Исследовательский проект по теме "Объёмы"
Оценка 4.7

Исследовательский проект по теме "Объёмы"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
математика
31.05.2022
Исследовательский проект по теме "Объёмы"
Проект по теме Объёмы.docx

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВГ. СОВЕТСКА»

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЁМЫ ТЕЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Сухих Сергей

студент группы№ 26,

профессия «Автомеханик»

Руководитель:

Чернова Ирина Николаевна,

преподаватель математики

«Техникум промышленности и

народных промыслов

г. Советска»

 

 

 

Советск, 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Введение.……………………………………………………………………...3

2.     Задача про чайники………………………………………………………...4-5

3.     Из истории объемов тел……….……………………………………………..6

4.     Определение объема и его свойства…………..…………….........................7

5.     Формулы объёмов тел вращения и многогранников…………………...8-12

6.     Задачи……………………………………………………………….....…13-16

7.     Выводы………………………………………………………………………17

8.     Использованные ресурсы……………………………………………….......17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 2015 году я закончил 9 классов и поступил учиться в «Техникум промышленности и народных промыслов» города Советска. На 2 курсе я начал посещать математический кружок «УМКа», на котором мы занимаемся проектной деятельностью. Нам было предложено много тем, но я остановился на теме «Объемы». Выбор моей темы был неслучайным: дома сломался чайник, и прежде чем купить новый, мне захотелось узнать, какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нем остывала как можно дольше.

Гипотеза 1: процесс остывания воды в чайнике не зависит от формы чайника.

Гипотеза 2: знание формул объёмов тел и многогранников необходимо для решения практических и производственных задач

Предмет исследования: геометрические тела и многогранники их объёмы.

Объект исследования: наука – математика.

Методы исследования: поиск информации, её анализ, отбор, обобщение.

Проектный продукт: презентация и статья (реферат).

Перед собой я поставил цель: обобщить и систематизировать знания по объемам тел и многогранникам и убедиться в практической значимости математики.

Задачи:

1.     Узнать историю объёмов тел.

2.     Систематизировать и обобщить знания по объёмам тел и многогранников.

3.     Показать применение формул объёмов для решения практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма чайника и процесс остывания воды

Задание: какой геометрической формы должен быть чайник, чтобы вода в нем остывала как можно дольше?

Цель: убедиться в практической значимости математики

Известно: чем меньше площадь полной поверхности чайника, тем дольше остывает в нем вода.

Дано: V = 3 л          

Найти: S

Решение:

 R ≈ =  = 0.9

S = 4πR2 = 12 × 0.81 ≈ 9.6

S ≈ 9.6 дм2

Дано: V = 3л

Найти: S

Решение:

V = πR3 3 = 2R3 R =  = 1.2

S = πR2 + 2πR2 = 3πR2 ≈ 9×1.44 ≈ 13

S ≈ 13 дм2

 

Дано: V = 3л

R = 0.9 дм r = 0.8 дм

Найти: S

Решение:

V = πH(R2+rR+r2) 3 ≈ H × (0.81 + 0.72+0.64) H≈ 1.38

l =  ≈  =  ≈ 1.4

S = π × (R + r) × l + πR2 + πr2 ≈ 3×1.7×1.4+3×0.81+3×0.64≈11.5 дм2

S ≈ 11.5 дм2

 

Дано: V = 3л; H = 2 дм

Найти: S

Решение:

V = πr2HR2 =  ≈  = R ≈ 0.7

S = 2πR2 + 2πRH = 2πR × (R + H) ≈ 6 × 0.7 × 2.7 ≈ 11.3

S ≈ 11.3 дм2

 

 

 

 

Сравним полученные результаты

 

Вид чайника

V

S

Шаровой

9,6

Полу-шаровой

13

Цилиндрический

11,3

Конический

11,5

 

Вывод: шаровой чайник остывает медленнее, чем чайник того же объема любой другой формы. Таким образом,  моя гипотеза о том, что процесс остывания воды в чайнике не зависит от формы чайника, не подтвердилась. Но я убедился в практической значимости математики и перешёл к решению следующих поставленных задач, а именно: систематизировать и обобщить знания по объёмам тел и многогранников, применять их к решению практических задач.


 

 

 

 

История создания объемов тел

Начало геометрии было положено в древности при решении чисто практических задач. Со временем, когда накопилось большое количество геометрических фактов, у людей появилось потребность обобщения, уяснения зависимости одних элементов от других, установления логических связей и доказательств. Постепенно создавалась геометрическая наука. Примерно в VI - V вв. до н. э. в Древней Греции в геометрии начался новый этап развития, что объясняется высоким уровнем, которого достигла общественно-политическая и культурная жизнь в греческих государствах.

      В древнеегипетских папирусах, в вавилонских клинописных табличках встречаются правила для определения объема усеченной пирамиды, но не сообщаются правила для вычисления объема полной пирамиды. Определять объем призмы, пирамиды, цилиндра и конуса умели древние греки и до Архимеда. И только он нашел общий метод, позволяющий определить любую площадь или объем. Идеи Архимеда легли в основу интегрального исчисления. Сам Архимед определил с помощью своего метода площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в античной математике. Он вывел, что объем шара, составляет две трети от объема описанного около него цилиндра. Он считал это открытие самым большим своим достижением. Среди замечательных греческих ученых V - IV вв. до н.э., которые разрабатывали теорию объемов, были Демокрит и ЕвдоксКнидский.

       Объем — это вместимость геометрического тела, т. е. части пространства, ограниченной одной или несколькими замкнутыми поверхностями. Вместимость или емкость выражается числом заключающихся в объеме кубических единиц. На Руси в старину использовались в качестве единиц измерения объёма ведро (около 12л), штоф (десятая часть ведра). В США, Англии и других странах используются баррель (около 159л), галлон (около 4л), бушель (около 36л), пинта (от 470 до 568 кубических сантиметров).

Для удобства решения задач, в физике объем принято  измерять в м³. Кубический метр (название говорит само за себя) —  это куб, высота, длина, ширина которого равна 1 метр. В химии, чтобы определить количество веществ в газе, используется молярный объем. До введения метрической системы для измерения малых объемов жидкости применяли унции. Одна унция соответствует 29,573 мл вещества. Широко использовали эту меру в парфюмерной промышленности и аптеках. В мире современных технологий удобно пользоваться онлайн конвертером единиц, он поможет решить задачку по физике, химии, а молодым хозяйкам правильно измерить объём ингредиентов при приготовлении блюда.

 

 

Определение и свойства

Определение:

 

Объемом называется положительная величина, характеризующая часть пространства, занимаемую телом.

 

Свойства:

 

      Объем тела есть неотрицательное число;

      Если геометрическое тело составлено из геометрических тел, не имеющих общих внутренних точек, то объем данного тела равен сумме объемов тел его составляющих;

      Объем куба, ребро которого равно единице измерения длины, равен единице;

      Равные геометрические тела имеют равные объемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем куба

Объем куба равен кубу длины его ребра.

 

Формула объема куба:V = a3

 

где V - объем куба, 
a - длина ребра куба.

 

Объем призмы

Объем призмы равен произведению площади основания призмы, на высоту.

 

Формула объема призмы:V = So h                

 

где V - объем призмы, 
So - площадь основания призмы, 
h - высота призмы.

 

 

 

 

 

 

Объем параллелепипеда

Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты.

 

Формула объема прямоугольного параллелепипеда:V = a · b · h

 

 

где V - объем прямоугольного параллелепипеда, 
a - длина, 
b - ширина, 
h - высота.

 

Объем пирамиды

Объем пирамиды равен трети от произведения площади ее основания на высоту.

Формула объема пирамиды:

V = 

1

 So · h

3

 

 

где V - объем пирамиды, 
So - площадь основания пирамиды, 
h - длина высоты пирамиды.

 

 

 

Объем правильного тетраэдра

Формула объема правильного тетраэдра:  V = 

a3

12

 

где V - объем правильного тетраэдра, 
a - длина ребра правильного тетраэдра.

 

 

Объем цилиндра

Объем цилиндра равен произведению площади его основания на высоту.

Формулы объема цилиндра:

  • V = π R2 h
  • V = So h

 

где V - объем цилиндра, 
So - площадь основания цилиндра, 
R - радиус цилиндра, 
h - высота цилиндра, π = 3,141592.

Объем конуса

Объем конуса равен трети от произведения площади его основания на высоту.

 

Формулы объема конуса:

V = 

1

 π R2 h

3

 

V = 

1

 So h

3

 

где V - объем конуса, 
So - площадь основания конуса, 
R - радиус основания конуса, 
h - высота конуса, 
π = 3,141592.

 

Объем шара

Объем шара равен четырем третьим от его радиуса в кубе помноженного на число пи.

 

Формула объема шара:

 

V = 

4

π R3

3

где V - объем шара, 
R - радиус шара, π = 3,141592.

 

Объем усеченной пирамиды

 

Объем усеченной пирамиды равен одной трети произведения высоты h (OS) на сумму площадей верхнего основания S1(abcde), нижнего основания усеченной пирамиды S2(ABCDE) и средней пропорциональной между ними.

 

Формула объема усеченной пирамиды:

 

V=h(S1 + + S2 )

 

где S1 – площадь верхнего основания усеченной пирамиды, S2 – площадь нижнего основания усеченной пирамиды, h–высота усеченной пирамиды.

 

 

 

 

 

 

Объем усеченного конуса

Объем усеченного конуса вычисляется по следующей формуле:

 

V =πh (r12 + r1 ×r2 + r22 )

 

 

Где r1 – радиус нижнего основания усеченного конуса; r2–радиус верхнего основания усеченного конуса; h – высота усеченного конуса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задачи

 

1.     Сколько ведер воды по 8 литров каждое, налито в аквариум, изображенный на рисунке.

 

 

http://festival.1september.ru/articles/606518/f_clip_image008.jpgМы знаем, что 1 литр = 10 куб.дм.

1.      25-5 = 20 (см) – высота налитой воды.

2.      20*40*60 = 48000 (куб. см) – объём воды в аквариуме.
48000 куб. см = 48 куб. дм = 48 литров

3.      48:8 = 6 (вед.) – воды потребуется.

 

Ответ: 6 ведер.

 

 

2.     Классные помещения должны быть рассчитаны так, чтобы на одного учащегося пришлось не менее 6 м3 воздуха. Размера кабинета математики составляют 9*8.7*2.8. Можно ли заниматься в таком помещении 30 студентам, не нарушая санитарные нормы?

V = 2,8∙9∙8,7 = 219,24 м3

219,24/30 = 7,3 м3

Ответ: можно

 

 

3.     Котел имеет форму полушара диаметром 60см. Определите ёмкость котла.

Vм = π * 27 = 36π дм3

V=  = 18πдм3 = 18*3,14 = 56,5

Ответ: 56.5 литров.

 

4.     Объем раствора в гальванической ванне равен 3 куб. м, при этом уровень раствора достигает высоты 75 см. В ванну погрузили деталь, после чего уровень раствора поднялся на 2 см. Найдите объем детали (в куб. м).

 

За основу берется формула 

 

Объем раствора в гальванической ванне можно найти по формуле:

 

Объем детали погруженную  в эту же ванную находим по этой же формуле:

 

Сделаем необходимые преобразования:

Из первой формулы  и подставим во вторую

Ответ: 0,08

 

5.     В цилиндрический сосуд налили 3000 см3 воды. Уровень воды при этом достиг высоты 20 см. В жидкость полностью погрузили деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся на 3 см. Чему равен объем детали? Ответ выразите в см3

 

При решении данной задачи можно воспользоваться  утверждением: Объем налитой воды в сосуд прямо пропорционален уровню ( высоте ) воды в данном сосуде, при условии, что  величина постоянная.

 

3000 см3 – 20 см

   х см3   -   3 см

х = (3000∙3):20

х = 450Ответ:450

 

6.     Коническая куча зерна имеет высоту 2.4м, а окружность основания 20м. Сколько тонн зерна в куче, если масса одного кубометра равна 750кг?Сколько рейсов нужно сделать водителю автомобиля ГАЗ-53-12, чтобы перевезти эту кучу зерно на элеватор, если вместимость кузова  4.5 тонн.

 

Решение:

 

h = 2,4м     С = 20м                                 19,2/4,5 = 4,26 = 5 рейсов

C = 2πr

10 = πr

r =  ≈ 3,2м

Vк = πr2h =  ∙ 3,14 ∙ 3,22 ∙ 2,4 = 25,7м3

25,7 ∙ 750 = 19275кг = 19,275т                         

Ответ: 5 рейсов

 

 

 

7.     Диаметр поршня автомобиля МАЗ равен 130мм, ход поршня Н1 = 140 мм. Высота камеры сгорания Н2 = 9мм. Найдите рабочий и полный объём двигателя с 6 цилиндрами.

Дано: двигатель МАЗ

Д = 130 мм, Н1 = 140 мм,H2 = 9мм, n = 6

Найти: рабочий объём двигателя Vр

Решение:

Vp=∙ Н1 ∙n;Vp =  ∙ 13 ∙ 4 = 6898,58см3≈ 6,9дм3 = 6,9л

H = H1+H2 = 14 + 0,9 = 14,9см

Vп =  ∙ Hn; Vп =  ∙ 14.9 ∙ 4 = 7906,834см3 = 7.9дм3 = 7.9л

Ответ: Vр = 6,9л; Vп = 7,9л

Умение находить рабочий объём двигателя важно для автослесаря.  Величина рабочего объёма двигателя зависит от диаметра цилиндра и величины хода поршня, влияет на увеличения расхода топлива, а также увеличение  мощности двигателя.

 

 

ВЫВОДЫ

 Объем очень важное математическое понятие, которое постоянно встречается в повседневной жизни. Моя гипотеза о том, что знание формул для нахождения объёмов тел и многогранников необходимо для решения практических задач, подтвердилась. Работая над проектом, я обобщил и систематизировал знания по теме: «Объёмы». Уверен, что это мне пригодится при подготовке к экзамену, а также и в профессиональной деятельности.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ

 

1.     http://ru.onlinemschool.com/pictures/volume/cube.png

2.     http://www-formula.ru/index.php/2011-09-24-00-37-25

3.     https://uztest.ru/abstracts/?idabstract=216487

4.     https://uztest.ru/abstracts/?idabstract=757154

5.     https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-prakticheskoe-primenenie-obemov-1133430.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение

ВВЕДЕНИЕ В 2015 году я закончил 9 классов и поступил учиться в «Техникум промышленности и народных промыслов» города

ВВЕДЕНИЕ В 2015 году я закончил 9 классов и поступил учиться в «Техникум промышленности и народных промыслов» города

Форма чайника и процесс остывания воды

Форма чайника и процесс остывания воды

S = π × ( R + r ) × l + πR 2 + πr 2 ≈ 3×1

S = π × ( R + r ) × l + πR 2 + πr 2 ≈ 3×1

История создания объемов тел

История создания объемов тел

Определение и свойства Определение:

Определение и свойства Определение:

Объем куба Объем куба равен кубу длины его ребра

Объем куба Объем куба равен кубу длины его ребра

Объем параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты

Объем параллелепипеда Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты

Объем правильного тетраэдра

Объем правильного тетраэдра

Объем конуса Объем конуса равен трети от произведения площади его основания на высоту

Объем конуса Объем конуса равен трети от произведения площади его основания на высоту

Объем усеченной пирамиды Объем усеченной пирамиды равен одной трети произведения высоты h (

Объем усеченной пирамиды Объем усеченной пирамиды равен одной трети произведения высоты h (

Задачи 1. Сколько ведер воды по 8 литров каждое, налито в аквариум, изображенный на рисунке

Задачи 1. Сколько ведер воды по 8 литров каждое, налито в аквариум, изображенный на рисунке

Котел имеет форму полушара диаметром 60см

Котел имеет форму полушара диаметром 60см

Коническая куча зерна имеет высоту 2

Коническая куча зерна имеет высоту 2

ВЫВОДЫ Объем очень важное математическое понятие, которое постоянно встречается в повседневной жизни

ВЫВОДЫ Объем очень важное математическое понятие, которое постоянно встречается в повседневной жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022