СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«Русское народное творчество –
основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих
ценностей дошкольников»
Содержание
· Паспорт проектной деятельности
· Актуальность, цель, задачи
· Этапы работы
· Мнемотехника
· Русские народные игры
· Русские народные стишки, небылицы, потешки
· Конспект ОД. Народные художественные промыслы
· Конспект ОД по рисованию «Хохломские чудеса»
· Конспект ОД. Русская народная сказка
«Зимовье зверей»
· Сценарий конкурса чтецов
· Конспект ОД. Лепка. «Глиняное чудо»
ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Возраст детей: 4- 6 лет
Направленность работы:
Для решении поставленной в проекте цели, запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью мнемотехники, театрализованная деятельность, конкурс, викторина, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как на специально организованных занятиях, так и в вечерние отрезки времени.
Каждый вид деятельности преследует решение своих задач и целей.
Участники проекта: дети 4-6 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность:
программа рассчитана на 6 учебных недель.
Материальное обеспечение:
Спонсорская помощь родителей в приобретении призов для конкурса и материалов для изготовления костюмов и декораций для спектакля.
В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:
Развитие речи:
- обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих предметы,
явления русского быта, посуды, одежды и т.д.;
- использование в речи русского фольклора (пословиц, поговорок,
загадок, небылиц и т.д.);
- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким
картинкам;
- умение составлять описательные рассказы;
- умение пересказывать сюжет услышанного произведения;
- усовершенствование просодической стороны речи (выразительности): темпа, высоты, тембра, силы голоса.
Познавательное развитие.
- представление об истории России;
- представление о декоративно-прикладном искусстве;
- расширения кругозора детей.
- понимание детьми того, что в основе социальных понятий ( семья, родина) лежат особые отношения к людям, к месту, где родился и вырос.
Ознакомление с художественной литературой.
- знание малых форм устного народного творчества: потешек, песенок,
загадок, поговорок, пословиц, закличек, прибауток, небылиц;
- умение характеризовать героев сказок и былин, сопереживать им;
- умение находить различия между сказкой, рассказом, стихотворением.
- потребность рассматривать книгу, беседовать по поводу её содержания.
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Изобразительная деятельность.
- умение украшать изделия по мотивам дымковской, гжельской, хохломской росписей (знать и изображать элементы,
использовать определенные цвета и цветосочетания, характерные для данной росписи, подбирать цвета).
-развитие эстетического отношения и интереса детей к красивым предметам быта, изделиям декоративного искусства.
- развитие творчества и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно – выразительного образа.
-удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Народные игры
- знание и умение играть в русские народные игры.
Актуальность проблемы:
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму интереса детей к истории, культуре и творчеству русского народа,
Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГТ. Для повышения уровня знаний решено организовать проект «Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников» Проект рассчитан на определённое время, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Основная цель:
Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста ( 4-6 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.
Создать условия для активации творческого мышления детей.
Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.
Расширять сотрудничество с родителями.
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
ДАННАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:
1 этап – подготовительный (1-я неделя).
Разработка стратегии реализации проекта.
Постановка цели и разбивка на веер задач.
Изучение методической литературы.
Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 4-6 лет.
Изготовление атрибутов к спектаклю и мнемотаблиц.
Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», настольные игры: «Собери сказку» и т.п , стенды с изделиями народных промыслов.
2 этап – основной (2-5 недели).
Неделя |
Тема |
Цель |
Примечания |
2-я |
Беседа об истории русского народа.
Чтение былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
Чтение сказки «Лисичка со скалочкой»
Рисование « Русская изба» и (или) Лепка «Предметы русского быта» (см. ниже таблицы п.1).
Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотаблиц
Оформление выставки книг «В гостях у сказки»
|
Познакомить детей с историей, бытом, одеждой русского народа, вызвать интерес к дальнейшему знакомству с темой. Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
Углубить представление о русской избе.
Обратить внимание детей на то, для какой цели предназначен тот или иной предмет.
Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение. |
Беседу эффективней проводить в музее в русской избе.
При посещении музея заострите внимание детей особо на этом предмете (скалка).
Оба занятия провести с детьми 5-6 лет, для детей 4-5 лет- только лепку. Оформление творческих выставок детей стимулирует желание к творчеству. Работа с небольшими группами детей по 3-5 человек (в любое время) Приложение №1. Приложение №2.
Периодически обновлять книги. |
3-я |
Беседа об обычаях и традициях русского народа. .( см. ниже таблицы п.2) Чтение сказки «Зимовье зверей»
Чтение сказки «Морозко»
Аппликация с элементами рисования по сказке «Репка»
Экскурсия в сельскую библиотеку
|
Познакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
Показать детям силу коллективизма, воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие.
Продолжить знакомить детей с особенностями силуэтного изоб-ражения, научить с помощью ножниц, вырезать нарисованные по шаблону формы. Познакомить детей с многообразием книг УНТ |
Научить детей народным играм. Приложение №3.
Приложение №6. После занятия поиграть в эту сказ-ку, приготовить детям трафареты домиков, а они дорисуют детали (трубу, окна, дверь) и украсят избушку. Поиграть в игру «Два Мороза» Приложение №3 стр.15
Прочитать детям сказку заранее вне занятия, проиграть её с детьми.
Занятие проводит работник библиотеки. |
4-я |
Беседа о художественных промыслах.
Рисование « Хох-ломские чудеса»
Лепка «Глиняное чудо».
Чтение былины «Илья Муромец»
Чтение сказки «Гуси-лебеди»
|
Начать знакомство детей с народными художественными промыслами. Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке, гжельской и хохломской посуде
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу, дать представление о том, как народные мастера делают игрушки
Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
|
Занятие провести в виртуальном музее в форме экскурсии. Приложение №4. Приложение №5.
Дать детям поработать с глиной накануне. Приложение№8
Поиграть в народную игру «Гуси-лебеди» Приложение №3 стр.16
|
5-я |
Чтение сказки «Сивка-бурка»
Чтение сказки «Мужик и медведь»
Рисование «Волшебный конь» по сказке «Сивка-бурка»
Дидактическая игра – викторина «Узнай из какой сказки это выражение»
Подготовка к спектаклю по сказке «Рукавичка» |
Учить сопереживать герою, из-за выпавших на его долю испытаний. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
Учить детей передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки.
Вспомнить с детьми прочитанные русские народные сказки.
Совершенствовать художественно- речевые и исполнительские навыки детей в драматизации произведения |
Поиграть в игру на смекалку: создать трудную ситуацию и предложить детям найти выход из неё.
Предложить детям дома нарисовать героя своей любимой сказки.
Викторина может быть командная или индивидуальная, за каждый правильный ответ даётся жетончик (побеждает набравший большее кол-во жетонов.) Репетиции проходят несколько раз в неделю совместно с задействованными в спектакле взрослыми |
1.После каждого занятия по креативным видам деятельности оформлять творческие выставки.
2.Учить играть в русские народные игры на прогулке или во время свободной деятельности.
3.Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора ( песен-ки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотаблиц, в течении всей проектной деятельности с небольшими группами детей по 3-5человек (в любое время.)
3 этап – заключительный (6-я неделя).
Название |
Цель |
Участники |
Примечания |
Конкурс чтецов |
Способствовать преодолению у детей робости, застенчивости перед аудиторией. |
Дети, воспитатель, родители |
Приложение№7 Приложение№7.1 |
Спектакль по сказке «Рукавичка» |
Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации произведения, обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми. |
Дети, воспитатель, родители |
|
Приложение №1
Мнемотехника
Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Как отмечает в своих трудах педагог Т.В. Большева - цель использования мнемотехники: развитие разных видов памяти(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной),мышления, внимания, воображения, в итоге - развитие творческого познания.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Сначала взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания
На первом этапе использования мнемотаблицы происходит ее рассматривание-разбор того, что на ней изображено.
На втором этапе педагог совместно с детьми перекодирует (преобразовывает) информацию, изображенную в таблице, то есть заменяет абстрактные символы в образы- прямоугольник с расположенным над ним треугольником - дом; треугольники, расположенные в ряд друг напротив друга- зубы волка ,которыми он "щелк".
На третьем этапе - дети учатся пересказывать тексты с опорой на символы(образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
на четвертом этапе - ребенок самостоятельно воспроизводит мнемотаблицу и рассказывает - что на ней изображено.
В работе нужно применять не только рисованные, но также и тактильные мнемотаблицы (у них на листах плотного картона наклеены кусочки шерсти, веревки ,накапан воск ; наклеена разнофактурная ткань) - это позволяет детям развивать тактильную память .
В целом - овладение приемами работы с мнемотаблицами детьми среднего и старшего дошкольного возраста решает следующие задачи:
развивает основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
обучает умению перекодировки информации, т .е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
развивает монологическую и диалогическую речь;
развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Приложение №3
Русские народные игры.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из них.
"Уголки"
Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.
Описание
Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - "домики" ("норы"). Все находящиеся по углам - "мышки". Одна из них - водящая "мышка" - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к "норке") и говорит: "Мышка, мышка, продай свой уголок!" Та отказывается. Тогда водящая идет к другой "мышке". В это время "мышка", отказавшаяся продать "уголок", вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой "мышке" с просьбой продать "уголок". Если водящий скажет: "Кошка идет!" - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо "уголок" ("норку").
Правила
1. "Уголок-норку" занимает тот, кто первым попал туда.
2. Если на слова "кошка идет" кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Разновидности "Уголков"
"Ключи"
Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: "Где ключи?" Находящийся в кружке отвечает ему: "Вон там постучи!" - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.
"Чур у дерева"
Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
"Море волнуется"
Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: "Море волнуется!" Все играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока водящий не скажет: "Море спокойно!" - после чего каждый стремится быстрее занять свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.
"Два мороза"
На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два "дома" на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается двое водящих - два "мороза": "мороз - красный нос" и "мороз - синий нос". Они становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией "дома".
Оба "мороза" обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я мороз - красный нос.
Другой:
Я мороз - синий нос.
И вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию "дома". Оба "мороза" ловят и "замораживают" перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их "заморозили". Затем "морозы" опять , обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в "дом", по дороге выручая "замороженных": дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. "Морозы" ловят играющих и мешают им выручать "замороженных". Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой "мороз" сумел больше "заморозить" ребят.
Правила
1. Выбегать можно только после слов "не страшен нам мороз".
2. Если кто-либо выручит "замороженного", но сам, не добежав до "дома", будет "заморожен", то вырученный им опять становится на место, где был "заморожен".
"Гуси-лебеди"
В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую "гусятник", на другой стороне - линию, за которой находится "пастбище". Из играющих выбирают "пастуха" и "волка". Остальные - "гуси" и "лебеди". Они становятся в ряд в "гусятнике". "Пастух" располагается сбоку от "гусей", "волк" - посередине площадки.
"Пастух" говорит:
Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!
Все "гуси" и "лебеди" "летят на пастбище", подражая птицам. Как только "пастух" скажет громко:
"Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!",
они убегают с "пастбища" в "гусятник", а "волк" ловит их до линии их "гусятника". Пойманных подсчитывают и отпускают в их "стадо" или они идут в "логово волка" и остаются там до его замены. Играют с одним "волком" 2-3 раза, затем выбирают нового "волка" и "пастуха" из непойманных. В заключение отмечаются лучшие "гуси" (ни разу не пойманные "волком") и лучший "волк" (сумевший поймать больше "гусей"). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все "гуси".
Правила.
1. "Гусям" разрешается выбегать и возвращаться в "гусятник" только после слов, сказанных "пастухом". Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
2. "Волк" может ловить только после слов "под горой" и только до линии "гусятника". Дети любят в этой игре вести разговор между "пастухом" и "гусями": после слов "серый волк за горой" "гуси" спрашивают:
- А что он там делает?
"Пастух" отвечает:
"Гусей щиплет!"
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов "гуси" бегут домой в "гусятник".
3. Водящий имеет право ловить убегающих только до линии "дома"; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.
Эту игру можно усложнить, введя в нее второго "волка", установив на пути передвижения "гусей" и "лебедей" препятствия в виде скамеек ("дорога"), по которым надо пробежать или перепрыгнуть
«Веревочка»
Старинная русская игра. Игра для детей, начиная с дошкольного возраста. Количество играющих - от 5 до 30 чел. В комплект сундука входит одна веревочка.
Любым способом определяют водящего. Все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут отдергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего. Опытный водящий старается не осаливать, а так напугать игроков, чтобы они отпустили веревочку и она упала на землю. При этом он побеждает всех игроков.
Варианты игры:
Если в кругу соберется слишком много ребят, то они держатся за веревочку одной рукой или назначается сразу двое водящих. Можно проводить игру с ходьбой по кругу или другими движениями, не нарушая формы круга.
«Волк и дети»
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
«Лиса в норку»
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
«Мост»
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
«Черта»
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
«Казаки и разбойники»
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.
"Черное" и "белое" не берите, "да" и "нет" не говорите.
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
- Какая у тебя шляп?
- Синяя.
- Какая синяя? Она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая? Да она вовсе черная.
- Голубая.
- Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так, подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
- Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
«В шепотка»
Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
«Молчание»
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
«Кухня»
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".
- Что на лице?
- Кочерга.
- На чем сидите?
-На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Приложение №2
Русские народные стишки, небылицы, потешки.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.
***
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
***
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
***
Скучно волку жить в лесу –
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно–
Все равно приятно.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
***
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
***
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
***
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!
Приложение №4
Конспект занятия
Тема: Народные художественные промыслы.
Цель: Познакомить детей с народными художественными
промыслами, развить чувство гордости за русскую землю,
славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками
сказочную красоту.
Задачи:
Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.
Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде), рисование в альбомах для раскрашивания.
Материалы и оборудование:
Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.
Ход занятия
(Тихо звучит музыка)
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, , послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.
Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.
В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.
Дети подходят к первому стенду. ( Гжель)
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не расстает синий луг.
Рассветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фасьянсе!
Неужели, неужели
В Вашем доме нету Гжели?
Дети подходят ко второму стенду. ( Хохлома)
Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.
Молодцы ребята! Послушайте стихотворение о Хохломе.
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.
Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня ,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?
А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.
Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.
Приложение №5
Конспект занятия по рисованию
Тема: «Хохломские чудеса»
Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах:
дымковской игрушке, гжельской и хохломской посуде.
Задачи:
Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.
Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи
Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.
Предварительная работа:
рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.
Материалы и оборудование:
Предметы художественных промыслов: Дымковская игрушка, Гжельская, Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
– Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
– Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.
Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.
Поочередно доставать из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называйте неправильно художественный промысел (достаёте Дымковскую игрушку называете ее Хохломской - дети исправляют и т.д.)
Дойдя до Хохломской посуды сказать:
– А что это за тарелка?
Дети отвечают, что эта деревянная посуда и есть Хохломская.
– Спасибо дети. Что помогли разобраться с народными промыслами. Вот и нашла я подарок своему гостю – Золотую Хохлому.
А ведь мы с вами можем сами расписать Хохломскую посуду.
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.
Фон (красный, черный, золотой, желтый).
Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
Ягодно-травный орнамент.
Виды яго: ( рябина, малина, клубника).
– Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете расписывать, и пройдите к столам.
Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов, младшим детям предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков , нужно только дорисовать ягоды и цветы.
– С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)
Дать указания к работе:
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.
Под народную мелодию дети приступают к рисованию.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Подвести детей к окончанию работы, прочитав стихотворение:
Роспись Хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И ни где на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
РЕФЛЕКСИЯ
После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Приложение №6
Конспект занятия
Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей»
Цель: Показать детям силу коллективизма ("там, где трудно одному,
сделаем с друзьями") Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку
чувство товарищества.
Задачи:
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия:
- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
- Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются авторские.
-А есть сказки, которые сочинил народ…
- Может кто-то из вас мне скажет как называются такие сказки. ( Ответы детей) .
- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? (Ответы детей).
- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.
Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу» и произносит слова: «Раз, два, три, Волшебная книга, Что-нибудь нам подари!»
Подготовка к восприятию.
Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу. Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора). Название этой книги «Дружба зверей» - это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Автор- русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю.Васнецов.
Какие животные изображены на обложке?
Дикие они или домашние?
Могут ли домашние животные жить в лесу?
Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.
Выразительное чтение сказки воспитателем.
Действительно ли вы услышали сказку?
Как догадались? (звери разговаривают).
Как бы вы назвали эту сказку?
Сказка называется «Зимовье зверей».
Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму). С чего все началось?
Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера).
Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?
Для чего звери решили стоить зимовье?
Как они его строили?
Кто что делал? (Дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).
Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.
Что случилось однажды?
Что зверям помогло спастись?
Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Ах, красавец-петушок,
На макушке гребешок,
Под клювом бородка ,
Очень гордая походка.
Лапы кверху поднимает.
Важно головой кивает.
Раньше всех петух встает,
Громко на заре поет: Ку-ка-ре-ку!
Продолжение беседы, разъяснение пословицы
Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом. Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.
Итог занятия:
Рефлексия
С какой русской народной сказкой мы познакомились?
Чему учит эта сказка?
Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?
А вам хотелось бы продолжить знакомство с другими русскими народными сказками?
Позднее мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали (трубу, окна, дверь) и украсите избушку.
Приложение №7
В рамках проекта «Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих
ценностей дошкольников» запланирован конкурс чтецов.
Положение о конкурсе чтецов
«ИЗ УСТ В УСТА»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок и регламент проведения конкурсов чтецов в разновозрастной группе детского сада ( далее Конкурс) .
1.2. Конкурс проводится с целью эстетического, патриотического и умственного воспитания. С целью развития понимания содержания и выразительного чтения стихотворения.
1.3. Подготовка и проведение Конкурса осуществляется воспитателем.
2. Условия участия в конкурсе
2.1. В конкурсе принимают участие дети от четырёх до шести лет
2.2. Конкурс проводится по теме: «Из уст в уста»
2.3 Заявки на участие в конкурсе подают родители до ( указать дату)
3. Порядок организации и проведения конкурса.
3.1. Сроки проведения: последняя неделя реализации проекта
«Русское народное творчество- основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников»
3.2. Подбор литературных произведений: любые стихотворения устного народного творчества.
3.3. Произведения подбирают родители, при необходимости, родители могут проконсультироваться с воспитателями группы.
3.4. Родитель с ребёнком разучивает выбранное произведение.
3.5. В указанный день, ребёнок декламирует стихотворение. В среднем возрасте название произведения объявляет взрослый. В старшем возрасте название произведения объявляет сам конкурсант.
Основные критерии оценки выступления конкурсанта:
1. Эмоциональность
2. Выразительность.
3. Тематичность (стихотворение должно соответствовать теме конкурса)
4. Артистичность.
5 Четкость произнесения произведения.
По окончании чтения, поклон зрителям, уход со сцены.
4. Подведение итогов.
4.1. Итоги Конкурса проводятся в тот же день, по окончании выступления всех чтецов.
4.2. Жюри, состоящее из родителей воспитанников, по указанным критериям определяют победителей (I, II, III места). За каждый критерий набирается от 0 – 5 баллов. Набравший наибольшее количество баллов – занимает I место.
4.3. Победители ( 1,2,3,место) награждаются грамотами и призами, а участники – поощрительными призами.
Приложение №7.1
Сценарий конкурса чтецов.
Цель: Упражнять детей в выразительном исполнении стихотворений. Воспитывать положительное отношение к произведениям устного народного творчества, чувству ритма и рифмы.
Вед: Здравствуй, добрый народ
Сегодня много интересного вас ждет.
Море стихов, много хороших слов.
Это только присказка, а впереди …
Приготовься и гляди.
Готовы? (ответы детей)
Ответьте мне ещё на вопрос:
Ребята, вы любите слушать и читать стихи? (Ответы детей)
Сегодня мы будем не просто читать стихи, а ещё и выберем самого искусного чтеца, ведь у нас конкурс , и как положено на конкурсе у нас будут победители, а выбирать победителей будет наше уважаемое жюри ( представление членов жюри).
Стихи бывают разные
Хорошие, простые.
Стихи бывают грустные
Бывают и смешные.
Пришло время начинать
Конкурсантов представлять.
Первой (ым) на нашем конкурсе выступит ( имя чтеца), вторым, третьим и т.д.
Очерёдность можно определить жеребьёвкой или нумерацию распределить по мере поступления заявок на участие в конкурсе
Вед: Все вы, ребята, молодцы! Сегодня так порадовали, так удивили нас, а как выразительно вы читали стихотворения! Мы очень рады за ваши успехи.
Пришло время назвать победителей. Ими стали… а вот имена победителей объявит наше уважаемое жюри. ( жюри называет ребят занявших три первых места)
Вед: Молодцы ( имена победивших детей), остальные конкурсанты не вешайте носы, у вас ещё всё впереди! Без призов у нас сегодня никто не останется ( вручаются поощрительные призы остальным детям).
Вед: А сейчас приглашаю всех в группу на чаепитие.
Приложение №8
Конспект занятия. Лепка
Тема: «Глиняное чудо»
Цель: Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу, дать представление о том, как народные мастера делают игрушки.
Задачи:
Способствовать развитию эстетического вкуса,
Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Учить видеть выразительность формы игрушки.
Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.
Предварительная работа:
рассматривание открыток, альбомов, слайдов, дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.
Материалы и оборудование:
дымковские глиняные игрушки ,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.
Ход занятия
– Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.
Особое внимание воспитатель обращает на уточку-крылатку, на разнообразие налепов, их расположение, цветовую гамму.
И вдруг под музыку появляется дымковская кукла-утятница и предлагает детям слепить для неё уточек.
Воспитатель напоминает, как из куска глины овальной формы можно оттянуть шею, голову, хвостик, объясняет, что уточки могут быть вылеплены с высоко поднятой головой, красиво изогнутой, вытянутой шеей.
Под народную музыку дети приступают к лепке.
Самостоятельная деятельность детей.
Оказывать детям необходимую помощь в индивидуальном порядке.
Детям постарше усложнить работу: предложить крылья и голову украсить красивыми налепами, шариками, лепешками, гармошкой.
Когда все утята будут слеплены, утятница собирает их, кормит, хвалит каждого утенка.
РЕФЛЕКСИЯ
Подводится итог занятия и детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Список используемой литературы.
1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис.М.1981г.
2. Савенков А.И.Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
3. Большева Т.В.Учимся по сказке .Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр.- СПБ .: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2005.
4. Боровик А. Развитие воображения / А. Боровик // Дошкольное образование: приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - (февраль) № 3. - С.14-15.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика, 1992.- 284с.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998. – 214 с
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197с.
8. Захарчук Д.В. Педагогические условия развития креативного мышления детей / Д.В. Захарчук. - М.: Педагогика, 1989. - 137с.
9. Камаева Т. Нужен ли детям театр? / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5 - 7.
Просвещение, 1982. - 191с.
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.
11. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. – 374 с.
12. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
13. Дорожин Ю.Г. «Дымковская игрушка», М., 2000
14. Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель», М., 2000
15. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1997. – 176 с.
16. КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.