  задумываются о том, что значит то или иное слово, у них не возникает  желания выяснить  значение слова с помощью словаря.  Знание устаревших слов позволяет глубже понять текст. Устаревшие  слова обогащают наш словарный запас, расширяют кругозор, учат видеть в  слове отблески истории народа. Словарь устаревших слов помогает преодолевать барьер между  читателем и текстом, осмысленно воспринимать  произведение. Он дает  возможность вникнуть в суть каждой детали, ибо неверное истолкование  слова или словосочетания может привести к искажению, непониманию  идейного, нравственного и художественного смысла, который стремился  донести до читателя автор. Слово не только называет какой­либо предмет, признак, действие,  явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими  предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями  громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно,  духовно. Никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом  могущественном памятнике истории. Мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы: 1. Во время чтения произведения подчеркивать (выписывать) незнакомые  слова. 10 2. Определять значение незнакомых слов с помощью словаря. Таким образом, каждый ученик будет составлять свой собственный  словарь. Также можно предложить обучающимся посещать факультатив по теме  «Значение устаревших слов и их использование в художественной  литературе». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2007. 2 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80000 слов   и   фразеологических   выражений   /   Российская   АН.;   4­е   изд., стереотипное — М.:  Азбуковник, 1999. 3 Пушкин А.С. Лирика. – М.: Художественная литература, 1979 г. 4 Энциклопедический словарь юного филолога /  «Педагогика»  ­ М.:,  1984.     5 http://www.slovonovo.ru – Определения «устаревшие слова». 6.   http://www.hi­edu.ru/e­books/xbook028/01 – Функции устаревших слов в  художественной речи. Приложение №1 А.С.Пушкин «Пророк» Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, 11 Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословный и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: "Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей."                                              1826 12 Приложение №2 Празднословие – это разговоры, лишенные духовного и практического  смысла и не способные принести духовной или практической пользы; Горний – находящийся  в выси или в возвышении (небесный);  Перст – палец руки; Зеница – веко; 13 Виждь – смотри; Отверзлись – открылись; Внимать – понимать (в самом широком смысле);  Перепутье – место, где скрещиваются или расходятся дороги; Вещие – предвещающие или предсказывающие;  Десница – правая рука; Внял – отнестись к чему­то со вниманием; Гад – всякое пресмыкающееся или земноводное животное;  Лукавый – лживый, обмануть; Глас – голос; Глагол – речь, слово; Уста – губы;                                      Дольний – растущий на земле. Результаты анкетирования Приложение №3 празднословный перепутье дольней (лозы) гад (морских) 14 19 17 17 11 виждь вещие внемли глас лукавый внял перст мудрыя глагол прозябанье Слово влачился шестикрылый  серафим перст отверзлись вещие зеницы внял горний гад дольней лозы  прозябанье уста празднословный и  лукавый десница отверстая глас виждь глагол 12 11 10 10 10 7 7 7 7 1 Приложение №4 Результаты анкетирования  Толкование дано правильно неправильно Толкование не дано 4 15 2 11 10 9 8 10 11 22 12 10 16 12 3 12 8 0 3 1 6 4 4 6 5 0 1 1 8 8 4 1 4 3 20 6 21 7 10 11 10 9 13 1 11 6 0 8 20 8 13 15 Заявка на участие в муниципальном конкурсе проектно­исследовательской деятельности школьников 8 – 11 классов «Старт в будущее» Наименование секции/направление Название исследования/проекта Автор проекта (Ф.И.О. полностью) Дата рождения (день, месяц, год) Контактный телефон/ e­mail Образовательное учреждение (место  учебы) Класс Руководитель проекта (Ф.И.О.  полностью) Место работы, должность  руководителя проекта Контактный телефон/ e­mail Мы сохраним тебя, русская речь. «Знакомьтесь – устаревшие слова!» Леснова Яна Романовна Кузьмина Екатерина Николаевна Пак Арина Енгутовна 30.05.2001 г. 89242874578 15.12.2001 г. 89242870330 20.08.2001 г. 89242871728 МБОУ «СОШ №2» г.Невельска 10 «б»  Сусенко Виктория Анатольевна МБОУ «СОШ №2» г.Невельска,  учитель русского языка и литературы (42436)62083/[email protected] 16

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"

Исследовательская работа "Знакомьтесь-устаревшие слова!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017