Магические музыкальные инструменты на страже здоровья
Козицина Анастасия Игоревна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1», 5а класс
Аннотация.
Идея данного проекта такова - данная работа посвящена изучению влияния игры на свистульках на организм школьников. Сегодня ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни. За последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей. Анализ детской заболеваемости в школьных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ. Поэтому возник вопрос, который пытаются решать педиатры и педагоги: как сохранить и укрепить здоровье детей. Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, о чём необходимо задуматься не только врачам, учителям, родителям, но и самим детям.
Цель: изучить влияние игры на свистульке на дыхательную систему.
Задачи: 1.Изучить информацию о происхождении и видах свистульки.
2. Рассмотреть особенности системы дыхания.
3.Провести анкетирование родителей.
4. Провести эксперимент.
6. Обработать информацию, проанализировать и сопоставить имеющиеся данные, сделать выводы.
Предмет исследования: музыкальный инструмент - свистулька
Объект исследования: легкие
Методы исследования: изучение и анализ литературы, сбор фактических данных, обобщение, анкетирование; эксперимент; количественная и качественная обработка данных исследования; интерпретация полученного материала.
Практическая значимость: Собранный материал может быть использован для профилактики простудных заболеваний и развития дыхательной системы школьников.
Магические музыкальные инструменты на страже здоровья
Козицина Анастасия Игоревна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1», 5а класс
План исследования
Ритм современной жизни предъявляет к здоровью человека весьма высокие требования. Постоянное воздействие на организм стрессов, повышенных нагрузок, загрязненного воздуха, шума, электромагнитного излучения бытовой техники и других вредоносных факторов значительно сокращает продолжительность и качество жизни. За последние пять лет, резко ухудшилось состояние здоровья детей. Анализ детской заболеваемости в школьных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем - ОРВИ, ОРЗ. Поэтому возник вопрос, который пытаются решать педиатры и педагоги: как сохранить и укрепить здоровье детей. Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, о чём необходимо задуматься не только врачам, учителям, родителям, но и самим детям.
Данная работа посвящена изучению влияния игры на свистульках на организм школьников.
Гипотеза: предположим, если систематически играть на свистульке, то увеличится объём лёгких, улучшится частота дыхания и снизится заболеваемость.
Цель: изучить влияние игры на свистульке на дыхательную систему.
Задачи: 1.Изучить информацию о происхождении и видах свистульки.
2. Рассмотреть особенности системы дыхания.
3.Провести анкетирование родителей.
4. Провести эксперимент.
6. Обработать информацию, проанализировать и сопоставить имеющиеся данные, сделать выводы.
Предмет исследования: музыкальный инструмент - свистулька
Объект исследования: легкие
Литературные источники: 1.Петрова Т.А. «Про свирель, гудок и бубен». – Калининград: «Янтарный сказ», 1995г.
2.Энциклопедия оздоровления / Ю. А. Мерзляков. – М: ПолиБиг, 1994г.
Магические музыкальные инструменты на страже здоровья
Козицина Анастасия Игоревна
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1», 5а класс
Научная статья
«Профилактика не только лучше, чем лечение, она так же дешевле, чем лечение».
К. Уинслоу
Введение
Дыхание является важнейшей функцией организма. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха – самое большее всего несколько минут. Это единственная вегетативная функция, на которую человек с лёгкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. От дыхания во мнгогом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легктх. А лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных вещества, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Потому что правильное дыхание:
• повышает общий жизненный тонус человека, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы
• укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы;
• стимулирует обмен веществ, благотворно воздействуют на эндокринную и сердечно-сосудистую системы, кровообращение;
• насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
• снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для школьников;
• способствует уравновешиванию нервных процессов.
Я посещаю творческое объединение внеурочной деятельности ансамбль «Мелодия». На занятиях мы поём песни, играем на разных музыкальных инструментах, где я и научилась играть на свистульке. Именно при игре на свистульке я поняла, что это не такой уж и простой инструмент как кажется на первый взгляд. Он обладает магической силой с точки зрения медицины, ещё с древних времён. Игра на свистульке способна избавить нас от многих болезней, укрепить иммунитет, увеличить объем легких, урегулировать частоту дыхания. Но занятия проходят всего 2 раза в неделю. Я подумала, а если я каждый день буду играть на свистульке, каков будет результат? Изменится ли объём легких, заболеваемость, частота дыхания? Ведь каждый человек заинтересован в сохранении и укреплении своего здоровья.
Основная часть
1. История свистульки и её разновидности.
Глиняная свистулька появилась в 8-ом веке до нашей эры. Исследовательи полагают, что первые в мире свистульки имели форму птички - наиболее подходящую для колебаний и завихрений воздуха, которые заставляют их «петь». С языческих времен их использовали, как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя, отпугивания злых духов. Затем, свистулька продолжила своё развитие по двум направлениям. Первое - это распространенный во многих странах мира духовой музыкальный инструмент - род флейты - окарина (итальянское слово ocarina - "гусенок"). К окаринам относятся керамические свистульки в виде птичек, рыбок, раковин и т.д. Второе направление - народная игрушка: дымковская, филимоновская, абашевская свистулька. Лепить игрушки – свистульки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать девочек начинали уже с семи лет. Для таких свистулек использовали нежирную, но пластичную глину «синику», мелкозернистой осадочной горной породы. В состав такой глины входят различные минералы:
а) глинозем, т. е. оксид алюминия Al2O3 , он придает белый цвет после обжига;
б) кремнезем, т.е. оксид кремния SiO2 , глина после обжига приобретает бурый цвет;
в) вода, Н2O.
В свистковом устройстве звук возникает за счет пульсации воздуха, попадающего из зоны нормального давления в воздушную струю, где давление понижено. Детская скакалка при большой скорости в воздухе свистит, так как за движущимся предметом создаются завихрения - зоны пониженного давления. В них и происходят колебания атмосферного воздуха. В свистульке зона пониженного давления возникает на срыве струи воздуха при выходе из канала воздуховода ниже четкой кромки. Чем четче кромка, тем легче создается разрежение. Излишки воздуха отбрасываются острым язычком наружу, а струя воздуха, обегая камеру изнутри, попадает в зону разрежения на выходе канала. Здесь и возникает звуковая волна. Свистульки использовались не только в качестве детской забавы, но и в качестве своеобразных музыкальных инструментов в народных ансамблях. По бокам инструмента располагаются два отверстия, прикрывая попеременно, то одно, то другое отверстие пальчиком, музыканты смогут добиться разного звучания свистульки и исполнить самые разные мелодии.
Кроме глиняных свистулек, изготавливают и деревянные свистульки, которые режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи. Расписные деревянные свистульки, выполненные в виде различных фигурок (птиц, матрешек и других) позволят ребят поупражняться в художественном свисте, помогут развить музыкальный слух, чувство ритма. В некоторые виды свистулек, чаще всего, сделанные из пластмассы можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жалейки. И тогда уже получается не однотональный свист, а целый звукоряд.
2. Система дыхания.
Дыхательная система образует эффективную систему транспортирования кислорода в ткани организма. Дыхание осуществляется путем перемещения воздуха в легкие. Легочная вентиляция состоит из фазы вдоха и фазы выдоха. Органы дыхания — носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и легкие — обеспечивают циркуляцию воздуха и газообмен. Воздух, как правило, поступает в легкие через нос; рот используется только в том случае, если потребность в воздухе превышает количество, которое может попасть в легкие через нос. Атмосферный воздух начинает поступать в легкие по следующему пути: нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхи поменьше, терминальные бронхиолы, альвеолы.
Нос первым встречает поступающих из внешней среды болезнетворных микробов, поэтому именно в нем относительно часто развиваются воспалительные процессы локальные «сражения» иммунитета с болезнетворной флорой. Во время вдыхания воздух проходит из полости носа в носовую и ротовую части глотки. Глотка — это лейкообразный канал, длиной 11-12 см. Из носоглотки воздух попадает в гортань. Гортань служит для проведения воздуха из глотки в трахею и совместно с ротовой полостью является органом звукообразования и членораздельной речи. Гортань — это полый орган, стенки которого образованы парными и непарными хрящами, соединяющимися связками, суставами и мышцами. Между передним и задним хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Одни из мышц гортани при сокращении суживают щель, а другие — расширяют. Звук голоса возникает в результате колебания голосовых связок при выдыхании воздуха. Трахея, или дыхательное горло, является продолжением гортани и представляет собой трубку длиной 9-11 см и диаметром 15-18. мм. Стенки ее состоят из хрящевых полуколец, соединенных связками. Деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне четвертого (у женщин — пятого) грудного позвонка. Бронхи обеспечивают проведение воздуха от трахеи к альвеолам и обратно, а к тому же способствуют очищению воздуха от посторонних примесей и выведению их из организма. В легких бронхи ветвятся, образуя «бронхиальное дерево», на конечных бронхиальных веточках которого находятся мельчайшие легочные пузырьки — альвеолы диаметром 0,15-0,25 мм и глубиной 0,06-0,3 мм, заполненные воздухом. Проходя через нос с весьма большой скоростью, на последующих этапах воздух постепенно замедляется, и неторопливо наполняет альвеолы.
3.Эксперимент.
Изучив литературу о системе дыхания и разновидностях свистулек, было принято решение провести эксперимент, чтобы проверить, действительно ли ежедневная игра на свистульке приводит к улучшению и развитию дыхательной системы.
1. Я провела анкетирование родителей обучающихся начальных классов, где были предложены следующие вопросы:
1) Считаете ли вы, что развитие правильного дыхания повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы, снимает усталость, улучшает настроение и память?
2) Считаете ли вы, что игра на свистульке может способствовать развитию и
улучшению дыхательной системы
3) Готовы ли вы разрешить своему ребёнку принять участие в эксперименте?
2. Родители 30 учащихся начальных классов дали согласие на проведение эксперимента. Эксперимент длился 2 месяца. Для проведения исследования было обозначено день и время занятий игры на свистульках по рекомендации врача – педиатра: 20 минут в день. Для исследования было создано три группы учащихся по 10 человек в каждой:
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Ребята, которые играли на свистульках дома очень редко, от случая к случаю, только по своему желанию. |
Ребята, которые играли на свистульках хаотично, иногда посещая занятия объединения, иногда дома играли. |
Ребята, которые занимались постоянно и на занятиях в школе и дома. |
Начался эксперимент с измерения частоты дыхания ребят в школьной цифровой лаборатории «Радуга» у каждой группы.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 гр начало |
17 |
20 |
20 |
15 |
17 |
20 |
20 |
20 |
15 |
32 |
1 гр конец |
20 |
20 |
20 |
15 |
17 |
20 |
20 |
20 |
15 |
30 |
2 гр начало |
17 |
15 |
17 |
20 |
20 |
25 |
22 |
20 |
20 |
17 |
2 гр конец |
20 |
15 |
17 |
20 |
20 |
25 |
22 |
20 |
20 |
17 |
3 гр начало |
17 |
18 |
20 |
30 |
20 |
17 |
32 |
18 |
24 |
22 |
3 гр конец |
22 |
20 |
20 |
25 |
24 |
20 |
25 |
22 |
24 |
22 |
Я узнала, что кроме частоты дыхания можно измерить качество потока воздуха и объём лёгких. Поэтому оформив, разрещение, вместе с педагогом мы посетили Центр здоровья в детской поликлинике 16а мкр, где измерили мои показатели лёгких.
Таким образом, после первичных измерений ребята начали играть на свистульках:
- 1 группа играли на свистульках редко.
- 2 группа время от времени посещали занятия и иногда играли дома.
- 3 группа систематически играли на свистульках и дома и на занятиях ежедневно по 20 минут. Я сама так же включилась в эксперимент и играла на свистульке с 3 группой детей.
По окончанию эксперимента были проведены контрольные измерения частоты дыхания. Каковы же оказались результаты?
У ребят первой группы, которые не выполняли дыхательные упражнения, частота дыхания осталась на прежнем уровне, а у некоторых даже ухудшилась. У ребят, 2 группы, кто играл на свистульках время от времени, произошли небольшие изменения: у 2 человек улучшилась частота дыхания. В контрольной 3 группе, из 10 детей, у 8 улучшились показатель частоты дыхания.
После игры на свистульке мы вновь обратились в Центр здоровья, чтобы узнать результаты моих изменений. Ведь я играла на свистульках, занимаясь вместе с 3 группой. Результаты изменились в лучшую сторону: качество потока воздуха стало хорошим, а до занятий прибор показал резкий конец потока воздуха, а объём увеличился с 98% на 113%.
Кроме того, я ни разу не болела в учебном году! По данным медицинской сестры школы, ребята, которые не играли или мало играли на свистульках, болели гораздо чаще простудными заболеваниями. Заболеваемость ребят 1 группы составила 30%, 2 группы – 13%, 3 группы – 0%.
Заключение
Данная исследовательская работа меня увлекла. Работая над проектом, я поняла, что, казалось бы, на первый взгляд такая простая игрушка – свистулька имеет действительно магическую силу воздействия на организм, помогает развивать систему дыхания, увеличивать объём лёгких и влияет на здоровье при профилактике простудных заболеваний. Гипотеза моей работы о том, что ежедневная игра на свистульке приводит к улучшению и развитию дыхательной системы, имеет своё подтверждение. Так же в наше время есть медицинские приборы, которые помогают в лечении и профилактике заболеваний органов дыхания, но не всем они доступны: кто – то не успевает ездить на лечение, занимаясь уроками, кому - то сложно добираться до поликлиники, а свистулька доступна каждому человеку, она всегда под рукой и можно на ней играть как в школе, так дома, а так же радовать своими выступлениями родных людей.
Выводы:
1.В ходе изучения информации о дыхательной системе, выяснилось, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья.
2.В результате эксперимента можно сделать вывод о пользе игры на свистульках: отмечено улучшение частоты дыхания, увеличение объёма лёгких, а также низкий процент заболеваемости.
3.Так же благодаря работе над экспериментом у нас получился ансамбль свистунов, у которых тренировались мимические мышцы лица, улучшалось настроение во время и после занятий, наши мамы и папы, убедились, что свистульки, которые они слушали в течение всего эксперимента дома, действильно приводят к улучшению и развитию дыхательной системы детей.
4.Материалы данной исследовательской работы можно использовать на уроках окружающего мира, биолгии, а на практике играть на свистульках всем желающим для улучшения своего здоровья.
Список литературы:
1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. «Русское народное творчество». – М: «Просвещение», 1993г.
2. Блинов Г.В. «География русской глиняной игрушки».- М: Детская литература, 2000г.
3. Загоруля Г.А. , Мазурик А.М. «Путешествие в мир фольклора» . – Ханты – Мансийск «Полиграфист», 2000г.
4. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток». – М: «ВАКО», 2005г.
5. Панкеев И.А., Рассолова Е.А. «Круг земного бытия». – М: «Терра», 1997г.
6. Петрова Т.А. «Про свирель, гудок и бубен». – Калининград: «Янтарный сказ», 1995г.
7. Энциклопедия оздоровления / Ю. А. Мерзляков. – М: ПолиБиг, 1994г.
8. http://sdetmi.livejournal.com/5144.html
9. http://www.chuvil.ru/Ceramics/article_ceramics_svistulca.htm
10. http://www.toybytoy.com/toy/2010-12-19-2
11. http://lepnj.narod.ru/lep1.html
12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/32144
13. http://anatomija.vse-zabolevaniya.ru/dyhatelnaja-sistema/
14. http://strizhkov.com/lectio_dyh_sys.html
15. http://mednurse.ru/bolezni/dyhatelnaya-sistema-cheloveka-organy-dyhatelnoy-sistemy
16. http://hi-intel.ru/302/102.html
17. http://medkarta.com/?cat=article&id=20694
18. http://www.nkj.ru/archive/articles/5992/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.