Исследовательский проект "Сон в жизни человека"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Сон в жизни человека"

Оценка 4.8
docx
25.03.2024
Исследовательский проект "Сон в жизни человека"
Сон в жизни человека.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горшеченская средняя общеобразовательная

школа имени Н.И. Жиронкина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

«Сон в жизни человека»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

учащаяся 10 «Б» класса

Петрова Мария Александровна

 

Руководитель:

Бобкова Ирина Александровна

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горшечное, 2023

                                              Оглавление

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………..........3 1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СНА…………………………………...…...…5

1.1.Что такое сон?………………………………………………………………..…..5

1.2.Стадии сна: сон быстрый и медленный………... ……………………………..6

1.3.Сколько на самом деле необходимо спать?...................................................….7

1.4. Сон дневной и ночной……………….......…………………….………..……..8

2. НАРУШЕНИЕ СНА……………………………………….……….....................11

2.1.Виды нарушения сна ………..………………………………………………....11

2.2.Учёные – исследователи сна ………………..………………………...………12

2.3.Знаменательные открытия во время сна……..…………………………...…..14

 3.ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………………………………………15

3.1 Анкетирование………………………………………………………………..15

3.2 Самонаблюдение……………………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………….......19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………...………..…......…….21

ПРИЛОЖЕНИЯ    ……………………………………………….……………..…..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ВВЕДЕНИЕ

 

В наше время, когда в аптеках изобилие различных лекарственных препаратов, меня удивило выражение «Сон - это лучшее лекарство». Почему же мы не пользуемся таким простым и бесплатным рецептом?

Обратив внимание на то, что мои одноклассники с утра бывают раздраженными и весь день не могут сосредоточиться на любой обсуждаемой теме, я поинтересовалась, от чего они так раздражены, и услышала ответ: «Я не выспался…» или «Мне снились  какие-то кошмары…». Также я заметила связь между раздражительными и «невыспавшимися» одноклассниками и их частыми болезнями ОРВИ и ОРЗ.

Актуальность. Данная проблема очень актуальна в наш «скоростной век» и касается всех возрастов от детей до взрослых. Люди постоянно куда-то торопятся, стараются распланировать свой день, но время на сон всегда оставляют все меньше и меньше. Большинство людей пренебрежительно относятся к своему здоровью – постоянно недосыпают. Исходя из вышесказанного - изучение влияния здорового сна на работоспособность и бодрое состояние имеет большое значение. Недостаток сна снижает работоспособность человека, приводит к развитию артериальной гипертонии, нарушается обмен глюкозы, нарушается аппетит, усиливается голод и человек набирает лишний вес.  

Цель - изучение влияния сна на самочувствие, настроение и здоровье человека.

Задачи:

1) Изучить литературу и интернет-источники по теме исследования

2) Изучить причины нарушения сна

3) Провести анкетирование и исследование

4) Провести анализ и сделать соответствующие выводы

5) Подготовила буклет «Всё,что нам необходимо знать о здоровом сне»

Объект исследования - сон человека.

Предмет исследования - правила здорового сна.

Гипотеза - если соблюдать правила подготовки ко сну, придерживаться режима дня, то снижается риск возникновения различных стрессовых состояний, утомление; повышается трудоспособность.

 Методы исследования:

-изучение литературы и интернет-источников;

-анализ;

-наблюдение;

-анкетирование;

-сравнение;

- обощение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СНА

 

1.1  Что такое сон?

 

Одну треть нашей жизни мы проводим во сне. Сон необходим человеку так же, как вода и пища. Без пищи человек может прожить около месяца, а без сна человек не проживёт и двух недель.

Вследствие эксперимента, который проводили в 60 годах прошлого столетия на добровольцах, выяснилось, что у человека лишенного сна на пятые сутки, ухудшается зрение, слух, память, возникают зрительные и слуховые галлюцинации, происходят нарушения в координации движений. Многие из людей теряли вес, хотя испытуемых усиленно кормили. Через восемь дней эксперимент был приостановлен. Опыты, проведённые на собаках, показали, что через две недели собаки лишенные сна, умирали.

Что же такое сон? В различных источниках даются следующие определения сна:

СОН (С.И. Ожегов) – это физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определённые промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.

СОН (В.И. Даль) – состояние спящего; отдых тела в забытьи чувств.

СОН (википедия) (лат. somnus) — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым (например, дрозофилам). Кроме того, словом «сон» называют последовательность образов (формируемых в течение фазы так называемого «быстрого сна»), которые человек может помнить.

Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна. Таким образом, можно сделать вывод, что сон - это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма.

 

1.2  Сон быстрый и медленный

 

    Чтобы узнать, что же происходит с человеком во время сна, для исследований применяется прибор - электроэнцефалограф. При помощи электроэнцефалографа (ЭЭГ) записываются колебания волны мозга. Мозговые волны имеют разные показатели при бодрствовании, при дремоте, при медленном сне и глубоком сне.

    Оказывается, что во время сна мозг человека продолжает работать, активность мозга меняется с периодичностью в 1,5 часа и сон человека проходит от 4-до 6 периодов-фаз.

   Ученые выяснили, что у каждого человека есть два сна - сон медленный и сон быстрый. Четверть времени человек спит в быстром сне, остальное время в медленном сне.

Во время быстрого сна у человека наблюдаются быстрое движение глаз, дергаются мышцы лица, он шевелит руками и ногами, учащается дыхание, поднимается артериальное давление и изменяется сердцебиение. Мозг во время быстрого сна активно работает. Быстрый сон длится 10-20 минут, сменяясь медленным сном, и повторяется 4-5 раз за ночь. Во время быстрого сна человек видит сновидения - яркие, красочные, запоминающиеся. Если разбудить его в этот момент, он расскажет, что ему снилось. Фаза быстрого сна просто необходима для нашего организма - мозг обрабатывает информацию и откладывает её в памяти на «длительное хранение». Считается, что во время быстрого сна происходит развитие мозга и нервной деятельности.

Большая часть сна приходится на медленный сон, медленный сон делится на четыре фазы. Во время медленного сна так же снятся сновидения, но они менее яркие и чаще всего мы их не помним. Во время медленного сна человек может разговаривать во сне, издавать различные звуки, плакать, смеяться, иногда ходить (лунатизм).

 

1.3   Сколько на самом деле необходимо спать?

 

За день человек успевает сделать много дел, к ночи его организм устаёт и требует отдыха. Мышцы, помогающие работе сердца и кровеносных сосудов, так же устают, замедляют свою работу. При этом уменьшается поток крови в органы, а мы испытываем усталость и желание поспать.

Человек должен спать, чтобы восстановить силы, дать отдых натруженным мышцам тела. Во время сна восстанавливаются не только силы, но и нормализуются жизненно важные процессы (циркуляция крови, артериальное давление, сахар в крови, иммунная и нервная системы, гормональный фон).

Мозгу, так же как и другим органам, требуется отдых. Наш мозг постоянно находится в работе. Днём он усиленно трудится, учится, усваивает новую информацию, получает различные впечатления. А ночью, когда человек засыпает, мозг так же продолжает свою работу - перерабатывает всю полученную за день информацию, ненужные сведения выкидывает из памяти, а важную информацию оставляет, откладывает в памяти.

Если человек мало спит, мозг не успевает сделать всю свою ночную работу и отдохнуть, набраться новых сил. Невыспавшийся человек чувствует себя с утра разбитым, усталым, у него понижается работоспособность, он весь день находится в сонливом, подавленном состоянии, потому что его мозг не отдохнул как следует.

Чтобы не переутомлять мозг в течение дня нужно чередовать работу, выполняя различные дела, а не делать одно и то же весь день. А ещё мозг нужно тренировать (чтобы стать умней)- решать задачки, примеры, отгадывать кроссворды, запоминать и разучивать стихи, текст и играть в логические игры, шахматы, шашки.

Продолжительность  сна индивидуальна и зависит от общего состояния человека, возраста, времени года и т.д. Так общая продолжительность сна новорожденных составляет 20-23 часа в сутки, в возрасте от 6 месяцев до 1 года – около 18 часов, в возрасте от 2-х до 4- х – около 16 часов, в возрасте от 4-х до 8 лет – 12 часов, в возрасте от 8 до12 лет – 10 часов, в возрасте от 12 до 16 лет 9 часов. Взрослые спят в среднем 7-8 часов в (приложение 1, таблица 1).

 

   1.4  Сон дневной и ночной

 

     Когда же лучше спать - ночью или днём? Люди, которые ведут ночной образ жизни (работа в ночную смену, ночные погружения в интернет, любители ночных клубов и другие, кто предпочитает бодрствовать ночью, а спать днём) подвергают свой организм огромному риску. Как было сказано выше, мы должны спать для того, чтобы восстановить силы и нормализовать работу внутренних органов.

     И именно ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Максимальная выработка мелатонина наблюдается в ночное время - от полночи до 4 часов утра.

Мелатонин обладает антиоксидантными свойствами. Он замедляет процесс старения организма и увядания кожи, помогает бороться с семью видами раковых клеток, улучшает работу пищеварительного тракта и головного мозга, работу иммунной и эндокринной систем, снижает тревожность и помогает в борьбе со стрессом, регулирует кровяное давление и периодичность сна, помогает лучше адаптироваться при смене часовых поясов. Даже если человек подремал днем, к вечеру появляется сонливость. Состояние не возникает ниоткуда – это нормальная реакция организма, которую провоцирует мелатонин. Днем эпифиз не вырабатывает такой гормон, «включаясь» в работу только с появлением искусственного освещения. Наивысший пик концентрации мелатонина с 22.00 до 02.00 – потом уровень понемногу снижается, иначе человек не смог бы проснуться утром.

А нужен ли дневной сон? Многие люди полагают, что дневной сон необходим только маленьким детям и тем, кто работает в ночную смену, а вот взрослым надобности в дневном сне нет. А учёные и врачи считают, что человеку просто необходим кратковременный сон днём. Он благоприятно влияет на организм, на сердечно - сосудистую систему и понижает возникновения заболеваний сосудов и сердца, позволяет быстро восстановить силы. Теперь к вопросу о пользе дневного сна. Настолько ли он хорош, как утверждают ученые? Ответ: однозначно да. Во-первых, концентрация внимания увеличивается на 30-50%. Во-вторых, растет работоспособность. К тому же, однозначно улучшается настроение и общее самочувствие. Краткая дрёма обеспечивает прилив энергии и снижает раздражительность.

Согласно медицинским исследованиям, дневной сон оказывает комплексное полезное воздействие на весь организм в целом. Он повышает проводимость нервной системы (на 15-20%), а также обостряет рефлексы.

В какое время лучше всего спать днём? Все мы знаем, что после сытного обеда мы чувствуем себя расслабленными и нас клонит ко сну. Почему это происходит? Желудок наполняется пищей, чтобы её переработать в желудок поступает большее количество крови и кислорода. А поступление крови и кислорода в мозг уменьшается, работа мозга замедляется и нам хочется спать. Согласно исследованиям человек хочет спать в период, когда температура тела понижается. Эти периоды ночью от 3 часов до 5 утра и днём с 13 до 15 часов. Это самое подходящее время для дневного сна.

После дневного сна повышается умственная деятельность человека, увеличивается работоспособность. Организм расслабляется, снимается стресс, улучшается настроение. А так же дневной отдых способствует улучшению памяти, информация быстрее и легче запоминается, усиливается воображение и к человеку приходят свежие идеи.

Так что если есть возможность немного поспать днём, воспользуйтесь ею. Вы получите заряд энергии и избежите переутомления. Но спать много не рекомендуется, спать нужно не более получаса. Если вы переспите, то вместо свежести и бодрости к вам придёт вялость и раздражительность, а то и головная боль.

Большинство врачей утверждают, что взрослый человек должен спать по 7-8 часов в сутки. Но современные ученые все же с ними не соглашаются, доказывая, что у каждого человека своя суточная норма сна. Одним хватает и 5 часов, а другим недостаточно и 10. Например, знаменитый на весь мир полководец Наполеон спал не более 5 часов в сутки, а гениальный ученый Эйнштейн проводил во сне половину дня, так как ежедневно спал не менее 12 часов.

Кроме того, у каждого из нас внутренние биологические часы работают по-разному. А потому и график сна может заметно отличаться. Одни любят спать исключительно в ночное время, другие же предпочитают вздремнуть часок - другой еще и днем.

Главное — внимательно прислушиваться к своему организму, и при малейших намеках на то, что режим не подходит, оперативно вносить изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. НАРУШЕНИЕ СНА

 

2.1. Виды нарушения сна.

     Каждый человек сталкивается с такой проблемой как нарушение сна. Иногда долго не можешь заснуть, переваривая в голове всевозможные впечатления, часто просыпаешься от шума за окном, от громкого звука работающего телевизора или от яркого света, от жары и духоты, от холода, а иногда и пустой желудок не даёт уснуть. Периодически с этим сталкиваются почти все люди. Но когда это происходит постоянно, то такие нарушения сна следует рассматривать как болезненные расстройства сна.

    Бессонница - самое распространённое нарушение сна. Бессонница сама по себе не является заболеванием, но может быть симптомами многих заболеваний (эндокринной, нервной, сердечно - сосудистой систем, мозга). Может быть вызвана стрессами, алкоголем и средствами психотропного действия.

   Летаргический сон. Ещё одним известным расстройством сна является летаргический сон. Человека, уснувшего летаргическим сном, часто принимают за умершего. Его дыхание замедляется, пульс не прощупывается, и сердце почти не бьётся. Причиной летаргического сна могут стать опухоли мозга, черепно-мозговые травмы, сердечно - сосудистая недостаточность, летаргический энцефалит и даже сильное психическое потрясение.

Человеку, у которого отмечаются стойкие нарушения сна необходимо медицинское обследование и лечение.

Ночные кошмары. Ночные кошмары считаются нефизиологическим расстройством сна и возникают во время фазы быстрого сна, длительность которой варьируется между несколькими минутами и получасом. Кошмар заканчивается обычно резким пробуждением в испуге, после чего обычно немедленно приходит осознание пробуждения ото сна, связанное с возвращением ощущения пространства и времени. Причинами кошмаров считаются неосмысленные, не переработанные текущие события, травмирующие переживания, стресс или психические, или телесные нагрузки.

Медицинские исследования сна показывают, что примерно три четверти повествования сна и связанные с ним эмоции несут негативный характер и, в свою очередь, приводят к прерыванию цикла сна и пробуждению. В среднем это происходит один раз в месяц. У детей до 5 лет кошмары встречаются редко, чаще — у детей младших классов (у 25 % детей раз в неделю) и реже у взрослых — от 25 до 55 лет с падающей частотой.

Ученые установили: подросткам в возрасте от 14 до 18 лет необходимо спать 8,5-9,5 часов. Во время сна у детей отдыхает тело, мозг и восстанавливаются силы после физических и умственных нагрузок. Если ребенок недосыпает, то в скором времени он станет вялым, раздражительным и невнимательным. Его работоспособность уменьшится на 30 %.

 

2.2. Учёные – исследователи сна.

О крылатом божестве Морфее практически все мы знаем из греческой мифологии, но, довольно мало,  нам известно о тех, кто впоследствии обращал особое внимание на действие сна на организм человека, кто развивал эту науку и как она создавалась. А наблюдения за влиянием сна и его ролью в жизни человека были сделаны очень давно. Уже в XII веке  мыслитель и врач — лейбмедик египетского султана Саладина, философ и теолог Маймонид, активно занимавшийся последние 20 лет своей жизни медицинской практикой, писал о сне следующее: «В медицине бывают такие явления, которые у здоровых указывают на заболевание, а у больных служат симптомом наступающего улучшения здоровья. Чрезмерная сонливость, например, указывает на болезнь, крепкий сон у больных – благоприятное явление». Оценивая выводы Маймонида-медика, известный итальянский врач эпохи Возрождения Меркуриалис утверждал, что они не уступают по глубине афоризмам Гиппократа.

Уже в более близкие к нам времена, крупнейшим специалистом по физиологии сна стал профессор, один из крупнейших ученых Франции, Мишель Жуве. Именно этому человеку, как считают многие специалисты, современная наука о сне ("сомнология", "онейрология" или "гипнология") обязана большей частью своих открытий. Жуве – стал одним из первых учёных, кто в конце 50-х годов наблюдал и регистрировал электрофизиологические проявления парадоксального сна, то есть - сна с быстрыми движениями глаз, сна со сновидениями у кошки. Правда, за несколько лет до него эти явления, и у человека и у кошки, описали американские авторы, причём, некоторые были выходцами из России: крупнейший специалист первой половины XX века по проблеме сна Клейтман и его аспиранты Азеринский и Клемент.

В России учёные также занимались изучением проблем, связанных со сном. Среди них русская ученая Мария Михайловна Манасеина, жившая во второй половине XIX века, которая стала, в сущности, основоположником “науки о сне” - сомнологии. В наше время эта наука определяется следующим образом: сомнология — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. В 1870-х гг. она изучала значение сна для организма на щенках. Анализируя результаты, М.Манасеина пришла к выводу, что сон для организма важнее пищи.

Современные представления о природе сна сформировались во второй половине XX века, после появления методов регистрации биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалограмма, ЭЭГ), мышц (электромиограмма, ЭМГ) и глаз (электроокулограмма, ЭОГ). Крупным достижением в этой области было открытие в 1950-е гг. Н. Клейтманом, У. Дементом (США) и М. Жуве (Франция) явления «парадоксального сна».

 

 

 

 

2.3. Знаменательные открытия во время сна.

 

Известно немало случаев, когда во сне происходили знаменательные открытия. Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Сальвадор Дали научился вызывать в полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник вскакивал, и зарисовывал увиденное во сне. Бетховен во сне сочинил пьесу. Державин сочинил последнюю строфу оды “Бог” именно во сне. По мнению ученых, такие озарения возможны, потому что сновидения создают условия для самопогружения, подсознательной проработки информации, над которой творческий человек интенсивно размышлял в состоянии бодрствования.

Изучив научные открытия по данному вопросу, мы решили исследовать влияние сна на здоровье человека, и выяснить какие факторы влияют на сон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Исследование.

3.1 Анкетирование

1. «Для чего нужен сон?»

Для наиболее полного исследования влияния сна на здоровье школьников мы также провели анкетирование среди учащихся 9 классов. В анкетировании приняли участие 19 учащихся. Получили следующие результаты:

На вопрос: «Для чего нужен сон?» отвечали – для отдыха – 80 %, для обработки информации  – 20 % (Приложение 2, диаграмма 1)

2.«Во сколько вы ложитесь спать?»

 В 22 часа – 2, в 23 часа – 8, в 24 часа – 6, позже 24 часов -4 .

 Сначала 5 дней мы ложились в 22.00 часов, потом 5 дней – в 23.00, и 5 дней в 24.00. Я отметила, что в 22.00 часов нам было трудно засыпать, а вот в 23.00 часа мы засыпали быстро после трудовых будней. А когда стали ложиться в 24 вечера, то чувствовали усталость, и очень хотелось спать на уроках. (Приложение 3, диаграмма 2)

Ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.

3. «Всегда ли вы высыпаетесь?»

20 % - да

35 % - нет

45 % - редко

Ответили «нет»- те учащиеся, которые поздно ложатся спать и кто помладше,  которым для нормального сна нужно времени больше. (Приложение 4, диаграмма 3)

4. «Проветриваете ли вы комнату перед сном?»

Ответили: «да» - 4 учащихся, «нет» - 7, «редко» - 9.

Не все ученики соблюдают режим сна, а также не все умеют правильно организовать свой сон. Необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся, особенно младших классов о необходимости здорового полноценного сна. (Приложение 5, диаграмма 4)

5. «Как вы считаете, влияет ли сон на успеваемость в школе, ваше настроении в течение дня?»

Отвечали: «да » - 80%, «нет» - 20 %.

Недосыпание негативно сказывается на успеваемости и настроении учащихся. (Приложение 6, диаграмма 5)

6. «Быстро ли вы засыпаете, если завтра контрольная работа?»

Исследование показало, что учащиеся перестают испытывать страх перед контрольной работой – «быстро засыпают» - 50%, «нет»ответило 40%.

По подсчетам, «да» отвечали те, кто учится на «4»  и «5», «нет» - кто учится на «3». (Приложение 7, диаграмма 6)
7. «Как влияет на ваш организм чай, кофе перед сном?»

отвечали – быстро засыпаю– 40 %,  долго не могу уснуть – 60 %

Чай и кофе – напитки, содержащие большое количество кофеина, которые влияют на тонус и бодрость человека. При нарушениях сна стоит отказаться от этих напитков в вечернее время. (Приложение 8, диаграмма7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Самонаблюдение

Изучив правила хорошего сна, я решила убедиться, что они действительно работают, если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрой. Я провела такой эксперимент на себе во время каникул. В течение двух месяцев я записывала свои наблюдения.

 1  неделя. Легла спать в 23:30. Перед сном сидела в социальных сетях. Комнату проветривала. Подъем в 6:30. Утром встала тяжело. Время сна – 7 часов.

2 неделя. Легла спать в 23:00. Перед сном слушала музыку. Комнату проветривала. Проснулась в 6:40 и долго не хотела вставать. Время сна – 7 часов 40 минут.

3 неделя. Легла спать в 22:30. Перед сном убиралась в комнате. Уснула не сразу, играла в телефоне. Проснулась в 8:30. Время сна - 10 часов. Утром встала тяжело, но выспалась.

4 неделя. Легла спать в 22:00.Комнату проветривала, перед сном принимала пищу. Проснулась в 6:30. Время сна - 8 часов 30 минут. Утром встала бодрой.

5 неделя. Легла спать в 22:00. Перед сном гуляла. Уснула быстро и проснулась в 6:00. Время сна - 9 часов. Я выспалась и проснулась с хорошим настроением.

6 неделя. Легла спать в 01:00. Перед сном смотрела сериал. Уснула быстро. Проснуласть в 7:30. Чувствовала себя вялой. Время сна – 6 часов 30 минут.

7 неделя. Легла спать в 23:00, долго не могла уснуть. Комнату проветривала. Проснулась в 9:00. Долго не хотела вставать. Время сна - 10 часов.

Если ложиться поздно спать (после 22:00), перед сном посмотреть телевизор, то утром плохое самочувствие, хочется спать.Наступает быстрая утомляемость организма, трудно сосредоточиться,на каких-либо делах.

На протяжении дня чувствуешь усталость  и не хватку сил „одна мысль - отдохнуть“.

Если ложиться спать в 22:00, то засыпаешь быстро, а утром просыпаешься с хорошим настроением. Чувствуешь прилив бодрости, улучшается работоспособность. На протяжении всего дня чувствуешь себя активной, успеваешь сделать запланированные дела.

Так же мною было замечено, что если я поздно ложусь спать и перед сном смотрю телевизор, играю в компьютер или плотно покушаю, то сны мне снились страшные, нереальные. Когда ложилась спать в 22:00 и перед сном соблюдала правила сна, то сны мне снились красочные, реальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе работы над проектом, мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование.

В результате проведенной работы я убедилась, что сон является наиболее важной частью нашей жизни. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день.  Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне.

Цель проекта достигнута:

- Я выяснила, что количество и качество сна влияет на настроение и самочувствие в течение дня.

Задачи проекта выпонены:

1) Изучена литература и интернет-источники по теме исследования

2) Изучены причины нарушения сна

3) Проведено анкетирование и исследование

4) Проведен анализ и сделаны соответствующие выводы

5) Подготовила буклет «Всё,что нам необходимо знать о здоровом сне»

Гипотеза подтверждена.

- В ходе  работы над проектом узнала, насколько мои одноклассники знакомы с                                                 гигиеной сна.

- Результаты анкетирования представлены в работе.

- Разработала рекомендации для учащихся.

-Оформила буклет «Все, что нам необходимо знать о здоровом сне» (Приложение 9).

                                           Рекомендации:

·         Перед сном всегда проветривай спальное помещение. Свежий воздух очень благоприятствует быстрому засыпанию, хорошему сну и приятному пробуждению.

·         Твоё спальное место должно быть удобным, не очень жестким, но и не слишком мягким.

·         В спальне должно быть тихо и темно (затемни шторами), т.к. шум и избыточный солнечный свет отрицательно влияют на качество сна.

·         Соблюдай режим сна: укладывайся спать и просыпайся всегда в одно и то же время (независимо от рабочих и выходных дней).

·         Соблюдай ритуал засыпания (умывание, чтение книги, пожелание на ночь от близких и т.п.) и старайся ему не изменять.

·         Старайся за несколько часов до сна закончить делать уроки, не играй в шумные и компьютерные игры.

·         Избегай употребления перед сном тяжелой пищи.

·         Избегай перед сном просмотра страшного фильма и прослушивания громкой музыки.

·         Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе.

 

 



 

Список использованных источников

1.     Даль В.И. : В 4ч.-СПБ., 1863-1866, Толковый словарь живого великорусского  языка

2.     Капалыгина, И. И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников / И. И. Капалыгина. – Мн. : Тесей, 2009.

3.     Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.17.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.

4.     Популярная психологическая энциклопедия М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005

5.     Интернет-ресурсы:

     - https://www.inmoment.ru/dreambook/kinds-dreams.html

     - https://medportal/ru/insomnia/infographics-sieep-phase.php

     - http://fb.ru/article/118223/son-i-ego-vliyanie-na-organiz-cheloveka

     - https://spimalysh.ru/vse-o-sne/nauka-sna/melatonin-gormon-sna

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

(Приложение 1, таб. 1)

Возраст

Сон, ч.

Новорожденные (0-3 месяца)

14-17

Младенцы (4-11 месяцев)

12-15

Малыши (1-2 года)

11-14

Дошкольники (3-5 лет)

10-13

Дети школьного возраста (6-13 лет)

9-11

Подростки (14-17 лет)

8-10

Молодые взрослые (18-25 лет)

7-9

Взрослые (26-64 года)

7-9

Пожилые люди (старше 65 лет)

7-8

 

(Приложение 2, диаграмма 1)

 

(Приложение 3, диаграмма 2)

(Приложение 4, диаграмма 3)

(Приложение 5, диаграмма 4)

(Приложение 6, диаграмма 5)

(Приложение 7, диаграмма 6)

(Приложение 8, диаграмма 7)

                                                                                                         

                                                                                                           Приложение 9

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

Оглавление ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

Оглавление ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ В наше время, когда в аптеках изобилие различных лекарственных препаратов, меня удивило выражение «Сон - это лучшее лекарство»

ВВЕДЕНИЕ В наше время, когда в аптеках изобилие различных лекарственных препаратов, меня удивило выражение «Сон - это лучшее лекарство»

Подготовила буклет «Всё,что нам необходимо знать о здоровом сне»

Подготовила буклет «Всё,что нам необходимо знать о здоровом сне»

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СНА 1

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СНА 1

Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность

Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность

Во время медленного сна человек может разговаривать во сне, издавать различные звуки, плакать, смеяться, иногда ходить (лунатизм)

Во время медленного сна человек может разговаривать во сне, издавать различные звуки, плакать, смеяться, иногда ходить (лунатизм)

Продолжительность сна индивидуальна и зависит от общего состояния человека, возраста, времени года и т

Продолжительность сна индивидуальна и зависит от общего состояния человека, возраста, времени года и т

Днем эпифиз не вырабатывает такой гормон, «включаясь» в работу только с появлением искусственного освещения

Днем эпифиз не вырабатывает такой гормон, «включаясь» в работу только с появлением искусственного освещения

Так что если есть возможность немного поспать днём, воспользуйтесь ею

Так что если есть возможность немного поспать днём, воспользуйтесь ею

НАРУШЕНИЕ СНА 2.1. Виды нарушения сна

НАРУШЕНИЕ СНА 2.1. Виды нарушения сна

Медицинские исследования сна показывают, что примерно три четверти повествования сна и связанные с ним эмоции несут негативный характер и, в свою очередь, приводят к прерыванию…

Медицинские исследования сна показывают, что примерно три четверти повествования сна и связанные с ним эмоции несут негативный характер и, в свою очередь, приводят к прерыванию…

Уже в более близкие к нам времена, крупнейшим специалистом по физиологии сна стал профессор, один из крупнейших ученых

Уже в более близкие к нам времена, крупнейшим специалистом по физиологии сна стал профессор, один из крупнейших ученых

Знаменательные открытия во время сна

Знаменательные открытия во время сна

Исследование. 3.1 Анкетирование 1

Исследование. 3.1 Анкетирование 1

Приложение 5, диаграмма 4) 5

Приложение 5, диаграмма 4) 5

Самонаблюдение И зучив правила хорошего сна, я решила убедиться, что они действительно работают, если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим…

Самонаблюдение И зучив правила хорошего сна, я решила убедиться, что они действительно работают, если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим…

Н а протяжении дня чувствуешь усталость и не хватку сил „одна мысль - отдохнуть“

Н а протяжении дня чувствуешь усталость и не хватку сил „одна мысль - отдохнуть“

Заключение В процессе работы над проектом, мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование

Заключение В процессе работы над проектом, мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме, было проведено анкетирование

Оформила буклет «Все, что нам необходимо знать о здоровом сне» (Приложение 9)

Оформила буклет «Все, что нам необходимо знать о здоровом сне» (Приложение 9)

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложения (Приложение 1, таб

Приложения (Приложение 1, таб

Приложение 3, диаграмма 2) (Приложение 4, диаграмма 3) (Приложение 5, диаграмма 4)

Приложение 3, диаграмма 2) (Приложение 4, диаграмма 3) (Приложение 5, диаграмма 4)

Приложение 6, диаграмма 5) (Приложение 7, диаграмма 6) (Приложение 8, диаграмма 7)

Приложение 6, диаграмма 5) (Приложение 7, диаграмма 6) (Приложение 8, диаграмма 7)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024