Исследовательский проект "Волшебный мир цвета"
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Волшебный мир цвета"

Оценка 4.7
docx
23.09.2024
Исследовательский проект "Волшебный мир цвета"
Научная статья.docx

Введение

Очень часто ребенок попадает в различные ситуации, требующие помощи или совета со стороны взрослых. Так получилось и у меня. Я очень люблю рисовать. На одном из занятий у меня не оказалось краски фиолетового цвета, как поступить мне подсказала моя учительница. Я был удивлён, мне стал интересен мир цвета, поэтому решил узнать всё о нём и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам, таким образом, мы определили тему проекта «Волшебный мир цвета».

Цель: выяснить, что такое цвет, узнать о его свойствах и взаимосвязи со светом с помощью цветовых экспериментов.

Задачи:

·         изучить и обобщить информацию о цвете;

·         собрать и изучить материалы из различных источников о свойствах и значении цвета, его взаимосвязи со светом;

·         провести опытно-экспериментальную деятельность с цветом;

·         презентовать работу своим друзьям.

Гипотеза: узнав всё о цвете, поймем, почему мы видим небо – синим, траву – зелёной, солнце – жёлтым.

Объект исследования: цвет.

Предмет исследования: описание цвета с помощью цветовых экспериментов.

Методы:

·         беседы с работником библиотеки;

·         опыты и эксперименты с цветом;

·         чтение энциклопедий, литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что знания о цвете помогут мне понять, почему мы видим небо – синим, траву – зелёной, солнце – жёлтым и др.

Практическая значимость состоит в том, что, изучив свойства цвета, я могу смешать краски и получить новую, могу рассказать о явлениях окружающего мира, об эмоциях людей.

Работа над проектом проходила в три этапа:

1 - подготовительный:

·         беседы, сбор информации, просмотр учебного материала;

·         посещение библиотеки, подбор иллюстраций.

    2 - основной:

·         опыты и эксперименты с цветом.

    3 - заключительный:

·         выводы по проведённой работе;

·         презентация проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое цвет. Значение цвета в жизни человека.

Из толкового словаря С.И. Ожегова, мы узнали, что цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. [1]

Прочитав энциклопедию «Физика для детей» мы поняли, что все живое стремится к цвету. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зелёные листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека – от того румян он или бледен. Цвет окружает нас повсюду. Некоторые предметы мы узнаём только благодаря цвету. Без цвета жизнь стала бы скучной и унылой. [2]

          Мы решили подробнее узнать о свойствах цвета.

Свойства цвета и взаимосвязь цвета и света.

Изучив разную литературу, источники интернета, мы  поняли, что цвета бывают главными (основными): жёлтый, синий, красный. [3]  Эти цвета нельзя получить, смешивая другие. Но с помощью главных цветов можно получить новые (вторичные). Например, смешав краски синего и красного цвета, можно получить фиолетовый цвет.

Из рассказа учителя я узнал, что все цвета составляют спектр – это полоска цветов радуги.  Чтобы легче запомнить цвета радуги, есть такое стихотворение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (К – красный, О – оранжевый, Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой, С –синий, Ф – фиолетовый). Теперь я легко могу назвать 7 цветов радуги. Полоска цветов радуги называется спектром. [4]  

Все цвета можно разделить на группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. К ахроматическим – белый, черный и все оттенки серого. [2]

Хроматические цвета ещё делятся на теплые и холодные. Цвета с преобладанием желтого и красного (цвет огня и солнца) считают теплыми. Оттенки, где ведущий – синий (вода), называются холодными. [2]

Мы заметили, что в темноте все предметы кажутся серыми и черными. Утром мир расцветает: деревья зеленые, небо голубое, цветы красные. Сделали вывод, что окружающие нас предметы мы видим только тогда, когда на них падает свет, значит, при недостатке света цвета не различаются. А свет нам даёт солнце, электричество и огонь. Перейти от тьмы к свету для наших глаз означает перейти от серого или черного цвета к другим цветам. Свет помогает увидеть все цвета радуги.

Интересные факты о цвете.

        Работая над проектом, мы узнали интересные факты о цвете: [5]

1.    Можно узнать настроение человека, зная какой цвет он выберет. Хорошее, радостное настроение – это красный, жёлтый, розовый, оранжевый цвет. Плохое, грустное, злое настроение – это синий, коричневый, зелёный, серый и чёрный. Люди, которые любят яркие цвета – общительны. Человек, который больше любит тёмные цвета, часто замкнут.

2.    Красный цвет – это самый яркий оттенок, который всегда привлекает к себе внимание, считается символом праздника и радостных событий.

3.    Самым популярным цветом в мире является синий. Около 40% людей называют своим любимым цветом именно его. На втором месте находится фиолетовый цвет, который набрал 14%.

4.    Если смотреть на Солнце с земли, то оно кажется жёлтым. Но это не так, солнце на самом деле белого цвета.

5.    Все мы знаем, что вода без вкуса, без цвета и без запаха.  Из этого верно только то, что вода без вкуса и без запаха, но она не бесцветна, а имеет светло-голубой цвет.

Опыты и эксперименты с цветом

Чтобы понять, что такое цвет и познакомиться с его свойствами, мы провели собственные наблюдения и эксперименты.

Опыт №1: «Цветной волчок».

Цель: узнать о взаимосвязи цвета и света, или какого цвета свет.

Материалы: кусок белого картона, остро заточенный карандаш, фломастеры, циркуль, ножницы.

Процесс: с помощью циркуля  начертили на картонке круг, разделили его на семь одинаковых частей. Раскрасили части в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В центр круга вставили карандаш острием вниз. Запустили получившийся волчок.

Результат: во время вращения цвета сливаются, и диск кажется почти белым.

Вывод: свет кажется белым, но он состоит из семи цветов радуги.

Опыт № 2: «Цвета радуги».

Цель: увидеть цветовой спектр.

Материалы: фонарик, прямоугольный лоток с низкими краями, плоское зеркальце, кусок белого картона, вода.

Процесс: наполнили лоток водой, поставили зеркало с наклоном, направили свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала, поставили картон перед зеркалом, чтобы поймать отраженные лучи.

Вывод: увидели, что на картоне появилось отражение всех цветов радуги.

Объяснение: пучок света, отраженный зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый свет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.

Опыт № 3: «Как получаются вторичные цвета?».

Цель: проверить, правда ли, смешивая пары основных цветов, можно получить вторичные.

Материалы: два фонарика, два кусочка прозрачного полиэтилена (красного и зеленого цвета), две резинки, кусок белого картона, краски (зеленая, красная, желтая, синяя), кисточка, тарелка.

Процесс: мы закрыли поверхность одного фонарика зеленой, а другого – красной пленкой и закрепил их резинками. Включили оба фонарика и направили их на белый картон так, чтобы свет одного фонарика лег на другой. На месте, где свет двух фонариков наложился, будет желтый цвет.

  Проверим, так ли это происходит с красками. Смешиваем кисточкой на одном краю тарелки равное количество красной и зеленой краски, получаем коричневый, смешиваем жёлтую с синей получаем зелёный цвет.

Вывод: смешивая пары основных цветов, можно получить вторичные.

Опыт № 4: «Красный фильтр».

Цель: проверить, можно ли окрасить белый свет.

Окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет. Но свет, падающий на предмет, частично поглощается, и мы видим только отраженную часть света.

Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, прозрачный красный целлофан.

Процесс: на листке бумаги нарисовали несколько пятен разного цвета, посмотрел на все пятна одновременно через красную пленку.

Результат: лист бумаги показался полностью красным, за исключением наиболее темных пятен.

Объяснение: красная пленка была у нас в роли фильтра и пропустила к глазам только красный цвет и поглотила все остальные.

Вывод: белый цвет можно окрасить, задерживая фильтром все остальные цвета спектра, кроме одного.

Опыт № 5: «Волшебство цвета и света».

Цель: подтвердить, что цвет взаимосвязан со светом.

  Решили сделать с папой калейдоскоп, с помощью которого можно наблюдать интересный световой эффект.

Материалы: три одинаковых зеркальца, разноцветные бусинки, ракушки, блестки, лист глянцевой бумаги, лист прозрачного пластика, плотный картон, скотч.

Процесс: мы взяли коробку цилиндрической формы (из-под чипсов). На дне коробки просверлили отверстие. Затем с папой вырезали из зеркала 3 полоски. Склеили их в треугольную призму так, чтобы зеркала отражались внутри. Вставили призму вертикально в коробку. Взяли прозрачную пластиковую крышку, поставили на неё коробку, обвели её фломастером и вырезали круг. Вставили круг в коробку на призму и зафиксировали. Высыпали на получившийся круг ракушки, бусинки и блёстки. Закрыли крышкой. Зафиксировали крышку с помощью фольгированного скотча. Наш калейдоскоп готов! Можно вращать!

Вывод: зеркала отражают бусинки, ракушки, блёстки и создают из них цветные узоры, которые меняются при вращении.

Заключение

Исследование показало нам волшебство цвета, заставило задуматься о том, как прекрасен наш мир, который мы видим цветным, как природа устроила восприятие этого мира человеческим глазом. Своими экспериментальными исследованиями мы решили задачи проекта и подтвердили его гипотезу:

1.      Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

2.      Теперь мы точно можем сказать, что окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет, поэтому мы видим небо синим, солнце жёлтым, траву зелёной.

3.      Цвет важен, так как помогает многое увидеть и узнать об окружающем мире, его явлениях.

4.      Убедились на опыте, что на эффекте сложения основных цветов, можно получить любой цвет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Толковый словарь Ожегова/под ред. С.И. Ожегова. – Изд.: АСТ, 2012. – 650 с.

2.      Физика для детей. Большой энциклопедический словарь/под ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1998. – 420 с.

3.      Юные физики. Опыты и развлечения/под ред. Я.И. Перельмана. – М.ООО «Римис», 2015. – 320 с.

4.      Большая книга экспериментов для школьников/под ред. И.Э. Мотылевой. – М.: ООО «РосмэнИздат», 2001. – 260 с.

5.      Суворовцева Н.А. Цвет и характер. М: Дрофа, 2007 г.


 

Введение Очень часто ребенок попадает в различные ситуации, требующие помощи или совета со стороны взрослых

Введение Очень часто ребенок попадает в различные ситуации, требующие помощи или совета со стороны взрослых

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Что такое цвет

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Что такое цвет

Интересные факты о цвете.

Интересные факты о цвете.

Вывод: увидели, что на картоне появилось отражение всех цветов радуги

Вывод: увидели, что на картоне появилось отражение всех цветов радуги

Процесс: мы взяли коробку цилиндрической формы (из-под чипсов)

Процесс: мы взяли коробку цилиндрической формы (из-под чипсов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2024