Проект «Правильная осанка – залог здоровья»
Тип проекта: исследовательский, оздоровительный,краткосрочный.
Состав проектной группы:обучающиеся 5 классов.
Руководители проекта: Дубровина Л.А.,учитель музыки, Кусмарцева С.М., педагог-организатор
Сегодня отмечается значительный рост детей с различными патологиями в развитии. Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек на Земле.Многочасовое сидение на уроках, а затем и дома при выполнении домашних заданий, компьютерные игры,здоровья не прибавляют. Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Красоту и здоровье нашему телу придаёт красивая осанка. После прохождения медосмотра было установлено, что 80% учеников нашего класса имеют неправильную осанку. Оказалось, что проблема осанки актуальна и во всей школе, ведь у 73% обучающихся школы нарушена осанка. Проект рассчитан на комплексное осмысление у детей и подростков своих собственных действий, желания захотеть быть здоровыми, стройными,красивыми.
Проект окажет позитивное влияние в борьбе за правильную осанку,сделает ребенка союзником , поможет ему захотеть быть стройным, попробуем подвести его к этой мысли самостоятельно. Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.
Цель проекта: изучить, к чему приводит нарушение осанки, выявить, есть ли нарушение осанки у детей класса и разработать комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки
Цель проекта:Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие нормального развития организма.
Гипотеза данного исследования: «Если дети будут долго сидеть за компьютером и телевизором, неправильно сидеть за партой, у них может нарушиться осанка, и это может привести к развитию различных заболеваний»
Гипотеза Правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье.
Задачи проекта:
1.Рассмотреть основные моменты формирования правильной осанки и выяснить последствия ее нарушения для детей школьного возраста.
2.Выяснить к чему приводит нарушение осанки.
3.Выявить есть ли нарушение осанки у детей класса.
4. Протестировать детей класса и разработать комплекс упражнений для ежедневного использования.
5. Провести анкетирование среди одноклассников и родителей.
6. Составить рекомендации для школьников по уходу за своим здоровьем и осанкой.
7.Составить буклет с рекомендациями.
Задачи проекта
1. Проанализировать данные медосмотра по теме проекта.
2. Уточнить и расширить представление об осанке в дополнительной литературе,интернете, у медицинской сестры школы.
3. Определить причины нарушения осанки учеников нашей школы.
4. Узнать какие методы по исправлению осанки существуют.
5. Ознакомить учеников с рекомендациями специалистов по сохранению и исправлению осанки.
Принципы проекта:
Здоровье-это приоритет.Всё имеет смысл пока мы здоровы.
Твое здоровье в твоих руках.
Выбери активную жизненную позицию :занимайся спортом, участвуй в жизни школы и класса.
Характер участия: активная деятельность детей, сотрудничество с родителями.
Методика работы собучающимися во время подготовки проекта строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делался акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Методы исследования: анкетирование, анализ, самостоятельный поиск, обобщение, беседа, тестирование.
Сроки выполнения:
Актуальность
Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. Разумному человеку не надо доказывать, что вредно для здоровья. Образованный человек учится всю жизнь и старается не болеть, стремится быть здоровым, стройным, красивым. Однако большинство людей даже не догадываются, что причиной многих их недугов часто являются чрезмерные нагрузки на позвоночник. А знаем ли мы, что многие приобретают искривление позвоночника уже в школьные годы, страдая потом всю жизнь? Задумываемся ли над тем, что отличная осанка – это не только красота, но и здоровье? Как избежать болезней от малоподвижного образа жизни?
В младшем школьном возрасте7-10 лет, осанка еще неустойчива, а начало школьных занятий многократно увеличивает нагрузку на позвоночник. Что же можно сделать? Как не допустить развития нарушений осанки школьника?
Позвоночник играет особую роль в организме. Он является стержнем скелета.
Осанка – это привычное положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. Красота, сила и доброта – эти понятия всегда были рядом. Богатыри из любимых сказок и легенд всегда добры, скромны и стройны. Они защищают слабых, помогают бедным и обиженным, неустанно трудятся, преодолевают небывалые трудности.
Красивая осанка способствует только хорошему настроению.
Вы думаете, что хорошая осанка – это признак хорошей наследственности? Нет. Привычку правильно ходить, стоять, сидеть надо вырабатывать.
Каждый человек может стать стройным, иметь крепкое здоровье и грациозную осанку, если систематически будет заниматься гимнастикой или другими видами спорта. Помните, что сутулая спина вызывает ощущение покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе, удачливого, гордого и уважительного.
Планируемый результат:
1.Формирование знаний о правильной и красивой осанке.
2.Ежедневное выполнение комплекса упражнений на укрепление осанки.
3.Постоянный самоконтроль за своей осанкой и фигурой.
Условия реализации проекта:
Организовать в течение месяца следующие мероприятия:
Продукт:
Буклет. Видеоролик.
Форма презентации: Видеоролик.
Этапы реализации проекта «Осанка»
Проектировочный(организационный) этап:
Период |
Мероприятие |
Ответствен ные обучаю щиеся
|
Руководи-тели проекта |
|
Мес. |
дата |
|||
Сентябрь 2016 |
||||
10.09. |
-составление плана работы; -подбор, изучение, обработка и систематизация информации. -постановка цели и задач проекта; |
Все участники проекта |
Дубровина Л.А. |
Технологический этап реализации проекта
Период |
Мероприятие |
Ответствен ные обучаю щиеся |
Руководи-тели проекта |
|
Мес. |
дата |
|||
Сентябрь - октябрь |
||||
12.09.-15.09.
15.09-29.09
29.09- 01.10
01.10
02.10 |
-выбор формы реализации проекта - распределение заданий в группе - работа в группах по сбору информации (посещение библиотеки, исследование интернет ресурсов по теме ) -анкетирование учащихся и родителей. -тестирование учащихся -обработка результатов; -выявление проблемы. -разработка комплекса упражнений для укрепления осанки
-изготовление буклетов с рекомендациями. -оформление презентации проекта. -проведение заключительной беседы с учащимися, выводы и предложения детей. |
Все участники проекта
Румянцева А. Сидоров С. Шматок Е.
Все участники проекта
Власова В. 6г класс
Все участники проекта
Все участники проекта
Все участники проекта
|
Дубровина Л.А. Кусмарцева С.М. |
Заключительный этап
Период |
Мероприятие |
Ответствен ные обучаю щиеся
|
Руководи-тели проекта |
|
Мес. |
дата |
|||
октябрь |
||||
02.10.
05.10
05.10 |
-Награждение участников проекта.
|
Все участники проекта. Родители обучающихся Все участники проекта. Лучшие участники проекта |
Дубровина Л.А. Кусмарцева С.М. |
Реализация проекта «Правильная осанка-залог здоровья»
Чтобы ответить на интересующие нас вопросы мы сходили в библиотеку, изучали информацию в интернете.
Занимались художественным творчеством:
Узнали о факторах, влияющих на осанку детей.
Провели беседы: «Польза спорта для здоровья»
Разучили комплекс общеразвивающих упражнений для сохранения осанки.
Подготовили буклет «Сохраняй правильную осанку»
Теоретическая значимость заключается в том, что данная информация полезна как для сверстников, так и для остальных учащихся нашей школы.
Практическая значимость заключается в том, что для того, чтобы человек стал крепким, здоровым, сильным и красивым,е му необходимо следить за состоянием своей осанки,и данный комплекс упражнений, разработанный нами ,рекомендуем использовать учащимися нашей школы, при проведении физ.минуток и утренней зарядки.
Рефлексия.
1. Мы узнали о факторах, влияющих на осанку детей.
2. Мы с пользой провели время с нашими родителями.
4. Мы узнали, как составлять анкету, план работы.
5. Мы научились пользоваться интернетом.
6. Мы научились оценивать результаты собственного труда.
7. У нас появился интерес к проектной деятельности.
8. Получили опыт выступлений.
Мы думаем, что, несмотря на некоторые недостатки и трудности, проект удался.
Анализируя собственную деятельность, мы пришли к выводу, в ходе реализации проекта мы смогли организовать и себя и других. Узнали, почему нужно следить за своей осанкой. Нам была интересна эта работа.
Достигнутые результаты.
Проведя исследование и изучив литературу мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.
Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.
Все отклонения в осанке представляют большую опасность. Но мы теперь знаем, как можно избежать этих проблем.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что наша жизнь стала интересней и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Перспектива проекта.
Описание теоретического этапа
Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине, суставах и мышцах, головных болей и головокружений, заболеваний почек и расстройств желудочно-кишечного тракта, проблем со зрением и т.д.
Что такое осанка ?
Осанкой называют умение без особого напряжения удерживать своё тело, cохраняя правильную позу в положении сидя, лёжа и во время ходьбы, так и саму правильную позу. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника .Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника. Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.
Провели исследование группы детей на наличие у них нарушения осанки
Тест №1.
Если положить на голову книгу и пройти по линии то,в тот момент, когда осанкаокажется неправильной –книга упадёт.В результате мы убедились, что врачи правы – у многих из нас нарушена осанка.
Факторы, влияющие на осанку детей
Изучая литературу по этой теме, узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д. Интересно, а какие факторы влияют на осанку ребят нашей школы? Для этого мы провели анкетирование учащихся.
Фактор 1. Режим труда и отдыха.
Проведя анкетирование среди учеников 5 классов мы выяснили, что
- у телевизоров и компьютеров проводят более 1,5 часа - 10 учеников;
- телевизор смотрят лёжа (44 чел.), сидя в кресле( 8 человек);
Вывод:
В школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство детей долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых.
Фактор 2. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.
Узнали сколько ребят занимаются спортом :
- ходят в спортивные секции – (в нашем классе –5 учеников);
- посещают бассейн – 1 ученик;
- занимаются танцами – 2 ученика;
- делают по утрам дома зарядку –4 ученика из;
Вывод:
Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе по утрам проводятся утренние зарядки и введено 2 урока физкультуры.
Фактор 3. Неправильное питание
Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, шпинат, зелёный горошек, чёрную смородину. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн. Однако зимой, когда мы редко гуляем на улице, организму необходимы продукты богатые витамином Д.Полезновключать в пищу – куриные яйца, молоко, рыбу, печень трески.
Вывод:
Дети не очень любят эти продукты. По результатам анкетирования - рыбу и молочные продукты почти никто не любит. Предпочтение отдаётся йогуртам, чипсам, булочкам, сосискам и т.д.
Фактор 4. Неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки
По мнению врачей- ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников не должен превышать 1,2 кг. А по российским стандартным нормам – общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников 5 классов не должен превышать 3 кг.
Вывод:
Мы обследовали и взвесили ранцы 20 учеников 5кл. Средний вес ранцев не соответствует норме у половины учащихся и в полтора раза превышает допустимые нормы. С ранцами в школу ходят не все ребята. Есть ребята, которые носят сумки в одной руке.
Фактор 5. Неправильная поза
Неправильная поза: при сидении, ходьбе, просмотре телевизора и т.д.
Проанализировали данные анкеты:
- у большинства ребят, имеющих компьютер, нет специальных кресел;
- за своей позой во время ходьбы, при сидении за стенами школы никто не следит.
2. ДИАГНОСТИКА УЧАЩИХСЯ. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ И КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
2.1 Проведение тестирования и анкетирования учащихся и родителей
На этом этапе работы, совместно с медицинским работником Неллей Николаевной провели медицинское тестирование учащихся нашего 4 «Б» класса, на предмет выявления нарушений осанки по четырём тестам:
1 тест. Подойти с привычной осанкой к стене и встать к ней спиной. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в 4-х точках: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, значит осанка – правильная. Если сильно вперед выделяется грудная клетка – «лордоз».
2 тест. Нужно встать прямо и напрячь коленки, закрыть глаза, руки вытянуть вперед. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
3 тест. По высоте плеч (должна быть одинаковая высота плеч).
4 тест. По длине рук (должна быть одинаковая длина рук). [3]
Результаты тестирования были проанализированы и составлена следующая схема:
Самая лучшая (правильная) осанка у –8 человек
Осанка с нарушениями – у 9 человек
Неправильная осанка – у 2 человек (приложение Б)
Вывод:
В число детей с правильной осанкой входят дети, которые посещают спортивные секции, танцевальную студию, ведут подвижный образ жизни и следят за своей осанкой и здоровьем.
2.2 Обработка результатов, выявление проблемы
Полученные результаты тестирования нас озадачили, и мы решили выявить причины отклонений в осанке учащихся нашего класса. Для этого решено провести анкетирование среди учащихся и их родителей. (Приложение Б)
Тщательно проанализировав анкеты мы сделали выводы:
1. Дети большую часть времени находятся в положении»сидя».
2.В школе занимаются физической культурой всего 3 учебных часа в неделю.
3.Из 19 учащихся класса только 6 человек посещают спортивные секции и танцевальную студию вне школы.
4.Некоторые родители не проявляют интерес к исправлению ситуации.
2.3 Рекомендации и комплексы упражнений для укрепления осанки
На 3 –ем этапе, обработав всю информацию, мы пришли к выводу, что учащиеся недостаточно времени находятся в состоянии «движения».
По результатам исследовательской работы мы решили совместно с медицинским работником, учителем физической культуры Бабич Виктором Григорьевичем, учениками нашего класса составить следующие рекомендации для учащихся,рекомендуем:
- дополнительные физические нагрузки дома;
- посещение спортивных секций, танцевальной студии;
- занятие плаванием;
- правильная посадка за партой;
- ранцы вместо портфелей;
- упражнения лечебной физкультурой;
Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений.
Упражнения при сутулой осанке
1. Стоя, руки согнуты на уровне груди, с силой отвести руки в стороны для сведения лопаток
2.Стоя,расставив ноги,руки за спину,постараться соединить кисти. Поменять положение рук и перекладывать карандаш или мячик из одной руки в другую.
3.Стоя на коленях,наклониться назад и коснуться обеими руками пяток.
4.Стоя на коленях,повернуться и достать правой рукой правую пятку,затем левой рукой левую.
5.Сидя,руки за спиной на пояснице,прогнуться назад.
6.Лежа на животе,захватить руками стопы ног и подтягивать их к голове.
7.Можно попытаться сделать «мостик» из положения лёжа.
При включении массажа учитывается его физиологическое действие.
Для укрепления мышц живота и спины.
1.Лежа на спине,руки в стороны,поднимать и медленно опускать ноги.
2.Лёжа на спине,делать движения ногами,как при вращении педалей велосипеда.
3.Лёжа на животе,поднять ноги вверх,поддержав несколько секунд,медленно опустить.
4.Лёжа на спине,зацепиться стопами за край шкафа,дивана;садиться и ложиться без помощи рук.
5.Стоя на коленях,повернуться и достать сначала правой рукой правую пятку,затем левой рукой левую.
6.Сидя,руки за спиной на пояснице,прогнуться назад.
7.Лёжа на животе,захватить руками стопы ног и подтягивать их к голове.
Для укрепления мышц стоп
1. Ходьба на носках, пятках, наружной стороне стопы
2. Ходьба и бег босиком летом по траве и песку
3. Ходьба по круглой палке или толстой веревке
4. Сидя на стуле, вращать поочередно правой и левой стопой, сначала в правую, затем в левую стороны.
Все упражнения, которые мы рекомендовали для улучшения осанки и укрепления мышц стоп, окажут полезное действие только в том случае, если ты будешь их выполнять Р Е Г У Л Я Р Н О!
Схема построения занятия лечебной физкультурой
Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.
Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное исходное положение - лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части - подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.
Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.
Эффективность лечебной физкультуры учитывается на основании благоприятной динамики клинических признаков, положительных функциональных рентгенографических сдвигов, улучшения антропометрических данных, а также по оценке приобретенной в результате занятий лечебной физкультурой правильной осанки, умению сохранять ее в течение длительного времени.
Физические упражнения, рекомендуемые для использования в занятиях лечебной физкультурой при сколиозах. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
. Исходное положение стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
. Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1 -2 шага, сохраняя правильную осанку.
. Исходное положение лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.
. Исходное положение лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полу приседе, с высоким подниманием коленей и т. п.. Упражнения для укрепления «мышечного корсета». [4]
Для мышц спины.
. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде инструктора.
. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс).
. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
. Исходное положение - на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
. Исходное положение - то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.
. Исходное положение - лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля с сохранением приподнятого положения головы и надплечий. [5]
Для брюшного пресса.
Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.
. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.
. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу - «велосипед».
. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.
. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук. [6]
Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.. Корригирующие упражнения. Симметричные.
. Из исходного положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет инструктор), поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение.
. Исходное положение лежа на животе, руки под подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги, разогнутые в коленях, приподнять - «рыбка».
. Из этого же исходного положения приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться («лодочка»).
В качестве симметричных корригирующих упражнений могут быть использованы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходных положений лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника. [4]
Асимметричные.
. В исходном положении стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза. [5]
Совместно выявили 8 причин иметь правильную осанку (приложение Б), составили буклет с рекомендациями о сохранении правильной осанки, разработали комплекс упражнений на формирование и поддержание правильной осанки, разучив который, будем выполнять на каждой физминутке под девизом: «Мы это делаем, для своего сегодняшнего и завтрашнего здоровья!»
Комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки
Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперёд и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут.
Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться на пол.
физкультпаузу.
Что лучше выбрать рюкзак, ранец, сумку?
Лучше всего остановиться на ранце. У ранца должна быть жёсткая спинка. Покупая ранец, его надо обязательно примерить. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребёнка, а высота 30 см, лямки обязательно надо отрегулировать, что бы ранец находился на спине, а никак ниже поясницы.
Сумки и портфели на одной лямке вредны здоровью.
Результативность исследования
Теперь каждый из нас понимает, что его здоровье в его руках. Эта проблема стала интересна не только нам, но и нашим одноклассникам.
Заключение
Проведя исследование и изучив литературу мы выяснили и доказали, что существует проблема нарушений осанки у детей школьного возраста.
Мы узнали, что в организме человека всё взаимосвязано. Правильная осанка – залог не только красивой фигуры, но и хорошего состояния здоровья.
Все отклонения в осанке , представляют большую опасность. Но мы теперь знаем как можно избежать этих проблем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.