В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических задач. Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения. Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.
Исследовательская, самостоятельная работа обучающихся на уроках биологии
В отечественных научных кругах самостоятельную работу обучающихся называют
организованной активностью, направленной на выполнение поставленных дидактических
задач.
Исследовательская самостоятельная работа основана на таких процессах:
1. Поиска знаний.
2. Осмысления полученных знаний.
3. Закрепления знаний.
4. Формирования и усовершенствования навыков и умений.
5. Проведение обобщения и систематизации полученных знаний.
Самостоятельная работа обучающихся является:
методом выработки установки на систематическое самостоятельное получение
дополнительных знаний по биологии;
средством выработки умения ориентироваться в потоке знаний;
способом управления познавательной деятельностью обучающихся.
С учетом учебного спроса и возможностей обучающихся, самостоятельную работу на
уроках биологии можно разделить на:
1. Репродуктивную деятельность – процессы воспроизведения информации об объекте
и его возможных свойствах.
2. Продуктивную активность, которая предусматривает расширение сведений об
объекте и закрепления полученных знаний самостоятельными выводами.
3. Собственно, самостоятельную деятельность – процесс создания новых учебных
ситуаций, которые предусматривают выработку гипотетических моделей
поведения.
Любая исследовательская самостоятельная работа учащихся на уроках биологии должна
обладать конкретной целью и известными каждому ученику способами достижения.
Самостоятельно работой обучающихся называют любую учебную и исследовательскую
деятельность учеников, если она выполняется с разной долей самостоятельности и
нацелена на закрепление знаний или получение новых сведений, а также в последствии
позволит обучающимся овладеть умениями.
В педагогической практике на уроках биологии обычно задействуют такую
самостоятельную работу:
1. Работу с книгами – изучение параграфов, а также рисунков и графиков к ним,
поиски ответов на проблемные вопросы, выполнение обобщения на основе
нескольких источников.
2. Работу с первоисточниками.
3. Выполнение упражнений – написание рецензий ответов, ответов на вопросы, а также
выполнение комплекса тренировочных упражнений.
4. Решение задач в ходе практических и лабораторных работ.
5. Написание рефератов и докладов.
6. Постановку экспериментов.
корректировкой,
Выполнение любого из перечисленных видов самостоятельной работы сопровождается
контролем учителя, его пояснением,
а также возможными
дополнительными вопросами и заданиями для учащихся.
Работа с книгой обладает наибольшим удельным весом при изучении обучающимися общей
биологии. Эта особенность обусловлена спецификой общего курса и уровнем подготовки
учеников. Курс общей биологии позволяет обучающимся ознакомиться с основными
теоретическими положениями и установленными биологическими закономерностями,
которые не всегда можно увидеть в ходе наблюдения или эксперимента. Теоретическая
база способствует дальнейшему глубокому изучению учебного материала, сокращениювремени на домашнюю подготовку, а также успешному выполнению лабораторных
экспериментов.
Учебник органично дополнен рисунками, способствующими раскрытию и усвоению
основного содержания параграфа, дополнению текста, расширению имеющейся учебной
информации.
Самостоятельная работа, которую ученики делают в классе, выполняет контролирующую
функцию, а индивидуальная работа дома позволяет ученикам закрепить свои знания и
навыки.
Обучающиеся нередко выполняют самостоятельную работу с учебником в рабочих
тетрадях на печатной основе. Данные тетради используются для заполнения таблиц и схем,
выполнения заданий по параграфу учебника и написания развернутых выводов.
Педагоги старой школы остаются приверженцами самостоятельных работ с натуральными
объектами, текстовыми карточками с заданиями и немыми рисунками без схематических
объяснений.
Лабораторноисследовательская работа учит школьников наблюдательности, умению
анализировать и сопоставлять информацию, а также делать обобщения и выводы на основе
проведенных экспериментов.
Исследовательская работа обучающихся основана на:
1. Целях опыта (объекте исследования).
2. Ходе опыта (методах исследования).
3. Результатах опыта.
4. Выводах (обобщениях на основе исследования).
Для успешной организации исследования биологических процессов необходимо тщательно
продумывать форматы практических уроков. В своей работе педагогиноваторы нередко
пользуются такими формами: урокомсеминаром, урокомзащитой идей, урокомролевой
игрой, урокомконференцией и уроком круглым столом.
Во время уроков биологии учащиеся на лабораторных и практических занятиях проводят:
1. Исследованиямикроорганизмов под микроскопом.
2. Исследования состава тел живой природы.
3. Исследования строения человеческого организма.
4. Обсервацию за живыми объектами.
5. Исследования видов и экосистем.
Выполнение лабораторных работ основано на ненавязчивом изучении процедуры
исследования. Педагог может ознакомить обучающихся со значимостью ожидаемых
результатов или предложить им неожиданную и оригинальную формулировку учебного
задания.
Правильно организованная исследовательская самостоятельная работа способствует
развитию произвольного внимания, собственного мышления и самостоятельности учащихся
на уроках биологии.
Для того, чтобы овладеть научным языком, ученики должны ознакомиться с
общепринятыми биологическими понятиями, а также закономерностями. Формирование
терминологической базы позволяет ученикам овладеть не только базовыми знаниями, но и
практическими навыками.
Исследовательская, самостоятельная работа на уроках биологии является организованной
деятельностью, которой ученики могут быть заняты как в классном кабинете, так и дома.
Исследовательская работа основана на предварительном формировании темы, целей и
задач, выполнении теоретических и экспериментальных исследований, а также анализе и
оформлении результатов обоих исследований и определении их практической ценности.Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности
обучающихся при выполнении лабораторных заданий педагоги нередко пользуются такими
методами: репродуктивным, частичнопоисковым и исследовательским.
Систематическое выполнение самостоятельных работ делает школьников
наблюдательными, образованными, самостоятельными и внимательными – они могут не
только овладеть биологическим терминами, но и знать их практическую важность.