Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии

  • Лекции
  • doc
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач. Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения. Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.
Иконка файла материала Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии.doc
Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии В   отечественных   научных   кругах   самостоятельную   работу   обучающихся   называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач.  Исследовательская самостоятельная работа основана на таких процессах: 1. Поиска знаний. 2. Осмысления полученных знаний. 3. Закрепления знаний. 4. Формирования и усовершенствования навыков и умений. 5. Проведение обобщения и систематизации полученных знаний. Самостоятельная работа обучающихся является:  методом   выработки   установки   на   систематическое   самостоятельное   получение дополнительных знаний по биологии; средством выработки умения ориентироваться в потоке знаний; способом управления познавательной деятельностью обучающихся.   С   учетом   учебного   спроса   и   возможностей   обучающихся,   самостоятельную   работу   на уроках биологии можно разделить на: 1. Репродуктивную деятельность – процессы воспроизведения информации об объекте и его возможных свойствах. 2. Продуктивную   активность,   которая   предусматривает   расширение   сведений   об объекте и закрепления полученных знаний самостоятельными выводами. 3. Собственно,   самостоятельную   деятельность   –   процесс   создания   новых   учебных ситуаций,   которые   предусматривают   выработку   гипотетических   моделей поведения. Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения.  Самостоятельно   работой   обучающихся   называют   любую   учебную   и   исследовательскую деятельность   учеников,   если   она   выполняется   с   разной   долей   самостоятельности   и нацелена на закрепление знаний или получение новых сведений, а также в последствии позволит обучающимся овладеть умениями.  В   педагогической   практике   на   уроках   биологии   обычно   задействуют   такую самостоятельную работу: 1. Работу с книгами  – изучение параграфов,  а  также рисунков  и графиков  к ним, поиски   ответов   на   проблемные   вопросы,   выполнение   обобщения   на   основе нескольких источников. 2. Работу с первоисточниками. 3. Выполнение упражнений – написание рецензий ответов, ответов на вопросы, а также выполнение комплекса тренировочных упражнений. 4. Решение задач в ходе практических и лабораторных работ. 5. Написание рефератов и докладов. 6. Постановку экспериментов.   корректировкой, Выполнение   любого   из   перечисленных   видов   самостоятельной   работы   сопровождается контролем   учителя,   его   пояснением,   а   также   возможными дополнительными вопросами и заданиями для учащихся.  Работа с книгой обладает наибольшим удельным весом при изучении обучающимися общей биологии. Эта особенность обусловлена спецификой общего курса и уровнем подготовки учеников.   Курс   общей   биологии   позволяет   обучающимся   ознакомиться   с   основными теоретическими   положениями   и   установленными   биологическими   закономерностями, которые не всегда можно увидеть в ходе наблюдения или эксперимента. Теоретическая база   способствует   дальнейшему   глубокому   изучению   учебного   материала,   сокращениювремени   на   домашнюю   подготовку,   а   также   успешному   выполнению   лабораторных экспериментов.  Учебник   органично   дополнен   рисунками,   способствующими   раскрытию   и   усвоению основного содержания  параграфа, дополнению текста, расширению имеющейся  учебной информации. Самостоятельная работа, которую ученики делают в классе, выполняет контролирующую функцию,   а   индивидуальная   работа   дома   позволяет   ученикам   закрепить   свои   знания   и навыки. Обучающиеся   нередко   выполняют   самостоятельную   работу   с   учебником   в   рабочих тетрадях на печатной основе. Данные тетради используются для заполнения таблиц и схем, выполнения заданий по параграфу учебника и написания развернутых выводов.  Педагоги старой школы остаются приверженцами самостоятельных работ с натуральными объектами, текстовыми карточками с заданиями и немыми рисунками без схематических объяснений.  Лабораторно­исследовательская   работа   учит   школьников   наблюдательности,   умению анализировать и сопоставлять информацию, а также делать обобщения и выводы на основе проведенных экспериментов.  Исследовательская работа обучающихся основана на: 1. Целях опыта (объекте исследования). 2. Ходе опыта (методах исследования). 3. Результатах опыта. 4. Выводах (обобщениях на основе исследования). Для успешной организации исследования биологических процессов необходимо тщательно продумывать форматы практических уроков. В своей работе педагоги­новаторы нередко пользуются такими формами: уроком­семинаром, уроком­защитой идей, уроком­ролевой игрой, уроком­конференцией и уроком­ круглым столом. Во время уроков биологии учащиеся на лабораторных и практических занятиях проводят: 1. Исследованиямикроорганизмов под микроскопом. 2. Исследования состава тел живой природы. 3. Исследования строения человеческого организма. 4. Обсервацию за живыми объектами. 5. Исследования видов и экосистем.  Выполнение   лабораторных   работ   основано   на   ненавязчивом   изучении   процедуры исследования.   Педагог   может   ознакомить   обучающихся   со   значимостью   ожидаемых результатов  или  предложить  им  неожиданную  и  оригинальную  формулировку   учебного задания.  Правильно   организованная   исследовательская   самостоятельная   работа   способствует развитию произвольного внимания, собственного мышления и самостоятельности учащихся на уроках биологии.  Для   того,   чтобы   овладеть   научным   языком,   ученики   должны   ознакомиться   с общепринятыми   биологическими   понятиями,  а  также  закономерностями.  Формирование терминологической базы позволяет ученикам овладеть не только базовыми знаниями, но и практическими навыками.  Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.  Исследовательская   работа   основана   на   предварительном   формировании   темы,   целей   и задач, выполнении теоретических и экспериментальных исследований, а также анализе и оформлении результатов обоих исследований и определении их практической ценности.Для   достижения   поставленных   целей   урока   и   учета   степени   самостоятельности обучающихся при выполнении лабораторных заданий педагоги нередко пользуются такими методами: репродуктивным, частично­поисковым и исследовательским.  Систематическое   выполнение   самостоятельных   работ   делает   школьников наблюдательными,  образованными, самостоятельными  и внимательными  – они могут не только овладеть биологическим терминами, но и знать их практическую важность.