Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология +1
Взрослым
26.03.2017
Актуальность этой работы заключается в том. что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.
Если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие живые организмы, есть и музыка, негативно влияющая на организмы.
Влияние музыки.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
имени кавалера трех орденов Славы В.И. Курова
г. Новоузенска Саратовской области
Исследовательская работа на тему:
«Влияние музыки на
живые организмы».
Выполнила:
ученица 11 «А» класса
средней школы №8 им. В.И.Курова
Чекулаева Ирина
Руководитель : Бадак Ирина Игоревна СОДЕРЖАНИЕ:
Введение._________________________________________________________стр.2
Глава 1.Свойства музыки.
1.1«Музыкальная медицина».________________________________________ стр. 4
1.2Эффект Моцарта.________________________________________________ стр.6
1.2 Рокмузыка ____________________________________________________ стр.7
Глава 2. Воздействие музыкальных звуков на растения и животных.
2.1.Растения.______________________________________________________ стр.9
2.2.Животные.____________________________________________________ стр.10
Глава 3. Исследования и опыты.
3.1.Исследование на тему: «Влияние музыки на рост и развитие растений».
____________________________________________________________________ стр.1113
3.2.Анкетирование._____________________________________________________ стр.14
Заключение___________________________________________________________ стр. 14
Список литературы____________________________________________________ стр.16
Приложения________________________________________________________ стр.17
1 ВВЕДЕНИЕ
Я с детства очень люблю музыку и поэтому с 1 класса с большим
удовольствием начала посещать музыкальную школу и с отличием её
закончила по классу фортепиано.
Наблюдая за состоянием своей кошки, в то время, когда в доме звучит
музыка, я замечала что на разный жанр животное реагирует поразному.
Например, кошка засыпала в то время, когда я играла на фортепиано
произведение Бетховена «К Элизе», а когда я включала современную музыку,
а именно дабстеп, кошка старалась уйти в тихое место или другую комнату,
где не так слышно музыку.
Актуальность этой работы заключается в том. что с каждым
десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее,
появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и
ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и
живые организмы.
Передо мной стоит проблема изучения положительного и разрушительного
воздействия музыки на человека и другие живые организмы
6В газете “Золотой век” автор статьи “Целебная сила музыки” Г. Саго
поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не
имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример случаи из жизни
известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до
настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства,
подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно
влияющей, но и обладать разрушающей силой. 8Автор Шкляр Л. В. в книге
“Музыкальное образование в школе” говорит о том, что под воздействием
2 громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у
человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить
зависимость от такой музыки. 7В книге Н. Ситниковой “Давайте слушать
музыку” автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не
только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что
колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор
утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель
наполняются спокойствием и умиротворением. 5В книге “Я познаю мир” автор
А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые
организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий,
исцеляющий.
Но в разных источниках недостаточно информации о влиянии музыки
на конкретные виды живых организмов. Я решила исследовать, какая музыка
благотворно воздействует на человека и живые организмы, а какая обладает
разрушающей силой.
Если музыка является источником энергии, то можно предположить, что не
вся музыка обладает силой, положительно влияющей на человека и другие
живые организмы, есть и музыка, негативно влияющая на организмы.
Я собирала информацию о музыкальных направлениях, о необычных
свойствах музыки, а также о влиянии музыки на живые организмы, вела
наблюдения.
3 ГЛАВА 1.СВОЙСТВА МУЗЫКИ.
1.1. “Музыкальная медицина”
Известно, что игра на музыкальном инструменте или прослушивание
музыкальных произведений оказывают положительное влияние на общее
настроение, уровень боли и качество жизни человека.
*Одним из первых о влиянии мелодичных звуков на организм человека и
исцеляющем свойстве догадался Пифагор. Именно он придумал термин
«музыкальная медицина» и разбил всю музыку на два типа: первый для
душевного спокойствия, избавления от гнева и злобы, зависти и ненависти.
Второй же тип относится к тем звукам, которые воскрешают душу, улучшают
настроение и душевное равновесие, дают надежду на лучшее и заряжают
положительной энергией
До сегодняшнего дня из прошлого дошли истории о том, как музыка
творила волшебство. Еще в 16м веке в Италии населением небольшой
провинции завладела паника. Люди буквально сходили с ума от психических
срывов и истерики. Сотни людей переставали нормально питаться, теряли
интерес к жизни, просто застывали лежа в своих кроватях. Что
примечательно, их умы занимала одержимая идея, будто в стране
распространены случаи укусов ядовитым пауком тарантулом. Через
некоторое время тысячи людей решили, что они уже медленно умирают от
4 смертельного яда. Ситуация была критической. Спасение пришло
неожиданно. Из оцепенения их выводила музыка. Ее особенность состояла в
том, что, начиная с медленного темпа, мотив постепенно разгонялся,
заставляя человека двигаться, вела за собой, приводила в порядок мысли, в
общем, давала жизненный тонус. Эти события в Италии в 16 веке известны
сегодня как история происхождения танца тарантелла.
В 14м веке в Западной Европе «в моду вошли» виттовы пляски. Это
только звучит красиво, на самом же деле по улицам городов ходили толпы
народу, странным образом дергавшиеся, выкрикивающие матерные слова и в
итоге падавшие на землю с пеной у рта. Спасением от этого «танца» опять
стала музыку. Если музыканты во время успевали произвести медленную
спокойную музыку, люди излечивались от недуга и продолжали свои
будничные дела.
Так в чем же секрет музыки? Только недавно ученые приподняли завесу
над этой тайной. Оказалось, что мозг человека воспринимает не правым или
левым полушарием, а двумя сразу. Причем, в тоже время каждое "слышит"
чтото свое: правое воспринимает тембр голоса и мотив, а левое
"прислушивается" к ритму. Многочисленные исследования в этой области
показали, что ритмы музыки лежат в диапазоне от двух до четырех колебаний
в секунду, что почти совпадает с частотой дыхания или сердцебиения. Таким
образом, слушая музыку, человек подстраивает свои процессы по ее ритмы. А
результат этого превосходит все ожидания: улучшается настроение,
повышается жизненный тонус и работоспособность, уходит боль и приходит
нормальный крепкий сон. Удивительно и то, что не только люди, но и
животные, и даже растения подвержены исцеляющему действию музыки.
5 1.2. Эффект Моцарта.
Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов
всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга
Амадея Моцарта (1756 — 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех
прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное
воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора
способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от
огромного количества самых разнообразных недугов.
Вот несколько фактов:
В 1993 г. невролог Франк Роше первым в мире обнаружил весьма необычное
влияние музыки Моцарта на физиологию людей. Его исследования показали
исключительно положительное влияние на работу головного мозга человека
музыки Моцарта как никакой другой.
В 1995 г. психолог Френсис Раушер провела опыты с крысами (эти
животные, как известно, не обладают эмоциональной реакцией на музыку).
Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев, но 12
часов в день звучало одно и то же произведение — соната домажор Моцарта.
Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27%
быстрее и с меньшим на 37% количеством ошибок, чем другие 80 крыс,
развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в
6 тишине.
Американский ученый Гордон Шоу и его коллега нейролог Марк Боднер
использовали сканирование головного мозга , чтобы получить картину
активности тех участков мозга пациента, которые реагируют
на прослушивание музыки Моцарта, Бетховена («К Элизе») и попмузыки 30
х гг. ХХ в. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок
коры головного мозга, который воспринимает колебания воздуха, вызываемые
звуковыми волнами (слуховой центр), и иногда возбуждали отделы мозга,
связанные с эмоциями. Но только музыка Моцарта активизировала
практически ВСЕ участки коры головного мозга
Лечебное действие музыки Моцарта обусловлено, в числе прочих факторов,
и тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. Вопервых, эти звуки
укрепляют мускулатуру среднего уха. Вовторых, звуки частотой от 3 000 до
8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга (это
напрямую стимулирует мышление и улучшает память). Изобилие именно
высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе
мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для
всего организма в целом.
1.3. Рокмузыка.
Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым
диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов
Наркомания и самоубийство — нередкие явления среди исполнителей и
слушателей рокмузыки. Например, несколько лет назад в течение одного
весеннего месяца решили покончить с жизнью сразу три человека из мира рок
музыки.
7 *Солист группы «Лесоповал» написал записку, в которой он просил
никого не винить в своей смерти. Распахнул окно квартиры и выбросился с
пятнадцатого этажа...
Психолог Д. Азаров в статье «Больная музыка исходит из больной души»
(«На грани невозможного», № 3,1999 г.) рассказал, что он предположил, что
во всех этих смертях, возможно, повинна музыка и «прогнал» через
компьютер все сочинения этих групп.
«Мне удалось выделить сочетание нот, — говорил Д. Азаров, — сходные
для всех случаев. Когда я несколько раз прослушал эти музыкальные фразы,
то ощутил такой прилив «мрачного настроения», что сам был готов полезть в
петлю. Судя по всему, это и есть тот самый «звуковой яд», способный
доводить человека до сумасшествия и самоубийства».
Доказано, что подсознание человека способно усваивать фразу, даже если она
сказана наоборот, или на языке, непонятном для слушателя. И этот эффект
широко используется сочинителями рокмузыки.
«Еще одна опасность, — говорит Д. Азаров, — это чрезмерная сила звука,
чем злоупотребляют сегодня многие ансамбли». Эксперименты показали, что
от громкой музыки в мозгу слушателей происходят необратимые
патологические изменения, своего рода «дебилизация». Особенно пагубно
влияет на здоровье современная рокмузыка. Многие специалисты считают ее
одним из ведущих факторов в резком росте числа самоубийств (в 5—7 раз!), а
также числа психически ненормальных людей.
Вывод: Гармоничная музыка оказывает благотворное воздействие на здоровье
и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно
воздействует не только на людей и другие живые организмы. А рок музыка
действует разрушительно и пагубно на живые организмы. Таким образом,
музыка может из друга превратиться во врага.
8 ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗВУКОВ НА
РАСТЕНИЯ
И ЖИВОТНЫХ.
2.1.Растения
Влияние музыки на растения было отмечено ещё в древности. Так, в
индийских сказаниях упоминается, что, когда бог Кришна играл на арфе, розы
раскрывались прямо на глазах изумлённых слушателей. Во многих странах
верили в то, что песенное или музыкальное сопровождение улучшает
самочувствие и рост растений и способствует наиболее обильному урожаю.
Но только в 20ом веке доказательства влияния музыки на растения были
получены в результате опытов, проведённых в строго контролируемых
условиях независимыми исследователями из разных стран.
Прослушивание классической музыки приводит к увеличению
урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя
две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику,
9 стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели.
Растения же, которым достался хардрок, выросли чрезвычайно высокими и
тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения,
которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как
обычно тянутся к источнику света;
Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно
подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных
данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в
большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и
улучшить состояние растений.
2.2. Животные
существа, но можем с помощью экспериментов определить влияние различных
Мы не можем установить доподлинно, как слышат музыку другие
видов музыки на животных. Животные могут слышать очень
высокочастотные.
Первым, кто проводил изыскания насчет музыки и животных можно назвать
Николая Непомнящего. По исследованию этого учёного было точно выяснено,
что животные хорошо схватывают ритм, например цирковые лошади
безошибочно попадают в такт, когда звучит оркестр.
*В Европе на одной птицефабрике был проведен эксперимент. Курице
включили тяжелую музыку, и птица от этого начала кружиться на месте,
потом повалилась на бок и задергалась в судороге, Но при этом эксперименте
возникает вопрос: какой именно была тяжелая музыка и насколько громко?
Ведь, если музыка громкая, тут легко кого угодно свести с ума, даже слона.
10 Кстати, о слонах – в Африке, когда эти животные наедаются перебродивших
фруктов и начинают буянить, местные жители прогоняют их рокмузыкой,
которая проигрывается через усилитель. Так же установили, что коровы,
слушающие рок – концерты, дают горькое молоко.
Вывод: Музыка влияет на все живые организмы. На одну музыку
растения и животные реагируют положительно, например, дают хорошие
продукты или ускоряют рост , на другуюотрицательно, т.е. замедляются в
развитии
РАЗДЕЛ 3. ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПЫТЫ.
Исследование на тему «Влияние музыки на рост и развитие растений».
Я решила самостоятельно проверить влияние музыки на рост и
развитие растений
Цель исследования: В ходе исследований выяснить, оказывает ли
музыка воздействие на рост и развитие растений.
1. Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на
Задачи исследования:
рост и
развитие комнатного растения на примере спатифиллума.
2. Наблюдая, выяснить действие разных жанров музыки на растение.
3. Сравнить результаты наблюдений.
4. Сделать выводы о воздействии музыки на рост и развитие растения.
11 Объект исследования: комнатное растение – спатифиллум.
Предмет исследования: воздействие различных ритмов и жанров
музыки на развитие растения
Методы исследования:
* использование музыки разных жанров( а именно рок и классику) для
лабораторного исследования;
* наблюдение;
* сравнительный анализ.
Ход исследования.
Для лабораторного исследования я использовала три одинаковых по
массе комнатного растения спатифиллум. Стебель имел вертикальное
положение, каждый из них был длиной около 12см, и у них было по 5 листьев
разной величины. Я посадила их в 3 одинаковых горшка с одинаковым
грунтом, и в течение 4 месяцев осуществляла уход за ними. При выращивании
растений я использовала музыкальное сопровождение. Записи условно
разделены на 2 группы:
* рок–музыка,
* классическая музыка.
По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставила в
пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавала
музыкальный фон согласно условиям данного исследования.
Сравнительный анализ:
сравнительный анализ результатов исследования показал что:
• Растение №1, которому я включала классическую музыку каждый день на
два часа, прибавляло в стеблевом росте и увеличивало количество листьев.
• Растение № 2, которому был включен рок каждый день на два часа, заметно
отставало в стеблевом росте, листья его быстро желтели и опадали.
12 • Растение №3, было контрольным, которому не создавала музыкальный фон –
оно мало чем отличалось по внешним признакам от растения № 1.
* Растение № 1 под воздействием классической музыки хорошо развивалось и
зацвело раньше, чем контрольное растение № 3 на 10 дней.
* Растение № 2 под воздействием рок–музыки развивалось медленно, листья
желтели и опадали, цветок появился на 15 дней позднее, чем у контрольного
растения № 3.
* Контрольное растение №3, которому я не создавала музыкальный фон, мало
чем отличалось по внешним признакам от растения № 1, которому был создан
классический фон.
Вывод. Данные результаты исследования дали возможность не предполагать,
а утверждать, что музыка действительно воздействует на растения
(классическая благоприятно воздействует на физиологические процессы
растений, а рок– музыка – угнетает и ослабляет растение).
Чтобы убедиться в верности своего опыта, я провела еще один.
Иследование влияние музыки на рост и развитие гороха и фасоли
Предмет исследования фенологические наблюдения за ростом и развитием
комнатного растения.
Цель работы в ходе лабораторных исследований подтвердить влияние
оказывает музыка на рост и развитие растений.
При выращивании семян использовала музыкальное сопровождение и
включала на 1 час каждый день записи, условно разделённые на 3 группы:
1)Органная музыка И.М Баха (хоральные прелюдии);
2)Альбом тяжёлый металл музыки Linkin Park.
13 Проращивание гороха:
каждые горшки: Горшок «+» Моцарт «Осенний вальс», Горшок «0»
Для удобства выполнения работы я пометила
контрольный, Горшок «» рокмузыка
Через два дня появились первые ростки. В горшке «+» растения появились
чуть раньше.Но взошли только 2 горошины, как и в горшке «0».В горшке
помеченном «» ростки появились немного позднее. Но в конечном итоге
растения гороха, что «слушали» классическую музыку развивались и росли
быстрее, чем в остальных горшках.
Проращивание фасоли: В ходе эксперимента мной было
установлено, что растения, которым включала классическую мелодию быстро
растут и развиваются. Хуже всего растения перенесли тяжёлый металл, у них
медленный рост, что значительно уступает растению №1. Я записывала
данные роста и они представлены в Приложении 3.
Анкетирование
Я также провела анкетирование учащихся своей школы, среди которых
были учащиеся 5х, 8х и 10х классов. Оно показало, что большинство
школьников слушают современную музыку. Им нравятся такие жанры музыки
как рок, реп, хипхоп, фолкрок, но редко кто слушает классику, поп, блюз.
Большинство, когда грустят, будут слушать грустный реп, а на фоне такого
репа звучит классическая музыка. Из всего количества опрошенных ( 80
человек) девочки(35 человек) больше любят реп и дабстеп, мальчики ( 45
14 человек) больше любят рок. Во время хорошего настроения большинство
слушают энергичную и подвижную музыку, например, хип хоп.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе проделанной работы, я установила точки зрения различных
авторов по поводу воздействия музыки. Провела множество опытов по
проращиванию семян фасоли, пшеницы, ячменя и пришла к выводу, что
существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на
человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного
воздействия на человека, а именно на рост и развитию семян растений.
Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет
актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана
положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость.
А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые
организмы.
Мои исследования показали, что классическая музыка положительно
действует на живые организмы, способствуя его росту и развитию. Рок –
музыка действует на растение губительно. Моя гипотеза о воздействии
музыки на растения и животных, как на живые организмы подтвердилась .
Музыка по разному воздействует на рост и развитие растений.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на
основе анализа специализированной литературы и экспериментальных данных
обосновывается эффект направленного действия резонирующих звуков
музыки на рост и развитие организмов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью
использования полученных результатов на уроках биологии, классных часах,
при выращивании комнатных растений и сельскохозяйственных культур. В
15 будущем, я планирую стать учителем, и полученные знания на этой
исследовательской работе буду обязательно применять на практике.
Желательно, чтобы родители регулярно включали в воспитание своих детей
прослушивание классической музыки с ранних лет .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева Ю. Б. Музыка. 1–8 классы. // М., 2012.
2.Большой психологический словарь. — М.: ПраймЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г.
Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2009
16 3. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые
пруды, 2006.
4. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты.
М., 2000. С.56, С.57, С.75.
5. Клёнов А. С. Я познаю мир. // М. 2014 г.
6. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век// №3, 2008– С. 7.
7. Ситникова Н. Давайте слушать музыку! // Саранск, 2013 г
8. Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. // М.: АСАДЕМА, 2010
ИТЕРНЕТРЕСУРСЫ
1. http://scriptures.ru/ayurveda/spirit_music.htm
2. http://www.alfamedis.narod.ru/3/musik.htm
3. http://musiceducation.ru/zhivotnyeimuzykavliyaniemuzykina
zhivotnyhzhivotnyesmuzykalnym/(
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Воздействие Классической музыки.
Музыка
Лечебное воздействие
17 Бетховен "Симфония 6", часть 2,Брамс
Для общего успокоения, удовлетворения.
"Колыбельная",Шуберт "Аве
Мария",Шопен "Ноктюрн",
"Колыбельная", "Баркаролла", "Фантазия
экспромт",Моцарт "Маленькая ночная
серенада"
Шуберт "Аве Мария",Гендель ария из
Лечат депрессию.
кантаты "Те Деум",Форэ "Колыбельная",
Дворжак "Славянский танец
2",Чайковский "Осенняя песня".
Штраус "Вальсы",Шопен "Мазурка,
Снижают чувство тревоги, добавляет
"Прелюдии",Рубинштейн "Мелодии".
уверенности в себе.
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля
Уменьшение разочарования,
минор",Бах "Кантата 2",Чайковский
"Сентиментальный вальс".
раздражительности, пробуждение чувства
принадлежности к прекрасному миру
природы.
Барток Соната для фортепиано, Бах
Лечение гипертонии.
"Концерт реминор" для скрипки,
"Кантата 21".
Снижение напряженности в отношениях с
другими.
Лист "Венгерская рапсодия 1",Моцарт
"Дон Жуан",Бетховен "Фиделио".
Уменьшают головную боль, связанную с
перенапряжением, борются с мигренью.
Моцарт – Флис "Спи, моя радость,
усни",Дунаевский ЛебедевКумач "Сон
приходит на порог",Островский – Петрова
Для сна, колыбельные.
18 "За печкою поет сверчок",
Моцарт, все произведения
Способствуют быстрому усваиванию
информации и влияют на умственную
работоспособность.
Шуман "Грезы",Дебюсси "Лунный свет"
Для концентрации внимания, лучшей
сосредоточенности.
Дунаевский марш их к/ф "Цирк",Равель
Стимулируют творческую активность.
"Болеро"
Монти "Чардаш",Сарасете
Тонизируют, активизируют.
"Наварра",Чайковский "Вальс" из
"Серенады для струнного оркестра".
Бетховен "Увертюра Эгмонд",Чайковский
"Шестая симфония", 3 часть.Шопен
Для поднятия общего жизненного тонуса,
улучшают настроение, самочувствие,
"Прелюдия 1, опус 28",Лист "Венгерская
рапсодия 2".
активность
Приложение 2. Анкетирование
1.Ваш возраст.
2.Ваш пол.
3Какую музыку вы слушаете, когда у вас хорошее настроение?
4.Какую музыку вы слушаете, когда вы в плохом настроении?
19 5.Какую музыку вы слушаете чаще всего?
6. Посещали ли вы музыкальную школу?
7. Какой жанр музыки предпочитаете прослушивать?
Приложение 3.
Дата
Растение, что «слушало» рок
1.04.16
8.04.16
16.04.16
20.04.16
3.05.16
музыку
Посадка
10 см
41 см
42 см
47 см
Растение, что «слушало»
классическую музыку
Посадка
15 см
45 см
49 см
51 см
20
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Исследовательская работа:"Влияние музыки на живые организмы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.