Исследовательский проект "Тревожность в подростковом возрасте"
Оценка 4.8

Исследовательский проект "Тревожность в подростковом возрасте"

Оценка 4.8
doc
25.04.2024
Исследовательский проект "Тревожность в подростковом возрасте"
Тревожность в подростковом возрасте.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горшеченская средняя образовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Тревожность в подростковом возрасте»

 

                                                                                                           

 

 

                                                                                    Автор работы:

                                                                                    Изотова Екатерина

                                                  Николаевна,

                                                              учащаяся 9В класса

                                                                                  Научный Руководитель:

Бобкова Ирина Александровна

          педагог-психолог

                                     

 

Горшечное, 2024

 

                                                     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................3

I. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста

I.1  Понятие тревожности...........................................................................................5

I.2  Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте..............8

I.3  Зависимость тревожности от психологических свойств личности...........10

I.4  Как тревожность влияет на подростка?.........................................................11

I.5 Понятие школьной тревожности......................................................................15

II. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.

II. 1Исследование особенностей тревожности по методике Филлипса…..

II.2 Обработка и интерпретация результатов.....................................................21

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы……………………………………………28

Приложение…………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

Актуальность: Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психологической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В сложившихся социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Многие основные свойства и личностные качества формируются в период школьной жизни и от того, как они будут заложены, зависит все его последующее развитие.

Цель исследования: определить наличие тревожности среди учащихся  9 в класса нашей школы.

Задачи:

1)выяснить, что такое тревожность.

2)выяснить, какие особенности проявления тревожности могут быть в подростковом возрасте.

3)узнать, зависит ли тревожность от психологических свойств личности.

4)узнать, как тревожность влияет на подростка.

5)исследовать уровень тревожности 9 в  класса.

Объект исследования: ученики  9 в  класса.

Предмет исследования: уровень тревожности учащихся 9 в класса.

Гипотеза: если исследовать учащихся 9-в класса, то можно выявить подростков относящихся к группе риска (тревожности).

  Методы исследования:

·       Наблюдение - целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании.

·       Анализ - метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

·       Диагностика - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.

·       Обобщение - подведение итогов, общий вывод.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

1.Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста.

1.1 Понятие  тревожности.

Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального.

Тревожность – переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают понятия «тревога» как эмоциональное состояние и «тревожность» как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого .

Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

В целом, тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или не опознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой.

Тревожность имеет ярко выраженную специфику, которую можно обнаружить в ее источниках, содержании, формах проявления, компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

социальных потребностей.

Чрезмерно высокий уровень тревожности, так же, как и слишком низкий уровень (полное отсутствие тревожности) рассматриваются как явление, мешающее нормальной адаптации. В отечественной психологии считалось, что тревожность вызвана тяжелыми соматическими и нервно-психическими заболеваниями или же это последствие психической травмы. Сейчас отношение к такому феномену, как тревожность, значительно изменилось. Считается, что для каждого человека характерен свой «оптимальный уровень тревожности», так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием для развития личности.

Тревога возникает, когда человек видит во всех ситуациях элементы потенциальной или актуальной угрозы, появляется предчувствие опасности, также – это беспокойство, когда ожидаешь какого-либо события, особенно которое угрожает своими последующими событиями. «Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга» . Она проявляется как чувство ответственности за себя и близких. Если говорить о темпераменте, то тревога наиболее присуща холерическому типу, т.к. она оказывает возбуждающее воздействие на психику, а, как известно холерики обладают вспыльчивым характером.

Рассмотренные теории тревожности и само определение понятий «тревога» и «тревожность», позволяет сделать вывод о том, что эти состояния обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества. Это отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте распределения и интенсивности переживания тревоги, значительном росте тревожности детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте.

Существенно тревожность начинает выражаться в момент формирования характера подростка. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, она может стать мотиватором  деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики.

Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития. Как устойчивая личностная черта она формируется только в подростковом возрасте .До этого она является функцией ситуации.

О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением, и т. д. Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности,— часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.
Существует, по-видимому, общая закономерность, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. В этом возрасте многие молодые люди имеют  меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость, и большую эмоциональную устойчивость.
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Этот возраст характеризуется также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров.

 

 

 

 

 

1.3  Зависимость тревожности от психических свойств личности.

Каждый подросток по разному переживает "ТРУДНЫЕ" ситуации и проявляет различную степень тревожности, в зависимости от своей заинтересованности в конечном результате.

В опытах современных психологов накоплено достаточно фактов, убеждающих в том, что поведение индивидов в критических ситуациях зависит от свойственных им типов нервной системы, особенностям темперамента.

Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».  Существуют и половые различия   в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д., особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе.

Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

 

 

 

 

 

 

1.4  Как тревожность влияет на подростка?

Подростковый возраст- это важный период развития и становления личности человека. Но именно в это время у детей могут появляться различные психические отклонения, которые в значительной мере осложняют взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. К ним относятся и тревожные расстройства.

Тревожность влияет на эмоциональное состояние подростка и мешает ему взаимодействовать с окружающим миром, но кроме этого, она воздействует на наше внимание, наши решения, наше понимание   окружающей действительности. В подростковом возрасте тревожность негативно влияет на формирование молодой личности.

      Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.      

Многие психологи, такие как В.К.Вилюнас, К.Э.Изард, Н.Д.Левитов, Ч.Д.Спил-бергер, занимались  проблемой тревожности. В работах Е.Л.Калиниа, Ю.Л.Ханина и других показано ,что тревога как состояние адекватной угрозы оказывает оптимизирующее влияние человека. Однако, как отмечается в работах А.И.Захарова, Н.В.Имеладзе, Л.М.Прихожан и других, постоянные переживания тревоги становятся личностным новообразованием-тревожностью. Исследования различных авторов показывают, что детская тревожность имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.

Исследователи данной проблемы указывают очевидную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения учащихся, поэтому психологи отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако, тревожность может и выступать как активатор учебного процесса, делая его успешным и эффективным. Поскольку, мобилизует внимание, память, интел-лектуальные способности ребенка, и как негативный фактор, не дающий возможность реализовываться детям в учебной деятельности.

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

1.5 Понятие школьной тревожности.

Наряду с родительским домом, школа – важнейшая инстанция социализации. Формирование юношества как фаза возрастного развития тесно связанно с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и со сверстниками. По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных и у критически настроенных молодых людей. Чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены стеснениями свободы школьными правилами. Молодые люди требуют, обосновать их чувствуют над собой нежелательную опеку.

Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, на пример, к “школофобии”, в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка.

Школьная тревожность – это особый вид тревожности, которая связана с переживанием школьного неблагополучия. «Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников». Ребенок в школе постоянно чувствует свою неполноценность, неадекватность, не уверен, в том, что правильно принимает свои решения, и что ведет себя правильно. Школьная тревожность – это результат взаимодействия ребенка с ситуациями, в которые он попадает, поэтому важно научить ребенка как вести себя в различных ситуациях. Чувство тревоги школьнику никак не избежать, т.к. познание чего-то нового всегда волнует человека. И отказаться от этого познания в принципе нельзя, ведь трудности познания являются необходимым условием успешного усвоения знаний. Интенсивность школьной тревожности не должна превышать «критическую точку», которая является индивидуальной для каждого ребенка, потому что дальше оказывается уже дезорганизующее, а не мобилизующее влияние на школьника. Именно такое переживание тревожности рассматривают системообразующим признаком школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это нежелание ребенка подвергаться педагогическому влиянию, которое обуславливается такими причинами, как неправильное воспитание, особенности темперамента и характера ребенка, различные характеристики личности. Различают три вида дезадаптации – это патогенная, психосоциальная, социальная.

Первая вызвана отклонениями в психическом развитии, нервно- психическими заболеваниями, в основе которых лежат поражения нервной системы.

Психосоциальная дезадаптация связана с половым созреванием ребенка и его индивидуальными психологическими особенностями, поэтому он требует индивидуального подхода в своем учебном учреждении. Различают устойчивые (например, акцентуации характера) и неустойчивые (например, кризисные периоды развития) формы психосоциальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – это нарушение моральных норм, асоциальное поведение, изменение жизненных ценностей. Признаки социальной дезадаптации – это неумение общаться, неадекватная самооценка в системе общения, высокие требования к окружающим людям, замкнутость и др.

У дезадаптации два фактора – это семья и школа. Школа обучает, воспитывает. Ребенок, проводя время в школе, обретает кличку, двигательные умения, перестраивается мотивационная сфера личности. Учитель – это важнейшая фигура для ребенка в начале учебы, и если он не примет ученика, то вполне возможна дезадаптация, поэтому важно, чтобы ребенок был воспитанный, умел себе контролировать. Дети перенимают многие навыки от преподавателей, поэтому если учителя грубо относятся к ученикам или применяют телесные наказания, то, в конце концов, дети становятся грубыми и агрессивными.

К внутренним факторам школьной дезадаптации относятся особенности темперамента (например, высокая активность, гипервозбудимость, заторможенность), особенности личности, нарушение познавательных процессов, таких как память, внимание, речь и др.

Также на ребенка дезадаптирующее влияние могут оказывать и собственные родители, причем это влияние значительно серьезней, чем, например, учителей. К факторам влияния родителей на детскую дезадаптацию в школе относятся наследственность, болезнь родителей, жилищные и материальные условия, неполная семья, сводные братья и сестры, конфликты в семье, алкоголизм или наркомания родителей и т.д. Еще одним важным фактором дезадаптации является порядок рождения детей и их статус в семье, который может порождать ревность и ее неадекватное проявление.

Школьная дезадаптация напрямую связаны с подростковой тревожностью, потому что часто, если ребенок тревожный, он плохо приспосабливается к школе. В число факторов, которые способствуют формированию и закреплению школьной тревожности, входят:

1.     Неблагоприятные отношения с учителями. Отношение педагога к ученику может вызывать тревожность. Например, если учитель оскорбляет и унижает детей, применяет физическую силу, разделяет детей на «слабых» и «сильных» учеников (в последствие они боятся выходить к доске, боятся неправильно ответить), предъявляет слишком высокие требования, которые даже не соответствуют возрастным возможностям, выделяет одного ребенка в связи с его неприемлемым поведением.

2.     Смена школы или класса. «Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором» . Это обуславливается тем, что ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, находить общий язык с новыми людьми, что способствует формированию тревожности.

3.     Учебные перегрузки. Обычно, после 5-6 недель активных занятий, дети устают, не хотят работать, повышается уровень тревожности. Что бы этого не произошло, нужно распределять нагрузку правильно. Сейчас только у первоклассников есть дополнительные каникулы в середине учебных четвертей, которые помогают детям не перегружаться. Вторник и среда – это дни, когда у детей наиболее высокая работоспособность, а дальше она понижается. Чтобы ребенок мог отдохнуть и восстановить свои силы, ему нужен минимум один выходной в неделю, в который он может не загружать себя школьными делами и домашним заданием.

4.     Неспособность ученика справится со школьной программой. Это может быть вызвано такими причинами, как сложные учебные программы, низкий уровень развития ученика, непрофессиональные педагоги, ребенок не соответствует ожиданиям взрослых и т.д.

Школьная тревожность может начать формироваться еще у дошкольников и к подростковому возрасту она уже может быть сложившейся личностной особенностью.

Школьная тревожность может проявляться самыми разнообразными способами. Например, ученик не работает на уроках, волнуется при ответе, смущается, когда учитель делает ему замечание, даже незначительное, на переменах ребенок стремится находиться среди сверстников, однако старается не вступать с ними в тесные отношения, а предпочитает просто стоять рядом, также, если ребенок тревожный, то у него ослабляется иммунитет, он начинает чаще болеть. Также подросток может выражать нежелание ходить в школу, не делать задания, не входить в контакт с учителями и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы о том, что школьная тревожность связана с переживаниями школьного неблагополучия, что тревога – это неотъемлемая часть учебного процесса и также, что повышенная тревожность ребенка мешает его учебному процессу, т.е. успеваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста.

2.1.Исследование уровня школьной тревожности у подростков по методике Филлипса.

Методика, с помощью которой проводилось исследование, называется «Методика диагностики школьной тревожности Филлипса». Она достаточно распространена среди школьных психологов, т.к. хорошо работает. Валидность этой методики была доказана с помощью сопоставления ее с методикой Ч. Спилбергера - Ю. Ханина «Шкала реактивной и личностной тревожности», т.к. у последней валидность уже была доказана.

Методика Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам. Она предназначена для изучения уровня и характера школьной тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста. В данном случае исследовались подростки среднего школьного возраста ученики 9 класса «МКОУ  Горшеченская СОШ имени  Н.И.Жиронкина» п.Горшечное в количестве 16 человек.

Тест состоит из 58 вопросов, на которые ребенок должен ответить однозначно «да» или «нет». Также в нем есть 8 факторов тревожности:

  • переживание социального стресса;
  • фрустрация потребности в достижении успеха;
  • страх самовыражения;
  • страх ситуации проверки знаний;
  • страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
  • проблемы и страхи в отношениях с учителями;
  • общая тревожность в школе.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

Переживание социального стресса – это эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого формируются его социальные отношения.

Фрустрация потребности в достижении успеха – это неблагоприятный психический фон, который мешает ребенку развивать свои потребности в успехе, а также в достижении высокого результата.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, в которых нужно демонстрировать свои возможности, предъявлять себя другим.

Страх ситуации проверки знаний – это переживание негативных эмоций при проверке знаний или возможностей, особенно если проверка публичная.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – это переживание тревоги по поводу своих оценок, поступков, результатов, боязнь не оправдать ожидания окружающих по поводу всего этого.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – это особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – это негативный эмоциональный фон отношений в школе ребенка с учителями, который мешает успешному учебному процессу.

Общая тревожность в школе – это общее эмоциональное состояние ребенка, которое связано с всевозможными формами его включения в жизнь школы.

Инструкция испытуемым: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».

Исследование проводилось в несколько этапов:

1.     Первый этап заключался в том, что было проведено тестирование в школе (ребенку давался чистый лист бумаги для ответов и сам текст опросника, далее читалась инструкция, и дети приступали к его выполнению).

2.     Вторым этапом была обработка полученной информации с помощью ключа к методике Филлипса (подсчитывались общее число несовпадений по всему тексту и число совпадений по каждому из 8 факторов, все переводилось в проценты).

3.     Третьим этапом на основе обработанных данных строились таблицы и диаграммы.

4.     На последнем, четвертом этапе, результаты, полученные с помощью данного исследования, сравнивались с результатами Филлипса и делались выводы об уровне тревожности у подростков.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что методика Филлипса является достаточно распространенной, одной из причин этого является ее доказанная валидность.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Обработка и интерпретация результатов

 

Было проведено эмпирическое исследование. Результаты общего числа несовпадений по всему тексту представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сводная таблица общего числа несовпадений по всему тексту

№ ученика п/п

Возраст

Показатели тревожности, %

50 %

75 %

1

2

3

4

5

Ученик 1

15 лет

+

Ученик 2

15 лет

+

Ученик 3

15 лет

+

Ученик 4

15 лет

+

Ученик 5

15 лет

+

Ученик 6

15 лет

+

Ученик 7

15 лет

+

Ученик 8

16 лет

+

Ученик 9

15 лет

+

Ученик 10

15 лет

+

Ученик 11

15 лет

+

Ученик 12

15 лет

+

Ученик 13

16 лет

+

+

Ученик 14

15 лет

+

Ученик 15

15 лет

+

Ученик 16

16 лет

+

Процент учащихся, %

88

12

0

 

Уровень тревожности определяется так: если число совпадений/несовпадений меньше 50% – уровень тревожности в низкий или оптимальный, если больше 50% – повышенная тревожность, если больше 75 можно говорить о высокой тревожности.

Из таблицы 1 видно, что у большинства учащихся класса уровень тревожности оптимальный (88 %), повышенная тревожность всего у одного человека (6%) и у одного человек высокая тревожность (6 %). В разговоре с классным руководителем выяснилось, что Ученик 8 самый неуспевающий мальчик  в классе, очень трудно усваивает материал, ни с кем из одноклассников не общается и никогда не просит помощи у сверстников, поэтому дети не принимают его в свою компанию, т.е. возможно именно это повлияло на высокий уровень его тревожности.

В таблице 2 представлены обработанные результаты теста по таблице числа совпадений по 8 факторам (приложение 1).

 

 

Таблица 2 – Сводная таблица совпадений чисел по 8 факторам

№ ученика

Показатели по видам (факторам) тревожности, %

1

2

3

4

5

6

7

8

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

50 %

50 %

75 %

Ученик 1

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 2

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 3

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 4

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 5

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 6

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 7

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 8

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 9

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 10

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 11

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 12

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 13

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 14

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 15

+

+

+

+

+

+

+

+

Ученик 16

+

+

+

+

+

+

+

+

Процент учащихся, %

81

12

0

81

12

0

81

12

6

81

6

12

93

6

6

93

6

0

88

6

6

88

12

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данной таблице можно сделать следующее заключение: 12 % (2 человека) учащихся имеют повышенный уровень тревожности по фактору «Переживание социального стресса», т.е. такие дети имеют проблемы в отношениях с социумом, особенно со сверстниками, что может порождать конфликты. У остальных 88 % (15 человек) уровень тревожности по этому фактору в норме, т.е. дети не переживают социальный стресс, имеют хорошие отношения с окружающими людьми.

По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 12% (2 человека) учащихся имеют повышенную тревожность, а 87 % (14 человек) - низкую тревожность, т.е. практически все ученики класса спокойно могут ставить перед собой цели и добиваться их.

У большинства учащихся (81% – 13 человек) по фактору «Страх самовыражения» уровень тревожности в норме, т.е. эти дети не боятся самовыражать и самореализовать себя. 12% (2 человека) испытывают повышенную тревожность по этому фактору, а остальные 6 % (1 человек) имеют высокий уровень тревожности, т.е. они испытывают негативные эмоции при демонстрации своих возможностей, при предъявлении себя окружающим.

По фактору «Страх ситуации проверки знаний» 12 % (2 человека) учащихся имеют повышенный уровень тревожности , 6 % (1человек) – высокий уровень, т.е. эти дети испытывают негативные эмоции при проверке знаний (особенно при публичной), это может объясняться тем, что они неуверенные в себе, также они могут считать, что учителя предъявляют им слишком высокие требования, вследствие всего этого ребенок может получить плохую оценку, что может негативно повлиять на его самооценку. У 81 % (13 человек) учащихся уровень тревожности в норме, это говорит о том, что они не видят сложности в ситуации проверки знаний.

6 % (1 человек) испытуемых имеют высокий уровень тревожности по фактору «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих», 6 % (1 человек) имеют повышенную тревожность, т.е. эти дети испытывают тревогу по поводу своих оценок, поступков, результатов, т.к. боятся не соответствовать ожиданиям окружающих. У остальных же 87 % (14 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не нуждаются в оценке окружающих людей своих действий.

Большинство учащихся (93% – 15 человек) по фактору «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» имеют низкий уровень тревожности, таким образом, эти дети спокойно справляются с ситуациями стрессогенного характера. Повышенная тревожность у 6 % (1 человек) .

По фактору «Проблемы и страхи в отношениях с учителями» у большинства испытуемых (87% –14 человек) уровень тревожности в норме, т.е. они не видят в отношениях с учителями никаких проблем. Повышенную тревожность имеют 6% (1 человек), это говорит о том, что эти дети испытывают эмоциональное напряжение в отношениях с учителями, что может негативно повлиять на учебный процесс .Повышенная тревожность у 6% (1 человек)

По последнему фактору «Общая тревожность в школе» высокий уровень тревожности имеют 6 % (1 человек) учащихся в классе, но в основном у них оптимальный уровень тревожности (87% – 14 человек), это говорит о том, что у этих детей пребывание в школе не вызывает каких-либо травмирующих последствий. У остальных 6 % (1 человек) уровень тревожности по этому фактору повышенный, т.е. они склонны испытывать тревожность в учебном процессе, в процессе общения и т.д.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме тревожности у подростков. Вначале был описан подростковый возраст, а именно его возрастные особенности. Было установлено, что подростковый возраст является самым трудным в плане воспитания. Тревожность у подростков совсем не редкость. Чаще всего она связана с внутриличностными, внутрисемейными и внутришкольными конфликтами. У подростков достаточно много проблем, наиболее распространенные – это общение со сверстниками и с взрослыми людьми, процесс самореализации и процесс полового созревания. Проблему тревожности у подростков разрабатывали многие ученые, например, такие как А.М.Прихожан, З.Фрейд, К.Хорни, Г.Г.Аракелов и многие другие. Тревожность в целом негативно влияет на жизнь подростка и на его учебную деятельность. Выделяется особый вид тревожности – школьная тревожность, которая связана с проблемами в школе и напрямую влияет на учебный процесс ребенка. Также существует такое понятие, как «школьная дезадаптация». Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

В данной работе проведена диагностика школьной тревожности по методике Филлипса. По результатам исследования у 88 % подростков уровень тревожности в норме, но есть отдельные факторы, по которым этот уровень достаточно высокий. Например, исследования показали, что большинство испытуемых имеют страх ситуации проверки знаний – по этому фактору самый высокий уровень тревожности в классе. Это говорит о том, что дети переживают негативные эмоции при проверке знаний, даже при возможной, особенно если проверка публичная. Высокий уровень тревожности по факторам «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям», «Низкая физиологическая сопротивляемость» только у 6 % всего класса. В этом случае дети просто боятся получить оценку ниже, а не как ожидали бы от них, к примеру, родители, или совершить не такой поступок, который ожидали от него сверстники и т.д. В целом, сейчас множество факторов, которые влияют на уровень тревожности подростков. Если, допустим, ребенок живет в неблагополучной семье или общается с психически неуравновешенными детьми, то это все тоже влияет на уровень его тревожности и таких примеров еще можно привести большое количество.

Изучение литературы по проблеме тревожности в подростковом возрасте и исследование по методике Филлипса позволило решить ряд тех задач, которые были поставлены для достижения цели работы.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.     Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности / / Психологический журнал, 1997. № 2.

2.     Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: «Институт практической психологии». - Воронеж, 1995. – 345 с.

3.     Большой психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М., 2008. 639 с.

4.     Захаров, И.А. Неврозы у детей и подростков / А.И. Захаров. - М., 1988.

5.     Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника, 1990. № 6.

6.     Личко, А. Е. Диагностика характера подростков. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков – ПДО. Краткое руководство / А.Е. Личко, Я.Я. Иванов. – СПб., 2001.

7.     Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://azps.ru/ (дата обращения 28.11.16).

8.     Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, Румянцева П.В. - СПб.: Речь, 2007.

9.     Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед./ Р.С. Немов: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики — 640 с.

10. Понятие тревожности. Виды тревоги [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studbooks.net/ (дата обращения 04.12.16).

11. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт;- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.

12. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1991. 302 с.

13. Хорни, К. Том 2: Тревожность [Текст]: в трех томах / К. Хорни. - М. : Смысл, 1997.

14. Школьная тревожность [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://5psy.ru/ (дата обращения 02.12.16).

15. Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Б.Д. Эльконин.— М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

 

Текст опросника:

1.     Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.     Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.     Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.     Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5.     Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6.     Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7.     Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8.     Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9.     Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Число совпадений по 8 факторам рассчитывается по таблице 3:

Таблица 3 – Число совпадений по 8 факторам

Факторы

№ вопросов

1. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;

сумма = 11

2. Фрустрация потребности в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

3. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

4. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

5. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5

6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5

7. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

8. Общая тревожность в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22

 


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя образовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя образовательная школа имени

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.........

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.........

Введение. Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании

Введение. Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании

Гипотеза: если исследовать учащихся 9-в класса, то можно выявить подростков относящихся к группе риска (тревожности)

Гипотеза: если исследовать учащихся 9-в класса, то можно выявить подростков относящихся к группе риска (тревожности)

Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста

Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового возраста

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху

Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху

Тревога возникает, когда человек видит во всех ситуациях элементы потенциальной или актуальной угрозы, появляется предчувствие опасности, также – это беспокойство, когда ожидаешь какого-либо события, особенно…

Тревога возникает, когда человек видит во всех ситуациях элементы потенциальной или актуальной угрозы, появляется предчувствие опасности, также – это беспокойство, когда ожидаешь какого-либо события, особенно…

Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте

Существует, по-видимому, общая закономерность, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты

Существует, по-видимому, общая закономерность, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты

Зависимость тревожности от психических свойств личности

Зависимость тревожности от психических свойств личности

Как тревожность влияет на подростка?

Как тревожность влияет на подростка?

А.И.Захарова, Н.В.Имеладзе, Л

А.И.Захарова, Н.В.Имеладзе, Л

Понятие школьной тревожности .

Понятие школьной тревожности .

Чувство тревоги школьнику никак не избежать, т

Чувство тревоги школьнику никак не избежать, т

Учитель – это важнейшая фигура для ребенка в начале учебы, и если он не примет ученика, то вполне возможна дезадаптация, поэтому важно, чтобы ребенок был…

Учитель – это важнейшая фигура для ребенка в начале учебы, и если он не примет ученика, то вполне возможна дезадаптация, поэтому важно, чтобы ребенок был…

Смена школы или класса. «Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором»

Смена школы или класса. «Смена школьного коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором»

Также подросток может выражать нежелание ходить в школу, не делать задания, не входить в контакт с учителями и т

Также подросток может выражать нежелание ходить в школу, не делать задания, не входить в контакт с учителями и т

II . Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста

II . Исследование особенностей тревожности у детей подросткового возраста

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов

Ученик 14 15 лет +

Ученик 14 15 лет +

Показатели по видам (факторам) тревожности, % 12345678 50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75…

Показатели по видам (факторам) тревожности, % 12345678 50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75 %50 %50 %75…

Ученик 11 + + + + + + + +

Ученик 11 + + + + + + + +

По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 12% (2 человека) учащихся имеют повышенную тревожность, а 87 % (14 человек) - низкую тревожность, т

По фактору «Фрустрация потребности в достижении успеха» 12% (2 человека) учащихся имеют повышенную тревожность, а 87 % (14 человек) - низкую тревожность, т

Повышенная тревожность у 6 % (1 человек)

Повышенная тревожность у 6 % (1 человек)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме тревожности у подростков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В данной работе изучалась и обрабатывалась научная литература по проблеме тревожности у подростков

Высокий уровень тревожности по факторам «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям», «Низкая физиологическая сопротивляемость» только у 6 % всего класса

Высокий уровень тревожности по факторам «Страх самовыражения», «Страх не соответствовать ожиданиям», «Низкая физиологическая сопротивляемость» только у 6 % всего класса

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1

Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /

Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика /

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня школьной тревожности

ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика диагностики уровня школьной тревожности

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 2

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 2

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 2

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 2

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 2

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 2

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 2

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 2

50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22

50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2024