КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВГ. СОВЕТСКА»
ОБЪЁМЫ ТЕЛ
Автор: Сухих Сергей
студент группы№ 26,
профессия «Автомеханик»
Руководитель:
Чернова Ирина Николаевна,
преподаватель математики
«Техникум промышленности и
народных промыслов
г. Советска»
Советск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.……………………………………………………………………...3
2. Задача про чайники………………………………………………………...4-5
3. Из истории объемов тел……….……………………………………………..6
4. Определение объема и его свойства…………..…………….........................7
5. Формулы объёмов тел вращения и многогранников…………………...8-12
6. Задачи……………………………………………………………….....…13-16
7. Выводы………………………………………………………………………17
8. Использованные ресурсы……………………………………………….......17
ВВЕДЕНИЕ
В 2015 году я закончил 9 классов и поступил учиться в «Техникум промышленности и народных промыслов» города Советска. На 2 курсе я начал посещать математический кружок «УМКа», на котором мы занимаемся проектной деятельностью. Нам было предложено много тем, но я остановился на теме «Объемы». Выбор моей темы был неслучайным: дома сломался чайник, и прежде чем купить новый, мне захотелось узнать, какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нем остывала как можно дольше.
Гипотеза 1: процесс остывания воды в чайнике не зависит от формы чайника.
Гипотеза 2: знание формул объёмов тел и многогранников необходимо для решения практических и производственных задач
Предмет исследования: геометрические тела и многогранники их объёмы.
Объект исследования: наука – математика.
Методы исследования: поиск информации, её анализ, отбор, обобщение.
Проектный продукт: презентация и статья (реферат).
Перед собой я поставил цель: обобщить и систематизировать знания по объемам тел и многогранникам и убедиться в практической значимости математики.
Задачи:
1. Узнать историю объёмов тел.
2. Систематизировать и обобщить знания по объёмам тел и многогранников.
3. Показать применение формул объёмов для решения практических задач.
Форма чайника и процесс остывания воды
Задание: какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нем остывала как можно дольше?
Цель: убедиться в практической значимости математики
Известно: чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем дольше остывает в нем вода.
Дано: V = 3 л
Найти: S
Решение:
R ≈
=
= 0.9
S = 4πR2 = 12 × 0.81 ≈ 9.6
S ≈ 9.6 дм2
Дано: V = 3л
Найти: S
Решение:
V = πR3
3 = 2R3
R ≈
=
= 1.2
S = πR2 + 2πR2 = 3πR2 ≈ 9×1.44 ≈ 13
S ≈ 13 дм2
Дано: V = 3л
R = 0.9 дм r = 0.8 дм
Найти: S
Решение:
V = πH(R2+rR+r2)
3 ≈ H × (0.81 + 0.72+0.64)
H ≈
≈ 1.38
l = ≈
=
≈ 1.4
S = π × (R + r) × l + πR2 + πr2 ≈ 3×1.7×1.4+3×0.81+3×0.64≈11.5 дм2
S ≈ 11.5 дм2
Дано: V = 3л; H = 2 дм
Найти: S
Решение:
V = πr2HR2 =
≈
=
R ≈
≈ 0.7
S = 2πR2 + 2πRH = 2πR × (R + H) ≈ 6 × 0.7 × 2.7 ≈ 11.3
S ≈ 11.3 дм2
Сравним полученные результаты
Вид чайника |
V |
S |
Шаровой |
3л |
9,6 |
Полу-шаровой |
3л |
13 |
Цилиндрический |
3л |
11,3 |
Конический |
3л |
11,5 |
Вывод: шаровой чайник остывает медленнее, чем чайник того же объема любой другой формы. Таким образом, моя гипотеза о том, что процесс остывания воды в чайнике не зависит от формы чайника, не подтвердилась. Но я убедился в практической значимости математики и перешёл к решению следующих поставленных задач, а именно: систематизировать и обобщить знания по объёмам тел и многогранников, применять их к решению практических задач.
История создания объемов тел
Начало геометрии было положено в древности при решении чисто практических задач. Со временем, когда накопилось большое количество геометрических фактов, у людей появилось потребность обобщения, уяснения зависимости одних элементов от других, установления логических связей и доказательств. Постепенно создавалась геометрическая наука. Примерно в VI - V вв. до н. э. в Древней Греции в геометрии начался новый этап развития, что объясняется высоким уровнем, которого достигла общественно-политическая и культурная жизнь в греческих государствах.
В древнеегипетских папирусах, в вавилонских клинописных табличках встречаются правила для определения объема усеченной пирамиды, но не сообщаются правила для вычисления объема полной пирамиды. Определять объем призмы, пирамиды, цилиндра и конуса умели древние греки и до Архимеда. И только он нашел общий метод, позволяющий определить любую площадь или объем. Идеи Архимеда легли в основу интегрального исчисления. Сам Архимед определил с помощью своего метода площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. Он вывел, что объем шара, составляет две трети от объема описанного около него цилиндра. Он считал это открытие самым большим своим достижением. Среди замечательных греческих ученых V - IV вв. до н.э., которые разрабатывали теорию объемов, были Демокрит и ЕвдоксКнидский.
Объем — это вместимость геометрического тела, т. е. части пространства,
ограниченной одной или несколькими замкнутыми поверхностями. Вместимость или
емкость выражается числом заключающихся в объеме кубических единиц. На Руси в старину использовались в качестве единиц
измерения объёма ведро (около 12л), штоф (десятая часть ведра). В США, Англии и
других странах используются баррель (около 159л), галлон (около 4л), бушель
(около 36л), пинта (от 470 до 568 кубических сантиметров).
Для удобства решения задач, в физике объем принято измерять в м³.
Кубический метр (название говорит само за себя) — это куб, высота, длина,
ширина которого равна 1 метр. В химии, чтобы определить количество веществ в
газе, используется молярный объем. До введения метрической системы для
измерения малых объемов жидкости применяли унции. Одна унция соответствует
29,573 мл вещества. Широко использовали эту меру в парфюмерной промышленности и
аптеках. В мире современных технологий удобно пользоваться онлайн конвертером
единиц, он поможет решить задачку по физике, химии, а молодым хозяйкам
правильно измерить объём ингредиентов при приготовлении блюда.
Определение и свойства
Определение:
Объемом называется положительная величина, характеризующая часть пространства, занимаемую телом.
Свойства:
• Объем тела есть неотрицательное число;
• Если геометрическое тело составлено из геометрических тел, не имеющих общих внутренних точек, то объем данного тела равен сумме объемов тел его составляющих;
• Объем куба, ребро которого равно единице измерения длины, равен единице;
• Равные геометрические тела имеют равные объемы.
Объем куба
Объем куба равен кубу длины его ребра.
Формула объема куба:V = a3
где
V - объем куба,
a - длина ребра куба.
Объем призмы
Объем призмы равен произведению площади основания призмы, на высоту.
Формула объема призмы:V = So h
где V - объем призмы,
So - площадь основания призмы,
h - высота призмы.
Объем параллелепипеда
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.
Формула объема прямоугольного параллелепипеда:V = a · b · h
где V - объем прямоугольного параллелепипеда,
a - длина,
b - ширина,
h - высота.
Объем пирамиды
Объем пирамиды равен трети от произведения площади ее
основания на высоту.
Формула объема пирамиды:
V = |
1 |
So · h |
3 |
где V - объем пирамиды,
So - площадь основания пирамиды,
h -
длина высоты пирамиды.
Объем правильного тетраэдра
Формула объема правильного тетраэдра: V = |
a3 |
12 |
где V - объем правильного тетраэдра,
a -
длина ребра правильного тетраэдра.
Объем цилиндра
Объем цилиндра равен произведению площади его основания на высоту.
Формулы объема цилиндра:
где V - объем цилиндра,
So - площадь основания цилиндра,
R -
радиус цилиндра,
h -
высота цилиндра, π = 3,141592.
Объем конуса
Объем конуса равен трети от произведения площади его основания на высоту.
Формулы объема конуса:
V = |
1 |
π R2 h |
3 |
V = |
1 |
So h |
3 |
где V - объем конуса,
So - площадь основания конуса,
R -
радиус основания конуса,
h -
высота конуса,
π = 3,141592.
Объем шара
Объем шара равен четырем третьим от его радиуса в кубе помноженного на число пи.
Формула объема шара:
где V - объем
шара, |
Объем усеченной пирамиды
Объем усеченной пирамиды равен одной трети произведения высоты h (OS) на сумму площадей верхнего основания S1(abcde), нижнего основания усеченной пирамиды S2(ABCDE) и средней пропорциональной между ними.
Формула объема усеченной пирамиды:
V=h(S1
+
+
S2 )
где S1 – площадь верхнего основания усеченной пирамиды, S2 – площадь нижнего основания усеченной пирамиды, h–высота усеченной пирамиды.
Объем усеченного конуса
Объем усеченного конуса вычисляется по следующей формуле:
V
=πh
(r12
+ r1 ×r2
+
r22
)
Где
r1 – радиус нижнего основания
усеченного конуса; r2–радиус верхнего
основания усеченного конуса; h
– высота усеченного конуса
Задачи
1. Сколько ведер воды по 8 литров каждое, налито в аквариум, изображенный на рисунке.
Мы
знаем, что 1 литр = 10 куб.дм.
1. 25-5 = 20 (см) – высота налитой воды.
2. 20*40*60
= 48000 (куб. см) – объём воды в аквариуме.
48000 куб. см = 48 куб. дм = 48 литров
3. 48:8 = 6 (вед.) – воды потребуется.
Ответ: 6 ведер.
2. Классные помещения должны быть рассчитаны так, чтобы на одного учащегося пришлось не менее 6 м3 воздуха. Размера кабинета математики составляют 9*8.7*2.8. Можно ли заниматься в таком помещении 30 студентам, не нарушая санитарные нормы?
V = 2,8∙9∙8,7 = 219,24 м3
219,24/30 = 7,3 м3
Ответ: можно
3. Котел имеет форму полушара диаметром 60см. Определите ёмкость котла.
Vм = π * 27 = 36π дм3
V= = 18πдм3 = 18*3,14 = 56,5
Ответ: 56.5 литров.
4. Объем раствора в гальванической ванне равен 3 куб. м, при этом уровень раствора достигает высоты 75 см. В ванну погрузили деталь, после чего уровень раствора поднялся на 2 см. Найдите объем детали (в куб. м).
За основу берется формула
Объем раствора в гальванической
ванне можно найти по формуле:
Объем детали погруженную в эту
же ванную находим по этой же формуле:
Сделаем необходимые преобразования:
Из первой формулы и
подставим во вторую
Ответ: 0,08
5. В цилиндрический сосуд налили 3000 см3 воды. Уровень воды при этом достиг высоты 20 см. В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 3 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3
При решении данной
задачи можно воспользоваться утверждением: Объем налитой воды в сосуд прямо
пропорционален уровню ( высоте ) воды в данном сосуде, при условии, что
величина
постоянная.
3000 см3 – 20 см
х см3 - 3 см
х = (3000∙3):20
х = 450Ответ:450
6. Коническая куча зерна имеет высоту 2.4м, а окружность основания 20м. Сколько тонн зерна в куче, если масса одного кубометра равна 750кг?Сколько рейсов нужно сделать водителю автомобиля ГАЗ-53-12, чтобы перевезти эту кучу зерно на элеватор, если вместимость кузова 4.5 тонн.
Решение:
h = 2,4м С = 20м 19,2/4,5 = 4,26 = 5 рейсов
C = 2πr
10 = πr
r = ≈ 3,2м
Vк = πr2h =
∙ 3,14 ∙ 3,22 ∙ 2,4 =
25,7м3
25,7 ∙ 750 = 19275кг = 19,275т
Ответ: 5 рейсов
7. Диаметр поршня автомобиля МАЗ равен 130мм, ход поршня Н1 = 140 мм. Высота камеры сгорания Н2 = 9мм. Найдите рабочий и полный объём двигателя с 6 цилиндрами.
Дано: двигатель МАЗ
Д = 130 мм, Н1 = 140 мм,H2 = 9мм, n = 6
Найти: рабочий объём двигателя Vр
Решение:
Vp=∙
Н1 ∙n;Vp =
∙
13 ∙ 4 = 6898,58см3≈ 6,9дм3 = 6,9л
H = H1+H2 = 14 + 0,9 = 14,9см
Vп = ∙
H ∙ n; Vп
=
∙
14.9 ∙ 4 = 7906,834см3 = 7.9дм3 = 7.9л
Ответ: Vр = 6,9л; Vп = 7,9л
Умение находить рабочий объём двигателя важно для автослесаря. Величина рабочего объёма двигателя зависит от диаметра цилиндра и величины хода поршня, влияет на увеличения расхода топлива, а также увеличение мощности двигателя.
ВЫВОДЫ
Объем очень важное математическое понятие, которое постоянно встречается в повседневной жизни. Моя гипотеза о том, что знание формул для нахождения объёмов тел и многогранников необходимо для решения практических задач, подтвердилась. Работая над проектом, я обобщил и систематизировал знания по теме: «Объёмы». Уверен, что это мне пригодится при подготовке к экзамену, а также и в профессиональной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ
1. http://ru.onlinemschool.com/pictures/volume/cube.png
2. http://www-formula.ru/index.php/2011-09-24-00-37-25
3. https://uztest.ru/abstracts/?idabstract=216487
4. https://uztest.ru/abstracts/?idabstract=757154
5. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-prakticheskoe-primenenie-obemov-1133430.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.