Исследовательский проект
«Кто придумал цифры?»
|
Проект выполнили ученицы 1 «Г» класса МОУ СШ № 27 Ефимова Анна, Батаева Валерия Руководитель Алфимова Н.В. |
Оглавление
Введение
Опрос "Что знают мои одноклассники о цифрах"
История возникновения цифр и чисел.
Заключение
Литература
Введение
Еще в детском саду мы научились считать, нас познакомили с цифрами. В школе мы узнали, что любое число можно записать с помощью всего лишь 10 цифр. А когда нас учили писать цифры, учитель особое внимание уделяла на правильность написания цифр.
Некоторые цифры получались аккуратно, правильно, а некоторые – не очень. У нас возник вопрос Кто придумал цифры? Почему они пишутся именно так, а не иначе? Везде ли написание цифр одинаковое?
Нам захотелось узнать больше о цифрах: откуда и как они появились. Так мы начали свою исследовательскую работу.
Актуальность работы в том, что цифры прочно вошли в жизнь человека, но мало кто задумывается, откуда они к нам пришли.
Цель исследования: узнать откуда появились цифры и почему они так пишутся.
Задачи:
1. Найти и прочитать книги об истории появления цифр;
2. Выяснить, почему цифры пишутся именно так, а не иначе;
3. Выяснить, знают ли мои одноклассники, откуда появились цифры;
4. Выяснить везде ли написание цифр одинаковое.
А так же мы предположили (гипотеза), что цифры придумали японцы.
Опрос "Что знают мои одноклассники о цифрах"
Мы начали свою исследовательскую работу с опроса одноклассников и задали им вопросы:
1. Кто придумал цифры?
2. Везде ли написание цифр одинаковое?
Получили следующие ответы
Можно сделать вывод, что наши одноклассники, так же как и мы, не знают о происхождении цифр. Мы решили поискать информацию в интернете.
История возникновения цифр и чисел.
Я узнала, что первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки.
Значит, счет появился более 30 тысяч лет назад. Но цифр тогда еще не было. Просто каждому предмету соответствовала одна зарубка, одна черточка.
Первыми изображениями чисел были пальцы. Особенно когда люди начали обмениваться предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь.Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах. Но такой способ был неудобен.
Цифры появились у разных народов в разное время.
Например, индейцы майя вместо цифр использовали только три обозначения: точку, линию и овал и записывали ими любые цифры.
В Древнем Египте около 7 тысяч лет назад использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом.
А сто тысяч — обозначалось лягушкой (в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: сто тысяч — очень много, как лягушек в Ниле).
Римские цифры появились 2500 лет назад. С небольшими числами эта форма записи вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. И с ними неудобно проводить вычисления. Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета.
У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.
В V(пятом) веке в Индии появилась система записи чисел, которая является основой для современных цифр. Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.
Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу.
Поэтому считается, что современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение.
Арабы немного изменили вид индийсих цифр. А со временем они изменились ещё.
Считается, что арабские математики для удобства решили привязать количество углов в записи цифры к его численному значению. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.
Привычные нам формы цифр, более округлые, потому что угловатые цифры писать долго и не очень удобно.
Но, мы заметили, что угловатые цифры все же используются и в нашей жизни при написании индекса на конверте, цифр в электронных часах и калькуляторах.
В современном мире появилось много различных шрифтов как для букв, так и для цифр. Но в школах России учат писать всех детей одинаково.
Вот такая история цифр и чисел. Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны, как например, арабские страны и Китай, пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют во всем мире.
Заключение
В ходе выполнения данной исследовательской работы об истории возникновения цифр и чисел, нами были прочитаны, рассмотрены книги и сайты об истории цифр.
Мы узнали о том, как люди научились считать, как появились цифры, которые мы используем в нашей жизни.
Оказалось, что наше предположение о том, что цифры придумали японцы неверно!
Японские цифры вот такие:
А ещё мы узнали, что есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое.
Нас заинтересовало значение числа 7.
Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот в музыке.
Цифру 7 всегда связывали с удачей. Иногда эту цифру называют знаком ангела.
Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).
Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.
Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”; в мифах древнего мира.
Издавна число 7 употребляется в пословицах и поговорках:
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семеро одного не ждут.
- Лук – от семи недуг.
- Семь бед – один ответ.
- Семь пядей во лбу.
- Семь пятниц на неделе.
Много еще можно чего узнать о значении чисел, но это будет уже тема другого исследования.
Мы обязательно поделимсяь этими знаниями со своими одноклассниками. Спасибо за внимание!
Литература
1. Занимательная математика в рассказах для детей / авт.-сост. Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. -382 с
2. Мир чисел: Рассказы о математике. Депман И.Я.- Л.: Дет. лит., 1982. – 71 с.
3. Страницы истории на уроках математики: кн. Для учителя/ А.В. Дорофеева.- М.: Просвещение, 2007. - 96 с.
4. Источники сети Интернет.
http://www.globallab.ru/mim/mim/intro/all.2476.ru.htm
http://dreaminginjavascript.wordpress.com/2008/07/15/javascript-numbers-can-bite
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.