МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
Исследовательский проект
по русскому языку
«ГЛУБИННЫЙ
СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »
Участники проекта:
Такулаева Асият 7 « Г» класс
Руководитель: Дадамова У.А.
учитель русского языка и литературы
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
. |
Введение |
|
Основная часть |
|
Заключение |
|
Список литературы |
|
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время большинство русских людей воспринимают наш язык как инструмент передачи информации, видя лишь самую верхушку айсберга того, что называется Русским языком. Что скрывают те родные слова, к которым мы привыкли с детских лет. К сожалению, современный человек не осмысленно пользуется языком, он его не понимает и не чувствует. А между тем многие писатели отмечают уникальность именно русского языка.
И.С. Тургенев писал: "Наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелого человека оно в состоянии совершить чудеса". Почему Тургенев называет язык кладом? Что же такого таит в себе язык?
Изучая русский язык в школе, я понял, что смысл многих слов нам, школьникам, непонятен. Мы не можем проверить правописание этих слов. В школьном учебнике они расположены на форзаце под заголовком «Орфографический словарь» - воробей, медведь и другие. Папа предложил мне игру по поиску глубинного смысла слов. Мне это очень понравилось. Оказалось, что эти слова часто бывают составными: медведь: ведать мёд; радуга: дуга Солнца - РА.
Изучая смыслы, мы выяснили, что наука, изучающая происхождение слов называется этимологией. Само слово этимология произошло от двух греческих слов: этимон - означающих истину, основное значение слова и логос – слово, учение.
В своём исследовании я буду находить истинный, глубинный смысл некоторых слов русского языка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цель исследования:
- перевести ряд слов из так называемых «словарных» в проверяемые, а значит понять их правописание;
- знание истинного, глубинного смысла слов поможет ученикам лучше мыслить и изъясняться на родном языке.
Задачи исследования:
- дать определение науки этимологии:
- изучить историю развития этимологии;
- рассмотреть методы этимологии;
- составить список слов для изучения;
- сравнить истинное значение выбранных слов со значением , указанных в словарях В. Даля и С.И.Ожегова.
Методы исследования:
- изучение литературы и словарей на данную тему;
- сравнение смыслов слов с использованием словарей.
В своём исследовании я взял несколько слов и посмотрел их смыслы в различных литературных источниках и словарях, а так же в результате собственного поиска.
№ п/п |
Слово |
Этимологический смысл |
Толкование слова по словарю В.И. Даля |
Толкование слова по словарю С.И. Ожегова |
1. |
Авось |
А- в- Ось (суть) – попасть в божий промысел |
Может быть сбудется |
Может быть, в надежде на случайную удачу |
2. |
Богатырь |
Бога- тырить (стяжать) – притягивать божественное |
Человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач |
Герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости, отваги |
3. |
Ведьма |
Ведающая мать – знахарка, лечащая и обучающая людей |
Колдунья, чародейка, спознавшаяся с нечистой силой, злодейка |
Колдунья, злая, сварливая женщина |
4. |
Воробей |
Вора-бей – птичка-воришка |
Известная птичка |
Маленькая птичка с серо-черным оперением |
5. |
Лихо |
Лишнее, приводящая к лишениям |
1- зло; 2-бойко, разудало |
То же, что зло
|
6. |
Медведь |
Ведающий (знающий) мёд |
Ведмедь, медолюб |
Крупное хищное млекопитающее; неуклюжий, неповоротливый человек. |
7. |
Мальчик
|
Маленький человек |
Дитя мужского пола, отрок, малолеток |
Ребенок мужского пола, подросток |
8. |
Настроиться |
Нас-троица – когда во мне троица в ладу (божественная троица), то всё получается |
Приводить в лад, наставлять на к-л действие |
Приспособить для приема к.-л. радиоволн, привести к.-н. в к.-л. настроение
|
9. |
Наказ, наказание |
Выставить напоказ, на вид |
Предписывать, велеть |
Наставление, поучение, распоряжение |
10. |
Наследник |
Идущий по следу |
Кто наследует по праву или на деле |
Тот, кто получает наследство; преемник |
11. |
Наперсток |
На-перст |
Напалок для упора иглы при шитье |
Металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье |
12. |
Настоящий |
На-стоящий – стоящий на истинной основе |
Предстоять, быть налицо, присущим |
Происходящий в данное время; подлинный, не поддельный |
13. |
Невежда |
Не-ведающий |
Неученый, необразованный человек |
Малообразованный человек |
14. |
Окно |
Око дома |
Проем в стене для света |
Отверстие в стене, просвет в ч.-н. |
15. |
Ответствен-ность |
Поступать от ведения (знания) |
Обязательное ручательство, под страхом ответа, взыскания |
Необходимость отвечать за свои действия, поступки |
16. |
Пустяк |
Пустой |
Пустые слова, вздор, ничтожество |
Мелкое, ничтожное обстоятельство |
17. |
Родитель |
Рождающий тело |
Нет в словаре |
Отец и мать |
18. |
Радуга |
Дуга бога Солнца- Ра |
Божья дуга, небесная дуга |
Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде |
19. |
Ровесник |
Ровня по веснам |
Ровня по летам или по чину |
Человек одинакового возраста с к-н |
20. |
Сказать |
С- казать (с показом) - рассказать так, что бы слушатель увидел картины повествования в воображении |
Говорить, объявлять устно, молвить |
Говорить |
21. |
Совесть |
Со-весть -(солнечная, светлая, чистая весть) |
Тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, невольная любовь к добру и истине |
Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наш язык очень образный, в нем хранится вся мудрость народа. Со временем смысл слов упрощается, появляется много ненастоящего. Как видно из работы, у авторов, составлявших словари ранее, например, у В.И.Даля, толкование слов более образное и ближе к глубинному смыслу. Это прослеживается на примере слов «совесть», «наперсток», «настоящий», «ровесник».
Вернуть в нашу жизнь глубинный смысл слов великого русского языка очень важно для взаимопонимания и осмысления мира.
Почти все слова в русском языке сложные, состоят из двух и более слов. К примеру, слова «медведь», «радуга», «ведьма». Поэтому важно понимать значение и корня , и суффикса , и приставки каждого слова.
Моя дальнейшая работа будет заключаться в том, чтобы искать из каких слов-смыслов состоят слова русского языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1988.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва. Омла-Пресс. 2004.
Праведы. Древнее священное знание северных волхвов, записанное специалистами МАМ.
Алексеев С.Т.Сорок уроков русского.
Сидоров Г.А. Родовая память.
Родовой словарь древнеславянской буквицы.
Этимологический словарь Крылова В.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.