Исследовательский проект «Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»
Оценка 4.9

Исследовательский проект «Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
28.03.2023
Исследовательский проект «Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»
проект.docx

Исследовательский проект

«Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»

 

Введение

Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. Демографическая ситуация в России в настоящее время внушает опасения специалистам и ученым-демографам. Рождаемость в нашей стране падает, а смертность растет, что в итоге грозит привести страну к демографическому кризису.

 Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.

Проблемой исследования является воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни.

Цель исследования: воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности перед обществом за собственное здоровье.

Объект исследования: формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования основ ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.

 Задачи:

-          Теоретически рассмотреть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;

-          Выяснить уровень сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о ЗОЖ;

-          Проанализировать и обобщить результаты анкетирования, сделать выводы;

-          Предложить практические рекомендации по воспитанию мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни.

Методы научного познания:

1.     Теоретические методы: теоретический анализ.

2.     Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.

 

1.     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1  Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни

Гиппократ говорил: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Античный ученый так сформулировал основные правила здорового образа жизни: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя и наркотизирующих веществ, веселые ежедневные танцы.

Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий его счастья.

Н.М. Амосов же считал, что здоровье — это максимальная производительность органов, при сохранении качественных пределов их функций. Более детально, здоровье – это:

-       способность приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям;

-       противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

-       сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

-       расширять свои возможности, условия обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной, морально-этической среды;

-       увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

-       улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания;

-       поддерживать и сохранять себе подобных…;

-       а также культурные и материальные ценности

-        

Так, с точки зрения П.И. Калью, к основным признакам здоровья ребенка относятся положения, представленные на рисунке 1.

 

 

 

 

Рисунок 1 – Признаки здоровья ребенка (по исследованиям П. И. Калью)

Как и понятие «здоровье» здоровый образ жизни является достаточно широким. Это понятие впервые было введено в психолого-педагогическую науку в 70-е годы ХХ века. В современной литературе выделено несколько направлений по его характеристике. Итак, здоровый образ жизни в трудах исследователей трактуется следующим образом:

– выбранный осознанно способ жизнедеятельности индивида, обусловленный генетически заложенными типологическими особенностями конкретной личности, а также направленный на точное и полноценное выполнение им возложенных социально-биологических функций (Э. Н. Вайнер);

– индивидуальные особенности поведения личности, направленные на полноценное удовлетворение биологических, социальных и психических потребностей для достижения общего благополучия и комфорта (Ю. Д. Жилов);

Анализируя подходы к теоретическому описанию составляющих, являющихся основой соблюдения принципов ЗОЖ, рассмотрим труды Н. А. Фоминой. Автор считает, что здоровый образ жизни базируется на нескольких основных компонентах, которые являются основой. К ним относятся следующие положения: правильное и сбалансированное питание, включение двигательной активности в режим дня, чередование умственной и физической деятельности, проведение закаливающих мероприятий, целенаправленная работа по гармонизации психоэмоционального внутреннего состояния.

В ходе формирования у детей навыков ЗОЖ педагог А. А. Ошкина обращает внимание на обязательное наличие и влияние мотивов, к которым относятся следующие:

– мотивы, связанные с самосохранением, предполагают наличие определенных знаний о возможных опасностях по отношению к здоровью и жизни, а также активное стремление их избегать;

– мотивы, основанные на соблюдении негласных правил современного общества и конкретных этнических культур;

– мотивы, заключающиеся в удовлетворении собственных потребностей и получении от этого удовлетворения, достижения комфорта.

Самое главное – с самого раннего возраста нужно подходить к вопросу здорового образа жизни. Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации – понимание, необходимости ведения здорового образа жизни.

Главная задача воспитания здорового образа жизни школьника - построение индивидуального подхода к здоровому образу жизни. Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме. Формирование полезных стереотипов. Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Собственный пример. Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

Таким образом, одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.

Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.

Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

2.     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Уровень сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о ЗОЖ

С целью выяснения уровня сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о ЗОЖ, было проведено анкетирование среди учащихся 3 класса, в ходе которого были выявлены:

1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний.

2. Отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении.

3. Овладение навыками, приёмами здорового образа жизни, сформированность привычек гигиенического поведения, готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

4. Стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни, интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно - популярной литературы для детей, радио, телевидения, Интернета.

5. Проявление потребности в выполнении санитарно-гигиенических норм.

Вопросы анкетирования:

 1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с самым лучшим другом.

Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щётка, шампунь, тапочки, полотенце для тела.

2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приёма пищи: одно расписание правильное, другое не правильное. Определи и отметь правильное расписание.

3.Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется правильным.

-       Оля – зубы чистят утром и вечером.

-       Таня – зубы надо чистить утром, чтобы дыхание было свежим весь день.

-       Вера – зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить все скопившиеся остатки пищи.

4.Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья соблюдают правила гигиены. Подчеркни, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки.

Перед чтением книги, перед едой, перед посещением туалета, перед тем как пойдёшь гулять, после посещения туалета, после игры в баскетбол, после то, как заправил постель, после того как поиграл с собакой, перед едой.

5.Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

-       Каждый день.

-       2-3 раза в неделю.

-       1 раз в неделю.

6.Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

-       Положить палец в рот

-       Подставить палец под кран с холодной водой

-       Обработать ранку йодом

-       Обработать кожу вокруг ранки йодом.

7.Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 из них.

-       Иметь много денег

-       Иметь интересных друзей

-       Много знать и уметь

-       Быть красивым и привлекательным

-       Быть здоровым

-       Иметь любимую работу

-       Быть самостоятельным

-       Жить в счастливой семье.

8.Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь самыми важными? Выбери 4 из них.

-       Регулярно заниматься спортом

-       Много денег, чтобы хорошо питаться и отдыхать

-       Знания о том, как заботиться о здоровье

-       Соблюдение режима труда и отдыха

-       Хорошие природные условия

-       Возможность лечиться у хорошего врача

-       Выполнение правил ЗОЖ

9.Что из перечисленного присутствует в распорядке дня? Отметь цифрами:

«1» - ежедневно.

«2» - несколько раз в неделю.

«3» - очень редко.

«4» - никогда.

Утренняя зарядка, пробежка ___

Прогулки на свежем воздухе ____

Завтрак ___

Сон не мене 8 часов ___

Обед __

Занятия спортом ___

Ужин ___

Душ, ванна ____

10.Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе?

«1» - проводятся интересно.

«2» - проводятся неинтересно.

«3» - проводятся очень редко.

«4» - не проводятся.

Уроки здоровья ___

Спортивные соревнования ___

Классные часы, беседы о том, как заботиться о здоровье ___

Викторины, конкурсы, игры ___

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье_____

Праздники на тему здоровья ____

2.2   Анализ результатов анкетирования

 

Уровень знаний о ЗОЖ

Уровень знаний о строении функциях организма человека

 

Кол-во человек

%

 

Кол-во человек

%

Высокий

7

28

Высокий

9

36

Средний

14

56

Удовл.

12

48

Низкий

4

16

Неуд.

4

16

 

Проанализировав анкеты и проведя наблюдение, была замечена следующая закономерность.

Те дети, у которых уровень сформированности знаний, умений и навыков о ЗОЖ выше, имеют меньше пропусков по болезни.

Вследствие этого был разработан рекомендательный перечень для учителей по проведению необходимых мероприятий, формирующих у младших школьников представления о здоровье и здоровом образе жизни (приложение 1) и памятки с советами для родителей (приложение 2), которые помогут воспитать мотивацию к здоровому образу жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье — это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

Проблема формирования здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Современная тенденция к улучшению здоровья детей, обучающихся в классе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, что и является основополагающей задачей школьного начального образования. Важное место при этом принадлежит формированию у детей навыков здорового образа жизни. Содержание, которых включает в себя: общее понятие здорового образа жизни, знакомство с понятием «профилактика», в частности профилактика различных кишечных инфекций, выработка навыков сохранения здоровья и позитивного отношения к здоровью, а также ответственного отношения к себе, как к человеческой личности, самоценности.

 

Приложение 1

 

«Мероприятия, способствующие формированию у младших школьников представления о здоровье и здоровом образе жизни»

 

- классные часы: «Режим дня школьника», «Чрезвычайные ситуации», «Будь здоров! За здоровый образ жизни», «Предупреждение травматизма», «Поведение в столовой», «Почему мы болеем», «Культура поведения учащихся в общественном месте», «О дружбе девочек и мальчиков»; «Права и обязанности членов семьи», «Азбука поведения или разговор о воспитанности» и т.п.;

- диспуты, дискуссии: «Десять заповедей», «Культура чувств», «Опасные и безопасные ситуации», «Я имею право, я обязан…» и т.п.;

- конкурсы рисунков, сочинений, буклетов;

- выступления волонтерских отрядов «Мы за здоровый образ жизни!»;

- беседы со старшей медсестрой: «Культура питания», «Профилактика гриппа», «Опасные и безопасные ситуации» и т.п.

- просмотр видеофильмов, мультфильмов, презентаций;

- дни здоровья.

Приложение 2


 

Скачано с www.znanio.ru

Исследовательский проект «Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»

Исследовательский проект «Воспитание мотивации у младших школьников к здоровому образу жизни»

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование

Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование

Как и понятие «здоровье» здоровый образ жизни является достаточно широким

Как и понятие «здоровье» здоровый образ жизни является достаточно широким

Главная задача воспитания здорового образа жизни школьника - построение индивидуального подхода к здоровому образу жизни

Главная задача воспитания здорового образа жизни школьника - построение индивидуального подхода к здоровому образу жизни

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Уровень сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Уровень сформированности знаний, умений и навыков у младших школьников о

Оля – зубы чистят утром и вечером

Оля – зубы чистят утром и вечером

Хорошие природные условия -

Хорошие природные условия -

Проанализировав анкеты и проведя наблюдение, была замечена следующая закономерность

Проанализировав анкеты и проведя наблюдение, была замечена следующая закономерность

Десять заповедей», «Культура чувств», «Опасные и безопасные ситуации», «Я имею право, я обязан…» и т

Десять заповедей», «Культура чувств», «Опасные и безопасные ситуации», «Я имею право, я обязан…» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023