Министерство образования Кировской области
Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования «Центр технического творчества»
Структурное подразделение «Детский технопарк «Кванториум»
(г. Омутнинск, ул. Герцена, д.23)
Исследовательская работа по теме:
«ЗНАЧЕНИЕ ЗАКАЛИВАНИЯ, ФИЗКУЛЬТУРЫ, СПОРТА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ»
|
Омутнинск, 2024
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЗАКАЛИВАНИЕ. 5
1.1. Из истории развития учения о закаливании. 5
1.2. Виды закаливания организма и его значение. 8
1.3. Закаливание детей первого года жизни. 10
1.4. Закаливание школьников. 13
1.5. Показания и противопоказания к закаливанию. Рекомендации по закаливанию.. 15
ГЛАВА 2. СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.. 17
2.1. Из истории развития спорта и физической культуры в России. 17
2.2. Виды спорта и его основы.. 19
ГЛАВА 3.ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы представим анализ различных способов закаливания, выясним, как они влияют на организм человека и его иммунитет. А также рассмотрим влияние спорта на здоровье человека.
Актуальность: вследствие развития технического прогресса и появления компьютеров, смартфонов и разных прочих «девайсов», которые облегчают наш труд и повседневную жизнь, физическая активность человека резко снизилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.
Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей человека, ослабевает его скелетно-мышечный аппарат, изменяется работа внутренних органов и эти изменения, к сожалению, склоняются в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приведет к сбоям всех систем и организма в целом, что поспособствует возникновению различных заболеваний. Ослабевает работа мышечной, сердечной, дыхательной и сосудистой систем, вот почему физическая активность необходима присутствовать в жизни человека. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность организма человека к движению и нагрузкам. Если организм не получает физической разрядки, то это приводит к нарушениям и превращает школьников в «молодых старичков», подверженных самым различным заболеваниям, которые раньше чаще диагностировались у людей более старшего возраста.
Влияние занятий физкультурой и спортом на организм школьников неоценимо — именно молодым и растущим людям необходимы постоянные нагрузки и движение.[1]
Большинство современных людей предпочитают вести малоподвижный или вообще сидячий образ жизни. Это негативно может сказаться не только на их физическом, но и моральном состоянии. Угасает жизненный тонус и падает настроение, увеличивается аппетит, и даже возникает депрессия.
Нужно понять, что физкультура и спорт, верные спутники здоровья и хорошего настроения. Регулярные занятия спортом отдаляют приход старости и повышают уверенность в собственных силах. Так что нужно не только интересоваться спортом, но и впустить его в свою жизнь.[2]
Закаливание в жизни современного человека так же важно как и спорт, оно тоже способствует укреплению и поддержанию здоровья в организме.
Закаливание организма – это совокупность специальных мероприятий, которые направлены на укрепление защитных сил организма. Такие процедуры помогают повысить адаптацию к различным условиям внешней среды. Кроме того, закаливание повышает выносливость организма человека, улучшает работу нервной системы, повышает иммунитет. Виды закаливания определяются природной зоной, в основном это закаливание водой и воздухом.
Цель – выявление различных методик по повышению иммунитета детей, а также укреплению их здоровья с помощью закаливания и физических нагрузок.
Задачи :
1. Изучить историю закаливания и спорта
2. Изучить методы закаливания и правила их применения
3.Изучить воздействие на организм закаливающих процедур и физических нагрузок
4. Сделать выводы
Гипотеза:если правильно применять методы закаливания и физические нагрузки, то человек будет более здоровым, с более сильным иммунитетом.
Объект исследования – закаливание, спорт и физические нагрузки
Предмет исследования – воздействие закаливания и физических нагрузок на организм
Методы исследования – изучение и обобщение, анализ, синтез
ГЛАВА 1. ЗАКАЛИВАНИЕ
1.1. Из истории развития учения о закаливании
Самая важная профилактическая роль закаливания состоит в том, что закаливание не лечит, а предупреждает болезнь. Закаливание могут применять любые люди независимо от степени физического развития.
Как средство повышения защитных функций организма, закаливание возникло в глубокой древности, также как профилактическое средство для укрепления духа и тела людей.
В Древнем Риме и Древней Греции закаливанию тела уделялось большое внимание. В этих цивилизациях существовал культ красоты и здоровья тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения.
Закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание проводили в общественных домах в очень суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Им разрешали мыться горячей водой всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были соблюдать эти обычаи[3].
В Спарте уделялось внимание и физическому воспитанию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, – пишет Плутарх. – Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
В Древнем Риме важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и вместительные помещения, построенные из самых лучших сортов мрамора, они вмещали 3500 купающихся. В термах имелись комнаты для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, успешно применялись песочные и грязевые ванны. На крышах многих таких построений устраивались площадки для приема солнечных ванн.
К закаливающим факторам кроме воды относится действие солнечных лучей. Благоприятное влияние солнца было известно в Древнем Египте. А первым врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.
Профилактика болезней и укрепление здоровья в Древнем Китае носили государственный характер. Важнейшими методами закаливания в Древнем Китае считались: физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.
Об использования воды для укрепления своего здоровья говорится в священных индусских книгах.
На Руси закаливание имело массовый характер. Славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню, после которой растирались снегом или купались в реке или озере в любое время года. Баня выполняла как лечебную, так и оздоровительную функции.
Так же русскую баню использовали в дальнейшем для укрепления и здоровья тела русских солдат, в свою очередь это способствовало крепости страны. Не проигравший ни одной битвы генералиссимус Александр Суворов, от рождения был хилым и болезненным, стал выносливым, стойким, не восприимчивым к холоду и жаре благодаря многим тренировкам, в том числе прогулкам в «легкой» одежде в любую погоду. Он же ввел физическую подготовку и закаливание как обязательные правила в армейский обиход, и всегда строго требовал их соблюдения.
Закаливанием увлекались и величайшие деятели русской культуры, такие как: Александр Сергеевич Пушкин, известный баснописец Иван Крылов, секрет здоровья и долголетия Льва Толстого был в занятиях спортом и закаливании.
На необходимость закаливания постоянно указывали видные деятели русской науки, медицины и просвещения - Н. И. Пирогов, В. М. Бехтерев, К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, П. Ф. Лесгафт, В. В. Гориневский, И. П. Павлов. Их исследования и научные труды лежат в основе современных представлений о физических воздействиях закаливающих процедур на организм.[4]
Российской точкой отсчёта развития учения о закаливании считается 1881 год, когда была опубликована диссертация врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных (систематических) холодовых воздействий.
Научным основоположником закаливания детей грудного и ясельного возрастов считается Г. Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма» (1910) была первой в России, посвящённой данной проблеме.
Русским писателям, врачам, деятелям науки принадлежит главная роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование. Это великие люди, которые посвятили часть своей жизни изучению и развитию главному методу укрепления здоровья.
1.2. Виды закаливания организма и его значение
Закаливание – это тренировка защитных сил организма под воздействием раздражающих факторов внешней среды; это комплекс мер, направленных на повышение сопротивляемости к холоду, жаре, солнечной радиации, сквознякам.
Закаливание организма — метод физиотерапии, основан на воздействии на организм человека различными природными факторами, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. Закаленные люди легче переносят неблагоприятные воздействия внешней среды, такие как жара или мороз, которые могут привести к снижению защитных свойств организма, что в свою очередь предрасполагает к развитию заболеваний.
Изучив различные источники информации, мы установили следующие основные гигиенические принципы закаливания организма:
Название принципа |
Описание |
1.оптимальность |
в закаливании много это не значит лучше, лучше делать все в меру. Нет необходимости в том, чтобы мучить себя процедурами, иначе такое закаливание наоборот приведет к ухудшению состояния здоровья организма.
|
2.последовательность |
это осуществление действий, в процессе закаливания. Неподготовленный организм не должен подвергаться воздействию экстремальных факторов. Необходимо медленное понижение температуры воды или воздуха, а так же постепенное увеличение продолжительности процедур.
|
3.систематичность |
это когда процедуры закаливания осуществляются ежедневно, без перерывов, тогда закаливание будет эффективно. Если допускать длительные перерывы, то все достигнутые результаты будут утеряны.
|
4.индивидуальные особенности |
обращая внимание на индивидуальные особенности каждого человека можно подобрать самый подходящий вид закаливания и режим процедур.
|
5.возраст |
имеет значение особенно для самых маленьких, так как у них еще нет стойкого иммунитета. А у взрослых или детей постарше уже есть хотя бы какой-то иммунитет. Также возраст имеет значение при выборе метода и систематичности закаливания.
|
6.состояние здоровья |
его необходимо знать для того чтобы определить на сколько могут быть интенсивные процедуры закаливания, чтобы избежать риска заболеть.
|
7.положительная эмоция |
закаливание в свою очередь должно быть и в удовольствие человеку, присутствие положительных эмоций только скрасят процедуры.
|
Далее необходимо было изучить виды закаливающих процедур.
Виды закаливающих процедур:
местные |
общие |
Умывание |
Воздушные ванны |
Закаливание носоглотки |
Солнечные ванны |
Обтирание отдельных участков тела |
Обтирание или обливание тела |
Обливание ног |
Душ |
Контрастные местные ванны для рук или ног |
контрастные общие процедуры |
Полоскание горла |
купание в открытых водоемах. |
Закаливающие мероприятия оказывают общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ.
Свежий воздух, солнечные лучи и вода являются основными средствами закаливания, а сочетание их с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих воздействий. В результате закаливания организм может лучше предотвращать возникновение заболеваний, а также лучше справляться с нагрузками и неблагоприятными условиями. И речь идёт не только о лучшей переносимости холода или плохой погоды, а ещё и об улучшении физического состояния человека. И всё это - не какая-то мелочь, а довольно серьёзные преимущества, о чём и свидетельствует тот факт, что большинство спортсменов занимаются закаливанием организма.
1.3. Закаливание детей первого года жизни.
Организм ребенка отличается высокой приспособляемостью, поэтому закаливать ребенка лучше с первых дней жизни, используя свежий воздух, солнечные лучи и воду. Известно, что закаленный ребенок крепче и выносливее, он лучше переносит холод, жару, ветер и любую плохую погоду, еще же такой ребенок реже болеет, чем незакаленный. Систематическое закаливание ребенка с самого раннего возраста обуславливает совершенствование процессов терморегуляции в его организме.
Рождаясь, ребенок попадает в новую для него среду обитания. Природа наделила его множеством различных приспособительных и защитных механизмов, чтобы он мог выжить и начать развиваться в этой среде. У ребенка, например, есть механизмы терморегуляции, предупреждающие перегревание и переохлаждение. Кутая ребенка, создавая ему тепличные условия, мы лишаем работы эти важные механизмы. Став ненужными, они могут постепенно атрофироваться, и тогда даже легкий ветер будет представлять для ребенка угрозу. Малыш легко может заболеть без защитных функций организма.
солнце |
воздух |
вода |
|||
Рассеянный солнечный свет |
Кружевная тень. Детям раннего возраста пребывание под прямыми солнечными лучами, также как и принятие солнечных ванн, не показано. |
проветривание |
сквозное |
умывание |
температура воды +28 - +26 градусов |
прямые солнечные лучи |
Если ребенок хорошо переносит кружевную тень. Важно следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. |
прогулка |
Сон и бодрствование Летом, целесообразно питание, сон, гимнастику, игры вынести на свежий воздух. |
обтирание |
обтирание смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем, быстрыми движениями обтирают ребенка. |
|
|
Воздушные ванны |
Пеленание.Время воздушных ванн можно сочетать с массажем или гимнастикой.
|
Обливание водой
|
Необходима консультация с врачом. 1.местные 2.общие 3.контрастные обливания |
|
|
|
|
ванны |
Начинать можно с температуры +35 градусов |
1. Закаливание детей первого года жизни воздухом:
Первый способ – это проветривание помещения. Закаливание воздухом начинается именно с этого. Лучший способ проветривания – сквозное, его можно устраивать в отсутствие ребенка. Закаливающим фактором при проветривании помещения является понижение температуры на 1-2 градуса С. Осенью и зимой проветривать помещение необходимо 4-5 раз в день по 10-15 минут. Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок +20 - +22 градуса С. Исследования показали, что при более высокой температуре рост и развитие ребенка задерживаются.
Второй способ – это прогулка, включающая и сон на воздухе. Желательно как можно больше времени проводить под открытым небом. В любое время года полезно гулять. Не забывайте только, что одеваться нужно по погоде. Нет необходимости укутывать ребенка слишком тепло.
Третий способ – это воздушные ванны, под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка. Он становится спокойнее, лучше ест и спит.
Для детей первого года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Полезно при каждом пеленании и переодевании оставлять ребенка на некоторое время раздетым. Раздевать и одевать ребенка надо не торопясь, температуру следует снижать до +20 - +18 градусов. Время воздушных ванн можно сочетать с массажем или гимнастикой.
В течение первого полугодия жизни рекомендуется проводить воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинать надо с 3-х минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте. А в течение второго полугодия 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность на 2 минуты.
Во время и после воздушной ванны ребенок должен выглядеть бодрым, у него должно быть хорошее настроение. Следить за тем, чтобы дети в это время не плакали и имели возможность двигаться. Не пропустить признаки переохлаждения: при появлении «гусиной кожи» надо прекратить проведение воздушной ванны и одеть ребенка, а в дальнейшем уменьшить ее продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка.
2. Закаливание детей первого года жизни солнечными лучами:
Важно помнить, что солнечные лучи – сильнодействующее средство.Начинать закаливание следует при рассеянном солнечном свете. Ребенку лучше находиться в так называемой кружевной тени. В начале ребенок должен быть одет в рубашку из легкой светлой ткани при температуре +22 - +24 градуса С. Затем ребенка нужно раздеть и оставить его обнаженным на несколько минут, постепенно увеличивая время закаливания до 10 минут. На голову малышу необходимо надеть панамку. Будет полезно, если он в это время свободно перемещается в манеже, на площадке, играя с игрушками.
Если ребенок хорошо переносит пребывание в кружевной тени, то можно вывести его под прямые солнечные лучи. Сначала на полминуты и постепенно доводя время пребывания до 5 минут, на солнце. Проводить процедуру можно утром до 10-11 часов или вечером после 17 часов. Важно следить за тем, чтобы ребенок не перегрелся. При покраснении лица, появлении раздражительности, возбудимости надо увести его в тень, напоить остуженной кипяченой водой. Также необходимо периодически консультироваться с лечащим врачом или врачом ЛФК, которые разрешают и дозируют процедуру.
3. Закаливание детей первого года жизни водой:
Закаливающие процедуры исключительно полезны для детей первого года жизни, но с двумя оговорками. Во-первых, никакого закаливания до конца адаптационного послеродового периода, т. е. до одного месяца. Во-вторых, прежде чем начинать закаливающие процедуры обязательно нужно проконсультироваться с врачом.
Начать закаливание можно с обычного умывания ребенка, с температурой воды +28 - +26 градусов. Производят обтирание смоченной в воде варежкой из махровой ткани или сложенным в несколько раз махровым полотенцем быстрыми движениями обтирают ребенка. Первую неделю обтирают только верхнюю половину тела, а спустя неделю и все тело.
Руки ребенка следует обтирать от пальцев к плечам, грудь - круговыми движениями по часовой стрелке, спину – от середины позвоночника к бокам, ноги – от стоп вверх к тазу, живот – по часовой стрелке, ягодицы – не раздвигая их, снизу вверх. Каждое движение повторяют 2-4 раза. После влажного обтирания необходимо растереть кожу ребенка до порозовения и одеть его.
Необходимо знать! Данную процедуру следует отложить, если на участках кожи, которые подвергаются обтиранию и растиранию, есть опрелости, какие-то высыпания и т.п. Кожа должна быть абсолютно здоровой!
После 2-4 недель систематических обтираний можно перейти к обливанию водой. Необходима консультация с врачом. Начинать обливание необходимо с ног, затем к ним присоединяют ягодицы, далее грудь и живот. И заканчивают обливанием левого и правого плеча. Эту процедуру можно начинать с 9-12 месяцев.
Из местных обливаний в первую очередь рекомендуется обливание ног. Такая процедура оказывает не только местное, но и общее воздействие на организм, и связано это, с тем, что охлаждение стопы – это один из возможных способов стимуляции деятельности надпочечников, имеющих важную роль в адаптации организма к неблагоприятным условиям и в функционировании иммунной системы человека.
Закаливающий эффект этой процедуры может быть обусловлен постепенным (на 1 градус C в день) снижением температуры на 1 градус C в день.
Или применением контрастного обливания, в этом случае ноги сначала обливают теплой водой температуры +36 градусов C, затем холодной с показателем +24 – +22 градуса C, а в конце снова теплой водой.
Очень полезны ножные ванны перед сном. Начинать их можно с температуры +35 градусов C. Эту процедуру проводят так: наливают в ванну воду несколько выше уровня щиколоток. Ребенок должен пройти по воде 5-6 раз, при вашей помощи или самостоятельно. Затем наливают воду на 2-3 градуса холоднее. После ванны вытирают ноги ребенка и укладывают спать.
Не следует проводить обливание ног холодной водой и топтание в воде, если у ребенка холодные ноги!
Не стоит забывать о каком либо методе закаливания, они все хорошо эффективны при правильном выполнении, так же нужно помнить о необходимости консультации с врачом и выполнении его рекомендаций. Обязательно следите за состоянием ребенка до закаливающих процедур, во время них и после.
Влияние плавания на организм грудного ребенка и особенности таких занятий:
Для грудных детей так же существуют занятия плаванием и всем мамочкам интересно, чем это будет полезно и есть ли противопоказания для таких занятий, и что нужно знать о самих занятиях.
Малыш 9 месяцев провел в водной среде в утробе матери – она ему знакома и привычна. Чем младше кроха, тем легче научить его плаванию в воде, так как у него еще активны врожденные рефлексы. Постепенно эти рефлексы угасают, поэтому учить плаванию детей постарше будет уже сложнее. Плавание в бассейне или даже дома в ванной будет полезно для стимуляции как физического, так и умственного развития. Так же, как и другие методы закаливания, плавание требует присмотра за ребенком во время всего процесса.
При регулярности занятий, правильности проведения, с учетом возможных противопоказаний и соблюдении правил безопасности плавание имеет массу полезных эффектов в отношении здоровья детей:
Занятия являются отличным тренажером для организма. Плавание помогает закаливать организм, стимулировать иммунитет и реже болеть респираторными инфекциями (ОРВИ, ОРЗ).
Такие процедуры способствуют стимуляции физического и нервно-психического развития.
Формируется правильная осанка, укрепляется костная ткань, нормализуется тонус мышц. Есть данные, что дети, которые занимаются детским грудничковым плаванием, раньше сверстников начинают ползать и ходить за счет более крепких мышц.
Нормализуется работа дыхательной системы, сердца и сосудов, выравнивается давление и частота дыхания. При купании стимулируется кроветворение, активнее образуются эритроциты, переносящие кислород из легких в ткани и органы организма.
Это помогает в развитии взаимопонимания между родителями, мама или папа лучше понимают жесты, невербальные знаки крохи. Во время сеансов устраняются различные страхи, ребенок успокаивается. Плавание для грудничков в бассейне помогает избавиться от боязни открытых водоемов. Кроме того, неоспоримая польза плавания для малышей – это нормализация сна, малыш получает достаточную нагрузку, насыщает кровь кислородом, активно расходует энергию и лучше спит. Это помогает избежать капризов и частых ночных пробуждений.
Перед тем, как начать занятия, необходима консультация педиатра и исключение противопоказаний к плаванию, особенно в бассейне.
Противопоказаниями являются:
Острые заболевания с высокой температурой;
Кожные патологии с гнойничками и корочками;
Наличие открытых ран;
Наличие некоторых заболеваний, таких как судороги, проблемы сердца, инфекции, нарушения работы почек.
Врач-педиатр после осмотра и беседы с родителями даст заключение, допустимо ли плавание для грудничка в бассейне или стоит ограничиться только домашними процедурами.
Обычно тренировки начинают с 2-3 месяцев, или когда малыш уверенно держит головку. Проходят они в специальных центрах, где имеются небольшие индивидуальные бассейны с обработкой воды безопасными реагентами, подогревом до нужной температуры. Занятия проводят инструкторы, имеющие медицинское образование или закончившие институты физической культуры с дополнительным образованием именно по грудничковому плаванию. Также важно, чтобы время занятий не совпадало с часами сна крохи и после кормления прошло около двух часов. Плавать сразу после кормления не рекомендуется.
1.4. Закаливание школьников
Если дети школьного возраста не будут закаляться, есть немалая вероятность, что они будут часто болеть и пропускать учебные занятия. Потом пытаться догонять своих одноклассников, переутомляться и снова болеть. Задача родителей разорвать этот замкнутый круг, приучить ребенка к закаливающим процедурам, убедив в их необходимости.
При закаливании детей школьного возраста также соблюдаются все правила закаливания. Начинать необходимо с простых процедур и постепенно подключать остальные.
Первое, с чего стоит начать – это проветривание. Даже если на улице начало холодать, не торопитесь закрывать форточки. Таким образом, вы закаляетесь сами и приучаете к этому ребенка. Кроме того, за счет разницы между дневной и ночной температурой воздуха, вы осуществляете увлажнение воздуха в своем доме. Многие оценивают температуру в комнате по ощущениям. Летом жарко, значит нужно открыть окно, зимой прохладно — можно не открывать. Врачи непросто так настаивают на циркуляции свежего воздуха в квартире. Систематический дефицит кислорода неблагоприятно сказывается на физическом, психоэмоциональном здоровье и на умственных возможностях. А проветривание препятствует возникновению таких реакций.
Большинство патогенных микробов — это анаэробные микроорганизмы, которые размножаются в бескислородной среде, чем меньше в помещении кислорода, тем лучше себя чувствуют вирусы и бактерии. При постоянном пребывании в непроветриваемых помещениях развивается эффект накопления. Количество вредных соединений в организме постепенно возрастает, что становится причиной возникновения: хронических болезней органов дыхания, ослабления иммунитета в целом и развития кардиологических и гематологических нарушений. И чтобы всего этого избежать, необходимо просто проветрить комнату. В теплую погоду проветривать помещение нужно 20-40 минут, а в холодную от 10 до 15. Если сочетать проветривание с влажной уборкой ,это сделает дом чистым, уютным и безопасным для здоровья. При вдыхании свежего воздуха кровь обогащается молекулами кислорода, что в свою очередь благоприятно влияет на все биохимические процессы в организме. На смену сонливости и вялости приходят бодрость, хорошее настроение, высокая работоспособность. [5]
Второе после проветривания – это одевание ребенка по сезону. Ребенок сам должен одеться, а родители помогают ему в выборе одежды. Хочется отметить, что не каждый родитель знает как одевать ребенка. Дети школьного возраста очень активны, значит одевать их теплее, чем себя нет необходимости. Важную роль в этом вопросе имеет терморегуляция. Терморегуляция – это способность человека, млекопитающих животных и птиц поддерживать температуру тела, несмотря на значительные колебания температуры внешней среды. На нормальную работу терморегуляции могут влиять многие факторы. Например, при перекутывании, то есть при угрозе перегревания организма происходит расширение кожных сосудов, увеличиваются потоотделение и теплоотдача. При угрозе охлаждения кожные сосуды суживаются и теплоотдача ограничивается,а теплопродукция повышается. Таким образом, организм поддерживает баланс между теплопродукцией и теплоотдачей в различных температурных ситуациях. Для здоровья ребенка одинаково вредно как охлаждение, так и перегрев. Перекутанные дети на улице потеют – охлаждаются, снова потеют – снова охлаждаются, этот процесс ведет к снижению иммунитета и различным заболеваниям. Задача взрослых как можно комфортнее одеть ребенка, чтобы он не перегрелся и не замерз.
Третье к чему можно приучить своего ребенка – это обтирание. Такая процедура является начальным этапом закаливания водой. Ее проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Движения рук должны быть направлены к сердцу. Вся процедура должна занимать от двух до пяти минут.
Четвертое – это обливание водой. Является разновидностью водолечебной гигиенической и лечебно-профилактической процедурой. Суть процедуры заключается в обливании всей поверхности тела водой. Важно знать, что в самые первые процедуры температура воды должна составлять 32-35 градуса C, а при следующих повторениях мероприятия температуру воды постепенно понижают до 28-20 градусов C.
Пятое, что стоит упомянуть – это холодный душ. Он оказывает наиболее сильное воздействие на организм любого человека и ребенка тоже. Механическое раздражение из-за водяной струи, весьма значительно, и потому душ вызывает более сильную реакцию, чем предыдущая процедура. Детям младшего школьного возраста тоже можно принимать душ, но вода должна быть выше 20 градусов C. В первый раз под холодным душем можно постоять не более 30 секунд. Постепенно увеличивая время и привыкая, провести время под таким душем можно до 4 минут, для здорового человека не более, а людям с противопоказаниями и вовсе не рекомендуется экспериментировать с низкими температурами.
Шестое – это купание с понижением температуры и ножные ванночки. Первоначальная температура воды для школьников составляет 32-33 градусов C, затем ее снижают через каждые 2-3 дня или еще лучше через неделю на 1 градус C, доводя соответственно до 16-15 градусов C. Ножные процедуры проводят в ванной, куда наливают воду соответствующей температуры. Во время процедуры ребенок топчется в воде, продолжительность процедуры 3-4 минуты. Затем ноги ребенка растирают махровым полотенцем и надевают теплые носки. Купание с постепенным понижением температуры осуществляется по тому же принципу. После купания ребенка одевают во фланелевую пижаму. Данные процедуры лучше проводить перед сном, чтобы ребенок не переохладился.
Главный критерий правильности проведения процедур закаливания является состояние самого ребенка во время манипуляций, они должны доставлять ему удовольствие, а не пугать или раздражать.
Для обтирания, обливания и принятия душа лучше выбрать утреннее время. После сна кожа равномерно согрета, а это важно для получения необходимой сосудистой реакции, и кроме того, подобные утренние процедуры прогоняют сонливость, создают бодрое настроение. После прививки ребенка процедуры отменяются также как при болезни. Закаливающие мероприятия возобновляют, только когда ребенок здоров.
1.5. Показания и противопоказания к закаливанию. Рекомендации по закаливанию
Показания к закаливанию есть у каждого, так как закаливающие мероприятия способствуют укреплению организма и улучшению общего состояния. Закаляться нужно с самого рождения, главная задача -это сделать так, чтобы ребенок не нуждался в закаливании. У малышей с рождения хорошая способность к адаптации, нам только нужно не дать ей угаснуть. Поэтому не следует создавать ребенку тепличных условий, максимально используйте естественные факторы, проще говоря: воздух, воду и солнце. Но важно помнить, что прежде чем начать какие либо процедуры, обязательно нужно консультироваться у врача.
Чтобы все усилия закаливания принесли пользу нужно просто соблюдать правила.
После болезни все нужно будет начинать с начала.
Главное знать, что начинать закаливание никогда не поздно. Учитывайте возрастные особенности и уровень подготовки ребенка. Чем раньше родители задумаются об укреплении выносливости и иммунитета своего ребенка, тем проще он включится в программу, и будут первые результаты.
Закаливающие мероприятия можно вести в любое время года, но начать его лучше в весенне-летний сезон.
Контролируя самочувствие ребенка, можно предупредить переохлаждение или перегрев. Осуществляют контроль по состоянию кожных покровов, температуре ладоней, стоп и носа.
Важно, чтобы мероприятия проходили в хорошем настроении. Лучше, если до следующей трапезы или дневного сна будет не меньше двух часов.
Для стойкого результата важно поддерживать достаточную двигательную активность детей, использовать массаж, обеспечивать им полезное и полноценное питание, и пребывание на свежем воздухе.
ГЛАВА 2. СПОРТ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2.1. Из истории развития спорта и физической культуры в России
Олицетворением гармонично развитой личности в древности является образ былинного богатыря. Основной формой физической подготовки были игрища. Игрища – это игровая часть массового народного праздника, включающая ряжение, веселье, забавы, песни, потехи, пляски, собственно игры, состязания, хороводы и т.д.
А целью физического воспитания вплоть до 18 века была военно-физическая подготовка, что можно объяснить тем, что Русь вынуждена была вести множество войн.
Спортивная история России, официально зафиксированная, в протоколах начинается с 19 февраля 1889 года, когда на льду «Петровки» состоялся первый в истории России чемпионат по конькобежному спорту, в программе был забег всего на одну дистанцию – 3 версты (3200 метров). Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений. Физическое воспитание и спорт в России развиваются в основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям.
Уже в 1920 году, несмотря на трудности, переживаемые молодой Советской Республикой, был открыт институт физической культуры.
В 1923 году основано первое в стране добровольное спортивное общество под названием «Динамо». Впервые выехавшая за рубеж сборная футбольная команда РСФСР успешно выступила в Швеции, Норвегии и Германии. Повсеместно в стране строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. В городах действовало общество «Муравей», созданное по инициативе комсомола.
Во всех школах было введено преподавание физической культуры. Перед советской молодежью открылись широкие возможности для занятий самыми различными видами спорта.
17 августа 1928 года на Красной площади открылась первая всесоюзная Спартакиада. Это происходило в день завершения в Амстердаме девятых Олимпийских игр.
В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО – «готов к труду и обороне СССР».
2.2. Виды спорта и его основы
В наше время видов спорта большое количество и разнообразие. Основными видами являются: спортивная гимнастика, легкая атлетика, лыжи, коньки, плавание, велосипед, гребля, борьба, бокс и поднятие тяжестей, каждый из них имеет свои особенности, заключающиеся главным образом во влиянии оказывающим на организм.
Гимнастов можно назвать одними из самых древних спортсменов. Ведь когда бодибилдинг еще не был в моде, воздушные гимнасты давно работали в цирке. Кстати первый конкурс по бодибилдингу в СССР выиграл цирковой гимнаст.
Лыжи отлично подойдут тем, кто хочет прорабатывать сразу все группы мышц. Качайтесь на лыжах: при беге задействуются большая ягодичная мышца, задняя поверхность бедра, квадрицепс, икроножная мышца и даже мышца стопы.
2.3. Влияние физических нагрузок
Человек, который долгое время находится без необходимых физических нагрузок, почувствует слабость, его органы становятся нетрудоспособными, организм истощается. Как мы знаем, что космонавты, которые долгое время находятся в невесомости, после возвращения на землю они не в состоянии ходить или бегать. Это является причиной того, что, если человек долгое время не делает физические нагрузки, нервно-мышечный аппарат, который обеспечивает вертикальное положение тела и двигательную активность, теряет свои способности.[6]
Аэробные нагрузки |
помогают человеку усвоить кислород, увеличивают промежуток капиллярного русла, а у сосудов увеличивается прочность и эластичность. К таким нагрузкам относят бег, ходьбу на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, и другие упражнения циклического характера |
Силовые нагрузки |
способствуют укреплению всех частей опорно-двигательного аппарата. Благодаря физическим нагрузкам, у человека формируется мышечный корсет, часто способствует формированию правильной осанки, она же создает благоприятные и удобные условия для деятельности внутренних органов.
|
Упражнения, направленные на растягивание |
помогают сохранить гибкость, и эластичность мышц и связок, что способствует защите от травм опорно-двигательный аппарат. Растягивая мышцы, мы даем сильный поток импульсов к отделу головного мозга, который отвечает за данную группу мышц, и активизируем ответный импульс, нацеленный на возобновление трудоспособности |
Благодаря физическим нагрузкам активизируется деятельность всех систем организма. Первым делом, они влияют на работу опорно-двигательного аппарата. Физические нагрузки активизируют обменные процессы в мышцах, связках и сухожилиях, что предотвращает появление ревматизма, артрозов, артритов и других дегенеративных изменений во всех звеньях, которые обеспечивают двигательную функцию.
Регулярная работа мышц способствует улучшению работы сердца, заставляет сердце работать активнее, увеличивает количество гемоглобина и эритроцитов.
Физические упражнения активизируют нервные процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий и в других отделах нервной системы, процесс торможения легче переходит в процесс возбуждения. Заметно улучшается дыхание. Регулярные тренировки положительно влияют на развитие в детском и подростковом возрасте, а в зрелом и пожилом возрасте позволяют надолго сохранить стройность и красоту.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ
Как закаливать организм и какие методы использовать? Это определяется возрастом, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями организма конкретного человека.
В нашем исследовании, конкретный человек, закаливание которого мы описываем – это моя младшая сестра Ольга.
Ольга родилась в декабре 2015 года. В самом начале своей жизни и до 2,5 лет Оля часто болела. С решением отдать Олю в детский сад, возникла необходимость закалять ребенка и развивать физически. С этого в 2018 году и началось в нашей семье закаливание не только моей сестры, но и всех остальных ее членов.
Моя семья состоит из пяти человек:
мой папа – Зырянов Роман Михайлович 08.11.1985 года рождения
моя мама – Зырянова Оксана Евгеньевна 09.05.1978 года рождения
моя сестра – Белоглазова Ярослава Алексеевна 06.06.2007 года рождения
Я – Зырянов Гордей Романович 31.08.2013года рождения
и младшая сестра – Зырянова Ольга Романовна 05.12.2015 года рождения.
Благодаря нашим наблюдениям, мы пришли к выводам, что закаливание моей сестры очень пошло ей на пользу. Она начала меньше болеть, у нее повысился иммунитет, что показывают цифры посещения и обращение к врачу по годам. Я попросил маму взять амбулаторную карточку моей сестры и посмотреть статистику посещения больницы.
2015 - 2016 год - ежемесячные обследования ребенка до года жизни
2016 – 2017 год – 2 обращения с заболеванием верхних дыхательных путей
2017 – 2018 год – 7 обращений с заболеванием верхних дыхательных путей
2018 – 2019 год – 3 обращения м заболеванием верхних дыхательных путей
2019 – 2020 год – 0 обращений
2020 – 2021 год – 0 обращений
2021 – 2022 год – 0 обращений
2022 – 2023 год – 0 обращений
Таким образом, наши исследования длились в течение пяти лет , и мы видим положительную динамку. Данный пример отлично доказывает эффективность закаливания и физических упражнений.
Как говорилось ранее, остальные члены нашей семьи тоже принимали участие в этом исследовании.
Я тоже закаливаю организм, особенно мне нравиться водное закаливание. Я обливаюсь прохладной водой. Летом, после бани, я ныряю в бассейн, а зимой, я ныряю в снег! Мне становится очень приятно и хорошо!
Мои мама и папа всегда вели спортивный образ жизни и приучали нас, своих детей, к этому.
Папа профессионально занимался в школе и после школы лыжами и эту любовь к лыжам привил мне.(Приложение 1, фото 1,2)
Моя мама, занималась в молодости гимнастикой, а теперь и я посещаю МБУ ДО СШ «Восток» Омутнинского района. И имею грамоты за 1, 2 и 3 места как районные так и областные по спортивной акробатике. (Приложение 1, фото 3)
Осенью, когда проходит «Кросс нации» мы семьей всегда участвуем..(Приложение 1, фото 4,5)
А еще, так как я занимаюсь спортом и закаляюсь, я в 2023 году получил Золотой значок ГТО II СТУПЕНЬ удостоверение № АИ994992 (возрастная группа от 9 до 10 лет). (Приложение 1, фото 6)
Моя старшая сестра Ярослава, занимается в волейбольной секции в школьном клубе «Восток». И от школы ездит на соревнования.
Каждое утро, наша семья начинает с бодрящей зарядки, потом душ в ванной, а потом уже и собираемся на работу и в школу. В выходные, мы обязательно ходим в баню.
Зимой Папа нас парит вениками, которые родители заготавливают с лета, потом мы прыгаем в снег, а потом опять парилка.
Веники разные – березовые, дубовые, липовые и пихтовые. Мама обязательно вкладывает в каждый веник по веточке мяты или душицы, не только для запаха, но и для здорового дыхания.
А летом после баньки мы обливаемся холодной водой или прыгаем в бассейн. Бассейн у нас и большой, и маленький. (Приложение 1, фото7)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать вывод: закаливание открывает людям цель и смысл жизни. Закаляясь, человек получает много жизненной силы и энергии, а главное – хорошее здоровье. Закаливать человека – это приучать его ко всем лишениям, нужде, непогоде, воспитывать в суровости. Если человек хочет жить долго, радоваться жизни, - он должен внимательно относиться к своему здоровью, закаливать свой организм.
Здоровый дух только в здоровом теле. Продолжительного здоровья можно достигнуть только, если закалять себя с ранних лет. И этим добрым советом нужно воспользоваться. В первую очередь это касается родителей. Они своим примером должны показывать, как жить без болезней.
Я уверен, что тема эта важна и актуальна. Я считаю, что закаленный человек – это практически здоровый человек. У закаленного человека хорошо работают все органы, в том числе сердечно-сосудистая и нервная системы.
Я призываю всех людей: Закаляйтесь! И будете жить дольше, ведь жизнь человеку дается только одна. Закаляясь, человек получает здоровье. И появляется смысл жить. А жизнь прекрасна!
Рекомендации:
Давайте, друзья все вместе объявим войну насморку, гриппу, ангине и другим болезням. С этой целью начнем закаливать свой организм. Это здорово! При большом желании цель близка и достижима.
1. Закаливание солнцем.
Первый раз можно загорать не больше 4 минут. И постепенно увеличивать время до 30-40 минут. Лучшее время принятия солнечных ванн – с 8 до 11 часов утра, когда воздух менее нагреет; за 1,5 часа до еды или спустя 1,5-2 часа после еды.
2. Закаливание воздухом
Характеристика воздушных ванн |
Температура воздуха, °С |
Длительность воздушных ванн, мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Холодные |
— 7 -4 — 3 -1 0-4 5-8 |
0,5 0,5 1 1 |
1 1 1,5 2 |
1,5 2 2,5 3 |
2 2,5 3 4 |
2,5 3 4 5 |
3 4 5 6 |
3,5 5 6 7 |
4 5 6 7 |
4,5 6 7 9 |
Умеренно холодные |
9-12 13-16 |
1,5 2 |
3 4 |
4,5 6 |
6 8 |
7,5 10 |
9 12 |
10,5 14 |
12 16 |
13,5 18 |
Прохладные |
17-18 19-20 |
3 4 |
6 8 |
9 12 |
12 16 |
15 20 |
18 24 |
21 28 |
24 32 |
27 36 |
Тёплые |
Выше 22 |
16 |
32 |
48 |
64 |
80 |
96 |
112 |
144 |
144 |
3. Закаливание водой
К водным процедурам относятся обтирание, обливание, купание.
Обтирание
Оно производится мокрым полотенцем или губкой, после чего тело насухо вытирается полотенцем. Для обтирания вначале используется теплая вода -250-200С. Нельзя обтираться сразу холодной водой, температуру воды надо снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем.
Обливание водой
Обливание холодной водой это самый распространённый способ закаливания водой, т.к. в отличие от купания он доступен в любое время года
Если вы только начинаете закаливаться, то температуру воды поддерживайте около 30°С, а уже затем начинайте постепенное снижение температуры до холодной.
Очень хорошее расслабляющее воздействие оказывает обливание плеч и шеи. Для этого даже не надо полностью раздеваться, разденьтесь до пояса, наклонитесь над ванной и окатитесь в течение пары минут тёплой водой.
Обливание очень эффективно, старайтесь проводить их два раза в день, утром и вечером. Если вы не можете делать это дважды в день, то можете просто смачивать некоторые части тела под краном, или просто наплёскивать на них воду, после чего вытирайтесь насухо полотенцем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. proshkolu.ru›user/teleginainna/blog/542349
2. sport.business-gazeta.ru›article/147140
3. https://infourok.ru/iz-istorii-razvitiya-ucheniya-o-zakalivanii-6215322.html
4. https://kazedu.com/referat/31472/1#:~:text=На%20необходимость%20закаливания%20постоянно%20указывали,воздействиях%20закаливающих%20процедур%20на%20организм
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Закаливание_организма
6. https://fitomaniya.ru/myshtsy/myshtsy-ot-sportivnoy-gimnastike/
7. https://fitomaniya.ru/myshtsy/myshtsy-ot-sportivnoy-gimnastike/
8. https://infourok.ru/kak-fizicheskie-nagruzki-vliyayut-na-cheloveka-3692137.html
Приложение 1.
Фото1
Фото2
Фото3
Фото4 фото5
Фото 6 фото 7
Скачано с www.znanio.ru
[1] proshkolu.ru›user/teleginainna/blog/542349
[2] sport.business-gazeta.ru›article/147140
[3] https://infourok.ru/iz-istorii-razvitiya-ucheniya-o-zakalivanii-6215322.html
[4] https://kazedu.com/referat/31472/1#:~:text=На%20необходимость%20закаливания%20постоянно%20указывали,воздействиях%20закаливающих%20процедур%20на%20организм
[5] . https://fitomaniya.ru/myshtsy/myshtsy-ot-sportivnoy-gimnastike/
[6] https://infourok.ru/kak-fizicheskie-nagruzki-vliyayut-na-cheloveka-3692137.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.