Муниципальное образовательное учреждение
Маньково-Березовская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
«Музыка в жизни моей семьи»
Выполнила: обучающаяся 4 класса
Осетрова Виктория
Руководитель: Колесникова Т.Н.
2021 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
I.Теоретическая часть…………………………………………………………...5
1.1.Что же такое музыка?.....................................................................................5
2.1. Музыка - это пища для души………………………………………………5
II. Практическая часть…………………………………………………………..7
2.1. Музыкальные характеристики членов моей семьи………………………7
2.2. Сравнительные ассоциации членов моей семьи с малоизвестными музыкальными инструментами…………………………………………………8
2.3. Опрос «Музыкальные предпочтения» и выбор репертуара для защиты проекта……………………………………………………………………………8
Вывод……………………………………………………………………………..10
Библиография……………………………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………..12
Введение.
Без музыки нам не прожить ни дня
Она звучит повсюду, она – внутри меня.
Мы с пеньем птицы радостно встаём,
И музыка сопровождает нас во всём.
Бежим вприпрыжку под заливистый звонок –
Ведь это МУЗЫКА зовёт нас на урок!
И в праздники, и в будни, и в радости, и в горе –
Она – наш лучший друг на жизненном просторе!
Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт, делится своими увлечениями и творческими интересами.
Я не помню ни одного дня, чтобы в нашем доме не звучала музыка. С самого рождения я слышала колыбельную мамы, я замечаю, что иногда поёт моя бабушка и дедушка, когда заняты делом. Я поняла, что я мало знаю о музыкальных предпочтениях членов моей семьи, какую музыку они любят слушать и когда?
Итак, в своей работе, я расскажу о своей семье и её музыкальных предпочтениях.
Актуальность проекта: в наше время теряется связь между поколениями, забываются семейные традиции. Музыка, любимые песни могут соединить разных членов семьи и положительно влиять на их взаимоотношения.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ-члены моей семьи.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ- музыкальные предпочтения моей семьи
ГИПОТЕЗА- я предполагаю, что все члены моей семьи обладают музыкальными способностями.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить музыкальные предпочтения моей семьи и выучить любимую песню одного из членов моей семьи.
ЗАДАЧИ:
· Расширить свои знания о музыкальных предпочтениях моей семьи;
· Расширить свои знания о музыкальных предпочтениях моей семьи;
· Провести опрос и наблюдение.
· Выучить любимую песню одного из членов моей семьи.
Методы исследования: сбор и анализ материалов, наблюдение, опрос.
Новизна проекта: выявление музыкальных предпочтений своей семьи.
Практическая значимость: информация проекта может быть использована на занятиях кружка по музыке, внеклассных мероприятиях.
I. Теоретическая часть
1.1.Что же такое музыка?
Как объяснить, что такое музыка? А как объяснить, что такое солнечный свет? Что такое радость? А что такое жизнь? Существует множество определений музыки. Но ни одно не дает точного ответа. Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории. Когда мы слышим спокойную музыку - мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей. Когда мы слушаем быструю музыку, нам хочется танцевать. Поэтому, на праздниках играет веселая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения. Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться.[1]
1.2. Музыка - это пища для души
Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием. Наверное, хаотичные, бессмысленные звуки - это не музыка. Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Звуки природы полны смысла и содержания. Например, звуки грозы и дождя во время грозы сообщают нам об опасности, вызывают чувство угрозы, смятения, беззащитности перед стихией. А жужжание и стрекотание насекомых в летний день говорит нам - все в порядке, мир прекрасен, мы радуемся жизни. Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали ее в последний раз. Например, услышав музыку, которая играла в цирке, мы сразу вспоминаем наш последний поход туда, нам опять хочется сходить в цирк и настроение у нас поднимается.
Еще в древности было известно, что с помощью музыки можно усилить радость, успокоить печаль, смягчить боль и даже излечить от болезни. Выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм: на духовную сущность человека; на интеллект; на физическое тело.[2]
Демокрит многие болезни исцелял игрой на флейте. В Древнем Египте лучшим средством от различных болей и бессонницы считалось хоровое пение. Врачи Древнего Китая полагали, что музыка способна вылечить любую болезнь, для воздействия на определенные органы они выписывали "музыкальные рецепты". На Руси издавна подмечено исцеляющее свойство колокольного звона, им лечили головные боли, суставы, снимали сглаз и порчу. Учеными современности установлено, что колокольный звон, содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивает за считанные секунды тифозные палочки, вирусы гриппа, возбудителей желтухи. Именно поэтому все звонари отличаются завидным здоровьем и никогда не болеют простудными заболеваниями.
В наше время тоже используют положительное влияние музыки в разных отраслях деятельности: в современной медицине музыкотерапия применяется для физического и эмоционального исцеления. Все больше больниц по всему миру начинают использовать музыку для улучшения здоровья своих пациентов. Музыка улучшает настроение, подавляет негативные эмоции, расслабляет и снимает стресс.[3]
Изучив положительное влияние музыки на организм человека, я пришла к выводу, что свои эмоции и плохое самочувствие можно поправить, не прибегая к лекарственным средствам, а просто послушав хорошую музыку.
II. Практическая часть
2.1. Музыкальные характеристики членов моей семьи
В семье не получается жить, не замечая других, не обращая внимание на настроение, проблемы или радости родителей, других родственников. Мы все разные, у нас разные увлечения, разные вкусы и предпочтения. Ни один день, ни одно событие в нашей жизни не проходит без музыкального сопровождения.
Мама сейчас больше поёт колыбельные песни, потому что у меня есть маленькая сестрёнка. Но любит она слушать современные песни. Они у мамы закачаны в телефоне, она их не просто слушает, но и подпевает. Поёт мама, когда ей скучно, поёт, когда весело, поёт, когда грустно, поёт, когда убирает в доме или работает на огороде. А ещё музыка звучит из телефона, когда мама готовит кушать и гуляет с моей младшей сестрой. В основном, это песни про любовь, т.е. лирические. В свободные минуты мы с мамой поём вместе. Это весело, задорно, увлекательно.
Моя младшая сестра уже проявляет интерес к музыке. Она делает нелепые движения под музыку- танцует. Да и засыпать под музыку у неё тоже получается. Когда звучит музыка громко – она кричит. Может это она так поёт?
Мои бабушка и дедушка – это самые музыкальные в нашей семье, потому что они любят петь и у них неплохо получается. Бабушка слушает народные, патриотические, лирические песни. Слушает только по телевизору. Дедушка смотрит концерты ко Дню Победы, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню полиции. Предпочитает солистов мужчин, нежели женщин. Любимые певцы Магомаев, Кобзон, Пугачёва, Ротару, Гнатюк, Серов.
Я люблю музыку, люблю петь, люблю танцевать. Слушаю хип-хоп, фолк музыку, ремиксы. Люблю трогательные, патриотические песни и весёлые русские народные. Мои музыкальные предпочтения – неопределены. Мои любимые певцы: Егор Крид, Алексей Воробьёв, Тима Белорусских, Мияги и т.д. Я стараюсь участвовать в школьных и районных мероприятиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что я воспитываюсь среди людей, которые любят музыку. У всех членов семьи разные музыкальные предпочтения.
2.2. Сравнительные ассоциации членов моей семьи с малоизвестными музыкальными инструментами
Изучая на уроках музыки музыкальные инструменты, я пришла к выводу, что они не только разные по внешнему виду, по звучанию и материалу, из которого сделаны, но и имеют свой собственный характер. Мне очень захотелось подобрать каждому члену моей семьи подходящий по темпераменту малоизвестный музыкальный инструмент. Вот что у меня получилось:
Дедушка – это трембита. Так как дедушка у меня очень серьезный человек, но в тоже время очень веселый человек, поэтому у меня он ассоциируется с трембитой. Она звучит как-то строго и радостно одновременно. Так, как будто приглашает в свой дом.
Бабушка – это цимбалы. Они звучат нежно, душевно, женственно. Эти сказочные звуки напоминают мне мою любимую бабушку, её тепло и заботу.
Мама – кобза. Это очень нежный и мелодичный инструмент. Когда я слышу кобзу, сразу вспоминаю свою любимую мамочку.
Сестра –цитра. Характер у неё веселый, оптимистичный, бойкий, как у моей сестры.
Я – гадулка. Звучание этого инструмента как нельзя лучше передаёт мой характер.
Несмотря на то, что все мы разные, это позволяет нам поддерживать друг друга в любой жизненной ситуации.
2.3. Опрос «Музыкальные предпочтения членов моей семьи» и выбор репертуара для защиты проекта
В феврале я провела опрос у своих членов семьи. Участников – 4 человека. Было задано 6 вопросов
(смотрите приложение №1)
1.Любите ли вы слушать музыку?
А) да
Б) нет
2.Какую музыку ты любишь слушать?
а) классическую; б) современную; в) поп- музыку; г) танцевальную; д) народную
3. Твой любимый певец – исполнитель, группа, любимое произведение.
Напишите:
4. Умеешь ли ты петь?
А)да Б) нет
5. Можешь ли ты играть на каком- нибудь музыкальном инструменте?
А)да Б)нет
6. Помогает ли тебе музыка в жизни?
А)да
Б) нет
В результате опроса выяснилось, что в нашей семье любят слушать
народную, классическую, современную музыку. Никто не умеет играть ни на одном
музыкальном инструменте, а также не все имеют вокальные данные. Что касается
музыкального предпочтения любимых исполнителей и произведений то мнения были
разнообразны и многочисленны, поэтому сделать определенный выбор было трудно.
Но все единогласно ответили, что любят слушать музыку и она им непременно
каждому по своему помогает в жизни.
Опрос мне помог с выбором песни для защиты проекта.
Вывод
Выдвинутая мною гипотеза подтверждена. Все в моей семье наделены музыкальными способностями. Узнала очень много нового об их музыкальных вкусах и предпочтениях. Больше всего мне понравилась проводить сравнительные ассоциации членов моей семьи с музыкальными инструментами- это было увлекательно, весело, и главное, очень совпало звучание инструментов с характером и поведением моих родственников.
Музыка, любимые песни могут соединить членов семьи и положительно влиять на их взаимоотношения.
Цель достигнута: я выявила музыкальные предпочтения моей
семьи и выучила любимую песню своей бабушки.
Библиография
1. Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.
3. http://sna-kantata.ru
4. http://human-med.info
5. http://mymusicmy.ru
6. http://irinazaytseva.ru/garmoniya-zvukov-stixi-o-muzyke-i-muzyka-stixa.html
7. http://www.toke-cha.ru/flutes.html
Приложение №1
Опрос «Музыкальные предпочтения членов моей семьи»
1.Любите ли вы слушать музыку?
А) да
Б) нет
2.Какую музыку ты любишь слушать?
а) классическую; б) современную; в) поп- музыку; г) танцевальную; д) народную
3. Твой любимый певец – исполнитель, группа, любимое произведение.
Напишите:
4. Умеешь ли ты петь?
А)да Б) нет
5. Можешь ли ты играть на каком- нибудь музыкальном инструменте?
А)да Б)нет
6. Помогает ли тебе музыка в жизни?
А)да Б) нет
Скачано с www.znanio.ru
[1]http://sna-kantata.ru
[2] http://irinazaytseva.ru/garmoniya-zvukov-stixi-o-muzyke-i-muzyka-stixa.html
[3] http://www.toke-cha.ru/flutes.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.