Исследовательские проекты как средство организации проектной деятельности обучающихся начальной школы
Подготовительная работа по созданию исследовательского проекта |
Организация проектной деятельности осуществляется при условии принятия образовательной системой учреждения личностно-ориентированного подхода, который требует реализации ряда принципов, важнейшими из которых являются принципы индивидуализации и диалогизма, в результате чего, учитываются интересы, потребности и возможности учащихся в процессе обучения; между участниками процесса обучения устанавливаются субъект-субъектные отношения; а в учебном процессе применяются личностно-развивающие методики, основой среди которых является метод проектов.
При этом проектная деятельность понимается как подход, образовательная технология, способ применения образовательного процесса, а организация проектной деятельности рассматривается как проектная задача.
Задача проектирования исследовательской деятельности – в продумывании и организации условий в конкретном образовательном учреждении, позволяющих наиболее полно реализовать функциональные позиции и воплотить их в социальные роли, позволяющие реализовать эффективную образовательную среду.
Условием проектирования и реализации исследовательской деятельности учащихся является соблюдение принципа единства образовательной и исследовательской функций школы, который аналогичен идее развивающей и развивающейся образовательной среды, где развитие каждого учащегося и педагога в образовательном учреждении возможно только при развитии его образовательной среды в целом; и наоборот, развитие образовательного учреждения обеспечивается развитием каждого действующего в его организационной структуре объекта. Образовательная функция школы обуславливает развитие каждого члена коллектива, исследовательская - способствует постоянному развитию её внутренней творческой среды.
Исследовательские задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа.
Поэтому, мы предлагаем, основной формой построения учебной деятельности считать исследовательский проект.
Специфика исследовательских проектов заключается в том, что они всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Исследовательские проекты позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для старшеклассников, значительно расширить зоны совместных исследований в творческих работах.
Исследовательский проект требует детального структурирования, поэтапной организации с учётом промежуточных и итоговых результатов. Успех научно-исследовательского проекта во многом зависит от эффективности подготовительной работы, выполняемой и учителями и учащимися, правильности выбранной методики организации научно-исследовательской деятельности учащихся и их психологического настроя.
Для этого необходима организация системы подготовки руководителей исследовательской деятельности учащихся, касающихся методологии исследовательской работы, психолого-педагогических навыков работы с учащимися, методики исследований в образовательной области.
Средством реализации данной программы выступают совокупность нормативных документов, определяющих требования к продукту исследовательской деятельности – исследовательским работам учащихся, и организация квалифицированного профессионального консультирования учащихся и руководителей по реализации исследовательской деятельности, которое обеспечивает непрерывное поступательное развитие всех участников программы.
И так, для того чтобы образовательное учреждение стало центром исследовательской работы, где формой организации образовательной деятельности учащихся является исследовательский проект, необходимо подготовить основные виды требуемого обеспечения:
- научно-методическое обеспечение (лекции и практические занятия,
консультации со специалистами из различных областей науки, оснащение педагогов и учащихся методическими пособиями);
- информационное обеспечение (информационно-методические пакеты, в которые входят: подборка положений о городских, республиканских и российских конференциях и конкурсах, методические рекомендации по написанию научно-исследовательских работ, фонд и каталоги библиотеки, Интернет);
- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, кабинетов, работы библиотеки, выхода в Интернет);
- информационно-технологическое обеспечение (компьютеры, ксероксы, принтеры).
Таким образом, в первую очередь, учителям-предметникам необходимо выявить учащихся желающих участвовать в научно-исследовательских проектах, педагогически грамотно организовать погружение учащихся в деятельность по созданию научно-исследовательского проекта, заинтересовав проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Рекомендуется подготовить все виды необходимого обеспеченья, в том числе и теоретическую подготовку учителей.
Создание исследовательского проекта
Создание исследовательского проекта состоит из следующих стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление (защита) проекта и оценка его результатов.
Содержание работы над исследовательским проектом включает: определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы; определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа предоставления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы; сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты); выявление (мозговой штурм) и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта и хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач проекта; анализ информации; формулирование выводов; подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчёта: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт); анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
На стадии подготовки учитель помогает учащимся в определении цели проекта. В ходе планирования учитель предлагает идеи, высказывает предположения относительно задач проекта, плана действий и ожидаемых результатов проектной деятельности учащихся. На стадии исследования учитель косвенно руководит деятельностью учащихся – объясняет, проводит консультации, обучает новым приёмам работы, организует выполнение исследований, текущую диагностику. На четвертой стадии работы над проектом (выводы) учитель наблюдает, советует по просьбе учащихся. На стадии представления учитель проводит анализ разработанного проекта, его реализации и достигнутых результатов. Он определяет соответствие результатов поставленным целям, оценивает развитие личностных качеств и способностей учащихся.
Выполняя проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
Подготовка |
Определение темы и целей проекта, его ис-ходного положения. Подбор рабочей груп-пы. |
Обсуждают тему проекта с учи-телем и получа-ют при необхо-димости допол-нительную ин-формацию. Оп-ределяют цели проекта. |
Знакомит со смыслом проек-тного подхода и мотивирует уча-щихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учени-ков. |
Планирование |
а) определение источ-ников необходимой ин-формации; б) определение спосо-бов сбора и анализа ин-формации; в) определение способа предоставления резуль-татов (формы проекта); г) установление проце-дур и критериев оценки результатов проекта; д) распределение задач (обязанностей) между членами рабочей груп-пы. |
Формируют за-дачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проект-ной деятельнос-ти. |
Предлагает идеи, высказывают предположения. Наблюдают за работой уча-щихся. |
Исследование |
Сбор и уточнение ин-формации (основные инструменты: интер-вью, опросы, наблюю-дения, эксперименты и т.п.). Выявление (моз-говой штурм) и об-суждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта и хода про-екта. Поэтапное выпол-нение исследователь-ских задач проекта. |
Поэтапное вы-полнение задачи проекта. |
Наблюдает, со-ветует, косвенно руководит дея-тельностью уча-щихся. |
Выводы |
Анализ информации. Формулирование выво-дов. |
Выполняют ис-следование и ра-ботают над пр-ектом, анализи-руя информа-цию. Оформляют проект. |
Наблюдает, сове-тует (по просьбе оучащихся). |
Представление (защита) про-екта и оценка его результатов |
Подготовка отчёта о ходе выполнения про-екта с объяснением по-лученных результатов (возможные формы от-чёта: устный отчёт, уст-ный отчёт с демон-страцией материалов, письменный отчёт). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. |
Представляет проект, участву-ют в его коллек-тивном самоана-лизе и оценке. |
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участ-ника. При необ-ходимости нап-равляет процесс анализа. Оцени-вает усилия уча-щихся, качество отчёта, креатив-ность, потенциал продолжения проекта. |
Я предлагаю пример исследовательского проекта в образовательной области «Естествознание и обществознание», предмет «Окружающий мир».
Цель проекта – формирование системы интеллектуальных умений учащихся, воплощённых в конечный результат. Работа над проектом способствует пополнению специальных знаний и умений учащихся, развитию исследовательских способностей, инициативы, логического мышления, познавательных и воспитательных функций.
На этапе подготовки и планирования решающая роль принадлежит учителю, который помогает учащимся в выборе обоснования проекта, разработке планов действий процесса конструирования изделий, формирования конструкций, определения источников информации, способов её сбора и анализа. На этапе исследования учащиеся выбирают оптимальный вариант объекта труда, разрабатывают последовательность технологического процесса, а учитель наблюдает, советует и руководит деятельностью. На основном этапе выполняются опыт, эксперимент предусмотренные технологическим процессом. Учителю на этом этапе отводится роль консультанта. На заключительном этапе осуществляется контроль и демонстрация полученных результатов. Защита проводится по всем этапам тестирования. Учащиеся представляют к защите технолого-экономическое обоснование проекта, техническую документацию самого изделия, а также участвуют в обсуждении, самооценке и оценке проектов.
Стадия работы над проектом |
Содержание работы |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
|
Организационно-подготовительный этап |
||||
Подготовка |
Определение темы и целей проекта. |
Обсуждают пред-мет (объект тру-да) с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели проекта. |
Знакомит со смыслом про-ектного подхода и мотивирует учащихся. Помо-гает в постанов-ки цели проекта. |
|
Планирование |
Анализ проблемы. Определение ис-точников, спосо-бов сбора и анна-лиза информации. Постановка задач и выбора критери-ев оценки резуль-тата. |
Формируют зада-чи проекта. Выра-батывают план действий. |
Предлагает идеи, помогает в ана-лизе и синтезе информации (по просьбе учащих-ся). |
|
Исследование |
Сбор и уточнение информации. Вы-бор оптимального варианта объекта труда, его техно-лого-экономичес-кое обоснование. Составление пла-на изготовления изделия. |
Работают с ин-формацией. Вы-полняют исследо-вания. Разрабаты-ваю индивидуаль-ный план техно-логического про-цесса. |
Наблюдает, со-ветует, косвенно руководит дея-тельностью уча-щихся. |
|
Основной этапэтап |
||||
Выполнение |
Выполнение про-екта Проведение опыта, эксперимента |
Выполняют ис-следование и ра-ботают над проек-том. Оформляют проект. |
Наблюдает, кон-сультирует. |
|
Заключительный этап |
||||
Защита проекта |
Подготовка док-лада, обоснование процесса проек-тирования, объяс-нение полученных результатов. |
Представляет проект. |
Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового учас-тника. |
|
Оценка результатов проекта |
Анализ выпол-нения проекта, достигнутых ре-зультатов (успехов и неудач) и при-чин этого. Оценка. |
Участвуют в кол-лективном само-анализе и оценке проекта. |
При необходи-мости направляет процесс анализа. Оценивает ре-зультаты Дея-тельности уча-щихся по кри-териям. Подво-дит итоги. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.