Введение
Очень часто ребенок попадает в различные ситуации, требующие помощи или совета со стороны взрослых. Так получилось и у меня. Я очень люблю рисовать. На одном из занятий у меня не оказалось краски фиолетового цвета, как поступить мне подсказала моя учительница. Я был удивлён, мне стал интересен мир цвета, поэтому решил узнать всё о нём и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам, таким образом, мы определили тему проекта «Волшебный мир цвета».
Цель: выяснить, что такое цвет, узнать о его свойствах и взаимосвязи со светом с помощью цветовых экспериментов.
Задачи:
· изучить и обобщить информацию о цвете;
· собрать и изучить материалы из различных источников о свойствах и значении цвета, его взаимосвязи со светом;
· провести опытно-экспериментальную деятельность с цветом;
· презентовать работу своим друзьям.
Гипотеза: узнав всё о цвете, поймем, почему мы видим небо – синим, траву – зелёной, солнце – жёлтым.
Объект исследования: цвет.
Предмет исследования: описание цвета с помощью цветовых экспериментов.
Методы:
· беседы с работником библиотеки;
· опыты и эксперименты с цветом;
· чтение энциклопедий, литературы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что знания о цвете помогут мне понять, почему мы видим небо – синим, траву – зелёной, солнце – жёлтым и др.
Практическая значимость состоит в том, что, изучив свойства цвета, я могу смешать краски и получить новую, могу рассказать о явлениях окружающего мира, об эмоциях людей.
Работа над проектом проходила в три этапа:
1 - подготовительный:
· беседы, сбор информации, просмотр учебного материала;
· посещение библиотеки, подбор иллюстраций.
2 - основной:
· опыты и эксперименты с цветом.
3 - заключительный:
· выводы по проведённой работе;
· презентация проекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Что такое цвет. Значение цвета в жизни человека.
Из толкового словаря С.И. Ожегова, мы узнали, что цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. [1]
Прочитав энциклопедию «Физика для детей» мы поняли, что все живое стремится к цвету. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Цвет помогает узнать, поспели ли ягоды, наступила ли осень, потому что зелёные листья пожелтели или покраснели, какое состояние человека – от того румян он или бледен. Цвет окружает нас повсюду. Некоторые предметы мы узнаём только благодаря цвету. Без цвета жизнь стала бы скучной и унылой. [2]
Мы решили подробнее узнать о свойствах цвета.
Свойства цвета и взаимосвязь цвета и света.
Изучив разную литературу, источники интернета, мы поняли, что цвета бывают главными (основными): жёлтый, синий, красный. [3] Эти цвета нельзя получить, смешивая другие. Но с помощью главных цветов можно получить новые (вторичные). Например, смешав краски синего и красного цвета, можно получить фиолетовый цвет.
Из рассказа учителя я узнал, что все цвета составляют спектр – это полоска цветов радуги. Чтобы легче запомнить цвета радуги, есть такое стихотворение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (К – красный, О – оранжевый, Ж – жёлтый, З – зелёный, Г – голубой, С –синий, Ф – фиолетовый). Теперь я легко могу назвать 7 цветов радуги. Полоска цветов радуги называется спектром. [4]
Все цвета можно разделить на группы: хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. К ахроматическим – белый, черный и все оттенки серого. [2]
Хроматические цвета ещё делятся на теплые и холодные. Цвета с преобладанием желтого и красного (цвет огня и солнца) считают теплыми. Оттенки, где ведущий – синий (вода), называются холодными. [2]
Мы заметили, что в темноте все предметы кажутся серыми и черными. Утром мир расцветает: деревья зеленые, небо голубое, цветы красные. Сделали вывод, что окружающие нас предметы мы видим только тогда, когда на них падает свет, значит, при недостатке света цвета не различаются. А свет нам даёт солнце, электричество и огонь. Перейти от тьмы к свету для наших глаз означает перейти от серого или черного цвета к другим цветам. Свет помогает увидеть все цвета радуги.
Интересные факты о цвете.
Работая над проектом, мы узнали интересные факты о цвете: [5]
1. Можно узнать настроение человека, зная какой цвет он выберет. Хорошее, радостное настроение – это красный, жёлтый, розовый, оранжевый цвет. Плохое, грустное, злое настроение – это синий, коричневый, зелёный, серый и чёрный. Люди, которые любят яркие цвета – общительны. Человек, который больше любит тёмные цвета, часто замкнут.
2. Красный цвет – это самый яркий оттенок, который всегда привлекает к себе внимание, считается символом праздника и радостных событий.
3. Самым популярным цветом в мире является синий. Около 40% людей называют своим любимым цветом именно его. На втором месте находится фиолетовый цвет, который набрал 14%.
4. Если смотреть на Солнце с земли, то оно кажется жёлтым. Но это не так, солнце на самом деле белого цвета.
5. Все мы знаем, что вода без вкуса, без цвета и без запаха. Из этого верно только то, что вода без вкуса и без запаха, но она не бесцветна, а имеет светло-голубой цвет.
Опыты и эксперименты с цветом
Чтобы понять, что такое цвет и познакомиться с его свойствами, мы провели собственные наблюдения и эксперименты.
Опыт №1: «Цветной волчок».
Цель: узнать о взаимосвязи цвета и света, или какого цвета свет.
Материалы: кусок белого картона, остро заточенный карандаш, фломастеры, циркуль, ножницы.
Процесс: с помощью циркуля начертили на картонке круг, разделили его на семь одинаковых частей. Раскрасили части в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. В центр круга вставили карандаш острием вниз. Запустили получившийся волчок.
Результат: во время вращения цвета сливаются, и диск кажется почти белым.
Вывод: свет кажется белым, но он состоит из семи цветов радуги.
Опыт № 2: «Цвета радуги».
Цель: увидеть цветовой спектр.
Материалы: фонарик, прямоугольный лоток с низкими краями, плоское зеркальце, кусок белого картона, вода.
Процесс: наполнили лоток водой, поставили зеркало с наклоном, направили свет фонарика на погруженную в воду часть зеркала, поставили картон перед зеркалом, чтобы поймать отраженные лучи.
Вывод: увидели, что на картоне появилось отражение всех цветов радуги.
Объяснение: пучок света, отраженный зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый свет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.
Опыт № 3: «Как получаются вторичные цвета?».
Цель: проверить, правда ли, смешивая пары основных цветов, можно получить вторичные.
Материалы: два фонарика, два кусочка прозрачного полиэтилена (красного и зеленого цвета), две резинки, кусок белого картона, краски (зеленая, красная, желтая, синяя), кисточка, тарелка.
Процесс: мы закрыли поверхность одного фонарика зеленой, а другого – красной пленкой и закрепил их резинками. Включили оба фонарика и направили их на белый картон так, чтобы свет одного фонарика лег на другой. На месте, где свет двух фонариков наложился, будет желтый цвет.
Проверим, так ли это происходит с красками. Смешиваем кисточкой на одном краю тарелки равное количество красной и зеленой краски, получаем коричневый, смешиваем жёлтую с синей получаем зелёный цвет.
Вывод: смешивая пары основных цветов, можно получить вторичные.
Опыт № 4: «Красный фильтр».
Цель: проверить, можно ли окрасить белый свет.
Окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет. Но свет, падающий на предмет, частично поглощается, и мы видим только отраженную часть света.
Материалы: белый лист бумаги, фломастеры, прозрачный красный целлофан.
Процесс: на листке бумаги нарисовали несколько пятен разного цвета, посмотрел на все пятна одновременно через красную пленку.
Результат: лист бумаги показался полностью красным, за исключением наиболее темных пятен.
Объяснение: красная пленка была у нас в роли фильтра и пропустила к глазам только красный цвет и поглотила все остальные.
Вывод: белый цвет можно окрасить, задерживая фильтром все остальные цвета спектра, кроме одного.
Опыт № 5: «Волшебство цвета и света».
Цель: подтвердить, что цвет взаимосвязан со светом.
Решили сделать с папой калейдоскоп, с помощью которого можно наблюдать интересный световой эффект.
Материалы: три одинаковых зеркальца, разноцветные бусинки, ракушки, блестки, лист глянцевой бумаги, лист прозрачного пластика, плотный картон, скотч.
Процесс: мы взяли коробку цилиндрической формы (из-под чипсов). На дне коробки просверлили отверстие. Затем с папой вырезали из зеркала 3 полоски. Склеили их в треугольную призму так, чтобы зеркала отражались внутри. Вставили призму вертикально в коробку. Взяли прозрачную пластиковую крышку, поставили на неё коробку, обвели её фломастером и вырезали круг. Вставили круг в коробку на призму и зафиксировали. Высыпали на получившийся круг ракушки, бусинки и блёстки. Закрыли крышкой. Зафиксировали крышку с помощью фольгированного скотча. Наш калейдоскоп готов! Можно вращать!
Вывод: зеркала отражают бусинки, ракушки, блёстки и создают из них цветные узоры, которые меняются при вращении.
Заключение
Исследование показало нам волшебство цвета, заставило задуматься о том, как прекрасен наш мир, который мы видим цветным, как природа устроила восприятие этого мира человеческим глазом. Своими экспериментальными исследованиями мы решили задачи проекта и подтвердили его гипотезу:
1. Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.
2. Теперь мы точно можем сказать, что окружающие нас предметы мы видим только в том случае, если на них падает свет, поэтому мы видим небо синим, солнце жёлтым, траву зелёной.
3. Цвет важен, так как помогает многое увидеть и узнать об окружающем мире, его явлениях.
4. Убедились на опыте, что на эффекте сложения основных цветов, можно получить любой цвет.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толковый словарь Ожегова/под ред. С.И. Ожегова. – Изд.: АСТ, 2012. – 650 с.
2. Физика для детей. Большой энциклопедический словарь/под ред. А.М. Прохорова. – М.: Просвещение, 1998. – 420 с.
3. Юные физики. Опыты и развлечения/под ред. Я.И. Перельмана. – М.ООО «Римис», 2015. – 320 с.
4. Большая книга экспериментов для школьников/под ред. И.Э. Мотылевой. – М.: ООО «РосмэнИздат», 2001. – 260 с.
5. Суворовцева Н.А. Цвет и характер. М: Дрофа, 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.