Исследовательский проект по истории в 7 классе на тему Екатерина II
Оценка 4.8

Исследовательский проект по истории в 7 классе на тему Екатерина II

Оценка 4.8
doc
27.02.2020
Исследовательский проект по истории в 7 классе на тему Екатерина II
Исследовательский проект по истории в 7 классе на тему Екатерина II.doc

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Основная часть

1.     Происхождение

2.     Детство. Образование и воспитание

3.     Переворот 28 июня 1762 г  

4.     Правление Екатерины II: общие сведения

5.     Крестьянство

6.     Образование, наука, здравоохранение

7.     Национальная политика

8.     Расширение пределов  Российской империи  

9.     Краткая биографическая справка

Заключение

Используемая литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи». Эта фраза приходит на ум, когда читаешь об Екатерине II, единственной   императрицей  Всероссийской, рожденной за границей.

Возникают вопросы: Как она взошла на трон? Отношение народа к ней? Какие изменения в России произошли во время её правления?

     Нас заинтересовала эта тема, и мы поставили перед собой цель: узнать как можно больше о происхождении и правлении Екатерины II.

     В исторических справочниках дана неполная информация о ней, поэтому, заинтересовавшись исторической личностью, были поставлены задачи:

1.      Найти и изучить материал об императрице

2.      Обработать информацию

3.      Оформить работу

  

Методы исследования:  

1. Теоретический: изучение литературы по теме; поиск информации в Интернете

 

Практическая значимость проекта. Результаты проекта могут быть использованы: на уроках истории,  литературного чтения, окружающего мира, на классных часах

 

Продукт работы: презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Происхождение

 

 Екатерина II   — императрица Всероссийская в 1762 — 1796 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская родилась 21 апреля 1729 г. Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста».

 Отец, Христиан Август Ангальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом.

Мать — Иоганна Елизавета, из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III. Дядя по материнской линии Адольф-Фридрих (Адольф Фредрик). Родословная матери Екатерины II восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.

Штеттин – город, в котором родилась Екатерина II. Будущая императрица огромной русской империи Екатерина Великая родилась не в роскошном дворце, а в обыкновенном немецком доме и получила буржуазное образование: ее учили и убираться, и стряпать.

Детство, образование и воспитание

 

Семья герцога Цербстского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась

·         немецкому и французскому языкам,

·         танцам,

·         музыке,

·         основам истории, географии,

·         богословия.

Воспитывалась в строгости. Она росла резвой, любознательной, шаловливой и даже бедовой девчонкой, любила проказничать и щегольнуть своей отвагой перед мальчишками, с которыми запросто играла на штетинских улицах. Родители не отягощали её воспитанием и особо не церемонились при выражении своего неудовольствия. Её мать называла её в детстве Фикхен (нем. Figchen — происходит от имени Frederica, то есть «маленькая Фредерика»).

В 1744 году российской императрицей Елизаветой Петровной вместе с матерью была приглашена в Россию для последующего сочетания браком с наследником престола великим князем Петром Фёдоровичем, будущим императором Петром III и её троюродным братом.

Сразу после приезда в Россию стала изучать

·         русский язык,

·         историю,

·         православие,

·         русские традиции,

так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди её учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев). Вскоре она заболела воспалением лёгких, и состояние её было столь тяжёлым, что её мать предложила привести лютеранского пастора. София, однако, отказалась и послала за Симоном Тодорским. Это обстоятельство прибавило ей популярности при русском дворе. 28 июня (9 июля) 1744 года София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны (то же имя и отчество, что и у матери Елизаветы - Екатерины I).

 

Переворот 28 июня 1762 года

Вступив на трон, Пётр III осуществил ряд действий, вызвавших отрицательное отношение к нему офицерского корпуса. Так, он заключил невыгодный для России договор с Пруссией (в то время, как русские войска взяли Берлин) и вернул ей захваченные русскими земли. Одновременно он намерился в союзе с Пруссией выступить против Дании (союзницы России), с целью вернуть отнятый ею у Гольштейна Шлезвиг, причём сам намеревался выступить в поход во главе гвардии. Сторонники переворота обвиняли Петра III также в невежестве, слабоумии, нелюбви к России, полной неспособности к правлению. На его фоне выгодно смотрелась Екатерина — умная, начитанная, благочестивая и доброжелательная супруга, подвергающаяся преследованиям мужа.

После того, как отношения с мужем окончательно испортились, и усилилось недовольство императором со стороны гвардии, Екатерина решилась участвовать в перевороте. Её соратники, основными из которых были братья Орловы, Потёмкин и Хитрово, занялись агитацией в гвардейских частях и склонили их на свою сторону. Непосредственной причиной начала переворота стали слухи об аресте Екатерины и раскрытие и арест одного из участников заговора — поручика Пасека.

Ранним утром 28 июня (9 июля) 1762 года, пока Пётр III находился в Ораниенбауме, Екатерина в сопровождении Алексея и Григория Орловых приехала из Петергофа в Санкт-Петербург, где ей присягнули на верность гвардейские части. Пётр III, видя безнадёжность сопротивления, на следующий день отрёкся от престола, был взят под стражу и в первых числах июля погиб при невыясненных обстоятельствах.

22 сентября (3 октября) 1762 года Екатерина Алексеевна была коронована в Москве и стала императрицей всероссийской с именем Екатерина II.

 

Правление Екатерины II: общие сведения

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

·         Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

·         Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

·         Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию

·         Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным

·         Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась поступательным, без резких колебаний, развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ — судебную, административную и др. Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Как писал Ключевский, «Армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757 г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 г. считал в своем составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов и 300 гребных судов, сумма государственных доходов с 16 млн руб. поднялась до 69 млн, то есть увеличилась более чем вчетверо, успехи внешней торговли : балтийской; в увеличении ввоза и вывоза, с 9 млн до 44 млн руб., черноморской, Екатериной и созданной, — с 390 тыс. в 1776 г. до 1900 тыс. руб. в 1796 г., рост внутреннего оборота обозначился выпуском монеты в 34 года царствования на 148 млн руб., тогда как в 62 предшествовавших года её выпущено было только на 97 млн».

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %. Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.), более, чем в 2 раза увеличилась выплавка чугуна (по которому Россия вышла на 1 место в мире), возросло число парусно-полотняных мануфактур. Всего к концу XVIII в. в стране насчитывалось 1200 крупных предприятий (в 1767 г. их было 663). Значительно увеличился экспорт российских товаров в другие европейские страны, в том числе через созданные черноморские порты.

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги.

 

Крестьянство

Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95 % населения, а крепостные крестьяне — более 50 % населения. По общему мнению историков, положение этой самой многочисленной группы населения в эпоху Екатерины было наихудшим за всю историю России. Ряд историков сравнивает положение крепостных крестьян той эпохи с рабами. Как пишет В. О. Ключевский, помещики «превратили свои деревни в рабовладельческие плантации, которые трудно отличить от североамериканских плантаций до освобождения негров». Д.Блюм делает вывод, что «к концу XVIII в. русский крепостной ничем не отличался от раба на плантации». Дворяне, включая и саму Екатерину II, часто называли крепостных крестьян «рабами», что хорошо известно по письменным источникам.

Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды, не могли отъехать от своей деревни более чем на 30 верст без паспорта — разрешения от помещика и местных властей. По закону крепостной находился полностью во власти помещика, последний не имел права лишь его убить, но мог замучить до смерти — и за это не было предусмотрено официального наказания или продать. Например, бессемейная девушка оценивалась в 200 рублей, а мужчина с семьей (жена, четверо детей) – 700 рублей.  

Крепостные крестьяне жили очень бедно. Из еды чаще всего на их столе можно было встретить ржаной хлеб, овощи, ягоды, грибы, рыбу и только по большим праздникам мясо. С утра и до позднего вечера работали крепостные крестьяне  на помещичьих полях. Женщины убирали в усадьбах, готовили, стирали, шили,  выполняли всю домашнюю работу.

Тяжелой была и жизнь детей. Мальчиков с 7—8 лет приучали выполнять все мужские обязанности: ухаживать за скотом, пахать, косить, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10—12 лет уже делали почти все работы по дому.

Помимо работы на помещика крестьяне должны были платить ему оброк, налог в виде денег и продуктов питания. В случае, если крестьяне не имели того или другого продукта, они должны были внести этот оброк деньгами. Кроме того, крестьяне должны были платить денежное и хлебное жалованье, установленное барином  и приказчикам своих сел и деревень.

При Екатерине великой жизнь крепостных крестьян стала еще хуже, она издала указ, позволяющий помещикам без суда и следствия отправлять крестьян на каторжные работы, применять за непослушание побои и пытки. Любая жалоба на своего хозяина со стороны  крестьянина считалась преступлением. Крестьяне оказались совершенно беззащитными.

Имеется ряд примеров содержания помещиками крепостных «гаремов» и застенков для крестьян с палачами и орудиями пыток. В течение 34 лет царствования лишь в нескольких наиболее вопиющих случаях (включая Дарью Салтыкову) помещики понесли наказание за злоупотребления в отношении крестьян.

Екатерина была убедительной противницей крепостного права, считая, что его антигуманным и противным самой природой человека. В её бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а так же рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что – либо конкретное в этой области она не решалась из-за боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и поэтому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

 

Образование, наука, здравоохранение

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты:

·         Смольный институт благородных девиц,

·         Воспитательное общество благородных девиц,

·         Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз.

       Были основаны:

  • обсерватория,
  • физический кабинет,
  • анатомический театр,
  • ботанический сад,
  • инструментальные мастерские,
  • типография,
  • библиотека,
  • архив.

          11 октября 1783 года основана Российская академия. В губерниях были приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

Введено обязательное оспопрививание, причём Екатерина первой сделала такую прививку. При Екатерине II борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената. По указу Екатерины были созданы форпосты, размещённые не только на границах, но и на дорогах, ведущих в центр России. Был создан «Устав пограничных и портовых карантинов»

Развивались новые для России направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

 

Национальная политика

За время царствования Екатерины в состав страны вошли

·         Северное Причерноморье,

·         Приазовье,  

·         Крым,

·         Правобережная Украина,

·         земли между Днестром и Бугом,

·         Белоруссия,

·         Курляндия,

·         Литва.

Общее число новых подданных, приобретенных таким образом Россией, достигло 7 миллионов. В результате, как писал В. О. Ключевский, в Российской империи «усилилась рознь интересов» между разными народами. Это выразилось, в частности, в том, что чуть ли не для каждой национальности правительство было вынуждено вводить особый экономический, налоговый и административный режим. Так, немецкие колонисты были совсем освобождены от уплаты налогов государству и от иных повинностей; для евреев была введена черта оседлости; с украинского и белорусского населения на территории бывшей Речи Посполитой подушный налог сначала совсем не взимался, а затем взимался в половинном размере. Самым дискриминируемым в этих условиях оказалось коренное население, что привело к такому казусу: некоторые русские дворяне в конце XVIII — начале XIX вв. в качестве награды за службу просили их «записать в немцы», чтобы они могли пользоваться соответствующими привилегиями.

 

Расширение пределов Российской империи

Новый территориальный рост России начинается с воцарением Екатерины II. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.).

Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795—1797 гг.) — литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское (акт отречения герцога Бирона )

 

 

Заключение

За время своего правления Екатерина II провела большую реформу в России и значительно укрепила российское государство. Проводимая ею политика получила название просвещенного абсолютизма и обрела статус великой державы.

5 ноября 1796 г. в Петербурге, в Зимнем дворце у императрицы произошло кровоизлияние в мозг, по терминологии XVIII века — „апоплексический удар” и 6 ноября Императрица скончалась.

Задачи, поставленные в начале нашей работы, были следующие:

1. Найти и изучить материал об императрице

2.      Обработать информацию

3.      Оформить работу

При изучении  ряда источников открываются новые факты, в которых показана тесная взаимосвязь Екатерины II с другими знаменитыми историческими личностями. Поэтому, мы ставим перед собой новые задачи: продолжить работу над новыми источниками и пополнить работу новыми сведениями, которые можно будет использовать на уроках литературного чтения, истории и окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Брикнер А. История Екатерины Второй.-М., 1992.
  2. Каменский А.Б. Екатерина II. \\ Вопросы истории.: М., 1989 № 3
  3. Павленко Н.П. Екатерина Великая//Вопросы истории.- М.,1995.-№11.
  4. Переписка российской императрицы Екатерины II и господина Вольтера.//Записки Екатерины II. - М., 1990.
  5. Чайковская О.Г. Императрица. Царствование Екатерины II. М.: 2001.

 

Интернет-источники

 

 

  1. http://www.biografii.ru/biogr_dop/ekaterina_velikaya/ekaterina_velikaya.php
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-zhizn-rossii-pri-ekaterine-ii
  3. http://otherreferats.allbest.ru/history/00030346_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Краткая биографическая справка

 

Екатерина II - 8-я императрица всероссийская

 

Рождение: 21 апреля (2 мая) 1729 Штеттин, (Пруссия).

 

Отец: Христиан-Август Ангальт-Цербстский

 

Мать: Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готторпская

 

Династия: Аскании (по рождению)/ Романовы (по браку)

 

Вероисповедание: Православие

 

Супруг: Пётр III

 

Дети: Павел I Петрович

        

           Анна Петровна

           

           Алексей Григорьевич Бобринский

 

Предшественник: Пётр III

 

Коронация: 1 (12 сентября) 1762 г.

 

Период правления: 28 июня (9 июля) 1762 — 6 (17 ноября) 1796

 

Преемник: Павел I

 

Смерть: 6 (17) ноября 1796 (67 лет), Зимний дворец, Петербург

 

Похоронена: Петропавловский собор, Петербург

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Содержание Введение

Содержание Введение

Введение Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи»

Введение Существуют знаменитые слова: «Из грязи в князи»

Основная часть Происхождение

Основная часть Происхождение

Сразу после приезда в Россию стала изучать · русский язык, · историю, · православие, · русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с

Сразу после приезда в Россию стала изучать · русский язык, · историю, · православие, · русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с

Екатерина Алексеевна была коронована в

Екатерина Алексеевна была коронована в

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги

Екатерина II учредила заёмный банк и ввела в обращение бумажные деньги

Любая жалоба на своего хозяина со стороны крестьянина считалась преступлением

Любая жалоба на своего хозяина со стороны крестьянина считалась преступлением

Введено обязательное оспопрививание, причём

Введено обязательное оспопрививание, причём

Новый территориальный рост России начинается с воцарением

Новый территориальный рост России начинается с воцарением

Используемая литература Брикнер

Используемая литература Брикнер

Приложение 1. Краткая биографическая справка

Приложение 1. Краткая биографическая справка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020